Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Родительская суббота. Поминальные дни и православный календарь. Родительские субботы Великого поста. Традиции и обычаи Масленицы

В 2019 году согласно православному календарю намечено 7 родительских суббот. О том, какие субботы называются родительскими, почему возникает такая разница, подробно рассказывается далее.

Конечно, человек всегда хранит память об умерших предках, близких, друзьях и просто хороших знакомых. Вместе с тем, по православной традиции принято особенно поминать усопших несколько дней в году. Все они называются родительскими субботами.

И действительно, в большинстве случаев даты выпадают именно на шестой день недели, хотя и не всегда это так. Если говорить о том, какого числа будут родительские субботы и особые дни поминания усопших в 2019 году, то получается такой список:

  1. Вселенская Мясопустная родительская суббота — отмечают 2 марта.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу 3 родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях (т.е. в этом году — 23 марта, 30 марта и 6 апреля).
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – (его часто называют родительским), которая выпадает на 7 мая 2019 года.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 15 июня. Это вторая Вселенская родительская суббота, которая является особо почитаемой.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество — 11 сентября.
  7. Покровская родительская суббота (поминальный день по слодившейся традиции) — 12 октября.
  8. Последняя родительская суббота в 2019 году отмечается 2 ноября (ее называют Димитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Святой ). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

ПОЧЕМУ ИМЕННО СУББОТА

На этот счет существует несколько версий. Заслуживают внимания по крайней мере две из них.

Прежде всего, Библия описывает сотворение мира за 6 дней, после чего Бог отдыхал от всех своих трудовых дней и назвал его субботой (долгое время именно она и была 7 днем недели, а не воскресенье). Состояние покоя хорошо гармонирует с настроем человека, который желает помянуть усопшего. В таком деликатном вопросе нет места суете, да и рутинные дела лучше отложить на потом.

А еще есть мнение, что само слово суббота дословно означает «ходатайство» (перевод с древнегреческого). И в этом случае тоже все становится на свои места: поминая покойных, люди пытаются ходатайствовать об усопшем перед Богом.

Вот почему принято усиленно молиться за бессмертную душу, покинувшую наш мир, а еще – раздавать милостыню, чтобы оказать умершему духовную помощь.

Вселенские родительские субботы

Важно знать не только о том, в какие даты у православных осуществляется поминание усопших в 2019 году, но и чем отличаются между собой родительские субботы. Они разделяются на три группы – в первую попадают так называемые вселенские субботы:

  1. Мясопустная (2 марта 2019) отмечается ровно за неделю начала Великого поста. Название связано с тем, что после нее наступает так называемая Мясопустная неделя, когда можно кушать разные блюда из мяса.
  2. Троицкая (15 июня 2019) – накануне праздника Святой Троицы.

Вселенскими эти субботы называются потому, что во всех православных храмах совершается Вселенская панихида в память обо всех крещеных христианах, которые оставили наш мир. То есть поминаются не только родители, но и вообще все православные – наши друзья, знакомые, коллеги и другие.

Субботы Великого поста

Во время Великого поста Церковь также установила три дня поминовения усопших – это родительские субботы 2, 3 и 4 недели (седмицы). Если говорить, когда именно по православному календарю наступают эти дни, то в 2019 году это субботы:

  • 23 марта;
  • 30 марта;
  • 6 апреля.

В церквях совершаются панихиды, и верующим людям особенно важно побывать в храме именно в такие дни. Священники отмечают, что каждый верующий должен по возможности прийти в церковь лично. Дело в том, что следующее поминовение наступит только после Пасхи – на Радоницу.

В 2019 году одна из родительских суббот выпадает накануне Праздника , поэтому в этом году панихиды 6 апреля в храмах проводится не будут.

Частные родительские субботы

К частным относят те дни, когда поминают не всех усопших, а именно родителей или же предков, которые пали в боях:

  1. Основной день – это Радоница (она всегда выпадает на второй вторник после Пасхи), которую в этом году отмечают 7 мая 2019. Поэтому если говорить, когда именно родительская суббота в мае, следует назвать эту дату. Традиционно Радоницу принято так: сначала посетить церковь и затем отправиться на кладбище, чтобы навести полный порядок на могиле. А вот оставлять там еду и тем более водку, да еще и самому принимать алкоголь крайне не рекомендуется.
  2. 9 мая – не только День Победы, но еще и день скорби. Мы вспоминаем обо всех жертвах чудовищной и страшной войны. Служат панихиды и в церквях, поэтому каждый человек может совершить заупокойную молитву и раздать милостыню.
  3. Еще один частный поминальный день – это 11 сентября. История этой даты уходит в далекий 18 век, когда императрица Екатерина Великая издала указ о поминовении погибших в Русско-турецкой войне. Принято отдавать последнюю дань уважения всем православным солдатам.
  4. Также к этим датам относится и Димитриевская родительская суббота (2 ноября 2019), которая приурочена к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Интересно, что традиция сложилась еще со времен Дмитрия Донского, который помянул своего павшего товарища после Куликовской битвы 1380 года.


Родительская суббота в 2020 году - когда будет

Если говорить о том, какого числа будут родительские субботы в 2020 году, а также другие поминальные дни по церковному календарю, то этот список будет выглядеть так:

  • 22 февраля - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 14 марта, 21 марта, 28 марта - Родительские субботы Великого поста в 2020 году.
  • 28 апреля - Родительский день, он же Радоница (первая разрешенная церковью дата поминовения после Страстной и Светлой седмиц).
  • 9 мая - День поминовения павших воинов в годы Великой Отечественной войны.
  • 6 июня - Троицкая родительская суббота, которая также имеет вселенское значение.
  • 31 октября - Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота.

Таким образом, в году достаточно много дней, чтобы мы могли выразить свое уважение и вспомнить об ушедшем из жизни родителе или другом близком человеке. Конечно, поминовение – это очень деликатное дело, и оно нередко вызывает множество вопросов.

Если убедительных ответов так и не находится, можно просто обратиться за советом к тому человеку, которому вы особенно доверяете. А еще один простой вариант – поговорить со священником, чтобы освободиться от груза сомнений.

Родительские субботы в 2017 году проходят по православному календарю. Ближайший день поминания предков совсем скоро - 25 апреля 2017 года.

Родительские субботы в 2017 году какого числа

Самая крайняя Родительская суббота будет совсем скоро. Это Радоница, отмечаемая 25 апреля. Этот день хоть и не выпадает на субботу, но православной церковью включен в число особых дней для поминания предков. Всего в 2017 году восемь Родительских суббот.

Радоница все-таки стоит особняком от остальных дней. Особенностью этого праздника является то, что он не только отмечается во вторник, но и по сути является главным поминальным днем усопших в году.

Точная дата за Радоницей не закреплена. Она отмечается на девятый день после Пасхи. Или первый вторник после Красной горки (Фомина воскресенья). Точные даты поминовения объясняет календарь православных Родительских суббот.

После Радоницы следующим поминальным днем считается 9 мая. Он не переносится, дата является постоянной. Это день поминовения погибших воинов.

Родительские субботы в 2017 году православные, календарь чисел

Родительские субботы – это дни в календаре Православной церкви, когда совершается обряды, посвященные памяти усопших. Второе название – Вселенская панихида. Такое название поясняет, что поминовение умерших людей имеет «вселенский характер», то есть всеобщий для всех мертвецов во всех православных церквях.

Понятие родительской субботы

Понятие родительской субботы часто путают с вселенской родительской субботой и это не правильно. Вселенская суббота призвана поминать всех усопших независимо от степени родства. В церквях в эти дни проходят службы по всем мертвым, то есть всех людей соединяет между собой высшее церковное родство.
К вселенским субботам относятся лишь две в году — Мясопустная и Троицкая. Первая проходит в субботу перед Неделей Страшного суда, а вторая предваряет праздник Пятидесятницы или Пресвятой Троицы (второе название). Вселенская родительская суббота 2017 приходится на 18 февраля и 3 июня. Суббота 18 февраля называется Мясопустная, а 3 июня Троицкая.


Родительские субботы в 2017 году православные, календарь

Чтобы почить память близких людей, друзей или родных существует еще несколько родительских суббот. Каждый год они приходятся на разные числа, которые напрямую зависят от других праздников церковного календаря. Родительская суббота в 2017 году будет проходить еще 6 раз кроме вышеописанных. Даты этих праздников — 11, 18, 25 марта, 9 мая, 25 апреля и 4 ноября.
Первые три относятся к Великому Посту и проходят, начиная со второй недели. После них еще несколько раз будет родительская суббота в 2017 году православная. Календарь указывает, что первая из них пройдет 25 апреля. Этот день именуется Радоницей.
Несмотря на то, что Радоница традиционно проходит во вторник, она также является родительской субботой. В Радоницу следует поминать умерших родственников на кладбище. Название Радоница имеет корни со словом радость, которое и дало такое имя празднику. Она следует в первый вторник после Пасхи.
Следующей родительской субботой является 9 мая. В этот день по старым традициям вспоминают всех тех, кто сложил свои головы на полях сражений. До некоторых пор аналогичным днем являлась родительская суббота от 4 ноября, которая еще называется Димитриевская.


Эта дата изначальна была приурочена к поминанию воинов погибших в Куликовой битве, но со временем стала общей для всех умерших. Название Димитриевская происходит от имени князя Дмитрия Донского, чьим покровителем был святой Димитрий Солунский. По предложению великого князя было принято проводить поминальные службы о павших воинах.

Что надо делать в родительскую субботу

Название родительские субботы ассоциируются с родителями, и в какой-то степени это имеет прямое отношение к названию. Дело в том, что родители зачастую первыми покидают бренный мир и поминают их дети. Но даже если в некоторых семьях это и не так, в день поминовения почивших принято в первую очередь молиться о родителях, а потом уже о детях и других близких родственниках.
Кроме того это название напоминает ныне живущим о необходимости молиться за упокой всех предков, ведь чаще всего люди помнят о своих родителях и максимум их родителях, а вот более старших членов рода уже забывают. Так как молиться за упокой души можно в любой день и чаще всего это делается в память о близких родных, то в родительскую субботу необходимо это сделать еще и за всех тех, кто в обычные дни забыт.


Почему именно суббота выбрана в качестве поминального дня. Здесь нет случайности и это никак не связано с тем, что в современном мире суббота и воскресенье являются выходными днями. Дело в том, что в далекие времена неделя начиналась не понедельника, а с воскресенья и соответственно суббота завершала неделю. В православной церкви расписаны свои правила на каждый день недели и суббота получила статус поминального дня.
Традиционно накануне родительских суббот в ночь с пятницы в церквях служат великую панихиду. На следующее утро читается заупокойная литургия, которая завершается общей. Священнослужители считают, что лучше всего отстоять ее в церкви и подать священнику записку с именем почивших родных, чтобы они были упомянуты во время молитвы. В этот день прихожане могут принести с собой вино и постные продукты, которые после литургии раздаются всем желающим. По окончанию службы можно отправиться на кладбище, чтобы отдать дань память родным.

На протяжении всего года в храмах служатся заупокойные службы и сорокоусты. Люди, потерявшие родителей, посредством этих молитв прикасаются к душам родных и близких. Память о родителях — это обязанность каждого ребенка и человека и должным образом это должен делать каждый.

Многие люди сторонятся церквей и храмов, считая их особом рынком, на котором торгуют верой, и насаждают ложные идеалы. Мировоззрение и вероисповедание — личное дело каждого человека, который является личностью. Бог не заставляет в себя верить, он показывает человеку свои чудеса на протяжении жизни.

Поминальные субботы в 2017 году православные: даты

Поминальные субботы в 2017 году православные: откуда пошел термин «Родительская Суббота»

По канонам церкви считается, что все люди произошли от Адама и Евы. Далее человечество рассредоточилось во все концы Земли и передавало уже кровное родство. С основанием христианской церкви была осознана необходимость молиться за души усопших родственников для того. Чтобы отмолить их земные грехи и принести дань уважения.

Суббота является завершением сейсмического цикла и подведением итогов прожитой недели. В этот период важно вспомнить о достижениях. Наметить новые цели и проанализировать ошибки. Придя в храм, можно получить подробную консультацию по всем интересующим вопросам, поговорить с духовным наставником. Исповедаться.

В том случае, если прихожанин оцерковленный человек, то есть старается выдерживать посты, приходит на все службы и причастия. Для него не станет секретом, что «родительских « суббот в году много и молебен можно заказать служителям церкви или монастыря, для этого на листочке нужно написать имена ушедших родителей, бабушек, дедушек и по возможности. Вспомнить свое генеалогическое древо.

Так же можно взять псалтырь и самостоятельно попросить у Господа благосклонного отношения к родителям прощения их грехов.

Поминальные субботы в 2017 году православные: отличие между «родительской» и «вселенской» поминальной субботой

Часто можно слышать, как в просторечии употребляется термин «вселенская» суббота в отношении каждого субботнего дня. Это неправильно, вот почему: в году всего два вселенских поминальных дня. В этот период нужно молиться за души своих родных и вообще христиан, при этом не стоит ставить рамки и думать только о кровных и знакомых людях. Это охватывает вообще всех. Восемнадцатого февраля в храме нужно поставить сечу за упокой всех усопших и достоять до конца службы. Вторая – Троицкая.

Для того, чтобы правильно принять причастие. Нужно накануне. Хотя бы неделю не употреблять в пишу продукты животного происхождения. Не стоит ругаться и провоцировать скандалы. После причастия и молебна за усопших не нежно кушать семечки и фрукты. Из которых выплевываются косточки.

К тому же святые отцы предостерегают от того, чтобы в свое понимание религиозных канонов люди не вплетали языческие ценности, они говорят, что бог один во многих обличиях, он есть любовь и нужно придерживаться каких -то одних обрядов. Чтобы не путаться самим и не вводить в заблуждение других.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 18 февраля 2017 года.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 года.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 года.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2017 года.
  • Радоница – 25 апреля 2017 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 года.


Родительская суббота. Фото: damian.ru

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность , геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в Родительскую субботу во 2-ю Седмицу Великого поста.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, вы хорошо поступили, что пришли сегодня в храм, собрались, чтобы вознести совместно свои горячие молитвы к Престолу Божию об отшедших отцах, братиях, сестрах и всех сродниках наших, о всех скончавшихся православных христианах. Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них, потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза.

Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы.

Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих Апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Святые Отцы и учители Церкви всех времен проповедовали в слух всех о том, что возможна перемена участи усопших до Суда Всеобщего.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

И у блаженного Августина читаем:

«Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу».

Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного состояния. Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III века Перпетуей. «Однажды, – пишет мученица, – в темнице во время общей молитвы я нечаянно произнесла имя моего умершего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение.

Вижу, будто из темного места выходит Динократ в сильном жару и измученный жаждою, нечистый видом и бледный; на лице у него рана, с которою он умер. Между мною и им была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться.

Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках. Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление: место, которое прежде я видела темным, стало светлым, и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду.

На краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела, что он освободился от наказания».

Блаженный Августин в пояснение сего повествования говорит, что Динократ был просвещен Святым Крещением, но увлекся примером отца-язычника и был нетверд в вере, и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений. За такую неверность Христовой вере он терпел страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них.

Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь, пособиями ее участь умерших грешников еще может изменяться на лучшее.

Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых.

Дорогие братия и сестры, благость Спасителя предоставила нам средства облегчать участь умерших братий, не будем же невнимательны к воле Благости Небесной, не будем жестоки и к ближним своим. Будем творить для них возможное для нас, будем молиться за них молитвами Святой Церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя будем милостивы. Ведь разве будет к нам милостив Господь, когда мы были немилостивы к искупленным Кровию Его? Останемся ли мы и воистину христианами, если не будем творить дел любви?

Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы, не ныне, так завтра, непременно отправимся вслед за ними в другую, Вечную, Жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в нем, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою.

Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное неслиянное единство, она во всё время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие. Тело наше участвует в жизни как бы поневоле, будучи приводимо в движение силою души, всегда тяготя ее своей леностью. Душа, напротив, всегда продолжает свою независимую жизнь и деятельность, даже когда деятельность тела останавливается сном, или болезнью, или смертью. Вера в бессмертие души существовала у всех народов и во все времена, даже среди языческих и диких племен.

Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (ср.: Еккл. 12:7). И в другом месте Премудрый говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2:23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил.

Весь Новый Завет – утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он пришел в мир для того, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15); и еще: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8:51).

Кроме того, Господь заповедует всем христианам, в особенности же проповедникам слова Божия: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28), и этим Он также ясно говорит, что душа бессмертна.

Истину бессмертия души человеческой должен признать и самый здравый смысл. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремится? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные на земле наслаждения и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной желает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями и забавами, но всё это оставляет в душе одну только пустоту, томление духа, и человек ищет каких-то новых наслаждений и опять не обретает в них отрады.

Всё это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды блаженства.

Бог для того-то и пробудил в душе человека сию ненасытную жажду, чтобы через то указать ему на другую, лучшую, жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия.

А если обратить внимание на способность нашей души к познанию? Как обширен круг человеческих познаний, какой обширный запас предметов заключает в себе память, какое бесконечное пространство в один миг пробегает воображение, какие высокие предметы воспринимает и объясняет рассудок! И чем обширнее круг познаний человека, тем большая пробуждается в душе его жажда к приобретению их. Что означает эта ничем не утолимая жажда к познанию, как не то, что полное насыщение души познаниями должно произойти лишь там, за гробом?

Если обратить внимание на самую жизнь человека, то и в ней можно найти важное доказательство бессмертия души человеческой. В чем проходит большая часть жизни нашей? Не в скорбях ли и бедствиях? Иной борется с болезнями, другой – с невзгодами, иной страждет от бедности и лишений, иной переносит злобу врагов своих или терпит скорбь от их зависти и клеветы. Трудно найти человека, который бы не был знаком с несчастьями, который бы мог сказать: «Я счастлив и блажен!» А сколько таких страдальцев, которых еще с самой колыбели встречают скорби и болезни и не расстаются с ними до самой могилы!

Как же объяснить цель человеческого бытия, если отнять у души ее бессмертие? Ужели участь человека и бессловесных животных одна и та же? Чем же тогда человек превосходит их? Разве лишь тем, что он больше переносит скорбей и несчастий, чем бессловесные… Но слово Божие разрешает это недоумение, говоря: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный 0