Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Ну вы батенька. Батенька, да вы трансформер

© batenka.ru, текст,

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

Глава 1
Как стать знаменитым

Как стать знаменитым, счастливым, найти себя и свою любовь, предсказать будущее и вылечить все болезни

Если верить социологам, около 30 % людей мечтают стать знаменитыми, а 40 % населения радуются, когда им перепадет немного случайной славы. Вообще-то, большие амбиции и стремление к славе – всего лишь последствие наших детских комплексов, но об этом позже. Главное – в этой главе есть все, что нужно, чтобы стать великим и известным в эру Постапокалипсиса. Ведь мир после Конца Света – это место, где все возможно. Поле чудес, гигантская русская рулетка, где один человек совершенно случайно становится известным участником преступной группировки, а другой превращается в супер звезду, играя на воображаемой гитаре. Можно стать великим маньяком-убийцей, а можно поставить на карту все, что у тебя есть, но так и ничего не достичь. Вы узнаете, как драться в клетке на глазах у толпы, что нужно сделать, чтобы вас показали по телевизору, а женщины просили расписаться на их голой груди, и можно ли превратиться в покойного и великого Дэвида Боуи и как это отразится на вашем здоровье. Все истории в этой главе – чистая правда, мы не выдумали ни одного персонажа (разве что существование горбуна из Глазго может вызвать некоторые сомнения). И все они появились в результате долгой журналистской работы, которая доказывает, что реальный мир – фантастичнее даже самой дикой выдумки.

Странная история доктора Брукера и майора Тома

Посвящается памяти Дэвида Боуи – «человека, который упал на Землю».

Юлия Дудкина


На секунду он и сам вдруг поверил, что он – Дэвид Боуи. Последние дни все к этому шло. Сначала пришлось на сутки застрять в аэропорту Лос-Анджелеса без багажа, потом – тринадцатичасовой перелет. В Мельбурне он наконец оказался 15 июля: к тому моменту он уже несколько дней почти не спал и не ел. В Австралии было прохладно, а он прилетел в одной футболке. «Так вот как чувствуют себя шотландцы в Лондоне», – подумал он, выйдя из аэропорта. От крепкого кофе и шампанского кружилась голова, и, когда он вошел в свой номер в отеле, стены качнулись навстречу. Но времени на отдых совсем не оставалось – переодевшись, он спустился вниз и поймал такси. Его уже ждали. Охранники перед входом не спросили билета. «Кажется, вам сюда», – сказали они, увидев его, и проводили внутрь.

Когда он появился в дверях, вокруг зашептались: «Смотрите, это же он! Он приехал!» Перепутать было невозможно: ярко-рыжие волосы, белое лицо, синие тени вокруг глаз. Журналисты защелкали вспышками, незнакомые люди пытались до него дотронуться или даже обнять. Он охотился по всему Лондону за винтажными костюмами 70-х, париками, куртками и галстуками, он заедал молоко красным перцем и пил энергетические напитки в огромных количествах.

Все зашло слишком далеко, и теперь даже по ночам он иногда видит спутанные Боуи-сны – просыпается, записывает обрывки мыслей, а потом, хорошенько покопавшись в книжных биографиях, понимает, что такие же идеи приходили в голову и самому Боуи. Доктор Брукер поймал свое отражение в зеркале, улыбнулся сам себе и подумал: «Кажется, у меня получилось».

Один из парадоксов квантовой механики – квантовая телепортация. Состояние одной квантовой частицы разрушается и воссоздается там, где есть другая частица – запутанная. Когда-то Дэвид Боуи был психом № 1, парнем из космоса, звездой рок-н-ролла. Но в последние годы это был уже шестидесятивосьмилетний конформист, тень прежнего Боуи – он больше не красил волосы и не перевоплощался, тихо жил на Манхэттене с женой и дочерью и готовил сам себе подарок на свой последний день рождения – первый за три года альбом под названием Blackstar. Дэвид Боуи – квантовая частица, состояние которой разрушилось; Боуи расформировался, чтобы появиться в другом месте. Кажется, роль запутанной частицы в этой телепортации досталась британскому профессору, феминисту, исследователю кино и современной культуры Уиллу Брукеру.

Как-то раз в 1967 году в театральную труппу Линдси Кемпа, танцовщика, мима, известного актера и педагога, пришел совсем молодой парень Дэвид Джонс, который мучительно хотел прославиться. К своим двадцати годам Дэвид уже успел выпустить одну неудачную пластинку, записанную за пятнадцать минут, и спеть легкомысленную песенку для рекламы мороженого Luv. Дальше у него ничего не складывалось, и он решил заняться пантомимой – ему нравился театр кабуки, где мужчины играли женские роли. Ученики Кемпа ездили по всей стране и выступали в этом жанре. Дэвид точно знал, чего хочет: чтобы о нем и его творчестве узнал весь мир. Но он не понимал, как это сделать: очень застенчивый и замкнутый, на сцене он чувствовал себя неуютно.

Линдси Кемп хотел помочь ученику, тем более что у того явно был талант. И тогда Кемп посоветовал парню разрисовать лицо и раскрасить волосы. Ведь если ты надел маску, то ты – уже не ты. Ты – это твоя роль, и на тебя все смотрят. Играй, и люди поверят. У тебя уже нет выхода – ты надел костюм и вышел на сцену, а значит, спектакль начался. Самый длинный спектакль в твоей жизни, Дэвид Джонс, и ты в нем играешь Дэвида Боуи.

В 1969 году, когда американцы высадились (или сделали вид, что высадились) на Луну, майор Том из песни Боуи затерялся в открытом космосе. «Би-би-си» показывали репортажи об американских космонавтах, а на фоне играла Space Oddity. Застенчивый Дэвид Джонс наконец понял, что делать.

Удачная выдумка, набор образов, точное попадание в больной нерв эпохи – в придуманного Боуи так поверили, что он стал почти настоящим. Настолько, что и сам выдумал себе роль. Это был уже двойной спектакль, игла в яйце, а яйцо – в утке. На сцене появился Зигги Стардаст – космический музыкант из пластмассы, алкоголик и наркоман, прилетевший на Землю за пять лет до Апокалипсиса. Дэвид увлекся постановкой и уже с трудом различал собственные роли. «Никогда не могу решить, я ли придумываю персонажей или персонажи придумывают меня», – говорил он. А иногда он вдруг заявлял: «Вот сейчас перед вами настоящий я», – но даже тогда никто не знал, насколько ему можно верить. К 1973 году Зигги Стардаст стал вести себя совсем плохо: он забыл, зачем явился на Землю, и предал своих друзей. Боуи «убил» его прямо на сцене, а на смену Зигги быстро пришли новые персонажи. Боуи как будто бродил по лабиринту из кривых зеркал и в каждом из них видел то Зигги Стардаста, то Изможденного Белого Герцога, то Томаса Ньютона и в конце концов перестал понимать, есть ли там вообще его собственное отражение.

В это же самое время, в середине 70-х, маленький англичанин по имени Уилл ставил свой собственный спектакль. В полдень, во время обеденного перерыва, он приходил из школы домой и старательно переодевался: то в клоуна, то в ковбоя, то в космонавта, а иногда и во что-то совсем непонятное. Переодевшись, он, радостный, снова бежал на уроки. Ему было пять лет, и костюмы он делал из чего попало, так что они получались не очень правдоподобными. Но ему очень хотелось верить, что одноклассники его не узнают. Они и правда не узнавали. Точнее, они в глубине души знали, что перед ними – их друг Уилл, но им нравилось вместе с ним воображать, будто бы он превратился в космонавта или ковбоя. Когда дети вырастают, оказывается, что воображать себя ковбоем, солдатом или кем угодно и наряжаться в костюмы – «глупо» и «несерьезно». Тогда они становятся солидными мужчинами и женщинами, полезными гражданами своего государства. Уилл Брукер стал ученым.

Брукер изучал кино и культуру, написал известный научный труд под названием «Бэтмен без маски. Анализ культурной иконы», стал профессором в Кингстонском университете в области кино и телевидения. Потом он изучал поведение фанатов «Звездных войн» и влияние Льюиса Кэрролла на современную культуру. Выпустил серию феминистских комиксов о женщине-супергерое «Моя так называемая секретная личность», которую высоко оценили «The Guardian» и «Times Higher Education». Публичным человеком Уилл никогда не был. Его часто приглашали на разные передачи, и он принимал эти приглашения, но все-таки больше любил проводить время в одиночестве – читать, писать статьи для журналов, путешествовать. А еще он любил Дэвида Боуи – человека, который вырос, но так и не перестал играть. Еще подростком Уилл начал его слушать. Он ходил с кассетным плеером и снова и снова ставил альбом Let’s dance – его поражало, как это Боуи умудрился стать невероятно успешным при жизни и при этом оставаться очень странным, как он сумел быть прагматичным, но не терять своей индивидуальности.

Уиллу Брукеру всегда хотелось сделать что-то особенное, что было бы связано с Боуи. Например, написать книгу – в конце концов, это он умеет лучше всего. Но книг про Боуи написано уже столько, что ими можно запомнить целый концертный зал, а Уилл – не такой человек, чтобы просто написать еще одну и остаться в тени, сделать, как все. И тогда он решил написать особенную книгу, вложить в нее всю душу, а заодно понять Боуи так, как его не понимал никто. И для этого он решил на целый год стать Боуи: ездить по тем же странам, куда ездил он, и читать те же книги, придерживаться такой же диеты и так же одеваться. Может быть, тогда получится влезть в его голову и рассказать, что же все-таки в ней происходило все эти годы. Ведь если у тебя получилось стать ковбоем или клоуном, значит, спектакль уже начался.

Самый странный спектакль в твоей жизни, Уилл Брукер, и ты в нем играешь Дэвида Боуи.

«Вначале это все было проще, – говорит доктор Брукер. – Я смотрел фильмы, которые смотрел Боуи, слушал музыку, изучал биографии, занимался творчеством. Но потом понял, что, если я хочу по-настоящему понять, что было у него в голове, нужно пойти дальше. Может, если бы я знал, во что все это выльется, я бы подумал дважды прежде, чем начинать». Теперь Уилл, как и Боуи в свое время, пишет картины и занимается музыкой. Приезжая в города, где когда-то бывал Боуи, он пытается повторить его маршрут. Правда, больших концертов Уилл не дает – только иногда выступает в маленьких клубах. Зато, когда журналисты просят его об интервью, он никогда не отказывается, ему ведь надо почувствовать на себе, каково это – когда тебя постоянно фотографируют и задают одинаковые вопросы. Оказывается, не очень-то уютно – часто хочется спрятаться и побыть одному. Свой эксперимент Уилл начал с 1960 года – когда Боуи только-только стал строить карьеру. А вот на каком году стоит остановиться, он и сам пока не понимает – ведь, когда суперкнига выйдет в продажу, нужно будет наряжаться в Боуи на презентации, то есть снова возвращаться в старые образы.

Некоторые эпизоды из жизни музыканта удается пройти довольно быстро – например, те, когда у него было творческое затишье. На другие нужно много времени – так, Изможденным Белым Герцогом он был несколько недель. Иногда на проект приходится тратить очень много денег. Например, рубашка Изможденного Белого Герцога с высоким воротником обошлась в сто фунтов у портного, а для прически Томаса Ньютона – «Человека, который упал на землю» – приходилось раз в месяц красить волосы по два часа. А ведь еще перелеты. В Мельбурн Уилл прибыл прямо к открытию грандиозной выставки, посвященной Дэвиду Боуи, так что там его встретили, как звезду. Тем более, что настоящий Боуи на нее не прилетел.

Уилл решил сэкономить только на одном – в отличие от настоящего Боуи, он не стал принимать наркотики. Это дорого, нелегально, да и как он придет к своим студентам под кайфом? В конце концов, нельзя же потерять любимую работу из-за книги. Вместо того чтобы сидеть на кокаине, Уилл стал пить очень много энергетических напитков и заставлял себя не спать по несколько дней. Ощущения, конечно, не совсем такие же, но тоже довольно странные. Да и дело ведь не в костюмах и наркотиках. Иногда ученому даже надоедает, что его проект воспринимают как простой маскарад. Уилл пытается понять творчество Боуи – выяснить, откуда брались образы и идеи. А наркотические трипы и гомосексуальные отношения музыканта, говорит ученый, – это уже его личная жизнь, и Боуи имел на нее право.

На голове у Уилла – художественный беспорядок, лицо – абсолютно белое, а губы накрашены красной помадой. Через несколько часов он будет давать интервью австралийским журналистам. Профессор уже порядком устал. Он начал свой проект в июне 2015-го и успел дойти до 80-х годов. Сначала он был Зигги Стардастом – нервным и нетерпеливым. Он почти не ел и не спал, постоянно общался с прессой – ведь так ведет себя человек, который хочет прославиться. А Боуи очень, очень этого хотел. Зигги Стардаст – это яркий кусок пластмассы с блестками, за которым можно спрятать очень стеснительного парня.

Потом Уиллу пришлось стать Изможденным Белым Герцогом – фашистской сволочью из 1976-го. Элегантным накокаиненным Пьеро, почти не выражающим эмоций. Он расставил по комнате черные свечи, включил немецкую музыку и писал под нее странные полотна.

«Если ты решил быть Белым Герцогом, то ты становишься как пуля, как нож, – объясняет Уилл. – Боуи придумывал все эти образы не просто из пустоты, они были внутри него. Просто в тот или иной момент он вытаскивал их на поверхность. В 70-е ему было очень тяжело, и ему надо было стать именно таким, чтобы все это пережить. Белым Герцогом может быть не каждый, потому что не в каждом он есть. Во мне нашелся». Уилл говорит, что Боуи 70-х напоминает ему больную птицу – он как-то весь постоянно сжимается, поджимает под себя ноги, когда садится. «Семидесятые были настоящей катастрофой, – говорит доктор. – Нам повезло, что мы не потеряли Боуи в это время». Это то самое время, когда Боуи, по его словам, питался красным перцем и молоком. Уилл попробовал питаться так же и понял, откуда взялась эта странная поза больной птицы. Он почувствовал себя именно так. Уилл несколько недель бороздил Лондон в лихорадочном состоянии: если ты Белый Герцог, то ты – сверхчеловек и имеешь право делать все, что угодно. Ты сильный, жестокий, и за твое преступление никогда не будет наказания.

– Так ты что, правда что-то натворил? – спрашиваю я Уилла, но он уходит от ответа:

– Понимаешь, мне лучше об этом никому не рассказывать. Иногда я думаю, что Боуи не комментировал мой проект, потому что успел забыть, каким он был в семидесятые, и не очень хочел вспоминать. Это правда очень тяжело. Странно даже, что он тогда выжил. Иногда я думаю: вдруг он на самом деле умер намного раньше, а вместо него был его клон – этот бодрый подтянутый человек?

К тому моменту, когда Уилл добрался до Берлина, куда Боуи поехал успокаиваться в конце 70-х, он уже порядком перестал понимать, что происходит. На экскурсии по излюбленным местам Боуи он слушал рассказы экскурсовода и иногда вдруг думал, что тот рассказывает про него – Уилла.

Сейчас профессор уже добрался до 80-х. Майора Тома, который много лет назад затерялся в космосе, наконец нашли. Оказалось, что он был всего лишь никчемным наркоманом, который за свою жизнь не сделал ничего хорошего, только дышал космическим эфиром. «Мама говорила: лучше не связывайся с Майором Томом». В 1980-м вышла песня Ashes to Ashes. На видео Боуи, съежившись, сидит один в углу комнаты с мягкими стенами. Жестокий Пьеро по берегу моря уходит к закату, чтобы исчезнуть навсегда. Это – дно, с которого постепенно начинается перерождение Дэвида Боуи. И это настоящее облегчение для Уилла: больше ему хотя бы не нужно есть красный перец и запивать его молоком.

Непонятно, как к эксперименту Уилла Брукера относился сам Дэвид Боуи – он отказался комментировать проект ученого. Уилл хочет, чтобы его самая-лучшая-книга-про-Боуи стала для того как бы подарком, выражением любви. Но ведь могло получиться и так же, как когда-то у самого Боуи с Энди Уорхолом.

В 1971 году супруги Дэвид и Анджела Боуи подошли к дому 33 по Юнион-сквер в Нью-Йорке. Выглядели они впечатляюще: у мужа – волосы до плеч, женские туфли с золотым ремешком и шляпа с широкими полями. Анджела была коротко пострижена и одета почти по-мужски. Вместе они вошли внутрь и поднялись на лифте на шестой этаж, там находилась знаменитая «Фабрика» Энди Уорхола, нью-йоркское гнездо разврата, место, где рождался поп-арт. Дэвид очень хотел туда попасть – он обожал Уорхола и мечтал с ним познакомиться.

Дэвид и Анджела вышли на шестом этаже и увидели перед собой кирпичную стену. Они постучали, к ним вышли какие-то люди и отказались впускать на «Фабрику» – они не поверили, что перед ними известный музыкант с супругой. Пара снова спустилась вниз и поднялась обратно, на этот раз на стук вышли другие люди, и Дэвида с Анджелой наконец впустили. Постоянные гости «Фабрики» никак не могли опомниться после того случая, когда несколько лет назад в лофт ворвалась сумасшедшая феминистка и три раза выстрелила Уорхолу в живот, поэтому смотрели на новеньких с недоверием. Когда Дэвид нашел Уорхола, он тут же решил спеть ему песню, которую написал в его честь. Она так и называлась: «Энди Уорхол».

«Andy Warhol looks a scream, hang him on the wall…» – кажется, эти слова не очень понравились художнику. Он как-то неопределенно хмыкнул и отошел в сторону – разговаривать с Боуи ему не хотелось. Дэвид стоял один посреди комнаты и выглядел страшно растерянным – он ведь не хотел никого обидеть. Кто-то, проходя мимо, сказал ему: «Ух ты, да Энди просто взбесился из-за этой песни».

– Простите, – ответил Дэвид. – Я думал, ему будет приятно.

– Да, но ты намекнул на его необычную внешность, – ответил ему незнакомый гость «Фабрики». – А у Энди проблемы с кожей, и ему постоянно кажется, что это всем бросается в глаза.

Дэвид был ужасно подавлен – он чувствовал себя здесь лишним. Но тут Уорхол, проходя мимо, вдруг обратил внимание на его женские туфли – желто-золотые с ремешком. Он, кажется, тут же забыл, как сильно его задела песня.

– Я обожаю эти туфли! Где ты их купил? – обратился он к Дэвиду. После этого они начали обсуждать обувь, и недоразумение было забыто. Через несколько лет Уорхол даже стал поклонником музыканта.

Впрочем, если бы у профессора Брукера все-таки появилась возможность показать Боуи свою книгу, и тому она бы не понравилась, то у Брукера точно нашлась бы подходящая пара туфель, чтобы все исправить. Он истратил уйму времени и сил, чтобы подобрать себе гардероб для своей роли.

Профессор выглядит уставшим. Он хотел, чтобы этот проект принадлежал только ему, был частью его самого. Но получается, что все его время и силы посвящены другому человеку. У Уилла накопилось много идей для новых работ, никак не связанных с Боуи, но пока он просто не может за них взяться. Потому что, если ты решил играть роль Дэвида Боуи, ты играешь ее до конца, как делал когда-то стеснительный парень Дэвид Джонс.

Нет, Уилл совсем не жалеет, что за все это взялся: это будет длинное путешествие, из которого он вернется немного другим. Но иногда он все-таки заходит в «Твиттер» и обращается к читателям: «Напомните мне, почему я вообще начал все это делать?»

В 70-е годы Боуи-Зигги был уверен, что конец света вот-вот наступит. Уилл из 2015-го все больше удивляется тому, что он так и не наступил. Ведь ученый, чтобы погрузиться в прошлое, стал меньше пользоваться соцсетями, он в основном сидит дома, занимается музыкой, живописью и другими старомодными вещами. И, когда он выходит на улицу, ясно понимает, что теперь с миром что-то не так. С каждой журнальной обложки, с каждого билборда кто-то выкрикивает очередную несусветную глупость. Попробуй включить телевизор – на одном канале люди говорят ни о чем, продают воздух и покупают его. На другом – стреляют друг в друга в упор, режут головы, насилуют кого-нибудь впятером. Зайди в интернет – каждый хочет рассказать тебе, какого цвета на нем трусы и что он съел на завтрак. Информации так много, что она не задерживается в голове – мы уже почти как рыбы, которые могут сохранять что-то в памяти от тридцати секунд до нескольких дней, но никак не дольше. «А может быть, конец света все-таки наступил?» – думает доктор. Наступил, просто мы не заметили. А Боуи все знал с самого начала. Если он, конечно, вообще существовал. Все это еще только предстоит узнать профессору, когда он пройдет свой путь до конца.

На прощание доктор Брукер говорит мне: «Знаешь, как делал Боуи, когда уходил со сцены? Это значило, что представление окончено, на него больше не смотрят и он может снять маску». И Уилл медленно стирает с губ помаду.

Боуи давно уже стер свою помаду, и в его последние годы вы едва узнали бы его в толпе, прогуливаясь по Нью-Йорку, вряд ли нашли бы в том немолодом джентельмене хотя бы отголосок Майора Тома. Может быть, Дэвид Боуи – этот гениальный симулякр – просто утратил свой смысл? Псих № 1 перестает быть психом, если все кругом сходят с ума. Пластмассовый парень из космоса теряет свою уникальность в пластмассовом мире. В конце концов, Боуи всегда пытался быть зеркалом своей эпохи. Но, кажется, однажды ему стало уже просто нечего отражать.

«Батенька, да вы трансформер» - это не СМИ. Мы - молодые и профессиональные журналисты, художники, иллюстраторы, писатели, дизайнеры, фотографы, менеджеры, фармацевты и люди различных профессий, которые находят своё призвание в честном искреннем исследовании окружающего нас мира. Мы называемся самиздатом не просто так: всё, что вы читаете на нашем сайте и можете увидеть за пределами виртуальной реальности, мы делаем своими силами, без каких-либо инвестиций, финансирования и средств. Всё за свой счёт и в свободное от заработков время.

В современном мире довольно трудно так долго работать над таким серьёзным проектом без чьего-либо покровительства и финансовой поддержки: но это наша плата за то, чтобы сохранить правду и объективность от посягательств чужой заинтересованности, защитить её от мира, в котором выгода слишком часто вытесняет честный и искренний взгляд на мир. Именно потому, что все наши «штатные сотрудники» и помощники ценят возможность говорить о том, что они думают на самом деле, мы называем себя «Орденом». Это значит, что нас объединяют не выгода и зарплата, а общие идеалы и цели.

Современная человеческая жизнь проходит в постоянном страхе наступления Конца света: ощущение опасности и жизни на исходе времён делает нас испуганными и легко управляемыми. Мы подозреваем, что Конец света на самом деле давно наступил (просто никто не заметил) - и все мы живём в эпоху Постапокалипсиса, когда пора перестать вопить от ужаса и начать наблюдать за дивным новым миром и трансформироваться вместе с ним. Наша задача - дать людям новый язык для осмысления нового положения вещей.

Самиздат «Батенька, да вы трансформер» - это настоящая свобода, новые возможности самовыражения, эксперименты в журналистике, публицистике, литературе и художестве. На этой площадке нам бы хотелось вырастить новое смелое поколение журналистов и публицистов, художников и фотографов, которые будут стремиться к истинной свободе слова, направляемые не деньгами, а исследовательским интересом к миру и голосом совести. Сегодня понятие «журналистика» стала почти синонимом нечестной игры, поверхностного словоблудия, информационной войны и продажности. Мы хотим исправить это недоразумение и вернуть журналистике её призвание - объективно освещать события, вдумчиво изучать ход вещей и источники роста и развития для своих читателей.

Наш самиздат существует полтора года, и за это время мы сделали многое. При этом всё - без каких-либо инвестиций, исключительно за свой счёт.

Мы публикуем оперативные репортажи и длинные очерки, портретные зарисовки, памфлеты, воспоминания, эссе, аналитику и публицистику - нет жанра, в котором мы бы не работали.

Нам пишут одни из лучших журналистов страны: Даниил Туровский (Meduza), Олег Кашин, Григорий Туманов (КоммерсантЪ), Илья Рождественский (РБК), Максим Мартемьянов (Открытая Россия), Илья Шепелин, а также те, кто уже скоро станут лучшими.

Мы организовали четыре полноценные экспедиции и ездили исследовать места, которые люди называют аномальными: посетили зону «Адский Треугольник» в Архангельской области, побывали на Шайтан-Болоте, изучили Языческую рощу в республике Коми и объездили север Казахстана в поисках древних и почти неизвестных учёным геоглифов и ночных миражей - Гибельных огней.Для этих экспедиций у нас есть Батенькамобиль - наша мобильная редакция, в которой мы практически живём, уезжая от дома на тысячи километров.

Специально для подачи этих путешествий мы научились собирать лучшие в России мультимедийные лонгриды. Нам удалось даже заработать в экспедиции, поэтому, ужавшись, мы смогли отправить наших корреспондентов в Будапешт писать про кризис с беженцами и в Крым искать легендарного боевого дельфина.

Разветвлённая сеть корреспондентов безвозмездно работает для нас по всему миру: в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Красноярске, Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве, Брюсселе и даже в Ливингстоне, Шотландия.

Два десятка художников «Батеньки» живут по всей планете - мы один из немногих сайтов, который умудряется к каждому своему материалу создавать уникальные иллюстрации, а не покупать картинки в фотобанках.

Рассказы об опыте переживания личных апокалипсисов в рубрику «Та самая история» прислали больше ста пятидесяти человек.

Мы запустили собственный магазин и привозим для своей одежды самые лучшие заготовки из Европы, вытряхивая свои копилки.

Недавно мы стали выпускать еженедельный подкаст, в котором намерены вести разговоры о самых интересных аспектах постапокалиптической жизни: обустроили самопальную мини-радиорубку и собрали на коленке микро-видеостудию.

В исследовательских целях заставляли наших корреспондентов ставить на себе опасные эксперименты: неделю без остановки смотреть ТВ3, слушать радио «Радонеж», внедряться в националистические тайные кружки и изучать секты овуляшек. Мы создали скульптурный бюст человека с нашего логотипа, Теодора Глаголева, забытого русского путешественника, орнитолога и апокалиптолога, и установили ему памятник в казахской пустыне.

Мы дружим с каналом «2х2», журнал «4х4» публикует отчёты о наших экспедициях, компания JetStyle (входит в сотню лучших агентств России) делает нам сайт за обнимашки. Нас звали писать шутки для Михаила Жванецкого, байкеры «Ночные волки» отказали нам в аккредитации на детскую ёлку, а Дональд Трамп воздержался от интервью для очерка о нём.

Всё это мы сделали сами. Представьте себе, чего ещё мы могли бы добиться с вашей помощью! Впрочем, не ломайте голову: у нас есть разработанный план.

Теперь вы можете стать частью нашей невероятной компании. Мы будем счастливы вашему участию, ведь ваши деньги позволят нам расширить нашу деятельность и совершить следующее:

1. Начать отправлять своих авторов в командировки по всему миру, чтобы они собирали самую актуальную информацию о наступившем Конце света. Огромные провалы в земле. Войны мексиканских наркокартелей. Румынский лес Хоя-Бачу, прозванный местным Бермудским треугольником. Кипрский заброшенный и когда-то популярный у туристов квартал города Фамагуста Вароша - сегодня стоит опустевший, призрак 1974 года. Дарваза - горящий газовый кратер в девяноста километрах от туркменского аула Ербент, известный как «Дверь в преисподнюю» или «Врата ада». Узбекский вымерший город Муйнак на берегу высохшего Аральского моря. И ещё семь десятков мест, куда нам очень нужно доехать.

2. Разработать внутренний портал для участников нашего Ордена : с системой обмена новостями Постапокалипсиса со всего света, с творческим соревнованием адептов Ордена и выгодными предложениями для участников внутренней сети от партнёров.

3. Запустить англоязычную версию , чтобы выйти наконец-то на международную арену. Мы уже сделали многое для этого, осталось только поднажать рублём.

4. Создать альянс самодельных марок и поддержать кустарных производителей. В России очень много гениальных мастеров, о которых вы ещё не знаете, но их продукция - это кайф. И мы хотим эту продукцию вытащить на свет божий.

5. Создать картель самодельных независимых маленьких медиа , чтобы единомышленники могли эффективно помогать друг другу выживать в коммерческом шторме.

6. Начать проводить открытые планёрки и лекции по всей России с привлечением звёзд журналистики, светил науки, экспертов в самых разных областях и выдающихся личностей.

7. Получить возможность посвящать ещё больше своего времени нашему делу .

8. Захватить весь мир и принести «Батенька, да вы трансформер» в каждый дом

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Работа на тему «Золотой лимузин и экономика вакуума. Принципы работы редакций новых медиа на примере издания “Батенька, да вы трансформер”» Выполнила: студентка 5 курса 521гр. Валерия Житкова Преподаватель: к.ф.н. И.И. Засурский Москва, 2014

Введение «Задачу «Батеньки» можно сравнить с работой орнитолога. Тоже, в общем- то, достаточно тупорылое, но милое сердцу занятие: сидишь в кустах с блокнотом наперевес, высматриваешь птиц, хитро на них щуришься, шелестишь усами как Глаголев и делаешь тщательные пометки»1, - пишет о принципах работы издания, речь о коеми пойдет ниже, его идейный лидер. Эту чудесную метафору можно экстраполировать на любую исследовательскую деятельность –именно наблюдение и фиксация, а не анализ, как принято заявлять в любой мало-мальски уважающей себя научной работе, - базис изучения чего-либо живого. Ведь прежде¸ чем что-то проанализировать, необходимо предварительно разделить это на части. А редакция любого СМИ - живой организм, расчленение которого невозможно (в этом случае он перестанет быть живым). Поэтому я ограничусь наблюдением и, по мере возможностей, выявлением некоторых закономерностей в жизни подопытной редакции. Именно этому процессу и посвящена данная работа. Новые медиа (как производители контента) занимают особую полку в книжном шкафу редакционных типов. Конечно, объединять их под одним знаменем было бы поспешным и неоправданным шагом. Поэтому я не буду заниматься демагогией и рассмотрю только один пример внутреннего устройства редакции интернет-издания. И хотя сами авторы яростно открещиваются от аббревиатуры СМИ, я возьму на себя смелость окрестить их массовыми информаторами. Как известно, официальный статус часто не отражает реальное содержание того или иного явления – советский самиздат и не мечтал о признании «сверху», тем не менее, вещал для миллионов. Итак, в данной работе я рассмотрю редакционную систему одного издания (или феномена, если угодно – реверанс основателям), одного, но зато какого - выдающегося, яркого и самобытного. Может быть, нетипичного и, 1 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?»Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 3

вследствие этого, неподходящего для обобщений - да и Бог с ними, с глобальными обобщениями, у данной работы совсем иная задача. А именно - показать во всей ее красе устройство и ежедневную работу редакции, узнать, кто всем этим безумием правит, а кто в ежедневном режимеего создает, проследить за процессом рождения материалов в издании "Батенька, да вы трансформер". 4

Постапокалиптическая журналистика, или как выжить в мире абсурда «Изучение человека в естественной среде обитания. Упущенные возможности. Чудеса фантазии. Невероятные истории. Отважные попытки. Кунсткамера волшебства современного мира. Радости бытия на планете Земля»2. Это не описание нового американского блокбастера, это программная установка «Батеньки». И самое удивительное то, что всѐ перечисленное можно найти в текстах этого заумного (от «заумь») издания. Тот, кто хоть раз посетил сайт «Батеньки», простит меня за обильное цитирование: описывать то, что творят эти люди, очень сложно и главное – бессмысленно. Вот как рисует условный Теодор Глаголев (об этом великом мистификаторе позже) портрет своего среднего читателя: «В последнее время вам кажется, что мир окончательно сошел с ума? Вы читаете новости, и вас не покидает мысль, что человечество на всей скорости несется прямиком в ад? Вы задумываетесь: интересно, черт возьми, в какой именно момент все живое вокруг превратилось в какую-то необъяснимую дичь? Вы все больше подозреваете: что-то не так, да? Гадаете: ведь во всем этом должен быть хоть какой-то смысл, не так ли? И все чаще говорите друзьям и родным, что Конец Света близок?» Спасением от экзистенциального кризиса становятся материалы «Батеньки»: они обещают вывести читателя из порочного круга безответных вопросов. «Поздравляем! Ответ крайне прост. Добро пожаловать на планету Земля, 2 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?» Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 5

здесь так принято! Ведь не зря, на секундочку, женщины только с этой планеты выигрывают конкурс «Мисс Вселенная»», - резонно замечает Теодор. В качестве небольшого отступления хочу заметить, что одним из самых невероятных открытий в «Батеньке» для меня стали очевидные, элементарные вещи, которых никто не замечает, а они есть, и своим существованием обнажают абсурдность многих (пугающе многих) составляющих нашей жизни. Так вот, «Батенька» - это не просто извращенная фантазия сидящих на чем-то сильном бывших журфаковцев (ладно, и это тоже), это звонкая пощечина сумасшествию современного мира. «Не нужно читать новости и думать, что, кажется, под ногами разверзлась преисподняя. Не стоит гадать, через сколько настанет «Код апокалипсиса». Нет, мир не катится на всех оголтелых парах в самое сердце ада. Конец света настал давным-давным-давно. Так было всегда. Вы просто не заметили»3, - поясняет Теодор Глаголев. Переводя на человеческий, конец света для авторов «Батеньки» - это конец эпохи вездесущего разума, по законам которого существует всѐ окружающее. Как только мир решил поиграть в средневековый карнавал, когда царь становится нищим, а последний маргинал занимает сверкающий трон, как только все правила были отменены, и эта революция смысла была воспринята как должное, - рухнул старый-добрый правильный мир. «Теперь же можно спокойно делать целые тесты на определение настоящих новостей от ненастоящих», - развивает свою апокалиптическую мысль Теодор. «Любой, даже самый запредельный ад, какой взбредѐт вам в голову, скорее всего, уже случился. Россияне устроили массовую драку из-за памперсов в норвежском магазине! Японскую художницу арестовали за рассылку 3D-отпечатков еѐ вагины - и вообще она хотела сделать каяк в виде своего влагалища! Мексиканец случайно застрелился, когда делал 3 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 6

селфи, да и смертельные селфи набирают всѐ большую популярность! Гаджеты восстают против людей! Женщина вышла замуж за картонного Роберта Паттинсона! Индус взял в жены гору! Вы знаете, что вас теперь могут посадить за лайк или ретвит? А вы видели эти упражнения по пауэрлифтингу с помощью вагины? Как вам, кстати, запреты всей живой жизни на территории Российской Федерации? Война, вот ещѐ. В Караганде празднуют юбилей бегемота! Говорить негативно о Крыме нельзя. А, ну да, конечно же, вот ещѐ немного: пьяного вора, бомжа и гуся на краденой машине задержала полиция. В Югре банда Деда Мороза заставляет детей выбрасывать ценности в форточку. В Швеции убили самого старого на свете угря по имени Угорь - ему было 150 лет. ФСБ получила прямой доступ к персональным данным в социальных сетях. Охрана президента России вывихнула руку девушке-инвалиду. Повесилась автор более 20 книг о счастье»4, - ряд примеров массового помешательства можно продолжать бесконечно, чем, собственно, и занимаются авторы «Батеньки». В общем и целом, это талантливое (что ни автор, то реинкарнация Чехова) эссе на заданную тему: ей может стать любая абсурдная новость – от евро за 72 рубля до клипа Евгении Васильевой про тапочки Сердюкова. Впрочем, снова упираясь в невозможность описать неописуемое, отправляю всех интересующихся на сайт «Батеньки». 4 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 7

«Батенька» в лицах, или как творится хаос Пару слов об истории моей любви с этим чудо-изданием. Проведя за чтением материалов о Шайтан-болоте и омских джедаях пару-тройку суток и потеряв осознание реальности, я решилась спросить, что это, как устроено и, главное, зачем, у самого Теодора Глаголева (благо, функция «Написать Теодору» есть на главной странице). Тео ответил оперативно и был крайне мил, пригласив меня на планерку в мастерские Толстых (к сожалению, на собрание в Золотом лимузине5 я опоздала). К еще большему сожалению, встреча из-за цейтнота и моей нерадивости так и не состоялась, но – пренепременно состоится и станет бриллиантом на теле моей дипломной работы. Тем не менее, разузнать, каков «Батенька» изнутри, мне удалось из электронного общения с условным Теодором. Оказалось, что «Батенька» - это собрание профессиональных журналистов- энтузиастов, сублимирующих свое негодование на тему устройства мира (анализировать который входит в их ежедневные журналистские обязанности) в собственное «новое медиа, ответ на все вопросы, ту причину, по которой стоило создавать интернет и изобретать станок Гуттенберга». Сайт не зарегистрирован как СМИ, это даже не юридическое лицо – денег в проекте ноль. Кстати о нуле: «Мы нищеброды», - радостно заявляет Теодор. «У нас нет ничего, мы живем согласно экономикивакуума, то есть, без денег - всѐ, что вы видите на нашем сайте, сделано совершенно бесплатно. СОВСЕМ. Нашими силами. Мы платим Нолем, и это счастье, ведь Ноль - самая стабильная валюта на земле. Но снимать офис с Нолем мы еще не научились». Поэтому редакционное пространство «Батеньки» - это московские кафе, где авторы встречаются каждую неделю, редакционный Facebook-чат, «в котором чужак сойдет с ума и лишится волос на пояснице», и виртуальная 5 Видеоотчет о планерке в Золотом лимузине: http://www.youtube.com/watch?v=HODTV5YdDzE 8

после конца света. Повадки. Привычки. Заблуждения. Мечты. Теории и практики жизни после смерти. Вот чем занимался Глаголев»6. И апологеты изучения мира после конца света приняли у Теодора эстафету этой нелегкой миссии. Далее в управленческой пирамиде «Батеньки» идут простые смертные. Мой новый друг Теодор рассказал о редакторе каждого отдела в свойственной ему манере, поэтому разобрать, что здесь правда, а что – стѐб, я не вижу не единого шанса и предоставляю эту увлекательную миссию читателю данной работы. Итак, правит бал шеф-лобстер Егор Мостовщиков. Он автор большей части сайта: логотипа, баннеров и «подвала». Все тексты перед публикацией проходят через его «ок». Егор Мостовщиков один из создателей«Батеньки», но не главный редактор - ведь раз «Батенька» не СМИ, то и главного редактора у него быть не может, резонно замечает Теодор. Дальше идут руководители отделов, численность, названия и содержания которых периодически трансформируются. Антон Ярош - фармацевт, актер, менеджер, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Транспорт и силовые решения». Он один из главных сооснователей сайта, водитель Батенька-мобиля и самый вменяемый из всей редакции. Этери Барклай - работала в фонде борьбы со СПИДом и в ЮНЕСКО, выпускник журфака МГУ, свободно говорит на английском и французском языках, директор отдела «Быт и нравы» и «Аудиошок». Александр Васев - бывший сотрудник Openspace, LifeNews, Коммерсантъ- ТВ, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Трансфигурация и магические вещества». 6 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Кто такой Теодор Глаголев». Режим доступа: http://batenka.ru/2014/07/03/kto-takoj-teodor-glagolev/ 10

Ольга Осипова - фоторедактор, работала в TheNewTimes, Ленте.ру, редактировала книгу Евгения Фельдмана о войне на Украине, выпускник журфака МГУ, директор отдела ―Мистика и экстрасенсорика‖ Максим Мартемьянов - специальный корреспондент GQ, заканчивает обучение на журфаке МГУ, название для его отдела еще не придумано. Влад Моисеев - корреспондент журнала «Русский Репортер», директор отдела «Мизантропия и Уныние». Его тексты – самые читаемые на сайте (угадывает боль аудитории). К основному костяку редакции, его главная мышце, периодически прибавляются внештатные авторы и сами читатели, делающие рубрику «Та самая история». «Как видите, у нас все директоры и руководители, так что черт его знает какая это иерархия - мы вместе все придумываем и вместе друг друга пинаем, если вдруг что не получается», - подытоживает Теодор. 11

Заключение Я искренне восхищаюсь талантом авторов и создателей «Батеньки». Сама по себе концепция абсурдных новостей, аналитики и эссеистики в абсурдном мире тянет на Пулитцера, да еще и все тексты написаны дьявольски интересно. Возникает странное чувство, когда, несмотря на полное отсутствие смысла в 8 000-значной статье оторваться от нее невозможно – уж больно язык хорош и метафоры метки. Очень жаль, что постоянными читателями «Батеньки» остается узкая прослойка хипстеров и прочих модных бородачей (сомневаюсь, что банкир за 35, не выпускающий из рук «Коммерсант» и «РБК» каждый обеденный перерыв посвящает чтению статей а-ля «Как Лиза узнала, что такое минет»). И моя маленькая цель с сегодняшнего дня – вбросить эту чудную вещь в массы, по крайней мере, своего окружения. Хотя бы ради того, чтобы журфаковцы учились хорошо писать. Да пребудет с нами сила. Только Батенька, только хардкор. 12

Список использованных источников 1. Сайт издания «Батенька, да вы трансформер»: http://batenka.ru/ 2. Личное общение с Теодором Глаголевым 3. Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 4. Канал «Батеньки» на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UC7nC2xMnxu7kyidPEEDJMyA 13

× Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Как стать знаменитым, счастливым, найти себя и свою любовь, предсказать будущее и вылечить все болезни

Если верить социологам, около 30 % людей мечтают стать знаменитыми, а 40 % населения радуются, когда им перепадет немного случайной славы. Вообще-то, большие амбиции и стремление к славе – всего лишь последствие наших детских комплексов, но об этом позже. Главное – в этой главе есть все, что нужно, чтобы стать великим и известным в эру Постапокалипсиса. Ведь мир после Конца Света – это место, где все возможно. Поле чудес, гигантская русская рулетка, где один человек совершенно случайно становится известным участником преступной группировки, а другой превращается в супер звезду, играя на воображаемой гитаре. Можно стать великим маньяком-убийцей, а можно поставить на карту все, что у тебя есть, но так и ничего не достичь. Вы узнаете, как драться в клетке на глазах у толпы, что нужно сделать, чтобы вас показали по телевизору, а женщины просили расписаться на их голой груди, и можно ли превратиться в покойного и великого Дэвида Боуи и как это отразится на вашем здоровье. Все истории в этой главе – чистая правда, мы не выдумали ни одного персонажа (разве что существование горбуна из Глазго может вызвать некоторые сомнения). И все они появились в результате долгой журналистской работы, которая доказывает, что реальный мир – фантастичнее даже самой дикой выдумки.

Странная история доктора Брукера и майора Тома

Посвящается памяти Дэвида Боуи – «человека, который упал на Землю».

Юлия Дудкина

На секунду он и сам вдруг поверил, что он – Дэвид Боуи. Последние дни все к этому шло. Сначала пришлось на сутки застрять в аэропорту Лос-Анджелеса без багажа, потом – тринадцатичасовой перелет. В Мельбурне он наконец оказался 15 июля: к тому моменту он уже несколько дней почти не спал и не ел. В Австралии было прохладно, а он прилетел в одной футболке. «Так вот как чувствуют себя шотландцы в Лондоне», – подумал он, выйдя из аэропорта. От крепкого кофе и шампанского кружилась голова, и, когда он вошел в свой номер в отеле, стены качнулись навстречу. Но времени на отдых совсем не оставалось – переодевшись, он спустился вниз и поймал такси. Его уже ждали. Охранники перед входом не спросили билета. «Кажется, вам сюда», – сказали они, увидев его, и проводили внутрь.

Когда он появился в дверях, вокруг зашептались: «Смотрите, это же он! Он приехал!» Перепутать было невозможно: ярко-рыжие волосы, белое лицо, синие тени вокруг глаз. Журналисты защелкали вспышками, незнакомые люди пытались до него дотронуться или даже обнять. Он охотился по всему Лондону за винтажными костюмами 70-х, париками, куртками и галстуками, он заедал молоко красным перцем и пил энергетические напитки в огромных количествах. Все зашло слишком далеко, и теперь даже по ночам он иногда видит спутанные Боуи-сны – просыпается, записывает обрывки мыслей, а потом, хорошенько покопавшись в книжных биографиях, понимает, что такие же идеи приходили в голову и самому Боуи. Доктор Брукер поймал свое отражение в зеркале, улыбнулся сам себе и подумал: «Кажется, у меня получилось».

Один из парадоксов квантовой механики – квантовая телепортация. Состояние одной квантовой частицы разрушается и воссоздается там, где есть другая частица – запутанная. Когда-то Дэвид Боуи был психом № 1, парнем из космоса, звездой рок-н-ролла. Но в последние годы это был уже шестидесятивосьмилетний конформист, тень прежнего Боуи – он больше не красил волосы и не перевоплощался, тихо жил на Манхэттене с женой и дочерью и готовил сам себе подарок на свой последний день рождения – первый за три года альбом под названием Blackstar. Дэвид Боуи – квантовая частица, состояние которой разрушилось; Боуи расформировался, чтобы появиться в другом месте. Кажется, роль запутанной частицы в этой телепортации досталась британскому профессору, феминисту, исследователю кино и современной культуры Уиллу Брукеру.

Как-то раз в 1967 году в театральную труппу Линдси Кемпа, танцовщика, мима, известного актера и педагога, пришел совсем молодой парень Дэвид Джонс, который мучительно хотел прославиться. К своим двадцати годам Дэвид уже успел выпустить одну неудачную пластинку, записанную за пятнадцать минут, и спеть легкомысленную песенку для рекламы мороженого Luv. Дальше у него ничего не складывалось, и он решил заняться пантомимой – ему нравился театр кабуки, где мужчины играли женские роли. Ученики Кемпа ездили по всей стране и выступали в этом жанре. Дэвид точно знал, чего хочет: чтобы о нем и его творчестве узнал весь мир. Но он не понимал, как это сделать: очень застенчивый и замкнутый, на сцене он чувствовал себя неуютно.

Линдси Кемп хотел помочь ученику, тем более что у того явно был талант. И тогда Кемп посоветовал парню разрисовать лицо и раскрасить волосы. Ведь если ты надел маску, то ты – уже не ты. Ты – это твоя роль, и на тебя все смотрят. Играй, и люди поверят. У тебя уже нет выхода – ты надел костюм и вышел на сцену, а значит, спектакль начался. Самый длинный спектакль в твоей жизни, Дэвид Джонс, и ты в нем играешь Дэвида Боуи.

В 1969 году, когда американцы высадились (или сделали вид, что высадились) на Луну, майор Том из песни Боуи затерялся в открытом космосе. «Би-би-си» показывали репортажи об американских космонавтах, а на фоне играла Space Oddity. Застенчивый Дэвид Джонс наконец понял, что делать.

Удачная выдумка, набор образов, точное попадание в больной нерв эпохи – в придуманного Боуи так поверили, что он стал почти настоящим. Настолько, что и сам выдумал себе роль. Это был уже двойной спектакль, игла в яйце, а яйцо – в утке. На сцене появился Зигги Стардаст – космический музыкант из пластмассы, алкоголик и наркоман, прилетевший на Землю за пять лет до Апокалипсиса. Дэвид увлекся постановкой и уже с трудом различал собственные роли. «Никогда не могу решить, я ли придумываю персонажей или персонажи придумывают меня», – говорил он. А иногда он вдруг заявлял: «Вот сейчас перед вами настоящий я», – но даже тогда никто не знал, насколько ему можно верить. К 1973 году Зигги Стардаст стал вести себя совсем плохо: он забыл, зачем явился на Землю, и предал своих друзей. Боуи «убил» его прямо на сцене, а на смену Зигги быстро пришли новые персонажи. Боуи как будто бродил по лабиринту из кривых зеркал и в каждом из них видел то Зигги Стардаста, то Изможденного Белого Герцога, то Томаса Ньютона и в конце концов перестал понимать, есть ли там вообще его собственное отражение.

В это же самое время, в середине 70-х, маленький англичанин по имени Уилл ставил свой собственный спектакль. В полдень, во время обеденного перерыва, он приходил из школы домой и старательно переодевался: то в клоуна, то в ковбоя, то в космонавта, а иногда и во что-то совсем непонятное. Переодевшись, он, радостный, снова бежал на уроки. Ему было пять лет, и костюмы он делал из чего попало, так что они получались не очень правдоподобными. Но ему очень хотелось верить, что одноклассники его не узнают. Они и правда не узнавали. Точнее, они в глубине души знали, что перед ними – их друг Уилл, но им нравилось вместе с ним воображать, будто бы он превратился в космонавта или ковбоя. Когда дети вырастают, оказывается, что воображать себя ковбоем, солдатом или кем угодно и наряжаться в костюмы – «глупо» и «несерьезно». Тогда они становятся солидными мужчинами и женщинами, полезными гражданами своего государства. Уилл Брукер стал ученым.

Брукер изучал кино и культуру, написал известный научный труд под названием «Бэтмен без маски. Анализ культурной иконы», стал профессором в Кингстонском университете в области кино и телевидения. Потом он изучал поведение фанатов «Звездных войн» и влияние Льюиса Кэрролла на современную культуру. Выпустил серию феминистских комиксов о женщине-супергерое «Моя так называемая секретная личность», которую высоко оценили «The Guardian» и «Times Higher Education». Публичным человеком Уилл никогда не был. Его часто приглашали на разные передачи, и он принимал эти приглашения, но все-таки больше любил проводить время в одиночестве – читать, писать статьи для журналов, путешествовать. А еще он любил Дэвида Боуи – человека, который вырос, но так и не перестал играть. Еще подростком Уилл начал его слушать. Он ходил с кассетным плеером и снова и снова ставил альбом Let’s dance – его поражало, как это Боуи умудрился стать невероятно успешным при жизни и при этом оставаться очень странным, как он сумел быть прагматичным, но не терять своей индивидуальности.