Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почему в Ветхом Завете было можно и прощалось Богом то, что совершенно неприемлемо в Новом Завете, т.е. и в наше время, например инцест и многоженство

Многожёнство - это брак мужчины с двумя и более жёнами одновременно.

1. Многожёнство в Ветхом Завете

В христианском Ветхом Завете есть многочисленные примеры многожёнства . Упомянутый в Библии Ламех имел двух жён – Аду и Циллу (Бытие. 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие. 16:3), Хеттуре (Бытие. 25:1), а также имел наложниц (Бытие. 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие. 29:16-30) и их служанок: Валлу и Зелфу (Бытие. 30:3,4,9,10). Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21,18:2-5) и эфиоплянку (Чис. 12:1). У Гедеона было много жён и одна наложница (Чис. 8:30,31). Елкана, отец Самуила, имел двух жён: Анну и Феннану (англ.) (1Цар. 1:1,2). Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1 книга Царств 18:27, 19:11-17, 25:44, 2 книга Царств 3:13-16), Авигея Кармилитянка (1 книга Царств 25:39, 1 Паралипоменон 3:1), Ахиноама (англ.) из Изрееля (1 книга Царств 25:43, 1 Паралипоменон 3:1), Эгла (2 книга Царств 3:5) и Вирсавия (2 книга Царств 12:24). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были - жёнами или наложницами. Это Мааха (англ.), дочь Фалмая, царя Гессурского (2 книга Царств 3:3, 1 Паралипоменон 3:2), Авитала (англ.) (2 книга Царств 3:4, 1 Паралипоменон 3:3) и Аггифа (англ.) (2 книга Царств 3:4, 1 Паралипоменон 3:2). И кроме того у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2 Книга Царств 5:13, 12:7,8, 15:16, 16:21,22, 1 Паралипоменон 14:3. В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть - наложницами. Сын Давида, царь Соломон, имел 300 жён и 700 наложниц (3 книга Царств 11:3).

В дополнение к этим многочисленным примерам многожёнства, в пятикнижиии также содержатся принципы и правила, регламентирующие многожёнство , устанавливающие, что «если же другую возьмёт, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10). Практика левиратского брака делает многожёнство обязательным для мужчин, у которых брат оставил вдову без наследника - в этом случае оставшийся брат должен на ней жениться. При этом неважно, есть ли у него уже жена. (Втор. 25:5-10).

2. Период между заветами

Многожёнство было и в период “изгнания Израиля”.

3. Многожёнство в период Нового Завета

Есть свидетельство о том, что евреи практиковали многожёнство и в христианский период Нового Завета . Пасторских посланиях (1 послание Тимофею 3:2, 3:12 и Послание Титу 1:6) устанавливают запрет многожёнства только для священнослужителей, а для христиан, не являющихся дьяконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет.

4. Брак в Древнем Риме и влияние этого на христианство в многожёнстве

Многожёнство у евреев при христианской церкви Древнего Рима тоже имело место . Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик говорит, еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. В 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона. Учение о якобы “греховности” многожёнства в христианстве сформировалось просто под влиянием греко-римской морали. В III веке Евсевий Кесарийский написал труд (англ.) «О многочисленном потомстве древних» (On the Numerous Progeny of the Ancients). Евсевий ссылался на него дважды: в «Приготовлении к Евангелию», VII, 8 и в «Доказательстве в пользу Евангелия». Его работа является примером того, как многожёнство согласовывается с аскетической жизнью и желанием Патриархов многочисленного потомства. Сократ Схоластик в V веке писал, что римский император Валентиниан I взял двух жён и разрешил своим подданным брать две жены, поддерживая, чтобы и христиане практиковали многожёнство . Многожёнство было разрешено для патриархов христианской церкви : «Бог хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми».

«А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки… »

«Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, - то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Ветхий Завет, Второзаконие 21:15–17).

«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (Ветхий Завет, 2-я Царств 5:13).

«И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов» (Ветхий Завет, Бытие 31:17).

«И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей» (Ветхий Завет, 2-я Паралипоменон 11:21).

А про Соломона сказано «И было у него семьсот жен и триста наложниц… » (Ветхий Завет, 3-я Царств 11:3).

Единственный прямой запрет, касающейся многожёнства, состоит в запрете брать в жены двух сестер. См. (Левит 18:18).

Отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многожёнство» отмечает: «Нигде в Новом Завете нет явного предписания, запрещающего многожёнство ». Более того, Иисус не выступал против многожёнства , хотя оно было распространено среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. Отец Хиллман подчеркивает тот факт, что просто Римская церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию.

Лютер в некоторых случаях разрешал многожёнство , рекомендовал даже в некоторых случаях.

Св. Августин не наблюдал в многожёнстве безнравственности или греховности и заявил, что многожёнство – не преступление , но должно быть юридическим институтом страны. Поэтому он написал в «Пользе Брака» (глава 15, параграф 17), что многожёнство было узаконено среди древних отцов христианства .

Вопросы по многожёнству в христианстве.

1. Вопрос: Запрещает ли Библия полигамную семью?

Ответ: Библия запрещает иметь полигамную семью только дьякону, пресвитеру и епископу:
“Диакон должен быть муж одной жены…” (1 Тим. 3:12)
“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены…” (Тит. 1:5,6)
“епископ должен быть непорочен, одной жены муж…” (1 Тим. 3:2)
Таким образом, многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви. При этом он может иметь любое другое служение в церкви .

2. Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на количество жён в полигамной семье?

Ответ: Да.
“14 Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь:
“поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня”,
15 то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царём] иноземца, который не брат тебе.
16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: “не возвращайтесь более путем сим”;
17 и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.” (Втор. 17)
В иудаизме эти слова толковались так, что царь не должен иметь более 18 жён .

3. Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на состав жён в полигамной семье?

Ответ: Да.
“Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её.” (Лев. 18:18)
“Если кто возьмет себе жену и мать её: это беззаконие” (Лев. 20:14)
“1 Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего,
2 и она выйдет из дома его, пойдёт, и выйдет за другого мужа,
3 но и этот последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший её себе в жену, –
4 то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой даёт тебе в удел.” (Втор. 24)
Последнее ограничение относится не только к полигамной семье, но и к моногамной.

4. Вопрос: Означают ли слова Бога “и будут двое одна плоть”, сказанные Им Адаму и Еве, запрет на многожёнство?

Ответ: Нет . Эти слова означают, что в половом акте участвуют только двое.
Это же выражение, например, Апостол Павел использовал для описания секса с блудницей.
“Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.” (1 Кор. 6:16)
То есть, слова “и будут двое одна плоть” относятся не к браку, а к сексу .

5. Вопрос: Означают ли слова Христа “и будут двое одна плоть”, сказанные Им фарисеям, запрет на многожёнство?

Ответ: Нет – см. ответ на предыдущий вопрос.

6. Вопрос: Первая семья, которую создал Бог (Адам и Ева), была моногамной – один муж и одна жена. Также и отношения Христа и Церкви Библия сравнивает с отношениями мужа и жены. В обоих этих случаях речь идёт о моногамной семье – один муж и одна жена. Разве это не означает, что многожёнство является грехом?

Ответ: Нет , не означает. Грехом является нарушение заповеди Божией, а не соответствие или несоответствие каким-либо библейским примерам или аналогиям. Например, брак вдовы или вдовца также является отклонением от этих образцов, но такие браки не являются грехом, также как и полигамные.

7. Вопрос: Говорит ли Библия о том, какой брак является предпочтительным – моногамный или полигамный?

Ответ: В общем случае нет . Но многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви – см. ответ на 1-й вопрос. Тора обязывала мужчину в некоторых случаях к полигамному браку – подробнее см. следующий вопрос.

8. Вопрос: Есть ли случаи, когда Библия обязывает мужчину заключить полигамный брак?

Ответ: В настоящее время нет. В Торе была заповедь о так называемом левиратском браке – когда в случае смерти старшего брата, не оставившего сына, его жену должен был взять себе в жёны его младший брат. Первый мальчик, родившийся у этой жены, считался наследником умершего старшего брата. При этом младший брат был обязан взять себе в жёны эту вдову даже если он женат. То есть, в некоторых случаях Тора даже предписывала многожёнство . Эта заповедь была связана с законом о наследовании евреями обещанной земли в Израильском государстве того времени.
В настоящее время эта заповедь отменена: “Отмена же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности” (Евр. 7:18).

9. Вопрос: Моя церковь (конфессия) учит, что многожёнство является грехом. Как это соотносится с тем фактом, что Библия так не учит?

Ответ: Любая христианская церковь должна повиноваться своей главе – Иисусу Христу. Именно Он, а не пастор церкви или руководитель конфессии будет судить каждого верующего. И Он это будет делать на основании Своего Слова – Библии, и того смысла, который Он вкладывал в неё, а не на основании вероучения какой-либо церкви или конфессии и не на основании того смысла, который хочет видеть в Библии какая-либо церковь или конфессия . То есть, от того, что какая-то церковь (организация) или конфессия учит, что многожёнство является грехом, мнение Бога по этому вопросу не меняется.

10. Вопрос: Законодательство многих государств запрещает многожёнство. Может ли гражданин какой-либо из таких стран быть многожёнцем?

Ответ: Если мужчина является гражданином такой страны, по законодательству которой многожёнство запрещено, и он хочет стать многожёнцем , то ему следует принять гражданство той страны, законодательство которой не запрещает многожёнство , либо не регистрировать свои браки в государстве.

11. Вопрос: Вот Вы говорите, что многожёнство в Библии не запрещено. Так может, и многомужество в Библии тоже не запрещено?

Ответ: Многомужество Библия запрещает :
“2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкой; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейкой, выйдя за другого мужа.” (Рим. 7)

12. Вопрос: Библия говорит, что супруги должны быть верными. Как это в семье с многожёнством, если муж занимается сексом с несколькими своими жёнами?

Ответ: Верность мужа в полигамной семье означает его верность своим жёнам . Пример измены мужа своим жёнам приведён в Библии – это блуд Давида с Вирсавией. Этим Давид нарушил свою супружескую верность по отношению ко своим жёнам .

13. Вопрос: Если Новый Завет не запрещает многожёнство, то почему о снятии этого запрета ничего не сказал ни Иисус, ни Апостолы?

Ответ: Потому что в Библии такого запрета на многожёнство никогда не было . Запрет на многожёнство в христианстве появился лишь после 3 века, и лишь под влиянием “римского права”. Более того, Новый Завет запрещает только лишь совмещать многожёнство со служениями дьякона, пресвитера и епископа в церкви – см. ответ на 1-й вопрос.

14. Вопрос: Сегодня есть такие христианские церкви или конфессии , которые относятся к многожёнству положительно ?

Ответ: Да, есть. Например, Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (пятидесятническая конфессия) в странах Средней Азии не осуждает многожёнцев. Или например, Эрло Штеген не стал требовать от двоежёнца развода со второй женой, а принял его в церковь с двумя жёнами.

Омельянчук С.В. Брак и семья в Древней Руси IX-XIII веков.
(г. Владимир, 2010)

В Древней Руси было широко распространено многожёнство . Об этом известно из древнерусских летописей. В частности летописец Нестор, автор «Повести временных лет» или «Первоначальной летописи» (начало XII века), пишет о славянах, что у них «по две и по три жены». У князя Игоря (великого князя киевского с 912 по 945) кроме княгини Ольги были и другие жены. Князь Ярополк (его годы правления 972-978) был женат на греческой монахине, которую взял в плен его отец Святослав во время войны с Византией, и при этом, как упоминается в летописях, Ярополк сватался успешно к полоцкой княжне Рогнеде. Его брат Владимир Святославович (великий князь киевский с 978 по 1015) имел пять жён до его женитьбы на византийской царевне Анне.

Многожёнство было не только у восточнославянских племен, а и у их соседей, и у западных и южных славян . Польский князь Мешко имел семь жён, много жен имелось и у чешского князя Славника. У поморянского князя помимо нескольких жён было также двадцать четыре наложницы. Уже упомянутый князь Владимир Святославович имел по 300 наложниц в двух древнерусских городах Белгороде и Вышгороде, а кроме этого еще 200 в сельце Берестове. Наложницами у князей становились и пленницы, захваченные в войнах и походах.

Принятие на Руси христианства (988 год) внесло коррективы в жизнь древнерусских людей, однако многожёнство в Древней Руси не исчезло . В Церковном уставе Ярослава (церковный нормативно-правовой акт, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого, XI в), присутствовали статьи, в которых оговаривалось многожёнство. Смоленская уставная грамота (XII в.) включает двоеженство в перечень дел, подлежащих церковной юрисдикции. В летописях упоминаются слова Иоанна, митрополита киевского (XI в.), обращенные к князьям и боярам , которые «2 жене имеють».

Наложничество тоже никуда не исчезло, сведения о наложницах также встречаются в древнерусских исторических источниках в период после христианства на Руси . Как правило, наложницами становились женщины, находящиеся в собственности своего хозяина. В Пространной редакции Русской правды (сборник правовых норм Древней Руси, XII-XV вв.) в 98 статье явление сожительства господина со своей наложницей упоминается в контексте права наследования. Оговаривается, что если у неё появятся дети в результате связи со своим хозяином, то они вместе со своей матерью они обретают свободу. Факт наложничества при этом фигурирует как вполне привычное и обыденное явление.

Дмитрий Розет
“Учение о многожёнстве – особенности Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (СпД)”.

Иисус был многожёнцем, в 1853 году Джедедия М.Грант заявил: “Главной причиной того, что чувства народа взорвались в адрес Христа и его учеников очевидно было многожёнство.” (Journal of Discourses 1:346). Ему вторит один из первых двенадцати апостолов церкви Орсон Хайд: “В Кане Галилейской женился Иисус, и Мария, Марфа и другие женщины были его жёнами , и что у него были дети от его жён.” (Journal of Discourses 2:210). Орсон Пратт, ещё один из первых апостолов церкви, соглашается с ними обоими: “Великий Мессия — основатель христианской религии — был многожёнцем , подобно патриарху Иакову и пророку Давиду, от которых Он произошёл по плоти” (The Seer, стр.172).

Джордж К.Кэннон, апостол, затем первый советник Бригема Янга и трёх следующих президентов церкви: “Если многожёнство дано Богом, как и говорят о нём Святые Последних Дней, то никакая сила на земле не может подавить его, разве что вы сокрушите и уничтожите весь народ” (Journal of Discourses 20:276). Уилфорд Вудруфф, четвёртый пророк церкви СпД. Хорошо запомните его слова, ему ещё предстоит вписать новую страницу в историю многожёнства: “Если бы нам пришлось покончить с многожёнством, то это было бы только первой каплей, только первым таинством в Церкви и царстве. Покончив с ним, нам придётся покончить с Апостолами и Пророками, с откровением и дарами, и милостями Евангелия и, в конце концов, оставить всю нашу религию, и стать сектантами, и поступать, как поступает мир” (Journal of Discourses 13:166).

Фарид Алекперли, “Тысяча и один секрет Востока”, том 2, ЧАСТЬ 1 — ИСТОРИЯ БРАКА, Глава 2.

Многожёнство было распространено даже у христиан ! Французские короли позволяли себе многожёнство. Например, Хлодвиг I (родился в 466 году) женился на двух сёстрах. Гонтраль Орлеанский был также женат на двух женщинах.

Христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах . Например, в середине 13 века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.

Если у Вас есть сложный вопрос , на который Вы не можете найти ответ, причём вопрос может быть очень сложный или жизненный, в том числе философский, психологический, вопрос о своих отношениях , о браке, семье, одножёнстве или многожёнстве , о своём Предназначении или Призвании в жизни, то приходите на сайт Антона Кузнецова — www.Vedavrat.org — и через него (с его помощью) Вы найдёте ответ на свой вопрос / решите свою проблему .

Многоженство нельзя считать практикой, распространенной лишь в исламской религии. Наоборот, это явление было хорошо известно с давних времен еще среди «обладателей Писания», то есть среди иудеев и христиан. На самом деле, лишь в последнее время их религиозные лидеры стали неодобрительно отзываться о полигамии или объявлять ее полностью запрещенной. Но если кто-то из нас решит посмотреть на раннюю историю этих религий, обнаружит много интересных свидетельств того, что многоженство было вполне приемлемой практикой, если не сказать еще сильнее – одобрительным поступком.

Многоженство в иудаизме

Многоженство существовало среди потомков Израиля еще до времен появления пророка Моисея. Он лишь продолжил эту практику, не став даже ограничивать определенное количество жен, на которых еврейский мужчина мог жениться. Так, Еврейская Энциклопедия сообщает нам:

«В связи с тем, что нет свидетельств о полиандрическом образе жизни примитивного еврейского общества, многоженство (полигамию) можно считать широко распространенным явлением, возникновение которого следует отнести к древнейшим временам, а существование которого продолжалось практически вплоть до наших дней».

Другим широко распространенным явлением было содержание любовниц. В более позднее время Талмуд Иерусалима ограничил количество женщин, содержать которых разрешалось мужчине. Так, некоторые раввины советовали не брать больше четырех женщин. В конце концов, многоженство было объявлено вне закона, но сделали это сами раввины, а не Господь. Запрещение полигамии приписывают раввину по имени Гершом бен Иуда, который жил в XI-ом веке и объявил многоженство запретным для восточно-европейских евреев (ашкенази) на тысячу лет (этот срок истек в 1987). При этом евреи-сефарды (испанского или португальского происхождения) продолжали практиковать многоженство в своей жизни. Уилл Дюран (Will Durant) отметил: «Многоженство существовало среди обеспеченных евреев, живших в исламских странах, но было крайне редким явлением среди евреев, живших в христианском мире» . По оценкам Джозефа Гината (Joseph Ginat), профессора социологии и культуры антропологии в Университете Хайфы, многоженство распространено среди 180 000 бедуинов Израиля и эта цифра продолжает увеличиваться. Также случаи многоженства нередки среди средиземноморских евреев, живущих в Йемене, там раввины разрешают евреям брать до четырёх жен. В современном Израиле, если жена не может рожать или умственно неполноценна, раввины дают мужу право жениться на второй женщине, не разводясь при этом с первой женой.

Многоженство в христианстве

Иисус также допускал многоженство для своих последователей, хотя сам не стал создавать семью, и в течение своего пребывания на земле ни разу не женился. Как отметил христианский религиозный деятель Юджин Хиллман (Eugene Hillman): «Нигде в Новом Завете нет ни одной заповеди, утверждающей, что брак должен быть моногамным, так же как нет ни одной ясной заповеди, запрещающей многоженство». Несмотря на это, Римская Церковь запретила полигамию, чтобы соответствовать греко-римской культуре, которая предписывала иметь только одну законную жену и при этом разрешала внебрачные связи и проституцию.

Римский император Валентиниан I (Valentinian I), живший в IV веке, позволил христианам брать двух жён. В восьмом веке король Карл I Великий (Charlemagne), силой захватив и церковную, и государственную власть, объявил полигамию дозволенной, показав при этом собственный пример, взяв шесть или, согласно некоторым сообщениям, девять жён. Как отмечает Джозеф Гинат, автор книги «Полигамные семьи в современном обществе», Католическая Церковь обычно проявляла недовольство, но иногда разрешала вторые браки политическим лидерам.

Св. Августин (St. Augustine), судя по всему, также не видел в этом явлении ничего, что могло бы считаться безнравственным или греховным. Он писал, что полигамия не была преступлением, но была юридически узаконенным институтом в стране. В своей книге «Польза брака» (том 15, параграф 17) он писал о полигамии:

«…оно считалось разрешенным среди древних отцов: сказать законно ли это теперь, я не тороплюсь. Ведь теперь нет той же потребности рождения детей, какая была тогда. Раньше, несмотря на то, что жёны рожали детей, позволялось жениться на других женщинах, чтобы получить более многочисленное потомство. Но теперь это, конечно, не требуется».

Он отказывался осуждать патриархов, несмотря на то, что те продолжали разрешать многоженство. В другом месте он написал: «Именно в наше время и в соответствии с римской традицией непозволительно брать другую жену, чтобы сожительствовать с более, чем одной женщиной».

Во времена Протестантской Реформации Мартин Лютер сказал: «Я признаю, что если мужчина желает жениться на двух или более женщинах, мы не должны запрещать ему этого, потому что это не противоречит Священному Писанию». Он посоветовал Филипу Гессенскому (Philip of Hesse) хранить свой второй брак в тайне, чтобы избежать общественного скандала. Один из великих английских поэтов и известный представитель пуританского направления христианства (Церковь Англии) Джон Милтон (1608 - 1674) написал: «Я не сказал "брак одного мужчины с одной женщиной", чтобы не обвинить косвенно святых патриархов и столпы нашей веры, Авраама и других, которые имели более одной жены одновременно, в обычном грехе. Иначе я вынужден был бы исключить из статуса праведников Божьих целое потомство, произведённое от них, истинно, всех сыновей Израиля, для которых сама святость была создана. Как сказано во Второзаконии (xxiii. 2): "Сын блудницы не может войти в общество Господне даже к десятому поколению"». А вот сведения, датированные 14 февраля 1650 года, когда парламент в Нюрнберге установил своим декретом, что по причине больших потерь среди мужчин, погибших в течение Тридцатилетней Войны, каждому мужчине разрешается брать в жёны до десяти женщин.

Африканские церкви долго признавали полигамию. На конференции в 1988 году в Ламбете они заявили: «На протяжении длительного периода Англиканской общиной признавалось, что полигамию в Африке, так же как и традиционный брак, следует одинаково считать проявлением верности и справедливости». Христианский президент Кении Мваи Кибаки (Mwai Kibaki), победа которого Пресвитерианской Церковью Восточной Африки была приписана «руке Бога», имел нескольких жен. А освободившись от контроля белых христиан, постапартеидная Южная Африка также легализовала институт многоженства.

Переместимся в Соединенные Штаты, где «Церковь Иисуса Христа Современных Святых» длительное время позволяла полигамию для своих последователей. А после того, как Церковь запретила многоженство, различные группы последователей откололись от нее, дабы продолжать эту практику. Многоженство среди этих групп сохраняется и по сей день, особенно в штате Юта, в соседних штатах, а также во многих отколовшихся общинах и среди отдельных ее последователей, не относящих себя ни к какому церковному объединению.

В Соединенных Штатах многоженство считается вне закона, но оно существует неофициально. Так, приблизительно 30 000 - 80 000 человек живут как многоженцы на Западе. Как правило, это семьи мормонов или отдельные христианские группы, которые продолжают поддерживать многоженство как почитаемую временем и Библией практику.

Таким образом, обсуждая вопрос многоженства в современном мире, необходимо иметь достаточно знаний по этому предмету и его истории, прежде чем пытаться обвинить Ислам и мусульман в отхождении от общепринятых правил. Никому не разрешается осуждать практику, существовавшую на протяжении всей истории человечества, основываясь лишь на современные предрассудки и предубеждения. Наоборот, нужно постараться как можно лучше исследовать этот предмет, и, что немаловажно, – стремиться найти Божественное руководство.

ПОЯСНЕНИЕ:

Всем добрый день. Продолжая данный цикл статей-вопросов, и принимая во внимание отзывы и пожелания, полученные после первого вопроса, несколько модифицирую вводную часть.

Я интересуюсь религией, особенно тщательно изучаю православие, и задаю эти вопросы, потому что мне интересно мнение народа. При этом мне поступали предложения задавать вопросы богословам, а не широкой аудитории. Но смысл моих статей в другом. У богословов-то я уже и так спросил. Как я отмечал во введении к первому вопросу, определенную теоретическую подготовку имею. Сейчас мне интересно именно мнение народа, которое не всегда совпадает с официальной доктриной РПЦ.

Первый вопрос был посвящен франчайзингу, и на мой взгляд, являлся довольно нейтральным. Я не ожидал, что он привлечет столько внимания.

Поэтому сейчас рискну перейти к более проблемному (хотя и не самому проблемному) вопросу – о многоженстве в Библии.

ВОПРОС 2: Многоженство в Библии?

Собственно, поскольку Библия одна на всех, вопрос этот не только к православным, а ко всем христианам. В очной форме мне удалось его задать, кроме православных, еще католикам и адвентистам.

При этом выяснилось, что из православных, с которыми я беседовал, практически никто Библию полностью не читал, хотя вроде не с быдлом общаюсь. Что меня удивило – как же так? Почему мы игнорируем главную священную книгу? Некоторые, однако, вовсе не стесняются этого – говорят, мол, мало ли что там написано две тыщи лет назад, это все ерунда. Главное – мы русские – православные, в нас дух великого народа! Но не буду отвлекаться, это скорее тема для еще одного вопроса.

В отличие от православных, большинство католиков Библию читали, правда, сколько-нибудь толково ответить на мой вопрос они все равно не смогли.

Протестантов среди моих знакомых не нашлось, если только не рассматривать адвентистов седьмого дня как их разновидность, что теоретически верно, но вряд ли стоит их учитывать. Во-первых, они тоже ничего толкового не сказали. Во-вторых, сама конфессия, на мой взгляд, недостаточно репрезентативна: если сравнивать по численности разновидности христианства, то цифра в 16 млн. адвентистов не катит против 1150 млн. католиков, 426 млн. протестантов и 240-300 млн. православных (данные из Википедии, проверено также по другим источникам).

Поскольку некоторые православные (из тех, что не читают книг) яростно доказывали мне, что в Библии и речи нет о многоженстве, начну сразу с цитат.

Книга «Бытие», раздел 28:
Пункт 9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, СВЕРХ ДРУГИХ ЖЕН СВОИХ.
Раздел 30:
Пункт 14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
Пункт 15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: ТАК ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ С ТОБОЮ ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО.
Пункт 16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: ВОЙДИ КО МНЕ [СЕГОДНЯ], ИБО Я КУПИЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО. И лег он с нею в ту ночь.
Пункт 17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.
Пункт 18 И сказала Лия: БОГ ДАЛ ВОЗМЕЗДИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО Я ОТДАЛА СЛУЖАНКУ МОЮ МУЖУ МОЕМУ. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].
Раздел 32:
Пункт 22 И встал в ту ночь, и, ВЗЯВ ДВУХ ЖЕН СВОИХ И ДВУХ РАБЫНЬ СВОИХ, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иаков вброд;

Раздел 36:
Пункт 1 Вот родословие Исава, он же Едом.
Пункт 2 ИСАВ ВЗЯЛ СЕБЕ ЖЕН ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНСКИХ: АДУ, ДОЧЬ ЕЛОНА ХЕТТЕЯНИНА, И ОЛИВЕМУ, ДОЧЬ АНЫ, СЫНА ЦИВЕОНА ЕВЕЯНИНА,
Пункт 3 И ВАСЕМАФУ, ДОЧЬ ИЗМАИЛА, СЕСТРУ НАВАИОФА.

Вторая Книга Царств
Раздел 4:
Пункт 13 И ВЗЯЛ ДАВИД ЕЩЕ НАЛОЖНИЦ И ЖЕН ИЗ ИЕРУСАЛИМА, после того, как пришел из Хеврона.
Вторая книга Паралипоменон
Раздел 11:
Пункт 18 И взял себе Ровоам в жену МАХАЛАФУ, дочь Иеромофа, сына Давидова, И АВИХАИЛЬ, дочь Елиава, сына Иессеева,
Пункт 19 и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.
Пункт 20 ПОСЛЕ НЕЕ ОН ВЗЯЛ МААХУ, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.
Пункт 21 И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ИБО ОН ИМЕЛ ВОСЕМНАДЦАТЬ ЖЕН И ШЕСТЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ И РОДИЛ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ СЫНОВЕЙ И ШЕСТЬДЕСЯТ ДОЧЕРЕЙ.

Книга Судей израилевых
Справочно: Гедеон - один из спасителей Израиля, которого лично направлял Бог
Раздел 6:
Пункт 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
Пункт 13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Пункт 14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.
Пункт 16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

Раздел8:
Пункт 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО МНОГО БЫЛО ЖЕН.
Пункт 31 ТАКЖЕ И НАЛОЖНИЦА, жившая в Сихеме, РОДИЛА ЕМУ СЫНА, и он дал ему имя Авимелех.
Отрицательные библейские персонажи также имели много жен, но я намеренно сконцентрировался на положительных. Подобного рода цитат можно набрать в Библии огромное количество. Про Соломона уж и упоминать не стал.
Более того, ссылаясь на англоязычный перевод Библии, Н.Д. Уолш цитирует:
«Брак представляет собой союз одного мужчины и одной или более женщин (2 Цар 3:2-5). Брак не лишает мужчину права брать себе наложниц вдобавок к жене или женам (2 Цар 5: 13; 3 Цар 11: 13; 2 Пар 11: 21)» [Уолш Нил Доналд. Чего хочет Бог: Ответ на важнейший вопрос. М.: ООО Издательский дом «София», 2005. – 208 с.].

Справедливости ради отмечу, что приведенные цитаты относятся к Ветхому завету. Что, впрочем, не снимает вопроса.

Ветхий завет не только самая большая часть Библии по объему – в моем издании он занимает 1082 из 1499 страниц. Более важно другое. Несмотря на слово «Ветхий», церковь рассматривает его как неотъемлемую часть Библии и не считает его устаревшим.

СОБСТВЕННО, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ БИБЛИЮ КАК НАБОР ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАМЕТОК, А НЕ КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ СРАЗУ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ.

Однако рассматривать книгу как историческую запрещено самой церковью. Церковники прямо говорят, что это «воспитательная» книга, которая «дает правила, служит примером», и все, что в ней написано, «утверждается и излагается» Духом Святым.

Несколько раскрою карты. А то в предыдущий раз меня все спрашивали – зачем задал этот вопрос? В данном случае, вопрос о многоженстве взволновал меня с практической точки зрения. Дело, конечно, не в женах – тут и с одной-то иногда бывает непросто, а если их еще и несколько, так вовсе небо с овчинку покажется:).

Практический аспект тут в другом. Так сложилось исторически, что с детства я сопричастен эзотерике и иже с ней. И хотя непосредственно колдовством не занимаюсь за ненадобностью, определенные познания в этой части имею.

Но православные мне всегда говорили, что занятия эзотерикой запрещены Библией. И действительно ведь, запрещены! Именно в Ветхом завете говорится о греховности волшебства, колдовства, гаданий и тому подобного. Это так, сам читал.

Но позвольте, если Ветхий завет говорит истину, тогда колдовать действительно нельзя. Но баб-то, получается, можно?! Ровно по той же причине – что Ветхий завет истинен.

Ведь если колдовать нельзя, и баб тоже нельзя, то, согласно формальной логике, которую никто не отменял, Ветхий завет содержит как истинные, так и ложные положения. А поскольку он является неотъемлемой частью Библии, то, согласно той же логике, и Библия содержит как истинные, так и ложные положения.

Однако я ни разу не слышал, чтобы кто-то из представителей церкви соглашался с последним тезисом. Наоборот, все они говорят, что эта Священная Книга истинна вся от начала до конца (и даже – БОГОДУХНОВЕННА!), и никто не скажет, что отельные части Библии истинны и святы, а отдельные – ложны и святости не имеют. Но почему же тогда из Библии одни идеи выбирают, а другие напротив, стараются не заметить?

Одним из стандартных ответов является фраза, что мир изменился и теперь многое надо понимать и применять по-другому. Но признать эту фразу ответом можно только в том случае, если совершенно не иметь привычки задумываться. Да, мир изменился, это очевидно. А потому и банально. Важнее другое: где тот критерий, согласно которому одни части Библии мы признаем актуальными и готовы им следовать, а другие – устаревшими, и их мы игнорируем? И если уж говорить о сексуальной стороне жизни, то мир радикально изменился в сторону большей раскрепощенности, а не наоборот. Кроме того, если эта Книга – Священная и Богодухновенна, кто дал право выбрасывать из нее какие-то части и идеи? Разве незыблемость божественной истины может поколебаться от изменчивости мира?

Говорят еще о меньшей значимости Ветхого завета по сравнению с Новым и с Евангелиями. Эта позиция выглядит разумнее. Но пусть тогда церковь выскажется определеннее: издаст какой-нибудь указ, где напишет, что значение Ветхого завета не велико и исполнение его не обязательно. Или что-то в этом роде.

Нельзя это просто подразумевать. Иначе получается что-то в стиле моего знакомого. В Министерство, где он служил, он ездил на машине, при этом каждый день разворачиваясь через две сплошные и под знаком «Разворот запрещен». При этом говорил, что рассматривает эти знаки как рекомендательные. Поскольку он был близок к вертикали власти, если у него и отбирали права, то через несколько дней они к нему всякий раз возвращались. Для него, видимо, все знаки рекомендательные.

Но ведь лучше, когда есть четкие правила, и они одни на всех, как на Западе. Так и с Ветхим заветом – скажите конкретно, как его понимать и трактовать? Чтобы без недомолвок? Как к нему относиться? Тем более, что в нем столь много странных, страшных, а порой и ужасных историй! На их фоне многоженство – житейские мелочи.
Так что же такое Ветхий завет – исторический экскурс, а не священная книга, или все-таки неотъемлемая часть Библии, и все, что там написано, нужно принимать на веру и следовать этому?

Рецензии

Уважаемый автор!
Совершенно не имея отношения к служителям Церкви, но имея некоторые представления о вопросах религии, спешу сообщить следующее. Православие не имеет отношения к Ветхому Завету. Лишь косвенное. Христос дал нам Новый Завет. Христианству чуть более 2000лет. А Вы ищете цитаты времен Каина и Авеля. Там, конечно, много интересного... Взять хотя бы вопрос ГДЕ сыновья Адама и Евы нашли себе жен? Да и вообще, СОЗДАТЕЛЬ КУДА ДЕЛ первую женщину? И зачем вторую сотворил из ребра Адамова?)))

Прочла Ваш ответ девушке, которая полюбила двоюродного брата. В ответе было
написано, что есть каноны Церкви, запрещающие кровосмешение. Почему же тогда в
Ветхом Завете возможно было соитие отца и дочерей? И пошли от них великие
народы. Это же был инцест, кровосмешение и нарушение всех христианских канонов.
Или тогда ещё не было заповедей, и Бог это всё приветствовал, раз не покарал
их? Более того, они опоили отца вином, т.е. обманом легли к нему. Дальше была
смущена повествованием в Ветхом Завете об отсутствии детей у жены по имени Сарра,
и она привела супругу служанку, что теперь приводит в ужас и негодование нас, как
такое было возможно и почему поощрялось Богом? Сарра дала Аврааму в наложницы
свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо нее (Быт:16:2-3), которая и родила сына. Но стала вести себя непристойно,
не как служанка, а уже как жена, как хозяйка. Тогда жена взмолилась Богу, и он
и ей дал ребёнка. И жена настояла, чтоб муж выгнал служанку вместе с ребёнком.
Тот, недолго думая, посадил служанку с сыном на осла, дал хлеба и сказал: Бог
поможет. Вскоре запас воды иссяк, но Ангел Божий предотвратил гибель Агари и ее
сына, указав им на колодец. Он предсказал, что от Исмаила произойдет великий
народ (Быт:16:15-21), и от второго сына тоже великие народы. Никакой кары, что
мужчина выгнал женщину с ребёнком, переспал с ней вне брака, т.е прелюбодейничал.
И в Библии очень много таких примеров.

Теперь же, в наше время используют суррогатную мать для получения детей
бездетным семьям (думаю, тут точное соответствие с Ветхим Заветом). Не знаю,
приветствует ли это Церковь. Но люди вполне снисходительно относятся к такому
явлению, как суррогатство. Ну уж о вопросе у кого от кого появились дети, когда
всего-то были Адам, Ева, Каин и Авель... Кровосмешение, прелюбодеяние, сплошной
грех. Причём все озадачены этим вопросом, и верующие люди в том числе. Но
многие христиане не хотят задумываться об этом, т.к. не хотят увидеть прародительницу
всех людей порочной, занимающейся прелюбодеянием со своими сыновьями, отцов со
своими дочерьми, братьев с сёстрами и т.д., что теперь осуждается, вызывает
отвращение и негодование в сердце и душе. Теперь также считается, что при
кровосмешении дети рождаются с отклонениями, не совсем нормальными даже
психически. Получается, что от Адама и Евы пошло поколение не совсем здоровых и
не совсем нормальных, т.е. наши предки были людьми с отклонениями в связи с
кровосмешением, и мы теперь имеем даунов и т.п. явления благодаря нашему
далёкому прошлому. Кто-то несёт этот ген, и вот такие результаты. Почему в
Ветхом Завете было можно и прощалось Богом то, что совершенно неприемлемо в
Новом Завете, т.е. и в наше время?

Хотя теперь, перечитав Ветхий Завет, меня не удивляет, как Вы написали,
почему нельзя любить сразу четырёх жён и женщин. Это противоречит всем канонам
Церковным и человеческим. Почему же в Ветхом Завете это было нормой? Царь
Давид, Соломон. И сейчас тоже стало нормой. Множество состоятельных мужчин
ходят в храмы, но при этом имеют две семьи, двоих-троих детей в обоих семьях и
считают это совершенно нормальным. Причём и эти женщины, зная о наличии второй семьи,
довольно терпимо к этому стали относиться, т.к. эти мужчины в состоянии
содержать и тех, и других. Я думаю, если бы они ещё и прочли Ветхий Завет, то
совсем бы посчитали, что творят Божье дело - плодиться и размножаться. Я совсем
не хочу богохульствовать, но получается, что всё то, что Бог разрешил в Ветхом
Завете, потом запретил в Новом. Ни в коем случае не хочу Вас обидеть или
усомниться в истинности Писания, хотя и оно написано и переписано людьми. Просто
хочу понять.

специалист

Уважаемая Тата, Ветхий Завет для правильного понимания лучше читать с комментариями, с толкованиями. Можно взять толковую Библию под редакцией Алексея Петровича Лопухина , Библейскую историю разных авторов - тот же Лопухин или епископ Владивостокский Вениамин. Можно взять святоотеческие толкования на Ветхий Завет. Думается, такое, сопровожденное необходимым комментарием Священное Писание Ветхого Завета принесет больше пользы нашей душе.

Ева была сотворена Богом из ребра Адама, таким образом, уже и их брак, с по Вашей логике, был кровосмешением. А ведь он прямо благословлен Богом. Поэтому не будем механически переносить наши понятия на то время. "Грех, - по определению Священного Писания, - есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4), т.е. нарушение закона, данного Богом - истинным Законодателем. В допотопные времена запрета на браки между близкими родственниками не было. Условия жизни до потопа были совсем другие, чем сейчас. После же потопа, когда приумножился грех, быстро стала сокращаться продолжительность жизни, и браки близких родственников начали приводить к вырождению. И уже после этого близкородственные связи стали считаться греховными. Библия не описывает рождение всех людей, но только то, что имеет отношение к спасению человеческого рода. Жены же для Каина и третьего сына Адама, упоминаемого в Библии, - Сифа были взяты из среды размножившихся за это время братьев и сестер.

В Ветхом Завете нет установления многоженства как нормы, потому что многоженство рассматривалось как снисхождение со стороны Бога по отношению к тогдашнему состоянию человечества, нравственность которого в те времена ещё далеко отстояла от идеалов Нового Завета.

Приводимый Вами фрагмент об Авраме, Саре и Агари можно разъяснить следующим образом. С того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, у последней не родилось еще ни одного сына. Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь. Она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза, но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели. Далее Вы не вполне справедливо пишете, что Аврам выгнал Агарь вместе с ребёнком. Дословно это место звучит так: «Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно . И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё» (Быт:16:6) Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней. Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Это пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников, но вместе с тем и не предполагает, что мы должны следовать этим недостаткам. В Библии нигде не говорится, что за совершением человеком проступка тотчас следует возмездие со стороны Бога, Господь милосерд, Он долготерпит наши немощи и ждёт нашего покаяния и обращения. Опять же, не следует трактовать весь этот эпизод как пример для подражания для современных христиан, это было поведение людей древней эпохи, моральные устои которых только начинали свой долгий путь к Евангельскому идеалу.

Воплотившийся же Господь наш Иисус Христос возводит нас к высшей и большей мере по сравнению с той, которая предписывается иудеям в Ветхом Завете, говоря, что можно и должно руководствоваться верующим в Него заповедями Евангельскими. Это не противоречие, а вырастание из меры в меру: от хорошего к лучшему. Евангельское благовестие стало возможным для восприятия человеческим родом только после прохождения достаточно продолжительного исторического пути следования Ветхозаветному закону, именно в то время, которое было определено на Предвечном Совете Пресвятой Троицы для воплощения Сына Божия. Не раньше и не позже.

Православная Церковь, безусловно, считает суррогатное материнство грехом по отношению к всецелому единству Таинства брачного союза, результатом которого является совместное рождение детей, ибо Церковь благословляет целомудренный, то есть целостный союз, в котором нет никакого изъяна, нет никакой раздробленности, как бы снисходительно к суррогатному материнству кто-то ни относился. То же касается и многожёнства: поступать по отношению к своей жизни разные люди могут как хотят, но жить с разными женщинами и при этом считать себя членом христианской Церкви - значит объективно сидеть на двух стульях, успокаивать свою совесть внешним пребыванием в ограде Церкви и при этом полностью игнорировать церковное учение о браке и коснеть во грехе.

Вопрос : Разве есть запрет на многоженство в Библии? Ведь, Библия учит мужу иметь несколько жен, а жене - только одного мужа.

ОТВЕТ: Многоженство?.. Где Библия - этому УЧИТ?.. Разве Бог привёл Адаму несколько жён?..
Хочется почувствовать себя эдаким олигархом, которого ублажают несколько женщин?.. Или так групповой секс нравится?..

Увы. Библия, мол, учит... Выше заданный вопрос - задан с хулой на Бога, вдохновлявшего авторов книг Библии говорить Его Слово и описывать по фактам все события...

Неудивительно, что этот вопрос поднимается сегодня многими... Знаем это уже из того, что происходит сегодня в мире, в самом человеке и в частности - в семейных отношениях. Везде - полный хаос, нежелание жить в задуманной и заложенной Творцом, гармонии. Эти отклонения и даже извращения без Божьего страха сегодня существуют и практикуются даже среди называемых себя христианами. Кто плотью грешит, а кто - в развращенном сердце... но, какая разница - как сделан грех!

О статье в защиту многоженства, рассказала мне одна знакомая. В ней автор утверждает, что Библией многоженство подтверждается и допускается даже в Новом Завете (и как вывод - а значит допускается и Богом - Автором Библии).
Привела она и цитаты с этой статьи, которые ниже рассмотрим.

Цитирую автора дерзкой статьи ("знатока" Библии) в защиту многоженства:
"То, что написано о служителях церкви и о царях, то и касается служителей церкви и царей. Им ведь надо о народе Божьем заботиться, а не о женах и детях со всеми их житейскими заботами и проблемами. Заповеди о моногамном браке и запрета вступать в брак с двумя и более женами ДЛЯ ВСЕХ в Библии нет."

Увы!.. Скорбит душа!.. Не ведомо автору статьи такое понятие, как святость...И что служитель церкви, как служитель - в первую очередь - в этом должен быть образцом для подражания. Учение Нового Завета учит: подражайте мне, как я - Христу. Так должен поступать служитель, сопастырь Христа для стада - быть примером для подражания в праведности и святости.

Есть безумцы, желающие прикрыть свою развращенную грехом, сущность, даже дерзко заявляя, что Христос де имеет вон сколько невест!.. Ага... и мужчин так же...?!.. безумцы, чье безумие не увидят только духовно погибшие!
Невеста у Христа - Церковь - одна и единственная, состоящая из женщин и мужчин (хотя во Христе нет уже мужского и женского пола). И где все они - члены ДРУГ ДРУГУ. (Заметьте - не члены поместной церкви или деноминации - а члены друг другу, члены Тела Христа.)

Не безумие ли ослепило ум автора, говорящего, что "СВОЮ ЖЕНУ" - это не говорит об одной??.. Ведь здравомыслящий человек понимает, что где НЕ подразумевается - ОДНА, но где подразумевается МНОГО - там говорится "СВОИХ ЖЕН", а не "СВОЮ ЖЕНУ". Но раз написано - СВОЮ ЖЕНУ - то только в единственном числе!

"Также, если берем заповедь о прелюбодеянии:
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матф.19:9),
то ясно, что прелюбодеяние - тогда, когда разведется. А если не разведется и женится еще на одной жене, то это - не прелюбодеяние.
Не могу согласиться, что вторая и последующие жены не могут считаться законными. В Библии так не написано. Это - человеческое, небиблейское учение."

Да. Не согласится обладаемый бесом похоти и разврата, блуда - с святостью, к которой призывает Бог! Выискивает всякую зацепку, чтоб грех оправдать!.. Да еще и утверждает, что "небиблейское учение это, а человеческое". Но Бог - Свят! И из Его Слова только дьявол может выуживать повод для греха и разврата, чтоб искусить (как и делал это в пустыне, искушая Христа).

Цитирую:
"Я считаю, что, как скоро муж - глава жены, а не жена - глава мужа, и муж - глава рода и семьи, а не жена, то не может быть многомужества: муж берет за себя жену (жен), а не наоборот."

Ну, не видит ослепленный грехом слова "глава ЖЕНЫ ", а не ЖЁН! Вот НЕ видит в упор - и всё! Но зато многомууууужества - не моооожжееет быть... нц..нц..нц...
А одна глава у многих тел - может быть. Вот. (Чуть ли не голова профессора Доуэля - съемная и надеваемая по очереди на разные тела. Но это уже по сути - о трупах речь идет..).

Но написано , что семейный союз - это прообраз отношений Христа и Церкви. Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (метэ́хомэн)» (1 Кор. 10:16-17).
Еф.4:12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, Еф.4:4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Еф.5:23-32 потому что муж есть глава жены (НЕ ЖЁН), как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
"и будут [два] одна плоть" Сказал Бог (Бытие 2:24) - не три или четыре..а два.. адам (муж) и его жена. Да. потом пошло развращение... Даже в Божьем, отделенном народе, стали во многом поступать, как язычники... в том числе появилось и многоженство. Но Аврааму даже пришлось изгнать вторую жену. А кто не изгонял - имели проблемы... Как Давид... Это были образы для нас, чтоб не были скоры на злое... а учились не повторять то, что было грехом. Сердце Соломона так же развратилось от множества жен... Да и все на этом - падали...
И наконец, в Новом Завете Слова Иисуса, Которые так же игнорируют развращенные защитники многоженства: Двое — одна плоть . Мат. 19,5-6: «И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью , так что они уже не двое , но одна плоть. » Где тут о третьей жене или десятой идет речь?..

Время последнее... И вот тут похоть вышла на люди править бал - вести дебаты о многоженстве и всяком разврате. И без страха Божьего - как нечистый дух и не имеет ничего Божьего - начинает "втирать" о том, что якобы запрета нет.. А запрет на телевизор в Библии есть?.. А запрет на педофилию?.. А на извращения - так называемый оральный секс?..А запрет на аборты?..А запрет на порнографию, в том числе - детскую?.. и т.д!.. Но безумец и тут всегда найдет оправдания своему безумию! Он не понимает, что детородные органы потому и детородные и для того и есть.. Органы для извержения пищи - для того и созданы Творцом... А органы для приема пищи, и для общения с Богом - для того и есть.. А детей насиловать или развращать - это уже конкретная одержимость. Безумец не понимает, что всякое извращение - это попирание образа Божьего в человеке! Зато дьявол это знает прекрасно! И рад стараться, сея в продажные сердца иуд всякую нечисть!.. И они - предают Христа!.. Распинают в себе Его опять - к собственной погибели! Если последовать за рассуждениями автора дерзкой статьи - то и педофилия не запрещена. Что называется, дьявол подводит, казалось бы, к логическому заключению: "прямого же запрета нет?!..." Это и есть тактика дьявола - хитрое искусство обольщения, чтоб украсть, убить тело и погубить душу...

И в конце статьи в защиту многоженства почти магические слова, для прикрытия. Цитирую: "Да благословит и помилует Бог!" - какая дьявольская дерзость и цинизм!

Вот это "шедевр" - хитрого искусства обольщения!.. Всё - якобы "по Библии" и с красивыми словами в конце, для уловления простодушных, но искушаемых собственной, царствующей в них, похотью. Нечистая и оскверненная душа - наполнена зловонием страстей....
Писание предупреждает о тех, кто сам будучи развращен - уловляет других в разврат.. Да. Кто Господень - ищет водительство и наставление Духа Святого.. Хранит и соблюдает себя в святости духа, души и тела. А кто семья дьявола - ищет в Писаниях подтверждения своей лжи, как сам дьявол это мастерски делал, искушая Христа Писаниями, извращая их смысл. Но в погибель это!