Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Музыкальная фраза в песне два такта. Цитаты о музыке. Фразировка в музыке

ФРАЗА -ы; ж. [от греч. phrasis - выражение, оборот речи] 1. Отрезок речи, относительно самостоятельный в смысловом и интонационном отношении (обычно сопровождается паузой). Чёткие, запутанные фразы. Неполная ф. (выражающая недоговорённую мысль). Толковый словарь Кузнецова

  • фраза - фра́за Через нем. Phrase – то же (с XVII в.; см. Шульц – Баслер 2, 509) или франц. phrase из ср.-лат. phrasis от греч. φράσις "ораторский оборот": φράζω "выражаю мысль, говорю". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • фраза - ФР’АЗА, фразы, ·жен. (·греч. phrasis). 1. То же, что предложение2 в 1 ·знач.; вообще - сочетание слов, выражающее законченную мысль. Длинные фразы. Писать короткими фразами. 2. Словесное выражение мысли. Отделаться пустыми фразами. Ходячая фраза. Толковый словарь Ушакова
  • фраза - Фразы, ж. [греч. phrasis]. 1. Слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.); вообще – сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2. Связное музыкальное выражение, мелодия (муз.). 5. В фехтовании – отдельная схватка, законченная фаза борьбы (спорт.). Большой словарь иностранных слов
  • фраза - фраза I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Толковый словарь Ефремовой
  • Фраза - I Фра́за (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико-фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную оформленность. Большая советская энциклопедия
  • ФРАЗА - ФРАЗА (от греч. phrasis - выражение) - .. 1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией... 2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению (поэтому иногда употребляется в значении "предложение"). Большой энциклопедический словарь
  • фраза - ФРАЗА, ы, ж. 1. Законченное высказывание (в 3 знач.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Пустые фразы. Избегать фразы. Толковый словарь Ожегова
  • фраза - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • фраза - орф. фраза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • фраза - О длине, завершенности, грамотности фразы; о ясности, содержательности, выразительности фразы. Афористическая, бессмысленная, бессодержательная, бесцветная, блестящая, бойкая, выразительная, гладкая, глубокая, горячая, двусмысленная, длинная... Словарь эпитетов русского языка
  • фраза - Фраза, фразы, фразы, фраз, фразе, фразам, фразу, фразы, фразой, фразою, фразами, фразе, фразах Грамматический словарь Зализняка
  • фраза - ФРАЗА ж. франц. оборот речи, выраженье, речь. Фразеология, особенность оборотов речи языка и ученье о сем. Фразер, пустослов, пустобай, краснослов; фразерство ср. краснословие (пустословие), болтовня. Толковый словарь Даля
  • фраза - Витиеватая (Эртель). Забористая (Маркевич). Закругленная (Олигер). Крикливая (Надсон). Напыщенная (Юшкевич). Пикантная (Писемский). Пышная (Лермонтов). Раздутая (Фет). Трескучая (Боборыкин, Григорович, Некрасов, Писемский). Хлесткая (Эртель). Эффектная (Юшкевич). Словарь литературных эпитетов
  • фраза - -ы, ж. 1. Законченное высказывание. Запивая каждую фразу чаем с ромом ---, он рассказывал о своих успехах на сцене. Чехов, Первый любовник. «Жалко папу» - вот ясная, отчетливая фраза, которая болью охватывала сердца детей. Малый академический словарь
  • Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.

    Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.

    Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?

    В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.

    Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.

    В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:

    • музыкальная фраза – сценарное послание, состоящее из более мелких – мотивов;
    • музыкальная фраза содержит в себе несколько сильных или относительно сильных долей (очень часто, продолжительность фразы около 2-х тактов);
    • музыкальная фраза может начинаться и заканчиваться на любых долях такта.

    Музыка призвана рождать пламя в душе – Л. Бетховен

    Совершенная музыка дарит невероятные по силе ощущения. Именно благодаря ей можно прочувствовать разлуку, расставание, любовь, предательство. Можно быть с любимым человеком, даже когда он далеко – благодаря музыке. – Стендаль

    Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение. – И. Гёте

    Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше. – В. Ключевский

    Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания. – Моцарт

    Музыка не думает, она лишь воплощает чужие мысли. – Л. Бетховен

    Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка. – Э. Гофман

    Продолжение красивых цитат читайте на страницах:

    Из всей земной музыки ближе всего к небесам – биение истинно любящего сердца. Генри Бичер

    Ноты, которые я беру, не лучше, чем у многих других пианистов. Паузы между нотами – вот где таится искусство! Артур Шнабель

    Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. Карл Барт

    Л. Бетховен – Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

    Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку. Людвиг ван Бетховен

    Мою музыку лучше всего понимают дети и животные. Игорь Стравинский

    Ахматова А. А. – Из всех искусств музыка - самое человечное и распространенное.

    Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – И. Тургенев

    Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных – еще несчастнее. – В. Крачковский

    Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. – Бигер Г.

    Платон – Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление.

    Жан Поль – Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства.

    Р. Багнер – Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны’.

    Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

    Р. Вагнер – Музыка - поистине общечеловеческий язык.

    Писать музыку не так уж трудно, труднее всего – зачеркивать лишние ноты. – И. Брамс

    Аристотель – Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью.

    Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше

    Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – Тургенев И. С.

    Бах почти заставляет меня поверить в Бога. Роджер Фрай

    Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная. – Ф. Шопен

    Чехов А. П. – Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека.

    Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное. – Ж.-П. Рихтер

    Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. Антон Рубинштейн

    Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств. – Л. Бетховен

    Сюньцзы – Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

    Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. – Лейбниц Г.

    Шекспир У. – Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

    Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, – а не наоборот. – Р. Шуман

    Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие. – Т. Карлейль

    Гейне Г. – Музыка - это стенография чувств.

    Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре. Дэвид Бирн

    Музыка – универсальный язык человечества. – Г. Лонгфелло

    Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь… – Ницше Ф.

    Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все. – И. Эренбург

    Честертон Г. – Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

    Гёте – Музыка - универсальный язык человечества.

    О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слезами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решеткой нашей груди - о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далекие стоны. – Жан Поль

    Р- Багнер – Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если доверится посредственной поэзии.

    Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. – Б. Авербах

    Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Патер

    Толстой Л. Н. – Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

    Эмерсон У. – …Заметь себе, когда несутся дико В степях стада иль молодых коней Лихой табун - они безумно скачут, Ревут и ржут, - то кровь играет в них. Горячая. Но стоит им заслышать Лишь звук трубы или иной какой Звук музыки - как вкопанные станут Мгновенно все, и одичалый взгляд Под силою мелодии прелестной В смирение и кротость перейдет…

    Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача. – Г. Честертон

    Играй всегда так, будто тебя слушает артист. – Р. Шуман

    Г- Гендель – Музыка - в лучшем смысле этого слова - меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.

    Музыка – истинная всеобщая человеческая речь. – К. Ю. Вебер

    Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой. – Анна Сталь

    Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. – Б. Авербах

    Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке? Конфуций

    Аристотель – Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя на час один В нем музыка свершить переворота. Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, Грабителем, души его движенья Темны, как ночь, и, как Эреб, черна Его приязнь. Такому человеку Не доверяй.

    На свете нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. – Ж. Лабрюйер

    Песня подобна нежной мгле, что, поднимаясь с озера, разливается по безмолвному долу. – Оссиан

    Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. – Р. Вагнер

    К. Бебер – Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.

    Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку. Джоаккино Россини

    Лонгфелло Г. – Музыка глушит печаль.

    Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение. Игорь Стравинский

    Разновидность меланхолии, которая меня мучит, словом не передашь. Тут нужна музыка.

    Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Стендаль

    Музыка – высшее в мире искусство. Лев Толстой

    Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. – Жорж Санд

    Б. Арним – Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа.

    Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нем. – Р. Шуман

    Музыка - поэзия воздуха. – Жан Поль

    Гёте И. – Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.

    Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. – Роллан Р.

    А. Бергсон – Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия.

    Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое. – А. Рубинштейн

    Ключевский В. – А та, кого мы музыкой зовем За неименьем лучшего названья, Спасет ли нас?

    Шекспир У. – Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.

    Эмерсон У. – Музыка во время обеда - это оскорбление и для повара, и для скрипача.

    Г. Гауптман – Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.

    Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

    Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.

    

    Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.

    Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

    Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.

    Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.

    А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.

    В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).

    Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.

    В вокальной музыке часто объем и форма темы меньше, чем период. В соответствии со структурой литературного текста, смысловой единицей которого бывает строка, темой произведения становится фраза. В хоровой, особенно полифонической музыке, распеваться может одно слово или короткое словосочетание. Это характерно для духовных сочинений, связанных с каноническими религиозными текстами, например: Alleluia.

    Тема 7. Музыкальный синтаксис

    Понятие синтаксиса (от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи : словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи .

    Мотив → фраза → предложение → период

    Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный (синтаксический) уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения: простейшие композиционные структуры .Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими .

    Элементы музыкального синтаксиса

    A) мотив

    Учение о мотиве (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание) стало активно развиваться с конца XIX века. В то время сложились два подхода. Согласно первому, основой мотива является метрическая сторона или метрический акцент . Согласно второму, в мотиве существенен весь комплекс выразительных средств, так как мотив - это содержательный элемент музыкальной речи.

    В качестве примера синтетического определения мотива можно привести слова С. И. Танеева, крупнейшего композитора и педагога, ученого, ученика П. И. Чайковского: Мотив – “наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и, сохраняющая при повторении ритмическую основу”.

    С тех пор условной нормой протяженности мотива принято считать один такт , хотя в классической музыке существует немало примеров как сверхтактовых (больше такта, чаще двутакты), так и внутритактовых (меньше такта) мотивов. Их границы бывают как ясно слышимые и видимые в нотном тексте, так и слитные. Вероятность появления сверхтактовых или внутритактовых мотивов связана с характером музыки, мелодии, темпом, размером, ритмическими длительностями.

    Однако мотив не сводится к метру и метроритмический подход к разделяли многие крупные ученые XX века. Вот примеропределения мотива Ю. Тюлина:

    В современной учебной литературе также встречается определения обобщающего характера: “Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи”.

    Из теории М. Г. Арановского. Автор оригинальной теории синтаксического строения мелодии исходил “из звуковысотных ценностей” и писал, что главное в мотиве – неповторимость , которая создается звуковысотностью и интонацией . “Такт – только отмеренное для жизни мотива пространство, но не сам мотив”. М. Г. Арановский отмечал, что в классической мелодии жесткая система (ладо-гармоническая, метро-ритмическая, структурно-синтаксическая), свобода и творческая фантазия есть только в интонационной линии. Мелодия состоит из слоя основы или опорных тонов и слоя орнаментики (неопорные тоны, которые связывают, подготавливают, центрируют опорные тоны, например, опевают), иногда они соединены.

    Мотив – единица мелодии с однимтонцентром (опорный тон, центральный в мотиве, может быть выделен разными средствами) и одной ритмической группой.

    Принцип однократности проявляет себя и в других средствах.

    Полный мотив включает три фазы (прецентр, центр и постцентр) или, как иногда говорят: центр мотива – икт, перед ним – пред, икт, после него – пост, икт. Возможен неполный мотив и свернутый(только есть центральный тон). Бывает неделимый мотив – это центральная интонация (тоже вид тонцентра).

    Вывод: если обобщить все ранее сказанное, то мотив – явление синтетическое, главными в нем являются мелодический и ритмическийрисунок , но присутствуют и все другие параметры звучания: гармония, тембр, динамика, артикуляция, регистр и прочие.

    Мотив – это единица музыкальной темы , и особеннопоказателен и важен экспозиционный (начальный) мотив . Работа с мотивами или мотивная техника создают процесс развития в произведении. Хотя стоит отметить, что в большей степени это относится к инструментальной музыке. В вокальных лирических жанрах весома роль более протяженного построения – фразы, что связано с певческим дыханием исполнителя.

    Цезуры. Разбирая синтаксическое строение музыкальной речи, необходимо отметить моменты членения или цезуры (от лат.рубка, рассечение). Они создаются за счет применения специальных ритмических и гармонических средств, разных способов развития, хотя есть цезуры , возникаемые за счет особенностей исполнения: люфтпауз и смены дыхания, свободного темпа. Роль цезуры в музыке не ограничивается только формообразующим моментом, она имеет также выразительное и смысловое значение.