Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мифы и сказания славян

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность - почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах – от Балканского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Все бытие славян было пронизано верой во вмешательство сверхъестественных сил и зависимость от богов и духов.

Христианская церковь с ее заботой о спасении души считала религиозные представления древних славян суеверием, язычеством. Язычники- это народы, не верящие в единого Бога и не почитающие его Завет- Библию: народы в Библии назывались «языками», то есть людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово «язычество».

Древнейшее известие о вере славян принадлежит Прокопию Кесарийскому. Он писал, что славяне считали «владыкой всего» одного из богов – создателя Мира; ему приносили в жертву быков и других животных. Они почитали также реки, нимф и некоторые другие божества, приносили им жертвы и во время жертвоприношений гадали о будущем. Славяне почитали наряду с высшими богами, которые олицетворяли природные стихии- гром и молнию, землю, солнце и т. д. , низшие божества или духов.

Язычеством (от слав. «языцы»- народы, племена) обычно называют народные дохристианские верования. Наши пращуры верили в могущество природы, обожествляли её, наделяли душой. Деревья и камни, ручьи и грозы, огонь и ветры для древних людей были живыми существами- богами, духами. Да и как иначе, если человеческая жизнь полностью зависела от этого огромного, пугающего и полного загадок мира. Наблюдая явления природы, человек пытался толковать их смысл и находить закономерности. Так постепенно возникали мифы и предания.

Миф (от греч. mythos – предание, сказание) повествование о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках.

Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, и волшебная сила камней и трав, и чародейство.

Для древних славян мир состоял из земли, неба, подземелья и воды. «Мать сыра земля»- это кормилица, дающая урожай, питающая корни растений. Море находилось где-то на краю земли. На Севере на вершинах стеклянных гор стоял хрустальный дворец Кощея Бессмертного. С юга Змей Горыныч совершал свои налёты на Русь, испепеляя жилища и угоняя славянских красавиц в плен. Огнедышащее чудовище – отнюдь не случайный образ в народном фольклоре. Славянам приходилось ой как несладко от набегов соседей: хазар, гуннов, готов, греков, римлян. Всех их называли «немцами», то есть чужими, говорящими на неведомом языке.

Славяне – охотники обожествляли небо как проводника- звёзды указывали путь, ветры доносили запахи. Земледельцы просили у неба дождя и солнечных лучей. Солнце было символом добра и света. Оно же и каратель зла: мрака и холода. А подземный мир – это подземный океан, куда спускается солнце на закате, плывёт ночью и выплывает на другом конце земли.

Управляли всем Правь, Явь и Навь.

Явь - «весь белый свет, мир земной.

Навь – «тот свет», где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи.

И, наконец, Правь – всеобщий закон жизни, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави.

Для язычества характерно многобожие (пантеизм). От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. И потому им ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), поклонялись, приносили жертвы.

Древнейшими верховными божествами славян были Род и Рожаницы.

Вслушайтесь: народ, родня, зародыш, Родина, урожай, природа- слова однокоренные.

Род- прародитель богов и творец мира. Он олицетворял собой небо, жизнь,мужское начало. Люди представляли его едущим на облаке и мечущим на землю дождь.

Рожаницы- девы жизни и судьбы. Это земля, орошённая дождём, мать всего живого на земле.

От Рода и Рожаниц впоследствии появились другие боги.

Существует как бы три разряда богов:

На первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей,

Велес – хранитель стад.

Второй разряд составляют древние божества неба, земли «белого света» - Стрибог, Макошь и Дажьбог, божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь

В третий разряд попадают русалки, домовые, водяные

Цель данной работы: рассказать о некоторых богах, которым преклонялись древние славяне

2. Самые древние сказания.

Происхождение мира в легендах народа.

В легендах разных народов рассказывается о том, как возникла наша земля и жизнь на ней. Эти легенды очень похожи. Так, в Ведах – священной книге древних индийцев – об этом рассказывается: « Воды возникли раньше иных творений. Они породили огонь. Огнём в водах рождено золотое яйцо. Неведомо, сколько оно плавало в безбрежном океане. Из Золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом – нижняя землёй, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил стороны света и положил начало счёту времён. Так была создана наша вселенная».

Не кажется ли вам, что вы когда-то слышали похожую историю о золотом яйце? Правильно! Это русская сказка о курочке Рябе, которая снесла пригорюнившимся деду и бабе золотое яичко, а мышка мимо бежала хвостиком махнула, задела яичко, оно упало и разбилось.

Затем первосущество из собственного тела создало мир.

О том же можно узнать, прочитав и древние мифы скандинавских народов, собранные в «Старшей Эдде». Правда, там индийского Брахму показывают на свой лад –великаном Имиром: «Плоть Имира стала землёй, кости – горами, череп – небом, а волосы – лесом»

Такая же судьба ожидала и древнеегипетского бога земли Геба. Он лежал на земле и тянулся к своей прекрасной жене, богине неба Нут, но так и не мог достать до неё. Между мужем и женой, землёй и небом, стоял бог воздуха – Шу. А вот упрямые греки твердили, что на самом деле всё обстоит иначе: земля – не мужчина, а женщина, богиня по имени Гея. Небо –её муж Уран. С тем, что земля женщина, были согласны славяне и русы. К матери Сырой Земле они относились бережно. Например нельзя было втыкать нож в землю, чтобы не поранить её.

Можно прочитать ещё много древних сказаний разных народов – финов, кавказцев, древних римлян, что бы понять: все они содержат лишь части одного древнего мифа о происхождении жизни. Самая полная легенда о происхождении мира – не только в сказках, но и в священных сказаниях славян и руссов: «Книге Коляды», «Книге Велеса», «Голубиной Книге» и других. Долгое время эти предания веков считались утерянными, но ни одно священное писание не может исчезнуть.

Вспомним славянский миф о происхождении Земли:

До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род- прародитель наш Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы всё замечал в поднебесной он.

Путь Сварог стал к солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони – дни мчались по нему, после утра, чтобы разгорался день, а на смену дню прилетала ночь.

Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит:Солнце по небу катится. Месяц светлый видит и звёзды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю – Матушку.

Где же мать- Земля? – опечалился.

Тут заметил он: точка малая в Океане - море чернеется. То не точка в море чернеется – это уточка серая плывёт, пеной серою порождённая

Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – стал пытать Сварог серу уточку.

Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена.

Трижды ныряла в Океан – море серая уточка и на третий раз принесла в клюве горсть земли. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

Обогрей – кА, красно Солнышко, освети – кА, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу

Землю мнет Сварог, греет Солнышко. Месяц светит, и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце красное - мать-Земля запеклась сверху корочкой, остудил ее Месяц светлый.

Так Сварог сотворил Землю- матушку

3. Славянские боги

Все народы знают самого первого бога-это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Все, что существует,- лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего. Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род – родоначальник жизни, дух предков, покровитель дома и семьи. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные понятия: природа, родина, родители, родственники.

Этот сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя – Явь. Нижний – мир прошлого. Туда уходили предки. Это- Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «наивными» людьми.

Род родил Сварога- великого бога неба, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они – проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно - русской веры в том и состояла: все в мире едино- боги и природа. Сварог сварганил землю. Он нашел волшебный камешек Алатырь, произнес магическое заклинание – камешек вырос, стал огромным бел- горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей.

Он научил людей приготавливать из молока творог и сыр, которые некогда считали священной едой, даром богов.

Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. Он заботился о людях: дал им Солнце – Ра и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в любую стужу. Сварог сбросил с неба на землю золотые предметы: плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Одним из самых важных дел стали созданные им Малое и Большое Кола

(круги) времен- земных и космических. Среди даров Сварога людям были и его сыновья – Сварожичи. (Даждьбог, Семаргл, Перун).

Святогор старше многих богов. Он - сын Рода, брат Сварога. Он был рожден, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело – стоять на границе Света и Тьмы. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост. Все же однажды он, по предсказанию Мокоши, вынужден был оставить Святые горы, чтобы отыскать суженую - змеедеву. Когда он увидел змею, решил, чем на страшилище жениться, лучше помереть холостяком. Отвернулся и ударил по ней мечом. Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Они поженились и у них родились дочери – Пленкини.

Велес- один из величайших богов древнего мира. «Скотий бог», покровитель домашних животных. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выходом – вход, после печали – радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу – Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Символом этого движения от тьмы к свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота. При этом важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернуть вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов – Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Этот закон правильности движения дал миру Велес.

Первый сын Сварога – Даждьбог- бог Солнца, податель тепла и света,

«дающий бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами- гусями, утками, лебедями. Древние славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был – крест. Потому и христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов « Дать » и « Бог ».

Дажъбожьи внуки – русские, покровителем и родоначальником которых, считалось светоносное божество.

Наши предки верили, что Дажъбог покровитель свадеб. Дажъбог замыкает зиму и отмыкает лето.

Второй сын Сварога – был бог огня- Семаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом. Его появление на свет в древних книгах славян повествуется так: Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огромный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе.

Семаргл породил бога ветра- Стрибог (Стрыя) пламя от дуновения усилилось. Вместе Семаргл и Стрибог, могучие и непобедимые.

Стрибог – повелитель всех вовоздушных течений. Слово «стри» означает воздух, поветрие. Стрибог заведует Догодой (легкий ветер) и Позвиздом (холодный, суровый ветер). Перед дождем Стрибог выпускает своих помощников – маленьких птичек, которые летают низко над землей и своими крыльями «сгущают облака». За это их прозвали стрижами.

В древнерусских текстах имя Стрибог постоянно сочетается с именем Даждьбога, что дает основание противопоставлять или сближать их функции и значения (дать – распространить долю, благо).

Однажды на берегу реки Ра Семаргл встретил богиню ночи- Купальницу.

Они поженились и у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Кострома выросла красавицей и не знала о брате. Но в наказание ее хвальбой о красоте боги вернули Купалу на родину. Когда он плыл в ладье, то поднял венок сплетенный девушкой. По обычаю они должны пожениться и они сыграли свадьбу.

Лишь после свадьбы боги сообщили Купале, что он женился на собственной сестре. Такой позор надо было смывать смертью. Бросилась Кострома к озеру и превратилась в лесную русалку - Мавку. Купала – ринулся в костер. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине – фиолетовым- Кострома. Купала и его сестра Кострома научили людей, как огнем и водой защищаться от нечисти, ради любви и счастливой семейной жизни.

Третий из братьев Сварожичей - самый знаменитый - Перун. Он бог грозовых туч, грома и молнии, глава языческого пантеона, учредитель нравственного закона и самый первый защитник Правды. Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. Не успел он подрасти, как его похитил Скипер-зверь. Когда он вырос, то поборол Скипера. После этой победы Перун отправился в небесный мир - Правь. Там он повстречался с дочерью бога звездного неба Дыя и богини Луны Диви- Дива-Додола и они поженились. У них родилась дочь Девана, сильная, как батюшка, гордая- в матушку. Она могла превращаться в любого зверя, рыбу и в могучую птицу. Хотела захватить Правь, стать владычицей над мирами, и Сварог, чтобы прислуживал ей. Но Перун вызвал дочь на бой, обхитрил ее, и она поклялась во всем слушать одного отца.

Наши предки представляли себе Перуна - немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой и как грозовая туча черно-серебристыми волосами. Он в большей степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу.

Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и родовую жизнь. Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Потому что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна. Символ Перуна - громовой знак, похожий на колесо с шестью спицами, был вырезан на каждом славянском доме – как защита от молний Перуна. А главный подвиг Перуна состоял в том, что он вернул Земле плодородие, Солнце и дождь.

Хорс – бог солнечного, желтого света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, хоромы.

А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим, и будто солнце скрылось за тучи, ветром студеным сразу веет. Дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. Это означало, что все происходящее на нашей земле - в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом Хорс, пашет свою Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик»,- с уважением говорили о нем.

При этом он всегда появляется с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Крышень – спаситель мира. Он доводился братом первотворца мира Роду. Крышень сын Всевышнего и богини Майи. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих бедствий был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Вторым даром человечеству - наполненная чаша сурьей принес на землю людям. Сурья – это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, оно давало «Вед понимание ясное». Странствуя по миру Яви он прибыл на Солнечный остров, где повстречал дочь владычицы моря и солнца Ра- прекрасную Раду. Крышень за невесту Раду выдержал три испытания (снял кольцо у Рады, которая сидела в самой высокой башне и поцеловал в губы; за один день укротил дикого Златорогого Тура, вспахал поле и сварил пиво; на поле отыскал маленький ключик и открыл замок на косе Рады) и после этого они поженились.

Ярило – бог безумства и молодости. Бог весеннего, «ярого», солнца и пробуждения природы.

Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя образовалось от слова Яр - пронзительный весенний свет и тепло; юная, стремительная и неуправляемая сила; страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Коляда древний бог весеннего плодородия. Он появился на свет 8,5 тысяч лет назад, чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать.

Коляда – сноп, соломенная кукла или ряженный человек – символ зимнего солнцеворота. Позже появилась рождественская песня – колядка, исполнявшаяся по дворам молодежью и содержавшая магическое заклятие – пожелание благополучия дому, семье, либо предрекавших разорения скупым.

У Коляды был брат-близнец Овсень. Он учил людей, как на практике применять божественные знания, которым учил людей Коляда. Чествование двух братьев приходилось на один сезон – зиму. Один, одетый богато и красиво, был Коляда, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого – будет ему во всем удача, счастье в жизни ибогатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно будет скудный. Но сильно огорчаться не стоило – это же на один год. На следующие колядки снова следует попытать счастье. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное – Коляда – выше земного – Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень- это мост в будущее, по которому он первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям. После этого люди начинают выпекать печенье- в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии- огонь, воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли неприятностей.

Лада – богиня любви и красоты. Красивая, стройная и обаятельная. Весь строй жизни- лад, где все должно быть ладно. Все люди должны уметь ладить друг с другом. В славянских землях очень почитали Ладу. И сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.

Мокошь - женское божество, загадочное и противоречивое, Дарительница Урожая, Хозяйка Жизни, неутомимая труженица. Она воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли, в ее имени слышится мокрота, живительная влага, без которой немыслимо ни плодородие почвы, ни жизнь людей и животных. Мокошь сумела прибрать к рукам многочисленных дев вод – русалок, а также воздушных духов – полудниц. Солнце и ветер у нее на побегушках. Все слушаются Мать Мокошь. В руках у Мокоши священные нити судеб. Она прядет полотно из жизненных нитей- оборвется такая ниточка, и человек, а то и бог, умрет. Завяжет на нити узел- ждет человека суровое испытание. Она приходит на помощь к сильным духом, но непримирима к махнувшим на себя рукой, опустившимся людям. Потом князь Владимир Святославович установил в Киеве пантеон. Где была единственная женская скульптура – Мокоши. Ее свергли вместе с остальными идолами.

Существовали и боги(духи) низшего разряда: русалки, домовые, лешие.

Домашним покровителем, мифическим хозяином дома и опекуном домашнего хозяйства считали домового. Обычно он невидим, но иногда показывается людям в виде бородатого старика с длинными седыми волосами, поросшего шерстью. Часто он принимает облик самого хозяина дома или животных- кошки, собаки, крысы, бычка или лягушки. Домового можно увидеть, если посмотреть через хомут или если перед Пасхой подняться на чердак с горящей свечой, освящённой в церкви. Он сидит там возле печной трубы. Домовой живёт также за печкой, под порогом, в подполе или под углом дома. У него есть жена, например кикимора. Она путает пряжу и сама прядёт, вредит скоту и домашней птице. Домовой же бывает злым, лишь когда сердится на людей. Тогда он бьёт посуду, наваливается на спящих и душит их, мучает скотину, которая ему не по нраву. Но обычно он сам советует хозяину, какой масти корову или лошадь нужно выбрать, и ухаживает за этой скотиной. Излюбленное занятие домового- заплетать в косичку коням гривы, а хозяину- бороду.

Домашней покровительницей, особенно у южных славян, была и змея, часто белая, слепая и невидимая. Считалось даже, что у каждого члена семьи есть своя змея- тёзка и не бывает большей беды, чем убить своего двойника- змею, носящую твоё имя. Верили, что скот будет водиться лишь такой масти, какого цвета змея- опекунша. Обитает домовая змея, где и домовой: под порогом, под печью или очагом, в подполе или в фундаменте дома.

Русалки в представлении древних предков- старухи с отвисшими железными грудями, которые могут оборачиваться маленькими девочками и девушками. Если русалка хотела привлечь к снебе внимание, она звонила в маленький колокольчик

4. Заключение

Из выше сказанного ясна суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун, Святовит. Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. Существует четыре Малых Триглава. В первый входят: Хорс, Велес, Стрибог (они руководят сутками и всем годом, каждый из остальных богов «заведует» двумя месяцами в году и временем года).

Во второй – Вышень, Леля, Лествица. В третий – Радогощь, Коляда, Крышень. В четвертый – Сива, Ярило, Даждьбог.

В русских летописях названия богов, про которых я написал, культ учредил князь Владимир в 980г. Был построен храм, в котором собрали статуи всех богов, это здание получило название Пантеон, что означает все боги. Пантеоном стали именовать и структуру богов: кто из них старший, кто – младший; кто мечет громы и молнии, кто покровительствует воинам, кто – мудрецам, а кто – прекрасным женщинам. Одно время эта схема помогала понять несведущему человеку религию.

Язычество было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские, волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды.

Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая. Новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством. Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Мы любим свою Родину и по праву гордимся своей историей!

Народов о мире, выраженное в религиозных верованиях, обрядах и культах. Она теснейшим образом связана с язычеством и не может рассматриваться отдельно от него.

Славянские мифы (краткое содержание и основные персонажи) - в центре внимания этой статьи. Рассмотрим время их возникновения, схожесть с древними легендами и сказаниями других народов, источники изучения и пантеон божеств.

Формирование славянской мифологии и ее связь с религиозными верования других народов

Мифы народов мира (славянские мифы, древнегреческие и древнеиндийские) имеют много общего. Это позволяет предположить, что у них существует единое начало. Связывает их общее происхождение из праиндоевропейской религии.

Формировалась славянская мифология как отдельных пласт индоевропейской религии на протяжении длительного периода - с II тысячелетия до н. э.

Основные черты славянского язычества, нашедшие отражение в мифологии - это культ предков, вера в сверхъестественные силы и низших духов, одухотворение природы.

Древние славянские мифы поразительно похожи на сказания балтийских народов, индийскую, греческую и скандинавскую мифологию. Во всех мифах этих древних племен существовал бог грома: славянский Перун, хеттский Пирва и балтийский Перкунас.

У всех перечисленных народов находится основной миф - это противостояние верховного божества с его главным противником, Змеем. Сходство прослеживается и в вере в загробный мир, который отделен от мира живых какой-либо преградой: пропастью или рекой.

Славянские мифы и легенды, как и сказания других индоевропейских народов, повествуют и о героях, сражающихся со змеем.

Источники сведений по легендам и мифам славянских народов

В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому сейчас нам крайне мало известно о процессе формирования мифологии славянских племен.

Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI - XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть много информации о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники - лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком.

Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах.

Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки. К ним относятся идолы богов, культовые и обрядовые места, надписи, знаки и украшения.

Классификация славянской мифологии

Следует различать богов:

1) Восточных славян.

2) Западных славянских племен.

Существуют и общеславянские боги.

Представление о мире и Вселенной древних славян

Из-за отсутствия письменных источников о верованиях и представлениях о мире славянских племен практически ничего не известно. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Самый наглядный из них - это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов.

Информацию о том, как древние славянские племена представляли окружающий их мир, можно найти в древнерусской литературе, в частности, в «Слове о полку Игореве». Здесь в некоторых отрывках ясно прослеживается связь с Мировым деревом, мифы о котором существуют у многих индоевропейских народов.

На основе перечисленных источников получается такая картина: древние славяне считали, что в центре Мирового океана находится остров (возможно, Буян). Здесь, в самом центре мира, или лежит священный камень Алатырь, обладающий целебными свойствами, или растет Мировое Древо (почти всегда в мифах и сказаниях это дуб). На его ветвях сидит птица Гагана, а под ним находится змея Гарафена.

Мифы народов мира: славянские мифы (сотворение Земли, появление человека)

Сотворение мира у древних славян было связано с таким богом, как Род. Он создатель всего сущего в мире. Он отделил явный мир, в котором живут люди (Явь) от мира невидимого (Навь). Рода считают верховным божеством славян, покровителем плодородия, творцом жизни.

Славянские мифы (сотворение Земли и появление человека) так рассказывают о создании всего сущего: бог-творец Род вместе с сыновьями Белбогом и Чернобогом задумали сотворить этот мир. Сначала Род из океана хаоса создал три ипостаси мира: Явь, Навь и Правь. Затем из лица верховного божества появилось Солнце, из груди - месяц, а глаза стали звездами. После сотворения мира Род остался в Прави - месте обитания богов, где руководит своими детьми и распределяет между ними обязанности.

Пантеон божеств

Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. К сожалению, из-за крайне скудной информации сложно восстановить функции многих славянских божеств. О мифологии древних славян не было известно до момента выхода их к границам Византийской империи. Благодаря записям историка Прокопия Кесарийского удалось узнать некоторые подробности религиозных верований славянских народов. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона. Взойдя на трон, князь Владимир приказал поставить неподалеку от своей резиденции идолов шести важнейших богов.

Перун

Бог-громовержец, считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины. У других народов известен как Зевс, Тор, Перкунас. Впервые упоминается в «Повести временных лет». Уже тогда Перун возглавлял пантеон славянских богов. Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.

Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.

После принятия на Руси христианства некоторые функции Перуна перешли к Григорию Победоносцу и Илье-пророку.

Солнечные божества

Бог солнца в славянских мифах стоял на втором месте по значимости после Перуна. Хорс - так его называли. Этимология имени до сих пор неясна. По наиболее распространенной теории, происходит оно из иранских языков. Но эта версия весьма уязвима, поскольку сложно объяснить, каким образом это слово стало именем одного из главных славянских божеств. «Повесть временных лет» упоминает Хорса как одного из богов Владимирского пантеона. Есть сведения о нем и в других древнерусских текстах.

Хорс, бог солнца в славянских мифах, упоминается часто вместе с другими божествами, имеющими отношение к небесному светилу. Это Дажьбог - один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света, и Ярило.

Дажьбог был еще и божеством плодородия. Этимология имени сложности не вызывает - «дающий благосостояние бог», таков его примерный перевод. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.

Ярило - с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. До сих пор точно не установлено, следует ли считать его божеством, или это персонификация одного из праздников древних славян. Одни исследователи считают Ярило божеством весеннего света, тепла и плодородия, другие - ритуальным персонажем. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. На волосах - венок из весенних цветов. В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит.

В одном исследователи сходятся - этого персонажа славянской мифологии нельзя называть богом солнца. Пьеса Островского «Снегурочка» в корне неверно трактует образ Ярило как солнечного божества. В этом случае русская классическая литература играет роль вредной пропаганды.

Мокошь (Макошь)

В славянской мифологии очень мало женских божеств. Из главных можно назвать только таких, как Мать - Сыра Земля и Мокошь. Последняя упоминается в числе других идолов, установленных по приказу князя Владимира в Киеве, что говорит о значимости этого женского божества.

Мокошь была богиней ткачества и прядения. Ее также почитали как покровительницу ремесел. Имя ее связывают с двумя словами «мокнуть» и «прядение». Днем недели Мокоши была пятница. В этот день строго запрещалось заниматься ткачеством и прядением. В качестве жертвы Мокоши преподносили пряжу, бросая ее в колодец. Богиню представляли в образе длиннорукой женщины, прядущей по ночам в домах.

Некоторые исследователи предполагают, что Мокошь была женой Перуна, поэтому ей отводилось почетное место среди главных славянских богов. Имя этого женского божества упоминается во многих древних текстах.

После принятия на Руси христианства часть черт и функций Мокоши перешли к святой Параскеве-Пятнице.

Стрибог

Упоминается во Владимирском пантеоне как один из главных богов, но функция его не совсем ясна. Возможно, был богом ветров. В древних текстах его имя часто упоминают вместе с Дажьбогом. Неизвестно, были ли праздники, посвященные Стрибогу, поскольку информации об этом божестве крайне мало.

Волос (Велес)

Исследователи склонны полагать, что это все же два разных персонажа мифов. Волос - покровитель домашних животных и бог достатка. Кроме того, он бог мудрости, покровитель поэтов и сказителей. Недаром Бояна из «Слова о полку Игореве» называют в поэме Велесовым внуком. В дар ему оставляли на поле несколько несжатых стеблей злаков. После принятия славянскими народами христианства функции Волоса взяли на себя два святых: Николай Чудотворец и Власий.

Что касается Велеса, то это один из демонов, злой дух, с которым боролся Перун.

Славянские мифические существа - обитатели лесов

С лесом у древних славян было связано несколько персонажей. Главными из них были водяной и леший. С появлением на Руси христианства им стали приписывать исключительно отрицательные черты, делая демоническими существами.

Леший - хозяин леса. Называли его еще лесовиком и лесным духом. Он бережно охраняет лес и его обитателей. С хорошим человеком отношения нейтральные - леший его не трогает, и может даже прийти на помощь - вывести из леса, если тот заблудился. К плохим людям отношение отрицательное. Их лесной хозяин наказывает: заставляет плутать и может защекотать до смерти.

Перед людьми леший предстает в разных обличьях: человеческих, растительных, животных. У древних славян отношение к нему было двойственным - лешего почитали и одновременно боялись. Считалось, что пастухам и охотникам нужно было заключать с ним сделку, иначе леший мог похитить скотину или даже человека.

Водяной - дух, обитающий в водоемах. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Особенно опасен во время больших праздников. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. У него есть стада, состоящие из рыб. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади.

Были и другие, низшие существа, например, лесной дух. В славянских мифах он назывался Аукой. Он никогда не спит. Живет в избушке в самой чащобе леса, где всегда есть запас талой воды. Особое раздолье для Ауки наступает зимой, когда лешие засыпают. Лесной дух враждебен по отношению к человеку - будет пытаться завести случайного путника в бурелом или заставит кружить до тех пор, пока тот не устанет.

Берегиня - этот мифических женский персонаж имеет неясную функцию. По наиболее распространенной версии, это лесное божество, оберегающее деревья и растения. Но также древние славяне считали берегинь русалками. Их священное дерево - это береза, которая очень почиталась в народе.

Боровик - еще один лесной дух в славянской мифологии. Внешне выглядит как огромный медведь. Отличить его от настоящего зверя можно по отсутствию хвоста. В подчинении у него находятся боровички - хозяева грибов, похожие на маленьких старичков.

Кикимора болотная - еще один колоритный персонаж славянской мифологии. Людей не любит, но не будет трогать до тех пор, пока путники ведут себя в лесу тихо. Если они шумят и вредят растениям или животным, кикимора может заставить плутать их по болоту. Очень скрытная, крайне редко показывается на глаза.

Болотник - ошибкой будет путать его с водяным. Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Болотника представляли страшным существом. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей, ила, улиток, или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. Менять свой облик он не умеет. Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно. Уничтожить болотника можно только одним способом - осушив его болото.

Славянские мифы для детей - кратко о самом интересном

Знакомство с образцами древнерусской литературы, устными сказаниями и мифами имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Знать о своем прошлом необходимо и взрослым, и самым маленьким. Славянские мифы (5 класс) познакомят школьников с пантеоном главных богов и самыми известными сказаниями. В хрестоматию по литературе входит интересный пересказ А.Н.Толстого о Кикиморе, есть сведения об основных персонажах мифологии древних славян, дается представление о таком понятии, как «капище».

По желанию, родители могут и в более раннем возрасте познакомить ребенка с пантеоном славянских богов и другими мифологическими существами. Целесообразно выбирать положительных персонажей, и не рассказывать маленьким детям о таких пугающих существах, как навьи, злыдни, волколаки.

Для ознакомления с персонажами славянской мифологии можно посоветовать книгу Александра Асова «Мифы славян для детей и их родителей». Она будет интересна и младшему поколению, и старшему. Светлана Лаврова - еще один хороший автор, написавший книгу «Славянские сказания».

К сожалению, славянская мифология зародилась в те времена, когда письменности еще не было, и никогда не была записана. Но кое-что удается восстановить по древним свидетельствам, устному народному творчеству, обрядам и народным верованиям.

Миф о сотворении Родом мира

Сперва не существовало ничего, кроме хаоса, все было едино. Тогда древнейших бог Род сошел на землю в золотом яйце и принялся за дело. Сначала решил он разделить свет и тьму, и из золотого яйца выкатилось солнце, осветив все вокруг.
Следом появилась и луна, заняв свое место в небе ночном.
После сотворил прародитель необъятный водный мир, откуда позже поднялась суша – огромные земли, на которых тянулись к небу высокие деревья, бегали разные звери, и птицы пели свои дивные песни. И создал он радугу, чтобы разделить сушу и море, Правду и Кривду.
Тогда поднялся ввысь Род на золотом яйце и огляделся, понравились ему плоды труда своего. Выдохнул бог на землю – и зашелестел в деревьях ветер, а из дыхания его появилась на свет богиня любви Лада, обернувшаяся птицей Сва.
Разделил Род мир на три царства: небесное, земное и преисподнюю. Первое он создал для богов, которым должно следить за порядком на земле, второе стало обителью людей, а последнее – пристанищем для мертвых. И сквозь них произрастает исполинский дуб – Мировое древо, которое выросло из брошенного творцом семени. Корни его таятся в мире усопших, ствол проходит сквозь царство земное, а крона поддерживает небо.
Заселил Род царство небесное сотворенными им богами. Вместе с Ладой создали они могучего бога Сварога. Вдохнув в него жизнь, даровал ему бог-творец четыре головы, дабы тот смотрел во все концы света и приглядывал за порядком.
Стал Сварог верным помощником прародителю: проложил он путь Солнца по небосводу и путь луны по небу ночному. С тех пор и встает солнце на рассвете, а ночью на освещенное звездами небо выплывает луна.

Как Чернобог хотел Вселенную захватить

Зародился в незапамятные времена злой бог Чернобог – повелитель мрака. И стала Кривда ум его в думы мрачные погружать да на дела недобрые наводить. Поддался он соблазнам и замыслил весь мир себе подчинить, обратился Змеем Чёрным и выполз из логова своего.
Сварог же, который за миром приглядывал, почуял неладное. Сделал себе в кузнице молот огромный и с размаху опустил его на Алатырь, чтобы помощников себе сотворить. Полетели искры во все стороны, из которых боги тотчас появились. Первым родился небесный бог Даждьбог. Затем явились Хорс, Симаргл и Стрибог.
Подполз Змей к Алатырю и хвостом о камень высек искры серебряные, которые превратились в нечисть земную и подземную. Увидел то Даждьбог и послал Симаргла, вестника между небом и землей, Сварогу обо всем рассказать. Улетел тот к отцу и поведал, что грядет битва великая между злом и добром. Выслушал сына Сварог и принялся в небесной кузнице оружие ковать для войска своего.
И настало время битвы – встретились силы света с силой нечистой. Долго длилась та битва нелегкая. Темные силы пробились в небесный чертог и почти что проникли в сварогову кузницу. Тогда выковал плуг Сварог и в Чернобога его запустил, едва тот в дверях появился. Позвал он на помощь детей, и все вместе запрягли они Змея в плуг да всю нечисть пленили.
Взмолился тогда темный бог, попросил пощадить своих отпрысков. Был Сварог справедлив и отходчив, обещал пощадить народ навий, только если никто из богов всей Вселенной править не будет. И велел он прокопать Межу великую меж мирами двумя. И Межа та пройдет сквозь весь мир людей, по одну сторону будет царство сварогово, по другую же будут земли темные. Согласился Чернобог, ведь все равно не было выбора – так пришли боги к согласию.
Стали боги плугом царства свои разделять, справа стал мир богов светлых, слева же – Нави. Посреди мира людей прошла та борозда, потому-то и хорошего и плохого на земле одинаково. Мировое Древо объединило три мира. Справа в ветвях его сидит Алконост – птица райская. Слева – темная птица Сирин.
Стали Сварог с богиней плодородия Ладой зверями да птицами мир заселять. Посадили деревья они и цветы.
А после всех трудов они на поляне лесной играть принялись. Начали через плечо метать камешки. Мать Сыра Земля росой их смочила, отчего те людьми обернулись. Те, что от Лады упали, стали девицами, а свароговы – молодцами. Не хватило тогда того Ладе, стала веточки одна о другую тереть. Появились искры божественные, из которых явились девы и парни прекрасные. Доволен был Род, потому что вновь расцветал тот мир, что он когда-то создал. Наказали людям боги по заветам жить, на Алатырь-камне высеченным. А Мокошь принялась прясть нити судьбы, всякому свой срок определяя.

Миф о волшебном ландыше

Решил Перун в жены взять богиню дождя Додолу. Многих богов на свадьбу позвали, не забыли и Велеса. Надеялся громовержец примириться с давним противником. В небесном царстве свадьбу сыграли, и начался пир в райском саду.
Радовались боги празднику, хмель пили за здравие. Один только Велес сидел мрачней тучи – приглянулась невеста ему, весь пир с нее глаз не сводил. Разъедала сердце ему зависть к Перуну, что такую красавицу в жены себе взял.
Спустился тогда Велес на землю из Ирия и долго бродил по дремучим лесам. Однажды Додола на землю отправилась по лесам да лугам погулять. Приметил Велес ее, и вспыхнули чувства, и едва он рассудок от них не потерял. Обратился он ландышем у самых ног ее. Сорвала Додола цветок и понюхала. И родила потом она сына Ярилу.
Узнал о том муж ее и праведным гневом тотчас разошелся. Хотел уничтожить он подлого Велеса, который так отблагодарил за добро. И в битве тогда те два бога сошлись. Три дня и три ночи длилась та битва, пока громовержец с трудом не победил Велеса. Притащил Перун его на Алатырь-камень, чтобы боги судили того. И боги тогда на веки вечные изгнали из Ирия Велеса в царство подземное.

Как Велес украл небесных коров

Было это, когда Велес уже жил в подземном царстве. Яга уговаривала его похитить небесных коров у богов. Долго противился бог, но потом вспомнил, что когда в Ирие обитал, то лучше всех за коровами ухаживал. И никто сейчас лучше его за ними не присмотрит. Подняла тогда Яга вихрь от земли и до самого неба, который коров всех в подземное царство унес. Там Велес укрыл их в большой пещере и стал присматривать за ними.
Когда узнали о том звери лесные, решили, что им теперь можно все. Больше всех разошлись волки – всякий страх потеряли и скотину начали домашнюю загонять. А люди стали друг у друга животных красть. Но и это не все беды, что на земле начались. Засохли все пастбища и все посевы, все потому что вместе с коровами небесными и тучи исчезли.
Люди богов стали молить, чтобы Велес коров вернул, чтобы кончилась засуха, и все стало как раньше. Перун и Дажьбог молитвы услышали и решили помочь. Спустились на землю, к вратам царства подземного. А там их уже поджидает воинство Велеса. А сам он в корнях Мирового Древа укрылся, чтобы незаметно напасть на богов.
Но Перун его первым заметил и метнул свою молнию в корень. Сильно молния в Древо ударила, зашаталось оно, задрожала земля. Остановил громовержца Дажьбог, испугавшись, что упадет Древо, а с ним и весь мир.
На честный бой вызвал Перун Велеса, и не смог отказать бог из-за гордости. Обратился он Змеем огнедышащим, и сошлись они в битве. И на битву ту из царства подземного смотреть вышли все его обитатели, отворив двери каменные.
Проскочил Дажьбог в царство подземное, стал небесное стадо искать. Долго бились два бога, и с трудом одолел Перун Змея. Принял тот тогда свой облик истинный и пустился бежать. Громовержец преследовал Велеса и пускал стрелы-молнии вслед. И услышал Перун голос Дажьбога, что просил метнуть молнию в гору, чтобы вызволить стадо небесное. Расколол Перун гору выстрелом, и вернулись коровы небесные в Ирий.

Как Велес запер подземные воды

Много лет люди почитали молитвами да жертвоприношениями разных богов, но про Велеса, повелителя мира подземного, позабыли. В запустение пришел идол его, а священный костер, куда некогда дары приносили, почти что погас.
Оскорбило тогда Велеса, что забыли о нем люди, и замками закрыл он воды все источники. На земле тогда началась засуха, скот стал болеть, потому что засохли все пастбища. А люди стали богов молить о помощи. Один род даже оставил дома родные и направился в лес к перунову идолу просить дождем землю сухую смочить.
Ворон услышал людские мольбы и взмыл ввысь, в самый Ирий, обитель богов небесную. Отыскал он Перуна и поведал о беде, которая с людьми приключилась. Выслушал ворона бог и разозлился на Велеса. И решил проучить его за то, что воды подземные запер замками крепкими. Взял он лук свой и стрелы-молнии, оседлал коня белоснежного и отправился Змея искать.
Велес тогда землю осматривал, на которую наслал засуху, и доволен был тем, что людей наказал. Но увидел он в небе Перуна летящего, испугался и хотел под землей было спрятаться. Но громовержец ему помешал, из лука молнией выстрелив. В дупло старого дуба тогда решил Змей заползти. Но успел добрый бог поджечь дерево, пустив стрелу свою с неба высокого. Под валун решил тогда Велес спрятаться, но разлетелся тот на маленькие камушки, когда Перун в него из лука попал.
Понял Змей, что не скрыться ему от гнева перунова, стал тогда о пощаде молить. Обещал показать все замки, на которые он источники подземные запер. Смилостивился тогда громовержец и согласился. Повелитель мира подземного указал все места укромные, в которых запер он воду. Вот только ключи потерял, пока от молний перуновых прятался. Перун разбил все замки своей палицей, и вернулась вода в родники да реки, и наполнились снова колодцы, озера.
Так и кончилась засуха, проросли зеленой травой пастбища. А люди больше не забывали почитать Велеса наравне с другими богами.

Летоисчисление от сотворения мира в славянском варианте насчитывает седьмую тысячу, то есть на момент 2017 года от рождества Христова (по древнеславянскому календарю уже 7526 год) - это, не считая четырнадцать предыдущих эпох, время общей протяженностью более шестисот тысяч лет! Каждой эпохе были присущи свои верования и религиозные поклонения, а до внедренного на Руси Владимиром христианства в десятом веке правило славянское язычество, или родоверие.

Древнерусское язычество: во что верили наши предки?

До христианства на территории древних славян господствовало язычество, основой которого были верования в силу духов природы, сверхъестественных сущностей (демонов, их сопровождающих тотемных животных) и богов: Сварог, Велес, Коляда и Ярило, Дажьбог и Лада. Люди верили в леших и кикимор, живущих в лесу и охраняющих его от вредного воздействия, домовых - истинных хозяев дома, водяных и русалок, в которых превращались души людей, погибших насильственной смертью.

Далее будут рассмотрены славянские боги и их значение, а также влияние на жизнь племен, населявших восточную часть Европы (территорию нынешней России, Прибалтики, Белоруссии и Украины). Только после совета с ними начинался посев или жатва, к духам взывали для облегчения родов и устранения болезней, богам приносили жертвы ради богатого урожая или удачной легкой охоты, у них же просили защиты в дни военных действий и природных катаклизмов.

Примечательно то, что не было в религии наших предков жрецов, священнослужителей или специально обученной касты, ведающей богослужениями и жертвоприношениями: эта миссия обычно исполнялась самым старым жителем племени или старейшиной. Так как большинство славянских племен вело земледельческий образ жизни, то вполне естественным считался самым важным в их религии культ земли и культ предков, в которых первостепенную роль играли славянские мифы о сотворении мира.

Суть едина

В легендах, древних сказаниях и мифологии разных стран есть множество схожих фактов как о нынешней религии - христианстве и ее ключевых фигурах, так и более ранних языческих верованиях. Так, например, славянские легенды о сотворении мира во многом переплетаются с историями других стран и религий об этом же процессе:

Славянское язычество и религия индусов не зря очень похожи между собой: историки утверждают, что индуизм возник из смеси славянско-арийских верований и местных обычаев Индии, со временем оброс народными интерпретациями и иносказаниями, сохранив основу религии, образы богов и их значение.

"Книга Коляды": автор Александр Асов

Данная книга представляет собой сборник древних языческих и преданий славянской культуры, собранной автором за многие годы работы. Ее часто называют славянскими Ведами или Свято-Русскими Ведами, входящими в состав еще более весомого труда Асова - "Велесовой книги". Сборник повествует о славянских мифах о сотворении мира, рождении и значении славянских богов в жизни людей: Сварога, Перуна. Затронута тема бытовой жизни древних людей, их культура и обычаи.

Также в книге много занимательных историй о духах природы славян, боге Семаргле и Купале, введены неведомые ранее боги Крышень (в индуизме - Кришна) и Вышень (Вишну). Не всем историкам и научным деятелям по душе сей труд Александра Игоревича: многие считают его откровенно поддельным и оскорбляющим настоящую славянскую историю и религию. Каждая из позиций имеет приверженцев и ярых противников. Чтобы составить собственное мнение и для общего развития книгу все же стоит прочесть, как и труды оппонентов Асова.

Миф о сотворении мира из летописи Асова

Согласно истории, рассказанной в начале книги, вселенная пребывала во мраке небытия довольно продолжительное время. Но Всевышний (Бог, Космический Разум) материализовал из семени золотое яйцо, в котором пребывал Прародитель всего - Родник (Род). Он постепенно наполнялся любовью и в конце концов давлением изнутри разломил священное яйцо этой первичной и самой могущественной силой, которая обернулась в женщину - богиню Ладу, разнесшую это великое чувство по всей вселенной.

Далее Родник сотворил два мира: Небесный (духовный) и Поднебесный, то есть материальный, физический, разделив таким образом Свет (разум) и Тьму (невежество). Из этого становится очевидным, что все окружающее при Роде является Природой, истинной сутью всего. Божьи слова - бормотание, озвучивание различных звуков родили Барму, бога слова, поэзии, звука, который в свою очередь понес учение о богах и их наставлениях о правилах жизни по всему миру. Также из дыхания Прародителя возник Сварог - бог славян, отец материального мира, которого славяне уважительно звали Отец Небесный. Подарил ему Род целых четыре головы - по одной на каждую сторону света, чтобы тот полностью контролировал происходящее.

Затем Род обернулся Родником и предстал миру в образе Мирового океана, из пены которого, как Афродита в греческой мифологии, родилась Мировая Уточка. Она стала Праматерью многочисленным божествам, полубогам и высшим сущностям. Так возник первый миф о создании Земли. В работе Асова он описан более подробно.

Славянские боги и их значение. Аналоги в других религиях

В вышеизложенном пересказе можно заметить, что идентичные архетипы сущностей имеются в религии индусов и не только. В греческой мифологии также довольно много совпадений со славянскими легендами:

  • Род - первооснова всего сущего, Прародитель, появившийся из золотого яйца, которое расколол силой своей любви. Часто изображался как седой дедушка, держащий колесо (Сансары), стоя на рыбе. Идентично в индуизме - бог Брахма, который по многим показателям был очень схож с Родом: имел четыре лика (руки в индуизме).
  • Сварог - бог славян, считавшийся покровителем духовности и небесных чертогов, аналога рая в последующем христианстве. Имя Сварог - это санскритское слово, обозначающее "ходящий по небу", то есть отец небес - Бог в христианстве и Ишвара в индуизме. Именно это божество научило земных жителей искусству приготовления творога и сыра, "сварганя" их из молока, а также подарил людям небесный огонь для приготовления пищи и защиты от холода, поэтому славяне твердо знали, что вблизи огня запрещено говорить бранные слова - он был священен. Считалось, что у Сварога четыре головы, которые смотрели и охраняли все стороны света от влияния злых сил.
  • Барма - второе имя Святовит, считался богом молитвы, рожденным из слов Рода (бормотания молитв, чтения вед и мантр). Считался добряком, но если гневался, то сметал все на своем пути. Некоторые языковеды проводят параллели с Брахмой в индуизме из-за созвучности имен и схожих факторов, но единогласного мнения по этому поводу нет.

  • Лада - покровительствовала влюбленным, хранила семейный очаг и супружеские пары, также считалась богиней плодородия и весны. Была женой Сварога и также имела в своем окружении лебедя.
  • Мать Сыра-Земля - по некоторым данным, была женой Рода, благодаря ее энергии родилась любовь, которой Прародитель расколол священное яйцо, сотворив мир. В индуизме это Пракрити - женская энергия и Мать всего сущего.
  • Мировая Уточка (Качка на языке древних) - мировое качание, первичная древняя вибрация. Являла собой птицу. По славянской мифологии о сотворении мира, она достала со дна Мирового океана Алатырь-камень. Мать всех демонов (асуров), Сатаны в том числе. Часто Мировую Уточку отожествляют с Макошью - богиней судьбы.
  • Дый - считался абсолютной противоположностью духовному Сварогу и был покровителем материального, земного мира, богом золота и ценных вещей, а также властителем ночного неба. Древние славяне верили, что он мог легко оборачиваться в и увидеть его в настоящем обличье практически невозможно.

Явь, Правь и Навь: основа трехмерного мира

Ныне действующая система включает в себя три мира:

  • Физический: материальный уровень, тот, что можно увидеть и пощупать. Мир людей, животных, птиц и всех остальных физических существ, называемый славянами Явью. Считается самым грубым проявлением божественного бытия, но при этом самым сильным проявлением силы его любви, так как мир людей - самый эмоциональный и чувствующий среди остальных.
  • Астральный (или эфирный) уровень обитания существ тонкого плана, невидимых простому глазу: мир демонов, бесов, духов природы и прочих, называемый Навью, то есть непроявленной явью, неявью.
  • Ментальный (божественный) уровень Правь (от слова "править") разделялся на две части: Небо - место, где нет бога, и Небеса - там, где беса (черта, демона) нет. То есть Небеса выше всего, под ними Небо, далее Навь и в самом низу Явь - наш земной проявленный мир.

Также есть мнение, что существует еще один мир - Славь, который является миром предков и находится между Небесами и Навью. То есть это промежуточный ментальный мир, своего рода чистилище для душ. Необусловленная являлась ключом в мир Прави, то есть православие считалось правильным путем для духовного роста, а прославление богов - основным направлением. Отсюда можно провести простую параллель к индуизму, в частности к вайшнавской традиции пения "Маха-мантры" (Харе Кришна), которую считают самой простой дорогой к достижению единства с богом.

Подобные структуры славянского сотворения мира в мифах других стран, континентов и религий также активно используются: меняются названия сущностей, имена богов и мест, но первичная суть остается единой - чтобы стать высокодуховной личностью, необходимо возлюбить Бога.

Что такое Алатырь?

Из древнеславянских сказаний можно узнать, что бел-горюч камень Алатырь - это "пуп Земли", из которого возникла Мать Сыра-Земля, то есть суша, а значит, этот камень является важным сакральным объектом. По мифам так и есть: Сварог ударяет по нему молотом, и искры, разлетевшиеся от удара, превращаются в различных богов и божественных сущностей. Более того, Алатырь считается камнем-жертвенником, на котором Всевышний приносит себя в жертву ради мира. Отсюда и пошло: "алтарь" - место для поклонения богу.

Говорят, что гора Эльбрус на Кавказе - это и есть видимая часть того самого Бел-горюч камня, священное место для связи с Богом. Ведь не зря же именно гора указана в качестве последнего пристанища Ноева ковчега, на которую указал голубь, выпущенный прямым потомком Адама. Еще одна часть этого чудо-камня предстает взгляду человека на Алтае: гора Белуха и небольшой остров Солнца в Белом море на севере. Все эти места горячо почитаемы славянами как места силы и явления богов людям.

Откуда взялся камень Алатырь?

Согласно славянским Бел-горючий камень достала со дна океана Уточка, волшебная птица (аналог: голубь в христианстве, предвестник суши при потопе). Когда Сварог оглядел созданный им мир, то остался недоволен: небо и зори, океан - все замечательно, а вот земли, то есть суши нет. Долго он вглядывался вдаль, но ничего кроме воды не увидел, только маленькая птичка - утка качалась и кувыркалась на пене из волн.

Сварог стал ее выпытывать, где же земля, на что Уточка указала ему, что глубоко под водой есть суша. Тогда силой своей власти над всем сущим приказал Сварог Мировой Уточке достать земли кусок. Она нырнула и пропала на целый год, а вернувшись, поведала, что не справилась с заданием. Второй раз также нырнула и по истечении двух лет обессиленная показалась, объяснив, что не под силу ей такая миссия.

Тогда Сварог начал гневаться и, собрав силу Рода, вдохнул ее в маленькое тельце птички, приказав попытаться еще раз. Прошло долгих три года, и вернулась Уточка, неся в клюве горсть сырой земли, отдала Сварогу, но утаила маленький камешек, который и был Алатырем - камнем вселенской мудрости с начертанными на нем сакральными знаниями.

Но Сварог на то и родоначальник всего. Он почуял неладное и начал месить сырую землю, грея теплом рук и солнца, обдувая дыханием и вселенскими ветрами. Стала увеличиваться в размерах Мать Сыра-земля, превращаясь в сушу, а вместе с ней и Алатырь. Поняла Уточка, что не в силах более держать камень мудрости, и обронила его, а там, где упал он, выросла Алатырская гора - Эльбрус. Долгое время ее звали Алатыркой, или Золотой горой.

Семаргл

Был еще один значимый бог славян - Семаргл (или Симаргл). Так звали бога огня, рожденного из искры, отлетевшей от удара молотом Сварога по бел-горячему камню. Древние славяне считали его богом жертвоприношений, посредником между миром людей и богов, который мог превращаться в огромного пса с крыльями. В "Повести временных лет" - одной из основных летописей русичей, имеется запись от 980 года. В мифе о рождении мира упоминается Симаргл. Здесь были и другие божества религии того времени. К ним относится и Черный змей, или Чернобог, который был сыном Мировой Уточки (прообраз сатаны в христианстве и Шива в индуизме).

Чернобог хотел уподобиться Сварогу и тоже начал стучать об Алатырь-камень, высекая из него искры. Вот только не боги появлялись на свет, а демоны. Бог славян Семаргл вызвал его на бой, да не смог победить - не хватило мощи ему, пришлось уйти к отцу в небесную кузницу. Говорят, что после боя того свет померк на земле и воцарилась тьма непроглядная. Тогда вышел на битву сам Сварог и победил уже ослабленного Семарглом Черного змея, прогнав его в призрачный мир Нави. Это и была самая первая мировая битва Добра и Зла, которая впоследствии была представлена в христианстве как победа Георгия Победоносца над змеем и подана как исконно православный факт.

Имеет ли труд Александра Азова историческую ценность и достоверность фактов?

Практически все работы этого автора научные исследователи, историки и языковеды считают не слишком старательной подделкой, фальсификацией и наживой на старине, не слишком точно отвечающей достоверности сказаний. Из самых распространенных обвинений звучат упреки в незнании грамматики древнеславянского языка, правописания и подобных огрехах. Также утверждается, что Азов сам выдумал некоторые образы богов, ранее никогда не существовавших и тем более не почитаемых на территории древней Руси. Поэтому ценность "Книги Коляды" вместе с "Велесовой книгой" и прочими сказаниями о жизни древних славян ничтожно мала и имеет скорее художественную, а не историческую ценность.

Более того, книги Азова активно пропагандируются как оскорбляющие христианство, в некоторых случаях даже называются экстремистскими и оскорбляющими достоинство человека. Вот только где же так защищаемая всеми свобода выбора вероисповедания, если быть мусульманином или иудеем разрешено на земле русской, а старовером или родновером - нет? Конечно, у каждого на этот счет свое мнение, поэтому нет смысла сейчас спорить о том, кто прав, а кто виновен.

Учитывая, что эти труды имеют довольно подробное описание различных жизненных аспектов древности, совпадающих с реальными фактами, стоит все же не рубить на корню многолетнюю работу Александра Игоревича и, возможно, расценивать славянские мифы о сотворении мира как качественные хистори-стори или фэнтези-романы с элементами реально существовавших аспектов жизни древних славян, которые будет весьма познавательно узнать.


Марина Шульц, Латвия
Прочитав в первом номере журнала «Планета Ангелов» великолепную статью Виктора Трухина «Портал для Банника», я вспомнила, что у меня также имеется некоторый интересный опыт в этом деле.

Первое, что хочу сказать. Уже давно, посещая парилку, я призываю Ядро Стихий нашего мира и прошу Стихии работать по очищению всех тканей моего тела. И не только физического тела, но и всего Комплекса Многомерных Тел (КМТ). Это очень приятно и интересно. Реально чувствуешь, как работают Стихии. И от этого весь процесс становится более эффективным.
Но мне никогда в голову не приходило в общественной бане звать Банника. Да я и не предполагала, что они там есть.

И вот, во время нашей летней экспедиции группы «Солнечные Вестники», находясь на озере Светлояр, мы в гостевом доме вечером заказали баню. Решили очищение сделать многосторонним. Желающих было много, и каждой группе в пять человек выделен был всего один час. А хотелось не просто удовольствие получить, но и результат.

Сидим в парилке. Я думаю о том, чтобы быстрее тело среагировало на это пропаривание. И вдруг рядом сидящая Лидия Т. стала призывать Банника! И он явно энергетически проявился рядом с нами. Мы попросили процесс очищения наших тел сделать более эффективным. Дальше пошло неожиданное воздействие. Мы обе почувствовали, как начались какие-то процессы глубоко в теле. Как будто началось очищение тканей, крови, лимфы из глубины, постепенно переходя к поверхности тела. И вдруг открылись все поры кожи, и началось обильное потоотделение. И нам вполне хватило одного часа!

Когда я вернулась домой, то пошла после долгой и тяжёлой дороги попариться в бане. Сначала, как всегда, призвала Стихии. Началась работа, и очень приятная. Потом я вспомнила наш контакт с Банником на Светлояре, и решила проверить – есть ли Банник в этой бане? Я была в этот момент одна, и мне никто не мешал.
Я вежливо призвала Банника. И передо мной возникла фигура высокого, атлетически сложенного молодого мужчины. Волосы – русые. На нём только набедренная повязка. Весёлый, с хорошими радостными энергиями.