Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

В чем надо исповедоваться. Таинство покаяния (исповеди). Как правильно исповедоваться

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: "во всем грешна" или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие" (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи м жно свести к следующим:

1) маловерие,
2) суеверие,
3) кощунство и божба,
4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе,
5) прелесть,
6) чревоугодие,
7) сребролюбие,
8) гневливость, раздражительность,
9) осуждение ближнего,
10) уныние,
11) ложь,
12) празднословие,
13) убийство, самоубийство и аборт,
14) хищение (воровство),
15) лихоимство,
16) блудные помыслы,
17) соблазнительные разговоры,
18) блуд,
19) прелюбодеяние,
20) кровосмешение,
21) противоестественные половые связи.

Маловерие

Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле. Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою "праведность". Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного "благочестия" к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие "праведники" часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность — главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче — о мытаре и фарисее.

Суеверие

Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в "тайное духовное учение", остается тяжелый отпечаток — знак неисповеданного греха, а в душах — болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о "карме", переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, — любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба

Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: "Бог с ним!", "Ах ты, Господи!" и т. д. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в "молитве" просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе

Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность

Немолитвенность, как частный случай нецерковности, — грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих "теплохладных". Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов — все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы — это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является "Иисусова молитва", которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в "Добротолюбии" и в других отеческих творениях.

"Иисусова молитва" особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия "духовным деланием" без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные "знамения": сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался "умному деланию" без пастырского руководства.

Чревоугодие

Чревоугодие — один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил — это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. "Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств — тем яростнее похоть" (Авва Леонтий). "Чревоугодие — мать любодеяния", — сказано в одном древнем патерике. А св. Иоанн Лествичник прямо предостерегает: "Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало".

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд, — это грех чрезвычайной важности — в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6, 19-2!).

Гневливость, раздражительность

"Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность — проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой "нервностью" вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! "Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали" (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных — "праведный гнев", иными словами, — обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. "Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки" (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть "кротким с людьми", но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию" ("Добротолюбие", т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: "Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей".

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. "Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием" (св. Антоний Великий). "Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом" (св. Нил Синайский). "Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, "Иисусову молитву", — советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. "Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение" (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Тайн, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.

Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Осуждение ближнего

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости. Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным люд м обращены слова аввы Исаии: "У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны" ("Цветник духовный").

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7, 1-3). Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного "настроения".

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: "Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет... Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего" (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы — любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных ударах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, — это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: "Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля".

Ложь

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим "не войдет никто преданный мерзости и лжи" (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая "бытовая" ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует "спасительной лжи" или "оправданной", сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Грех празднословия

Не менее чем ложь, распространен грех празднословия, то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

В молитве св. Ефрема Сирина говорится: "...Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Во время Великого поста и говения надо быть особенно сосредоточенными на духовном, отказаться от зрелищ (кино, театра, телевидения), быть осторожными в словах, правдивыми. Уместно еще раз напомнить слова Господа: "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36-37).

Надо бережно, целомудренно обращаться с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.

Убийство, самоубийство и аборт

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода. Повинны в этом грехе и те, кто сплетнями, наговорами, клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего и тем более — наущал его физически расправиться с ним. Часто этим грешат свекрови по отношению к своим невесткам, соседи, возводящие напраслину на женщину, временно разлученную с мужем, намеренно вызывая сцены ревности, которые кончаются избиениями.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему — вообще равнодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей.

Сюда же относится неоказание помощи человеку, попавшему в беду: бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения.

Но мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди.

Предаваясь чрезмерной печали, доводя себя до отчаяния, мы грешим против той же заповеди. Самоубийство — величайший грех, ибо жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит власть лишить ее нас. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака — тоже медленное самоубийство. Некоторые убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения — это тоже грех.

Святая Церковь, ее святые отцы и учители, осуждая проведение абортов и считая это грехом, исходят из того, чтобы люди не пренебрегали бездумно священным даром жизни. В этом заключается смысл всех церковных запрещений по вопросу об абортах. При этом Церковь напоминает слова апостола Павла, что "жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2, 14. 15).

Женщину, находящуюся вне Церкви, предостерегают от этого поступка медицинские работники, разъясняя опасность и моральную нечистоту этой операции. Для женщины, признающей свою причастность к Православной Церкви (а таковой, по-видимому, следует считать всякую крещеную женщину, приходящую в храм для исповеди), искусственное прерывание беременности недопустимо.

Хищение (воровство)

Некоторые считают нарушением заповеди "не укради" только явное воровство и грабеж с применением насилия, когда отбираются крупные денежные суммы или другие материальные ценности, и поэтому, не задумываясь, отрицают свою виновность в грехе хищения. Однако хищением является всякое незаконное присвоение чужого имущества как собственного, так и общественного. Хищением (воровством) следует считать невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время.

Грех лихоимства

Не менее предосудительно тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости, при возможности самому зарабатывать на пропитание. Если человек, пользуясь несчастьем другого, берет с него больше, чем следует, то он совершает грех лихоимства. Под понятие лихоимства подпадает также перепродажа пищевых и промышленных продуктов по завышенным ценам (спекуляция). Безбилетный проезд в общественном транспорте — это тоже поступок, который следует считать нарушением восьмой заповеди.

Грехи против седьмой заповеди

Грехи против седьмой заповеди по самой природе своей являются особенно распространенными, живучими, а потому и наиболее опасными. Они связаны с одним из сильнейших человеческих инстинктов — половым. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах. Святоотеческая аскетика учит бороться со всяким грехом с самого его малого появления, не только с уже явными проявлениями плотского греха, но с похотливыми помыслами, мечтаниями, фантазией, ибо "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5, 28). Вот примерная схема развития в нас этого греха.

Блудные помыслы

Блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или даже испытанного во сне. В уединении, часто ночью, они особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего молитвенного правил.

Соблазнительные разговоры

Соблазнительные разговоры в обществе, непристойные истории, анекдоты, рассказываемые с желанием понравиться окружающим и быть в центре их внимания. Многие молодые люди, чтобы не показать свою "отсталость" и не быть осмеянными товарищами, впадают в этот грех. Сюда же надо отнести пение безнравственных песен, писание похабных слов, а также употребление их в разговоре. Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что, во-первых, связано с усиленной работой воображения, а во-вторых, так неотступно преследует несчастного, что он постепенно становится рабом этого греха, который разрушает его физическое здоровье и парализует волю к преодолению порока.

Блуд

Блуд — неосвященное благодатной силой таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака).

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов.

Кровосмешение

Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.

Противоестественные половые связи

Противоестественные половые связи: мужеложство, лесбизм, скотоложство.

Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространяться. Всякому христианину очевидна их недопустимость: они ведут к духовной смерти еще до физической кончины человека.

Всем мужчинам и женщинам, приносящим покаяние, если они состоят в связи, не освященной Церковью, следует настойчиво рекомендовать освятить свой союз таинством Брака, в каком бы возрасте они ни были. Кроме того, и в браке следует соблюдать целомудрие, не предаваться неумеренности в плотских удовольствиях, воздерживаться от сожительства в посты, накануне воскресных и праздничных дней.

Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью, — это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! "Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение", — говорил св. Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Об отношении к священникам и к исповеди

Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по Православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного.

Как часто надо исповедоваться? Надо исповедоваться возможно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.

Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.

Но те духовные связи, которые образуются между исповедующимся и исповедником, хотя и не являются каким-либо формальными, не могут ставиться ни во что. Подлинная церковная жизнь требует постоянства и крепости таких связей — "пастыря" со своими, ибо только на такой основе и возможна жизнь духовная.

Общение со священником на исповеди — это неторопливое перечисление своих грехов и выслушивание молитв. К священникам, пастырям, нельзя относиться лишь как к требоисполнителям.

К сожалению, потребительское отношение к Церкви остается одним из самых распространенных пороков нашей церковной жизни.

"Потребительство" многолико, оно вырастает не только из лености и равнодушия к Церкви, но порой из "ревности не по разуму", отсюда и злоупотребление пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли, разыгрываемые перед священником, отсюда "паломничество" из монастыря в монастырь, от духовника к духовнику, сопровождающееся всякого рода околоцерковными пересудами, подменяющими, по сути, духовную жизнь.

Самым опасным и очень распространенным видом церковного "потребительства" является безответственное отношение к Святым Христовым Тайнам. Повсеместно принятая общая исповедь постепенно приучает мирян причащаться вовсе без исповеди, не говоря уже о предписанной уставом подготовке.

Всякий приступающий к исповеди должен знать: исповедь — не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше как ни в чем не бывало. Исповедь — это глубоко личностный акт, а вместе с подготовкой к исповеди и процесс, в котором человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь без преувеличения можно назвать процессом рождения личности, процессом иногда мучительным, ибо человеку приходится что-то от себя отсекать, что-то вырвать из себя с корнем, но и процессом спасительным и в итоге всегда радостным.

Есть еще один момент, на который надо обратить нимание, — уважение к исповеди.

Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть ли не вплотную к священнику и исповедующемуся, так что даже могут слышать их. Никакая толчея не может здесь служить оправданием, и никто не должен подходить к священнику и исповедующему так близко.

Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в том числе и от давки.

Я часто прихожу в церковь на исповедь, чтобы покаяться в своих грехах, очистить душу и получить прощение Бога. Это священное таинство мощнее и сильнее любых других ритуалов очищения, поэтому я рекомендую регулярно исповедоваться в храме каждому человеку. В этой статье я расскажу все, что нужно знать прихожанину, который решился на этот обряд в первый раз или хочет глубже постичь духовный смысл исповеди.

Готовиться к исповеди нужно заблаговременно. Лучше всего отвести на подготовку несколько дней.

Что следует сделать:

  1. Написать на листе бумаги список грехов, в которых вы будете каяться батюшке в церкви.
  2. Почитать церковную литературу, в которой описываются все особенности таинства исповеди.
  3. Признать свои грехи, что они существуют и вы их совершили. При этом не нужно искать виноватых, пытаться оправдаться перед самим собой и перекладывать ответственность. Покайтесь прежде всего перед собой: «Да, я это делал, и только я виновен в содеянном».
  4. Подсказкой о том, какие грехи следует включить в список, может быть ежедневный дневник, в котором вы будете отмечать, что делали в течение дня. Отмечайте в нём, что хорошего совершили, и что плохого. Старайтесь свои мысли, эмоции и действия внимательно отслеживать и «ловить» себя на негативных состояниях.
  5. Попросите прощения у тех, кого вы обидели. Постарайтесь примириться с врагами. Попробуйте наладить контакт с теми, с кем давно в ссоре и не общаетесь. Даже если общение вы не возобновите, искренний разговор очистит ваши душу и сердце.
  6. Введите в распорядок дня молитвы. Вечером читайте каноны: Покаянный и обращённый к Богородице.

Важно понимать, что личная исповедь (когда вы сами себе признаетесь в грехах и каетесь) отличается от церковного обряда (его смысл - в глубоком покаянии и желании очистить от грехов, чтобы в будущем не повторять их).

А исповедь у священника - это уже следующий этап. Благодаря тому, что вам приходится себя преодолевать, рассказывая постороннему человеку о своих нелицеприятных поступках, вы можете глубоко осознать их, преодолеть чувства вины и стыда, и сделать правильные выводы.

Если у вас возникают трудности с перечислением списка грехов, купите в церковной лавке специальную книжечку, в которой есть полное описание и самого таинства, и подробный список грехов. Также в ней есть все необходимые материалы о том, как приготовиться к исповеди.

Как правильно исповедоваться и вести себя в храме

Как только вы начинаете чувствовать тяжесть в душе, когда совершенные проступки не дают покоя, и ваши мысли полны негатива, приходит время для исповеди в церкви.

Прощение, которое вы получаете после искреннего раскаяния, дарит вам чувство облегчения и освобождения. Какие правила исповеди существуют:

  1. Исповедоваться можно до трех раз в неделю. Но делать это так часто вовсе необязательно. Вполне может быть, что ваши грехи не настолько суровы, и вам потребуется раскаяние у священника лишь раз в месяц или реже. Наблюдайте за своими ощущениями. Если почувствуете, что стоит снова выговориться, приходите на очередную исповедь.
  2. Чтобы избавиться от неловкости и чувства скованности, пробуйте фокусировать мысли именно на искреннем желании очистить свои душу и сознание от негатива, получить прощение и благословение Бога.
  3. Приготовьте список совершенных грехов до самого таинства, чтобы не тратить время на то, чтобы вспомнить о том, что забыли.
  4. Если грехи, совершенные вами, достаточно тяжелы, батюшка после исповеди может наложить епитимью - наказание, исполнив которое вы заслужите прощение. Следует понимать, что выполнить указания нужно будет обязательно.

Самое лучшее время для исповеди - это либо время после вечерней литургии, либо утром, до начала службы.

Как проходит исповедь

Есть несколько вариантов исповеди:

  • Общая, когда люди произносят свои грехи вместе, во время специальной службы.
  • По договоренности со священником вы можете получить его личную аудиенцию, и исповедоваться тет-а-тет.
  • В исключительных ситуациях (если человек тяжело болен, например), батюшку можно пригласить домой. Исключение делается чаще всего только в тех случаях, когда «грешник» при смерти.

Следует быть готовым к тому, что до таинства батюшка задаст вам несколько вопросов. Отвечать на них следует искренне и без смущения. Обычно он интересуется, часто ли вы молитесь, приходите в храм, следуете ли божьим заповедям и прочее.

Таким образом, таинство проходит в несколько этапов:

  1. Предварительный разговор с вопросами от священника.
  2. Зачитывание вами грехов по списку, выражение желания раскаяться и получить прощение.
  3. В конце батюшка прочтет молитву и разорвет список грехов. Это значит, что исповедь окончена, а вы получили отпущение.
  4. После этого на вашу голову возложат епитрахиль, что символизирует благословение и милость Бога. В конце обряда приложитесь губами к Евангелию и кресту, которые обычно располагаются в конце храма.

Посмотрите видео о том, как правильно называть грехи на исповеди:

В чем каяться на исповеди?

Чтобы не испытывать неловкости при первом посещении таинства, следует знать, что нужно говорить на исповеди. Часто бывает, что люди пытаются сформулировать свои поступки только «головой», забывая, что раскаяние должно идти от сердца. Я призываю вас не слишком заботиться о точности формулировок, а произносить все, как чувствует ваша душа. Вы можете выражаться даже косноязычно, какая разница? Бог слышит и понимает вас.

  1. Никогда не пытайтесь оправдаться перед батюшкой, не вините в своих неудачах, бедах и грехах своих людей. Признайте, что только вы несете за них ответственность.
  2. Длинных рассказов с массой подробностей тоже не требуется. Выговориться таким образом вы можете маме или подруге, а батюшке просто перечислите все грехи. Только факты - без оценок, объяснений и оправданий. Размышлять, почему все так, тоже не нужно.
  3. Покаяться можно: в семи смертных грехах, негативных эмоциях, которые вы проявляете к людям, в проступках, которые могли нанести кому-то вред.

И помните: неважно, знаете ли вы правила или нет. В церкви всегда подскажут и расскажут, помогут, если вы о чем-то забыли. Не бойтесь выглядеть глупо и неловко, просто будьте искренни и слушайте свое сердце.

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», - говорит Господь);

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью ?

Собираясь на церковную исповедь первый раз в жизни, большинство людей беспокоятся – как правильно исповедаться, что надо говорить батюшке в начале, как перечислять грехи, какими словами заканчивать исповедь. На самом деле беспокойство это, хотя и оправдано, но не должно затмевать главного – осознания своей греховности и готовности освободится от ее груза перед Богом. Самое важное, что должен понять исповедующийся, это то, что для Бога не существует ни богатых, ни бедных, ни успешных, ни неудачников, ко всем Он относится ровно и всех ожидает с одинаковой любовью. Поэтому не столь важно научиться говорить правильные слова, сколько сохранять правильное настроение духа, которое и будет лучшим помощником во время исповеди. В Послании апостола Павла к Евреям говорится: «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12), что в принципе отражает и отношение Церкви к желающему исповедаться. Однако, чтобы облегчить процесс исповеди самому исповеднику и ее восприятие священником, и чтобы путаная, сбивчивая речь не занимала слишком много времени во время службы, желательно, конечно, ориентироваться на некоторый «план» раскаяния.

Как нужно исповедоваться и что нужно говорить батюшки на исповеди

Наилучшие указания о том, как лучше подготовиться к исповеди, как вести себя накануне, когда лучше прийти в храм, можно получить только у священника того храма, в котором вы решили исповедаться. Но, несмотря на некоторые различия в устоях (устоях, но не Уставе!) разных храмов, основные правила подготовки и проведения исповеди везде одинаковы:

  1. За 3 дня до исповеди рекомендуется говение – соблюдение поста (не есть мясных, молочных и яичных продуктов), чтение положенных перед исповедью и Причастием Канонов и молитв.
  2. При возможности желательно в эти дни посещать богослужения в храме, не посещать увеселительных мероприятий, развлечений, не увлекаться телевизором, лучше читать душеполезную литературу.
  3. В эти же дни нужно полностью углубиться в воспоминание своих грехов, можно записать их на листочек (чтобы потом зачитать этот перечень перед священником), читать покаянные молитвы, чтобы до конца проникнуться отвращением к своим греховным проступкам.
  4. Перед исповедью обязательно посещение вечерней службы (в некоторых приходах исповедь совершается, в основном, на вечерней службе).

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале

Что говорить священнику

Непосредственно перед исповедью постарайтесь внимательно выслушать молитву священника, читаемую им для пришедших исповедаться, назвать свое имя и спокойно дожидаться своей очереди.

Подойдя к священнику, перекреститесь, далее священник сам скажет «целуйте Евангелие, целуйте крест», вам просто нужно будет это сделать. Пусть вас не тревожат мысли о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример стандартной исповеди современного человека можно найти в любой церковной лавке, где продаются брошюры с пояснениями для желающих причаститься или исповедаться. Вооружитесь только твердой уверенностью в то, что исповеданные грехи непреложно прощаются Господом и навеки стираются из вашей Книги жизни.

Обычно священник сам спрашивает: «В чем вы согрешили перед Господом», тогда можно сказать: «Исповедаю аз многогрешный (или многогрешная, и назвать свое имя) вся моя согрешения…» Если церковнославянский стиль кажется вам высокопарным и неудобным, говорите своими словами – согрешил(а) тем-то и тем-то, перечисляя грехи, перечень которых составили накануне.

Не стоит углубляться в подробности, называйте грехи точными определениями, принятыми в Церкви, если батюшка начнет сам спрашивать о подробностях – тогда рассказывайте как есть. С перечнем грехов, который занимает не одну страницу, можно также ознакомиться в церковных брошюрках, а можно исповедоваться по заповедям, то есть, перебрав все 10 заповедей, оценить, как вы их соблюдали (или не соблюдали).

Окончание исповеди

В конце исповеди батюшка спросит, все ли грехи вы открыли перед Господом, не утаили ли чего. Обычно также спрашивают, каетесь ли вы в совершенных грехах, жалеете ли о содеянном, имеете ли твердое решение впредь не совершать подобное и так далее. Вам просто нужно будет ответить на все эти вопросы, затем батюшка накроет вас епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над вами разрешительную молитву. Затем сам подскажет и покажет, что нужно делать дальше, как креститься, что целовать (крест и Евангелие) и, если вы готовились и к Причастию, благословит дожидаться Причастия или прийти на исповедь еще раз.

Готовясь к исповеди, постарайтесь заранее поговорить с батюшкой о вашем намерении освободиться от груза грехов, особенно, если вы это делаете впервые. Только священник будет вашем лучшим руководителем в столь интимном и богоугодном деле, как исповедь. Поэтому не стоит напрасно волноваться («правильно ли я говорю, что обо мне подумает батюшка»), лучше постарайтесь назвать все грехи без утайки, всем сердцем сокрушаясь о своей вине и всецело предаваясь Господней любви и милости.

Что такое исповедь?

Для чего она нужна, и как правильно называть грехи на исповеди?

Почем нужно исповедоваться именно священнику?

Как правильно подготовиться таинству тем, кто хочет покаяться впервые?

Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый православный человек.

Давайте вместе разберемся во всех тонкостях этого таинства.

Исповедь для православного человека – что это?

Покаяние или исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника, который имеет власть отпускать грехи от Самого Господа Иисуса Христа. Господь во время своей земной жизни дал своим апостолам, а через них и всем священникам власть прощать грехи. Во время исповеди человек не только кается в совершенных грехах, но и дает обещание больше их не повторять. Исповедь – это очищение души. Многие думают: «Я знаю, что все равно, даже после исповеди, буду снова совершать этот грех (например, курение). Так зачем мне исповедоваться?» Это в корне неверно. Вы же не думаете: «Зачем мне мыться, если я все равно завтра испачкаюсь». Вы все равно принимаете ванну или душ, потому что тело должно быть чистым. Человек слаб по своей натуре, и будет грешить на протяжении всей своей жизни. Вот для этого и нужна исповедь, чтобы время от времени очищать душу и работать над своими недостатками.

Исповедь для православного человека очень важна, ведь во время этого таинства происходит примирение с Богом. Исповедоваться нужно как минимум раз в месяц, но если у вас есть потребность делать это чаще, пожалуйста. Главное знать, как правильно называть грехи на исповеди.

За некоторые особо тяжкие грехи священник может назначить епитимью (с греческого «наказание» или «особое послушание»). Это может быть продолжительная молитва, пост, милостыня или воздержание. Это своего рода лекарство, которое поможет человеку избавиться от греха.

Несколько рекомендаций для тех, кто хочет исповедоваться впервые

Как и перед любым таинством, к исповеди нужно подготовиться. Если вы впервые решили покаяться, то нужно узнать, когда в вашем храме обычно проводится таинство. В основном его проводят в праздники, субботу и воскресенье.

Как правило, в такие дни много желающих исповедоваться. И это становится настоящим препятствием для тех, кто хочется исповедоваться впервые. Некоторые стесняются, а другие бояться сделать что-нибудь не так.

Будет хорошо, если вы перед первой исповедью обратитесь к священнику с просьбой назначить вам время, когда вы и священник останетесь наедине. Тогда вас никто не будет смущать.

Можете сделать себе небольшую «шпаргалку». Запишите на листок бумаги грехи, чтобы от волнения ничего не упустить на исповеди.

Как правильно называть грехи на исповеди: какие грехи нужно называть

Многие, особенно те, кто только начал свой путь к Богу, бросаются из крайности в крайность. Одни сухо перечисляют общие грехи, выписанные, как правило, из церковных книг о покаянии. Другие, напротив, начинают настолько подробно описывать каждый совершенный грех, что это становится уже не исповедью, а рассказом о себе и своей жизни.

Какие же грехи называть на исповеди? Грехи делят на три группы:

1. Грехи против Господа.

2. Грехи против ближних.

3. Грехи против своей души.

Давайте подробнее рассмотрим каждую в отдельности.

1. Грехи против Господа . Большинство современных людей отдалились от Бога. Не посещают храмы или делают это крайне редко, а о молитвах в лучшем случае только слышали. Однако если вы верующий человек, то не скрывали ли вы своей веры? Может, стеснялись перекреститься перед людьми или сказать, что вы верующий человек.

Хула и ропот на Бога – один из самых серьезных и тяжких грехов. Этот грех мы совершаем, когда жалуемся на жизнь и считаем, что несчастнее нас никого на свете нет.

Кощунство . Вы совершили этот грех, если когда-нибудь насмехались над обычаями или таинствами Церкви, в которых ничего не понимаете. Анекдоты про Бога или православную веру – это тоже кощунство. И неважно, слушаете вы их или рассказываете.

Ложная клятва или божба . Последние говорит о том, что в человеке нет страха перед величием Господа.

Неисполнение своих обетов . Если вы дали обет Богу совершить какое-либо благое дело, но не сдержали его, этот грех обязательно нужно исповедовать.

Не молимся ежедневно дома . Именно через молитву мы общаемся с Господом и Святыми. Просим их заступничества и помощи в борьбе со своими страстями. Без молитвы не может быть ни покаяния, ни спасения.

Интерес к оккультным и мистическим учениям, а также языческим и инословным сектам, ворожба и гадания . На самом деле, такой интерес может быть не только губителен для души, но и для психического и физического состояния человека.

Суеверие . Кроме суеверий, которые нам достались от наших предков-язычников, мы стали увлекаться и нелепыми суевериями новомодных учений.

Небрежение о своей душе . Удаляясь от Бога, мы забываем о своей душе и перестаем ей уделять должное внимание.

Мысли о самоубийстве, азартные игры .

2. Грехи против ближних .

Непочтительное отношение к родителям . Мы должны с благоговением относиться к своим родителям. Это же касается и отношения учеников к своему учителю.

Обида, нанесенная ближнему . Причиняя обиду близким, мы наносим вред его душе. Мы так же совершаем этот грех, когда советуем своим ближним что-то порочное или дурное.

Клевета . Наговаривать напраслину на людей. Обвинять человека, не имея уверенности в его виновности.

Злорадство и ненависть . Этот грех приравнивается к человекоубийству. Мы должны помогать и сострадать ближнему.

Злопамятство . Оно показывает, что наше сердце переполнено самолюбием и самооправданием.

Непослушание . Этот грех становится началом для более серьезных зол: дерзость против родителей, воровство, лень, обман и даже убийство.

Осуждать . Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам буду мерить» Осуждая человека за ту, или иную слабость, мы можем впасть в такой же грех.

Воровство, скупость, аборты, воровство, поминание усопших спиртными напитками .

3. Грехи против своей души .

Лень . Не ходим в храм, сокращаем утренние и вечерние молитвы. Занимаемся празднословием, в то время как нужно работать.

Ложь . Все плохие дела сопровождаются ложью. Недаром сатану называют отцом лжи.

Лесть . Сегодня это стало оружием для достижения земных благ.

Сквернословие . Этот грех сегодня особенно распространен среди молодых людей. От сквернословия душа грубеет.

Нетерпение . Мы должны учиться сдерживать свои негативные эмоции, чтобы не нанести вред своей душе и не обидеть близких.

Маловерие и неверие . Верующий человек не должен сомневаться в милосердии и мудрости Господа Нашего Иисуса Христа.

Прелесть и самообольщение . Это мнимая близость к Богу. Человек, страдающий этим грехом, считает себя практически святым и ставит себя выше других.

Долгое сокрытие греха . В результате страха или стыда, человек не может открыть совершенный грех на исповеди, считая, что ему уже не спастись.

Отчаяние . Этот грех часто преследует людей, которые совершили тяжкие грехи. Его обязательно нужно исповедовать, чтобы предотвратить непоправимые последствия.

Обвинение других и самооправдание . Наше спасение заключается в том, чтобы мы могли признать себя и только себя виновными в своих грехах и поступках.

Это основные грехи, которые совершает практически каждый человек. Если ранее во время исповеди озвучивали грехи, которые больше не повторяли, то их исповедовать еще раз не нужно.

Блуд (в том числе и брак без венчания), кровосмешение, прелюбодеяние (измена), половые отношения между людьми одного пола.

Как правильно называть грехи на исповеди – можно ли их написать на бумаге и просто отдать священнику

Иногда, чтобы настроиться на исповедь и не переживать, что во время таинства что-то забудешь, пишут грехи на бумаге. В связи с этим многие задаются вопросом: можно написать грехи на листке бумаги и просто отдать священнику? Однозначный ответ: Нет!

Значение исповеди именно в том, чтобы человек озвучил свои грехи, оплакал их и возненавидел. Иначе это будет не покаяние, а написание доклада.

Старайтесь со временем вовсе отказаться от каких-либо бумажек, а рассказывать на исповеди именно о том, что тяготит вашу душу именно в этот момент.

Как правильно называть грехи на исповеди: с чего начать исповедь и как закончить

Подойдя к священнику, постарайтесь выбросить из головы мысли о земном и прислушайтесь к своей душе. Начните исповедь со слов: «Господи, согрешила перед Тобой» и начинайте перечислять грехи.

Не нужно перечислять грехи в подробностях. Если вы, к примеру, что-то украли, то не нужно рассказывать священнику где, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Достаточно просто сказать: Согрешила воровством.

Однако и совсем сухо перечислять грехи не стоит. Например, вы подходите и начинаете говорить: «Согрешила гневом, раздражением, осуждением и т.д.» Это тоже не совсем правильно. Лучше будет сказать так: «Согрешила, Господи раздражением к мужу» или «Постоянно осуждаю соседку». Дело в том, что священник во время исповеди может дать вам совет, как бороться с той или иной страстью. Именно эти уточнения помогут ему разобраться в причине вашей слабости.

Закончить исповедь можно словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешную!»

Как правильно называть грехи на исповеди: что делать, если стыдно

Стыд во время исповеди – это вполне нормальное явление, ведь нет таких людей, которым было бы приятно рассказывать о не самых приятных своих сторонах. Но с ним нужно не бороться, а постараться пережить, перетерпеть его.

Прежде всего, вы должны понимать, что вы исповедуете свои грехи не священнику, а Богу. Поэтому стыдно должно быть не перед священником, а перед Господом.

Многие думают: «Если я все расскажу священнику, он, наверное, будет меня презирать». Это абсолютно не важно, главное, выпросить прощение у Бога. Вы должны четко решить для себя: получить избавление и очистить душу или же продолжать жить в грехах, погружаясь в эту грязь все больше.

Священник только посредник между вами и Богом. Вы должны понимать, что во время исповеди Сам Господь стоит незримо перед вами.

Хочется еще раз сказать, что только в таинстве исповеди человек с сокрушенным сердцем кается в грехах. После чего над ним читается разрешительная молитва, которая и освобождает человека от греха. И помните, тот, кто скроет грех во время исповеди, приобретет еще большее прегрешение перед Богом!

Со временем, вы избавитесь от стыда и страха и будете лучше понимать, как правильно называть грехи на исповеди.