Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова Юшка

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» необходимо читать несколько раз, чтобы лучше понять истинный смысл произведения. На первый взгляд здесь речь идет о человеке, о котором можно сказать, что он «не от мира сего». Действительно, Юшка не похож на всех окружающих. Его разительная непохожесть на других не имеет объяснения. Юшка таким, очевидно, родился. Он словно с другой планеты, чем те, кто живет в его городке. Мы ничего не знаем о жизни Юшки.

Перед нами он предстает стариком, хотя ему всего лишь около сорока лет. У Юшки была нелегкая жизнь. Но он сам не делает ровным счетом ничего, чтобы свою жизнь облегчить. Из-за этого над ним смеются и издеваются окружающие. Слишком разителен контраст между нищим стариком и теми, кто думает о своем благополучии. Юшку, действительно, не беспокоят вопросы личного комфорта и благополучия. Кажется, что он не думает вообще ни о чем - только лишь работает с утра до вечера, а один раз в год уходит куда-то в деревню. Жизнь Юшки никого не интересует, разве что раздраженные прохожие вымещают на нем свое зло, или же дети развлекаются, издеваясь над стариком.

Рассказ Платонова очень короткий. Буквально через несколько страниц мы узнаем о смерти несчастного. И практически сразу становится ясно, что свою жизнь он прожил не зря. Юшка дал возможность получить образование девушке, которая стала врачом.

В начале рассказа Юшка предстает перед нами никому не нужным, несчастным, всеми презираемым и убогим. В конце рассказа мы понимаем, насколько он выше и значительнее, чем мелочные и злобные люди, которые всю жизнь ему досаждали. И сразу же встает вопрос об осознании необходимости уважения и сострадания к человеку. Пусть этот человек так непохож на всех вокруг, пусть он кажется ненужным и бесполезным... Впрочем, кому дано право делить людей на полезных и бесполезных? В рассказе Платонова пьяные озлобленные прохожие берутся судить об этом. Но чем же они сами лучше Юшки? Только лишь тем, что сильнее? Или у них есть какие-то иные достоинства. Увы, об их достоинствах мы так ничего и не узнали на протяжении всего рассказа. А о том, что сделал Юшка для всех, в том числе и для недалеких жителей своего городка, мы узнаем в конце рассказа. Благодаря Юшке в городке появился врач, готовый лечить от тяжелейшей болезни - туберкулеза, причем не требуя даже малейшей платы за свою работу.

Пока был жив Юшка, никому в голову не приходило хотя бы пожалеть его. И речь уж здесь никак не может идти об уважении к нему или хотя бы о сострадании. После того, как очерёдной прохожий вымещал на старике свое плохое настроение, Юшка оставался лежать в пыли. Иногда у него не было сил подняться. И тогда приходила дочь хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал. Дочь хозяина также относилась к старику с презрением. В ее душе не было жалости к нему. «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?»

Казалось бы, кто дал ей право размышлять о том, для чего живет человек. Но она не чувствует сострадания и не понимает ценности жизни такого человека, который никому не нужен. Ведь именно таким выглядит Юшка. Между тем сам он не понимает подобных вопросов. «Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».

Получается, что Юшка намного умнее, чем окружающие его люди. Ведь он сознает ценность жизни вообще и своей в частности. Он пытается объяснить это. Но его никто не понимает. «Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю».

Конечно, с точки зрения окружающих, работа в кузне не выглядит должным оправданием жизни несчастного старика. Дочь хозяина кузницы не пытается хотя бы посочувствовать Юшке. Она, как и все соседи, безапелляционно судит о его ненужности, ее мнение насчет его существования полностью совпадает с мнением большинства: «Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!» Юшка пытается оправдать себя, свое существование. В его словах таится смутная надежда, которая жестоко разрушается дочерью хозяина кузницы.

«- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое».

Юшка намного мудрее, чем все, кто его окружает. Правда, его мудрость слишком отличается от законов, по которым живут в обществе. Правила и законы людей, окружающих Юшку, можно назвать звериными. Именно поэтому старик и вызывает всеобщую ярость. Он слаб, не может защитить себя. А в обществе не принято сострадание, и об уважении никто даже не задумывается.

Платонов изображает вполне обыденную ситуацию, которая, к сожалению, встречается очень часто. И вот слова, которые довелось услышать Юшке, были сказаны очередным веселым прохожим: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...»

Юшка посмел возразить, «должно быть, первый раз в жизни».

«- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!»

Это были последние слова, которые довелось услышать Юшке на этом свете. В душе прохожего не появилось ни капли сострадания. Он ударил старика и спокойно пошел домой пить чай. Юшка умер.

Смерть несчастного старика ложится несмываемым пятном на жителей городка. Их черствость и жестокосердие привело к тому, что самый добрый и самый безответный человек умер, так и не ощутив тепла, сострадания, уважения. Люди думали, что без несчастного старика их жизнь будет лучше? Но они ошибались. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека.

Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени. Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь сорок. Чем же примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего повествования? На самом деле, Юшка разительно отличается от окружающих его людей, и главное его отличие в том, что он понимает, насколько важна любовь в жизни человека.

Окружающие Юшку люди, кажется, совсем забыли о том, что в мире есть любовь и сострадание. Вся их жизнь – бесконечное движение от одной вспышки злобы к другой, от одного выплеска ненависти к другому. Маленькие дети, которые бросают в Юшку камешки и мелкий сор, удивляются, почему он не погонит их хворостиной, как это делают «большие люди». Эти дети похожи на маленьких одичавших зверушек, не ведающих, что в жизни есть любовь и ласка. Один Юшка понимает, в чем беда, он знает, что люди просто не умеют проявлять любовь, не умеют давать ней выход.

Его беззлобность просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей слишком очерствели, чтобы это увидеть. И взрослые, и дети глубоко несчастны, потому что не умеют сочувствовать и жалеть друг друга. В этом есть бесконечное одиночество, потому что души людей могут по-настоящему соприкоснуться только через любовь и сострадание. Вся жизнь Юшки – это воплощение призыва Христа о любви к ближнему. Этот больной и немощный человек тяжело работает, но при этом не покупает себе ни сахару, ни одежды, чтобы иметь возможность помочь бедной девочке-сироте получить образование и надежду на лучшее будущее.

Кажется, что уход из жизни такого маленького человека останется незамеченным окружающими. Но нет, «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними», и жить людям стало хуже. Незаметный и тихий Юшка служил как бы громоотводом, который поглощал избыток зла и ненависти, делая ожесточенные сердца людей чуточку добрее.

Рассказ «Юшка» заставляет современного читателя задуматься о том, насколько важно быть терпимыми и сострадательными друг к другу, ведь, в конечном итоге, лучшее, что может сделать человек, это оставить о себе добрую память в сердцах других людей.

    • Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, осознать его уникальный вклад в литературу ХХ века. Платонов – писатель мирового уровня. […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своем творчестве он является сторонником доктрины «чистого искусства», которые избегали обращения к […]
    • Великий Шёлковый путь – путь к самому себе Что определяет характер отдельно взятого человека или целого народа? Что формирует мировосприятие и даёт возможность выделить себя или свой народ из бесконечного мира, простирающегося вокруг? В первую очередь для решения подобных задач человеку необходимо иметь возможность сравнивать. Сравнивать себя с другими людьми, свою страну с другими странами. А для того, чтобы сравнивать, нужно обладать информацией о мире. В наше время информация легкодоступна, её много, иногда […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли. Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Урок: Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова «Юшка»

    Цель: воспитание сочувствия чужому страданию, отзывчивости, доброго отношения ко всему живому;

    развивать навыки анализа текста;

    расширять словарный запас учащихся;

    Планируемые результаты: умения характеризовать героев; владение элементами анализа текста; участвовать в коллективной беседе; размышлять над поставленными вопросами; умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

    Оборудование: Портрет писателя А.Платонова, выставка книг,плакаты.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    На доске написан эпиграф к уроку:

    нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

    Ф.И.Тютчев.

    Что такое благодать?

    Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

    (Благодать- одно из ключевых понятий .А это значит- мы рождаемся все добрыми, заботливыми, отзывчивыми людьми.)

    - Слово учителя.

    Ребята, начнём сегодня урок со стихотворения Таисии Феврониной. Вы внимательно послушайте его.

    О, почему так тяжело,
    когда страдает кто-то рядом.
    Чтоб душу грустью замело,
    достаточно бывает взгляда.

    И ведь не только за родных
    порой бессоньем ночь горит:
    о посторонних, о чужих
    тревога разум бередит.

    Сочувствие – святая боль.
    Оно от Бога в наших душах.
    Бывает вкус - сплошная соль -
    у побуждений самых лучших.

    Пока мы сострадать умеем,
    не всё так в мире безнадёжно.
    Пока сочувствуем, жалеем,
    то счастье на земле возможно.

    О чём это стихотворение?(о душевных качествах)

    Какова основная мысль?

    Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести разговор на уроке?

    2.Запись темы.

    3.Словарная работа.

    Что такое сочувствие?

    Сочувствие-это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

    Что такое сострадание?

    Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью

    4.Работа с текстом.

    Давайте вспомним рассказ А. Платонова «Юшка».

    Кто такой главный герой рассказа? Назовите его полное имя? (Ефим Дмитриевич)

    Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь.

    Какое впечатление производит на вас портрет Юшки?

    Кем был Юшка для жителей деревни?

    Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу. Но не только это. По Юшке узнавали, когда пора начинать работу и когда пора ложиться спать- он работал с утра до вечера. В то же время Юшка был примером того, как не надо жить. Родители пугали детей судьбой Юшки.

    Как относились взрослые к Юшке?

    Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.

    Как относились дети?

    Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал.

    Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор?

    Они ждали, «чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

    Почему Юшка верит, что дети любят его? Как об этом говорит автор?

    Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:

    Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает.

    Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его.

    Так почему же дети были так жестоки по отношению к Юшке?

    Дети не видели другого отношения к Юшке. Взрослые были примером для них.

    Почему взрослые тоже обижали Юшку?

    «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что Юшка не ответит, всё стерпит. В «зле» люди забывали своё горе.

    Чего взрослые люди хотели от Юшки?

    Непохожий на них Юшка раздражал их тем, что был не таким, как они, чтобы жил, «как надо».

    А как надо было жить в представлении взрослых?

    Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую привычную жизнь они считали правильной.

    Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви?(Чтение фрагмента рассказа от слов «В июле или в августе…»)

    Прежде всего, Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

    Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «весёлого прохожего»?

    Юшка осерчал потому, что прохожий,да и другие люди, не хотели понять, что все равны, что всем нужен свет. Но люди этого не понимали. Они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.

    Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки?

    Душевная чёрствость человека может стоить людям жизни.

    Что изменилось после смерти Юшки?

    Люди впервые попросили у Юшки прощения, прийдя проститься с ним. Но жить людям без Юшки стало хуже. «Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними. Потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»

    Что помогло хоть немного изменить людей после смерти Юшки?

    Появление сироты, которая была очень похожа на Юшку. Такая же кроткая, добрая, «чистая душой».Жестокость немного отступила. Осуществился библейский завет «Побеждай зло добром»

    Итог урока:

    Продолжите фразу

    Сегодня на уроке я понял, что______________________________________

    После этого урока я постараюсь _____________________________________

    Итак, поставьте себе оценку за работу на уроке, затем класс пусть обсудит и поставит вам оценку.

    Дом.зад.: подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?


    В наше время очень часто можно услышать фразу: «Добро должно быть с кулаками». На мой взгляд, в этом выражении есть что- то противоестественное, ведь понятия «добро» и «кулаки» несовместимы. Добро – это одна из высших нравственных категорий, которая подразумевает бескорыстную способность человека совершать благо по отношению к другим. Над вечными проблемами добра и зла не раз задумывалась русская литература.

    Героями произведений А. Платонова часто становятся «странные» люди, не похожие на других, не понятые окружающими. Одним из них является Юшка, главный герой одноимённого рассказа. В глазах окружающих Юшка – «юрод негодный», ущербный, не умеющий жить человек. Над ним издеваются и дети, и взрослые. А он только кротко улыбается в ответ или спрашивает: «Должно быть нужен я вам, должно вы меня любите, раз обижаете?» Легко ли живётся Юшке? Очень нелегко.

    Он болен, работает с утра до ночи. Описывая внешность героя, автор особенно выделяет глаза. В них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Характер Юшки выявляется и в его отношении к природе. Он целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы не испортить своим дыханием, гладил кору деревьев, подымал с земли мёртвых жуков и бабочек и долго вглядывался в их лица, «чувствуя себя без них осиротевшим». Платонов строит своё повествование так, что только в финале рассказа мы узнаём всю настоящую правду о Юшке. Когда-то этот человек взял на себя заботу о девочке-сироте и всю свою жизнь посвятил ей. Он не тратил на себя денег, которые зарабатывал, отказывал себе во всём, чтобы отдать девочку в пансион, выучить в университете.

    Как часто слышал Юшка от прохожих: «Зачем ты живёшь на земле, божье чучело?» Но Платонов доказывает читателю, что жизнь Юшки не была напрасной. Его любовь и доброта помогли вызвать к жизни талант в другом человеке. Его приёмная дочь стала врачом и приехала в Юшкин город, чтобы лечить и спасать от смерти людей, которые глумились и издевались над её приёмным отцом. Добро, по мысли автора, рождает милосердие, сочувствие и отзывчивость.

    В мире, который нас окружает, разлито много зла. Но только добро может победить это зло. Прав был Ш.Руставели, сказав:

    Лишь добро одно бессмертно,

    Зло подолгу не живёт.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


    Обновлено: 2017-06-07

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

    Учащаяся 7 класса Савельева Алиса

    Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце -болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

    На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир".

    Я считаю, что только красота человеческой души может спасти нас, людей, от душевной черствости, жестокости, озлобленности. Именно поэтому для своей работы мы выбрали рассказ А.П.Платонова «Юшка», так как тема милосердия и сострадания ключевая в произведениях писателя.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    МОУ «СОШ №44» г.Саратов

    Тема милосердия в современной прозе.

    («Юшка» А. Платонова).

    Исследовательская работа в форме компьютерной презентации

    С текстовым сопровождением.

    Подготовили ученицы 9 «А» класса

    Елизавета Холодкова и Анастасия Илясова.

    Научный руководитель: Зырянова Галина Федоровна.

    2013год.

    ВВЕДЕНИЕ:

    Тема: милосердие в современной прозе.

    Цель: изучение рассказа «Юшка» с точки зрения проблемы милосердия в современной литературе.

    Задачи:

    Познакомиться с произведением А.П.Платонова;

    Изучить биографию писателя;

    Изучить критическую литературу;

    Сделать выводы

    В нашей работе я использовала следующие методы:

    работа с критической литературой;

    анализ произведения;

    работа со словарями.

    Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце-болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

    Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.

    На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир".

    Я считаю, что только красота человеческой души может спасти нас, людей, от душевной черствости, жестокости, озлобленности. Именно поэтому для своей работы я выбрала рассказ А.П.Платонова «Юшка», так как тема милосердия и сострадания ключевая в произведениях писателя.

    ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) родился в 1899 году }