Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Молдавский кризис: Додон отстранён от власти, возможны провокации в Приднестровье. Вокруг приднестровья сгущаются тучи. Трезвый взгляд на происходящее вокруг приднестровья

Краткий анализ ситуаций вокруг Приднестровья от генерала ГРУ Канчукова, чьи прогнозы как правило сбывались, а победы достигались.

(Есть и про Одессу и ТВД Причерноморья, но дискуссию поддерживать не смогу, прошу с этим непосредственно к автору прогноза).

В статье «Удар по Приднестровью» автор сделал хороший анализ текущей обстановки вокруг Приднестровья, созданной усилиями США, их союзниками, управляемыми Молдовой, Украиной, с рассмотрением возможных вариантов дальнейших действий самой Украины и реакции на эти действия России.

Но, не во всем в данном материале можно согласиться, да и выводы, как мне кажется, не в полной мере соответствуют действительности.

Несмотря на то, что на Украине невиданными темпами осуществляется психологическая и информационная обработка населения, и во всех его бедах обвиняется Россия, больше половины граждан Украины все же адекватно воспринимают обстановку.

С другой стороны, население устало от постоянных угроз со стороны своего правительства, действия которого направлены во вред украинскому обществу, начиная от постоянного снижения жизненного уровня населения, до постоянного ожидания апокалипсиса. Оно уже готово к миру, и думаю, будет к нему стремиться. Нужно только немного помочь, так как обстановка уже достигла своего логического завершения.

Что на поверхности, со стороны США и Украины:

Реальные цели и задачи известны, это посредством блокады и дальнейшей агрессии против Приднестровья спровоцировать Россию на ответные действия против Украины, всесторонне побуждая к этим действиям Россию;

Дальнейший развал России на части путем внешнего и внутреннего воздействия, путем ужесточения санкций, конфискации зарубежных активов, активизации пятой колонны, дестабилизации обстановки на границах России, провоцирования Европы и НАТО на вооруженное противостояние с Россией;

ВСУ частично восстановлены и создают наступательные группировки в зоне АТО-1 (Донбасс), частично перебросив силы и средства для создания АТО-2 в Одесской области (информация о создании реальной сухопутной группировки подтверждается с мест);

США, силами армии и ЧВК интенсивно подготавливают силы и средства ВСУ к предстоящим боевым действиям, в том числе и тех сил, которые в основном предназначены для АТО-2 (Приднестровье);

США активно осуществляют помощь в подготовке группировок Молдавии и Румынии для наращивания усилий против Приднестровья.

В первых рядах по дестабилизации обстановки в Приднестровье, провоцирования и создания условий для развязывания агрессии будут сотрудники частных военных компаний США, которые не выполнили ранее оплаченное задание по дестабилизации Приднестровья. А отрабатывать уже оплаченную работу все равно нужно.

Здесь следует отметить, что первыми, после действий ЧВК, начнут агрессию именно молдавские формирования, а уже потом им на помощь придет группировка ВСУ, которая будет бить в тыл обороняющимся войскам ОГРВ и Приднестровья.

В целом создание группировок войск подходит к завершению и удар можно ожидать в самое ближайшее время. Так как даже часть средств, прежде всего артиллерия ВСУ переброшены в Одесскую область.

Командование ВСУ, оценивая общую обстановку предполагает, что сил и средств, сосредоточенных в АТО-1 достаточно для удержания фронта на всех направлениях, а с развязыванием АТО-2 в Приднестровье, возможно и проведение наступления на одном - двух направлениях, думаю, что в первую очередь на Донецком направлении.

Таким образом, по их расчетам, в случае не втягивания России в конфликт, в течение июня–июля месяца одновременно решается вопрос и по Приднестровью, и по ДНР и ЛНР.

Что предпринято со стороны России:

Значительно усилена группировка войск в Крыму, в том числе и авиационная, а в совокупности с авиационной группировкой ЮВО, позволяющая полностью контролировать всю акваторию Черного моря и прилегающих государств, в том числе и стран НАТО;

Осуществлено частичное усиление ЧФ поставкой кораблей с КФ и береговых ракетных комплексов, в том числе и перенос срока ремонта флагмана ЧФ крейсера «Москва»;

На территории ДНР и ЛНР с помощью «отпускников», «северного ветра» и людей с «позывными» завершено формирование 1-го и 2-го Армейских корпусов со всеми средствами усиления, включая значительные резервы;

Отработаны вопросы применения соединений ВДВ по передислокации, проведению десантных операций, во взаимодействии со спецназом, захвату и удержанию аэродромов, перегруппировке значительных сил и средств сухопутной группировки на значительные расстояния в условиях противодействия разрозненных сил противника;

Не могу утверждать, но думаю, что вопросы блокирования и контроля территории, работы с местными органами власти и населением, борьбой с ДРГ противника, ведению встречного боя, преследованию, блокированию и ликвидации окруженных группировок войск, организации и оборудованию блокпостов, и организация их боевой работы, отработаны в полном объеме;

В полном объеме и успешно отработаны вопросы гуманитарной помощи с использованием гуманитарных конвоев;

Отработаны вопросы ПРО и противодействия ударам авиации, с использованием всех систем ПВО, в том числе и войсковой ПВО;

Группировки войск Западного военного округа отработали возможные действия по реагированию на обстановку в Арктике, на Севере, в Карелии, на Ленинградском и Московском направлениях;

Группировки войск Центрального военного округа отработали вопросы переброски войск и проведения совместных десантных операций;

Группировка войск Южного военного округа отработала вопросы оказания содействия отражению возможной агрессии и решению других специальных задач;

Группировка ВДВ отработала действия на незнакомой местности, вопросы перегруппировки на большие расстояния с использованием ВТА и своим ходом, вопросы захвата аэродромов и проведения специальных операций.

Думается, что не все недостатки устранены, но работа продолжается.

И в завершение, Президентом РФ подписаны изменения в Указ о гостайне: «Президент России Владимир Путин отнес к государственной тайне сведения Минобороны РФ о потерях во время проведения спецопераций в мирное время».

Таким образом, проведенный комплекс мероприятий позволяет Вооруженным Силам России решить весь комплекс задач по оказанию содействия ОГРВ в Приднестровье и решить другие важные задачи.

Все эти выводы на основе открытых источников, позволяют сделать некоторые предположения.

1. Да, США захватили власть не только в Молдавии и Украине, но и в республиках Прибалтики, в странах бывшего соцлагеря и некоторых других государствах, включив их в блок НАТО, и пытаются навязать свой контроль странам бывшего СССР. Это факт, но противостояние этому идет. Причины данного поражения не тема для этого разговора, они описаны многими, даже с возможным прогнозом развития дальнейшей обстановки в мире.

2. Не всегда нужно идти и в политике, и в военном деле прямой дорогой, так как задач много и они порой так сильно переплетены, что одно действие может оказать решающее влияние на победу, и оно же может спровоцировать полный разгром. Как на войне, гибель ста военнослужащих может спасти жизни тысячам мирных жителей, как было в Южной Осетии, а может нанести моральный вред армии и она не сможет решить поставленную задачу, как это было с ВСУ и под Иловайском, и под Дебальцево.

3. Таким образом, в случае с Приднестровьем нам нужно, чтобы первое действие было со стороны Молдовы. Но и при этом не следует ожидать, что Россия будет отвечать напрямую. А вот как только в боевые действия включится Украина со стороны Одессы, вот тогда последует ответ со стороны России. Объяснять, что данные действия России будут всецело оправданы со стороны ЕС и всего мирового сообщества, не стоит, так как доказать что Россия в этом случае агрессор не представляется возможным, и все усилия США окажутся в очередной раз напрасными.

4. Какой из двух описанных в статье вариантов выберет Россия? Как пишет автор, первый вариант: » пробитие сухопутного коридора от Ростова в Приднестровье - это полный идиотизм»
Второй вариант: «Высадка десанта в Одессе и марш бросок к Приднестровью. Вероятность чуть выше, чем у сухопутного коридора, но»

Считаю, что в данных условиях будет использовано оба этих варианта, и сухопутный удар в направлении Одессы, и десантная операция.

Первый вариант позволяет в полной мере обеспечить сухопутный коридор в Приднестровье, попутно решив вполне легально задачу по обеспечению сухопутного коридора и в Крым.

Второе - уже всем давно стало ясно, что решение вопроса с Украиной не может быть мирным, так как гражданская война, развязанная на Украине США, не может вот так закончиться миром на полпути, при активном противодействии самой Украины этим мирным процессам. Если президент Порошенко в каждом своем интервью говорит о российской агрессии, и о том, что он будет сражаться до последнего украинца, то что можно ожидать в мирном процессе? Только одно, дальнейшее обнищание украинского народа, и прежде всего на Востоке Украины.

Минские договоренности были направлены не на слив Новороссии, тогда бы, не создавались 1-й и 2-й армейские корпуса, а на обеспечение победы в этой гражданской войне тех сил, которые на стороне России.

Третье - только такие активные действия будут способствовать смене власти в юго-восточных областях, законному переходу в наступление ВСН и освобождению территорий Донецкой и Луганской областей, и развалу фронта ВСУ в АТО-1.

Второй вариант, является самым загадочным и результативным. Ведь автор рассматривает только морской десант в Одессу, который исключать нельзя. Но ведь есть еще и воздушный десант по захвату и удержанию аэродромов, для обеспечения переброски на них главных сил десанта. Раньше говорили, нужно захватить почту, телеграф, а сегодня, главное захватить и удержать аэродром и еще пару объектов. Как спланирован и как будет осуществляться данный вариант, это вопрос к Генеральному штабу РФ и к штабу ВДВ. Думаю, что отработаны различные варианты оказания помощи миротворцам в Приднестровье.

5. Таким образом, нельзя полностью согласиться, что Россия, при нападении Украины и Молдовы на Приднестровье, откажется от активных действий. Все всё понимают, отказ от Приднестровья, это политическая смерть России, а не лично одного или нескольких человек в ее руководстве.

6. Вариантов замысла действий российских войск и армии ВСН в ходе развязанной Молдовой и Украиной агрессии против Приднестровья может быть несколько.

7. Итак, в Приднестровье:

Развязывание агрессии будет спровоцировано действиями американских ЧВК по мирным объектам и базам миротворцев, в том числе и по военным складам. Здесь обороняющейся стороне нужно учитывать, что все ответные действия воинских организмов сотрудниками ЧВК изучены и спланированы мероприятия по противодействию таким действиям.

Действия будут нацелены на захват заложников среди мирных граждан и семей военнослужащих, на огневое воздействие по казармам, местам расположения и несения службы, паркам боевых машин, минирование маршрутов выдвижения подразделений усиления к объектам охранения, районам обороны. В обязательном порядке будут организованы засады против руководства республикой и командования ВС, засады на маршрутах выдвижения войск, противодействие посредством РЭБ системам управления и связи, и другие провокации, направленные на дезорганизацию обороны с первых часов боевых действий.

Возможно, будет осуществлено (под видом российских миротворцев) и нападение на молдавских военнослужащих и наблюдателей с Украины, которые находятся в Приднестровье. Пожертвовать данной категорией для решения глобальных задач, и их легализация таким путем, не представляется невыполнимым заданием.

Есть основание полагать, что ВС Молдовы и Румынии будут всячески затягивать начало активных действий со своей стороны, понимая всю меру ответственности и последствий, а вот ВСУ способно развернуть активные действия с первых минут получения команды на агрессию.

ВС Приднестровья и ОГРВ в этих условиях нужно продержаться от одних до трех суток, и помощь со стороны России придет в полном объеме.

8. В случае агрессии Украины и ее союзников в отношении Приднестровья, Россия, мне думается, будет действовать с самыми решительными целями, защищая и своих миротворцев и население Приднестровья.

И это не агрессия, это защита мирного населения Приднестровья, Восточной Украины и граждан России. Просто есть некий предел, переходить через который государство, если не желает своего разрушения, не может. И такой чертой и является Приднестровье, и не только в отношении Украины или России, а и равносильно, в отношении Европы и США.

В ходе операции одновременно будут задействованы все силы и средства ВВС, ЧФ, ВДВ, сухопутной группировки, действия морских и воздушных десантов при самой активной поддержке сил ССО и спецназа, средств РЭБ.

Важную роль в данной операции играют специальные средства информационного обеспечения и кибероружие.

В ходе планирования и подготовки любой операции могут быть предусмотрены и отдельные специальные задачи по обеспечению безопасности мирного населения и специальных объектов, так и в этой операции возможны такие мероприятия;

Возможно, сегодня США не выгодно активизировать боевые действия на Украине, а использовать процесс «не мира - не войны» в дальнейшем для активизации афганского наркотрафика в Европу через порт в Одессе, или для переброски новых вооружений на Ближний Восток, для подконтрольной ИГ.

Для оценки и составления прогноза по такой сложной теме, не достаточно владеть общей информацией, необходима отличная инсайдерская информация. Но порой и ее нельзя использовать, чтобы не навредить.

Хочется надеяться, что будет принято правильное решение, подкрепленное отличным замыслом и прекрасным исполнением.

Сергей Канчуков ,

генерал ГРУ

Узкий мост

Сможет ли Россия поддержать Приднестровье с воздуха

Верховная Рада Украины объявила о расторжении ряда соглашений о военном сотрудничестве с Россией. Под удар попали и договоренности о транзите военных грузов в Приднестровье. Одновременно Молдавия ужесточила режим пропуска российских военных через аэропорт Кишинева. Эти действия поставили перед российским военным руководством один из самых сложных вопросов за последние годы.

Двойное назначение

Российские военные в Приднестровье представлены батальоном международного контингента миротворческих сил, в который, помимо российского, входят также приднестровский и молдавский батальоны. Численность всех трех подразделений примерно одинакова - около 400 человек в каждом. Миротворческий контингент несет службу уже более 20 лет в соответствии со статьей 2 заключенного летом 1992 года соглашения «О принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Камнем преткновения, однако, стала вторая часть российской группировки, а точнее войсковая часть 13962, более известная широкой публике как ОГРВ - Оперативная группа российских войск в составе двух мотострелковых батальонов, батальона охраны и вертолетной группы. Общая численность ОГРВ - чуть более тысячи человек.

Этот, по сути, последний осколок 14-й общевойсковой армии ВС СССР сегодня главным образом занимается охраной складов в приднестровском селе Колбасна, а также выступает в роли негласного подкрепления для российского батальона миротворческого контингента.

Основанием для присутствия ОГРВ на приднестровской земле служит все то же соглашение о принципах мирного урегулирования, а точнее статья 4, предусматривающая нейтралитет частей 14-й армии, размещенных в Приднестровье. Там же указано, что сроки вывода этих частей из Приднестровья должны быть определены в ходе переговоров между Россией и Молдовой.

Скромная численность группировки не должна обманывать. С военной точки зрения она сегодня представляет собой серьезное препятствие для любой армии региона. С политической - атака против вооруженных сил России означает неизбежный ответ, что было доказано, в частности, 8 августа 2008 года. Тем не менее естественное сокращение группировки в силу того, что сегодня транзит российских военнослужащих в Приднестровье работает только в одну сторону (всех убывающих в Россию выпускают, не пропуская никого из направленных на службу в ОГРВ), грозит группировке быстрым, в течение нескольких месяцев, исчезновением.

Этот вариант развития событий Россию устраивать не может. Республику, лишенную российского щита, Кишинев наверняка вновь попытается подчинить себе силой. Серьезность последствий удара по репутации России как страны, способной защитить свои интересы (при необходимости - любыми средствами), очевидна.

Игра на нервах

Пока можно указать на несколько способов, имеющихся в распоряжении России для поддержки ОГРВ на тот случай, если блокада с молдавской и украинской стороны не будет снята. Первый, наиболее простой, - возобновление гражданского воздушного сообщения с Приднестровьем через аэропорт Тирасполя (бывший военный аэродром), способный принимать большую часть имеющихся региональных и среднемагистральных лайнеров. Организация регулярных полетов в Приднестровье «Аэрофлотом» или любой другой российской авиакомпанией даст канал переброски, де-факто не контролируемый Кишиневом.

Непризнанный статус ПМР и отсутствие у республики прямой границы с Россией или с нейтральным воздушным пространством могут серьезно ограничить применение этого сценария. Конечно, последуют дипломатические демарши различного толка. Если же Украина запретит полеты российских авиакомпаний в Тирасполь, последуют ответные меры в отношении украинских перевозчиков. Верховную Раду с ее революционным популизмом это может и не интересовать, но украинская исполнительная власть в целом ведет себя слишком прагматично для подобных шагов.

Тем не менее жесткий сценарий отнюдь не исключен. Тогда придется рассматривать уже военные способы доставки людей и грузов. Технически тут нет проблем. Все необходимое для группировки можно перебрасывать буквально несколькими рейсами самолета типа Ил-76 еженедельно. Вопрос в другом: самолет, следующий в чужом воздушном пространстве без разрешения, является законной военной целью.

Фактически это приведет к новому раунду игры на нервах между РФ и Украиной, проигрыш в котором означал бы серьезное политическое поражение. Прецеденты известны. В частности, транспортные самолеты ВВС Ирана продолжают полеты в Йемен, несмотря на периодические попытки ВВС Саудовской Аравии перехватить их. Довести перехват до результата саудовское руководство оказалось не в силах: оказаться виновником войны с Ираном ни один саудовский офицер не захотел, а на приказы о смене курса иранские пилоты не реагировали.

Сработает ли подобная логика в случае с Украиной, сказать сложно. Ход в игре пока в любом случае за Россией, которой предстоит принимать решение с учетом третьей стороны конфликта. Денонсация Украиной соглашения с Россией о военном транзите и ужесточение режима пропуска военнослужащих через Молдавию совпало с очередным усилением присутствия сил НАТО в соседней Румынии, где еще годом ранее была размещена небольшая группа самолетов-истребителей ВВС Канады.

Шесть CF-18 Hornet, равно как и любой состав их сменщиков, сами по себе не делают погоды, но сам факт регулярного присутствия западных боевых самолетов в регионе, особенно - при поддержке «летающих радаров» Е-3 и прочих инфраструктурных элементов, определяющих мощь современных ВВС, говорит о том, что градус противостояния вокруг Приднестровья может возрасти довольно быстро и весьма сильно. Вопрос, насколько далеко стороны готовы зайти в этом противостоянии, остается открытым.

Илья Крамник

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но тем не менее - Украина и Молдова рвутся стать полноправными субъектами Евросоюза. Параллельно из Бухареста доносятся страстные речи о грядущем объединении Молдовы и Румынии по воле то ли румынского народа, то ли румынского премьера. Главный человек Приднестровья Евгений Шевчук побывал в Москве и рассказал о больших трудностях, с которыми столкнулась непризнанная республика.

Совершенно очевидно, что тёмные мировые силы выбрали Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве очередного объекта, оказавшегося в полосе геополитического противостояния с Россией. На стороне тёмных сил - правительства государств Евросоюза, пляшущие под дудку не только бюрократов из Брюсселя, но и Вашингтона. Тот же танец танцуют и политики из Молдовы и Украины. Американская музыка нравится, видимо, многим. А вот музыка российская, в отличие от советской, мало кого впечатляет.


Несчастные приднестровцы находятся фактически в экономической блокаде. Некоторые их соседи, да и значительная часть так называемого мирового сообщества объявила им бойкот. Несуществующий референдум в Косово, о котором не столь давно заявил мистер Обама из Белого дома, - это волеизъявление «косовского народа», а вот реальный референдум в Приднестровье (2006 г.), на котором за присоединение к России проголосовало более 97% избирателей, - это словно бы ничто. Видимо, потому, что за Тирасполем виднеется Москва, а Москва, как всем теперь известно, Запад разлюбила. В отличие от Кишинёва или Киева, которые Брюсселю ботинки готовы чистить.

В нынешнем политическом конфликте между Западом и Россией, обострившемся из-за ситуации на Украине, Европа и США используют все средства для дестабилизации региональной обстановки. И Приднестровье, которое и без того не похоже на сущий рай, для решения империалистических задач годится как нельзя больше.

Именно поэтому «международное сообщество» нисколько не взволновано тем, что происходит на границе Приднестровья (где украинцы окапываются и куда они же подводят тяжёлую военную технику), а также внутри непризнанной республики. Не слышно ни голосов ОБСЕ, ни ООН, ни каких-нибудь именитых «правозащитников» и борцов за права хомо сапиенс. Чревовещателей открытой мировой экономики и либеральных проповедников конкуренции тоже что-то не слыхать. Все как воды в рот набрали!

Между тем в Приднестровье сложилась кризисная ситуация. Президент ПМР даже оставил все дела и прибыл в Москву. Чтобы рассказать о том, как и чем живёт республика.

Выступая на пресс-конференции, на которой ему задавали вопросы представители крупных СМИ, товарищ Шевчук заявил, что Молдавия нарушила обязательства по Московскому меморандуму, подписывая соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

«Согласно этому меморандуму, заключённому на высшем уровне в присутствии представителей ОБСЕ, - приводит его слова , - Молдавия должна была принимать решение по согласованию с Приднестровьем».

Шевчук заявил, что соглашение об ассоциации не учитывает интересов приднестровских товаропроизводителей. «Мы заинтересованы в интеграции с Таможенным союзом и пытаемся выстраивать свои отношения в этом направлении, хотя, конечно же, готовы сотрудничать со всеми странами и рынками», - уточнил президент ПМР.

Также Приднестровью не нравится отсутствие публичности в действиях Молдавии и Румынии в сфере безопасности. Кишинёв и Бухарест недавно подписали соглашение о сотрудничестве в военной области. И положения документа, полагает Шевчук, «допускают участие румынской армии в некоторых операциях на территории Молдавии». Разумеется, у руководства Приднестровья это вызывает «вполне обоснованные опасения».

В дополнение к этому раздаются призывы о выводе российских миротворцев из региона. По мнению Шевчука, необходимо найти политическое решение урегулирования ситуации, и только затем «можно будет говорить об этом, а сейчас это только дестабилизирует обстановку».

Что касается непростой экономической ситуации ПМР, то президент отметил, что республика хотела бы увеличивать экспорт в Россию. Однако ПМР не хватает инвестиций.

«В настоящее время на долю России приходится 16% приднестровского экспорта, - сказал Шевчук. - В рамках межведомственных контактов достигнуты договоренности об увеличении поставок, объём которых за первые восемь месяцев текущего года возрос на 24%. Мы надеемся вернуться на российский рынок прежде всего с нашими высококачественными продовольственными товарами, но для переориентации потребуются дополнительные капиталовложения, связанные с изменением товарных групп, которые были бы востребованы в России».

Кризисная ситуация в экономике региона связана с решением молдавских властей. Президент напомнил, что в 2006 году Молдова изменила режим экспорта приднестровских товаров с целью перенаправления потока продукции с востока на запад. Итог для Приднестровья оказался предсказуемо печальным: торговля с Россией и странами СНГ резко сократилась, экономика Приднестровья понесла убытки (в сумме за все истекшие годы - 480 млн. долларов). Особенно этот рукотворный кризис ударил по транспортным предприятиям, осуществлявшим международные грузоперевозки. А теперь ещё и конфликт на Украине. В итоге в Приднестровье захирела приграничная торговля, упал товарооборот, сократились бюджетные поступления.

У ПМР из-за фактической блокады республики нет уже денег платить за российский газ по рыночным ценам.

«Что касается поставок газа и расчётов, хочу сказать, что из-за экономических условий, в которых находится Приднестровье, из-за политики постоянных экономических ограничений и давления на Приднестровье, у нас нет достаточных экономических ресурсов для того, чтобы в полном объёме рассчитываться за поставляемый газ по рыночным ценам», - цитирует его слова, сказанные на пресс-конференции, .

«Мы как надлежащие партнёры готовы при деблокировании приднестровской экономики перейти к программе перехода на расчёты по рыночным ценам за газ, поставляемый из России в Приднестровье. Для этого нужно всем участникам переговорного формата, не только РФ, но и Молдавии, Украине и ОБСЕ как участнику переговорного процесса, и ЕС создать для экономики не какие-то преференционные, а обычные условия для транзита наших грузов», - уточнил президент ПМР.

Если в Одесской области проводят «субботники» по рытью окопов, то в Приднестровье субботники направлены на украшение городов. Приднестровцы не роют окопов, сказал президент, а обустраивают жизнь.

Рассказал глава ПМР и о сложной политической ситуации, сложившейся вокруг евроинтересов Молдовы.

«Что касается Молдовы, то, как известно, у них сейчас политические мероприятия проводятся в рамках выборов. Очевидно, что Молдова идёт по пути всё большей интеграции с Румынией. Множество различных советников появляется в силовых министерствах в Молдове, в том числе и в министерстве обороны, и в службе безопасности информации. Сейчас уже прибывают советники министерства внутренних дел Румынии. Не знаю, что они там советуют, но в последнее время почему-то обостряются взаимодействия между Тирасполем и Кишинёвом. Как известно, возбуждаются уголовные дела против наших должностных лиц. Буквально недавно Молдова заблокировала выдачу сертификатов для наших сельхозпроизводителей, а также предпринимает ряд иных недружественных действий в отношении Приднестровья. Но мы очень надеемся, что это никак не связано с тем, что некоторые политические силы в самой Молдове придумали для себя парадигму, в рамках которой они хотят переключить внимание из проблем внутри Молдовы на проблемы обострения ситуации между Тирасполем и Кишинёвом. Надеемся, что пройдут выборы, и ситуация стабилизируется. Пока Приднестровье активно не реагирует на провокации».

Опасения Шевчука по поводу сближения Молдовы с Румынией имеют под собой основания. Напомним, румынский премьер-министр Виктор Понта 14 сентября заявил, что не позднее 2018 года может быть совершено «второе великое объединение Румынии». Понта - это человек, который решил сменить Траяна Бэсеску на посту президента. Выборы в Румынии пройдут скоро - 2 ноября.

На встрече с активом румынской Социал-демократической партии в городе Алба-Юлия г-н Понта прямо заявил, что Молдавия станет частью румынской территории.

В российском МИДе возмутились: «Из откровенных призывов кандидата на пост президента Румынии «совершить второе великое объединение к 2018 году» ясно следует, что определённые политические круги в Бухаресте по-прежнему питают аннексионистские планы в отношении соседней суверенной нейтральной страны».

Весьма, впрочем, сомнительно, чтобы подобные «аннексионистские планы» осуществились. Если румыны не прочь разжиться молдавскими территориями, то молдаване вовсе не горят желанием стать румынами. Несколько сотен тысяч граждан с румынскими паспортами - это все, кто уже «проголосовал» за «Великую Румынию». На самом деле эти люди просто ищут работу в странах Евросоюза.

Что до блокады Приднестровья, которое желает сближаться с Россией, то есть ведь свежие исторические примеры. Одним из итогов украинского кризиса явилось возвращение Крыма в Россию. Ущемление, зажатие в экономических тисках Приднестровья рано или поздно приведёт к адекватной реакции, и приднестровцы вновь поднимут вопрос о ПМР как части Российской Федерации.

Напомним, ещё в марте текущего года Верховный совет ПМР предложил Государственной думе России разработать закон, который позволил бы принять республику в состав РФ.

3 марта Украина изменила таможенный режим на границе с Приднестровьем. Как заявил премьер-министр Украины Юрий Ехануров, грузы из самопровозглашенной Приднестровской республики будут пропускаться через украинскую территорию лишь с молдавским штампом. На границе скопилось большое число грузов, которые не могут выйти за пределы Приднестровья, а власти самой непризнанной республики начали блокирование украинских грузов, идущих через ее территорию. Все это происходит на фоне провала переговоров с президентом ПМР Игорем Смирновым по плану урегулирования приднестровского конфликта. Вокруг республики развивается кризис, и Россия остается единственной стороной из посредников, поддерживающих власти Приднестровья.

Корни нынешней ситуации лежат в 2003-2004 годах. Именно в течение этих двух лет «программировалась» нынешняя ситуация вокруг Приднестровья. Постепенно можно было наблюдать развитие трех процессов. Во-первых, резко ухудшившиеся отношения Москвы со всеми посредниками в процессе урегулирования приднестровского конфликта, а также с Молдавией. Во-вторых, перехват инициативы урегулирования Западом. В-третьих, потеря Москвой части рычагов оказания помощи режиму Смирнова. Все это стало следствием цепочки событий, которые следовали одно за другим.

Первое событие – это провал «плана Козака» в 2003 году. Напомним, что в середине ноября 2003-го тогда еще заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Козак озвучил план урегулирования приднестровской проблемы, согласовав его с руководством Молдавии и Приднестровья. План предусматривал демилитаризацию Молдавии, сохранение российского военного присутствия в Приднестровье до 2020 года, федерализацию страны, сохранение в Приднестровье всех атрибутов автономной власти (институт президентства, правительство, Верховный Совет), заметную экономическую самостоятельность территории. Когда план уже был готов к подписанию всеми сторонами, а российский президент должен был прибыть в Кишинев для участия в церемонии, весь процесс оказался сорван из-за отказа Воронина. В действительности этот отказ был связан с тем, что Россия хотела совершить «блицкриг», предложив без согласования с ОБСЕ (потому что российский план был неприемлем для ОБСЕ) собственный план. Однако Воронин в данном случае не мог выступить самостоятельной фигурой и после давления ОБСЕ от российского плана отказался.

С этого момент отношения между Москвой и руководством Молдавии сильно ухудшились, и в дальнейшем именно срыв «плана Козака» стал причиной растущей «политической несовместимости» лидеров двух стран. Окончательно отношения Молдавии и России испортились на фоне парламентских выборов, когда Кремль фактически поддержал оппозицию - блок «Демократическая Молдова», - а Воронин окончательно изменил позицию на прозападную и антироссийскую. Фактически сама власть в Молдавии была вынуждена стать «оранжевой», для того чтобы не допустить усиления оппозиции. В то же время те политические силы, на которые делала ставку Москва, в значительной степени потеряли свою дееспособность после формирования правительства (блок «Демократическая Молдова» распался).

Тогда же в сфере приднестровского урегулирования испортились отношения России с Европой. В дальнейшем на фоне «оранжевой революции» в Украине конфликт между Россией и ОБСЕ начал эскалировать. Смена власти в Украине привела к целому «букету» последствий.

Первое – ухудшение отношений России с самой Украиной, которая стала заинтересована в налаживании отношений с Западом часто вопреки интересам России. Виктор Ющенко начал претендовать на роль регионального лидера на постсоветском пространстве, переориентировался на Запад. В прошлом году Украина предложила собственный план урегулирования приднестровской проблемы, который был в большей степени удобен Молдавии. Он лег в основу окончательного варианта, по которому до 28 февраля и велись переговоры. В середине прошлого года парламент Молдавии одобрил совместимый с «планом Ющенко» законопроект, в соответствии с которым Приднестровью предоставлялась автономия и статус республики без институционализации влияния руководства республики на общегосударственную молдавскую политику. Происходила передача в собственность Молдавии природных ресурсов, движимого и недвижимого имущества, находящиеся в регионе, демилитаризация Приднестровья и фактически «принудительная демократизация» непризнанной республики. План противоречил интересам России, так как требовал вывода войск, лишал экономической и политической самостоятельности Приднестровье.

Второе – рост конкуренции между Россией и Западом на постсоветском пространстве. Вследствие этого резко ухудшились отношения между Россией и США – еще одним посредником в приднестровском конфликте. Именно после украинского политического кризиса США существенно изменили отношение к Москве. Сейчас конкуренция проявляется в целом наборе конфликтов: вокруг Белоруссии, Грузии, а теперь и в Приднестровье. Так, США официально поддержали решение Украины ввести фактически экономическую блокаду непризнанной республики.

Третье – ухудшение отношений с ОБСЕ. Россия обвиняет организацию в предвзятости, двойных стандартах и настаивает на ее реформировании. Если в целом с Европой отношения у России более или менее выстроенные, то в отношениях с ОБСЕ проявился в концентрированном виде весь комплекс непонимания между Россией и Европой. Приднестровская проблема стала здесь одной из самых острых.Четвертое - усугубление кризиса отношений с Молдавией, которая, опасаясь использования «оранжевых технологий», повернулась к Западу, о чем речь шла выше. В этих условиях продвижение российских инициатив стало намного более затруднительным.

К началу этого года все условия для развития нынешнего кризиса были созданы. «Последней каплей» стал провал украинского плана мирного урегулирования за столом переговоров. 28 февраля в Тирасполе прошел очередной раунд переговоров в формате «5+2», закончившийся безрезультатно. Делегации не подписали заключительный протокол, ограничившись совместным заявлением. В нем выражено сожаление в связи с тем, что не достигнуто согласия ни по одному пункту повестки дня. Нет договоренности и о дате следующих переговоров. Возникшие в середине 2005 года надежды на «принудительную демократизацию» провалились: на выборах в декабре прошлого года победила оппозиция Смирнову, но официально настроенная не менее антимолдавски (любые промолдавские настроения в современном Приднестровье равносильны предательству). Дальнейшее развитие событий могло развиваться по двум сценариям: либо коррекция плана урегулирования приднестровского конфликта с учетом интересов России и режима Смирнова, либо стратегия «навязывания» принятого плана. Молдавией и Украиной. При поддержке Запада выбран второй сценарий. Ключевую роль здесь сыграла позиция Украины.

Принятие Украиной решения об изменении таможенного режима не является однозначным. Неслучайно, что Ющенко тянул с принятием этого решения (по соглашению с Молдавией, оно должно было быть принято 25 января). По большому счету, это вынужденное решение Украины, которая имеет «моральные обязательства» перед Западом и Молдавией, принявшей ее план. Во-первых, в Приднестровье 25% населения составляют украинцы, которые могут уже сейчас почувствовать все негативные последствия от решения Украины. Для того чтобы избежать электоральных последствий перед парламентскими выборами, намеченными на 26 марта, Виктор Ющенко добился принятия решения не создавать на территории Приднестровья избирательных участков. А это в свою очередь дает оппозиции повод для обвинений украинской власти в «предательстве» интересов соотечественников в пользу интересов Запада. Кроме того, это может оказать негативное влияние на уровень легитимности результатов выборов.Во-вторых, украинские грузы стали жертвой ответных действий Приднестровья, и украинский бизнес вынужден был нести потери за счет объезда украино-приднестровской границы.

В-третьих, решение украинских властей негативно скажется на российско-украинских отношениях. Именно «газовые соглашения» впервые с момента победы «оранжевой революции» положили начало новому формату отношений между Россией и Украиной. Из всей дееспособной политической элиты Украины Виктор Ющенко оказывается наиболее конструктивной фигурой, в которой теперь заинтересована Москва. Сам Ющенко понимает, что ухудшение отношений с Россией может возобновить «газовую войну», тем более что Киев остается в подвешенном состоянии до середины этого года (цена в 95 долларов определена только на полгода). Показательно также, что ранее считавшаяся пророссийской силой Партия регионов во главе с Виктором Януковичем в приднестровском конфликте занимает, на первый взгляд, сторону Москвы. Как заявил Янукович, организуя экономическую блокаду Приднестровья, «оранжевая власть» проводит политику в ущерб интересам народа Украины. Однако это связано вовсе не с тем, что Янукович считается пророссийским политиком, а с электоральными интересами Партии регионов (около 85% украинских избирателей Приднестровья на выборах президента проголосовали за лидера Партии регионов). И теперь Партия регионов выступает за то, чтобы все же разрешить им принять участие в голосовании.

Таким образом, на сегодняшний момент касательно приднестровского конфликта Россия не имеет ключевой поддержки Украины, как это было при Леониде Кучмы, расходится в позициях с Молдавией, а также ОБСЕ и США, однозначно поддержавших решения Молдавии-Украины.

Приднестровье в нынешних условиях апеллирует к России, которая значительно ограничена в ресурсах поддержки, не считая наличия на территории непризнанной республики своих войск. Госдума осудила действия Украины, обвинив страну в введении «экономических санкций» против Приднестровья и в нарушении соглашения 1997 года (оно предусматривает право Приднестровья на самостоятельную ВЭД). Россия делает акцент на гуманитарной проблеме, защите прав соотечественников, рисках начала вооруженного противостоянии и критике решения Украины за экономическое давление на Приднестровье. Молдавия же обвиняет Россию в неадекватности. Представитель МИДа России Валерий Кеняйкин предложил созвать в Москве экономическую конференцию с участием России, Приднестровья, Молдавии и Украины. Тем самым, Москва хочет сузить круг переговорщиков по таможенной проблеме, отделив ее от приднестровского урегулирования. Однако маловероятно, что на это пойдут Украина и Молдавия, так как их позиция состоит в том, что принятое решение – это их исключительно двустороннее дело.Тем временем ситуация быстро накаляется. Транзит грузов блокирован с обеих сторон: Приднестровье не пускает украинские товары, а Украины – приднестровские. Молдавия утверждает, что 90% предприятий уже имеют молдавскую регистрацию, и проблема искусственно создается Игорем Смирновым, якобы распорядившимся об остановке заводов и проведении митингов. ОБСЕ и Еврокомиссия резко раскритиковали действия Приднестровья. Напряженность связана с тем, что новый таможенный режим для приднестровских товаров является фактически принудительным восстановлением молдавского суверенитета над экономикой Приднестровья. Непризнанную республику, тем самым, встраивают в молдавскую государственность. Аналогичная тактика использовалась и Грузией в отношении Абхазии.

Теперь исход ситуации зависит во многом от двух факторов. Первый – как поведет себя приднестровская бизнес-элита. Либо она смирится с временными коммерческими потерями и останется антимолдавской с расчетом сохранения своего, как правило, «теневого» бизнеса, который может гарантировать только режим Смирнова. Либо она согласится на легализацию (а решается судьба именно нелегальных для Молдавии предприятий), оценив ее более дешевой, чем существование в условиях блокады. Второй фактор – это настроения населения, которые будут определяться в том числе и тем, кого оно признает виновным в ухудшении ситуации в республике: Смирнова или Запад. Пока ситуация склоняется в пользу второго варианта.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Обзорная статья о ситуации вокруг Приднестровья после начала войны на Украине.

Приднестровье - «кость в горле» Украины и НАТО

Стратегический пат на Донбассе, проявляющийся в бесконечной позиционной войне под вывеской Минских соглашений, и нарастающая в стране руина заставляют киевский режим проявлять театральную внешнеполитическую активность, призванную отвлечь внимание населения Украины от гражданской войны, провальной социально-экономической политики и неспособности реализовать те обещания, которые Порошенко и Кº давали в 2014 году. Важную роль в реальной, а не декларативной активности украинской политики играет приднестровское направление, которое рассматривается Киевом как еще один фронт «борьбы с Россией».

Проблематика Приднестровской молдавской республики (ПМР) в контексте украинского кризиса тесно увязана с идеей расширения НАТО на восток. После принятия в Альянс большинства стран, находившихся в Организации Варшавского договора, на повестку дня встал вопрос втягивания в НАТО и бывших республик СССР. Этот проект реализовывался не только на территории Прибалтики, Украины и Грузии, но и на территории Молдовы. Естественно, что это продвижение к границам РФ вызывало беспокойство Кремля, которое не раз озвучивалось официально, но не было принято во внимание, так как Запад не считал нужным держать обещание, данное Горбачеву, не продвигать НАТО на восток. Расширение Альянса и втягивание бывших республик СССР в орбиту активной антироссийской политики, естественно вело к нарастанию конфликтного потенциала отношений между Россией и ее соседями. Это проявилось в деградации отношений РФ и прибалтийских лимитрофов, агрессии Грузии против Южной Осетии и последовавшей за этим «Олимпийской войне», мини-майдане в Молдавии с фактическим отстранением от власти оппортунистов из местной компартии, и, наконец, в государственном перевороте на Украине.


В случае с Грузией, Украиной и Молдовой существует проблематика территориальных споров, которые препятствуют прямому втягиванию этих стран в структуры НАТО. Как отмечалось в одном из докладов Stratfor 2015 года, Россия за счет управляемого процесса в замороженных конфликтных точках препятствует реализации стратегии по поглощению бывших республик СССР военными структурами НАТО. Отсюда и настойчивые попытки евроатлантических элит вынудить Россию отказаться от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, прекратить поддержку ЛДНР, вернуть Крым Украине, вывести войска из Приднестровья и согласиться на объединение Молдовы в духе поглощения ГДР ФРГ. Речь, как не трудно догадаться, идет о борьбе за сферы влияния на территории бывшего СССР между РФ и НАТО. Риторика про выгоды «евроинтеграции» или Таможенного союза является производной от этой военно-политической борьбы.

Украина рассматривает ситуацию вокруг Приднестровья как один из инструментов политико-экономического давления на Россию, пользуясь тем, что со стратегической точки зрения ПМР и развернутая там Оперативная группа российских войск (ОГРВ) находится в своеобразном анклаве, который достаточно трудно снабжать даже в мирное время (с учетом всех возможных бюрократических и политических препятствий), и ограничена в своих наступательных возможностях.

ОГРВ ПРРМ включает в себя два отдельных мотострелковых батальона (82-й Сегедский Краснознаменный отдельный мотострелковый батальон и 113-й отдельный гвардейский мотострелковый Нижнеднестровский орденов Кутузова и Александра Невского батальон), дислоцирующихся в Тирасполе, и ряд других частей и подразделений. Контингент насчитывает порядка 2-2,5 тыс. человек боевого состава (плюс несколько сотен в обеспечении) и от 130 до 170 единиц легкой бронетехники (в основном старых типов).

Это достаточно удобная цель для организации военно-политических провокаций, особенно если их получается координировать с официальным Кишиневом.

После государственного переворота на Украине и начала гражданской войны киевский режим на первом этапе рассматривал ОГРВ в Приднестровье как потенциальный плацдарм для вторжения российских войск на Украину, по поводу чего распространялись различные агитки про российские войска, которые, атаковав с территории Приднестровья, захватят Одесскую область. При этом реальная численность ОГРВ, включающая в себя всего лишь три батальона пехоты с легкой бронетехникой, часть из которых выполняет сугубо охранные функции, делала наступательные возможности ОГРВ весьма проблематичными, особенно с учетом того, что часть контрактников является выходцами из ПМР, армия которой в любом случае в гражданской войне на Украине принимать участие не собиралась. Для сравнения: российская группировка в Крыму в период Крымской весны составляла около 16 тыс. человек, причем у нее не было существенных проблем с логистикой, она могла быть при необходимости довольно быстро увеличена, а контроль над Перекопом обеспечивал удобные возможности для удержания Крыма в случае попыток Киева бросить армию на спасение разваливающейся крымской группировки ВСУ. У ОГРВ таких возможностей просто нет, и даже банальный контроль территории Одесской области просто не отвечает ее возможностям.

Разумеется, это не помешало разыгрывать карту «российской агрессии из ПМР», что нашло свое отражение и в событиях Одесской Хатыни, когда, пытаясь скрыть причины массового убийства одесситов, была попытка свалить всё на «российских агентов», в том числе и тех, кто действовал под видом граждан ПМР. Как потом выяснилось, убивали в первую очередь одесситов, а не «российских агентов из ПМР», но это не тот случай, когда Киев будет заинтересован в объективности.

С российской стороны будущее Приднестровья в тот период рассматривалось через призму проекта Большой Новороссии, которая должна была включать в себя Юго-Восток Украины, что в случае успеха Одесской Народной Республики, позволяло создать своеобразный сухопутный коридор до Приднестровья через территорию Одесской, Николаевской и Херсонской областей. Отказ от более активных сценариев в 2014 году, связанных с территориями Юго-Востока, и заморозка проекта Большой Новороссии оставили вопрос с ПМР в состоянии стратегической неопределенности, а проблема оторванности российского контингента и союзного непризнанного государства лишь усугубилась по мере дальнейшей эскалации войны на Украине. И далеко не факт, что столь выгодные возможности по решению проблемы стратегической изоляции Приднестровья, которые имелись в 2014 году, представятся в ближайшем будущем.

С подавлением открытого сопротивления государственному перевороту в Одесской области и предотвращения усилиями СБУ попыток организовать подполье Киев начал рассматривать ПМР не как источник проблем для Одесской области, а как возможность проявить военно-политическую активность на фоне обострения войны на Донбассе.

С приходом к власти в Одессе ставленников Коломойского началось закручивание гаек на границе с ПМР с целью организации транспортно-экономической блокады, которая должна была стать одним из предметов торга с Россией, вынужденной поддерживать Приднестровье и свой контингент там. Для демонстрации силы в районе приднестровской границы в 2014 году начали проводиться учения НГУ, в Одесской области осуществляться учения ВСУ, на которых в том числе отрабатывались сценарии в духе «вторжения агрессоров из ПМР с целью поддержки восстания сепаратистов». Вся эта кипучая активность сопровождалась воинственными заявлениями из Киева, находившими полную поддержку молдавских властей.

К 2014-2015 году в Молдове был сугубо прозападный президент и прозападное правительство. В стране, по аналогии с Украиной и Прибалтикой, вовсю боролись с коммунистической символикой, российским влиянием, русским языком, а также изыскивали способы выгнать российский контингент из ПМР. В этом Молдавия находила полное понимание Брюсселя, который рассчитывал и рассчитывает руками Кишинева и Киева выдавить Россию из Приднестровья, дабы постепенно втянуть эту страну в НАТО, чему российское военное присутствие откровенно мешает. О какой-то субъектности тут речь не идет: вопрос состоит лишь в том, чьи именно войска будут находиться на территории Молдавии - российские или натовские. Тирасполь играет за Россию, Кишинев после свержения Воронина - уже откровенно за Брюссель.

Именно к этому периоду относятся наиболее агрессивные планы, связанные с украинской активностью против ПМР. Стабилизация фронта на Донбассе после поражений украинской армии при Иловайске и Дебальцево позволила уже летом 2015 года существенно нарастить войсковые контингенты в Одесской области, а смена ставленников Коломойского на Саакашвили так и вовсе вызывала прямые параллели с попытками последнего силой выдавить Россию из непризнанного государственного образования.

В этот период осуществляются активные контакты между официальным Киевом и Кишиневом, усиливается транспортно-экономическая блокада, нарастает информационно-психологическая война вокруг ПМР. В Одесской области проводятся учения ПВО, а НГУ проводит учения в непосредственной близости от границ Приднестровья. Одновременно с этим в Молдове усиливается пропаганда против российского присутствия на территории ПМР, в которой активное участие принимают центры ИПСО Министерства обороны Украины.

Это отражало проявление комплексной стратегии, направленной против позиций РФ в Приднестровье, которая предусматривала либо «мирное» выдавливание ОГРВ, либо же создавала предпосылки для подготовки военной операции в случае масштабной эскалации боевых действий на Украине, которая могла служить прикрытием для военных провокаций против ПМР с последующими действиями украинской и молдавских армий против приднестровской армии и ОГРВ.

Уже в 2015 году на границе с Приднестровьем, помимо погранвойск и отрядов иррегулярных формирований, Украина имела как минимум одну бригаду ВСУ и части НГУ, эквивалентные двум пехотным батальонам. Для сравнения - к началу 2017 года ВСУ имеет на границах с ПМР две армейские бригады, а также части НГУ и погранвойск. Суммарно в 2015-2016 годах Украина могла выставить против российской группировки ПМР около 8-10 тыс. солдат и порядка 200-250 единиц бронетехники, включая танки, а также РСЗО.

Но вот здесь и крылась проблема. ОГРВ не существует в вакууме и опирается на возможности армии ПМР, которая имеет порядка 20 тыс. человек под ружьем (плюс мобилизационный потенциал порядка 50-60 тыс. человек), 20-25 танков, несколько десятков различных ББМ и порядка 60-70 РСЗО. То есть при атаке на Приднестровье Украина не могла создать даже видимости численного превосходства. Поэтому так усиленно шли контакты с Кишиневом, чтобы подтолкнуть прозападный режим к более активным действиям против ПМР, дабы в случае эскалации конфликта в дело можно было бы пустить и молдавскую армию под флагом «восстановления территориальной целостности страны». При этом начало нападения на Приднестровье могло быть использовано как предлог для ввода контингентов НАТО с территории Румынии «для защиты мирного населения и территориальной целостности Молдавии». Подобная операция (в духе пресловутой «Олуи», чему собственно и препятствуют российские миротворцы) облегчается малой оперативной глубиной построения армии ПМР и российского контингента, так как само Приднестровье очень легко разрезать на несколько частей, нанося встречные удары с территории Молдовы и Украины.

Второй глобальной проблемой являлся военно-политический момент, связанный с прямым военным ответом РФ в случае нападения Украины на ПМР и силы ОГРВ. В Киеве резонно полагают, что в этом случае Россия воспользуется тем же поводом, что и в случае с нападением Грузии на миротворцев в Южной Осетии и ответит прямым вводом войск на территорию Украины. В результате этого могут быть задействованы как части, развернутые на границах Украины в Ростовской и Белгородской областях, так и крымская группировка ВС РФ, которые за счет превосходства в силах на направлении главных ударов могли достаточно уверенно нанести поражение противостоящим силам ВСУ. В этой связи осуществлялись различные информационно-разведывательные мероприятия, направленные на выявление готовности к вводу войск РФ на территорию Украины в случае активизации боевых действий на Донбассе, на Перекопе и на границах ПМР, так как вопрос войны против Приднестровья рассматривался и рассматривается в комплексе с вопросом операций на Донбассе и на границе с Крымом. Стоит понимать, что большинство сценариев, связанных с прямым участием российских войск в войне на Украине, будут, так или иначе, затрагивать возможность полноценных боевых действий на границах ПМР.

Эти планы особо даже не скрывались, и угрозы в адрес РФ и официального Тирасполя в течение 2015-2016 годов звучали неоднократно. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Россия, долгие годы достаточно индифферентно взиравшая на рост западного влияния в Молдове, начала активно поддерживать местные пророссийские и левые силы, которые выступили естественным противовесом ставленникам Европейского союза, а также лоббистам присоединения Молдавии к «Великой Румынии». Обострение борьбы между прозападными партиями, вопиющая коррупция, дуболомное насаждение антикоммунизма и русофобии сыграли России на руку, так как захватившие власть прозападные силы погрузили Молдавию в перманентный политический кризис, который продолжается уже несколько лет, что изрядно спутало карты Брюсселю, который привык в спокойной обстановке переваривать одного за другим бывших членов ОВД и осколки Югославии.

Смены премьер-министров, украденный кредитный миллиард, интриги олигарха Плахотнюка, постоянные митинги в столице, ползучее отделение Гагаузии - всё это делало политическую ситуацию столь неустойчивой, что втянуть официальный Кишинев в открытую эскалацию с ПМР просто не удалось. Успехи на выборах Игоря Додона и Ренато Усатого отражали усталость значительной части молдавского общества от провальной экономической и социальной политики местных евроинтеграторов. Пик этого недовольства - избрание Додона президентом страны. Естественно, в этих условиях втянуть Молдову в войну против ПМР стало многократно сложнее, так что момент в некоторой степени был упущен и ситуация откатилась к более традиционной замороженной стадии конфликта, который тянется с начала 90-х.

Но игра тут далеко не закончена. В Молдавии премьер имеет больше полномочий, нежели президент, поэтому там де-факто сейчас своеобразный дуализм власти: с одной стороны, контролирующие парламент и правительство западники, с другой стороны - формально ориентированный на РФ президент и весьма многочисленные пророссийские силы. Отсюда и противоречия текущей молдавской политики, когда местные «демократы» продолжают рассказывать про «европейский выбор» и необходимость вступления в НАТО, а президент и поддерживающие его политические силы выступают против открытия офиса НАТО в Молдавии и размещения натовских войск на территории страны. Разумеется, такая ситуация является крайне неустойчивой, и с обеих сторон будут предприниматься попытки расширить свое влияние в Молдове. ЕС и НАТО будут стремиться к тому, чтобы нивелировать последствия избрания Додона и как минимум ограничить его возможности, связанные с коррекцией внешнеполитического курса страны. Россия же, наоборот, будет способствовать появлению в Молдове правительства, которое двигалось бы в русле политической позиции Додона, что позволит обеспечить длительное сохранение статус-кво вокруг Приднестровья.

Высокий уровень приема Додона в Москве отражает заинтересованность Кремля в развитии достигнутого успеха. Публичные жесты примирения со стороны руководства ПМР и Молдовы также направлены на поддержание стабильности текущей ситуации, поэтому заявления из Тирасполя о желании провести референдум о вступлении в состав России в Москве встретили без особого энтузиазма, так как это выбивается из текущего курса на поддержание статус-кво, да и попросту практически затруднительно без решения украинского вопроса.

При этом надо понимать, что «пророссийскость» Додона - явление достаточно условное, это, прежде всего, молдавский политик, который вынесен на поверхность пророссийскими настроениями части молдавского общества. Не стоит тут совершать ту же ошибку, которую уже совершили в отношении «пророссийского Януковича». Хороший прием в Москве отнюдь не помешал Додону поддержать создание совместных с Украиной КПП, которые могут привести к фактическому усилению экономической блокады ПМР, о чем уже официально выражали обеспокоенность в Тирасполе. В этом отношении для оценки «пророссийскости» того или иного политика в СНГ всегда надо смотреть на конкретные дела, а не на слова, которые некоторые ушлые политики пытаются конвертировать в различные преференции от Кремля.

Украина, в свою очередь, продолжает попытки раскачать ситуацию к своей выгоде. Недавнее укрепление блокадных мероприятий на границе с ПМР призвано не только осложнить экономическую и логистическую ситуацию в Приднестровье, но и отражает намерения Киева поддерживать агрессивный курс в отношении ПМР в рамках генеральных целей НАТО, направленных на выдавливание ОГРВ мирным или военным путем из Приднестровья и ликвидацию ПМР. Поэтому, несмотря на все трудности позиционной войны на Донбассе, две бригады ВСУ по-прежнему находятся в Одесской области, а представители официального Киева заявляют, что Приднестровье надо признать «страной-агрессором», поддерживая риторику радикальных прозападных кругов в Молдове.

Таким образом, несмотря на то, что амбициозные военно-политические планы Киева в отношении ПМР так и остались нереализованными, можно констатировать, что от них до сих пор не отказались и лишь боязнь российского военного ответа и нестабильная политическая ситуация в самой Молдове мешают Киеву проводить более агрессивную политику в отношении ПМР. Вместе с тем Киев, очевидно, будет стремиться поддерживать существенное военное присутствие на границе с ПМР (не исключая организации военных провокаций), стремиться к усилению экономических, логистических и иных проблем для Приднестровья и ОГРВ, а также рассчитывать на то, что маятник молдавской внутренней политики вновь качнется в сторону Брюсселя, дабы активизация усилий на южном фланге НАТО поспособствовала ликвидации «российского анклава».

Россия, в свою очередь, будет стремиться к поддержанию существующего состояния замороженного конфликта между Молдовой и ПМР, поддерживать благоприятные для себя тенденции в молдавской внутренней политике, усиливать боеготовность военных контингентов на границе с Украиной (в том числе и для косвенной защиты Приднестровья), а также продолжит проводить в жизнь стратегию противодействия продвижению НАТО на восток, которая связана как с симметричными ответами на развертывание войск НАТО на западных границах РФ, так и с асимметричными мерами информационно-разведывательного и политического характера.

Но в долгосрочной перспективе решение приднестровского вопроса напрямую зависит от того, в чью пользу закончится война на Украине, так как нынешний режим в Киеве, разумеется, не откажется от проведения антироссийской русофобской политики, которая в числе прочего подразумевает и ликвидацию Приднестровья. Также не стоит питать иллюзии насчет того, что НАТО добровольно откажется от стратегии приближения своей инфраструктуры к границам РФ (в том числе и через территорию Молдовы). Такова цена современной политической субъектности: если ты хочешь в современном мире, где международное право фактически приказало долго жить, проводить самостоятельную внешнюю политику, будь готов к игре с очень большими ставками, которые не ограничиваются территорией какой-то одной страны. Поэтому даже такая маленькая непризнанная страна, как Приднестровье, имеет немаловажную роль в этой сложной многоплановой борьбе, которая в режиме реального времени меняет привычное нам мироустройство.

Борис Рожин. Специально для alternatio.org

От исполнения обязанностей президента. Это было сделано для назначения министра обороны, которого не хочет назначать Додон. Сам он в ответ заявил о неконстуционности решения Конституционного суда и обратился за поддержкой к народу.

За новым кризисом в Кишиневе стоит олигарх Влад Плахотнюк, который скупил все ветви власти. Впрочем, все ключевые решения принимаются в посольстве США.

Валентин Филиппов : Володя, привет, рад видеть. Со стороны не понятны все тонкости законодательства Молдавии . Разве президента можно «забанить»? Ему не обязательно устраивать импичмент? Его можно на две недели отстранить? Как это происходит? Почему Игорь Додон не исполняет сейчас обязанности президента? Или исполняет, но не в полном объёме?

Владимир Букарский : Я объясняю. Тут у нас правящая клика в лице главного координатора Влада Плахотнюка и его подручных.

Владимир Георгиевич Плахотнюк подчинил себе всё. Конституционный Суд, Парламент, исполнительную власть. Судебную власть. То есть, это по сути, государство-бизнес-корпорация одного человека.

Но есть такой элемент, как народ. Как народные массы, у которых своё видение ситуации. Свои интересы. И, в отличие от Украины той же самой, тут в Молдове, народные массы не растоптаны. Что-то они представляют из себя. И подавляющее большинство народа выступает если не за союз, то за дружбу с Россией. И этот народ выбрал президентом Игоря Николаевича Додона.

Хочет Плахотнюк, не хочет, но с этим президентом ему приходится считаться. И по всем социологическим опросам проводимыми Фондом Сороса и службами Плахотнюка, у президента и у партии социалистов наиболее высокие рейтинги среди всех политических сил.

Валентин Филиппов : То есть, мы можем говорить о том, что будут парламентские выборы, и партия Додона будет иметь большинство в парламенте Молдовы?

Владимир Букарский : Да. На сегодня все шансы на это есть. В том-то и всё дело. Это самое большое, чего Плахотнюк боится, и западные кураторы - и Плахотнюка, и прозападной оппозиции (потому что, фактически, они представляют одно целое, ими всеми руководят из одного посольства).

Ведь что получилось. Если мы вспомним 2014, 15, 16 годы. Запад фактически сформировал то, о чём они мечтали долгие годы. Единое кольцо вокруг России . От Прибалтики до Грузии. И, казалось бы, майдан на Украине, переворот, смена власти. Всё, кольцо готово. Структура создана.

Но в конце 2016 года произошло непредвиденное событие. Прорвалось одно звено этого кольца. Причём, где, в Молдове, которая, всем казалась, без пяти минут Румыния.

И тут в Молдове выясняется, что большинство народа, где-то 55-60% выступают за союз с Россией. За Таможенный Союз. В Гагаузии проходит референдум. Там 95% выступают за Таможенный Союз. Я уже не говорю про Приднестровье. Это, вообще, отдельная история.

И в 2016 году проходят прямые президентские выборы, на которых побеждает человек, который открыто говорит: - Мы против евроинтеграции. Мы против НАТО. Мы против союза с Румынией. Мы за союз с Россией.

Были шесть встреч Додона с Путиным. Два раза президент Молдовы принял участие в саммите Евразийского Экономического Союза .

Я уже не говорю, что он заблокировал несколько инициатив прозападных. Начиная с объявления 9 мая Днём Европы. Заканчивая его твёрдым намерением заблокировать закон о запрете вещания российских аналитических телепередач. И его обещанием заблокировать внесения в Конституцию пункта о евроинтеграции, и его твёрдого намерения заблокировать изменение языка с молдавского на румынский.

Валентин Филиппов : Так объясни мне, с чем связана сегодняшняя ситуация?

Владимир Букарский : Я уже сказал, что у Плахотнюка есть твёрдое парламентское большинство, за счёт подкупа значительной части депутатов от других фракций. И это парламентское большинство уже распределило между собой все ветви власти. Они выдвинули министром обороны тридцатилетнего политического назначенца, который никакого отношения к оборонному ведомству не имеет.

В этом случае, они обратились в Конституционный Суд , и Конституционный Суд (в котором большинство судей, вообще, граждане Румынии , такого, я думаю, нет нигде в мире!), и они вынесли такое решение. Что в этом случае, когда президент второй раз не подписывает, его президентские полномочия временно прекращаются, чтобы спикер парламента или премьер-министр, временно исполняя обязанности президента, привели к присяге того или иного министра.

Валентин Филиппов : Какова сейчас ситуация вокруг Приднестровья? Не грозит ли нынешний кризис обострением вокруг ПМР? Мы знаем, какие психопаты у власти сейчас на Украине. И вот в Молдавии протаскивают без президента марионеточного министра обороны.

Владимир Букарский : Ты знаешь, в преддверие парламентских выборов, которые крайне невыгодны Плахотнюку, с его максимальным антирейтингом среди всех политиков Молдовы, ему выгодно под любым соусом отменить парламентские выборы. И обострение с Приднестровьем - это один из способов, через введение чрезвычайного положения , отменить эти выборы.

Либо настолько раздуть в обществе антироссийскую, антиприднестровскую, русофобскую шумиху, чтобы искусственно повысить свой рейтинг. И рейтинг прочих антироссийских сил.

Да. Такой вариант на сегодня есть.

Валентин Филиппов : Ну, молдавское общество, я надеюсь, не совсем готово для таких фортелей …или частично готово?

Владимир Букарский : Молдавское общество – мирное общество. Войны оно точно не хочет категорически. Но есть определённая группа, среди правящей элиты, которая хочет взять реванш, мечтает о реванше за унизительное поражение 1992 года.

Кроме того, выросло целое поколение, генерация молодых людей, которым начиная с ясель, детского сада , со школьной скамьи, не говоря уже об университетах, промывали мозги в таком радикальном прорумынском ключе, и это поколение сейчас выходит в сознательную жизнь, и это поколение постепенно начинает оказывать определённое влияние на политические процессы. И среди представителей этого поколения тоже достаточно сильны милитаристские и реваншистские настроения. В том числе и на счёт Приднестровья.

Но тут надо понять, что решения за политическую элиту принимаются не в Молдове, а за океаном в первую очередь. И сейчас очень много будет зависеть от того, какие там решения будут приняты. Естественно, они там за океаном учитывают и российский фактор.

Потому что Приднестровье - это, всё-таки, не Украина , не Донбасс. В Приднестровье на постоянной основе находятся российские миротворцы. Находится объединённая группировка российских войск, осуществляющая охрану военных складов. Вот с этим западным политикам приходится считаться. Это приходится учитывать.

Но определённые провокации на приднестровском направлении вполне возможны.

Валентин Филиппов : Ну, хорошо, Володя, хочу пожелать вам, чтобы здравые силы на выборах взяли в свои руки законодательную власть. А там и правительство сформировать. Но само оно всё равно в руки не дастся. Надо бороться.

Владимир Букарский : Мы делаем всё от нас зависящее, чтоб это стало явью .