Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Смотреть что такое "Сведенборг, Эммануил" в других словарях. Наследие и память

Павел / 27.01.2019 Сведенборг - Божий пророк нашего времени.

Павел / 5.12.2018 Отлично! Слуга Иисуса Христа!

Борис / 10.10.2018 Никто, никогда ни где не сможет найти истинной духовной структуры основы человека, ибо только Господь создавший Вселенную знает досконально нас и духовную жизнь Божественной Вселенной, и нам впервые было дано откровение через пророка Сведенборга, и его умом под шумок не возьмёшь.

ВАЛЕНТИНА / 15.09.2018 Книги Сведеборга бесценны. Он был гоним в своё время, но насколько они (книги) актуальны сейчас. Благодаря его произведениям начинаешь понимать глубину евангельских текстов. А среди людей много званных, но мало избранных, таких как он, которым открывается истина. Я шла к этим книгам очень долго. И слава Богу за то,что мне это открылось.

Александр / 18.07.2018 господа атеисты! Я не говорю что Сведенборг обладает конечной правотой, но если бы вы пережили и узнали хотя бы часть того, что пережил и узнал Сведенборг, ваше мировоззрение изменилось бы и вы постыдились того бреда и пренебрежения, которое здесь публикуете. Вы пока просто мало знаете. Прискорбно.

onstr / 26.04.2018 Господа-товарищи эзотерики и шизофреники. Изучайте психиатрию

Лара / 11.11.2017 Жалко тех людей которые не знают не верят и не любят Бога
Это как доказывать что 2*2=5 ...!?
Но
Это всё временно.
Слава Богу

Елена / 15.04.2017 "иисуса никогда не существовало, это доказано 100 лет назад... всё давно научно доказано, раскройте глаза сказочники"
Видимо Вы очень поверхностно знакомы с этой наукой. Чем больше изучаешь фактов и сравниваешь разные точки зрения, тем больше понимаешь, как все сложно трактовать и делать какие-либо выводы. Одно понятно, не нужно создавать стереотипы и следовать догмам. Вопросы мироздания, смысла жизни человека и Бога всегда занимали сознание человека. И до сих пор на них нет однозначного ответа. А если подумать сколько вранья и искажений есть в науке, то и вообще ни к чему делать однозначные выводы ни про христианство, ни про Бога.

душа свободна / 23.01.2017 иисуса никогда не существовало, это доказано 100 лет назад, христианская религия это породия на поклонение солнцу они заминили солнце человеком и назвали по имени христос и стали поклоняться ему как поклонялись солнцу. три царя следуют за звездой, это три звезды в небосвобе следующие за одной яркой звездой, 21 декабря они указывают на то место где встает солнце, оно рождается под созвездием девы, всё давно научно доказано, раскройте глаза сказочники

vladimir

vladimir / 22.07.2016 Н.В. Гоголь тоже,будучи с детства больным ребенком писал то, что ему пригрезилось в жару. Это как раз и вошло в литературу как шедевры мировых бредней, и почву для экранизаци. Такой же успех имел Эдгар По, - безнадежный наркоман. Мистика шаманство и колдовство сегодня в цене. Кто правит бал..?

Роман / 1.04.2016 во первых Сведенборг ужасно нуден, а во вторых не дает ни каких способов богопознания. Миры вселенной ад и рай бесконечно разнообразны, но задача выбраться оттуда

Владислав / 6.03.2015 Здравствуйте! Прочёл первые десять отзывов и удивило в их изложении, извините за прямоту, невежество. Все, оставившие отзывы, видно, люди хорошие, но надо повышать уровень грамотности, а то, действительно, выглядим как средневековые невежды. Такое впечатление, что труды Эммануила Сведенборга читали по диагонали. Не только надо знать, что означает то или иное слово, но и гармонично, лаконично их применять. Не заниматься манипуляцией словами, как предметами потребления. Мы, люди, не потребители, а сотворцы Бога. Спасибо.

илья / 26.09.2014 Это откровение Господа!

В.Воскресенский / 18.09.2014 Сведенборг открывает людям то, что открыл ему Господь, т. е. Божественную Истину, а это то на чем будет основана Новая церковь, изучайте его труды!

Сведенборг, который жил с 1688 до 1772 г. г. родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира. Его последние работы дают описания того, что представляет собой жизнь после смерти.

Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет и тем о чем свидетельствуют другие лица, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает как он ощущал себя, когда останавливается дыхание и циркуляция крови. "Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире... Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое". Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела. "Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода моего сознания, т. е. духа, из тела".

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, - готов ли он умереть? "Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни". Однако, общение Сведеборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания.

"Духи общались со мной на универсальном языке... Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке... который представляет собой свойство духа. Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит также отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот к кому она обращена, потому, что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека..." Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, так как он еще находится в "теле", во многих отношениях напоминающем его физическое тело. "Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, так как он продолжает оставаться в рамках внешнего мира... Следовательто, он еще не знает ничего, что он находится в привычном ему мире... Поэтому, после того, как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире... у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад".

В то же время, духовное состояние менее ограничено, по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни. "Все духовные дарования являются более совершенными, это относится как к ощущению, так и к осмысливанию и удержанию в памяти". Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир. "Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь, друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни. Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться советы, относящиеся к его новому состоянию в вечной жизни..."

Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого и при этом нет никакой возможности для лжи или умолчания о чем-либо. "Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей, все, что человек когда-либо говорил, думал и делал, все, от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встерчался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним...

Все, что он сказал и сделал, как при свете проходит перед ангелами, ничто не остается скрытым из того, что было в его жизни. Все это проходит как некие картины, представляемые в свете небесного рая".

Сведенборг описывает также "свет Господа", который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека". Это свет истины и полного понимания. Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии и в сочинениях Платона и в Тибетской Книге Мертвых, мы находим много сходства с тем, что пережили наши современики, побывавшие на краю смерти.

Библию Сведенборг трактует с позиций аллегорического или «духовного смысла» (лат. Sensus Spiritualis ). Например, Красное Море , через которое Моисей перевёл свой народ, Сведенборг называет аллегорией ада (AR 399), а Египет - природного начала (AR 503)

Научные убеждения

В своём труде «О небесах, о мире духов и об аде», Сведенборг выдвинул версию посмертного существования, которая ему дана, как он заверял, что называется, «из первых рук». В книге говорится о том, что внешний облик ангела не отличается от человеческого. Более того, всё, что есть на небесах, соответствует тому, что есть у людей. При этом человек сохраняет все свои привычки, склонности и любимые занятия, на основании которых отправляется в ту или иную область потусторонней реальности. И ад создают сами люди собственными дурными мыслями, делами и манерами.

Духовидение и теология

Свои видения он называет MEMORABILE памятными событиями»). После смерти у людей пробуждается сознание в третий день уже в духовном теле (corpore spirituali ).

Сведенборг утверждал, что способен общаться с духами умерших людей, причём в пользу его слов имеются разнообразные свидетельства. Во всяком случае, он подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны не были. Сведенборг прославился случаем, происшедшим 19 июля 1759 года, когда во время званого обеда в Гётеборге с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как вскоре было установлено, бедствие, и впрямь охватившее шведскую столицу, развивалось согласно описанию Сведенборга.

Сведенборг различает духовное (Spirituale ) и природное (Naturale ) начало. Помимо нашего природного мира существует «духовный мир» (Mundus Spirituum ), который расположен между Небом (Caelum ) и Адом (Infernum - AR 552). Иногда Сведенборг следует иной классификации, согласно которой «духовное царство» (Regnum Spirituale ) совместно с «небесным царством» (Regnum Caeleste ) составляет «универсум неба» (Universum Caelum ). В целом, грань между духовным и небесным весьма тонка.

Духовный мир

В духовный мир человек попадает на третий день после смерти, превращаясь в духовного человека (spiritualis homo ). В духовном мире у человека духовное тело. В том мире он вступает в различные сообщества (Collegia), живёт в тростниковых хижинах (casis, domunculas) и работает за еду. Здесь существует и голод и усталость. Помимо духовных людей в духовном мире обитают ангелы, которые выполняют роль стражей. Во время одного из мистических путешествий Сведенборг видел в духовном мире море, парусные корабли и плывущих черепах. Часто люди в духовном мире принимают вид животных в соответствии со своим характером. Добрые становятся голубями (columbae ) и овцами ; заблудшие - совами и летучими мышами; злодеи - крокодилами и василисками ; суровые верующие - козлами и драконами ; а некоторые богословы - огненными змеями (AR 601). Сведенборг отвергал параллель между духовным миром и Чистилищем . Оба находятся между адом и небом, однако из духовного мира нельзя искупить людей посредством католических богослужений, равно как нет в духовном мире и мучений (AR 784).

Небо

На небе располагается Божественная Сфера (Sphaera Divina ).

Также существует градация небес (не меньше трех). Ангелы третьего неба выглядят младенцами. Также третье Небо называется небом Божественной Любви (Divino Amore ), а второе - небом Божественной Мудрости (Divina Sapientia ). Третье небо красного цвета, второе - лазурного (caeruleo ), а последнее (ultimo Caelo ) - белого (candido ) цвета (AR 566). Встречается и иная классификация. Сведенборг говорит о южном (meridie Caeli ) и восточном небе (oriente Caeli ), которые воплощают, соответственно, мудрость и любовь Бога (AR 875). Впрочем, красный (purpurea ) цвет одежд восточного ангела и гиацинтовый - южного позволяют отождествить их с ангелами третьего и второго неба. Особенностью учения Сведенборга является отрицание вечности небес. Помимо прочего он упоминает о древних и новых небесах (AR 876).

Нередко ангелы перемещаются на колесницах (Currus ), запряженных белыми конями. Встречается различение ангелов на небесных (caelestes или высшего неба), духовных (spirituales или среднего неба) и природных (spirituales naturales - последнего неба). При этом высшему небу соответствует эфирная атмосфера (atmosphaera aetherea ), среднему - воздушная (atmosphaera aerea ), а последнему - водная (AR 878).

Во время одного из видений Сведенборг увидел четырёхугольный Храм Мудрости (Templum Sapientiae), в котором осознал третье начало божества - польза (usus ).

Антропология

Сведенборг отстаивал идею свободы воли, утверждая, что люди - не статуи. Поэтому именно люди ответственны за то, кем они станут после смерти: небесными ангелами (Angelus Caeli ) или ангелами ада (Angelus Inferni ). Главной причиной дурного расположения человека Сведенборг называет «адскую любовь» (amor infernalis ), которой противостоит «духовная любовь» (amor spiritualis ). Любовь есть сущность жизни, от неё производны аффекты (affectiones ), восприятия (perceptiones ) и мысли (cogitationes ). Адская любовь есть любовь к себе (AR 691), тогда как духовная любовь - есть любовь к другому. Милосердие (charitate ) есть реализация духовной любви.

Помимо мотивирующей к поступкам любви человек наделён фантазией (visionarium , phantasias ), формой которой является вера (fide ), если она не подкреплена делами (AR 451). Продуктами этой способности являются призраки (larva ) и воображаемые сущности (ens imaginativum rationis ). Другой разновидностью фантазии является понимание (Intellectum ). Иногда фантазия способна создавать ложные небеса (sicut Caelos ), закрывая разум от божественного света (AR 865).

Бог

Книги

Учёный период

  • Издание сентенций Сенеки и Публилия Сира , с примечаниями Эразма и греческим переводом Скалигера (на степень доктора философии; 1709);
  • два сборника стихотворений латинскими стихами:
    • «Геликонские игры, или Разные стихотворения» («лат. Ludus Heliconius, sive carmina miscellanea »; 1714);
    • «Северные [бореальские] музы, или Рассказы, подобные овидиевым» («лат. Camoena borea, sive favellae Ovidianis similes »; Грайфсвальд ; 1715);
  • периодическое издание своих и чужих исследований и статей по естественным наукам - «лат. Daedalus hyperboreus » (швед. Daedalus Hyperboreus, eller några nya mathematiska och physicaliska försök ; 6 томов, с 1716);
  • ученые труды: по алгебре и о способах определять долготу мест через наблюдения над Луной; о десятичной системе мер и денежных знаков; о большей высоте морских приливов в древние времена; о движении и положении земли и планет (1717-1719);
  • латинские труды: «О началах натуральной философии», «Наблюдения и открытия касательно железа и огня», «Новая метода для определения географических долгот на земле и море», «Искусство строить доки и новая метода для устройства плотин», «Искусство определять механическую силу кораблей», «Разные наблюдения над минералами, огнём и расположением гор», «О сталактитах Бауманова грота» (в Амстердаме и Лейпциге; 1721-1722);
  • «лат. Opera philosophica et mineralia » - принесло широкую известность; был избран в почетные члены Петербургской академии наук ;
  • «лат. Prodromus philosophiae rationalis », где трактует о бесконечности - против Декарта , о цели в природе - против Бэкона , и о связи между телом и душой - против Лейбница , с его «предустановленной гармонией» (Дрезден; 1734);
  • двухтомное сочинение об экономии животного царства (1741);
  • трёхтомное сочинение о животном царстве «лат. Regnum animale » (Гаага и Лондон; 1744).

Теософский период

  • Тайны Небесные (лат. Arcana Cœlestia ; Лондон, 1749-1756; 8 томов)
  • «Clavis hieroglyphica» (изложение теории соответствий, Л., 1757);
  • Земли во Вселенной («De telluribus»; описание планет и их жителей по наблюдениям Сведенборга, посещавшего их «в духе»; Л., 1758);
  • «О небесах, о мире духов и об аде» (De Caelo et Ejus Mirabilibus et de inferno. Ex Auditis et Visis; самое содержательное и любопытное сочинение по мнению авторов ЭСБЕ; Л., 1758);
  • «De ultimo judicio et de Babylon destructa» (объяснение XVIII главы Апокалипсиса ; Сведенборг утверждает, что в духовном мире страшный суд уже совершился в 1757 году , и он его описывает как допущенный Богом свидетель; Л., 1758);
  • «Equus albus» (толкование XIX главы Апокалипсиса; Л., 1758);
  • «De nova Jerusalem et doctrina ejus coelesti» (толков. XXI главы Апокал.; Л., 1758);
  • «Doctrina Novæ Hierosolymæ de Domino» (Амстердам, 1763),
  • «Doctrina Novæ Hierosolymæ de Scriptura Sacra» (Амстердам, 1763);
  • «Doctrina vitae» (Амстердам, 1763),
  • «Doctrina de fide» (Амстердам, 1763);
  • Последний Суд («De ultimo judicio»; Амстердам, 1763),
  • Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной мудрости («Angelica Sapientia de divino amore et de divina Sapientia»; Амстердам, 1763);
  • Мудрость ангельская о Божественном провидении («Angelica Sapientia de providentia divina»; Амстердам, 1764),
  • «Разъяснения Апокалипсиса» («Apocalypsis revelata»; Амстерд., 1766),
  • Супружеская Любовь («Deliciae Sapientia de amore conjugali et voluptates insaniae de amore Scortatolio»; Амстердам, 1768);
  • О сообщении души и тела («De commercio animae et corporis»; Лонд., 1769; там же и тогда же издана автобиография Сведенборга, в форме письма к другу);
  • «Expositio Doctrinæ Novæ Ecclesiæ, quæ per Novam Hierosolymam in Apocalypsi intelligitur» (Амст., 1769);
  • «Христианская религиозная вера» («Vera christiana religio»; 3 т., Амст., 1771) - заключительное сочинение.

Посмертные издания

  • новое обширное истолкование Апокалипсиса - «Apocal. explicata» (7 томов),
  • «Краткое изложение внутреннего смысла псалтири и всех пророческих книг Ветхого Завета»,
  • «Doctr. nov. Jer. de charitate»,
  • «9 вопросов о Троице, предлож. Гартлеем, и ответы Сведенборга»,
  • «Венец, или приложение к соч. об истинной христ. религии»;
  • дневник («Diarum, Ubi Memorantur Experientiae Spirituales»; 1983-1997).

Влияние

Идеи Сведенборга распространяет и развивает религиозное движение Новая церковь или церковь Нового Иерусалима , одно из ответвлений которой считает писания Сведенборга «Третьим заветом ».

Интерес к личности и идеям Сведенборга выражали Уильям Блейк , Сэмюэл Колридж , Оноре де Бальзак , Шарль Бодлер , Адам Мицкевич , Ральф Уолдо Эмерсон , Владимир Соловьёв , Артур Конан Дойл , Николай Бердяев , Уильям Батлер Йейтс , Карл Густав Юнг , Август Стриндберг , Хорхе Луис Борхес , Чеслав Милош , Арнольд Шёнберг , Сергей Беринский , Владимир Даль , Владимир Вернадский , Стивен Кинг .

Свой взгляд на видения Сведенборга выразил в книге «Душа после смерти» иеромонах

Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном д ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно … Религиозные термины

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ - Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном д ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно,… … Теософский словарь

- (Svedenborg, 1688 1772) ученый натуралист, впоследствии духовидец и самый замечательный (после Якоба Бема) теософ новых времен, основатель доныне существующей в разных странах (особенно в Англии и Америке) секта сведенборгиан. Отец его, Эспер… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм 29 марта 1772, Лондон) шведский ученый естествоиспытатель, теософ, изобретатель. Его отец, Еспер Сведберг, был профессором богословия в Уппсальском университете и… … Википедия

Сведенборг, Эммануил Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм 29 марта 1772, Лондон) шведский ученый естествоиспытатель, теософ, изобретатель. Его отец, Еспер Сведберг, был… … Википедия

Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм 29 марта 1772, Лондон) шведский ученый естествоиспытатель, теософ, изобретатель. Его отец, Еспер Сведберг, был профессором богословия в… … Википедия

Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм 29 марта 1772, Лондон) шведский ученый естествоиспытатель, теософ, изобретатель. Его отец, Еспер Сведберг, был профессором богословия в… … Википедия

Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, урожденный Emanuel Swedberg (29 января 1688, Стокгольм 29 марта 1772, Лондон) шведский ученый естествоиспытатель, теософ, изобретатель. Его отец, Еспер Сведберг, был профессором богословия в… … Википедия

- (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») в философии Аристотеля внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха … Википедия

Книги

  • О небесах, о мире духов и об аде , Сведенборг Эммануил. Книга знаменитого шведского теософа и мистика Эмануэля Сведенборга (1688-1772) - одно из самых ярких произведений мировой визионерской литературы. Она содержит оригинальную концепцию Рая и…
  • Книга бытия. Пояснение первых четырех глав , Сведенборг Эмануэль. В настоящем издании представлены материалы, раскрывающие смысл первых глав Книги Бытия, а также рассказывается "о Духах различных родов, о состоянии души по смерти..., а главное - об Учении…

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 г., и был сыном д-ра Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков, Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на "Теософию"; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно, был позади своего времени. Когда ему исполнилось 46 лет, он стал "теософом" и "провидцем"; но хотя его жизнь всегда была безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи; все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах, очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его духовного проникновения. Он оставил множество трудов, которые ужасно неправильно поняты его последователями.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Сведенборг , Эммануил. Знаменитый ученый и ясновидящий XVIII века, человек высокой учености, сделавший огромный вклад в науку, но чей мистицизм и трансцендентальная философия поставила его в один ряд с галлюцинирующими мистиками. Сейчас он известен как основатель Сведенборгианской секты или Церкви Нового Иерусалима. Он родился в Стокгольме (Швеция) в 1688 году у родителей-лютеран; его отец был епископом Западного Готланда. Его настоящее имя было Сведберг, но в 1719 году, когда ему было пожаловано дворянство и рыцарское звание, оно было заменено на Сведенборг. Он стал мистиком в 1743 году, а четырьмя годами позже (в 1747 году) ушел с должности (чрезвычайного эксперта в университете в Минце) и полностью отдал себя мистицизму. Умер в 1772 году.

Некоторые пришли к нему [знанию архаической доктрины] путем естественного продвижения в физической науке и самостоятельными наблюдениями; другие, как Коперник, Сведенборг и еще несколько других, несмотря на их большую ученость, обязаны своим знанием гораздо больше интуиции, нежели приобретенным представлениям, развитым обычным путем изучения. Что Сведенборг, не имевший возможности знать что-либо об эзотерических представлениях Буддизма, совершенно самостоятельно подошел к Оккультному Учению в своих общих понятиях, доказывается его заметкою о Теории Вихревого Вращения. В этой заметке, цитируемой проф. Уинчелл"ем в переводе Клиссольда, мы находим следующее резюме:

«Первая причина есть бесконечное или безграничное. Это дает бытие первому конечному или ограниченному. (Логос в его проявлениях и Вселенная). То, что производит границу, аналогично движению. (См. Станца I., Supra ). Проведенная граница есть точка, сущность которой есть движение; но, будучи без частей, эта сущность не есть действительное движение, но лишь стремление к нему. (В нашей Доктрине это не есть «стремление», но изменение Вечной Вибрации в непроявленном в Спиральное Движение в феноменальном или проявленном Мире.) От этого сначала происходит протяженность, пространство, форма и последовательность, или время. Как в геометрии точка порождает линию, линия – плоскость, и плоскость – тело, то и тут стремление точки направляется к линиям, плоскостям и телам. Другими словами, Вселенная заключается in ovo , в первой естественной точке. Движение, к которому стремление направляется, есть круговое, ибо круг есть наиболее совершенная форма... «Наиболее совершенная, вышеописанная форма движения должна быть постоянно круговой; то есть, оно должно исходить от центра к периферии, и от периферии к центру.» .

Это есть Оккультизм во всей его чистоте и простоте.

во всех романах, так же, как и во всех, так называемых, научных вымыслах и спиритических «откровениях», приходящих с Луны, Звезд и Планет, мы находим просто лишь новые комбинации или изменения в людях и вещах, в страстях и формах жизни, обычных для нас, несмотря на то, что природа и жизнь на других планетах нашей Солнечной Системы совершенно отличаются от тех, что существуют на нашей Земле. Сведенборг, главным образом, выделялся распространением такого ошибочного верования!

< ... >

И так сильна эта склонность, что даже большие, прирожденные, хотя и не посвященные, ясновидцы, становятся жертвами этого заблуждения, если они не были воспитаны в должном направлении; примером тому служит Сведенборг, который заходил настолько далеко, что наряжал жителей Меркурия, встречаемых им в мире духов, в одежды, носимые в Европе.

Сведенборг, таким же образом, находясь в Готенбурге, видел большой пожар в Стокгольме и сразу рассказал об этом своим друзьям, никакого телеграфа в те дни еще не было.

Разве Сведенборг был не прав, когда он сказал про забытое, давно утерянное Слово:

Ищите его в Китае; возможно, что вы найдете его в Великой Татарии.

Он говорит своим читателям, что получил эти сведения от неких «Духов», которые сказали ему, что совершали свое поклонение согласно этому (утерянному) древнему Слову. По этому поводу в «Разоблаченной Изиде» было сказано, что

Другие ученики Оккультных Наук имели нечто большее, чем слово «духов», чтобы быть уверенными в этом; они видели книги

в которых содержалось это «Слово». Возможно, что имена тех «Духов», которые посещали этого великого шведского теософа, были восточные. Слово человека такой не отрицаемой и признанной честности, чья ученость по математике, астрономии, естествознанию и философии далеко опередила свой век, не может быть подвергнуто осмеянию или отвергнуто так бесцеремонно, как если это было бы утверждение современного теософа; далее он заявлял, что может по своему желанию перейти в то состояние, при котором Внутреннее Я совершенно освобождается от всех физических чувств и живет и дышит в мире, где все тайны Природы становятся раскрытой книгой для глаза Души . К несчастью, две трети из его опубликованных трудов тоже в одном смысле аллегоричны, и так как они были восприняты буквально, то критика не более пощадила этого великого шведского Провидца нежели других.