Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Московская сретенская духовная семинария

― Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, как устроена богослужебная практика в Вашем храме. Действительно ли она длится именно 40 дней?

― Вечером того дня, в который совершилась хиротония, ― а надо сказать, что большую часть иерейских хиротоний совершает сам Святейший Патриарх, потому что считает, что должен лично знать человека, на которого будут возложены руки, ― человек, который получил благодать священства или диаконства, приходит к нам в храм. С этого начинается прохождение богослужебной практики, продолжительность которой составляет 30 дней.

Мы стараемся, чтобы практиканты прошли не только через совершение богослужений, но и через совершение церковных таинств ― покаяния, крещения, венчания. Правда венчания у нас бывают не так часто, но иногда мы доверяем практикантам и повенчать. Разумеется, рядом с ними всегда находится опытный клирик нашего храма, который поможет и подскажет, если это потребуется. Идет Великий пост, и тем, кто пришел на практику сейчас, не очень повезло в том смысле, что они почти не совершают Литургий: по воскресным дням Литургию возглавляет архиерей или ключарь храма, так что Литургию святителя Василия Великого они могут наблюдать только со стороны. Для практики же остались в основном субботние дни.

Если у нас одновременно служат несколько практикантов, мы стараемся, чтобы они возглавляли богослужение по очереди.

Во время практики мы обращаем внимание не только на совершение священных действий, но и на внешний вид священнослужителя. К сожалению, ему у нас на приходах уделяется мало внимания, но ведь это очень важный момент! Внешний вид священнослужителя настраивает людей на определенное отношение к богослужению. Если они видят, что священник или диакон выходит из алтаря неопрятным, у них появляется соответствующее настроение по отношению к богослужению. И наоборот. Я всегда говорю практикантам, что их служение начинается с момента выхода из алтаря. Скажем, если диакон, выходя на амвон произносить ектению, слишком торопится, семенит или, наоборот, идет вразвалочку, люди начинают отвлекаться от богослужения, смотреть по сторонам и так далее. А если диакон выходит опрятный, идет благоговейно, уверенной поступью, то уже сам его выход из алтаря концентрирует внимание людей. Он еще ничего не произнес, а люди уже готовы ему внимать.

― Вы говорите, что практика длится 30 дней. Почему же она называется сорокоустом?

― При Святейшем Патриархе Алексие II, когда обязательная практика для новорукоположенных клириков только вводилась, она длилась 40 дней, это был в полном смысле слова сорокоуст. Потом Святейший Патриарх Кирилл решил, что клирик должен пройти не только богослужебную практику, но и практику социального служения. Поэтому в пределах сорокоуста 25 дней ставленник практиковался в богослужении, а на 15 дней отправлялся в Отдел по церковной благотворительности и социального служения и выполнял послушания по линии этого Отдела. С течением времени сами практиканты стали говорить мне, что 25 дней ― это мало, да мы и сами видели, что, если можно так выразиться, священнослужители после такого краткого срока выходили «сырыми». Я обратился к Святейшему Патриарху с просьбой скорректировать продолжительность практики, и он благословил богослужебную практику совершать на протяжении 30 дней и 15 дней практиковаться в Отделе социального служения.

Мое мнение, что и 30 дней мало, да и сами практиканты говорят об этом. Торопиться здесь незачем, потому что, прежде всего, человек должен привыкнуть к служению и успокоиться, потому что все неуклюжие действия происходят из-за того, что человеку приходится исполнять непривычные обязанности, и необходимо время, чтоб освоиться со своим новым положением в алтаре. Недели две после хиротонии клирик приходит в себя, потом у него, образно говоря, начинает проясняться сознание, и он уже ориентируется в своих действиях. И в этот момент забирать его еще рано, потому что полученные навыки нужно закрепить. Примерно к 40-му дню человек действительно чувствует себя уверенно, и его можно выпускать в самостоятельную богослужебную жизнь.

Разумеется, я говорю обобщая, потому что есть ставленники, которые очень хорошо подготовлены, и наблюдать за ними во время практики очень приятно, потому что видно, что человек готовился и знает, что ему нужно. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать.

Некоторые практиканты имеют награды за выслугу лет, например не так давно у нас появился священник, который прослужил диаконом 19 лет, и во время рукоположения Святейший возвел его в сан протоиерея. Я всегда говорю, что на практике все равны, а награды даются авансом, и в будущем священнослужитель должен оправдать доверие Патриарха. Наилучший способ сделать это ― быстрее окрепнуть в совершении тех или иных священнодействий.

― Много тех, кто готов и кто не готов к служению?

― Каков процент ― не скажу, но приходят священнослужители очень разного уровня. Все зависит от того, как сам человек относится к событию рукоположения, насколько серьезно к этому готовился.

У нас в Центральном викариатстве принято, что кандидату в священнослужители до хиротонии дают наставника из числа членов Совета викариатства (раньше их выбирали из Епархиального совета). Это опытный священнослужитель, который помогает подготовиться к принятию сана, что-то разъясняет, обсуждает практические вопросы ― чинопоследование, порядок каждения, чтение Евангелия, произнесение возгласов, диалоги между священником и диаконом, ― проверяет, насколько кандидат готов к служению. Это дает свои плоды, потому что после нее священнослужители приходят более подготовленными. Если можно так выразиться, наставник дает кандидату знания в целом, а мы его «ставим на ноги» и совершаем тонкую настройку.

― Вы говорите о практике наставничества. Но раз она существует, значит, семинарского образования недостаточно для подготовки клириков?

― Значит, нет.

― Недавние инспекционные проверки Учебного комитета выявили, что студенты семинарий не очень хорошо знают литургику и чинопоследование богослужения. Вы и сами сталкиваетесь с недостатком знаний Ваших практикантов. Исходя из этих наблюдений, как Вы считаете, следовало ли бы что-то изменить в семинарской программе, чтобы уровень подготовки был более высокий?

― Мне трудно об этом говорить, потому что я не знаю, как сейчас преподают литургику в семинариях. Очевидно, в какой-то степени вина лежит на преподавателях, если они не могут сделать так, чтобы студенты прочно усвоили необходимые знания. Почему ― не знаю, может быть, они слишком по-доброму относятся к студентам, завышают оценки, не желая портить им аттестаты, а это их расхолаживает. Но это просто предположение, чтобы понять причины, надо этот вопрос изучить. Но действительно, бывает, что к нам приходят люди, которые не знают практически ничего. Может быть, они так растерянно ведут себя от страха, от того, что их пугают размеры храма. А вообще, конечно, уровень подготовки кандидатов в священство нужно повышать.

Но не все так плохо. Кстати, сейчас у нас на практике были два диакона, которые помогали нашим псаломщикам читать часы, изобразительны, канон, и как псаломщики очень хорошо ориентировались в богослужении. А в совершении священнодействий в качестве диакона путались.

― Какие знания должны быть у кандидата в диаконы или священники? Он должен наизусть знать чинопоследование?

― О знании наизусть я не говорю, но человек должен хотя бы теоретически ориентироваться в том, что происходит. Когда священнослужитель не подготовлен ― это вносит расстройство в общий ход богослужения, чего допускать никак нельзя. Теорию он должен знать крепко. С практическими действиями проблемы будут, но для их освоения клириков и отправляют на практику.

В дальнейшем человек приобретает опыт уже во время служения на приходе. Особенно хорошо, если он попадает к грамотному настоятелю, потому что его отношение к богослужению передается и членам клира.

Есть один примечательный момент. Диакон знает особенности диаконского служения и после рукоположения неуверенно чувствует себя в качестве священника, потому что это иное служение и иные священнодействия. Но ведь, наверное, каждый диакон имеет желание принять сан священника. От момента, когда он подает прошение на рукоположение, до самой хиротонии проходит достаточно времени для того, чтобы изучить действия священника и подготовиться к новому служению, и очень странно, когда после хиротонии молодой иерей не то что плохо знает, что должен делать, а вообще производит такое впечатление, словно просто с улицы в алтарь зашел и не понимает, что от него в данный момент требуется. Если человек был внимателен в период диаконского служения и присматривался к тому, что происходит на богослужении, священнические действия не будут для него чем-то новым и неизвестным. Основная проблема, как мне кажется, в том, что люди невнимательны. Делаем свое дело, а посмотреть немножко шире, понаблюдать, как другие участвуют в нашем общем деле, нам то ли не хочется, то ли мы не считаем нужным.

― Когда Вы учились, уровень подготовки был лучше? С чем это связано?

― Может быть, мы другие были, я не знаю. Возможно, сейчас нагрузка больше, так что семинаристам требуется заниматься изучением множества дисциплин, например, иностранных языков, даже в том случае, когда в дальнейшем работать с ними не предполагается. В итоге время растрачивается, а базовые знания не усваиваются. Может быть, причина в том, что студенты менее собраны и сконцентрированы на учебе. Повторю: это надо изучать.

― Как преподавали литургику у Вас?

― У нас литургику преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона, который был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали». Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили именно порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил ― это до сих пор держится в голове. Да, мы почти не занимались вопросами истории богослужения. Но зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно.

― Где Вы сами проходили сорокоуст?

― У нас сорокоуста не было. До принятия священного сана я 10 лет иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Пимена и после рукоположения продолжал иподиаконствовать, а по воскресным дням мне иногда удавалось совершать диаконское служение в Богоявленском соборе. Никакой череды в Академии у меня не было. Но для меня не существовало вопроса, что делать дальше: я еще в школе решил посвятить себя служению Церкви и старался набираться опыта служения у своего отца, протоиерея Иоанна Рязанцева, и у других опытных священников, которые прошли достаточно серьезную школу жизни и служения в Церкви. Я наблюдал за ними и как-то спокойно вошел в те обязанности, которые появились после рукоположения.

После иерейской хиротонии сорокоуста тоже не совершал: в то время я оканчивал Академию, надо было писать и защищать диплом. После выпуска Святейший направил меня служить в Успенский храм Новодевичьего монастыря, и началась основная моя жизнь в качестве иерея. Но и тут проблем не было, может быть, только требовалось усвоить какие-то практические мелочи, на которые раньше я не обращал внимания.

Отец Михаил, нынешняя награда отмечает 30-летие Вашего служения. Скажите, пожалуйста, какие из событий, произошедших за годы Вашего служения, Вам особенно запомнились?

Уточним: 30 лет прошло со дня моей диаконской хиротонии. 15 марта 1981 года Святейший Патриарх Пимен рукоположил меня в сан диакона, но еще год после этого я учился в Московской Духовной Академии и иподиаконствовал у него, так что приходской жизни как священнослужитель в тот период еще не вкусил.

Через год, 7 апреля 1982 года, состоялась моя хиротония в сан иерея. Естественно, иподиаконство мое на этом завершилось. Около месяца я проработал в Патриархии и с 12 июня 1982 года по благословению Патриарха начал приходское служение в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря, где к тому времени освободилось место священника. За время, которое прошло с того момента, произошло множество разных интересных событий, и что-то одно выделить сложно.


Успенский храм Новодевичьего монастыря

На время моего служения в Новодевичьем выпала подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Сейчас появляются воспоминания об этом периоде, очень хорошо о нем написал покойный епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), который, как и я, был иподиаконом Патриарха Пимена.

У нас в Новодевичьем монастыре под председательством Святейшего Патриарха состоялся Архиерейский собор, посвященный празднованию 1000-летия Крещения Руси. Помню, была организована выставка церковных изделий завода «Софрино». Сам юбилей праздновался очень торжественно: в Большом театре состоялся концерт, в московском Даниловом монастыре, который стал одним из центров празднования, совершилось торжественное богослужение, но в нем я не участвовал, потому что служил в Новодевичьем.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен

Вообще, это было необычное празднование необычного события. Все-таки мы жили еще при коммунистическом режиме, велась серьезная атеистическая пропаганда. Как вспоминает епископ Сергий (Соколов), думали, что Церкви не дадут провести это празднование. Но промыслом Божиим празднование все же состоялось. Церковь заявила о себе и, может быть, именно с этого момента началось движение в сторону Церкви. А потом коммунистическое здание начало рушиться, генеральные секретари стали очень быстро сменять друг друга, и уже к началу 90-х годов ситуация в отношении Церкви совершенно изменилась.

К концу моего пребывания в Новодевичьем монастыре там начала восстанавливаться монашеская жизнь: стала образовываться женская монашеская община, а игуменьей была назначена матушка Серафима, родственница святителя Серафима (Чичагова). Это тоже было очень интересное событие, но я застал только самое начало, потому что вскоре после этого меня назначили ключарем Храма Христа Спасителя, который только-только начали строить. На месте храма была строительная площадка, совершать богослужения было негде, и какое-то время я продолжал числиться и служить в Новодевичьем.

Потом, когда рядом с будущим Храмом Христа Спасителя построили деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», от послушания в Новодевичьем монастыре меня освободили. Я окончательно перешел сюда, и мы тали готовить к освящению сначала нижний, Спасо - Преображенский храм, а потом и сам Храм Христа Спасителя.

Храм Державной иконы

Как прошло здесь первое пасхальное богослужение?

Первый раз на Пасху мы служили в 1995 году в храме Державной иконы, и эта маленькая деревянная церквушка была битком набита людьми. Тогда мы совершили первый крестный ход, но пока только вокруг храма Державной иконы. А в 1996 году служили уже в строящемся храме Преображения Господня. Мы попросили строителей освободить нам «трассу» вокруг строящегося Храма Христа Спасителя и в пасхальную ночь прошли крестным ходом уже по строительной площадке вокруг будущего собора. Тогда тоже пришло довольно много молящихся.

Кто возглавлял эти богослужения? Приезжали ли архиереи?

Эти богослужения возглавлял ключарь Храма Христа Спасителя. Архиереи в то время здесь богослужения не совершали, потому что, повторю, на месте храма была строительная площадка.

Но с самого начала строительства Святейший Патриарх Алексий II в праздник Рождества Христова 1995 года в присутствии председателя Правительства РФ Виктора Степановича Черномырдина и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент будущего храма.

Пасха в 1995 году пришлась на 23 апреля, то есть на день праздновалась раньше, чем в нынешнем. За 4 месяца, которые прошли с закладки первого камня, храм был выведен на уровень пола, но ни стен, ни сводов еще не было. Ночью мы служили в деревянном храме Державной иконы, а днем, в 16 часов, здесь собралось московское духовенство, и Святейший Патриарх Алексий II совершил первую Пасхальную Вечерню на полу возводимого храма. Было очень жарко, светило яркое солнце, пришло очень много людей. Крестный ход проследовал на строительную площадку от храма Илии Пророка в Обыденском переулке.

В дальнейшем Рождество и Пасха отмечались здесь Патриаршим служением. На Рождество 1996 года мы совершили Рождественскую Вечерню по аналогии с Пасхальной, но Патриарх служил уже внутри строящегося храма. Так что строительство продвигалось очень быстрыми темпами.

19 августа 1996 года Святейший Патриарх освятил престол нижнего Спасо - Преображенского храма. С этого момента там начались регулярные богослужения.

Правда, отделочные работы к тому времени не были закончены. Поэтому в субботу перед всенощным бдением мы собирались в храме, все мыли, чистили, пылесосили, потом служили, в воскресение все убирали, а с понедельника снова приходили рабочие и продолжали заниматься облицовкой стен. Но храмовая жизнь уже начала осуществляться.

В конце 1999 года все строительные работы были завершены, и 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма.

До августа 2000 года художники заканчивали роспись храма, и 19 августа, в праздник Преображения господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. С этого дня начались регулярные богослужения и в верхнем храме.

Помните, как Вы отнеслись к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда об этом только-только начали говорить?

Конечно же, когда, еще студентом Академии, я бывал в Патриархии или Отделе внешних церковный сношений и после шел по Пречистенке к метро «Кропоткинская», то пытался представить себе, как мог бы выглядеть здесь, на месте бассейна «Москва», Храм Христа Спасителя и как было бы хорошо, если бы он здесь оставался. Но, конечно, когда возникла идея воссоздать храм, я отнесся к ней скептически.

По этому поводу ведь было очень много споров, предлагали различные варианты, например, сделать не храм, а символическое лазерное изображение.

Конечно, это промысл Божий, что идея воссоздать храм приобрела реальное воплощение и что она, после того как была высказана священноначалием, нашла отклик в сознании тогдашнего нашего градоначальника Юрия Михайловича Лужкова и все в совокупности привело к тому, что строительные работы начались.

Помню, когда я увидел строительный забор на месте бассейна «Москва», подумал: «Ну сколько раз этот забор еще будут перекрашивать, чинить… Доживу ли я до того момента, когда из-за него станут видны стены храма?». Может быть, за мой скептицизм Господь и поставит меня сюда. Мы знаем историю Симеона Богоприимца, который усомнился в том, что от Девы может родиться Спаситель, и был оставлен до того момента, как Спаситель родился от Девы и был принесен в Храм. Что-то подобное произошло и со мной. Так что я оказался в Храме Христа Спасителя и стал свидетелем того, что здесь происходило до настоящего времени и продолжает происходить.

Помните момент, в который Вам сказали, что именно Вы будете ключарем воссозданного Храма Христа Спасителя?


Это было в 1994 году. То есть в сентябре 1994 года появился строительный забор, а 6 октября меня уже назначили ключарем, так что я недолго сомневался и проявлял свой скептицизм.

В то время я был членом Епархиального совета. Состоялось заседание, на котором как раз шел разговор том, что начинается строительство Храма Христа Спасителя и необходимо назначить туда кого-то из московских священников, кто бы мог следить за строительными работами и вообще возглавить процесс воссоздания.

По какой-то причине я не смог присутствовать на этом заседании, вероятно, был занят в Новодевичьем монастыре, и отцы не нашли ничего лучше, как в мое отсутствие предложить мою кандидатуру. Когда я узнал об этом, то очень удивился, но предложение о моем назначении уже было доложено Святейшему Патриарху Алексию II и он его одобрил.

Когда я пришел к Святейшему Патриарху, чтобы просить благословение на это служение и получить указ о назначении, то спросил, почему назначили именно меня, ведь я не специалист, никогда не занимался строительством, к тому же и священник еще молодой, то есть не обладаю большим жизненным и духовным опытом. А Святейший так улыбнулся и говорит: «Храм-то ведь будет еще долго строиться».

Очевидно, он имел в виду, что, пока будет строиться храм, у меня будет время и возможности набраться опыта и, может быть, до великого освящения храма я успею и состариться. Конечно, тогда никто не предполагал, что Храм Христа Спасителя будет построен всего за пять лет.

Вы были иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена. Может быть, были какие-то эпизоды, которые особенно остались в памяти?

Не скажу, что были какие-то эпизоды: для меня это был один эпизод, очень поучительный и очень яркий.

Конечно, все вспоминают о том, что богослужения Святейшего Патриарха Пимена отличались высокой духовностью и особенной красотой, наполненной молитвой. Проповеди его были в основном назидательными, пастырскими, посвященными праздникам или евангельским чтениям, отличались краткостью, но очень западали в душу и оставались в сознании людей.

Я не был особо приближенным иподиаконом, но для себя и в теперешнем моем служении взял за образец то, как Патриарх Пимен совершал богослужения: не отвлекаться ни на что, всегда быть сосредоточенным и пребывать в молитвенном состоянии.

В основе церковной жизни лежит традиция, преемственность. В момент рукоположения священнику передается благодать от апостолов, которые были поставлены самим Иисусом Христом, и таким образом все мы, священнослужители, оказываемся их преемниками. Но в своем служении мы следуем еще и каким-то образцам. Я учился у Патриарха Пимена, а он еще у кого-то, а те еще… И в этом тоже выражаются преемственность и традиция Православной Церкви.

Ольга Богданова

Рождество Христово — престольный праздник главного Москвы — Храма Христа Спасителя. Для многих людей этот храм ассоциируется с неким церковным учреждением, посещать которое могут лишь избранные. О реальной жизни Храма Христа Спасителя, его социальной и миссионерской деятельности рассказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

— Отец Михаил, Рождество Христово — престольный праздник храма Христа Спасителя, который является кафедральным собором первопрестольного града. По статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси является и настоятелем храма. Вам как ключарю, человеку непосредственно отвечающему за текущую жизнь храма, каким видится отношение Патриарха к Храму Христа Спасителя?

— Недавно мы отмечали скорбную дату — 75 лет со дня разрушения Храма Христа Спасителя. Когда храм разрушали, люди, причастные к этому событию, наверно были уверены в том, что ни о каком его воссоздании не будет идти и речи, а потому постарались память об этом храме вычеркнуть из сознания россиян. Храм ведь был не только архитектурной доминантой города, но и символом единения православного народа в борьбе с иноземными захватчиками. И строился он десятилетия именно на народные деньги. Но по Промыслу Божиему на этом месте был воссоздан Храм Христа Спасителя даже, может быть, более великолепный, чем тот, который был разрушен в 1931 году.

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора.

Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви.

Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России.

В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

— Несмотря на свое главное призвание, Храм Христа Спасителя все же остается храмом, куда приходят и простые верующие, где совершаются ежедневные богослужения. Но эта сторона жизни храма почти неизвестна — есть ли в храме постоянные прихожане, существует ли община храма?

— Это очень хороший вопрос, потому что в сознании многих людей, в основном, далеких от Церкви, Храм Христа Спасителя ассоциируется с каким-то учреждением, открытым только по большим праздникам, куда могут приходить только первые лица государства, и куда попасть простому смертному практически невозможно. Но Храм Христа Спасителя, будучи кафедральным собором, несет ту же самую миссию, что и любой приходской православный храм. Здесь совершаются все церковные таинства: таинство исповеди, причащения, таинство брака, таинство крещения. И отпевания мы совершаем, причем не только высокопоставленных людей, но всех, кто обращается в храм с такими просьбами.

При всем при этом число постоянных прихожан пока не слишком велико. Храм ведь находится в центре Москвы, и многие люди добираются на богослужения с окраин. Однако в храме есть крепкий костяк прихожан, которые любят этот храм и связали с ним свое духовное делание. Есть у нас и воскресная школа как для детей, в которой, учится человек тридцать детишек, так и для взрослых — около ста человек. Обычно по воскресным дням, после Божественной Литургии наш клирик отец Андрей Овчинников собирает часть постоянных прихожан и занимается с ними, проводит воскресные беседы. Но в основном, конечно, состав молящихся в храме непостоянный.

Практически каждый человек, приезжающий в Москву или живущий в Москве в дальних районах, слышал о Храме Христа Спасителя, и в какой-то момент у этих людей возникает желание прийти и посмотреть на то, что они видели по ТВ, или о чем они слышали или читали. И здесь, конечно, возникают определенные сложности в связи с необходимостью наблюдения за духовным состоянием людей, но мы стараемся, чтобы человек, впервые посетивший наш храм, ушел не разочарованным, а нашел бы ответы на свои вопросы. У нас ежедневно в храме присутствует священнослужитель, который специально дежурит, чтобы отвечать на вопросы приходящих сюда.

Можно сказать, что в этом заключается миссионерское служение нашего храма — поток людей первый раз приходящих в храм у нас очень и очень велик.

— Помимо богослужебной жизни, какие еще сферы церковного служения присутствуют в Храме Христа Спасителя? Ведется ли социальная деятельность?

— Конечно, обязательно. Одно дело — на словах рассказывать о Церкви, о ее жизни, о ее особенностях, а другое дело — самому лично принимать участие в судьбе ближнего. Сейчас завязали знакомство с Центральным военно-морским госпиталем. Вот уже несколько раз уже туда ездили священники, причащали больных. В госпитале лежат не только служащие военно-морского флота, но и просто военные, поступившие туда из горячих точек, и все они, конечно, требуют не только медицинского внимания, но и внимания со стороны духовенства, и всегда бывает радостно видеть, как эти люди благодарно встречают священнослужителей.

У нас есть еще попечение о детском доме в Мордовии, где находятся дети, матери которых находятся в местах заключения. Этих детишек привозили к нам в храм на экскурсию. Можно себе представить, насколько дети, живущие в глуши, были поражены, когда посетили Храм Христа Спасителя, и я думаю, что это впечатление у них останется на всю жизнь. Вот, к Рождеству отправляем подарки туда. После праздников готовим еще одну такую поездку сюда в Храм Христа Спасителя.

Кроме того, у нас образовались прочные связи с военнослужащими внутренних войск, которые часто приходят в храм на экскурсию. Но мы стараемся ознакомительным экскурсиям придать просветительский, духовный характер. Многие солдаты, которые поступают на службу во внутренние войска из глубинки и не имели возможность принять Крещение, после таких посещений нашего храма изъявляют желание креститься, и мы совершаем крещение солдат — и уже довольно много было таких случаев за историю существования нашего храма.

В последние годы у нас образовалась традиция служить напутственный молебен для военнослужащих, отправляющихся на боевое дежурство в «горячие точки», — потом говорят, что после такого молебна практически все участники возвращались обратно невредимыми. Недавно мы познакомились с людьми, которые несут свое добровольное послушание в Центральной детской республиканской больнице в отделении трансплантации костного мозга, и там больные дети испытываю нужду от нехватки лекарств. И наши друзья из одной аптеки откликнулись на нашу просьбу, и большое количество лекарств они передали для детишек совершенно безвозмездно. По мере формирования постоянных прихожан мы будем привлекать их для участия в делах милосердия.

— Одной из проблем современных храмов является невоцерковленность сотрудников — на некоторые должности очень сложно бывает найти человека и церковного и профессионального. Как решается эта проблема, учитывая огромный штат всевозможных работников и разносторонность их деятельности в Храме Христа Спасителя?

— Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя». Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма.

Но, конечно, этих средств не хватает, и город, поскольку храм является городским имуществом, старается осуществлять его финансовую поддержку. И, с одной стороны, это большая помощь Церкви, поскольку нам не нужно заботиться о каких-то серьезных материальных попечениях, но с другой стороны, приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами.

Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться, а они пришли в храм, что он является кафедральным собором, во главе которого стоит Святейший Патриарх, что люди в своей профессиональной деятельности должны соответствовать этому статусу.

Есть у нас, как я уже сказал, чисто церковная структура, которая непосредственно занимается обеспечением богослужений как патриарших, так и ежедневных. И это люди церковные, которые находятся в ведении ключаря Храма Христа Спасителя, и ключарь несет ответственность за их поведение, за их отношение к людям, приходящим в наш храм. Есть, конечно, большая текучесть кадров, потому что сложно здесь работать, если сравнить с каким-то приходским храмом, где и народу поменьше и объемы деятельности поменьше. Ведь даже для того, чтобы поменять свечи у подсвечников, тут надо за целый день пройти несколько километров. Потом те, кто стоит у иконных киосков или свечных, или книжных — именно они встречаются с людьми, на них также лежит ответственность, как они отнесутся к человеку, впервые пришедшему в храм. И нужно постоянно с этими сотрудниками проводить беседы, чтобы они имели терпение, уважение и любовь христианскую. Необходимо, чтобы впечатление у человека, переступившего порог Храма Христа Спасителя, не было испорчено, чтобы ему еще раз захотелось сюда прийти.

— Сейчас все более активно развивается православный Интернет, и у Храма Христа Спасителя также есть сайт. Какова с вашей точки зрения, важность присутствия Православия в Интернете?

— К сожалению, у нас нет какого-то штата или особого человека, который мог бы отвечать за работу этого сайта. Им занимается в свободное время наш протодиакон отец Александр Агейкин. Стараемся, конечно, чтобы события, которые происходят в стенах нашего храма, были отображены на сайте. Но есть пожелание наших прихожан, чтобы была еще информация и о том, что намечается, что ожидается. Я думаю, что мы будем это учитывать и помещать такую информацию на своем сайте.

— На вашем сайте есть особенный раздел — трансляция богослужений и телемосты. Будет ли развиваться это направление?

— Да, это мы обязательно будем делать. Практически все Патриаршие службы у нас проходят с трансляцией и видеоматериалами. Тем более что эти трансляции помогают людям, живущим далеко от Москвы, даже за рубежом, наблюдать церковную жизнь Москвы, церковную жизнь Храма Христа Спасителя. Кстати, надо сказать о том, что по Интернету наш отец Александр познакомился с протодиаконом кафедрального собора Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, который заинтересовался богослужениями в Храме Христа Спасителя, прислал ему свои вопросы. Таким образом, мы даже предвосхитили событие воссоединения с Русской Зарубежной Церковью, когда определенные моменты Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя принимаются уже там, в кафедральном соборе Сан-Франциско и через это осуществляется связь между нами и Зарубежной Церковью.

— Храм Христа Спасителя является образцом для других храмов Москвы, тем более что многие ставленники в священный сан проходят у вас первоначальную практику.

— Когда Святейший Патриарх меня назначил ключарем Храма Христа Спасителя, то в указе значилось, что по своим обязанностям я должен приготавливать храм к его деятельности церковно-богослужебной, должен обеспечивать Патриаршие богослужения. У меня до этого был некоторый опыт сослужения архиереям: в юности иподиаконствовал у Патриарха Пимена одиннадцать лет, потом был назначен в Новодевичий монастырь, где проходил свое пастырское служение в качестве священника. Поэтому опыт совершения и архиерейских богослужений и вообще уставных богослужений у меня уже был. И когда Святейший Патриарх назначил ключарем в Храм Христа Спасителя, и мы только-только начали осуществлять свою богослужебную деятельность, то хотелось все лучшие примеры, которые были у меня пред глазами, воплотить в уставе Храма Христа Спасителя.

Еще мне, как ключарю Храма Христа Спасителя, сам Святейший облегчил эту участь, назначая сюда грамотных священнослужителей, они органично вошли в богослужебную деятельность нашего храма и, конечно, помогают мне в исполнении моего послушания. И часто бывает так, что вновь рукоположенных клириков и в диаконском, и в иерейском сане направляют сюда к нам для прохождения практики. В среде священнослужителей бытует мнение, что здесь все такие важные и неприступные, но встречают они здесь братское дружелюбное отношение.

— Отец Михаил, восстанавливаете ли вы какие-то дореволюционные традиции храма в отношении пения или совершения богослужений?

—Это, несомненно, интересно, и я думаю, что это мы будем делать. Но что касается церковного пения, то сейчас у нас грамотный и высоко профессиональный регент Сергей Васильевич Кривобоков, а до него был Николай Сергеевич Георгиевский. Это церковный человек, который был воспитан в храме с детских лет. Патриаршему служению должно соответствовать и пение церковное высокого уровня. Нельзя забывать, что храм первоначально храм был построен во второй половине XIX века, и его лучшие годы существования пришлись на конец XIX — начало XX века, поэтому живопись храма академическая, и пение должно соответствовать этой эпохе.

У нас очень хорошая нотная библиотека, из которой можно почерпнуть прекрасные произведения. Есть возможности, есть силы, и я думаю, что в дальнейшем мы тоже будем работать и трудиться и над совершенствованием и разнообразием репертуара. К сожалению, у нас большие объемы храма, поэтому приходится пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, что, на мой взгляд, снижает восприятие пения, потому что не всегда можно четко разобрать слова, но даже сама гармония церковного пения должна человека как-то расположить к молитвенному настроению.

А что касается богослужебных традиций, то, в частности, начиная с 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, 25 декабря по новому стилю мы совершаем заупокойное богослужение, в котором поминаем императора Александра I. По его велению был издан манифест о строительстве Храма Христа Спасителя. Также поминаем военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вообще такое богослужение уже седьмой раз совершается, а в этом году впервые, по благословению Святейшего Патриарха, служили молебен, составленный митрополитом Филаретом — благодарственный молебен об изгнании галлов и с ними «двадесяти языков». Впервые после долгого времени мы совершали этот молебен, который совершался 25 декабря, но по старому стилю, в праздник Рождества. Но поскольку у нас рождественские службы проходят особо торжественно, с Патриаршим служением, не совсем было бы удобно совершать именно в Рождественские дни эту память, поэтому мы решили 25 декабря, то же самое число, только по новому стилю, совершать этот молебен, который теперь будет ежегодным.

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь.

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господней. Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .

Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год - в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя - это не хитон, а другая верхняя одежда - плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице - Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей...

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская - Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово - «сделан» - потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Родные Галины Павловны Вишневской у иконы святителя Николая, которую передают в Храм Христа Спасителя по ее воле. 19 декабря 2012 года. Фото www.xxc.ru

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона - образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево - Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма - старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны. Великая вечерня 7 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты - я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров - прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя - организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все - к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий - например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.