Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Сказание авраамия палицына. Неистовый авраамий палицын

И в одном ряду с ними — Авраамий Палицын. Имя, совершенно неизвестное нынешним россиянам. А ведь он был соратником правителей Руси — Дмитрия Трубецкого, и Кузьмы Минина. Если верить ему, мирил их и рассуживал. А то и одергивал, выручал на поле боя, если, опять же, верить ему. Книгой Палицына зачитывались наши предки в XVIII веке!

Воевода-заговорщик, дважды изгнанник, монах, келарь, предатель, народный трибун, плагиатор, самохвал. Участник, свидетель, писатель… Себя он изобрази;! как «святого старца».

И все это — один человек.

Воевода-заговорщик

Русские дворяне Палицыны ведут свой род от литовского воеводы Ивана Микулаевича, который в 1373 году «выехал из Литвы на Русь», то есть ушел от литовских великих князей и поступил на службу к русским князьям. Прозвище у него было примечательное — Палица. Не каждого так назовут. Неизвестно, отличался ли его потомок Аверкий Палицын физической силой, но характером — точно.

Родился Аверкий в селе Протасове, близ Ростова. Год рождения неизвестен. В восьмидесятых годах XVI века он уже был воеводой на Коле. Значит, родился примерно в 1555—1560 годах. В 1588 году лишен имущества, отправлен на Соловки и насильственно пострижен в монахи под именем Авраамия. Причина опалы неизвестна. Скорее всего — принимал участие в заговоре Шуйских против царя Федора Иоанновича. Борис Годунов, взойдя на трон, вернул Палицына из ссылки. Но признательности и благодарности от него не получил. Наоборот. Поскольку Годунов при царе Федоре был правителем, то Аверкий именно его считал причиной своих бед и при случае жестоко отомстил…

Его участие в заговоре Шуйских подтверждается тем, что со вступлением на царский трон Василия Шуйского началось и возвышение Авраамия. Он был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. Келарь — по-нашему, завхоз. Применительно к такому огромному хозяйству — главный завхоз. Это с одной стороны. А с другой стороны — дворянин, воевода, человек решительного характера на такой должности стал значительным лицом. По сути — военный комендант мощнейшей крепости на пути к Москве. Впоследствии Смоленск пал под ударами поляков, а Лавра выдержала четыре месяца осады и выстояла! Царь Василий приблизил Авраамия к себе, во всем советовался, и Авраамий, как мог, помогал ему. Например, вывез из Троице-Сергиева монастыря в Москву большие запасы зерна, когда в Москве стало плохо с хлебом.

Плагиатор

Причем значительная часть ее — явный плагиат, чьи-то сочинения, переписанные Авраамием и приписанные себе. Так что он еще и плагиатор. Правда, Палицын и не скрывает, сам указывает, что пользуется чужими произведениями. Потому что по тем временам это не грех. Все летописи, дошедшие до нас, начаты неизвестно кем и несколько раз переписаны неизвестно кем. Тогда авторского права не было. Почти каждый монах-переписчик, к которому попадала неизвестная рукопись, воспринимал ее как общее достояние, часто как рабочий материал, вставлял через века свое понимание тех событий, свои слухи, свое мнение и т. д.

Грубо говоря, сидел в XVI или XVIII веке монах-переписчик и кроил по своему пониманию события XIII или XIV веков. А все наши летописи дошли до нас именно в списках XVI—XVIII веков. Вот почему так важна работа специалистов по отделению действительных текстов от позднейших вставок и напластований.

Очевидно, что первые шесть глав «Сказания…» — плагиат, чье-то сочинение, переписанное Авраамием Палицыным на свой лад. Потому что нашлась первоначальная редакция, оригинал. Многие предполагают, что автором его был архимандрит Дионисий, глава Троице-Сергиева монастыря, непосредственный начальник Авраамия. События, начиная с 1584 года, изложены спокойно, обстоятельно, бесстрастно. Как говорится, ничего личного. Да и какие могут быть личные счеты у выходца из простолюдинов архимандрита Дионисия с Борисом Годуновым, к примеру. А вот у воеводы Аверкия Палицына — были! И потому эти первые шесть глав, переписанные Палицыным, полны нападок на царя Бориса. Он и убийца царевича Дмитрия, и вообще все беды Руси от него… Там даже есть такая строчка про голос Годунова: «Глас зело высоки богомерзостен». То есть Палицын даже голоса Годунова не выносил!

Понятны чувства воеводы Аверкия, подвергнутого опале и насильственно постриженного в монахи при власти Бориса Годунова. Но умудренный жизнью келарь Авраамий хотя бы в глубине души должен был осознавать, что это Шуйские начали смуту на Руси. Но написал иначе. И тем самым жестоко отомстил Борису Годунову. Очевидно же, что именно книга (печатное слово!) Авраамия утвердила молву о причастности Бориса Годунова к смерти царевича Дмитрия…

Предатель

Авраамий Палицын и после свержения с трона своего покровителя царя Василия Шуйского остался келарем Троице-Сергиева монастыря и вообще — значительным лицом. Авраамий был в составе посольства 1610 года к польскому королю Сигизмунду. Когда выборные от церкви и боярства во главе с митрополитом Филаретом и боярином Голицыным просили царем на Русь польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Но перед этим они были в Москве у патриарха Гермогена и получили простую, но ясную инструкцию — королевич Владислав должен креститься в православии, а если нет, то не будет патриаршего благословения. А будет порушение всему московскому государству и православной вере. Патриарх Гермоген напутствовал послов стоять «за православную христианскую веру неколебимо». Но Сигизмунд не согласился на крещение своего сына Владислава в православии, да и вообще он сам хотел быть королем объединенного огромного государства, превратив Русь в польское воеводство. Переговоры зашли в тупик.

Однако не у всех. Как водится, посольство прибыло со многими дарами. Очевидец отмечает, что самые богатые подарки преподнес келарь Авраамий: серебряный позолоченный двойчатый кубок, золотный атлас и сорок соболей. Сигизмунд был премного доволен, обласкал Авраамия и даровал его монастырю охранную грамоту на землю и все другие права. С тем Авраамий в январе 1611 года, получив все для своего монастыря, и отбыл в Москву. А посольство осталось. В плену. Но надо для справедливости заметить, что такой хитрец, как Авраамий, был не один. Думный дворянин Сукин. дьяк Васильев и еще 43 человека уехали, получив от короля «грамоты и другие пожалования».

Разумеется, их поведение расценили как предательство, измену. И прежде всего — поведение Авраамия, не последнего человека в посольстве. Через десять лет выйдя из польского плена, глава посольства митрополит Филарет, став патриархом и «Великим Государем Руси», покарает Авраамия. Может, и напрасно. Потому что Авраамий к тому времени стал другим.

Народный трибун

Тотчас по возращении Авраамий решительно меняется и становится яростным врагом поляков. Что тому причиной — неизвестно. Можно лишь предполагать. То, что Авраамий умен и образован — несомненно. Знатный, облеченный властью — то есть привык решать и вершить большие дела. Прагматик, можно сказать — беспринципный. Такой человек мог резко изменить поведение, прийти к совершенно определенному выводу, со стороны посмотрев на результаты переговоров, трезво осмыслив происходящее на Руси и в Польше. А ситуация была такая… Сигизмунд не желает перехода Владислава в православие и даже сам хочет на московский трон. Но церковь никогда не примет на московском престоле католического царя, тем более короля. Значит, тупик. И, судя по обстановке в стране, у поляков нет никаких перспектив закрепиться в Москве и на Руси. А значит, пока не поздно, надо заглаживать свой промах, свой сговор с Сигизмундом — и присоединяться к тем, кто против поляков.

Наверно, так размышлял Авраамий. Он об этом в книге ничего не пишет. Вообще не пишет о том, что вступил в сговор с Сигизмундом. Своя рука — владыка! Что хочу — то и пишу…

Так или иначе, с 1611 года Авраамий участвует в составлении и рассылке грамот по всей Руси с призывом подняться на борьбу с поляками, идти на помощь Москве. В книге он пишет, что это он сочинял, рассылал и прочее. Из других же источников, в частности из «Жития Дионисия», известно, что грамоты эти сочинялись в келье архимандрита Дионисия и чуть ли не под его диктовку (свидетельство попа Ивана Наседки). И никакого первенства Авраамия в том не было.

Но он несомненно участвовал. И грамоты — были! И на них откликнулась Русь. В том числе и Кузьма Минин.

Самохвал

Авраамий пишет сам о себе в третьем лице, называет себя «старцем Авраамием». И получается, чуть Ли не главным спасителем Руси был этот самый «старец». Что сразу вызывает большие сомнения.

Авраамий там — везде. Все князья-бояре обращались за советом к нему. Всех мирил и вразумлял он. Чуть где плохо — зовут «старца Авраамия». Например, в знаменитой битве у Крымского брода, когда гетман Ходкевич одним ударом «сотни и полки все смята, и втоптал в Москву-реку», когда казаки Трубецкого отказались идти на помощь полку Пожарского, когда судьба битвы за Москву висела на волоске, Минин и Пожарский, оказывается, послали за ним. Он приходит и видит «князя Дмитрия и Козьму Минина и многих дворян плачющихся…». Он идет в табор к казакам, стыдит их, воодушевляет призывами постоять за отечество и православную веру, после чего «И поидоша еси в бой». Причем шли в бой с кличем «Сергиев! Сергиев!». То есть Авраамий прославляет таким образом не только себя, но и свой монастырь. Что, конечно, похвально. Но малоубедительно. Клич «Бей!» вообразить легко, а вот клич «Сергиев!» — трудно. Потому что в бою такое просто не выговаривается…

Но этот эпизод именно в таком виде стал достоянием широких читателей, потому что его едва ли не дословно повторил С.М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен»

По книге Авраамия Палицына получается, что на этом бой и закончился и войска литовского гетмана Ходкевича отошли на Воробьевы горы. А поскольку это сражение было решающее, то следует, что победа в нем и над поляками вообще — заслуга Авраамия.

В Никоновской же летописи тот день 24 августа описан иначе. Во-первых, специально за Палицыным никто не посылал. Он там уже был: «В то время прилучился быть в полках у князь Дмитрея Михайловича Пожарсково Троицкому келарю Аврамию Палицыну, и пойде в таборы к казакам и моляша их, посули им многую монастырскую казну…» То есть казакам пообещали — и дали! — деньги, церковное золото!

Во-вторых — и это самое главное, — после атаки казаков сражение не закончилось. Казаки снова ушли в свой табор, пехота залегла по рвам и ямам. Как отмечает летописец, «всею ратью стали плакать и молиться». Ударь в этот момент Ходкевич — поражение неминуемо, и неизвестно, как бы все дальше сложилось. Но тут свое слово сказал Кузьма Минин. Он с отрядом в триста дворян перешел через Крымский брод и напал на поляков. Те побежали. Другие ополченцы, видя успех атаки, устремились за Кузьмой. Гетман Ходкевич отступил на Воробьевы горы, а на следующий день ушел (?!) из Москвы на Можайск — то есть оставил поляков без своей могучей поддержки, один на один с ополчением Минина, Пожарского и Трубецкого. После этого участь поляков в Москве была решена.

Но Авраамий об этом ничего не пишет. Хотя был в тот день на поле боя, все слышал и видел своими глазами. Но изобразил так, что Минин и Пожарский только плакали, а он, Авраамий, остановил казаков пламенным словом (ни в коем случае не обещанием денег!), повел в бой и т. д.

Представляете, что бы знали мы и что думали мы о тех событиях, сохранись до наших дней только рукопись Авраамия и никаких других!..

Например, если судить по книге, то и в избрании на престол Михаила Романова главную роль сыграл «святой старец Авраамий». Как он сам же пишет, к нему на подворье чередой шли бояре, дворяне, атаманы и казаки, чтобы он, Авраамий, сказал «Священному собору и боярам» об их желании видеть на троне Михаила Романова. Что он и сделал. И уже наутро иерархи церкви и государства решили избрать царем Михаила и послали на Лобное место известить народ о том рязанского архиепископа Феодорита, троицкого келаря Авраамия, архимандрита Иосифа и боярина Василия Петровича Морозова…

Обратите внимание на порядок имен. Тогда этому придавалось особое значение. Например, в грамотах о спасении страны, рассылаемых князьями-боярами по городам, подпись высокородного боярина Морозова — первая! Подпись Пожарского — десятая. А Кузьмы Минина — пятнадцатая! За ним еще двадцать подписей — князей Туренина, Шереметева, Салтыкова, Бутурлина…

А тут Морозов — на последнем месте. Авраамий все-таки написал архиепископа Феодорита впереди себя (архиепископ как-никак!), а вот архимандрита Иосифа и самого Морозова — решительно оттеснил. В общем, не скромничал… Говорю же: когда ты пишешь, твоя рука — владыка. Но прошу отметить: ведь Авраамий среди четырех избранных — был! А с таким известием на Лобное место выходили только люди известные, чтимые народом. Хотя был ли там Авраамий на самом деле — доподлинно неизвестно.

С.М. Соловьев этот эпизод излагает несколько иначе. Эти четверо не извещали народ об избрании Михаила Романова, а спрашивали людей, кого они хотят в цари. «Михаила Федоровича Романова» — был ответ. Само по себе, конечно, возжелание народом Михаила Романова сомнительно. И в изложении Палицына, и в изложении Соловьева. Что знал тогда народ о шестнадцатилетнем мальчике Мише Романове, с какой стати захотел он себе в цари никому не известного мальчика? Но в данном случае мне важна другая деталь: С. М. Соловьев в точности повторяет состав и порядок имен: Феодорит, Авраамий, Иосиф и боярин Морозов… Но в Никоновской летописи, где событиям Смутного времени посвящен целый том, присутствие Палицына на Лобном месте не засвидетельствовано! По летописи, не было его там. Значит, великий ученый С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен» данный исторический момент воспроизвел по книге Палицына?

Вот так Авраамий Палицын в самом прямом смысле вписал себя в и в «Историю России с древнейших времен».

Снова изгнанник

В 1619 году из польского плена, пробыв там почти десять лет, вернулся патриарх Филарет. Он стал фактическим правителем страны при сыне — царе Михаиле Романове — и начал твердой рукой наводить порядок. Вспомнил он и Авраамия. И тотчас же сослал его на Соловки.

В изгнании Авраамий Палицын прожил еще семь лет.

И умер в Соловецком монастыре 13 сентября 1627 года. И надо сказать, что царь Михаил, помня о его заслугах, послал на его погребение 50 рублей. Деньги по тем временам большие. Наверно, на эти деньги и была заказана надгробная плита с надписью: «Лета 7135 се преставился раб божий кел. Палиц, Аврамие».

Могила его скорее всего неизвестна. Надгробную плиту нашли в монастыре через сорок пять лет после смерти изгнанника, в 1672 году. Там, на Соловках, она стоит и доныне.

Участник, свидетель, писатель

Когда-то, очень давно, о «Сказании Авраамия Палицына» спорили. Были у него сторонники, но большинство исследователей сочли повествование Авраамия восхвалением самого себя, и только. А сейчас и вовсе забыли.

Между тем книга Палицына — огромный труд, 150 книжных страниц! Сотни фактов. Событий. Имен. Бесценный источник! Который, наверно, еще станет предметом исследований. И они, исследователи, отделят зерна от шелухи.

И как бы то ни было, но очевидно же, что среди героев Смутного времени действительно был и этот ярчайший человек. Он дважды упоминается в Никоновской летописи. То есть и участник, и свидетель, и, наконец, писатель. Цель же моих скромных заметок простая — напомнить современникам и утвердить в их памяти это имя — Авраамий Палицын.

Сергей Баймухаметов

Авраамий Палицын (в мире Аверкий Иванович) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания об осаде Троицкого монастыря поляками ». Родился в середине XVI века в селе Протасьеве, близ Ростова, умер 13 сентября 1627 г. Авраамий происходил из древнего дворянского рода Палицыных, вышедших в 1373 г. из Литвы. В молодости он не получил правильного образования («училища николиже видех»), но позже, уже иноком, восполнил недостаток образования усердным чтением книг разнообразного содержания, хранившихся в библиотеках Соловецкого и Троицкого монастырей; современники (Арсений Глухой) отзывались о нем, как о человеке, очень образованном. Поступив на царскую службу, Палицын подвергся в 1588 г. опале, причём имение его было отобрано в казну. Можно думать, что опала Авраамия стояла в связи с опалою в 1587 г. Шуйских от Бориса Годунова , но достоверные подробности неизвестны. Сосланный в Соловецкий монастырь, он жил в нем «на своем обещании» и, по-видимому, принял постриг добровольно. Последнее обезоруживало Палицына, как политического противника Годунова, и в 1594 г. Авраамий, вместе с другими соловецкими иноками, был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Это было знаком особого благоволения к опальному и показывало, что Годунов примирился с ним. На перевод Авраамия повлияло еще и то обстоятельство, что Борис хотел пополнить Сергиеву обитель иноками строгой монашеской жизни, чтобы восстановить прежнее благочестие, на исчезновение которого жаловался еще Иван Грозный : значит, Авраамий уже успел заявить себя с этой стороны.

В 1600 г. с Палицына была окончательно снята опала и не вполне законно, как монаху, возвращена часть конфискованного имения. В следующем году он был послан с поручением в Богородицкий Свияжский монастырь (позже – в Казанской губернии), зависевший от Троицкой Лавры. Здесь он является уже «старцем», т. е. старшим из монастырских братий. Около 1608 г. Авраамий возвращается в лавру и занимает ответственную и важную в то время должность келаря, которая сосредоточивала в себе все нити вотчинно-монастырского управления; келарь же был непосредственным помощником архимандрита. Есть основание думать, что назначение способного и деятельного Палицына на эту должность не обошлось без непосредственного влияния Василия Шуйского , с воцарением которого начал возвышаться и пользоваться царскими милостями Авраамий. Сделавшись келарем лавры и придя в силу этого в соприкосновение со многими представителями гражданской власти и даже непосредственно с царем, которому лавра была специально подчинена, Авраамий естественно должен был выступить из числа обыкновенных монахов и занять место в рядах представителей духовенства. Начавшаяся вслед за тем Смута и особенно осада лавры поляками выдвинули Авраамия на арену политической деятельности, где он проявил свои замечательные административные способности и связал свое имя с одной из достопамятнейших страниц русской истории.

Авраамий Палицын на памятнике «1000-летие России» в Новгороде

Для удобства управления обширными монастырскими вотчинами Авраамий Палицын жил в Москве и, когда началась осада лавры Сапегой , выступил ходатаем за осажденных иноков пред царем, который медлил помощью и долгое время верил официальным донесениям, что в монастыре все обстоит благополучно. В то же время, зорко следя за тем, что делалось в обители, и получив известие, что там началась эпидемия и замышляется измена, Авраамий пишет инокам грамоту, чтобы они «помнили крестное целование, стояли бы против иноверных крепко и непоколебимо, жили бы неоплошно, береглися бы накрепко от литовских людей». Палицын распространил сферу своего влияния на патриарха Гермогена и бояр и не раз, как это было в вопросе о продаже монастырского хлеба, когда Тушинский самозванец отрезал подвоз припасов, приходил Шуйскому на помощь своим авторитетом духовного сановника и являлся ближайшим советником царя.

Авраамий Палицын

Авраамий Палицын происходил из дворянского рода Палицыных и в миру носил имя Аверкий Иванович. Год рождения его не известен. В молодости он служил воеводой в небольших городках. В 90-е гг. XVI в. он принял постриг, видимо, в Соловецком монастыре. Около 1607/08 гг. он стал келарем Троице-Сергиева монастыря. В его ведении оказались все хозяйственные вопросы этой богатой обители.

Во время нападения на монастырь тушинцев в сентябре 1608 г. Авраамий находился в Москве. Только после снятия осады он прибыл в обитель и был вынужден заниматься ее восстановлением после многочисленных обстрелов и боев. В это время в его руки, видимо, попали записи, которые вели монахи во время осады, и всевозможные документы. Позднее на основе них келарь создал свое «Сказание».

В Смуту Авраамий Палицын был активным политическим деятелем. Он вошел в состав Смоленского посольства, ездившего к королю Сигизмунду для решения вопроса о воцарении Владислава, активно поддерживал руководителей Первого ополчения, являлся посредником при переговорах руководителей Первого ополчения с воеводами Второго ополчения, был активным участником Избирательного собора 1613 г. и ездил к избранному царем Михаилу Федоровичу Романову в Кострому, принимал участие в защите Троице-Сергиева монастыря от войск польского королевича Владислава в 1618 г. После возвращения из польского плена Филарета был сослан в Соловецкий монастырь, где умер в 1626 г. (Державина O. A. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор // Сказание Авраамия Палицына. С. 32–44; Морозова Л. Е. Смута начала XVII в. глазами современников. М., 2000. С. 200–248.)

По данным «Сказания», тушинцы подошли к монастырю 23 сентября (по старому стилю) 1608 г. Они расположились на Клементьевском поле и стали осматривать округу.

В это время оборону обители возглавлял князь Григорий Борисович Долгорукий. Его помощником был дворянин Алексей Иванович Голохвастов. При осуществлении всех мероприятий они советовались с архимандритом Иоасафом.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора

Глава 29 Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын В городе Ржеве жил некто по имени Федор с женою Иулианиею и сыном Давидом. Из Ржева он перешел в Старицу, и был там старостою в ямской слободе. Он отдал своего единственного сына учиться грамоте у монахов, как

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Глава 14 НЕИСТОВЫЙ АВРААМИЙ Смутное время на Руси выдвинуло ярких, необычных людей.Бояре из древних родов, не уступающие царю в знатности, авантюристы, народные вожди, они же часто боярско-княжеские наемники, они же часто бандиты, беспринципные князья, идейно несгибаемые

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 19 Неистовый Авраамий Смутное время на Руси выдвинуло ярких, необычных людей.Бояре из древних родов, не уступающие царю в знатности, авантюристы, народные вожди, они же часто боярско-княжеские наемники, они же часто бандиты, беспринципные князья, идейно несгибаемые

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

123. АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН. «СКАЗАНИЕ» Авраамий Палицын - келарь Троице-Сергиева монастыря (келярь заведывал имуществом монастыря), очевидец событий крестьянской войны начала XVII в. А. Палицын - автор «Сказания», в котором он защищает интересы крепостников.«Русская

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Авраамий Палицын Авраамий Палицын происходил из дворянского рода Палицыных и в миру носил имя Аверкий Иванович. Год рождения его не известен. В молодости он служил воеводой в небольших городках. В 90-е гг. XVI в. он принял постриг, видимо, в Соловецком монастыре. Около

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 29 ТРОИЦКИЙ АРХИМАНДРИТ ДИОНИСИЙ И КЕЛАРЬ АВРАМИЙ ПАЛИЦЫН В городе Ржеве жил некто по имени Федор с женою Иулиа-ниею и сыном Давидом. Из Ржева он перешел в Старицу, и был там старостою в ямской слободе. Он отдал своего единственного сына учиться грамоте у монахов, как

Из книги Голубиная книга. Славянская космогония автора Коллектив авторов

Авраамий, святой-вольнодумец из Смоленска Житие Авраамия Смоленского было написано его учеником Ефремом в 1224–1237 гг., накануне Батыева нашествия. Со страниц жития предстает идеальный христианский монах-аскет. Столь идеальный, что впору усомниться: да мог ли такой

Значение АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН в Краткой биографической энциклопедии

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН

Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям - в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года. Первое упоминание о нем находим в I т. Д. А. И., в акте ¦ 157, под 1584 г. Поступил на службу еще при Иоанне Грозном; в 1588 году подвергся опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре и, по-видимому, добровольно он постригся; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 году назначен управляющим приписным к лавре Свияжским Богородичным монастырем, откуда при царе Борисе был вызван в лавру. В 1601 году ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. При Василии Шуйском, с которым у А., по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, он был избран лаврским келарем, в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя А. и пользовался большими милостями со стороны Шуйского, решившего, например, в его пользу, в противность Судебнику, одно его старое дело, но он, видимо не стесняясь этим, завязал хорошие отношения и с Тушиным; есть даже основание предполагать, что он, будучи келарем, по тушинской иерархии носил более высокий сан архимандрита. В эпоху боярского правительства, 11 сентября 1610 года, А., вместе с другими членами великого посольства к Сигизмунду, отправился под Смоленск просить у короля сына на русский престол. Там А. предпочел вести, отдельно от послов, свою особую политику. Так, еще при представлении Сигизмунду он поднес ему такие роскошные дары, что перед ними стушевались дары даже главных членов посольства, князя Голицына и митрополита Филарета. Затем он, по-видимому, совсем перешел на сторону Сигизмунда и выпросил у него для своего монастыря ряд милостей: невзирая на все ужасы безвременья, он добился от короля разрешения монастырю получить из московской казны недоданную за три года денежную в монастырь дачу и т. д. Затем король дал грамоту с предписанием монастырю: 1) выдать "в полки" 200 р. и 2) кормить ратных людей королевских. Дошло до того, что в одной из грамот Сигизмунда А. был назван его, короля, "богомольцем", а архимандриту и братии лавры было предложено "Бога молити" за него "государя" и за сына его. Характерно, что в челобитьях А. Сигизмунду нигде не упомянут архимандрит лавры Дионисий - личность весьма симпатичная, впоследствии причтенная церковью к лику святых. В своих переговорах с поляками А., по-видимому, не забывал и своей родни: может быть, именно при его участии родственник его А.Ф. Палицын получил от Сигизмунда поместье и чин стряпчего. После этого А. уехал из-под Смоленска к Москве, - вероятно, с целью пропагандировать мысль о предоставлении русского трона Сигизмунду. Такая ненациональная политика А. была хорошо понята современниками его и дала им право перекрестить его из "келаря" в "короля". Однако, по приезде в Москву ему пришлось скрыть свои польские симпатии и преданность Сигизмунду: он даже постарался подделаться под господствовавшее там антипольское настроение и пристать (трудно сказать, насколько искренне) к числу наиболее смелых и непреклонных противников Сигизмунда. Впрочем, деятельность А. за это время рисуется еще пока не вполне ясно. Он держался казаков и их правительства, отчасти из личных, по-видимому, симпатий, отчасти и из практических соображений, ибо это была у Москвы единственная организованная сила. Он исполнил за это время много их поручений, часто служа, вероятно, только орудием в казацких руках для достижения их противогосударственных целей. Такую роль ему пришлось играть, по-видимому, и в отношениях казаков к Минину и Пожарскому. Впрочем, и личные симпатии А. были скорее на стороне казаков, чем на стороне земских людей. Личный момент во всех этих отношениях пока выделается еще с большим трудом. В конце концов, казацкие таборы ходом вещей были вынуждены подчиниться земской рати. В этом "примирении" А. сыграл, по-видимому, некоторую роль почти лишь декоративного характера. Некоторую роль (может быть, такую же) он играл и при избрании на царство Михаила Романова. При Михаиле он принимал какое-то участие в трудах Дионисия над исправлением богослужебных книг; но пострадать за это пришлось только одному Дионисию, после заточения которого А. остался во главе монастыря и принимал участие в обороне его от Владислава (в 1618 году). В 1619 году, по прибытии в Москву Филарета, было пересмотрено дело Дионисия, после чего он был выпущен на свободу. В 1620 году он вместе с А. освятил построенную последним в Деулине церковь. Вскоре после этого А., по-видимому, против воли, отправился в Соловки, где продолжал свой давно начатый труд: "История в память сущим предыдущим родам". Кроме этого труда, А. принадлежит, быть может, одна из частей так называемого "Иного сказания" - "Повесть 1606 г.". Как человек и политический деятель, А. принадлежит к числу тех неустойчивых в своих убеждениях, шатких в своей преданности, стойких лишь в неразборчивом достижении личных выгод людей, которые в таком ужасающем числе расплодились на Руси в Смутное время. Среди них он, несомненно, занимает одно из первых мест. Деятельность его и до сих пор не может почитаться вполне выясненной, ибо в числе источников ее одно из главных мест занимает его "История", где он искусно перепутал ложь с истиною, заметая следы своих темных деяний. Историк Забелин заклеймил его на своем своеобразном языке именем "кривого" человека. - См. о нем общие труды по русской истории и труды по истории Смуты, особенно С.Ф. Платонова, "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник" и "Очерки по истории смуты", и И.Е. Забелина, "Минин и Пожарский". Несмотря на исчерпывающую критику Забелина и Платонова, некоторые историки, например, Ключевский ("Курс русской истории", III) и Валишевский ("La crise revolutionnaire 1584 - 1614") стоят еще на старой точке зрения, возвеличивая А., воздавая ему много свыше его действительных заслуг. "История etc." и "Иное сказание" см. в XIII т. "Р. Ист. Б." (изд. Арх. К.), изд. 2-е; "История etc." в первый раз издана в 1784 году, "Иное сказание" - в 1856 году, во "Временнике Московского Общества Истории и Древностей Российских". С. Ч.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АВРААМИЙ (ПАЛИЦЫН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Палицын) (+ 1625), знаменитый келарь Троице-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками. …
  • АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН
    Палицын (до принятия монашества - Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. …
  • АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН
    см. Палицын …
  • АВРААМИЙ в Словаре полководцев:
    Палицын (?-1626), до принятия монашества Аверкий Палицын. Род. в дворян. семье. Келарь Троицко-Сергиевской лавры, руководитель ее обороны от поляков. В …
  • АВРААМИЙ
    (в миру Афанасий) (ум. 1672), старообрядческий писатель, монах, ученик протопопа Аввакума. Составил компилятивный сборник «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения», …
  • АВРААМИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в миру Аверкий) Ростовский (11 в.?) преподобный, чудотворец, основатель и архимандрит Богоявленского монастыря в г. Ростов-Ярославский. Память в Православной церкви …
  • АВРААМИЙ
    епископ суздальский с 1431 по 1452 г. Ездил на флорентийский собор вместе с митрополитом Исидором, но отказался подписать акт соединения …
  • ПАЛИЦЫН
    П́АЛИЦЫН Фёд. Фёд. (1851-1923), генерал от инфантерии (1907). В 1905-08 нач. Генштаба, активно участвовал в подготовке и проведении военных реформ …
  • ПАЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АЛИЦЫН Авраамий, см. Авраамий Палицын …
  • ПАЛИЦЫН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АЛИЦЫН (наст. фам. Палице, Palice) Ив. (Ян) Осипович (1865-1931), дирижёр, засл. арт. Республики (1925), Герой Труда (1925). По происхождению чех. …
  • АВРААМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВРА́АМИЙ ПАЛИЦЫН (в миру Аверкий Ив.) (?-1626), келарь Троице-Сергиева мон. (1608- 1619). Во время Троицкой осады 1608-10 находился в Москве. …
  • АВРААМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АВРА́АМИЙ (в миру Афанасий) (?-1672), церк. деятель, писатель. Ученик Аввакума Петрова. В 1667, после ссылки Аввакума, возглавил моск. общину старообрядцев, …
  • АВРААМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАЛИЦЫН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Авраамий (?-1627) , келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-19, организатор его обороны (1618), писатель. Историческое сочинение «Сказание» - ценный источник по …
  • АВРААМИЙ, В МИРЕ АВЕРКИЙ ИВАНОВИЧ ПАЛИЦЫН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Авраамий (в мире Аверкий Иванович Палицын) — знаменитый келарь Троицко-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками, род. в селе …
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Трудолюбивый, Печерский (XII - XIII вв.), преподобный. Память 21 августа, в Соборе …
  • АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Смоленский (+ 1221), архимандрит, преподобный. Память 21 августа и в Соборе Смоленских …
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Ростовский (XI в.), архимандрит, преподобный. Память 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печерский (XII - XIII вв.), затворник, преподобный. Память 29 октября, в …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печерский, имя двух Киево-Печерских святых: Прп. Авраамий Трудолюбивый (XII - XIII вв., память …
  • АВРААМИЙ ПЕЧЕНГСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Печенгский (XV в.), преподобный. Память 4 февраля. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские …
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Мирожский (+ 1158), игумен, преподобный. Память 24 сентября и во 2-ю неделю …
  • АВРААМИЙ КАРРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Каррийский (IV - V вв.), епископ, святитель. Память 14 февраля. Жил …
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Затворник, Хиданский (+ ок. 360), пресвитер, преподобный. Память 29 октября. Подвизался …
  • АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик. Память 1 апреля в день кончины, 9 …
  • АВРААМИЙ АРВИЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий Арвильский (ок. 344 - 347), епископ, священномученик. Память 4 февраля. Пострадал …
  • АВРААМИЙ (ФЛОРИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Флоринский) (1720 -е гг.- 1797), архимандрит, переводчик Евангельских бесед свт. Иоанна Златоуста …
  • АВРААМИЙ (ЛЕЦИДА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраамий (Лецида) (+ 1640), епископ б. Туровский и Пинский. О владыке Авраамии известно, что …
  • ПАЛИЦЫН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Палицын (Александр Александрович) - литературный деятель начала текущего столетия, почетный член Харьковского университета. Служил в Петербурге адъютантом при Румянцеве и …
  • ВАРЛААМ ПАЛИЦЫН в Краткой биографической энциклопедии:
    Варлаам Палицын - келарь Чудова монастыря, жил в XVI веке. Он написал: "Осаду Киева татарами", "О трех князьях" и "Синопсис …
  • АВРААМИЙ (ФЛОРИНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий (Флоринский) - родом из малоросских мещан. Обучался в киевской духовной академии, в которой с 1752 - 58 был преподавателем …
  • АВРААМИЙ (ЕПИСКОП СУЗДАЛЬСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий - епископ суздальский с 1431 по 1452 год. Ездил на флорентинский собор вместе с митрополитом Исидором, но отказался …
  • АВРААМИЙ (В МИРУ АФАНАСИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Авраамий, инок, расколоучитель XVII века, в миру Афанасий. Был учеником и ревностным поклонником протопопа Аввакума, который сообщает о нем …
  • ПАЛИЦЫН ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1851-1923) российский генерал от инфантерии (1907). В 1905-08 начальник Генштаба, активно участвовал в подготовке и проведении военных реформ 1905-12. В …
  • ПАЛИЦЫН АВРААМИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1627) келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-19, организатор его обороны (1618), писатель. Историческое сочинение "Сказание" - ценный источник по истории России …
  • ЗАВЕНЯГИН АВРААМИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Авраамий Павлович , советский государственный и партийный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1949 …
  • ТРОИЦА в Словаре Обрядов и таинств:
    Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы. Все цветет и поет... И. Бунин День Святой Троицы (Пятидесятница) - праздник, …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Самарская и Сызранская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 443020, г. Самара, ул. …

Боярыня Морозова навещает Авраамия.

Палицын Авраамий (7-1626) - келарь (заведующий хозяйством) Троице-Сергиева монастыря (1608-1619), организатор его обороны, после которой заключено Деулинское перемирие 1618 г. с Речью Посполитой. Писатель, его «Сказание» - ценный источник по истории Смутного времени.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 379.

Палицын Авраамий (ск. 1627), келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель. Происходил из старинного дворянского рода, служил воеводой в Коле, в 1588 попал в опалу (вероятно, в связи с заговором Шуйских) и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При Борисе Годунове переведен в Троице-Сергиеву лавру, затем - в Богородицко-Свияжский монастырь; ему возвращено конфискованное имущество. В 1611-1612 архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий (Зобниковский) и Палицын составили послание “окружное” к князю Д.М. Пожарскому , призывая на борьбу с поляками. Активно участвовал в освобождении Москвы (1612), в поставлении на царство Михаила Романова (1613). Последние семь лет Палицын провел на покое в Соловецком монастыре, ведя жизнь книжника.

Перу А. Палицына принадлежит “Сказание” - “История в память предыдущим родом” (1620). Писатель изложил в нем события Смутного времени от смерти Ивана Грозного до 1618 (Деулинское перемирие).

Авраамий Палицын (до принятия монашества - Аверкий Палицын) (ск. 13.09.1626), государственный деятель и писатель. Родился в дворянской семье. В 1588 был подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, при царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление царя Василия Шуйского в 1608 был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В 1612 активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 выступал на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Авраамий Палицын - автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». Сохранилось в списках XVII-XVIII вв. Первые 6 глав «Сказания», написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в к. 1612 - н. 1613. В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины происшедших событий. Ок. 1620 Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Автор говорит о незыблемости общества, состоящего из «господ» и «вечных холопий», защищает теорию самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства. Оно было популярно в XVII-XIX вв. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована, язык образный. Труд Авраамия Палицына - важный источник для изучения событий н. XVII в.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Политический деятель, писатель (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 ).

Перевезенцев С. Духовный писатель (Большая энциклопедия русского народа ).

Попов М.Я. Его произведения выражают мировоззрение класса феодалов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961 ).

Богуславский В. Дворянин московский и воевода (Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004 ).

Бахарева Т.А. Келарь Троице-Сергиева монастыря (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015 ).

Сочинения:

Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста и коммент. О.А. Державиной и Е.В. Колосовой; Вступ. ст. Л.В. Черепнина. М.-Л.,1955.

Литература:

Кедров С. Авраамий Палицын. М., 1880;

Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПб., 1913;

Державина О. A., Списки "сказания" Авраамия Палицына, "Зап. отд. рукописей ГБЛ", 1952, в. 14.