Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

О понуждении себя. Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило? Можно ли читать несколько молитв подряд

Правила молитвы и слова молитвы.

Сегодня нет на свете людей, которые бы не знали значение слова «молитва». Для кого-то это просто слова, а для кого-то гораздо большее – это разговор с Богом, возможность поблагодарить Его, попросить помощи или защиты в праведных делах. Но знаете ли вы, как правильно обращаться с молитвой к Богу и святым в разных местах? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни молился Богу – может, это было в церкви, а может, молитва была просьбой о помощи в сложной ситуации и была высказана своими словами. Даже самые стойкие и сильные личности иногда обращаются к Богу. И чтобы это обращение было услышано, следует придерживаться православных церковных правил, речь о которых пойдет далее.

Итак, первый волнующий всех вопрос: «Как правильно молиться дома?». Дома молиться можно и даже нужно, но есть предписанные церковные правила, которых следует придерживаться:

  1. Подготовка к молитве:
  • Перед молитвой следует умыться, расчесаться и одеться в чистые одежды
  • Подойти к иконе с благоговением, не расшатываясь и не махая руками
  • Стать прямо, опираться одновременно на обе ноги, не переминаться, не разминать руки и ноги (стоять практически смирно), допускается молитва на коленях
  • Необходимо душевно и морально настроиться на молитву, прогнать все отвлекающие мысли, сосредоточиться только на том, что вы собираетесь делать и для чего
  • Если вы не знаете наизусть молитву, вы можете читать ее из молитвослова
  • Если вы никогда ранее не молились дома, просто прочтите «Отче наш» и можете далее своими словами просить/благодарить Бога за какое-то дело
  • Читать молитву лучше вслух и не спеша, с благоговением, пропуская каждое слово «сквозь» себя
  • Если во время прочтения молитвы вас отвлекают какие-то внезапно появившиеся мысли, идеи или желания что-либо прямо в этот момент делать, прерывать молитву не стоит, пробуйте отогнать мысли и сосредоточиться на молитве
  • И, конечно же, перед произнесением молитвы, после ее завершения, если это требуется, то и во время ее чтения – обязательно следует осенять себя крестным знамением
  1. Завершение молитвы дома:
  • После того, как вы помолитесь, вы можете заниматься абсолютно любыми делами – будь то приготовление пищи, уборка или прием гостей.
  • Обычно дома читаются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы до и после еды. Допускаются молитвы дома и в «экстренных ситуациях», когда преодолевает страх за родных и близких людей или есть тяжелые недуги.
  • Если у вас дома нет икон, молиться можно перед окном, выходящим на восточную сторону или в любом удобном для вас месте, представляя образ того, к кому обращена молитва.
Молитва дома или в церкви

Следующий не менее важный вопрос: «Как правильно молиться в церкви?»:

  • В церкви есть два типа молитв – коллективные (общие) и индивидуальные (самостоятельные)
  • Церковные (общие) молитвы совершаются одновременно группами знакомых и незнакомых людей под руководством батюшки или священника. Он читает молитву, а все присутствующие внимательно ее слушают и повторяют мысленно. Считается, что такие молитвы более сильные, нежели одиночные – когда отвлечется один, остальные продолжат молитву и отвлеченный сможет легко к ней присоединиться, опять став частью потока
  • Индивидуальные (одиночные) молитвы совершают прихожане во время отсутствия службы. В таких случаях, молящийся выбирает икону и ставит перед ней свечу. Затем следует прочесть «Отче наш» и молитву тому, чей образ на иконе. В церкви не допускается молитва вслух в полный голос. Можно молиться только тихим шепотом или мысленно.

В церкви не допускается:

  • Индивидуальная молитва вслух
  • Молитва спиной к иконостасу
  • Молитва сидя (за исключением случаев крайней усталости, инвалидности или тяжелой болезни, из-за которой человек не может стоять)

Стоит отметить, что в молитве в церкви, как и в молитве дома, принято осенять себя крестным знамением перед молитвой и после нее. Кроме того, при посещении церкви крестное знамение совершается перед входом в церковь и после выхода из нее.

Молитва перед иконой. Перед иконой можно молиться как дома, так и в церкви. Основным является правило обращения – молитва произносится тому святому, перед чьей иконой вы стоите. Это правило нарушать нельзя. Если вы не знаете, где нужная вам икона расположена в церкви, вы можете это уточнить у служителей и монахинь.

Молитвы мощам. В некоторых церквях есть мощи святых, к ним можно приложиться в любой день через специальные стеклянные саркофаги, а по большим праздникам – разрешено прикладываться и к самим мощам. Кроме того, считается, что мощи святых имеют очень большую силу, поэтому к ним принято обращаться за помощью и в молитвах.



Не секрет, что приложиться к мощам и прочесть полностью молитву, мало кому удавалось, потому, как обычно очередь создает огромный натиск на того, кто находится перед мощами. Поэтому принято поступать так:

  • Сначала в церкви зажигают свечу и молятся перед иконой святого, к мощам которого хотят приложиться
  • Идут прикладываться к мощам, а в момент самого приложения выражают свою просьбу или благодарность в нескольких словах. Это делается шепотом или мысленно.

Приложение к мощам считается одним из самых древних ритуалов в христианстве и несет в себе огромное значение для истинно верующих людей.

Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину?

Как мы ранее уже упоминали, в молитвах человек может просить о помощи, благодарить за помощь, просить прощения или восхвалять Господа. Именно по этому принципу (по назначению) и классифицируются молитвы:

  • Молитвы хвалебные – это молитвы, в которых люди восхваляют Бога, при этом, не прося ничего для себя. К таким молитвам относятся славословия
  • Молитвы благодарственные – это молитвы, в которых люди благодарят Бога за помощь в делах, за защиту в важных делах, которые сладились
  • Молитвы прошения – это молитвы, в которых люди просят помощи в делах мирских, просят защиты для себя и близких, просят о скором выздоровлении и т.д.
  • Молитвы покаянные – это молитвы, в которых люди каются о содеянных поступках, сказанных словах


Считается, что каждый православный христианин должен всегда помнить слова 5 молитв:

  • «Отче наш» — Молитву Господню
  • «Царю небесный» — молитву Святому Духу
  • «Богородице, дево, радуйся» — молитву Божьей Матери
  • «Достойно есть» — молитву Божьей Матери

Молитва «Отче наш»: слова

Считается, что эту молитву читал еще сам Иисус Христос, а после передал ее своим ученикам. «Отче наш» — «универсальная» молитва – ее можно читать во всех случаях. Обычно ею начинают домашние молитвы, обращения к Богу, ею же и просят о помощи и защите.



Это первая молитва, которую должны учить детки. Обычно, «Отче наш» знакома с самого детства, и практически все могут воспроизвести ее наизусть. Такую молитву можно читать мысленно для своей защиты в опасных ситуациях, также ее читают над больными и маленькими детками, чтобы они хорошо спали.

Молитва «Живый в помощи»: слова

Одной из сильнейших молитв считается «Живый в помощи». По преданию, ее написал царь Давид, она очень старая, а потому и сильная. Это молитва-оберег и молитва-помощник. Она защищает от нападений, ранений, бедствий, от нечистой силы и ее влияния. Кроме того, рекомендуют читать «Живый в помощи» тем, кто идет на важное дело – в дальнюю дорогу, на экзамен, перед переездом на новое место.



Живый в помощи

Считается, что если зашить листок со словами этой молитвы в пояс одежды (а лучше и вовсе вышить их на поясе), то человека, одевшего такой наряд, ждет удача.

Молитва «Символ Веры»: слова

Удивительно, но молитва «Символ Веры» фактически не является молитвой. Этот факт признан церковью, но все же «Символ Веры» всегда включается в молитвослов. Почему?



Символ Веры

По своей сути эта молитва является собранием догм христианской веры. Их обязательно читают на вечерних и утренних молитвах, а также поют в составе Литургии Верных. Кроме того, читая «Символ Веры» христиане раз за разом повторяют истину своей веры.

Молитва за ближних: слова

Очень часто случается, что в помощи нуждаются наши родные, близкие или друзья. В таком случае можно читать Иисусову молитву за ближних.

  • Кроме того, если человек крещеный, о нем можно молиться в домашней молитве, молиться в церкви и ставить свечи о здравии, заказывать о нем записки о здравии, в особых случаях (когда человеку очень необходима помощь) можно заказывать сорокоуст о здравии.
  • За крещеных родственников, близких и друзей принято молиться в утреннем молитвенном правиле, в самом его конце.
  • Обратите внимание: за некрещеных людей нельзя ставить свечи в церкви, нельзя заказывать записки и сорокоуст о здравии. Если некрещеный человек нуждается в помощи, вы можете помолиться о нем в домашней молитве своими словами, не ставя при этом свечу.


Молитва за усопших: слова

Есть такие события, которые никому не подвластны. Одним из таких событий является смерть. Она приносить горе, печаль и слезы в семью, где из жизни уходит человек. Все окружающие скорбят и искренне желают усопшему попасть в Рай. Именно в таких случаях используются молитвы за усопших. Такие молитвы можно читать:

  1. В домашних условиях
  2. В церкви:
  • Заказать панихиду
  • Подать записку для поминовения на литургии
  • Заказать сорокоуст об упокоении души усопшего


Считается, что после смерти человека ждет Страшный суд, на котором будут спрашивать обо всех его грехах. Сам умерший уже никак не сможет облегчить свои страдания и свою судьбу на Страшном суде. Но его родственники и близкие могут просить за него молитвами, раздавать милостыни, заказывать сорокоусты. Все это помогает душе попасть в Рай.

ВАЖНО: Ни в коем случае нельзя молиться, ставить свечи об упокоении души и заказывать сорокоусты за человека, совершившего самоубийство. Кроме того, этого не стоит делать и за некрещеных.

Молитва за врагов: слова

У каждого из нас есть враги. Хотим мы этого или нет, но существуют люди, которые завидуют нам, которым мы не нравимся в силу своей веры, личных качеств или поступков. Что же делать в такой ситуации и как обезопасить себя от негативного воздействия?

  • Правильно, подобрать молитву за врага и читать ее. Обычно этого достаточно, чтобы человек охладел к вам и перестал предпринимать какие-то негативные действия, высказываться и т.д.
  • В молитвословах есть разделы, посвященные именно этому вопросу. Но бывают случаи, когда одной домашней молитвы мало

Если вы знаете, что человек негативно к вам относится и на этой почве постоянно создает вам проблемы, то вам следует пойти в церковь.

В церкви нужно сделать следующее:

  • Помолиться о здравии врага своего
  • Поставить свечу ему за здравие
  • В сложных случаях можно заказать этому человеку сорокоуст за здравие (но только при условии, что вы точно знаете, что враг крещеный)

Кроме того, каждый раз молясь за врага своего, просите у Господа терпения для себя это выдержать.

Семейная молитва: слова

Верующие христиане считают, что семья – это продолжение церкви. Именно поэтому во многих семьях принято молиться вместе.

  • В домах, где молятся семьями, есть так называемый «красный угол», где размещаются иконы. Обычно для него выбирают комнату, в которой все смогут поместиться для молитвы таким образом, чтобы видеть иконы. Иконы же в свою очередь размещаются в восточном углу помещения. По обыкновению, молитву читает отец семейства, остальные мысленно ее повторяют
  • Если такого угла в доме нет, ничего страшного. Семейную молитву можно произносить вместе перед едой или после приема пищи


  • В семейной молитве участвуют все члены семьи, кроме самых маленьких детей. Старшим детям разрешается повторять слова молитвы за отцом
  • Семейные молитвы – это очень сильный оберег для семьи. В таких молитвах можно просить за всю семью сразу или за кого-то одного. В семьях, где принято молиться вместе, вырастают настоящие христиане, которые способны передать свою веру детям.
  • Кроме того, известны случаи, когда подобные молитвы помогали больным выздороветь, а семейным парам, у которых длительное время не получается заиметь детей, обрести счастье родительства.

Можно ли и как правильно молиться своими словами?

Как мы ранее рассказывали, молиться своими словами можно. Но это не означает, что вы просто зашли в церковь, зажги свечу и попросили или поблагодарили Бога за что-то. Нет.

Для молитв своими словами также есть свои правила:

  • Своими словами молиться можно в утренних и вечерних правилах между молитвами
  • Перед тем, как молиться своими словами, следует прочесть «Отче наш»
  • Молитва своими словами все равно предусматривает крестное знамение
  • Только своими словами молятся за некрещеных и людей другой веры (только в случаях крайней необходимости)
  • Своими словами можно молиться в домашних молитвах и в церкви, при этом стоит придерживаться правил
  • Нельзя молиться своими словами, так же как и произносить обычную молитву, и просить при этом наказания для кого-то

Можно ли читать молитвы на современном русском языке?

На этот счет мнения расходятся. Одни священнослужители говорят, что молитвы следует читать только на церковном языке, другие – что нет разницы. Обычно человек обращается к Богу на понятном для себя языке, просит о чем-либо, что понятно ему. Поэтому если вы не выучили «Отче наш» на церковном языке или обращаетесь к святым на своем, понятном вам, языке, в этом нет ничего страшного. Не зря ведь говорят – «Бог понимает всякий язык».

Можно ли читать молитвы во время месячных?

В Средние века девушкам и женщинам во время менструации посещать церковь запрещалось. Но у истоков этого вопроса есть своя история, которая подтверждает мнение многих – во время месячных молиться и посещать церковь можно.

Сегодня посещать церковь и молиться дома перед иконами во время месячных разрешается. Но при посещении церкви все же действуют некоторые ограничения:

  • В этот период нельзя причащаться
  • Нельзя прикладываться к мощам, иконам и напрестольному кресту, который дает священник
  • Запрещается употреблять просфоры и святую воду


Кроме того, если девушка плохо себя чувствует в этот особый период, от посещения церкви все же лучше отказаться

Можно ли читать молитвы с компьютера, телефона в электронном виде?

Современные технологии врываются во все сферы жизни, и религия не составляет исключение. Читать молитвы с экранов электронных носителей можно, но не желательно. Если у вас нет другого выхода – один раз можно прочесть и с экрана планшета/телефона/монитора. Главное ведь в молитве не источник текстов, а душевный настрой. Но учтите, что читать молитвы в церквях с телефона не принято . Вам могут сделать замечание служители или монахини.

Можно ли читать молитву по бумажке?

  • Если вы молитесь в домашних условиях или в церкви и еще не совсем хорошо знаете текст молитвы
  • Если же вы в церкви, то «шпаргалка» должна быть на чистом листе, вы не должны ею шуршать или мять ее. По общепринятым правилам, в церкви допускается чтение молитвы из молитвослова

Можно ли читать молитвы в транспорте?

Молиться в транспорте можно. Желательно это делать стоя, но если нет возможности встать (например, транспорт полный), допускается чтение молитв сидя.

Можно ли читать молитву про себя, шепотом?

Молитвы вслух читаются в редких случаях, поэтому вполне нормальным считается совершение молитвы шепотом или мысленно. Кроме того, на общей (церковной) молитве даже шептать не принято. Вы слушаете молитву, которую читает батюшка, можете мысленно повторять слова, но ни в коем случае не вслух. Вслух читаются семейные молитвы или самостоятельные домашние молитвы, когда вы молитесь одни.

Можно ли читать молитвы после еды?

У православных христиан есть хорошая семейная традиция – молитвы до и после еды.

  • Произносить молитву после приема пищи позволительно только в том случае, если вы произносили молитву и до еды
  • В молитвословах есть специальные молитвы до и после еды. Их чтение допускается как сидя, так и стоя
  • Маленьких деток во время молитв крестят родители. До окончания молитвы прием пищи начинать запрещено


Сам ритуал может происходить несколькими способами:

  • Кто-то один читает молитву, остальные мысленно ее повторяют
  • Все вместе вслух читают молитву
  • Все мысленно читают молитву и крестятся

Можно ли дома читать молитвы сидя?

Дома молиться можно несколькими способами, мы их рассматривали выше. По правилам, молиться можно только стоя на ногах или на коленях. В сидячем положении позволено молиться в домашних условиях в нескольких случаях:

  • Инвалидность или болезнь, которая не позволяет человеку молиться стоя. Лежачим больным позволено молиться в любом положении, которое удобно для них
  • Крайняя степень усталости или изнеможенности
  • Сидя можно молиться за столом до и после еды

Можно ли читать молитву дома только утром или только вечером?

Чтение молитв утром и вечером называется утренними и вечерними правилами. Молиться только вечером или только утром, конечно же, можно, однако по возможности лучше делать это и утром, и вечером. Кроме того, если вы чувствуете потребность в молитве, но у вас нет молитвослова, прочтите «Отче наш» 3 раза.

Можно ли мусульманину читать молитву Отче наш?

Православная церковь не поощряет подобные эксперименты в вере. Чаще всего на этот вопрос батюшки отвечают решительным «нет». Но есть и такие священники, которые пытаются вникнуть в суть проблемы – и если потребность в чтении молитвы «Отче наш» идет из глубины души мусульманина или мусульманки, то в редких случаях они дают разрешение на чтение именно этой молитвы.

Можно ли читать молитву задержания беременным женщинам?

Молитва на задержание считается очень мощным оберегом, но в то же время не все священнослужители ее признают как молитву. Обычно ее читают дома перед зажженной свечей.



По мнению большинства священников, беременным женщинам эту молитву читать не стоит. Если у беременных есть необходимость или они беспокоятся о здоровье своего малыша, им рекомендуют читать специальные молитвы о вынашивании ребенка, о здоровом ребенке и о сохранении ребенка Матушке Матроне.

Можно ли читать несколько молитв подряд?

Несколько молитв подряд разрешено читать в утреннем и вечернем правиле, а также тем людям, которые чувствуют в этом нужду. Если вы только делаете первые шаги к Богу, лучше обратиться к нему одной молитвой в полном сосредоточении, чем десятком молитв с кашей в голове. Позволительно также после прочтения «Отче наш» помолиться своими словами, попросить или поблагодарить Бога за защиту и помощь.

Можно ли мирянам читать Иисусову молитву?

Бытует мнение, что Иисусову молитву мирянам произносить нельзя. Запрет на слова «Господи Иисусе Христе, Сине Божий, помилуй мя, грешнаго» для мирян существовал длительное время по одной лишь причине – такой молитвой обращались к Богу монахи, а мирские люди зачастую услышав это обращение на церковном языке его не понимали и не могли повторить. Так и сложился мнимый запрет на эту молитву. На самом деле каждый христианин может произносить эту молитву, она исцеляет и очищает разум. Повторять ее можно 3 раза подряд или методом четок.

Можно ли читать молитвы не перед иконой?

Молиться не перед иконой можно. Церковь не запрещает произносить молитвы за столом (молитвы до и после еды), молитвы о защите и заступничестве в критических ситуациях, молитвы о выздоровлении и исцелении также могут читаться над больными. Ведь в молитве не главное наличие иконы перед молящимся, главное – ментальный настрой и готовность к молитве.

Можно ли беременным читать молитву по усопшим?

На сегодняшний день не считается грехом посещение церкви беременной женщиной. Также не запрещается заказывать сорокоуст о здравии себе, своих родственников и близких. Можно подавать записки об упокоении душ усопших родственников.

Но в большинстве случаев батюшки все же не рекомендуют беременным читать молитвы по усопшим. Особенно это касается первых 40 дней после смерти близких родственников. Кроме того, заказывать сорокоуст об упокоении знакомых или друзей беременным запрещается.

Можно ли читать молитву не крещеному человеку?

Если некрещеный человек испытывает тягу к православию, он может читать православные молитвы. Кроме того, в церкви ему порекомендуют прочитать Евангелие и подумать о дальнейшем крещении.

Можно ли читать молитвы без свечи?

Наличие свечи при чтении молитвы желательно и благочестиво, но ее присутствие не является обязательным условием молитвы. Поскольку бывают моменты острой необходимости в молитве, а свечи под рукой нет – допускается молитва без нее.



Как видите, правила прочтения молитв существуют, однако в своем большинстве они носят факультативный характер. Запомните, при произнесении молитвы самым главным является не место, и не способ, а ваш душевный настрой и искренность.

Видео: Как правильно читать утренние и вечерние молитвы?

Игумен Нектарий (Морозов)

Тема нашей сегодняшней беседы – «О понуждении себя». Когда человек только обращается ко Христу и понимает, что есть необходимость в иной жизни, нежели та, которой он жил до этого момента, когда человек впервые прочитывает Евангелие и узнает тот закон жизни в Боге, который заложен в заповедях Христовых, он начинает понемногу учиться этой иной, новой жизнью жить. И очень скоро делает открытие, которое становится для него, с одной стороны, поразительным, а с другой – очень печальным. Он открывает для себя, насколько трудно исполнять те самые заповеди Божии, которые Спаситель назвал в Евангелии «малыми», – трудно прежде всего лично ему. И не только трудно, но и порой, как начинает казаться, невозможно, причем даже когда речь идет о заповедях самых простых – таких, как запрет на осуждение кого бы то ни было или же разглядывание кого-либо с вожделением (см.: Мф. 7:1 ; 5:28 ). А есть ведь еще и «более сложные» заповеди: подставить левую щеку после удара по правой, или же идти два поприща с тем, кто заставляет идти с ним одно, или отдать практически всю свою одежду тому, кто покушается на часть ее (см.: Мф. 5:39-42 ). И к их исполнению мы тоже, безусловно, призваны. И человек задается вопросом: как же можно спастись, если заповеди Божии так трудны и следовать им никак не получается?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что говорит Сам Господь о том, как приобретается Царствие Небесное. Он говорит, что от дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и только лишь употребляющие усилие восхищают его (ср.: Мф. 11:12). Усилие же это как раз и есть понуждение себя к исполнению того, что исполнять необходимо. И если бы это было просто, то Господь бы и не говорил о том, что это усилие нам понадобится.

Но вот в чем заключается объективная сложность. Во-первых, наша человеческая природа повреждена грехопадением и наша душа, как говорят святые отцы, подобна земле, которая содержит в себе семена всех сорняков. И человеческая воля тоже грехопадением повреждена и расслаблена, поэтому нам бывает очень трудно себя что-либо заставить сделать: наша воля, словно старая тряпочка, которая расползается от одного прикосновения. А во-вторых, каждый из нас до того, как обратился к Богу, успел приобрести какие-то навыки – и хорошие, и плохие, но, в общем-то, плохих бывает обычно гораздо больше. Почему? Потому, что для того, чтобы было больше хороших навыков, необходимо специально заботиться об их стяжании, а плохие навыки приобретаются очень легко! Наша жизнь сама по себе не учит нас ни о ком не говорить плохо или быть целомудренным, а в то же время та реальность, с которой мы постоянно сталкиваемся, содержит в себе массу соблазнов, которые развращают, растлевают человеческое сердце и делают его удобопреклонным ко греху. А добру нас может научить только лишь слово Божие, но мы далеко не всегда бываем прилежны в его изучении и исполнении.

Что же необходимо для того, чтобы овладеть столь важным для нас искусством самопонуждения? Прежде всего необходимо то, о чем мы говорили в предыдущей беседе , – внимательная жизнь, такая, чтобы мы успевали вообще замечать, что перед нами стоит какой-то нравственный выбор, потому что если внимания нет, то, соответственно, вся наша жизнь проходит как в тумане: мы не замечаем, что есть необходимость над собою потрудиться и что есть такая возможность. Кроме того, должна быть ревность к угождению Богу: должно быть то, о чем мы также говорили в предыдущей беседе, называя это системой приоритетов . И наше спасение и желание быть с Богом должно осознаваться нами как самое главное, самое важное из того, что только может быть в человеческой жизни. Это два необходимых условия для того, чтобы можно было к этому труду приступать.

Насколько необходимо бывает в нашей не только духовной, но и обычной, повседневной жизни себя понуждать, показывает множество простейших и знакомых каждому жизненных примеров. Мы часто видим, как нежелание понудить себя в чем-то малом оказывает влияние на целый ряд дальнейших событий нашей жизни и становится в итоге причиной неприятностей уже не малых, а значительных. Вот, скажем, человек просыпается утром, потому что звонит будильник, который он завел с вечера, а завел он его с вечера, заранее рассчитав, сколько потребуется времени для того, чтобы помолиться, сделать какие-то необходимые дела и выйти из дома так, чтобы никуда не опоздать. Человек слышит, как прозвонил будильник, но ему очень трудно встать, и он откладывает подъем сначала на десять минут, потом на пятнадцать и в итоге еле-еле встает через полчаса и выходит из дома не только опаздывая на работу, но и не позавтракав и даже не помолившись. И, если начать разбираться, видишь: все это оттого, что человек не мог себя заставить вечером отлипнуть от экрана компьютера и точно так же давал себе пять, десять, пятнадцать минут, которые сложились в те самые полчаса, которых ему утром потом для таких необходимых дел не хватило. Помимо этого, нарушив свой режим, он, возможно, долго не мог заснуть и потому встал утром совершенно невыспавшимся. В результате только из-за того, что человек в какое-то мгновение себя не понудил, вся его жизнь в течение вечера, ночи и утра претерпела изменения, которых он совершенно не желал. И возможно, еще будет претерпевать в течение дня, когда он опоздает на работу, и это тоже, в свою очередь, какие-то последствия будет иметь. То же самое можно отнести к любой другой жизненной ситуации.

Если же говорить о понуждении себя в жизни духовной, нужно прежде всего иметь в виду, что к молитве, как показывает опыт, понуждать себя гораздо труднее, чем к чему бы то ни было житейскому. С одной стороны, это естественно, потому что молитва – настоящий труд; это собирание себя, это напряжение ума, это отклик сердца нашего, которое должно в молитве постепенно становиться созвучным с тем, что наш ум понимает. И от этого труда мы стараемся убежать. Но есть и другая причина – это враг, который ничему так не противится, как молитве, и поэтому старается нас от нее всеми возможными способами отвести. Он может или предлагать нам какие-то дела, вроде бы необходимые или же просто приятные, или наводить на нас какое-то расслабление, а мы и за дела хватаемся, и расслаблению поддаемся, и потому так часто время, отведенное для молитвы, пропускаем и потом молимся либо наспех, либо сокращенно, либо даже совсем не молимся. То же самое, в принципе, относится к любому другому делу, которое нам необходимо сделать ради Христа. А еще это относится к поступкам, от которых необходимо себя удержать, и тоже ради Бога: например, когда нам хочется что-то неподобающее сказать, и это желание так сильно, что слова буквально рвутся наружу из наших уст, враг тоже выставит против нас весь свой арсенал, чтобы мы все-таки себя понудить не смогли. И когда мы с собой не справились – не помолились как должно или сказали что-то, что не хотели, мы обязательно чувствуем внутреннюю опустошенность и усталость; так бывает, когда враг над нами вновь посмеялся. Тем не менее, когда такая ситуация вновь возникает, мы опять с великим трудом себя удерживаем или даже не удерживаем.

Мы с вами знаем о том, что современный человек вообще очень расслаблен. И иногда бывает так, что мы говорим с кем-то в частной беседе о тех или иных обстоятельствах жизни, и человек вдруг признается: «Да я прекрасно понимаю, как я должен поступать, как я должен вести себя со своими родителями или, наоборот, с детьми, что мне нужно делать на работе, почему мне нужно ходить в храм, зачем мне нужно дома молиться, как удерживаться от ссор, конфликтов и других ситуаций, которые разрушают добрые отношения с ближними». И видишь, что действительно и знает, и понимает. Однако тут же человек задает такой недоуменный вопрос: «Но разве можно себя заставить именно так и делать?». То есть для многих людей вопрос стоит примерно так: а что, разве можно вообще как-то с собой справиться? Я в таких случаях говорю: «Вот вы, допустим, не можете вставать по будильнику и не понимаете, как это возможно. А я вам открою секрет, как это возможно. Механизм этого вставания такой: сначала отрывается от подушки голова, потом вы приподнимаете туловище, потом спускаете на пол одну ногу, потом другую, потом принимаете сидячее положение и, наконец, встаете. Просто здесь необходимо приложить усилие».

Почему этот момент приложения усилия оказывается непонятен? Очевидно, потому, что люди очень редко заставляют себя какое-либо усилие предпринимать. Наша жизнь подобна течению реки, и можно просто плыть по этому течению. То, что получается делать, выполнять, а то, для чего необходимо пойти против течения, обходить и не делать. И многие в наше время так, в каком-то полусне, свою жизнь и проживают. Знаете, я когда-то задавался вопросом: каким образом люди во время Великой Отечественной войны – обычные люди из тех, кто ушел от земли, от станка на фронт, под шквальным огнем поднимались из окопов и шли в атаку? Да, порой сзади них стоял заградотряд с пулеметами, но далеко не всегда. Чаще всего они шли просто потому, что это было необходимо – и в любом случае у них не было другого выхода. Они видели, как падают, скошенные пулями, десятки и сотни людей вокруг них, и понимали, что единственное возможное сейчас действие – подняться и идти вперед. Значит, все-таки человек это может сделать. И может сделать даже тогда, когда это сопряжено с риском для его жизни. И если можно заставить себя подняться и пойти в атаку, – значит тем более можно подняться утром с постели и вовремя помолиться. Просто мы не всегда отчетливо сознаем, что другого выхода у нас нет .

И еще один жизненный пример, более знакомый, наверное, людям старшего поколения. Есть такой известный в прошлом цирковой артист – Валентин Дикуль. Он когда-то травмировался, повредил позвоночник и лежал продолжительное время парализованный, прикованный к постели. И этот человек, совершенно разбитый, почему-то никак не мог успокоиться: то просил, чтобы ему принесли эспандер, и принимался его растягивать, то делал какие-то упражнения, начиная буквально с малейших движений пальцами ног. И вот это его постоянное шевеление вместо лежания неким совершенно омертвевшим телом в постели постепенно привело к тому, что однажды он поднялся на ноги, а потом стал всемирно известным силачом. Этот пример очень важен для нас, потому что нам тоже нужно свое движение к Богу начинать, образно говоря, вот с такого шевеления практически омертвевшими пальцами, чтобы постепенно заработали руки, ноги и все наше тело и мы смогли наконец встать и пойти навстречу Богу.

Конечно, нам далеко до святых отцов, которые воспитывали свою волю самыми непростыми и порой даже изощренными, на взгляд современного человека, испытаниями. Я всегда, когда об этом заходит речь, вспоминаю такой пример из патерика: некий старец, живший многие годы только на хлебе и воде, вдруг – уже в преклонных годах, изнуренный болезнью – захотел съесть огурец. И он себя в этом желании смирял таким образом: он где-то нашел огурец, повесил его у себя перед глазами и каждый день себе говорил: «Ты хотел огурец? Вот он, висит перед тобой, но ты его есть не будешь». Дело, конечно, не в том, что грех – съесть огурец, просто такова была мера строгости этих людей к себе. А мы, по своей духовной мере, должны хотя бы просто научиться тому, чему в принципе учится с детства любой человек, если он хочет стать человеком, приспособленным к жизни, а не размазней и безвольным существом. Вовремя встать, вовремя лечь, промолчать тогда, когда говорить не надо, и, наоборот, решительно сказать, когда кто-то ждет нашего слова… Все это нас постепенно подводит к самопонуждению и в вещах духовных. И, когда у человека появляется навык делать усилие над собою, он становится гораздо более собранным, более целеустремленным, и ему уже легче бывает понять, как исполнить то, что от него ожидает Господь.

Знаете, в духовной жизни нет никаких оснований уповать на милосердие врага, потому что никогда он не перестанет нас ненавидеть и никогда он не перестанет над нами издеваться, поэтому нужно понимать: здесь лучшая защита – нападение. На того, кто нападает сам, нападать ответно бывает гораздо труднее. Не надо быть постоянно в положении гонимых, мучимых – надо, наоборот, наступать. Тогда и враг будет отступать от нас, и наше естество тоже будет смиряться и не будет нам так ожесточенно и уверенно противиться.

Естественно, что в понуждении себя, как и во всем, должна быть определенная мера, потому что если кто-то из нас, привыкнув есть вкусно и сладко, начнет по примеру преподобного Ефрема Сирина, подмешивать себе в пищу пепел из кадила и заставлять себя ее так вкушать, то, наверное, из этого ничего хорошего не выйдет. И когда кто-то, привыкнув спать девять-десять часов в сутки, будет понуждать себя молиться по ночам, оставляя для сна два-три часа, это тоже ничем добрым закончиться не может. Здесь должно быть рассуждение и постепенное восхождение от самого простого к более трудному. И за своим телесным естеством нужно обязательно наблюдать, чтобы избежать надрыва. И, когда бывает совсем тяжело, когда мы чувствуем, что и душа, и тело наши переутомлены, надо давать себе отдых. Но отдых, который не приведет к расслаблению, а только лишь даст нам те силы, которые необходимы для совершения духовных и телесных трудов.

И в заключение нашей беседы о самопонуждении хочу сказать, что не всегда то, что кажется трудным, на самом деле так трудно и страшно. Чем больше и чем дольше мы будем трудиться над собой, тем легче эти усилия будут нам даваться, потому что, как постепенно крепнет тело человека, который приходит в себя после полной неподвижности, так же крепнет и душа – становится сильнее, становится бодрее, становится энергичнее. И то, что еще вчера давалось с трудом, а позавчера казалось совершенно невозможным, делается вполне доступным. В глазах человека, который много потрудился в духовной жизни, нет той тоски и того отчаяния, которые порой овладевают людьми, только-только понявшими на исповеди или как-то иначе, что им предстоит в каких-то моментах заставлять себя, ограничивать себя и работать над собой. Поэтому обязательно нужно себя подгонять, торопить, тормошить и не давать себе уснуть в некой успокоенности оттого, что мы пришли в Церковь и встали на путь, ко спасению ведущий.

Вопросы после беседы

? Батюшка, где проходит грань между механической молитвой и понуждением к молитве?

— Эту грань достаточно легко определить. Понуждая себя к молитве, мы заставляем себя молиться более внимательно. И обнаруживая, что наш ум куда-то убежал, вновь и вновь, употребляя усилие, его возвращаем. А механическая молитва – это когда человек просто встает и прочитывает те молитвы, которые есть в молитвослове, ни к чему свой ум при этом не понуждая. Единственное, что он заставляет себя делать, – просто стоять и читать. Если же мы понуждаем себя именно молиться, то такую молитву механической назвать нельзя.

? Нужно ли возвращаться назад при чтении правила, если внутренне отвлекся и прочитал какую-то его часть, не вникая в смысл?

— У некоторых подвижников действительно есть такой совет: возвращаться в молитве, если мы отвлеклись, к последнему сознательно прочтенному слову. Но на практике это нередко приводит к тому, что люди читают правило и по часу, и по полтора часа, а потом у них просто пропадает способность молиться вообще, потому что человек очень устает от такой молитвы. Поэтому мне кажется, что лучше просто, увидев, что наш ум рассеялся и отвлекся, укорить себя и продолжать молиться дальше.

? А если вечером начинаешь читать правило и от усталости не соображаешь, что читаешь, нужно заставлять себя читать?

— Тут бывает по-разному. Наверное, все-таки нужно стараться себя заставлять. Почему? Потому, что очень часто к нашему утомлению примешивается и действие врага. Многим, наверное, знакомо, как это бывает: встали на молитву – глаза слипаются, после этого пошли что-то другое делать – вроде бы и спать не хочется. Как с этим боролись древние подвижники? Есть в патерике такой случай: некий брат, когда вставал на молитву, начинал себя чувствовать очень плохо – на него нападала горячка, все тело ломило, бросало в дрожь. И он, борясь с этим, каждый раз говорил себе: «Ну вот, видимо, пришло время моей смерти. Что же мне еще делать, как не молиться? Сейчас помолюсь и умру». И так он поступал постоянно до тех пор, пока это искушение вражие его не оставило. Но если мы понимаем, что объективно очень устали – ну скажем, у нас была по какой-то причине одна бессонная ночь, потом вторая, и мы чувствуем, что у нас болит сердце, что у нас что-то с сосудами, с давлением, то, безусловно, надо себе какой-то роздых дать. Хотя если мы в своем времени властны и мы можем просто помолиться и лечь спать на несколько часов пораньше, то лучше так тогда и сделать.

? А если просто за день так устаешь, что к ночи с ног валишься и уже не в состоянии молиться?

— Вот скажите: чем нас борет враг утром? Он нам не дает вовремя проснуться, чтобы помолиться. Значит, вечером он, скорее всего, будет нас чем-то постоянно занимать, чтобы не дать вовремя заснуть и, соответственно, должным образом прочитать перед этим вечерние молитвы. Вывод такой: если у нас есть подобная проблема, надо начинать читать вечернее правило в то время, когда мы еще в состоянии молиться внимательно – вне зависимости от того, когда мы отходим ко сну. Я знаю людей, которые приходят домой и в шесть-семь часов вечера читают молитвы на сон грядущим – до молитвы « Владыко, Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет… ». А непосредственно перед сном дочитывают небольшую оставшуюся часть молитв. Таким образом они врага успешно обманывают – притом, что до этого им вечернее правило давалось по тем или иным причинам очень трудно.

? Отец Нектарий, а ведь может быть такое, что человек не понуждает себя не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не понимает, как это сделать и у него еще нет навыка?

— Дело в том, что навык, как мы уже на предыдущих беседах говорили, приобретается посредством того, что человек пробует сделать что-то и это рано или поздно в навык перерастает. Если человек не пробует, то навыка не появится. Невозможно научить ходить человека, который не делает ни одного шага. Ты говоришь ему: «Для того чтобы пойти, надо сейчас встать на ноги, правую ногу двинуть вперед, потом левую ногу двинуть чуть дальше правой, потом правую ногу двинуть чуть дальше левой – и это называется ходить». Человек говорит: «Ага, понял» – и сидит. Никакого навыка у него не появится. Никакого. Я очень часто подобное наблюдаю, и меня очень печалит, когда люди даже не пытаются ничего делать сами. Человек тебя слушает, твое слово его какое-то время питает, согревает, воодушевляет, но он потом его не реализует. А я вижу, глядя на этого человека, что он мог бы не только реализовать, но и гораздо лучше меня это сделать, но почему-то этого не делает. Это то, что любого священника очень огорчает и расстраивает.

? Вы сказали, что не стоит возвращаться к тому месту в правиле, на котором мы отвлеклись. А если мне, чтобы что-то понять, дважды нужно перечитать – в книге или в молитвах, и я перечитываю, это то же самое или нет?

— Знаете, раз уж я начал говорить о радостях и огорчениях священников, давайте я вам еще одну небольшую тайну открою. Рассказать вам, что священника на исповеди утешает? Его не настолько утешает правильный и хорошо живущий человек, насколько может утешить человек слабый и немощный, но куда-то карабкающийся, как та лягушка, которая сбила масло из молока, пытаясь выбраться из кувшина. Поэтому, если вы читаете два раза, стараясь что-то понять, то укорить вас за это ни в коем случае нельзя.

? Если утром рано встал, помолился, сделал какие-то дела, можно потом прилечь после молитвы?

— Это вполне можно сделать, единственное что желательно заранее иметь в своем распорядке дня то время, которое мы можем посвятить отдыху или сну в том случае, если нам этого сна не хватило ночью, потому что если это будет то одно время, то другое, то третье, то весь день будет из-за этого как бы деформироваться. И можно найти опять-таки в житиях древних подвижников свидетельства о том, что и они в течение дня давали себе какое-то время отдыха, и оно позволяло им восстановить силы для того, чтобы свои дела в течение вечера или даже части ночи потом делать.

? Что хуже – не помолиться утром или опоздать на службу?

— Есть здравая мысль, с которой я начал этот разговор: надо завести будильник и по нему встать, рассчитав заранее, сколько времени нужно, чтобы до службы успеть помолиться. Если же случилось так, что вы проснулись и времени помолиться нет – то да, вам придется без утренних молитв идти на службу. Но если подходить к этому строго, то для того, чтобы это не вошло в привычку, нужно после службы прочитать утренние молитвы, хотя время уже будет обеденное. Как правило, это помогает в следующий раз не проспать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более чтомолитвы писали святые люди : святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила боговдохновенен и очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило , если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уженачиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном . Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на . Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве . Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Иерей Андрей Чиженко

Православная Жизнь

Е ще в детстве научившись молитве и всю свою жизнь пребывая в делании ее, святитель Игнатий из личного опыта знал, какое большое значение имеет молитва в духовной жизни христианина. Среди своих современников владыка видел почти повсеместное оскудение правильного понимания молитвы и оставление истинного молитвенного подвига. Он писал: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению!»

Желание научить современников, обращавшихся к нему за наставлениями в духовной жизни, побудило святителя Игнатия написать несколько статей о молитве, которые со временем вошли в собрание его сочинений. Неоднократно в проповедях и письмах святитель также касался этого важного вопроса. Молитва, по объяснению святителя Игнатия, есть обращение падшего и кающегося человека к Богу, излияние пред Ним своих сердечных желаний и прошений. Всесовершенному Богу не нужны человеческие молитвы, Господь знает нужды каждого человека прежде его прошения; по Своей милости Он нередко дарует Свои щедроты людям и не просившим Его об этом.

Молитва необходима, прежде всего, самому молящемуся, она усвояет человека Богу, приближает тварь к Творцу. «Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть».
Владыка Игнатий, вслед за многими святыми отцами, молитву считал основой христианского подвига. Правильный молитвенный подвиг — основа духовного преуспеяния христианина. В молитвенном подвиге сосредотачиваются и для совершенства в нем предпринимаются, «как служебные ему», все другие подвиги. Повторяя слова святого Иоанна Лествичника, святитель Игнатий говорит, что молитва есть «мать и глава всех добродетелей» …она заимствует добродетели из источника благ — Бога — и усвояет их тому, кто молитвой пребывает в общении с Богом.

Чтобы христианину вступить в общение с Богом посредством молитвы и преуспевать в добродетелях, ему нужно научиться правильной молитве.

Владыка уподоблял молитву оружию, правильно употребляя которое, христианин может побороть всех невидимых врагов своего спасения. Как при необдуманном, неправильном обращении с оружием человек может сам погубить свою жизнь, так и при неправильном упражнении в молитве он может «оружием, данным во спасение», убить свою душу.

Преосвященный Игнатий видел, что в его время многие в молитвенном подвиге искали наслаждения и восторгов, разгорячали свое воображение и мечтательность и по мере усиления неправильного молитвенного подвига приходили в большее или меньшее душевное расстройство.

Следуя учению святых отцов, святитель Игнатий считал, что правильная молитва возможна лишь у тех христиан, сердца которых исполнены чувством покаяния. Он писал: «Для правильности молитвы надобно, чтоб она происходила из сердца, наполненного нищеты духа; из сердца сокрушенного и смиренного. Все другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым — признавай, каковы и точно они, — несвойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих, об освобождении — как из темницы и оков — из порабощения страстями».

Покаяние есть единственное чувство, которым должны быть преисполнены все молитвы христианина. Имея в сердце это спасительное чувство, христианин не возмечтает о наслаждениях и восторгах в молитве. Имея основой чувство покаяния, правильная молитва должна быть соединена со всецелым вниманием молящегося… При молитве ум должен быть заключен в слова молитвы.

Вниманию при молитве святитель Игнатий придавал большое значение. Он писал: «Что душа для тела, то внимание для молитвы, без внимания она мертва, не имеет никакого значения». Внимательная молитва приводит человеческий дух к смирению, и от смирения рождается покаяние. Любые молитвы: чтение утренних и вечерних молитв, акафистов, занятие Иисусовой молитвой и прочие молитвословия для благотворного влияния на человека должны быть соединены со вниманием.

Человеку, впервые приступающему к молитвенному правилу, святитель Игнатий советует соблюдать благоразумную умеренность — молиться недолго, но, по возможности, часто. «Новоначальному, — пишет владыка, — должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы».

Для сохранения внимания начинающему полезно читать молитвы несколько раз вслух, если он находится один в помещении, и разнообразить произносимые молитвы — читать попеременно акафисты, Иисусову молитву и другие молитвословия. Никто из приступивших к молитвенному правилу не должен сразу же требовать от себя совершенной, не рассеиваемой молитвы посторонними помыслами. Внимательная молитва есть дар Божий, и человек должен предуготовить себя к принятию этого дара постоянным побуждением себя к внимательной молитве.

Чтобы молитвенный подвиг получил правильное направление, каждому христианину полезно ежедневно совершать определенное молитвенное правило.

Молитвенные правила могут быть самые разнообразные, в зависимости от времени и телесных сил тех, кто исполняет их. Обычно правило состоит из утренних и вечерних молитв, определенного числа земных поклонов, канонов, акафистов и Иисусовых молитв.

Молитвенное правило мирянина, по мысли владыки Игнатия, должно быть прежде всего соразмерно с его силами и как можно проще и малосложнее. Исполнение правила, превышающего силы человека, обычно очень скоро приводит к тому, что молящийся не только оставляет это правило, но и вообще перестает молиться, чем пресекает свое духовное совершенство. Правило, соразмерное силам человека, исполняемое ежедневно, способствует духовному совершенству человека и по мере его духовного роста может быть со временем увеличено. Несложность правила способствует большей сосредоточенности молящегося.

Зная, как трудно начинающему молиться, приучать себя к внимательной молитве, владыка разрешил своим пасомым прочитывать молитвенное правило постепенно в течение всего дня, а не все сразу; даже чтение акафиста и собрания утренних и вечерних молитв он допускал не за «один раз».

Из всех молитвословий для начинающего владыка считал очень полезным акафист Господу Иисусу. Но и его он советовал читать первоначально не более, чем один раз в неделю, и очень неспешно и со вниманием. Одному мирянину святитель Игнатий советовал утром и вечером совершать следующее молитвенное правило: «Слава Тебе,. Боже наш, слава Тебе»; «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите поклонимся…», Псалом 50, Символ веры, «Богородице Дево,

радуйся…» (трижды). После этого двадцать молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 этих же молитв с поясными поклонами, затем молитву: «Достойно есть…», «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Некоторым из своих пасомых и к указанному правилу владыка добавлял еще 10 поясных поклонов с молитвою «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго» и 10 земных, 5 поясных поклонов с молитвою: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем».

Утром, после исполнения правила, святитель Игнатий рекомендовал прочитать утренние молитвы, 2-3 главы Евангелия и после этого со страхом и трепетом приступить к своим повседневным занятиям.
В молитвенном правиле мудрый архипастырь никогда не связывал своих пасомых непременными внешними условиями. Предлагая своим пасомым молитвенное правило, он всегда оставлял за ними возможность несколько увеличить или уменьшить его в соответствии со своими силами. Некоторым он разрешал даже совершать молитвенное правило сидя. Особенно снисходителен был владыка к больным, им он не назначал определенного молитвенного правила, но советовал молиться чаще, употребляя для этого прекрасные краткие молитвы: «Боже, очисти мя грешнаго» и «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Не только утром и вечером, исполняя молитвенное правило, рекомендовал владыка мирянам молиться, но и по возможности чаще в течение всего дня. Своей сестре Елизавете Александровне, проводившей уединенный образ жизни в селе Ивашове и занятой попечениями в семье, святитель Игнатий советовал в свободное время заниматься молитвой и каким-нибудь «самым машинальным рукоделием». Самой подходящей молитвой, которую можно удобно совместить с рукоделием, владыка считал Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Молитвенный подвиг христианина приносит обильные плоды, но прежде, чем молящийся сподобится получить их, ему нередко приходится преодолеть многие внутренние трудности.

Опытный делатель молитвы, святитель Игнатий предупреждает, что молитве иногда сопутствует обильное умиление, а иногда в душе наступает особая сухость. На эти внутренние состояния владыка советует смотреть совершенно равнодушно и с терпением продолжать молитву, не стремясь и не считая себя достойным видения, которое ниспосылается Господом лишь в сердца смиренные и очищенные от порока долгим молитвенным подвигом. «Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прилагается к сердцу благодать Божия, и оно приходит в умиление», — писал владыка.

Враг рода человеческого завидует христианам, занимающимся внимательной молитвой, и всегда старается наводить на них различные искушения.

Делателю молитвы святитель Игнатий напоминает слова святых отцов: «Помолясь как должно, ожидай противного — какое-либо смущение или искушение». Однако, по глубокому убеждению владыки, все искушения, случающиеся после молитвы, совершаются не без Промысла Божия; если христианин мужественно переносит их, они послужат к приобретению опытности в духовной борьбе.

В противоположность распространенному мнению, что Иисусовой молитвой могут заниматься лишь одни монахи, святитель Игнатий считал и многих мирян способных заниматься этим спасительным деланием.
Как уже было сказано, молитвенное правило, назначаемое владыкой мирянам, включало определенное количество Иисусовых молитв, Некоторым мирянам преосвященный благословлял «просить» по пять четок в день. Своим сестрам Александре и Елизавете владыка неоднократно в письмах напоминал, что они при всех занятиях не должны забывать Иисусовой молитвы. Однако зная, как легко делателю Иисусовой молитвы без опытного руководства уклониться от правильного пути и неисцельно повредить свою душу, приняв ложь за истину, святитель Игнатий не советовал мирянам особенно углубляться в умное делание. Благословив одному мирянину заниматься Иисусовой молитвой, владыка в то же время в предостережение ему сказал: «По вашему жительству посреди мира и по недавности и новости на пути этом, вам не идет сильно вдаваться в молитву, что требует или большой духовной опытности, или близости руководителя…» Мирянам (в отсутствие посторонних лиц) святитель Игнатий советовал Иисусову молитву произносить очень неспешно вслух тихим голосом — «устами и языком так, чтоб слышать самого себя». При посторонних лицах владыка допускал мирянам совершать молитву одним умом. Пытаться же творить Иисусову молитву умом в сердце и употреблять для этой цели вспомогательные механизмы, по свидетельству святителя, очень опасно как для мирян, так и для монахов.

«Весьма ошибочно твое искание места сердечного! Если будешь заключать ум в сердце, то сердце придет в сочувствие уму. Сперва надо молиться при этом сочувствии. Такая молитва есть молитва покаяния. Когда же через покаяние очистится человек, то место сердечное обозначится само собою», — писал преосвященный мирянину, занимающемуся умным деланием. В следующем письме этому же лицу преосвященный писал: «Благую часть ты избрал, оставя все механизмы и до¬вольствуясь заключением ума в слова: это поведет к самым правильным результатам, без всякой примеси прелести, которой ты мог подвергнуться и отчасти уже подвергался, употребляя механизмы, которые тебе нейдут».

Велико значение молитвы в духовной жизни христианина. Время, проведенное в молитве, не истрачено понапрасну, а употреблено для насаждения в своей душе Царствия Небесного и приближения к Богу. Святитель Игнатий считал, что «молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо больше того, которого просит человек, — и милосердный Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

Молитва не только порождает все христианские добродетели, но и приносит облегчение совести, примиряет с ближними и с обстоятельствами жизни, поселяет в душе мир и возбуждает милость и сострадание к человечеству, искореняет страсти, делает человека хладным к миру и покорным Богу, дает силы в борьбе с греховными помыслами и влечениями.

Молитва неотступно сопровождает истинного христианина в течение всей его жизни, укрепляет и утешает его при всех скорбях, болезнях и искушениях. Она жителя земли делает причастником небесных благ. «Возлюбленные братия! — обращается святитель Игнатий к христианам. — Чтобы преуспеть в молитвенном подвиге, чтобы в свое время, по неизреченной милости Божией, вкусить сладчайший плод молитвы, состоящий в обновлении всего человека Святым Духом, надо молиться постоянно, надо мужественно переносить те трудности и скорби, с которыми сопряжен молитвенный подвиг. Это заповедал нам Господь: «Подобает всегда молитися и не стужати си» (и не унывать) (Лк. 18, I)».

Из работы иг. Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам еп. Игнатия (Брянчанинова)».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иноому. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Иерей Андрей Чиженко