Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Устройство рулевого управления камаз 5320. Чиним и регулируем гидроусилитель руля на камазе своими руками. Особенности работы насоса

Любая сила может быть практически бесполезной, а подчас и весьма вредной, если ее не направить туда, куда нужно. Вот и какой бы ни была мощность и грузоподъемность камского автомобиля она ничего не значит без нормального управления. Все рулевое управление КамАЗ можно разделить на основных блока-узла:

Рулевое колесо;
- колонка рулевая;
- рулевой механизм;
- тяги.

В действии это выглядит примерно следующим образом. Водитель поворачивает руль, закрепленный с одной стороны на валу, проходящем внутри основной трубы колонки. С другой стороны рулевая колонка КамАЗ заканчивается карданным шарниром, что позволяет передать вращение на следующий вал, несоосный с валом колонки. В роли «следующего вала» чаще всего выступает винт - деталь рулевого механизма, которая вращаясь заставляет смещаться поршень рейку.

Следует отметить, что практически на всех моделях камских авто именно рулевой механизм КамАЗ, а не тяга, совмещается с системой гидроусиления, той самой, что позволяет уменьшить прикладываемые водителем усилия, и частично нивелирует обратные удары (при наезде на препятствия или при проколе колеса). О ГУР КамАЗ более подробно вы можете узнать из других разделов на нашем сайте.

Смещение рейки заставляет смещаться сошку, после чего начинает движение соответствующая рулевая тяга КамАЗ, воздействуя на поворотные цапфы и заставляя тем самым поворачиваться колеса.

Естественно, что приведенное описание, это очень упрощенная версия процессов, происходящих во время передачи команды с рулевого колеса на колеса ходовые. Тем более что рулевой механизм может иметь некоторые отличия в зависимости от модели. Но, по крайней мере, это описание даст вам представление о том, как работает управление рулевое КамАЗ и «намекнет» о том, что выход из строя любой детали может повлечь за собой полный отказ этого самого управления.

Чтобы подобного не случилось, обязательно выполняйте все предусмотренные производителем правила эксплуатации и обслуживания, а при поломках деталей для замены используйте только качественные комплектующие. Такие, как предлагает наша компания «СпецМаш».

Вся наша продукция производится согласно технологии основного производителя, а перед поступлением в продажу проходит проверку в соответствующих структурах, включая МАДИ. Сделать заказ на необходимые комплектующие для рулевого управления КамАЗ, можно по электронной почте, телефону или прямо на сайте. Наличный расчет приветствуется, впрочем, безналичные формы оплаты нас тоже устраивают. Адресная доставка по Москве оговаривается предварительно, в регионы товар отправляем через официальных перевозчиков.

Механизм рулевого управления КамАЗ



1 1/60434/21 Болт М8-6gх20
2 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
3 5320-3401079-01 Шайба передняя

4 864201 Кольцо уплотнительное
5 853512 Гайка М25х1,5-6Н
6 5320-3401373 Шайба пружинная
7 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
8 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
9 (819705К1) Подшипник
9 (819705К1) Подшипник
9 5320-3401120 Подшипник
10 53212-3400020 Механизм рулевого управления в сборе
11 5320-3401710 Редуктор угловой в сборе
12 5320-3401090 Сошка
13 853021 Болт М14х1,5-6gх90
14 251648 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
15 1/07964/01 Шплинт разводной 3х20
16 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
17 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
18 251648 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
19 5320-3401082 Крышка боковая
20 864227 Кольцо уплотнительное
21 864204 Кольцо уплотнительное
22 862803 Кольцо упорное
23 5320-3401140 Шайба регулировочная
24 5320-3401163 Винт регулировочный
25 5320-3401176 Шайба упорная
26 5320-3401065 Вал сошки
27 5320-3401015-10 Картер
28 864223 Кольцо уплотнительное
29 5320-3401371 Клапан перепускной
30 5320-3401377 Колпачок клапана
31 5320-3401529-10 Крышка нижняя
32 5320-3401076 Втулка картера
33 864141 Манжета
34 862812 Кольцо упорное втулки
35 862509 Шайба упорная
36 864145 Манжета наружная сальника
37 5320-3401033 Кольцо упорное сальника
38 2101-2401046 Пробка магнитная в сборе
39 5320-3401417 Винт установочный
40 5320-3401411 Рейка-поршень
41 5320-3401038 Гайка шариковая
42 864707 Шарик-заглушка
43 5320-3401179 Желоб шариковой гайки
44 5320-3401415 Кольцо уплотнительное рейки -поршия
45 864201 Кольцо уплотнительное
46 1/35466/21 Шпилька М10х1,25х20х35
47 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
48 864207 Кольцо уплотнительное рулевого механизма
49 5320-3401391 Кольцо распорное
50 5320-3401361 Кольцо уплотнительное винта рулевого управления
51 5320-3401403 Втулка плавающая
52 5320-3401359 Винт
53 1/13438/31 Болт М10х1,25-6gх50
54 379432 Пломба
55 258226 Шплинт
56 4310-3401780 Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана
57 853034 Болт М10х1,5-6gх65

Редуктор рулевого управления КамАЗ



1 853310 Шпилька М10х1,5х20х35
2 864203 Кольцо уплотнительное редуктора руля
3 5320-3401791 Втулка
4 5320-3401717 Корпус редуктора
5 4310-3401751 Шестерня ведомая
6 5320-3401753 Прокладка регулировочная
7 53212-3401737 Шестерня ведущая
8 6-205К Подшипник
8 6-205К Подшипник
8 864709 Подшипник шариковый
9 864213 Кольцо уплотнительное
10 4310-3401745 Корпус ведущей шестерни
11 853512 Гайка М25х1,5-6Н
12 4310-3401741 Крышка защитная
13 5320-3401740 Кольцо уплотнительное
14 862804 Манжета в сборе
15 853635 Шайба плоская 27х34х1
16 5320-3401746 Манжета в сборе
17 864113 Манжета 22х34,5 в сборе
18 853354 Болт М8-6gх30
19 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
20 5310-3401721 Крышка корпуса
21 864245 Кольцо уплотнительное
22 5320-3401719 Крышка упорная
23 864201 Кольцо уплотнительное
24 862801 Кольцо упорное
25 50110 Подшипник
25 864705 Подшипник
26 5320-3401743 Втулка распорная
27 110 Подшипник
27 864706 Подшипник

Рулевая колонка КамАЗ



1 5320-3422027 Вилка

2 704902К6УС10 Подшипник роликовый игольчатый с одним наружным кольцом ТУ 37-006-065-74
2 864710 Подшипник игольчатый

3 862806 Кольцо Б 62 ГОСТ 13943-68

4 864202 Кольцо уплотнительное крестовины руля

5 5320-3422039 Крестовина карданного вала
6 5320-3422038 Вилка со шлицевым стержнем
7 5320-3422051 Обойма уплотнительного кольца
8 5320-3422047 Кольцо уплотнительное
9 5320-3422049 Кольцо упорное
10 5320-3422034 Вилка со шлицевой втулкой в сборе
11 5320-3403066 Фланец крепления колонки
12 5320-3402015-01 Колесо рулевое в сборе
13 5320-3402060-10 Крышка рулевого колеса верхняя
14 1/07268/11 Гайка М22х1,5-6Н
15 862805 Кольцо упорное
16 5320-3444049 Кольцо разжимное подшипника шарикового
17 636906С17 Подшипник
17 636906С17 Подшипник
17 864731 Подшипник шариковый колонки руля в сборе
18 5320-3444032 Вал колонки в сборе
19 5320-3444022 Труба колонки в сборе
20 5320-3444044 Обойма уплотнительного кольца колонки руля в сборе
21 853649 Шайба стопорная 27,5
22 853520 Гайка М27х1,5-6Н

23 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
24 1/60434/21 Болт М8-6gх20
25 5320-3444010 Колонка рулевого управления в сборе

26 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
26 1/05168/73 Шайба 10 пружинная

27 1/59705/21 Болт М10х1,25-6gх20
28 1/03892/01 Винт М5-6gх8
29 5320-3402064 Крышка рулевого колеса нижняя
30 1/32718/01 Винт М4-6gх8
31 1/11953/73 Шайба 4 пружинная
32 5320-3403068 Крышка фланца
33 5320-3403071 Прокладка крышки фланца
34 1/59707/31 Болт М10х1,25-6gх25
35 5320-3422023 Клин
36 5320-3422010 Вал карданный в сборе
37 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
38 1/60432/21 Болт М8-6gх16
39 5320-3403009 Кронштейн крепления колонки в сборе
40 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
41 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
42 1/07342/01 Шплинт разводной 2х15

Механизм рулевого управления КАМАЗа снабжен гидроусилителем (ГУРом), который предназначен для уменьшения усилия, которое водителю приходится прилагать для вращения рулевого колеса. ГУР также играет роль демпфера, который смягчает вибрацию и ударное воздействие от различных объектов на плохой дороге (булыжников, ям, неровностей и т. п.) и предохраняет всю систему рулевого управления КАМАЗа от преждевременного износа и разрушения. А также ГУР позволяет контролировать движение машины, в том числе груженой, при внезапном разрыве одной из передних покрышек.

Составляющие системы рулевого управления

В состав системы рулевого управления КАМАЗа модификаций 5320 и 4310, а также некоторых однотипных моделей, входят следующие узлы и механизмы:

  • Рулевое колесо.
  • Рулевая колонка.
  • Карданный вал (кардан).
  • Радиатор системы охлаждения.
  • Клапан управления ГУРом.
  • ГУР, сопряженный с рулевым механизмом.
  • Продольная тяга.
  • Сошка.
  • Трубопровод низкого и трубопровод высокого давления.
  • Насос ГУРа.
  • Емкость для хранения жидкости.

При выходе из строя гидроусилителя возможность управлять КАМАЗом и продолжать движение сохраняется благодаря наличию обратного клапана, который обеспечит соединение линий высокого и низкого давления. При этом скорость износа деталей увеличивается многократно, пропорционально ей растет вероятность их выхода из строя.

В случае поломки ГУРа продолжать эксплуатацию машины недопустимо. Обратный клапан предназначен только для того, чтобы доехать до сервисного центра или ремонтной базы.

Устройство рулевой колонки КАМАЗа моделей 5320, 4310, 55111

Рулевая колонка КАМАЗов данных модификаций является довольно сложным комплексным устройством. Она включает в себя следующие узлы:

  • рулевой вал;
  • стопорное и разжимное кольцо;
  • два шарикоподшипника;
  • труба, играющая роль корпуса;
  • стопорная шайба;
  • гайка для регулировки подшипников.

Колонка имеет две точки крепления: в верхней части - к кронштейну, спрятанному под приборной панелью кабины, в нижней части - к фланцу на полу кабины. Она соединяется с остальными узлами системы управления при помощи кардана и углового редуктора. Ведущая шестерня редуктора является неотъемлемой частью карданного вала, в корпусе крепится на подшипниках.

Передаточное число механизма равно 20.

Устройство кардана рулевого вала

Кардан КАМАЗов 5320, 4310 и схожих модификаций держится на шарнирах, закрепленных на игольчатых подшипниках. Данные подшипники являются необслуживаемыми, необходимое количество смазки специального типа в них закладывается на заводе. В замене смазки подшипники не нуждаются на протяжении всего срока работы.

Характер соединения - скользящего типа - обеспечивает возможность откидывания водительской кабины для доступа к скрытым под ней механизмам.

Кроме подшипников, карданный вал КАМАЗа состоит из:

  • вилки;
  • упорного и уплотнительного колец;
  • обоймы уплотнительного кольца;
  • крестовины;
  • второй вилки со шлицевым стержнем;
  • третьей вилки со шлицевой втулкой.

Шлицы покрываются слоем специальной смазки, которая закладывается также во втулку.

К угловому редуктору (его ведущей шестерне) вилки кардана прикрепляются с помощью системы клиньев. Клинья удерживаются шплинтованными гайками.

Конструкция углового редуктора

Угловой редуктор - технически сложный узел, который передает вращение вала (в свою очередь, вращаемого «баранкой») на винт рулевого механизма КАМАЗа. Он состоит из таких элементов:

  • корпуса с крышкой;
  • ведущей и ведомой шестерни;
  • вала ведущей шестерни, сопряженного с карданом;
  • шарикоподшипников с гайкой крепления;
  • уплотнительных колец;
  • упорного кольца, шайбы и упорной крышки;
  • регулировочных прокладок;
  • манжеты;
  • защитной крышки.

Шариковые подшипники удерживаются на валу ведущей шестерни за счет напрессования. Во избежание случайного смещения они закреплены гайкой, буртик которой запрессован в паз на валу. Для удержания подшипников также служат стопорное кольцо и упорная крышка.

Регулировочные прокладки предназначены для регулирования зацепления между собой ведущей и ведомой шестерен. Зуб шестерен - спиральный.

Рулевой механизм КАМАЗов модификаций 5320, 4310, 55111

Механизм рулевого управления КАМАЗа имеет встроенный гидроусилитель. Этот комбинированный узел крепится к кронштейну на раме автомобиля в районе передней левой рессоры. Он состоит из:

  • крышек - передней, задней и боковой;
  • клапана управления гидроусилителем;
  • стопорных, уплотнительных и распорных колец;
  • плавающей втулки;
  • установочного винта;
  • вала сошки;
  • перепускного клапана;
  • защитного колпачка;
  • картера;
  • поршня-рейки;
  • сливной магнитной пробки;
  • винта;
  • шариков и шариковых гаек;
  • желобов, по которым движутся шарики;
  • упорного подшипника;
  • упорных, регулировочных и пружинных шайб;
  • регулировочного винта с контргайкой.

Главный элемент конструкции - винт, на который передается вращение ведомой шестерни от углового редуктора. Вращаясь, винт передает вращение золотнику клапана управления. При этом поворот золотника по или против часовой стрелки изменяет степень сообщения полости цилиндра с линиями нагнетания и слива жидкости.

При повороте золотника по часовой стрелке жидкость поступает в одну часть полости и откачивается из другой, при повороте против часовой стрелки - соответственно, наоборот. Перемещение жидкости создает дополнительное усилие, что облегчает управление машиной. В этом и состоит принцип работы гидроусилителя.

Предназначение регулировочного винта - изменение зазора в зацеплении вала сошки и поршня-рейки. Винт располагается в боковой крышке.

Принцип работы рулевого привода

Это часть системы управления, обеспечивающая непосредственно поворот передних колес на заданный градус. В него включены продольная и поперечная тяги, которые, в свою очередь, состоят из:

  • шаровых пальцев;
  • верхнего и нижнего вкладыша;
  • масленки (на каждой тяге отдельно);
  • уплотнительных прокладок;
  • вспомогательных узлов - стопорных шайб, пружин и т. п.

Поперечная тяга является частью передней оси КАМАЗа в сборе как технологической единицы. Продольная тяга является цельной деталью, ее шарниры не регулируются. Она передает усилие от сошки механизма к верхнему рычагу левого поворотного кулака.

В шарнирах располагаются шаровые пальцы, являющиеся основными элементами устройства.

Гидроусилитель рулевого управления

автомобиля КамАЗ-5320

Рис. 1. Общая схема КамАЗ 5320 с габаритными размерами.

Техническая характеристика КамАЗ-5320

Эксплуатационные данные

Колесная формула

Масса перевозимого груза или монтируемого

Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг

Масса снаряженного автомобиля, кг

Полная масса автомобиля, кг

Определение массы снаряженного автомобиля на дорогу, кг

Го же, для автомобиля полной массы, кг:

Максимальная скорость движения (в зависимости от передаточного отношения главной передачи), км/ч

Угол преодолеваемого подъема, % не менее

Контрольный расход топлива на 100 км пути при движении с полной нагрузкой и скоростью 60 км/ч, л:

Запас хода по контрольному расходу топлива, км:

Время разгона до 60 км/ч автомобиля полной массы, с. не

Тормозной путь с полной нагрузкой при движении со скоростью 60 км/ч до полной остановки, м, при применении рабочей тормозной

тормозной системы со скорости 40км/ч:

Внешний габаритный радиус R поворота автомобиля по переднему буферу , м

Вместимость топливных баков, л:

Колеса дисковые

Шины

10.00 R20

1) Назначение и виды планово-предупредительной системы технического обслуживания (ТО) автомобильного транспорта.

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО подвижного состава автомобильного транспорта». В данном Положении приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО,


поправочные коэффициенты на различные нормативы (К1 - К5) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т. д.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. Положением предусматривается:

1.-Ежедневное обслуживание ЕО

Техническое обслуживание ТО-1

Техническое обслуживание ТО-2

Сезонное обслуживание СО

Текущий ремонт ТР

Капитальный ремонт КР

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в виде таблицы.

Ежедневное обслуживание (СО) включает в себя. проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ необходимости доливка масла в двигатель,

Типы автомобилем

Периодичность ТО, км

Легковые

Грузовые

Автобусы

охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.) Примечание. Мойку автомобилей, включая тщательную мойку низа и двигателя проводят также перед постановкой автомобиля в очередные. ТО или текущий ремонт. Техническое обслуживание №.1 (ТО-1) предназначено дня поддержания автомобилей в техническом исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ: контрольных смотровых и диагностических;. крепежно-регулировочных; смазочно-очистительных; электротехнических-арматурных и других видов работ.

Трудоемкость работ по ТО-1 невелика - для легковых автомобилей в среднем 2,5-4,5 человеко-часа,для грузовых - 2,5-6,5 чел.-ч, в зависимости от класса и 1рузоподъемности. Т. е. установленная трудоемкость, например, в 3,2 чел.-ч означает, что
один рабочий за 3,2 ч должен выполнить весь утвержденный перечень операций и объем работ но автомобилю. Но, учитывая, что обслуживание автомобиля обычно проводят не только рабочих различных специальностей, зачастую на поточных линиях, состоящих из 3-4 специалистов - время простея автомобиля па каждом составляет порой всего лишь 5-10 мин. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени можно
произвести лишь несложные регулировочные работы, устранить различные подтекания (негерметичность), произвести крепежные работы и т. д. С точки зрения возможного ремонта допустима лить замена, при необходимости, деталей крепежа и отдельных
легкодоступных деталей и элементов (например, электрических лампочек, приводных ремней и т. д.).

С учетом вышеизложенного, и незначительного времени простоя в TО-1 сопроводят по Положению в межсменное время, т. е. автомобиль этот день с эксплуатации не снимается.

Техническое обслуживание № 2.(ТО-2) имеет тоже назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходу дальнейшей эксплуатация автомобиля), а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов (не допускается лишь замена основных агрегата.


Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием - этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость и соответственно увеличивается количество необходимых рабочих на его проведение. Трудоемкость, отводимая на проведение ТО-2, уже значительно выше и составляет в среднем 10-15 чел.-ч. для легковых автомобилей и 10-20 чел.-ч для грузовиков и автобусов, для проведения такого объём работ автомобили, в день проведения ТО-2, снимаются по положению с эксплуатации на линии сроком до одних суток. За это время автомобиль должен быть подготовлен по техническому состоянию так, чтобы гарантировалась его надежная, безаварийная работа на линии, по возможности без постановки на текущий ремонт до следующего ТО-2.

Примечание. при выявлении крупных неисправностей, которые не могут быть устранены в ходе работ при ТО-1 или ТО-2 (даже путем проведения сопутствующего ремонта при ТО-2) сразу же оформляется документация на постановку автомобиля в зову текущего ремонта, например, для ремонта или замены основных агрегатов автомобиля, включая двигатель, коробку перемены передач, мосты и т. д.

Сезонное обслуживание (СО) - проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилем к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий.

Его совмещают обычно с очередным проведением ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости в связи с проведением дополнительных операций.

В некоторых АТП при совмещении СО с ТО-2, хотя бы один раз в году проводят работы в еще большем объеме, с принудительным снятием с автомобиля различных узлов, в целях их тщательной проверки па стендах и приборах, обслуживания и текущего ремонта в соответствующих вспомогательных цехах (моторном, агрегатном, карбюраторном).

2) Назначение, устройство и работа Гидроусилителя КамаЗ 5320.

Рулевое управление автомобиля (рис. 2) снабжено гидроусилителем 12, объеди­ненный в одном агрегате с рулевым меха­низмом, клапаном управления гидроуси­лителем и угловым редуктором 13.

Рис. 2 Рулевое управление : 1- клапан управления гидроусилителем; 2-ради­атор; 3-карданный вал; 4-колонка; 5--рулевое колесо, 6-бачок гидросистемы; 7-насос гидро­усилителя; 8-трубопровод высокого давления; 9-трубопровод низкого давления; 10-сошка; 11 - продольная тяга; 12-гидроусилитель с ру­левым механизмом; 13-угловой редуктор

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо при­ложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, передаю­щиеся от неровностей дороги, а также повышает безопасность движения, позволяя сохранить контроль за направлением дви­жения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

Колонка рулевого управления (рис. 3 прикреплена в верхней части, к кронштейну, установленному на внутренней панели ка­бины, в нижней части-к фланцу на полу кабины. Колонка соединена с рулевым меха­низмом карданным валом.

Вал 1 колонки вращается в двух шарико­подшипниках 4. Осевой зазор в подшипни­ках регулируется гайкой 8.

Карданный вал (рис. 3)снабжен дву­мя шарнирами на игольчатых подшипниках 4, в которые при сборке закладывается смазка Литол-24.

В эксплуатации подшипники не нуж­даются в пополнении смазки.

Для предотвращения попадания грязи и влаги в шарнирное соединение служат резиновые кольца 5. Скользящее шлицевое соединение кар­данного вала обеспечивает возможность изменения расстояния между шарнирами при опрокидывании кабины и служит для компенсации неточностей установки кабины

с колонкой рулевого управления относитель­но рамы с рулевым механизмом, а также их взаимных перемещений.

Перед сборкой во втулку закладывают 28-32 г смазки Литол-24. шлицы покрыва­ют тонким ее слоем. Для удержания смазки и предохранения соединения от загрязнения служат резиновое уплотнение и упорное кольцо 9, поджимаемое обоймой 7.

Вилки карданного вала крепятся к валу колонки и валу ведущей шестерни углового редуктора клиньями, которые затянуты гай­ками с пружинными шайбами. Для допол­нительной страховки от потери гаек уста­новлены шплинты.

Угловой редуктор с двумя коническими шестернями передает враще­ние от карданного вала на винт рулевого

механизма. Ведущая шестерня 7 углового редуктора выполнена вместе с валом 1и установлена в корпусе 4 на шариковом 5 и игольчатом 3 подшипниках.

Рис.3. Угловой редуктор.

1-ведущая шестерня; 2-манжета; 3-крышка корпуса; 4-корпус ведущей шес­терни; 5, 7 и 10-шарикоподшипники; 6-регулировочные прокладки; 8, 15 и 19-уплотнительные коль­ца; 9-стопорное кольцо;11-ведомая шестерня; 12-упорная крышка: 13-корпус редуктора; 14-распорная втулка; 16-гайка крепления подшипников; 17-шайба; 18-упорное кольцо; 20- защитная крышка

Шарикоподшипник напрессован на вал шестерни и удерживается от осевого пере­мещения гайкой 20. Для предотвращения самопроизвольного отвертывания буртик гай­ки вдавлен в паз на валу шестерни. Для выборки технологического зазора, обеспечения надежной фиксации шестерни в корпусе и, следовательно, сохранения пра­вильного зацепления зубчатой пары служит пружинная шайба 16, установленная между упорной шайбой 17 и шарикоподшипником 5. От выпадения из корпуса 4 ведущая шестерня удерживается пружинным упорным кольцом 18, вложенным во внутреннюю ка­навку корпуса.

Рис. 4 Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем:

1- передняя крышка; 2- клапан управления гидроусилителем; 3, 28-стопорные кольца; 4 - плавающая втулка; 5, 7-уплотнительные кольца; 6. 8-распорные кольца; 9-установочный винт; 10 - вал сошки: 11 - перепускной клапан; 12-защитный колпачок: 13-задняя крышка; 14-картер рулевого механизма; 15- поршень-рейка; 16-сливная магнитная пробка; 17-винт: 18-шариковая гайкя; 19-желоб; 20-шарик; 21 - угловой редуктор; 22-упорный роликоподшипник: 23-пружиннная шайба; 24, 26-гайки; 25-регулировочный винт; 27-боковая крышка; 29-регулировочная шайба; 30-упорная шайба

Ведомая шестерня 11 вращается в двух шариковых подшипниках 10, посаженных на хвостовик шестерни с натягом. От продоль­ных смещений ведомая шестерня удержива­ется стопорным кольцом 9 и упорной крыш­кой 12. Зацепление конических шестерен регу­лируют прокладками 6, установленными меж­ду корпусами ведущей шестерни и углового редуктора. Рулевой механизм со встроенным гидро­усилителем прикреплен к перед­нему кронштейну передней левой рессоры. Кронштейн, в свою очередь, закреплен на раме автомобиля. Картер 14 рулевого механизма, в кото­ром перемещается поршень-рейка, служит одновременно рабочим цилиндром гидро­усилителя.

Винт 17 рулевого механизма " имеет шлифованную винтовую канавку. В гайке 18 прошлифована такая же канавка и просвер­лены два отверстия. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наруж­ной поверхности гайки.

Рис. 5 . Угловой редуктор.

1-вал ведущей шестерни; 2-манжета; 3-игольчатый подшип­ник.
ник; 4-корпус ведущей шестерни; 5, 10-шарикоподшипники; 6-регулировочные прокладки; 7 ведущая шестерня; 8. 19-уплотнительные кольца; 9, 23-стопорные кольца; 11-ведомая шестерня; 12-упорная крышка; 13-корпус редуктора; 14, 20-ram» крепления подшипников; 15-стопорная шайба; 16-пружинная шайба; 17-упорная шайба; 18-стопорное кольцо; 21 - наружная манжета; 22 - шайба

Два одинаковых желоба 19 полукруг­лого сечения, установленные в упомянутые отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из вин­тового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него.

Для предотвращения выпадания шариков из винтового канала

наружу в каждом же­лобе предусмотрен язычок, входящий в винтовую канавку винта и способствующий тому, что шарики меняют направление своего движения.

Число шариков, циркулирующих в замк­нутом винтовом канале,-31. Восемь из них находятся в обводном канале.

Винтовая канавка на винте в ее средней зоне выполнена так, что здесь между винтом, гайкой и шариками образуется небольшой натяг. Это необходимо для обеспечения беззазорного сопряжения деталей в этой зоне.

При перемещении гайки вследствие того, что глубина канавки на винте от се­редины к концам несколько увеличивается, в сопряжении винта и гайки появляется небольшой зазор. Такая конструкция обеспе­чивает большую долговечность пары винт-гайка и улучшает стабилизацию движения автомобиля. Кроме того, ослабление посадки шариковой гайки на винте к краям его вин­товой канавки облегчает подбор шариков и сборку шариковинтовой пары.

Гайку после сборки с винтом и шарика­ми устанавливают в поршень-рейку 15 и фик­сируют двумя установочными винтами 9, которые закернивают в кольцевую проточ­ку, выполненную на поршень-рейке. Послед­няя зацепляется с зубчатым сектором вала 10 сошки. Вал сошки вращается в бронзовой втулке картера и крышке 27.

Толщина зубьев сектора вала сошки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в

зацеплении перемещением регули­ровочного винта 25, ввернутого в боковую крышку. Головка регулировочного винта, которая опирается на упорную шайбу 30, входит в гнездо вала сошки. Осевое переме­щение регулировочного винта в вале сошки, равное 0,02-0,08 мм, обеспечивается под­бором регулировочной шайбы 29 соответствую­щей толщины. Детали 25, 29, 30 удерживаются в гнезде вала сошки стопорным кольцом 28. Средняя впадина между зубьями рейки, вхо­дящая в зацепление со средним зубом зуб­чатого сектора вала сошки, выполнена не­сколько меньшей ширины, чем остальные. Это необходимо для предотвращения заклини­вания механизма при повороте вала сошки. На части винта рулевого механизма, распо­ложенной в полости корпуса углового ре­дуктора, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомой шестерней угловой передачи.

Клапан управления гидроусилителем ру­левого управления(рис.6)крепится к корпусу углового редуктора с помощью болта и четырех шпилек. Корпус 9 клапана имеет выполненные с большой точностью центральное отверстие и шесть (три сквозных и три глухих) расположенных вокруг него меньших отверстий. Золотник 7 клапана управления размещен в центральном от­верстии, а упорные подшипники закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17.

Рис. 6 Клапан управления Гидроусилителем рулевого управления:

1-Плунжер; 2, 6.-Пружины; 3, 11.-Предохранительные клапаны;

4.-Пробка; 5.-Обратный клапан; 7.-Золотник; 8- Реактивный плунжер;

9-Корпус клапана; 10- Уплотнительное кольцо.

Под гайку подложена коническая пру­жинная шайба 23, обеспечивающая возмож­ность регулирования силы затяжки упорных подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликоподшипников обращены к золотнику.

Гидроусилитель рулевого управления ра­ботает следующим образом: при прямолиней­ном движении винт 15 и золот­ник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 соединены. Масло сво­бодно проходит от насоса 4 через клапан управления 19 и возвращается в бачок 31 гидросистемы.

При вращении винта вслед­ствие сопротивления, возникающего при по­вороте колес 12, возникает сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в со­ответствующую сторону. Когда эта сила пре­высит усилие предварительного сжатия цент­рирующих пружин 23, винт перемещается и смещает жестко связанный с ним золотник. При этом одна полость цилиндра гидроуси­лителя сообщается с линией нагнетания и отключается от линии слива, другая, наоборот, оставаясь соединенной с линией слива, от­ключается от линии нагнетания. Рабочая жидкость, поступающая от насоса в соот­ветствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует по­вороту управляемых колес. Давление в ра­бочей полости цилиндра увеличивается про­порционально сопротивлению повороту колес. Одновременно возрастает давление в по­лостях под реактивными плунжерами 22. Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на руле­вом колесе. Таким образом у водителя со­здается «чувство дороги».

При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находя­щийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных по­лостях, сдвигается к среднему положению. При этом золотник не доходит до среднего положения. Размер щели для прохода масла в возвратную линию становится таким, что в полости цилиндра, находящейся под на­пором, поддерживается давление, необхо­димое для удерживания управляемых колес в повернутом положении. Если переднее колесо при прямоли­нейном движении автомобиля начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, то вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать пор­шень-рейку. Поскольку винт не может вра­щаться (при удержании рулевого колеса в одном положении), он тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником. При этом полость цилиндра, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса и отделена от возвратной линии.

Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим дав­лением.

Винт, гайка, шарики, упорные подшип­ники, а также угловая передача, карданный вал и колонка рулевого управления при работе гидроусилителя нагружены относи­тельно небольшими силами.

В то же время зубчатое зацепление рулевого механизма, вал сошки и картер воспринимают основное усилие, создаваемое давлением масла на поршень-рейку.

Внимание! Эксплуатация с нерабо­тающей гидросистемой ведет к преждевре­менному износу или поломке шариковой пары и других нагруженных деталей. Дви­жение с неработающим гидроусилителем руля должно быть сведено к минимуму.

Насос гидроусилителя рулевого управле­ния с бачком для масла (рис.7) установ­лен в развале блока цилиндров. Шестерня привода 1зафиксирована на валу 5 насоса шпонкой 6 и закреплена гайкой 2 со шплин­том 3. В роторе 38 насоса, размещенного внутри статора 37 на шлицованном конце вала насоса, имеются десять пазов, в ко­торых перемещаются пластины 35.

При сборке статор с одной стороны при­жимается к точно обработанному торцу корпу­са 40 насоса, с другой-к статору прилегает распределительный диск 34. Положение ста­тора относительно корпуса и распредели­тельного диска зафиксировано штифтами. При вращении вала насоса пластины прижи­маются к криволинейной поверхности стато­ра под действием центробежной силы и дав­ления масла, поступающего в пространство под ними из полости крышки насоса по ка­налам в распределительном диске. Между пластинами и неподвижными поверхностями насоса образуются камеры переменного объе­ма, которые, проходя мимо зон всасывания, заполняются маслом. Для более полного за­полнения камер масло подводится как со стороны корпуса насоса (через два окна), так и со стороны углублений в распредели­тельном диске через шесть отверстий, выпол­ненных в статоре и расположенных по три против окон всасывания.

При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется по каналам в распределительном диске в по­лость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие А с линией нагне­тания.

На участках поверхности статора с постоянным радиусом (между зонами вса­сывания и нагнетания) объем камер не из­меняется. Эти участки необходимы для того, чтобы обеспечить минимальное перетекание масла между этими зонами.

Во избежание «запирания» масла, кото­рое препятствовало бы перемещению пластин, пространство под ними связано посредством дополнительных малых каналов в распре­делительном диске с полостью в крышке 29 насоса. Вал насоса вращается в корпусе, на игольчатом 12 и шариковом 8 подшипниках.

Насос снабжен расположенным в крыш­ке комбинированным клапаном 33, включаю­щим в себя предохранительный и перепускной клапаны. Первый из них является допол­нительным (резервным) предохранительным клапаном в гидросистеме. Регулируется он на давление 85-90 кгс/см2. Второй огра­ничивает количество масла, поступающего в систему. При минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 30 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие А поступает в ка­нал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пру­жина 30, сообщается с этим каналом от­верстием малого диаметра Б. С увеличением частоты вращения коленчатого вала дви­гателя за счет сопротивления отверстия А образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и канале нагне­тания насоса (за клапаном). Перепад дав­лений тем больше, чем больше масла про­ходит в единицу времени через это от­верстие и не зависит от величины давления. Избыточное давление в полости крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пру­жины. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возра­стает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает вы­ход части масла из полости крышки в ба­чок. Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан об­ратно в бачок. Таким образом, увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Рис. 7. Насос гидроусилителя рулевого управления:

1-шестерня привода: 2-гайка крепления шестерни; 3-шплинт: 4, 15-шайбы; 5-вал насоса; 6 --сегментная шпонка; 7, 10-упорные кольца; 8-шарикоподшипник; 9-маслоотгонное кольцо; 11- манжета; 12-игольчатый подшипник; 13-крышка заливной горловины; 14-заливной фильтр; 16 -болт; 17, 36, 39-уплотнительные кольца; 18-труба фильтра; 19-предохранительный клапан; 20-крышка бачка с пружиной; 21, 28-уплотнительные прокладки; 22-бачок насоса; 23-фильтрую­щий элемент; 24-коллектор; 25-трубка бачка; 26-штуцер; 27-прокладка коллектора ; 29- крышка насоса; 30-пружина перепускного клапана; 31-седло предохранительного клапана; 32- регулировочные шайбы; 33-перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 34-распре­делительный диск; 35-пластина насоса; 37-статор; 38-ротор; 40-корпус насоса; А, Б-дросселирующие отверстия; В-полость нагнетания; Г-радиальные отверстия; 1-из системы; 2-в систему.

Работа перепускного клапана при сра­батывании встроенного в него предохрани­тельного клапана осуществляется анало­гичным образом. Открываясь, шариковый клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия в пере­пускном клапане. При этом давление на правый торец перепускного клапана падает, поскольку поток масла, идущий через ша­риковый клапан, ограничен отверстием Б.

3) Влияние эксплутационных факторов на техническое состояние гидроусилителя КамаЗ-5320. Виды изнашивания, нагрузок воспринимаемых устройством.

В процессе эксплуатации тех. Состояние автотранспортных средств непрерывно ухудшается, причем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во многом определяются совершенством конструкций, качеством изготовления, применяемыми эксплуатационными материалами, дорожными и климатическими условиями, организацией ТО и хранения автомобиля.

Влияние дорожных условий. Сопротивление движению автомобиля зависит от вида дорожного покрытия и его продольного профиля. Сопротивление движению определяет работу, затрачиваемое на перемещение автомобиля, а следовательно, расход топлива и интенсивность изнашивания его деталей.

Ровность (неровность) дорожного покрытия влияет на расход энергии, затрачиваемой автомобилем на поглощение ударов и колебаний кузова при движении, а также на дополнительное сопротивление движению. Неровность дорожного покрытия повышает интенсивность изнашивания деталей подвески, увеличивает расход топлива, снижает сохранность перевозимых грузов и скорость движения автомобиля.

Влияние режимов работы. Режимы работы бывают: постоянный, переменный, оптимальный и форсированный.

Постоянный режим возможен при равномерном движении автомобиля по горизонтальному участку дороги. При этом снижается интенсивность изнашивания трущихся деталей и расход топлива при прочих равных условиях.

Переменный режим движения имеет место при многократных разгонах и замедлениях автомобиля, при частых изменениях дорожного сопротивления и условий движения, что наиболее характерно для интенсивного городского движения. При этом повышается интенсивность изнашивания и расход топлива в сравнимых условиях.

Оптимальный режим – при обеспечении оптимальной безопасности движения позволяет соблюдать эксплуатационные нормы расхода топлива. В оптимальном режиме двигателя износы механизмов автомобиля также находятся в пределах нормы долговечности.

На автомобиле КамАЗ – 5320 используется механического типа рулевое управление с гидравлическим усилителем руля (ГУР). Гидроусилитель руля 53212-3400020 предназначен для снижения усилий, необходимых для приложения к вращению рулевого колеса при поворотах передних колес, для смягчения ударов, которые возникают при передвижении по неровной дороге, а также для повышения безопасности движения благодаря возможности контроля направления при возникновении разрыва шины переднего колеса автомобиля. Рулевой механизм оснащен угловым редуктором шестеренчатого типа, рулевая передача включает рабочие пары типа винт-гайка с шариками циркулирующего действия и зубчатый сектор-рейка.

Работа происходит при постоянной циркуляции жидкости, чем обеспечивается снижение нагрузки насоса. Давление жидкости системы составляет 7500-8000 кПа (max). Цилиндр усилителя смонтирован в картере рулевого механизма. Клапан управления – золотникового типа, снабженный реактивными плунжерами и центрующими пружинами, создающими ощущение силы сопротивления при повороте колес.

Внимание! При выключенном гидроусилителе 53212-3400020, рулевым механизмом все равно обеспечивается поворот колес, но при этом на узлы и детали осуществляется воздействие полных нагрузок. Во избежание преждевременного износа и возможных поломок частей механизмов при долговременной эксплуатации автомобиля (включая и его буксировку) с неработающим гидроусилителем время движения автомобиля по возможности необходимо свести к минимуму.

Рис. 1 - Схема гидроусилителя рулевого управления автомобиля КамАЗ-5320

1 – колесо рулевое; 2 – рулевая колонка; 3 – карданный вал; 4 – пружина центрирующая; 5 – реактивный плунжер; 6 – упорный подшипник; 7 – золотник; 8 – клапан управления гидроусилителем; 9 – предохранительный клапан рулевого механизма; 10 – тяга продольная; 11 – картер рулевого механизма; 12 – винт; 13 – гайка шариковая; 14 – магнитная пробка; 15 – тяга продольная; 16 – сошка; 17 – поршень-рейка; 18 – задняя полость гидроусилителя; 19 – вал сошки с зубчатым сектором; 20 – клапан перепускной; 21 – насос гидроусилителя руля; 22 – линия нагнетания; 23 – передняя полость гидроусилителя; 24 – редуктор угловой; 25 – линия слива; 26 – бачок насоса; 27 – фильтр заливочный; 28 – пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 29 – фильтр; 30 – пружина перепускного клапана; 31 – предохранительный клапан насоса; 32 – клапан перепускной; 33 – тяга поперечная; 34 – колесо автомобиля переднее; 35 – радиатор; А и Б – дросселирующие отверстия; I – движение прямо или нейтральное положение; II – поворот налево; III – поворот направо.

Внимание перед эксплуатацией ГУРа КамАЗ требуется:

Заливной фильтр и элемент фильтрации промываются, а при значительном засорении смолистыми отложениями дополнительно обрабатываются специальным растворителем. При проведении сезонного техобслуживания (осенью) масло в системе ГУРа КамАЗ-5320 (Классика) полностью подлежит замене.

1. Воздух оставшийся в системе ГУРа КамАЗ приводит к быстрой поломке насоса и повреждению частей рулевого механизма. О наличии воздуха в системе или его попадании, говорит вспенивание масла в бачке насоса, внешние потеки и засаленность системы, сильный шум работы насоса. Так же если после остановки двигателя, уровень масла в бачке поднимается 10 мм и более, в гидросистеме ГУРа остался или попадает воздух. Во избежании поломки насоса необходимо устранить наличие воздуха в системе или устранить наличие попадания воздуха в систему.

2. Герметизация системы после замены рулевого механизма:
а) поднять передние колеса автомобиля, так что бы они оторвались от земли;
б) залить жидкость, прокрутить рулевым колесом от края до края 20 раз и опять долить жидкость;
в) запустить двигатель на 2 секунды и заглушить его, долить жидкость;
г) снова запустить двигатель на 3-4 секунды. И заглушить его, опять долить жидкость (при необходимости);
д) запустить двигатель, проконтролировать уровень масла в бачке, прокрутить рулем в одну затем в другую сторону;
е) опустить передние колеса автомобиля;
ж) прокрутить рулем в одну сторону и выпустить воздух из сапуна ГУРа (находящегося под валом сошки ГУРа), затем прокрутить рулем в обратную сторону до упора и снова выпустить воздух из сапуна ГУРа.
Герметизация системы гидроусилителя руля КамАЗ завершена, можно проводить ходовые испытания.