Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Вера православная - димитрий ростовский страсти христовы

Проповедь о созерцании Святых Страстей Христовых

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Лютер М. Проповедь о созерцании Святых Страстей Христовых От переводчика Священное Писание цитируется по Синодальному переводу, за исключением отдельных случаев, где цитата дается по тексту оригинала (это оговорено в примечаниях). Слова переводчика и редакторов, добавленные для ясности, заключены в квадратные скобки. В русский перевод включены некоторые примечания из американского издания сочинений М. Лютера (Luther’s Works. American Edition. Vol. 42 © 1969 by Fortress Press, Philadelphia, далее - AE), помогающие лучше понять некоторые места текста. 1519 г. Во-первых, некоторые размышляют о страданиях Христовых, гневаясь на иудеев, - поют о злосчастном Иуде, бранят его и считают достаточным привычно сетовать на других, клясть и порицать своих противников. Это размышление скорее не о страданиях Христа, а об Иуде и о лукавстве иудеев. Во-вторых, некоторые указывали на разнообразные выгоды и плоды, происходящие от созерцания страданий Христа. В этой связи есть одно изречение, приписываемое св. Альберту, что лучше один раз помыслить о страданиях Христа, чем целый год поститься, весь день молиться по Псалтыри и т. д. Делают они это слепо и, напротив, лишаются истинного плода страданий Христовых, ибо ищут в этом своё. Потому и носят они с собой образки и книжки, грамоты и крестики, а некоторые доходят до того, что полагают, будто этим они защищают себя от воды, льда, огня и всякой опасности. Так страдания Христа теряют свой смысл вопреки их существу и природе. В-третьих, люди занимаются также состраданием Христу, оплакивая Его и рыдая о Нем как о невинном человеке, подобно женщинам, шедшим за Христом из Иерусалима, которых Он порицал, сказав, что оплакивать им следует самих себя и своих детей. Во время чтения страстей люди такого рода высоко возносятся мыслями своими, сильно переживая прощание с Христом в Вифании и скорби Девы Марии, но и они не идут дальше этого. Столь много часов созерцают люди страсти, и Бог знает, для чего это больше придумано - для сна или все же для бодрствования. Сюда же относятся те, кто, узнав, какие великие плоды приносит святая месса, по простоте своей считает достаточным то, как они слушают мессу. На основании изречений некоторых учителей нам внушают, что месса opere operati, non opere operantis, угодна [Богу] сама по себе и без наших заслуг и достойности. Этого, мол, достаточно. Но ведь месса установлена не в силу своей собственной достойности, а ради того, чтобы делать достойными нас, особенно же ради того, чтобы размышляли мы о страданиях Христовых. А где этого не происходит, месса становится делом плотским и бесплодным, каким бы добрым оно само по себе ни было, ибо какая польза тебе от того, что Бог есть Бог, если Он не Бог для тебя? Что толку, что еда и питие сами по себе целебны, если они не целебны для тебя? Смотри же, от множества месс не будет лучше, если ты не ищешь в ней подлинного плода. В-четвертых, правильно размышляют о страданиях Христовых те, кто при виде их ужасается сердцем и чья совесть сей же час приходит в смятение. Ужас должно внушить то, что видишь ты пламенный гнев и неизменную суровость Бога в отношении греха и грешников, так что не желал Он отдать грешников даже Своему единственному, возлюбленному Сыну, если Тот не заплатит за них столь тяжкую плату, как сказал Он устами Исаии, гл. 53: «За преступления народа Моего претерпел казнь». Что же будет грешникам, когда такую казнь претерпело любимейшее Дитя? Невыразима и нестерпима должна быть та ярость, которой подвергает Себя столь великий и превосходный Человек и от которой Он страдает и умирает. И если глубоко задумаешься о том, что страдает Сам Божий Сын, вечная Премудрость Отца, то непременно придешь в ужас, и тем сильнее [будешь ужасаться], чем глубже [будешь размышлять]. В-пятых, хорошенько уясни себе и нисколько не сомневайся: именно ты и мучаешь Христа столь тяжко, ибо все это произошло из-за твоего греха. Св. Петр во 2-ой главе Книги Деяний так сильно потряс иудеев и привел их в ужас, словно удар грома, сказав им всем: «Вы распяли Его», что в тот же день три тысячи в страхе и трепете сказали Апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» и т. д. [Деян. 2:37] Посему, когда видишь руки Христовы, пробитые гвоздями, знай наверняка, что это сделал ты. Когда видишь терновый венец, знай, что это от твоего злого помысла и т. д. В-шестых, смотри же, когда Христа уязвляет одно терние, то тебя по справедливости должно уязвить в сто тысяч раз больше терний, причем уязвлять тебя они должны вечно и намного злее. Когда Христу калечит руки или ноги один гвоздь, тебе надлежало бы вечно мучаться от таких же и даже еще более страшных гвоздей, что и случится с теми, для кого страдания Христовы проходят впустую, ибо сие честное зеркало, Христос, не станет лгать или обманывать. Что оно показывает, то и будет, да еще как! В-седьмых, св. Бернара охватил от этого такой ужас, что он сказал: «Думал я, что нахожусь в безопасности, и ничего не знал о том вечном приговоре, что был вынесен мне на небе, пока не увидел, что единородный Сын Божий милует меня, заступается за меня и подвергает Себя этому приговору ради меня. О, мне теперь не до шуток, и не могу я быть безмятежен, когда дело обстоит столь серьезно!» Так повелел [Иисус] женщинам: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших», и объяснил причину: «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» [Лк. 23:28, 31] Он как бы говорит: «Познайте из Моих мук, чего вы заслужили и что вам полагается». Верно ведь говорят: овечку стригут, а другая того же себе жди. Так сказал и пророк: «Ради Него будут оплакивать себя все племена земные». Он не говорит: «Они будут оплакивать Его», но: «Ради Него будут оплакивать себя». Как уже говорилось выше, столь сильно ужаснулись люди в Деян. 2, что сказали Апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» [Деян. 2:37] Так же поет и церковь: «Я буду усердно об этом думать, и будет сокрушаться во мне душа моя». В-восьмых, об этом пункте надлежит размышлять особо, потому что в нем, по сути, и состоит польза от страданий Христа, а именно - чтобы человек пришел к познанию самого себя, испугавшись за себя и сокрушившись. А если человек к этому не приходит, значит страдания Христовы еще не пошли ему на пользу в полной мере. Ведь действие страданий Христа, свойственное им по природе их, состоит в том, чтобы уподобить человека образу Его, чтобы, как Христос телом и душой тяжко мучался от наших грехов, так и мы, подобно Ему, мучались совестью от грехов своих. Многословием этого не добиться, а ведет к этому глубокое размышление и острое осознание грехов. Возьми такое подобие: допустим, судят какого-то злодея за то, что он удушил сына князя или короля, а ты живешь себе припеваючи, ни о чем не беспокоишься, как будто ты невиноват. Но когда схватят тебя и изобличат, что это ты подговорил злодея, вот тогда тебе небо с овчинку покажется, особенно если еще и совесть лишит тебя покоя. И еще страшнее тебе должно стать, когда размышляешь ты о страданиях Христа. Ведь злодеи, иудеи, которых Бог теперь судил и изгнал, были слугами твоего греха, и на самом деле из-за твоего греха Бог умертвил и распял Сына Своего, как уже было сказано. В-девятых, кто окажется настолько черств и сух, что страдания Христовы не вселят в него страх и не приведут к познанию себя, тот бойся, ибо от этого будет только одно - придется тебе уподобиться образу и страданиям Христа, будь то на земле или в аду. По крайней мере, при смерти и в чистилище придется тебе ужасаться и трепетать, содрогаться и ощущать все, что претерпел Христос на кресте. Страшно будет ждать на смертном одре. Посему надлежит тебе молить Бога, чтобы Он смягчил твое сердце и позволил тебе плодотворно размышлять о страстях Христовых. Ведь и невозможно нам самим основательно задуматься о страданиях Христа, если Бог не положит нам это на сердце. Ни созерцание сие, ни какое другое учение не дается тебе для того, чтобы ты сам по своей воле начал его исполнять. Сперва следует взыскать и возжелать благодати Бога, чтобы ты исполнял это по благодати Его, а не от самого себя. Ведь потому и не размышляют правильно о страстях Христовых вышеупомянутые люди, что, не воззвав об этом к Богу, они своими силами придумали собственный способ и занимаются этим чисто по-человечески и бесплодно. В-десятых, кто таким образом размышляет о страданиях Божьих один день, один час и даже четверть часа, о том мы смело можем сказать, что это лучше, чем если бы он целый год постился, весь день молился по Псалтыри и даже отслушал сотню месс. Ведь это размышление существенно изменяет человека, почти как крещение рождает заново. Здесь страсти Христовы совершают свое подлинное, свойственное им по их природе, благородное дело - умерщвляют ветхого Адама, лишают человека всякого удовольствия, радости и уверенности, которые он мог бы иметь от твари, как и Христос был оставлен всеми, даже Богом. В-одиннадцатых, поскольку это не в нашей власти, бывает, что мы иногда об этом просим, но не сразу получаем. Не следует, однако, унывать и отступаться. Иногда бывает, что просим мы не о том, что известно и желанно Богу, ибо это должно происходить естественно и непринужденно. Огорчится человек совестью своею и ощутит отвращение к злу в своей жизни. Он вполне может и не знать, что производится это в нем страданиями Христовыми, о которых он, может быть, и не помышляет, в то время как другие истово размышляют о Христовых страданиях и все же не выходит у них познать себя. У тех страдания Христовы - сокровенные и подлинные, а у этих - мнимые и обманчивые, и таким образом Бог часто показывает изнанку: те, кто не размышляет о страстях Христовых, - они-то как раз и размышляют; и мессу слушают те, кто ее не слушает; а кто слушает - тот как раз и не слушает. В-двенадцатых, сейчас идет у нас Страстная неделя, и почтили мы, как полагается, Страстную пятницу. Близится Пасха и Воскресение Христово. Так вот когда человек осознал таким образом

Братие и сестры!

При вступлении на святое поприще Великого поста и покаяния Святая Церковь напутствует нас воспоминанием о нашем праотце Адаме, с жизни которого начинается история бытия рода человеческого на земле, и указывает на его грехопадение.

Человек был создан Богом безгрешным и святым. После грехопадения Адама первозданный человек потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения явилось изгнание человека из рая, а также скорби и болезни его в земной жизни. Грех отворяет врата смерти. Яд греха весь обращается внутрь человека и производит свое разрушительное действие. Как моль точит одежду, ржа разъедает железо, так и грех действует на человека. Естественные потребности души и тела, не управляемые высшей Божественною силою, превращаются во множество греховных наклонностей и привычек; возникают страсти, разрушающие силы человека, его здоровье.

Грех разрушил первобытный союз между Богом и человеком. Восстановить этот союз своими собственными силами люди не могли, потому что не могли совершенно очиститься от грехов.

Для восстановления общения между Богом и людьми необходим был Посредник, Который был бы в сродстве и с Богом, и с людьми.

Все судьбы человеческие направлялись к тому, чтобы приготовить род человеческий к важнейшему событию всемирной истории - пришествию в мир Сына Божия.

Согласно Предвечному Совету Святой Троицы, начало и основание великому делу нашего искупления положено Господом Иисусом Христом в самом Его воплощении, благодаря которому Он стал единым Ходатаем Бога и человека (см. 1 Тим 2:5). К совершению дела искупления направлена была и вся последующая земная жизнь Христа Спасителя, завершившаяся Его крестною смертью, которая составляет сущность, основание и вместе завершение жертвоприношения Христова, очищающего все людские грехи.

Безмерна любовь Божественная к нам, грешным. Иисус Христос принял на Себя грехи всего мира и Самого Себя принес правде Божией в искупительную и очистительную жертву за весь род человеческий. Спасительная сила ее простирается на всех людей и на все времена.

Братие и сестры! Мы всегда должны помнить, что живое общение с Богом составляет источник вечной радости для человека как на земле, так и в загробном мире. Поэтому каждый последователь Христа во время земной жизни должен стремиться к внутреннему, живому богообщению. Но это единение с Богом достигается христианином только тогда, когда сердце его будет очищено от страстей, греховных чувств и пожеланий.

Братие и сестры! Святая Церковь напоминает нам ныне о падении нашего праотца Адама для того, чтобы на примере его жизни мы познали всю тяжесть греха и пагубные его последствия. Будем же стремиться в своей жизни всегда исполнять заповеди Господни и искоренять из сердца греховные недуги, и тогда с помощью Божией мы выполним свое назначение на земле и достигнем вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном. Аминь.

Проповедь на пассию

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братие и сестры!

Господь создал человека безгрешным, бессмертным и святым. Но, находясь в райских обителях, прародители наши согрешили, нарушив заповедь Божию. Следствием грехопадения было изгнание их из рая, скорби и болезни в земной жизни.

Спасителем и Искупителем человеческого рода явился Господь наш Иисус Христос, Который был истинным Богом и истинным человеком.

По Своему человеческому естеству Богочеловек соделался жертвою, а Его Божеское естество придало этой жертве безмерную цену.

Братие и сестры! Спасение наше совершено Господом Иисусом Христом, Его страданиями и крестною смертью. Ими разрушено средостение, разделявшее человека с Богом, и отверст доступ всем благословениям небесным на человеческий род. Крест - основание благодатного Царства Христова. И каждый человек, чтобы удостоиться вечного блаженства, непременно должен в своей жизни приобщиться Христовым страстям. “Спа­сающийся, - учат святые Отцы, - должен облещись в заслуги Спасителя, чтобы в них, как в некоей солнцеобразной одежде, воспарить на небо. Но заслуги Спасителя составляют крестная смерть и страдания”.

Через жизненные скорби и страдания мы прививаемся ко кресту Христову и в нем обретаем силу крестную, очищающую и привлекающую благоволение Божие.

Спаситель заповедал Своим последователям: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк 9:23).

За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста, который составляют скорби и страдания, встречающиеся в земной жизни. Узкий и тесный путь жизненных скорбей и страданий ведет человека к вечному блаженству и возвращает его в потерянный рай.

Жизненные скорби составляют часть Божия воспитания христианина, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6).

Жизненные трудности и испытания, переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощи и свидетельствуют о состоянии его духовной жизни. “Несча­стья, - пишет епископ Феофан Затворник, - настоящий экзамен человеку. Они задают вопросы: человек отвечает на них состоянием своего духа; невидимая же рука пишет баллы, обозначающие, насколько научился человек жить опытами жизни и какой вообще уровень его нравственно-религиозной силы”.

Скорби, посылаемые Богом, являются также сильнейшим средством нравственного очищения человека. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются невидимые ему страсти, особенно гнев, печаль, уныние, гордость и неверие. Существенно нужно и полезно для христианина обличение греха, гнездящегося в нем втайне.

Мы должны осознать, что скорби Бог посылает нам на благо, и стараться надлежащим образом переносить их.

Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришел христианин и попросил благословения носить железные вериги и власяницу. Но Преподобный не одобрил это его намерение и сказал: “Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски, - вот вериги нам и власяница. Эти духовные вериги выше железных”.

Вступающий на путь спасения должен всецело отдаться воле и водительству Божию, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Божию во время его земного странствования. Когда христианин предаст себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свое попечение на Бога, будет благодарить Его и славословить за крест, тогда необыкновенная духовная сила веры и неизреченное духовное утешение неожиданно являются в сердце его.

Известный русский писатель ХIХ века Н. В. Гоголь выразил свои переживания во время постигшей его болезни в следующих словах: “Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. О, как нужны нам недуги! Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, - слыша это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь”.

Наш Всемогущий и Всеблагий Подвигоположник вложил в самые скорби особый внутренний смысл: они составляют источник духовной радости и утешения. “Телесные мучения сии, - сказал великомученик Евстратий, - веселие суть рабам Твоим”.

Сравнив вечную Небесную славу, уготованную истинным последователям Христа, с кратковременными скорбями, святой апостол Павел говорит: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).

Человек, благодушно переносящий жизненные скорби, принимающий их как от руки Господней, становится причастником чина мучеников и нередко прославляется Богом уже здесь, на земле.

Святитель Григорий Двоеслов, повествуя о настоятеле одного монастыря игумене Стефане, отличавшемся преимущественно добродетелью терпения, говорит, что эта добродетель возросла в нем до высокого совершенства, так что он считал своим другом того, кто причинял ему какие-либо обиды; за поношения воздавал благодарностью; если наносили ему скорбь, считал ее величайшей прибылью и всех недоброжелателей своих он почитал как помощников в деле спасения. Когда настал час его смерти, многие из присутствующих видели множество ангелов и святых, пришедших на встречу души праведника.

Братие и сестры! “Жизнь христианина, - говорит святой Иоанн Златоуст, - есть ежедневный крест”. Святые апостолы и мученики с радостью претерпевали за Христа всевозможные страдания, и жизненный крест для них явился лествицею от земли на небо.

Постараемся же и мы безропотно, с благодарением Бога нести свой жизненный крест, и тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся вечного блаженства в Царствии Небесном. Аминь.

Поучение на пассию

Братие и сестры!

Трогательное и необыкновенное событие воспоминает сегодня Святая Церковь. Небесный Учитель и величайший Благодетель - Господь наш Иисус Христос, как преступник, идет с двумя разбойниками на казнь Голгофскую.

Что было причиной такого неслыханного и неизреченного события? Что заставило Сына Божия сделаться Сыном Человеческим и претерпеть крестные страдания и смерть?

Ответ на этот вопрос дает нам Сам Спаситель мира в последнем наставлении с Креста. Совершилось (Ин 19:30), - вот то последнее слово, которое, по свидетельству евангелиста Иоанна, произнес Иисус Христос на земле. После сего восклицания Господь, преклонь главу, предаде дух .

Что же, братие и сестры, совершилось, спросим мы?

Богочеловек как Спаситель мира с любовию возвестил миру, что совершилось спасение, что люди искуплены Его страданиями, кровию и смертью. Эту истину мы исповедуем в Символе веры: “Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес… и страдавша и погребенна ”.

Спасительная сила искупительной жертвы Господа нашего Иисуса Христа простирается на всех людей, на все их грехи и на все времена.

На кресте смертью Богочеловека совершилось спасение людей. После этого события мы видим целые сонмы спасенных, приобщившихся новой жизни, воссиявшей от креста Богочеловека.

Спасение должно быть главной целью нашей земной жизни, и она вся должна служить приготовлением к вечности. “Смо­т­рите на небо, - завещали нам святые Отцы, - и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он приближал вас к Богу” и Царствию Небесному.

Для достижения вечной, блаженной жизни последователь Христа должен постоянно трудиться: всеусердно искоренять все страстное и греховное из человеческого естества и усвоять христианские добродетели.

Но для преуспеяния в деле спасения нам необходима помощь Божия, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу. Однажды преподобный Антоний Великий обратился к Богу с просьбой: “Господи, покажи мне путь спасения!”. Он вышел из своей пещеры и увидел кого-то, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться; после этого он опять начал трудиться, а, поработав, опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души.

Вся жизнь христианина должна быть посвящена Богу всегда, во всех обстоятельствах жизни. Никакое место не отделяет нас от Вездесущего Бога. “Место не спасет человека и не погубит, - говорит преподобный Нифонт, - одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”.

Христианин должен спасаться в тех условиях жизни, в которые он поставлен Промыслом Божиим, и устроять свой путь жизни так, чтобы он всецело был направлен к достижению Отечества Небесного. Эту истину один из учителей Русской Церкви, епископ Феофан Затворник, излагает в следующих словах: “Москва одна, а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него доходить можно, но стань переменять дороги, очень не дивно, что никогда не доберешься до того града”.

Последователь Христа должен верить, что все случаи жизни устрояются Промыслом Божиим, и потому всякое дело стараться делать так, как бы оно было поручено ему от Бога. Так всякий шаг нашей жизни, всякое слово и поступок можно согласовать с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни.

Жизнь семейная и общественная, если она будет согласна с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроять эту жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии с прогнанием всего греховного, то это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, - учат святые Отцы, - тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте все как волю Божию, на вас возложенную”.

Известны многие угодники Божии, которые среди шумного многолюдства и житейской суеты достигали спасения. Одному из преподобных Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.

Братие и сестры! Постараемся нести земное служение наше, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно и с усердием, приготовляясь отдать Богу отчет в исполнении их.

Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. И тогда мы станем истинными последователями Иисуса Христа, Спасителя нашего, и достойными наследниками вечного блаженства в Царствии Небесном.

Слово, произнесенное в Великую пятницу
у святой Плащаницы

Братие и сестры!

Православный храм замирает, когда святая Плащаница Господня предлежит для поклонения верующим. Глубокое волнение и великое благоговение охватывают всех присутствующих. Даже знаменитые проповедники и богословы не могли выразить человеческим языком всю тайну воспоминаемого ныне события.

В этот момент в сердце и уме христианина рождаются скорбно-возвышенные мысли, отражающие то, что происходит в душе в эти великие и святые минуты. Источником этих благих мыслей и чувств является пострадавший нашего ради спасения Господь Иисус Христос; именно Его неизреченная, непостижимая, Божественная любовь к нам, возведшая Его на крест, чтобы всех нас духовно возродить и воскресить к жизни вечной и небесной.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит:

“Одной только любви Спаситель требует от нас, говоря: Я тебя возлюбил, люби и ты Меня. Я за тебя биен был, по ланите ударен, ты же за это возлюби Меня. Я за тебя тернием венчан, по главе тростию биен, на смерть осужден и копием прободен, а ты за это возлюби Меня. За кровь Мою, пролитую за тебя, Я ничего не требую, кроме сердца твоего. Сыне, даждь Ми сердце твое”.

И никогда, ни в какие часы и минуты своей жизни мы не убеждаемся так в той любви Божией, как сейчас, когда подходим к Плащанице, чтобы облобызать язвы гвоздиные на Пречистых руках и ногах Его и приложиться к Евангелию, столь убедительно проливающему немеркнущий свет на жертвенный подвиг Спасителя.

Уста Спасителя сомкнуты: Он молчит. Но должна заговорить и пламенеть наша совесть. Ведь мы тоже распинали и распинаем Христа своим маловерием, страстями и пороками, забвением Бога и будущей жизни. Один христианин часто исповедовался и причащался святых Христовых Таин, но всякий раз, возвращаясь домой, он продолжал проводить греховный образ жизни. И Господь вразумил его следующим образом. Однажды этот человек увидел чудовище необыкновенное, которое начало приближаться к нему. “Кто ты такой?”, - спросил испуганный грешник. “Я тот, - ответило чудовище, - который ударил Иисуса Христа по ланите. И всякий христианин, произвольно согрешающий, причисляется к тем, которые распинали и поносили Христа”. Тогда понял грешник, что он своею жизнью наносит оскорбление Самому Господу, и с этого времени стал жить по-христиански.

Братие и сестры! Сейчас мы будем подходить к святой Плащанице. Пройдем трепетною мыслью все страдания Господа, и с покаянными чувствами и расположениями подойдем к этому Живоносному Гробу.

Станем пред лицем изъязвленного, измученного Спасителя и, смотря на главу Его, тернием израненную, скажем: “Не допущу в моих мыслях измены Тебе во веки!”.

Целуя язвы на руках и ногах Христа, скажем: “Не будем творить беззаконий, не пойдем стезею неправды!”.

Смотря на сердце Иисуса, копием прободенное, скажем: “Возлюблю Тя, Господи, всем сердцем моим, и последний мой вздох на земле, последний удар моего сердца будет принадлежать Тебе!”.

Целуя же святое Евангелие, скажем себе: “Вся, елика рече здесь Господь, послушаем и сотворим”.

И если мы с таким настроением духовным подойдем к этому святому месту, то здесь, у Плащаницы, произойдет наша личная встреча со Христом Спасителем, Который услышит все наши благие прошения и поможет нам в достижении вечной, блаженной жизни в Отечестве Небесном. Аминь.

  • Проповедь о Страстях Христовых
  • О службах Страстной Недели
  • Святыни Страстей Христовых в Москве

***
Страсти Господни начинаются, в сущности, в день входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим – один из самых трагических праздников, который нам приходится пережить. В нем, как будто, всё двоится. Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и которая носит уже на себе печать Страстей Господних. Внешне – торжество. Господь въезжает в Иерусалим как царь, на Нем исполняется пророчество: Не бойся, дщерь Иерусалима, твой Царь входит к тебе кроткий, восседающий на ослице…

Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель видел славу Божию, проявляющуюся в Нем, встречает Его ликующе, невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на негодование и сопротивление политических вождей, люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат “Осанна!” (красуйся), Сын Давидов, Царь Израилев!” и, казалось бы, это – торжественное шествие; казалось бы – мы можем ликовать вместе с народом; но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим, что тут, во всяком случае, какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость народная, непонятным, как будто, образом, превращается через несколько дней в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: Распни, распни Его! Не Его – Варавву нам отдай!.. Понять это можно только так, мне кажется, что как бы глубже слоем, чем это внешнее торжество, на всем этом событии лежит именно недоразумение.

Встречают Христа как царя, ожидают в Нем политического вождя; до сих пор Он скрывался, теперь Он открыто въезжает в город со Своими учениками. Люди думали, что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время политической, государственной и общественной независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда они воцарятся, восторжествуют. Они ожидали, что кончается время их унижения и начинается слава – последняя, победная слава Израиля.

А Христос вступает в Иерусалим, как кроткий Царь, Царство Которого не от мира сего; Он пришел принести это Царство в сердца человеческие. Он пришел установить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу потому что это – Царство совершенной, самоотверженной любви, самоотречения. Царство изгнанничества ради правды и ради истины, Царство, которое пока всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то сердцах – немногочисленных или многих – единственным Царем является Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности, покоя, устойчивости – Христос им предлагает оторваться от земли, стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и самому человеку бывает так страшно…

И вот, эти люди, которые встречали Его в Вербное Воскресенье с таким торжеством, теперь восстали на Него с таким негодованием и ненавистью, с непримиримой ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды человек едва ли может, но воспламениться надеждой, когда она уже угасла, и увидеть эту надежду поруганной – порой бывает невыносимо, и тот, кто явился причиной такого поругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую; это случилось со Христом.

Поэтому вход Господень в Иерусалим весь находится под знаком недоразумения, весь уже носит печать Страстных дней. Окруженный ликующей толпой Христос всё больше и больше погружается в одиночество; ученики ожидают чего-то, чего Он им не предлагает, окружающий народ встречает Его потому, что думает, что Он – иной, и Христос шаг за шагом вступает в этот град “побивающий пророков”, и приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Это первое, что мы видим у преддверия Страстей Господних. Затем дни – дни споров, пререканий, которые постепенно приводят к последней развязке, к предательству Иуды, к Гефсиманской ночи, и к Распятию. И вот из этих событий мне хочется остановиться на некоторых; первое – это Гефсиманская ночь.

Гефсиманская ночь, это предел оставленности человеческой помощью, человеческой любовью, это час, когда Спаситель Христос остается один – один со Своей человеческой судьбой в момент, когда эта человеческая судьба вся сводится и сосредоточена только на одном: на грядущей смерти. Христос, после Тайной Вечери вышел в ночную тьму со Своими учениками; Он ушел за Кедрон в сад Гефсиманский; Он знает, что грядет время, когда Он будет отдан в руки человек грешных и начнется над Ним расправа - расправа человеческого греха над Божественной милостью, потому что эта Божественная милость оказалась для них обманом – она предлагает небо, когда земля требует своего…

Христос просит Своих учеников побыть с Ним, основная группа остается в одном месте, немножко дальше Он уводит с Собой троих: Петра, Иакова и Иоанна ~ тех самых, которые видели чудо Его преображения – и просит их бдеть и не спать; и Он уходит на короткое расстояние и начинает молиться. В этом предсмертном борении (не потому что телесная смерть для Него уже наступила, а потому что это момент, когда слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери, “никто Моей жизни не отнимает от Меня, Я Сам её даю” должны стать живой, трагической реальностью) то, что было целью и намерением Воплощения, теперь делается неминуемым событием следующего мгновения. То, что Христос намерен был принять, то, о чем Он знал, что это будет Его судьбой, теперь уже неминуемо будет, уже приближается, уже касается Его; и Христос, истинный Бог и истинный человек, стоит перед лицом смерти. И вот здесь одиночество особенно трагично: три человека, самые близкие, самые родные, в нескольких шагах от Него засыпают от усталости, от тоски, от того, что слишком много пришлось пережить за последние дни… Христос остался в этой ночной тьме один -, один в Своей молитве к Отцу; и, казалось бы, эта молитва должна пробить небеса, должна разорвать тьму ночную, она должна была бы быть живым мостом между душой Страдальца и душой Отца – и этого не случается; не только ночь всё темнее, не только ученики спят, но и Отец остаётся в безмолвии: в этой страшной ночи искупления и Бог безмолвствует…

Когда мы читаем евангельские страницы, то видим, с какой отзывчивостью Спаситель отвечает на каждую мольбу приходящего к Нему с болезнью, с тоской, с грехом, даже со смертью; Христос обещал, что если у кого будет веры с горчичное зерно, он сможет двигать горами: и вот, в этой трагической ночи ничего не случается. Вся вера, вся праведность Сына разбивается, как волна об скалу, об это молчание земли и неба. Если бы небо ответило отказом, было бы легче. Вы помните, как Сирофиникиянка из пределов Сидонских молила Христа об исцелении дочери, как Христос её убеждал, что этому не надлежит быть, как бы вызывая её этим на всё больший и больший подвиг веры, совершенного доверия Богу, и когда она это доверие засвидетельствовала с предельной силой Он даровал ей исцеление. Отказ за отказом падал на неё, но каждый отказ был как бы поводом нового движения веры в ней. Здесь же небо молчит, отказа нет, ответа нет. Я сейчас не хочу вдаваться в причины и объяснения – это нас отвело бы от острого сознания того, что происходит – небо и земля оставили до конца Спасителя перед лицом смерти. После третьего моления Ангел подошел укрепить Его, после того, как кровавым потом была покрыта земля, изныла предсмертной тоской человеческая грудь…

Теперь следующий момент: суд у Пилата, Христос отдается на неправедный суд – и этот суд не находит в Нем вины. Желая чем-то удовлетворить толпу, Пилат повелевает Невинного бить. Невинный терпит удары, насмешки, терновый венец, красную хламиду, и выводится перед лицом толпы. “Вот человек!” Эти слова значат в простом смысле: “Вот Тот, Кого вы предали мне, вот Он”. Но если задуматься над ними, то действительно мы здесь видим человека – во всей его наготе.

Что осталось от Царя, Сына Давидова? Посмешище. Что осталось от Того, Кто проповедовал, целил, словом побеждал? Пленник, который не имеет ни слова в свою защиту, просто человек, не кто-то, не Иисус, а пленник безымянный, в котором остаётся только его облик.

Мне довелось раз посмотреть на человека. Это было сразу после освобождения Парижа; изменников, предателей ловили, иногда судили, иногда убивали, а до этого часто водили по улицам и издевались над ними. Поймали одного человека, который многих предал на смерть, который не заслуживал, по суду человеческому, ни сострадания, ни милости. Я выходил из дому, и толпа его вела мимо нашего подъезда. Он был в обычном своем костюме, но испачканном, беспорядочном…

Полголовы его было обрито, лицо его было отмечено подтёками, толпа его забросала грязью. Я знал, кто этот человек, поэтому я не мог по первому движению души видеть в нем страдальца и мученика. По первой мысли это был пойманный злодей, и однако эта мысль не только не задержалась, но и не мелькнула в голове. То, что я видел, был просто человек, все его другие свойства исчезли.

Был ли он злодей, сколько крови он пролил, сколько семей лишил мужей, отцов, братьев и сестер – всё это не вспомнилось, потому что в этой предельной, ужасной нищете, в этом предельном уничижении ничего не осталось кроме просто человека. И в течение многих часов передо мной стоял образ, двоящийся образ этого человека и Христа Спасителя, и я не мог разделить одного от другого. Суд у Пилата и суд толпы, расправа народная тут и там, и перед ужасом того, что можно сделать над человеком и с человеком всё остальное стиралось. Оставалось только: “Се человек!” Это другой образ, который я хотел вам напомнить; третье – Распятие.

На Голгофу поднималось три человека, три злодея: Иисус из Назарета и два других. В толпе, вероятно, было некоторое недоумение; за эти дни многие, вероятно, обсуждали судьбу Иисуса и Его личность; Он был иной – не один из трех. Он как-то выделялся: для одних тем, что Он, побежденный самозванец, сейчас должен пережить заслуженное Им; для других Он еще оставался неразгаданной тайной; до последней минуты, до последнего вздоха, можно было, кажется, чего-то ожидать…

Этих троих распяли; сначала от боли, от отчаяния, от гнева побежденности два других разбойника бились и кричали и Его поносили: Названный Царь Иудейский, помоги, а если не можешь, то кто же ты такой? – но постепенно смерть начала покорять эти души и эти тела. Один продолжал Его поносить и продолжал ненавидеть свою судьбу, другой что-то прозрел. Что случилось?
Все они, все трое были распяты по человеческому суду; судили неправедные судьи; судили такие же люди, грешные, злобные, как и сами разбойники, – только которым житейски больше повезло. Один из разбойников увидел и пережил только неправду этого человеческого суда, другой прозрел за человеческим судом суд Божий; человеческий суд был неправеден тем, что человек человека осудить, тем более засудить не может; однако он был праведен тем, что суд Божий через человеческую неправду застиг человеческий грех. Один из разбойников, видя своих судей и зная, что они собой представляют, не мог принять своей судьбы; другой, взглянув на Иисуса и что-то увидав в Нем, понял, что за человеческой неправдой стояла Божественная страшная правда и что Иисус из Назарета, осужденный невинно, является каким-то свидетельством того, что здесь, на Голгофе совершается какое-то непостижимое Божие дело, что смерть каждого из них является чем-то предначертанным и осмысленным Божиею Премудростью – потому именно, что умирает Праведник, ничем не прикоснувшийся ко злу, что человеческая неправда приковавшая, пригвоздившая всех троих к древу смерти, служит только орудием для судеб Божиих, и он душой обернулся и сказал: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.”

Это относится не только к двум разбойникам, но и к нам, постоянно, в нашей жизни. Когда мы грешим, творим зло, когда нас постигает несчастье, когда мы видим последствия своего греха, нам часто приходится говорить: Господи, любой ценой -только выведи меня из этого ужаса… Если бы Сам Господь явился и повелел вам взять на себя какой-то подвиг труда и страданья, мы вероятно бы это сделали хотя бы на время; но Бог этого не делает. В ответ на наш крик “любой ценой” Бог насылает на нас простую, обыденную неправду земли. Нас унижают, на нас лгут, нас оскорбляют, нас утесняют, нашу жизнь делают тяжелой, и нам кажется, что всё это не может быть делом Божиим, плодом Божиего суда, что Бог должен Свою правду творить праведными путями, не через неправду людскую, и мы тогда, как разбойник, повешенный по левую сторону креста, отвергаем собственное спасение через человеческую неправду, потому что требуем от Бога исцеления путем Божественной Правды.

И эта Божественная правда есть, и она целительно водружена перед нами – это Христос, невинно страдающий, это Христос, Который искупает мир и спасает нас Своей смертью и кровью под ударами человеческой злобы… Но и мимо этого мы проходим, потому что и этого мы не принимаем. Если мы только сумели бы хоть на момент прозреть насквозь, через человеческую неправду, судьбы Божии, то всё меняется, и исполняется слово апостола верующему; всё меняется и содействует ко спасению.

И Христос умирает… Часто приходится слышать, будто непонятно, чем смерть Христа была таким событием, что могла оправдать и спасти человечество? Она не была ужаснее, по-видимому, смерти двух разбойников, которые вместе с Ним умирали на кресте; она, вероятно, была гораздо менее мучительна, чем смерть многих мучеников, которые исстрадались в пытках – и в древности и в наши времена; что же есть в смерти Христа такого, что делает её единственной, неповторимой? То ли, что умирает на кресте Сын Божий, потому что по Божеству Своему не умирает Бог? Что же случается? Что делает эту смерть единственной, из ряда вон выходящей, неповторимой смертью?

Смерть каждого человека является плодом постепенного вымирания, даже когда это вымирание соответствует постепенному созреванию его души, как апостол Павел говорит: Внешняя храмина моя разрушается, но крепнет дух – даже тогда человеческое тело, человеческое естество постепенно клонится к земле с тем, чтобы земля его приняла и он вернул бы ей всё, что от неё получил. Смерть человека является плодом падения и греха, т.е. в конечном итоге – плодом разобщенности человека с Богом; именно потому, что человек оторвался от источника жизни, он может умереть; но не так со Христом.
Во Христе человеческое естество и Божественное были соединены совершенно и навеки, соединены без смешения. Соединены так, что Христос есть истинный человек и истинный Бог, но уже навсегда Бог и человек. В этом соединении человечества и Божества человечество Христово в самом чуде Его Воплощения делается бессмертным. Когда священник причащается Святых Таинств от руки архиерея, ему говорятся слова: Пречистое, Святое, Бессмертное Тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается тебе! Бессмертное Тело- это тело нетленно…

Оно будет лежать во гробе и останется неприкосновенным для тления. Это тело, которое соединилось с Божеством; по Своему человечеству, ввиду этого соединения Христос, как человек, бессмертен. Для нас смерть является уродливой, но неминуемой; для Христа смерть невозможна и противоестественна; бессмертный по одному соединению с Богом, человек Иисус не может умереть – и однако Он рождается для смерти. Он берет на Себя все последствия человеческого греха: жаждет, утомляется, голодает, терпит страдания и умирает; не потому, чтобы это было естественно Ему, а потому, что Он во всем захотел уподобиться человеку, все испытать захотел, чтобы человека спасти; как говорит апостол Павел: Будучи во всем испытан Он может и испытуемым сострадать… Умирание Христа не есть распад обветшалой человечности, это насильственное вырывание бессмертной души из бессмертного тела. Это вольная, в полном смысле слова, смерть, – потому что это смерть невозможная. “0, Жизнь вечная, как это Ты умираешь?” говорит одна из стихир на службе 12-ти Евангелий. Этим смерть Христа достигает по своему ужасу далеко за пределы всякой страдальческой смерти и остается неповторимой и единственной, делом непостижимой любви, о котором Филарет Московский говорит: Отец – распинающая любовь, Сын – любовь распятая…

И вот, перед этими событиями нам надлежит простоять в течение целой недели. Это больше, чем наши силы могли бы вынести, если бы в нас было только немножко больше чуткости. Мы только потому можем из года в год переживать краешком души совершающееся в эти дни, что мы слишком нечутки, слишком безжизненны, – и вступая каждый год в Страстные дни, мы должны быть готовы к тому, чтобы что-то – если мы молитвенно, с любовью откроемся к воздействию этих дней – навсегда надорвалось в нашей душе, чтобы смерть Христова и Христовы страдания унесли из нашей жизни всё, или хоть часть того, что несовместимо с этим событием.

Часто мы с ужасом задумываемся над тем, что же это были за люди, которые участвовали в распятии Христа? К сожалению это были люди такие же как мы, это не были особые изверги, это не были люди, которые по своей жестокости, или греховности превосходили бы нас, это были люди, движимые обычными нашими страстями. Мы не можем сказать: Если бы мы жили тогда, мы не были бы участниками этих событий… Мы были бы участниками этих событий, если бы только в нас сохранились те же свойства, которые и сейчас качествуют в нас. Посмотрите на Пилата - чем он плох? Чем он стал участником распятия? Трусливостью, малодушием, боязнью за свою карьеру, боязнью за свою семью, боязнью за свою жизнь. Посмотрите на толпу народа – почему она кричала: Распни, распни Его? – Она озлилась на Того, Который обманул надежды её. Посмотрите на других людей, всех: один отстаивал ветхозаветную истину и правду, как он её понимал, не так, как Бог её провозглашал; другой, мимо правды Божией, хотел политической победы; другие просто с ужасом думали о том, что же такое может собою представлять Царство Божие, которое зиждется на любви, т.е. на жертве каждого ради каждого, на самоотречении, каждого ради всех, и ради каждого… Каждый человек вокруг Христа, включая и воинов, которым не было никакого дела до того, кого они распинали, потому что это их “обязанность”, а ответственно начальство – они нравственно безответственны - все имели те же самые побуждения, которые нас подвигают к тому, чтобы творить неправду на каждом шагу нашей жизни…

И вот перед этими событиями мы стоим, и в эти события нам надлежит погрузиться. Дай нам Бог хоть что-то пережить, хоть что-то в своей душе унести. Заставить себя пережить нельзя ничего – поэтому можно только войти в эту толпу народную, и вместе с толпой следовать за каждым событием этой недели. Некоторые вещи нам удастся пережить ярко, некоторых вещей мы сейчас не переживем, но в какой-то момент нашей жизни они могут предстать перед нами с душераздирающей силой, и решить нашу судьбу…

Пройдем в этой толпе – с Божией Матерью, с апостолами, с первосвященниками, фарисеями, воинами, больными, которых исцелил Христос, грешниками, которых Он прощал, врагами Христа, которые старались Его уловить, недоуменной толпой, которая не знала, в какую сторону податься. Вмешаемся в эту человеческую массу людей и посмотрим в каждый момент, куда мы принадлежим: Пилат, Иуда, недоуменный зевака, всегда колеблющийся человек, который никогда не возьмет ответственности, разбойник одесную и разбойник ошуюю, или кто же, в конце концов, я? И мы увидим, что в разные моменты мы окажемся разными людьми. И вот, если подвести итог в конце недели или в течение наступающего времени тому, что пережито, станет вероятно грустно и больно, но если эта боль будет сильная и острая, и если эта грусть будет искренняя, они могут нас подвигнуть к тому, чтобы стать немножко более Христовыми, чем мы есть.

Я говорю и когда приходит много людей, и когда немного. И если сто человек обратится к покаянию, когда я говорю, то я получу стократное воздаяние! Если же шестьдесят или тридцать обратится, как говорит Евангелие , и тогда великая награда будет мне! А если из вас немногих, стоящих в церкви, только один обратится к Богу — то и это будет огромное воздаяние, ибо одна-единственная душа дороже всего мира, дороже всего существующего под солнцем.

Именно это побуждает меня говорить вам немногим, пришедшим сюда с великим трудом, под дождем, по грязи, через горы, на которые вам пришлось взбираться, и холмы, вам, пробравшимся сюда со всей твердостью и дошедшим досюда, — вы получите бо льшую награду, чем те, кто приходит сюда лишь в хорошую погоду.

Чем больше усилий просит доброе дело, тем бо льшую награду оно получает от Бога. Доброе дело, когда оно совершается с малым трудом, получает меньшую награду, а то, которое ты совершаешь с большим усилием, с трудом, бо льшую награду получит от Пресвятого Бога.

За восемь дней до того, как подняться на гору Фавор, Петр засвидетельствовал о Спасителе, сказав: Ты — истинный Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и Спаситель очень похвалил Петра за это свидетельство, такое верное и истинное, и сказал ему: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это… и Я говорю тебе: ты — Петр (то есть камень веры, Кифа, ибо его Симоном звали), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 17-18).

Здесь нам показано, что на правой вере Петра и всех, кто будет верить подобно ему, будет стоять Церковь Христова, и врата ада, которые суть уста сектантов и еретиков, хулящих правду Церкви, не одолеют ее, как объясняет это святой Афанасий.

Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне — Христе.

Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18-19).

Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!»

Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23). И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана» означает «противник», ведь он противился Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом смысле Он называет его сатаной. То есть говорит:

«Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть? Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов, страдающий в аду вот уже 5508 лет.

Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его.

Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)?

нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).

и к злодеям причтен был (Ис. 53: 12), — Его ведь распяли между двумя разбойниками. —

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем , — ведь Меня пронзят копьем в ребро по предсказанию Захарии пророка (Зах. 12: 10)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Давида пророка, который говорит: дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Писания, которое говорит: делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21, 19)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не пойду, чтобы всю кровь Свою пролить на Кресте, то где же будет пророчество псалма, который говорит: можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс. 21, 18)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе и ты устроишь Мне шалаш, то как же исполнится пророчество, которое говорит: пронзили руки Мои и ноги Мои и распяли Меня (Пс. 21: 17)?

Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим спасения нашего ради, и ранами Его мы исцелились (Пс. 53: 5)?

И если Я останусь на Фаворе, Петр, то кто же откроет эти медные ворота, ведь Писание говорит: поднимите врата, князи, ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (ср.: Пс. 23: 7, 9)?»

И так Петра стала укорять совесть, ибо он пытался остановить Спасителя, чтобы Он не пошел на распятие. А Христос говорит:

«Я открываю вам на Фаворе, Кто Я, но мы с вами пойдем туда, на другую гору, на Голгофу, и там Я пострадаю, чтобы исполнить Писание и войти в славу, которую имел у Отца Моего прежде создания мира, и вознести естество Адамово и поставить его одесную славы в вышних».

Спаситель благоволил взять с Собой трех апостолов — Петра, Иоанна и Иакова, брата его, — и подняться с ними на вершину горы Фавор. Там трое апостолов, устав от подъема в гору, уснули. По Промыслу Божию, когда они проснулись, Спаситель преобразился перед ними, и они увидели, что Он стоит на воздухе и говорит с двумя великими пророками, с Моисеем и Илией.

Итак, гора Фавор сделалась, как говорит святой Ефрем , образом Церкви. Отец говорил с неба, Сын преобразился, Дух Святой был в виде облака, Новый Завет представлен был тремя апостолами, упавшими ниц и оцепеневшими от света Божества, а два пророка, Моисей и Илия, представлявшие Ветхий Завет, стояли на воздухе и говорили с Ним.

И так Фавор стал образом Церкви Христовой в минуту преображения Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вот какая великая тайна открывается на Фаворе, чтобы затем Спасителю пойти в Иерусалим, где Он был предан, пойман, избит, оплеван и распят, а напоследок воскрес из мертвых.

Пайпер Дж. Страсти Христовы . - Киев: Древо Жизни, 2005. - 136 с. Обзор подготовил: Олег Горобец.

Джон Пайпер служит пастором в баптисткой церкви «Бетлехем» (г. Миннеаполис, штат Миннесота). Он написал более тридцати книг, из которых несколько были переведены на русский язык. Его проповеди и письменные труды распространяются через миссию «Desiring God Ministries» (www.desiringGod.org).

Многие авторы посвящают свои книги жене, детям, друзьям и коллегам, в общем, всем тем, кто им дорог или ради кого была написана та или иная книга. Угадайте, кому посвящена эта книга? Иисусу Христу! Необычное посвящение, не правда ли? По-видимому, в момент написания этой книги для пастора Джона Иисус был самым близким, родным и дорогим его сердцу Другом. Да и при прочтении книги невозможно думать о чем-то или ком-то другом, кроме Него, Великого Мученика, претерпевшего такое над собой поругание от грешников. Книга «Страсти Христовы» похожа на сухую выжимку из новозаветного учения о страданиях Сына Божьего. Джон Пайпер нашел в Новом Завете пятьдесят причин, по которым Христу надлежало пострадать и умереть. Это не пятьдесят пунктов, определяющих, кто, почему или как убил Иисуса, но попытка осознать цели, которые Бог преследовал в смерти Своего Сына. В понимании Божьего замысла заключен ответ на главный вопрос, с которым рано или поздно сталкивается каждый из нас: «Что Бог даровал нам, грешникам, отдав сына Своего на смерть?» (Пайпер, 18).

Пятьдесят причин, по которым Христу надлежало пострадать и умереть, стали пятьюдесятью главами этой книги. А перед тем как приступить к описанию этих причин, Пайпер в предисловии напоминает читателям, доказывая цитатами из Писания, что именно Бог (хотя это и звучит обескураживающе) был автором распятия Своего Сына. Пайпер также напоминает, что все то зло, которое сделали люди Божьему Сыну, Бог обернул нам во благо. Кроме того, в предисловии автор пытается ответить на два вопроса: (1) в чем уникальность страстей Христовых и (2) есть ли какая-то связь между мучениями Христа и мучениями в концлагере Аушвиц?

Главы не нуждаются в описании, их названия говорят сами за себя. Как я уже отметил, каждая из них описывает одну из причин, по которым Господу было угодно поразить Христа и предать Его мучению. Вот названия этих глав, которые наилучшим образом передают содержание книги и раскрывают главные идеи автора:

  • чтобы взять на себя гнев Божий;
  • чтобы угодить Небесному Отцу;
  • чтобы, научившись послушанию, усовершиться;
  • чтобы воскреснуть из мертвых;
  • чтобы явить грешникам изобилие Божьей любви и благодати;
  • чтобы явить нам свою любовь;
  • чтобы снять с нас обвинения закона;
  • чтобы отдать душу Свою для искупления многих;
  • чтобы простить наши грехи;
  • чтобы оправдать нас;
  • чтобы Своим послушанием сделать нас праведными;
  • чтобы отменить приговор;
  • чтобы упразднить обрезание и все остальные обряды, которые были необходимым условием нашего спасения;
  • чтобы привести нас к вере и помочь нам остаться верными Богу;
  • чтобы сделать нас святыми, непорочными и совершенными;
  • чтобы даровать нам чистую советь;
  • чтобы даровать нам все, что содействует нашему благу;
  • чтобы исцелить нас от духовных и физических болезней;
  • чтобы даровать жизнь вечную всем верующим в Него;
  • чтобы избавить нас от пагубного влияния века сего;
  • чтобы примирить нас с Богом;
  • чтобы привести нас к Богу;
  • чтобы передать нас во владение Богу;
  • чтобы мы могли смело входить во святое святых;
  • чтобы в Нем мы смогли встретиться с Богом Отцом;
  • чтобы завершить служение ветхозаветного священства и сделаться Вечным Первосвященником;
  • чтобы, будучи Священником, сострадать и помогать людям;
  • чтобы искупить нас от суетной жизни, переданной нам от отцов;
  • чтобы освободить нас от рабства греха;
  • чтобы мы умерли для греха и жили для праведности;
  • чтобы мы умерли для закона и начали приносить плоды Богу;
  • чтобы мы жили для Христа, а не для себя;
  • чтобы мы хвалились крестом Христовым;
  • чтобы мы жили верою в Него;
  • чтобы показать людям истинное значение брака;
  • чтобы вложить в людей страстное желание делать добро;
  • чтобы мы следовали примеру Его смирения и были готовы платить любую цену ради любви к ближнему;
  • чтобы приобрести верных последователей, которые будут готовы нести свой крест до конца;
  • чтобы освободить нас от страха перед смертью;
  • чтобы сразу после смерти мы пришли к Нему;
  • чтобы мы могли воскреснуть из мертвых;
  • чтобы обезоружить духовные начальства и власти;
  • чтобы сила Божья изливалась в проповеди Евангелия;
  • чтобы уничтожить расовую вражду;
  • чтобы принести искупление всем народам, племенам и языкам;
  • чтобы собрать воедино всех Своих овец, в какой стране мира они бы ни жили;
  • чтобы избавить нас от вечного суда;
  • чтобы пережить радость Самому и даровать ее нам;
  • чтобы обрести венец славы и чести;
  • чтобы показать нам, что даже самые ужасные события в жизни Бог может обратить нам во благо.

Главы по своему объему малы и читаются легко, поэтому, хотя их достаточно много, книга не останется у вас в списке долгочитаемых. Правда, хочется отметить, что, на мой взгляд, некоторые главы повторяются по своему содержанию.

Возможно, стоит отметить одну особенность перевода, которая вызвала у меня удивление. В конце книги приводится молитва Пайпера, и в начале этой молитвы звучат такие слова: «Я прошу, чтобы ты показал, что в этой книге является истиной, а что, возможно, и ложью » (курсив наш. – О. Г. ). Поскольку «ложь» представляет собой преднамеренное искажение правды, вряд ли следовало использовать столь сильный термин для перевода английского слова «false», которое может относиться и к честной, непреднамеренной ошибке. Но этот момент не портит общего впечатления от книги. В целом книга «Страсти Христовы» несет огромнейшее ободрение и мощный поток надежды для всех верных.