Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Рефат Чубаров: «Русские - вон из Крыма

В связи с недавней блокадой Крыма в прессе всплыла тема крымских татар. Народа депортированного Сталиным и только в 90-х вернувшегося на родную землю. Все это действительно так, этот народ пережил непростую, трагическую судьбу. История репрессий против крымских татар во многом сходна с историей репрессий против украинцев. Однако, есть люди, которые неплохо зарабатывают на этой трагедии. И в этом смысле очень показательна история одного из лидеров крымскотатарского народа, председателя Меджлиса крымских татар, народного депутата Украины Рефата Абдурахмановича Чубарова.

Для начала небольшая ремарка: в крымских архивах находится достаточно материалов для того, чтобы объяснить причину этой самой «депортации». Которые почему-то усиленно «не видят» историки. Вернее «не видели» на протяжении всего периода «незалежности». А там достаточно четко прослеживается важная мысль – крымские татары настолько плотно сотрудничали с фашистами, что возвращавшиеся с фронта советские солдаты начали бы простую резню по этническому признаку, не взирая на лица (как это было в Севастополе с немцами). Так что версия, что «Сталин спас крымских татар» имеет право на существование.

Коммунистическое прошлое

В Украине к крымским татарам относятся как к народу пострадавшему, и во время коварного СССР боровшегося с империей. Да, среди них были диссиденты, правозащитники, просто уникальные личности, тот же Мустафа Джемилев. Но Рефат Чубаров к ним не относится. Более того, во времена Советского Союза он сделал неслабую карьеру в околопартийных структурах. Краеугольным камнем этой карьеры стал удачный брак с некоей Ингридой Вальтсоне, дочерью тогдашнего высокопоставленного руководителя Комитета госбезопасности Латвийской ССР. Видимо, благодаря именно его протекции представитель репрессированного и не реабилитированного ни при Хрущеве, ни при Брежневе народа занял ответственный пост директора и старшего научного сотрудника архива Октябрьской революции и социалистического строительства Латвии. Само собой, такая должность предполагала членство в КПСС, той самой, которая стоит за депортацией крымскотатарского народа. По слухам, тогда он «постукивал» в КГБ, но документов об этом сотрудничестве нет никаких. Впрочем, директору архива, да имея высокопоставленного «комитетского» родственника, уничтожить такие документы труда бы не составило.

Замозахваты земли в Крыму

В Крыму Рефат Абдурахманович появился в 1994 году и сразу же стал депутатом Верховного Совета полуострова. Кроме того, он вошел в некую довольно странную организацию под названием «Меджлис крымскотатарского народа». Это не общественная организация, но и не государственный орган. Это некий непонятный негосударственный исполнительный комитет крымских татар, который никакого статуса не имеет, но пользуется большим авторитетом среди определенной радикальной прослойки этого народа. И именно через этот орган шел основной бизнес татар – самозахват земель. Происходило это так: из Киева присылался разработанный генплан территорий, куда включались водоснабжение, дороги и прочая коммуналка. Татары, направляемые Меджлисом, противились этому вплоть до демонстраций и перекрытия дорог. А после этого попросту захватывали эти же земли, ограждали их забором и ставили свои дома. Нередко эти «дома» выглядели как непонятное архитектурное сооружение два на два метра. Через каждые 5 метров.

Потом часть этой земли легализовалась и уходила по коммерческой цене, но что-то оставляли и себе. Так, например, особняк Мустафы Джемилева и до сих пор стоит на такой, как бы ничейной земле на которую нет никаких документов. Под это подводилась идеологическая база: «у нас отобрали дома, теперь мы имеем право отобрать землю». Но, кроме того, это явное нарушение закона прикрывалось на различных уровнях власти, куда крымские татары проводили «своих» депутатов. Вплоть до самого высокого – Верховной Рады, где эти захваты прикрывали Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Любая политическая сила без проблем включила бы их в свой список в обмен на поддержку всех крымских татар. Дело в том, что в свое время депортированный и изрядно настрадавшийся народ старается держаться вместе, монолитно. Вот на этих чувствах своих соотечественников и играют их лидеры. Татары голосуют за того, кого им укажут их вожди и действуют так, как им укажут их вожди. Каждая из вновь приходящих властей Украины пытался бороться с проблемой самозахвата земель, но рано или поздно просто махали на это рукой. Лидеры татар от этого наглели еще больше и захватывали все более лакомые кусочки земли, уже не только под жилые постройки, но и под бизнес – магазины, кафе и рестораны.

Стоит отметить, что крымские бандиты-коммерсанты пользовались «услугами» крымских татар по самозахватам. На этом погорел и бывший премьер-министр Крыма Анатолий Могилев, и нынешний «глава» Крыма Сергей Аксенов, и его вечный оппонент Александр Мельник. Но это отдельная тема для публикации.

Рупор крымских татар

Рефат Чубаров соучредитель ООО «Телевизионная компания «Атлант-СВ», которая владеет телеканалом ATR – крымскотатарским телевидением. Второй его соучредитель Ленур Ислямов, гражданин России татарского происхождения. Причем, не смотря на аннексию Крыма и жесткие отношения с российским «оккупантами», он от своего гражданства не отказался. Это простых крымских татар они призывают не получать российские паспорта, участвует в товарной блокаде Крыма и т.д. А компания партнера Чубарова «Квингрупп» хоть и поменяла название, продолжает поставлять в Россию автомобили. Более того, его «Джаст банк», не смотря на международные санкции против Крыма, совершенно спокойно работает в Симферополе и других городах полуострова. Но вернемся к телеканалу. В прошлом году власти Крыма его закрыли — отобрали лицензию, выданную Украиной. Но забрали лицензию не только у ATR — лицензий лишились и другие каналы и радиостанции, например та же «Черноморка». Однако только крымские татары, сыграв на чувствах к «второй раз репрессированному» народу, получили для своего канала эфирную лицензию, причем совершенно бесплатно. Так что теперь вещать они будут на всю страну все, что хотят, за счет украинских налогоплательщиков, а деньги за рекламу на телеканале будут уходить российскому бизнесмену.

Проблема двоеженства

В начале статьи мы упомянули о супруге Рефата Абдурахмнановича, благодаря которой он сделал карьеру. Но, как большинство восточных мужчин, он, очевидно, парень горячий и одной жены ему, видимо, мало. Со своей супругой он не разводится, и она живет в Киеве. А в Крыму Чубаров завел «вторую жену», некую Гюльнару Бекирову. Она тоже общественница, занимается историей крымскотатарского народа и работает в Меджлисе. Рефат и Гюльнара вместе приходят на работу, вместе уходят с нее, вместе ездят в командировки и живут в одной квартире. Ее бизнес, ООО «Издательский дом «Тезис» зарегистрирован по тому же адресу, что и приемная народного депутата Рефата Чубарова. Еще один штрих из личной жизни – до конца 90-х Рефат Абдурахманович сильно пил. У него даже была кличка «Стаканчик». Для русского это где-то нормально, но для правоверного мусульманина, как минимум, не очень благочестиво. Однако, совершив хадж в Мекку, он с алкоголем завязал, что очень благочестиво, но и от второй жены не отказался. Интересная деталь касается детей Чубарова. Среди татар не очень поощряется женится или выходить замуж за славян. Понятно почему, народ находится под угрозой ассимиляции и полного исчезновения. А, кроме того, есть еще и религиозные противоречия между исламом и христианством. Не смотря на это, по крайней мере, две из трех дочерей Рефата-аги замужем за русскими и венчались в церкви.

Перспективы

Сегодня крымские татары под руководством своих вождей занялись блокадой Крыма. С самого начала было понятно, что эта акция особых результатов не принесет. Ну, пойдут фуры в Крым либо в обход, через восточные границы, либо вообще не пойдут, продадут все на местном рынке. В Крыму тоже рыночную экономику еще никто не отменял, а значит, место херсонских продуктов займут такие же, но краснодарские. На цены это существенно не повлияет и с голоду Крым не умрет. А значит цель акции совершенно другая. А если быть точным, то не цель, а цели. Первая из них – снова привлечь внимание к пострадавшему народу. На носу выборы, а лидерам крымских татар нечего предложить тем, кто может взять их в свои партии и блоки. Большая часть народа, не смотря на крики Меджлиса, осталась в Крыму и потихоньку привыкает к российским реалиям, получает паспорта и даже создано что-то вроде альтернативного Меджлиса. А что делать, жить-то как-то надо… Так что нет у Чубарова больше единогласно голосующего ядерного электората. А это чревато вылетом из большой политики, куда он попал на прошлых выборах на волне жалости к крымчанам. Теперь же ему в политическом плане предложить нечего, кроме вот таких акций при участии оставшихся в Украине в небольшом количестве крымских татар. Только вряд ли это ему поможет — специалистов по уличным и прочим стихийным акциям в Украине после Майдана стало даже слишком много.

А вторая цель – установить контроль над дорогами, ведущими в Крым. Это сейчас они никого туда не пускают. А позже, возможно, появятся исключения из правил. А потом исключения из исключений. Понятно, что тем, кто захочет в эти «исключения» попасть, придется немного заплатить… Но тут, по всей видимости, им тоже не повезло. Опять же по причине того, что «настоящих буйных» в Украине немало. На дороги, ведущие в Крым, уже подтянулся и «Правый сектор», и Семен Семенченко с Парасюком и «Донбассом», там уже видели ребят в майках «Азов». Так что, если Рефат Абдурахманович не придумает чего-то новенького, перспективы его в украинской политике довольно призрачны.

Денис Иванов, для SKELET-info

Рефат Чубаров. Профессиональный татарин обновлено: Ноябрь 22, 2016 автором: creator

​Народный депутат Украины VIII созыва, председатель Меджлиса крымскотатарского народа

Образование

Родился 22 сентября 1957 года в городе Самарканде Узбекской ССР, куда его семья была выслана из крымского села Ай-Серез в 1944 году в ходе депортации крымских татар. В 1968 году вместе с родителями вернулся в Крым.

С сентября 1974 года по июль 1975 года учился в симферопольском Профессионально-техническом училище № 1. В 1983-м - Московский государственный историко-архивный институт.

Семья

Женат на Ингриде Вальстоне (1960). Дочери: Рита (1983), Динара (1987), Нияра (1996).

Карьера

В 1975 году работал каменщиком в/ч 73613 в Тирасполе.

С ноября 1975 года по ноябрь 1977 года служил в Советской армии.

С 1983 по 1984 год - архивист и старший архивист, а с 1984 года по 1991 год - директор, старший научный сотрудник Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства в Риге.

В 1989 году стал депутатом Рижского городского Совета народных депутатов от фракции Народный фронт Латвии.

С 1990 года по 1991 год был членом Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа при Совете Министров СССР.

В 1994 году стал депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым. Был членом, а затем председателем постоянной комиссии Верховного Совета АРК по национальной политике и проблемам депортированных граждан.

С июля 1995 по апрель 1998 года - заместитель Председателя Верховного Совета. В 1998 году стал депутатом Верховной Рады Украины от Народного Руха. Чубаров был главой подкомитета по вопросам депортированных народов, национальных меньшинств и жертв политических репрессий Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

С 2000 года по 2002 год занимал должность первого заместителя председателя этого Комитета.

В 2002 году стал народным депутатом Верховной Рады Украины от блока партий «Наша Украина» (№ 61 в избирательном списке). Также стал первым заместителем председателя Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

С 2006 года по 2007 год - депутат Верховной Рады Украины V созыва от блока «Наша Украина». Также работал секретарём Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

В мае 2009 года стал президентом Всемирного конгресса крымских татар.

С ноября 2010 года - депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым 6-го созыва, возглавлял партийный список Народного руха Украины.

4 мая 2014 года прокурор Крыма Наталья Поклонская вынесла предупреждение главе Меджлиса крымскотатарского народа Рефату Чубарову о недопущении ведения экстремистской деятельности. Предупреждение было зачитано лично Поклонской в здании Меджлиса в присутствии главы меджлиса Чубарова.

В октябре 2014 года Рефат Чубаров изначально не прошёл в Верховную Раду Украины по спискам Блока Петра Порошенко, однако в мае 2015 года стал народным депутатом, ввиду назначения депутата Степана Барны на должность несовместимую с парламентской деятельностью (главы Тернопольской областной администрации). Таким образом, Чубаров стал вторым представителем крымскотатарского народа в парламенте Украины. Кроме него, мандат есть также у Мустафы Джемилева.

В мае 2015 года в отношении Рефата Чубарова УФСБ по Крыму и Севастополю сообщило о по ч. 2 ст. 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием СМИ»). По версию ведомства, «в апреле 2015 года гражданин Украины Рефат Чубаров в интервью одному из украинских СМИ призвал вернуть Крым в состав Украины». По оценке главы аналитического центра «Сова» Александра Верховского, уголовное дело является «формой давления» на Чубарова и «Меджлис в целом», чтобы в перспективе создать «альтернативный Меджлис».

Рефат Чубаров, уголовник и торговец крадеными машинами, до сих пор не может смириться с тем, что у него отобрали криминальную вотчину. Он грустит день и ночь, что больше не является феодальным хозяевом в Крыму.

Да и крымские татары спокойно вздохнули, когда этот деятель убрался с вместе с террористами «Хизб ут-Тахрир», где была их основная база по идеологической накачке молодёжи и отдыха для израненных ваххабитов.

Теперь и остаётся Ренату Чубарову, который не снимает курчавого барана с головы даже когда спит, обещать жителям Крым геноцид.

Депутат Верховной Рады Украины, куда он попал за 5 миллионов долларов, а заодно лидер запрещённой в России экстремистской организации "Меджлис крымско-татарского народа», Рефат Чубаров заявил, что всех россиян, которые проживают в Крыму, он выкинет с полуострова в чём мать родила.

Как он выразился в эфире «5 канала»: "Если у них есть там где-то намерения, или, не дай бог, если они это уже осуществили, переехали на постоянное проживание в Крым, что они будут обязаны выехать» .

Чуть ранее крымские татары из «Меджлиса» уже заявляли, что их сторонники ведут на полуострове подрывную деятельность, создают схроны с оружием и взрывчаткой, готовят теракты. И в этом их поддерживает Киев.

Члены "Меджлиса крымско-татарского народа» неоднократно попадают под облавы правоохранительных органов России - и у этих деятелей находят оружие, экстремистскую литературу, листовки, призывающие к дестабилизации ситуации в регионе, призывающие к нападению на государственных служащих и членов их семей.

Все прекрасно помнят, что именно представители «Меджлиса" всё сделали для энергетической и продовольственной блокады полуострова. Татары из «Меджлиса» действуют в строгой парадигме украинских националистов, таких как Корчинский: «Крым будет украинский или безлюдный» .

Сейчас «меджлисовцы» постоянно пытаются подготовить теракты. И только профессиональная работа ФСБ раз за разом уберегает жителей Крыма от трагедии.

Рефат Чубаров продолжает провокации против России и Крыма. Сейчас он всё делает для того, чтобы сорвать президентские выборы. Рефат Чубаров заявил в интервью «Голосу Америки»: «По данным, которые мы получаем, оккупационная власть в Крыму мобилизует все для того, чтобы обеспечить высокий уровень явки людей на незаконные выборы. Особое внимание уделяется крымскотатарской части электората, и такое ощущение, что в этот раз оккупанты хотят отыграться за тотальное неучастие крымских татар в «референдуме» 2014 года».

В этом Чубаров, как обычно, лжёт. Крымские татары наравне с другими народами Крыма участвовали в Крымском Референдуме 2014 года.

Чубаров отвязно лжёт, позабыв о совести: «Власть оказывает давление на все сегменты крымскотатарского общественного и социальной жизни: вызывают в ФСБ имамов, некоторых из них, тех, кто демонстрировал отличие своей позиции от позиции духовного управления мусульман России, аккуратно предупреждают, что они могут быть отлучены от своих общин, и им будет вообще запрещено заниматься религиозным просвещением» .

Кроме того, в последний месяц уже было предотвращено несколько попыток неустановленных лиц незаконно проникнуть на территорию Крыма. Явно «хизбы» и «меджлисовцы» готовы к любым провокациям.

Дзыговбродский Дмитрий.
Подробнее.

Депутат Верховного Совета Крыма, председатель крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров, совершивший Хадж в Мекку и публично выступающий за поддержание национальных традиций и обычаев крымских татар, тесно связанных с Исламом, в своей личной жизни придерживается прямо противоположных принципов.
Несмотря на то, что для поддержания статуса лидера крымско-татарского народа он приветствует национальные свадьбы, сам Чубаров женат на латышке Ингриде Вальтсоне, а две его дочери после замужества и венчания в церкви носят фамилии Воронович и Вишневская.
Вся личная жизнь Чубарова пестрит странностями. Еще в 1968 году, в 11-летнем возрасте он вернулся в Крым, отучился в ПТУ, служил в Молдавии, высшее образование получил в Московском государственном историко-архивном институте.
Еще в московский период Рефат Чубаров женился на Ингриде Вальтсоне, которая училась вместе с ним в институте. Женитьба на дочери высокопоставленного латвийского чиновника открыла ему невиданные для простых крымских татар перспективы – сразу после окончания института Чубаров переехал в Ригу и «устроился» на работу в Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Латвии, а уже через год (в 1984-м) стал его директором. Такой карьере представителя гонимого народа может позавидовать самый ярый латышский националист!
Этот небывалый карьерный рост «недоброжелатели» списывают на активное сотрудничество Чубарова с КГБ, но достоверных данных на этот счет нет.
С тех пор много воды утекло. Осталась в прошлом КПСС, о членстве в которой Рефат Чубаров благоразумно предпочитает умалчивать. Осталась в прошлом Ингрида Вальтсоне, с которой глава меджлиса до сих пор официально не разведён, хотя уже много лет они не проживают вместе.
Но настоящее Рефата Чубарова не менее интересно.
В 1999 году Рефат-ага совершил Хадж, что является величайшим событием в жизни каждого мусульманина. Согласно Корану, мусульманин, совершивший Хадж очищается от всех грехов и как бы начинает жить заново – жизнью праведника.
Судя по всему, тезис о новой жизни после Хаджа Рефат-ага воспринял слишком буквально. Он бросил открыто употреблять спиртное – грешок, за который в 90-х годах он заслужил в кругу своих игривое прозвище «Стаканчик». При этом нехватку привычной дозы алкоголя хаджи Рефат Чубаров с лихвой компенсировал успехами на любовном фронте.
Расставшись с законной супругой Ингридой Вальтсоне, Рефат-ага не счёл нужным разрывать отношения официально, до сих пор оставаясь по документам её законным мужем. Возможно, наивная латышка до сих пор верит, что знойный южанин все эти годы хранит ей верность...
Впрочем, видимо такими же мыслями о супружеской верности утешает себя и некто Сергей Петрищевский. Правда, ни к Латвии ни к Рефату Чубарову он не имеет никакого отношения, будучи коренным москвичом и, соответственно - гражданином Российской Федерации. Также он является мужем некой Гульнары Бекировой, кстати, тоже гражданки Российской Федерации, зарегистрированной в Москве по адресу квартиры Сергея Петрищевского.
Самое интересное в этих двух судьбах – что Гульнара Бекирова также, как и Рефат Чубаров, закончила историко-архивный институт и также официально не разведена со своим супругом, хотя уже несколько лет проживает вдалеке от мужа и Москвы – в Симферополе. Их общего сына – Сергея Сергеевича Петрищевского – те же несколько лет воспитывает в Москве отец.
Видимо, именно общность судеб и свела вместе одинокие, но несвободные официально сердца Хаджи Рефата Чубарова и Гульнары Бекировой. Их тесная дружба ни для кого в меджлисе не была секретом – они вместе уходили вечером и вместе приходили на работу утром, жили в одной квартире на Пневматике, часто совершали совместные поездки, в том числе – и зарубежные...
Именно благодаря протекции и заботам Рефата Чубарова, Гульнара Бекирова стала официальным историком меджлиса и всего крымскотатарского народа.
После успешно завершившейся операции Рефата Чубарова и Исы Хайбуллаева по продаже ООО «Телевизионная компании «Атлант-СВ», владеющей телеканалом ATR, российскому предпринимателю Ленуру Ислямову, Гульнара Бекирова стала ведущей передачи телеканала ATR «ТарихСедасы», в которой упорно и последовательно рассказывала крымскотатарскому телезрителю о ведущей роли Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова в процессе возвращения и обустройства крымских татар в Крыму.
Учитывая, что нынешний глава меджлиса с 2011 года лично владеет долей в ООО «Телевизионная компании «Атлант-СВ»в 4,06%, и еще 0,16% он контролирует через своего ставленника, экс-главу УКСа Рескомнаца Ису Хайбуллаева, нетрудно предположить, что превращение историка Гульнары Бекировой в телеведущую произошло не без его личного участия. В качестве, так сказать, глубокой благодарности за душевное тепло и скрашивание долгих вечеров одинокого холостяка...
Но благодарность Хаджи РефатаЧубарова к Гульнаре Бекировой не ограничилась должностью ведущей популярного телеканала.
Никогда не участвовавшая в национальном движении крымских татар Гульнара Бекирова неожиданно стала делегатом Курултая, а затем – и членом меджлиса, возглавляемого Рефатом Чубаровым. Такой быстрый карьерный рост Гульнары Бекировой в национальном движении также до мелочей напоминает стремительную карьеру самого Рефата Чубарова - как в Латвии, так и в Крыму.
Семья Г.Бекировой с 1967 года проживала в Мелитополе (где она, кстати, до сих пор прописана по украинскому паспорту, хотя в её биографии нет никаких данных, когда она вышла из российского гражданства). В 1987 и 1988 годах Гульнара безуспешно пыталась поступить в Ленинградский университет. В 1989 поступала в МГУ на исторический факультет и опять недобрала баллы. В августе этого же года поступила, наконец, в Историко-архивный институт. В 1994 году завершила обучение, защитив дипломную работу на тему «Проблемы истории крымскотатарского народа в составе России (1783-1930-е гг. ХХ в.)». Затем поступила в аспирантуру Института этнологии РАН. В 1996 году вышла замуж за москвича Сергей Петрищевского, в 1997 родила ему сына Сергея. В 2002 году купили квартиру в Москве, в которой муж и сын проживают в настоящее время. В 2006 году Гульнара Бекирова начала задумываться о возвращении в Крым, куда вскоре и переехала – одна, без мужа и сына.
Очевидно, что к национальному движению крымских татар мелитопольская москвичка Гульнара Бекирова-Петрищевская отношения не имела. Так что ничем иным, кроме протекции высокопоставленного члена меджлиса, объяснить попадание Г.Бекировой в первые ряды национальной номенклатуры попросту невозможно. А протекция, как известно, только за красивые глазки не составляется...
Не исключено, что Рефат-ага помогает одинокой женщине не только в политической карьере, но и в бизнесе. Об этом, например, свидетельствует юридический адрес ООО «Издательский дом «Тезис», соучредителем которого выступает Гульнара Бекирова. Этот адрес – Симферополь, ул. Жидкова, 40 – является адресом, по которому вот уже много лет ведет свою депутатскую и национальную деятельность Рефат Чубаров. Разумеется, без его личного согласия это адрес никак не мог стать юридическим адресом стороннего предприятия.
Как сложатся судьбы неофициальных холостяков и близких друзей Рефата Чубарова и Гульнары Бекировой в дальнейшем – покажет время. Рефат Чубаров добился, наконец, главной должности в национальном движении. Теперь он может либо открыто продолжать известные всем неофициальные отношения, рискуя своим новым положением главы меджлиса и статусом Хаджи, либо попытаться избавиться от бывшей «подруги дней своих суровых», откупившись её членством в меджлисе, парой-тройкой национальных премий и вписанием её в какой-нибудь зарубежный политический проект.
По крайней мере, ясно одно – Ингриде Вальтсоне-Чубаровой надеяться на возвращение своего законного супруга уже не приходится.
Зато у Сергея Петрищевского шансы на возвращение жены и матери своего сына пока еще сохраняются, и они будут тем выше, чем активней Хаджи Рефат Чубаров будет отстраняться от «опасной» дружбы с Гульнарой Бекировой.
Артем Дежнев

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на презентации ее книги «Крымскотатарская проблема в СССР (1944-1991)», Мелитополь, июль 2004:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирована презентации книги Гульнары Бекировой «Крым и крымские татары в ХIХ-ХХ веках», Симферополь, июль 2005:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова в Московском татарском центре, Москва, февраль 2006:




Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на семинаре «Права человека: вчера и сегодня», Киев, ноябрь 2006:

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на конференции «Акции протеста крымских татар в Москве летом 1987 года», Симферополь, июль 2007:

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на церемония вручения премии «Свет справедливости» Мустафе Джемилеву, Львов, июль 2011:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова в Южном Тироле, ноябрь 2012:

Небольшая подборка фото из серии «Вместе и навсегда». Разместить все фото даже из открытых источников попросту нереально:









22 сентября родился Рефат Чубаров – глава Меджлиса крымскотатарского народа и народный депутат Украины. В этот день мы говорим о том, как его семья в конце 1960-х вернулась в Крым, как стало возможным возвращение крымскотатарского народа на Родину и как бороться с российской аннексией Крыма.

Родился 22 сентября 1957 года в городе Самарканде Узбекской ССР, куда его семья была выслана из Крыма во время депортации крымских татар. В 1968 году родители Чубарова вернулись в Крым. После окончания школы, с 1974-го по 1975 год, он учился в Симферопольском профессионально-техническом училище №1, а после окончания ПТУ работал в Тирасполе каменщиком военной части 73613.

– Рефат-ага, смотрю – и как-то не вижу вас каменщиком. Почему вы пошли учиться в ПТУ?

– Все просто: мои родители прорвались в Крым, у них на руках было четыре малолетних мальчика. Тогда 200-300 семьям крымских татар позволили вернуться, скорее, для формальности – и дорога на полуостров вновь была закрыта. Я вырос в Крыму, закончил школу в селе Ильинка Красноперекопского района, поехал сдавать документы в МГУ. На втором экзамене – по русскому языку – я получил заслуженную «двойку». Я очень хорошо учился, как мне представлялось, однако не на том уровне, что требовался в МГУ. Я не хотел терять год, и мы с моим товарищем, односельчанином Витей Захаровым, ныне живущим в Киеве генералом милиции, решили вместе поступить на подготовительные курсы Симферопольского университета, чтобы на следующий год поступать на исторический факультет. Однако остановили выбор на училище на Буденова – там были хорошие условия, общежитие. Оттуда я вышел через год с аттестатом каменщика-монтажника третьего разряда.

– А Тирасполь?

– Тирасполь тоже очень просто объясняется. Мне было 17, меня не прописывали в общежитии в Симферополе – потому что я крымский татарин. Я хотел прописаться, пойти в армию – после можно было вернуться туда, откуда тебя призвали, и я бы уже остался в Симферополе, пошел учиться в университет. Витю Захарова прописали, меня – нет. И вот мы написали первому секретарю ЦК ВЛКСМ Тяженникову письмо о том, как несправедлива политика СССР и разделение людей по национальному признаку.

В один прекрасный день нас пригласили в известное здание на улице Франко, где тогда было КГБ, потом СБУ, а сейчас российская ФСБ. Нам пояснили, что советская власть никого не разделяет и любит всех молодых ребят, как мы, а мы ее порочим. У меня забрали паспорт и на следующий день выдали с симферопольской пропиской. Месяца полтора я ей очень радовался, а потом меня и Витю Захарова выписали и выкинули в Тирасполь. Тут надо сказать, что училище наше опекалось Одесским военным округом. Выпускников рабочих специальностей разбирали как раз военно-строительные части этого округа. И нас отправили рабочими в военно-строительную часть в Тирасполе, через несколько месяцев там же и призвали, и два года я служил в армии.

– Когда я учился, в 1980-е, не то чтобы была активная пропаганда против крымских татар, однако упоминалось, что они были против советской власти. А какое отношение вы ощущали на себе со стороны окружающих?

– Те семьи, что по так называемому «организованному набору» смогли переселиться в Крым, раскидали – по 4-5 семей на сельсовет. В нашем селе было всего 4 семьи. Власть не работала так открыто, как сегодня российская, однако пропаганда велась. Мы приехали летом 1968-го, в 1969-м я пошел в пятый класс, мне было лет 12.

К ним приходила соседка-учительница и сказала, чтобы детей не выпускали 18 мая – крымские татары будут собираться и их резать

Нас ни о чем не спрашивали, но знали, что мы крымские татары. И вот мы идем в школу с товарищем – и тут посреди дамбы, на реке, он останавливается, очень серьезно на меня смотрит и говорит: почему вы нас будете резать? Видимо, он долго держал этот вопрос в себе. Кое-как я вытянул из него, что к ним приходила соседка-учительница и сказала, чтобы детей не выпускали 18 мая, потому что крымские татары будут собираться и их резать. Я рассказал об этом отцу. А дело было так. Ранее он и главы трех других крымскотатарских семей пошли в партком, уведомили, что 18 мая на берегу Сиваша – а вообще это река Чатырлык – крымские татары соберутся на молебен и будут вспоминать жертв депортации. Кто-то узнал и решил перестраховаться. Конечно, отец и другие мужчины подняли шум, потом им приносили извинения. Но такое было почти в каждом населенном пункте, так что это была некая кампания.

– Был ли шанс, что советская власть сама, без напора крымских татар, вернет их в Крым?

– Нет. В конце 1980-х в связи с максимальным ослаблением СССР и процессами, которые вели к его распаду, у многих народов появились шансы. Однако не все стали прилагать усилия, чтобы ими воспользоваться. На некоторых территориях национально-освободительные движения были очень мощными – Балтийские страны, та же Украина, хоть здесь они были и менее выражены. В местах депортации на тот момент оставалось три народа: крымские татары, турки-месхетинцы и немцы Поволжья.

Комиссия вынесла вердикт: возвращение невозможно. Крымских татар это не остановило, и они начали возвращаться в Крым

Крымские татары тонко и быстро прочувствовали момент – в силу того, что до этого десятилетиями находились в состоянии постоянной мобилизации. В 1987 году в Москве прошли массовые митинги на Красной площади, была создана государственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного совета СССР Александром Громыко. Через год комиссия вынесла вердикт: возвращение и восстановление автономии невозможно, в Крыму нет земли. Крымских татар это не остановило, и они начали возвращаться в Крым.

– При этом существует миф, что это Михаил Горбачев вернул крымских татар в Крым.

– Горбачев пытался максимально спасти СССР, но ему это не удалось. Союз утратил многие функции, в том числе запретительные. Крымские татары это почувствовали. До этого, в 1970-е и 1980-е, они пробивали дорогу в Крым, но безуспешно. А тут шлюзы упали – не сами по себе, конечно. Для этого нужны были процессы в Риге, Вильнюсе, Таллине, Киеве, Харькове, Львове, движения других народов за свою свободу. И важно было, что установка на возвращение была чуть ли не у каждого крымского татарина. Те, кто боялся приходить в национальное движение, все равно хотели того же – вернуться в Крым. И, когда процесс пошел, в национальное движение стали вливаться и аполитичные крымские татары – ведь цель была одна.

– А много ли крымских татар осталось в Узбекистане и почему?

В национальное движение стали вливаться и аполитичные крымские татары – ведь цель была одна

– По нашим подсчетам – от 80 до 130 тысяч, по несколько сотен – в Казахстане и Киргизии. Большинство из них просто физически, в силу обстоятельств, не смогло вернуться, несмотря на свое желание это сделать.

– Стоит ли им возвращаться сейчас?

– При той политике, которую проводит в Крыму российский оккупационный режим, возвращение практически невозможно. Миграционное законодательство России не позволяет выделять депортированных и применять к ним отдельные механизмы обустройства, адаптации, правовой интеграции. В Крыму сегодня минимум 4-5 тысяч крымских татар, не успевших изменить свой правовой статус еще в условиях украинского суверенитета. Сейчас они в очень тяжелом положении. Так что тем, кто уже просто не может оставаться в Узбекистане, мы советуем рассматривать прилегающие к Крыму территории как транзитные, откуда потом можно вернуться на полуостров.

– 3 года и 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на три года запросила сторона обвинения для одного из лидеров крымскотатарского национального движения Ильми Умерова. На очередном заседании в подконтрольном Кремлю Симферопольском районном суде прокуратура потребовала запретить Умерову заниматься публичной и преподавательской деятельностью на 3 года. Как вы думаете, каков будет окончательный приговор?

Задача оккупационных судов – максимально изолировать людей, имеющих собственное мнение и авторитет в обществе, и запугать остальных

– У нас нет иллюзий. Позиция прокуратуры по делам Ахтема Чийгоза и Николая Семены показала, что судьи просто выполняют предписанное оккупационной властью. Запрет заниматься публичной деятельностью – это просто иезуитский подход. Любой шаг, беседу на чьей-то свадьбе ведь можно расценить как публичную деятельность. Задача оккупационных судов – максимально изолировать людей, имеющих собственное мнение и авторитет в обществе, и запугать остальных.

– Посольство Украины в Турции обратилось к гражданам страны с призывом не посещать «международные» конференции, запланированные в Крыму на ноябрь. О каких конференциях речь?

– Российская оккупационная система работает по всем направлениям. Они не умеют организовывать быт людей, строить хорошие дороги, открывать рабочие места, но зато тратят большие деньги на оболванивание собственного населения и создания красивой картинки для внешнего мира. И силами в том числе коллаборантов-крымских татар и представителей других стран они создают информационные поводы, подписывают некие договоры, декларации с малоизвестными организациями, фирмами, предпринимателями. Все это не будет реализовано, но ведь можно создать шумиху. При этом одна сторона отмывает деньги, другая получает некие дивиденды. Что касается «международных конференций» в ноябре, история такова. В Сочи в обозримом будущем должен состояться международный молодежный фестиваль. Российский оргкомитет пытается организовать множество культурных программ на территории аннексированного Крыма. Так что дипломаты решили предостеречь граждан Турции, дабы они не въезжали в Крым по этим программам.

– На этой неделе появилось достаточно скандальное интервью экс-канцлера Германии Герхарда Шредера. Он высказал мнение, что в будущем ни один российский президент не выведет Крым из состава России, так как полуостров был частью страны с 18 века. И заявил, что в отношениях с Россией Германии не следует руководствоваться интересами США, ведь те якобы не заинтересованы в сильной России. Что вы об этом думаете?

– Шредеру затмили ум русские деньги. Он куплен «Газпромом», занимает там ведущие посты и является эдаким вестником «русского мира», представителем Путина. В преддверии выборов в Германии мы активизировали свои контакты, в связи с высказываниями и других одиозных немецких политиков. Нынешний канцлер Ангела Меркель уверенно лидирует, однако ей придется создавать коалицию. В числе прямых претендентов на создание коалиции – лидер свободных демократов Кристиан Линдлер, который предлагал ослабить санкции, дабы Путин смог сесть с европейскими лидерами за стол переговоров. Такие настроения в Германии есть, они имеют определенное влияние, но коллективная воля Евросоюза состоит в том, что без восстановления территориальной целостности Украины конфликт будет разгораться дальше.

– За три с половиной года Украине не удалось заставить Россию даже признать факт оккупации. Почему на международных переговорах тема Крыма не поднимается?

Для Путина уход России из Крыма – это политическая, а может, и физическая смерть

– Крым, так сказать, пытается быть обсужденным. Но для Путина уход России из Крыма – это политическая, а, может, и физическая смерть. Он втянул себя авантюру, из которой лично для него выхода нет. Кроме того, объединенный Запад прекрасно осознает дальнейшие шаги России и возможные последствия замораживания ситуации. Однако не хватает политической воли применить такое давление, чтобы Россия вернулась в рамки международного права. Санкции остановили Россию – но они недостаточно суровы, чтобы она повернула назад.

– Есть ли у Украины шанс внести Крым, например, в повестку Минских соглашений?

Заявить, что надо свернуть Минские соглашения, мы не можем. Об этом первым должен сказать Путин

– На недавней Ялтинской европейской встрече как раз говорилось о перспективах возвращения Донбасса и Крыма. Я открыто кричу о том, что Минские соглашения свою роль выполнили, дальнейшие ожидания от них – самообман, и все это, в общем, понимают. Не ссылаясь на имена, озвучу все более главенствующую среди наших западных партнеров точку зрения: мы все понимаем, но первыми заявить о том, что надо свернуть Минские соглашения, не можем. Потому что нет ничего взамен. Об этом первым должен сказать Путин, а мы уж предпримем нечто.

– Где сейчас решается судьба крымскотатарской автономии?

– Есть пять основных статей Конституции Украины, со 134 по 139, касающиеся Автономной республики Крым. Сейчас мы в рабочей группе обсуждаем 137-ю. Как только будет закончена последняя, мы вынесем наработки на голосование в рабочей группе, а затем – на Конституционную комиссию. Мы делаем все, чтобы к концу сентября мы увидели окончательный текст. Идут сложные дискусии, но радует, что не вокруг того, быть или не быть автономии. И могу сказать главное: чем тщательнее мы прописываем права крымскотатарского народа как коренного народа Крыма, тем тщательнее прописываем и права граждан Украины и других стран, проживающих на полуострове. Потому что в Крыму нельзя говорить об одних, не говоря о других.

(Над текстовой версией материала работала Галина Танай)