Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Краткая биография царевны софьи. Софья, царевна: биография, фото, годы правления

Wrote in April 14th, 2016

Оригинал взят у aldusku в Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. I том (1)

Сегодня I том (1) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 1 по 20.

Об издании и предисловие , I том (1 / с 1 по 20) , I том (2 / с 21 по 40) , II том (1/ с 41 по 60); II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (1/ с 121 по 140); IV том (2/ с 141 по 160); V том (1/ с 161 по 180); V том (2/ с 181 по 200); VI том (1/ с 201 по 220); VI том (2/ с 221 по 240); VII том (1/ с 241 по 260); VII том (2/ с 261 по 280); VIII том (1/ с 281 по 300); VIII том (2/ с 301 по 320); IX том (1/ с 321 по 340); IX том (2/ с 341 по 360); X том (1/ с 361 по 380); X том (2/ с 381 по 400); XI том (1/ с 401 по 420); XI том (2/ с 421 по 440); XII том (1/ с 441 по 460); XII том (2/ с 461 по 480)

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный Афонасьевым с оригинала Тарасевича

1. Достоверный портрет Царевны Софьи Алексеевны, гравированный учеником Академии Художеств Афонасьевым, с оригинала Тарасевича * .

* Примечание . Софья Алексеевна, Царевна, дочь Царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, род. 1 Сентября 1657 года; соправительница с братьями Иоанном и Петром Алексеевичами с 26 Мая 1682 года; 7 Сентября 1689 удалена от правления и пострижена в монахини под именем Сусанны. Чрезвычайно талантливая, энергичная и властолюбивая женщина; замечательная писательница. Во время усмирения стрелецкого бунта подвергнута пытке; умерла 3 июля 1704 года в темнице.

Из дела Федора Шакловитого видно, что по его заказу был выгравирован, выписанным для того в Москву гравером Тарасевичем, портрет Царевны, без братьев, в царском облачении и с царским титулом: «у цесаря де Римского седмь курфирстов рисуется вокруг его портрета, тако на подобие сего, вместо семи курфирстов надобно сделать седмь даров, сиречь добродетелей великой государыни» (показание Шакловитого).

Отпечатки с доски Тарасевича печатались на атласе, тафте, обяри (плотной шелковой ткани) и на бумаге. Они были розданы окольничему А. П. Ржевскому, В. С. Нарбекову «и иным разным людям». Граверу Тарасевичу с товарищами и Богдановскому, сочинявшему подписи, выдано за работу «по сто рублев денег, да обярь, да атлас, да по две пары штук сукна, да по две пары собольих шкур» .

Впоследствии оттиски этого портрета, по приказанию Петра, отбирались, и так исправно, что до нас не дошло из них ни одного экземпляра. В 1777 году в Академии Художеств хранился еще один экземпляр его, но и тот утрачен; хорошо еще, что с него в этом году была сделана гравером Афонасьевым * точная копия, снимок с которой и приложен в настоящем издании.

* Примечание . В бумагах Академии Художеств об этой копии сохранилось следующее известие: в апреле 1777 года собранием Академии Художеств заключено было в Академию Наук сообщить, дабы благоволено было публиковать о гравированном при сей Академии портрете Царевны Софии Алексеевны точного подлинника ее времен, которому эстампу подканцеляристу Векшину и производить продажу ценою по тридцати копеек (Петровск. сборн. матер. для истор. Акад. Худ. т. I, стр. 221). В настоящее время лист этот тоже очень редок.

В Галерее Романовых есть портрет Царевны Софьи, писанный масляными красками, схожий точь-в-точь с портретом ее на гравюре Афонасьева (Тарасевича). Царевна изображена на нем в овальном медальоне, помещенном на груди огромного двуглавого орла; на крыльях орла 6 клейм и 7-е между его головами; в клеймах изображены те же семь добродетелей, но в совершенно другой композиции против клейм Тарасевича; так например твердость представлена в виде женщины, у ног которой стоит лев; щедрость - в виде женщины, оделяющей ребятишек. Точно такой же портрет Царевны хранится * в Московском Новодевичьем монастыре , под названием: Знамя Царевны Софьи; на нем семь клеим оставлены пустыми, без изображений добродетелей.

* Примечание . Фотография с этого портрета помещена в Галерее дома Романовых; издание Клиндера. Спб. 1866 г.

Гравер Леонтий Тарасевич , гравировавший портрет Софьи, учился в Аугсбурге у славившихся в то время братьев Килианов. Гравюры Леонтия Тарасевича травлены водкою, в их манере, весьма легко и живописно, и хорошо рисованы. Лучшие листы его находятся в Печерском Патерике 1702 года; из них картинка, представляющая препод. Иеремию Прозорливого, может быть поставлена на ряду с произведениями лучших голландских офортистов. Портреты Софьи и В. В. Голицына не из лучших работ Тарасевича, и рисунок в них далеко не безукоризнен. Из других работ его замечательны: портреты князя. Радзивила, подстольника Георгия Земли, графа. Б. П. Шереметьева и картинка, изображающая торжественный въезд Петра в новопокоренную им крепость Азов. Последние два листа приложены к поздравительным виршам (на польском языке), поднесенным графу Шереметьеву по случаю его побед под Азовом и Кизи-Кирменом (в библиотеке графа С. П. Шереметьева, уник).

Для распространения портрета Софьи, гравированного Тарасевичем, Шакловитый переслал оттиск его, при посредстве Андрея Виниуса, амстердамскому бургомистру Николаю Витсену, который поручил граверу Блотелингу сделать с него копию (с переводом всех подписей на латинский язык) и в скором времени прислал Шакловитому сто отпечатков, которые и были розданы доверенным Царевны Софьи лицам. Впоследствии отпечатки эти были, по приказанию Петра I, усердно уничтожаемы, так что в настоящее время их осталось всего три * .

* Примечание . Веселли, составлявший каталог произведений Блотелинга, даже не знал о существовании этого листа.

И все они идут из заграницы; а именно: 1-й в Публичной Библиотеке подаренный туда князем Лобановым-Ростовским ; 2-й в моем собрании, купленный в Амстердаме, на распродаже знаменитого собрания портретов Бойделя Ниенхюйса, в 1872 году, за 120 флоринов, и 3-й, на котором еще не вырезано ни одной подписи, у М. Н. Похвистнева; этот последний куплен у берлинского антиквария Штаргардта за 1 1/2 талера (в 1876 году) и лежал у него в папке под названием: «Ein unbekannter Russischer Kaiser». Этот лист куплен у Г-жи Похвистневой графом Д. И. Толстым за 300 рублей в 1882 году. Нет надобности говорить, что в настоящее время за гравюру Блотелинга с полною подписью, составляющую существенную принадлежность ее, охотники с удовольствием заплатили бы до 1000 рублей и даже более, так как редкость этой гравюры не случайная, а документальная. Нашу копию положительно трудно отличить от оригинала.

Заимствованная из книги Лазаря Барановича: «Благодать и Истинна Иисус Христос бысть, егда от него.... Иоанн Алексеевич.... и Петр Алексеевич.... поставлены суть царе. Чернигов 1683» .

Вверху гравюры, посередине, изображена Царевна София Алексеевна в виде апокалипсической жены, с распущенными волосами и с крыльями орла. Цари Иоанн и Петр изображены по три раза: 1-й в медальонах, помещенных на крыльях Царевны; 2-й предстоящими перед Спасителем, и 3-й пониже: Царь Иоанн, предшествуемый Митрополитом и сопровождаемый Царевной Софьей, и Царь Петр, предшествуемый Патриархом и Царицей Натальей Кириловной.

В деле Шакловитого сохранилось описание медной доски «четверти три аршинных», привезенной в 1690 году из Чернигова Тарасевичем с товарищем, на которой было вырезано: «в начале Отец и Сын и Святой Дух, а ниже того персоны государей Ивана и Петра Алексеевичей и сестры их великой государыни Софии Алексеевны, а ниже того не подписано» . (Русск. Граверы; Москва 1870 г.). Наша доска 1683 года представляет полное сходство с этим описанием.

* .

* Примечание . Князь Василий Васильевич Голицын родился в 1633 году; он получил хорошее образование и знал много языков. В 1677 году он уже был назначен начальником пушкарей; с 1678 по 1680 г. оставался в Малороссии, для отражения татарских набегов. По смерти Феодора стал любимцем Царевны Софьи и сделал много добра для России, присоединением Смоленска и Малороссии, миром с Польшею и составлением союза против турок. Замешанный в заговоре против Петра I, он был отправлен в ссылку в Яранск, где и умер в 1713 году.

Гравированный Тарасевичем, одновременно с портретом Царевны Софьи Алексеевны, как это видно из дела Шакловитого * . Экземпляры его находятся в Эрмитаже и в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке.

* Примечание . В деле Шакловитого упоминается еще о другой доске работы Тарасевича, на которой были изображены Кн. В. В. Голицын и Гетман Самойлович; отпечатков с нее до сих пор неизвестно (Русск. Граверы. М. 1870, стр. 295).

5–10. 6 картинок из книги: Schleussing, Derer beyden Czaaren in Reussland Iwan und Peter Alexewitz, nebst dero Schwester der Princessin Sophia bisshero Dreyfachgeführter Regiments-Stab, und was darauf erfolget ist. Zittau 1693. 8° . Ha первой представлен царь Петр верхом; на второй царь Иоанн в рост, с лицом прикрытым вуалем; на третьей оба царя, сидящие на одном общем троне, принимают послов; на четвертой князь Вас. Вас. Голицын верхом; на пятой царевна Софья, и на шестой Патриарх Адриан; последние две картинки сделаны довольно карикатурно. Шлейсинг жил в России, и был очевидцем всего напечатанного в его записках.

12. Товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий

11–14. Четыре листа, изображающие посольство князя Я. Ф. Долгорукого в Париже в 1686 году.

На первом из них представлен посол Яков Федорович Долгорукий * , в горностаевой шубе, крытой шелковой узорчатой материей, и в таком же шелковом кафтане, перетянутом поясом; он в меховой горлатной шапке и длинных сапогах. На втором листе, с ошибочною подписью: «Knez Iacob Feodorovitz Dolgoruki» ** , изображен (по справедливому замечанию А. А. Васильчикова, Catal. rais. I. 308), товарищ князя Долгорукова, князь Мышецкий. На 3-м листе изображен посольский дьяк, Кирилл Варфоломеевич Алексеев, а на 4-м гонец посольства, Бехтеев *** .

* Примечание . Стольник и наместник Симбирский.

** Примечание . Во 2-х отпечатках этого листа ошибка эта исправлена; все прежниe подписи стерты и заменены простою подписью: «L’Embassadeur du Grand Due de Moscovie» .

*** Примечание . 1-e отпечатки этого листа без ландшафта сзади. Wass.

Относительно этого посольства в Московском Архиве Иностранных Дел находятся следующие сведения: 1686 февраля 24. 1). Отправлен во Францию и Гишпанию в гонцах жилец Никита Бехтеев «с объявлением о будущем вскоре в оныя Государствы великом посольстве» 2). полномочных послов стольников князя Якова (Федоровича) Долгорукова, князя Якова (Ефимьевича) Мышецкого и дьяка Кирилла Алексеева, с извещением о заключенном между росс. и польским государствами вечном мире и союзе против Турок и Татар, и для склонения оных Королей к вспомоществованию войсками или деньгами. Тут же отписки их послов, и переводы с королевских ответных грамот.

Все документы писаны от имени Иоанна, Петра и Софьи. В 195 г. послы выехали заграницу, а возвратились в Москву 196 г. (Архив М. И. Д.). Полный экземпляр этой замечательной сюиты (с которой сделаны наши копии) находится в собрании А. А. Васильчикова.

15. Изображение Царевны Софии Алексеевны , не сходное с Тарасевичевским портретом ее. Царевна представлена в рост, 3/4 влево; в короне, в высоком кокошнике с султаном и с покрывалом сзади; она в богатом шитом платье, поверх которого надет короткий кафтанчик; поверх всего накинута длинная порфира, подбитая мехом. Подле Царевны, справа, стол, на котором лежит на подушке корона. Внизу подпись: A Paris chez HBonnart аu coqrüe St. Jaques avec privil. | La Grande Duchesse de Moscovie . Лицо Царевны на этом портрете очень напоминает Версальский оригинал. Этот костюмный лист, кажется, был издан Боннаром в 1685 году, во время нахождения в Париже посольства князя Долгорукова, вместе с 4 листами, изображающими это посольство, и награвированными тем же мастером, который гравировал портрет Царевны. Скопирован с экземпляра, принадлежащего А. А. Васильчикову.

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей

16. Поясные портреты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, награвированные на одной доске Лармессеном в Париже , во время пребывания там послов князя Долгорукого и князя Мышецкого, в 1685 году. Оба Царя одеты в кафтанах и в шубах, застегнутых у шеи драгоценными запонами; на головах у них шапки колпачками, отороченные мехом, с драгоценными запонами впереди. Этот довольно редкий лист замечателен по верности костюма и по сходству лица Петра с позднейшими портретами его. Оригинал, с которого он выполнен был, несомненно привезен в Париж нашим посольством (князем Я. О. Долгоруковым), которое в 1685 г. было отправлено во Францию и Неаполь, и о приезде которого в Париж говорится в самом тексте гравюры.

Сделанная в том же 1685 году и позаимствованная (с изменениями) с гравюры Лармессена. Очень редкий лист. Спб. Публ. Библиотека.

18. Картинка, представляющая, как значится в подписях, Царей Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей, Патриарха Адриана и Митрополита, и приложенная при книге: Weber, Das veränderte Russland (Frankfurt und Hannover 1721–38, I, p. 18). Откуда заимствован Вебером оригинал этого листа, неизвестно; по моему мнению надписи, поставленные над фигурами, неверны, и картинка должна представлять Царей Иоанна и Петра Алексеевичей (второй стоит справа и лицо его отличается замечательным сходством с портретами Петра), а впереди их стоит малолетний царевич Алексей Петрович . Картинка эта представляет до некоторой степени переделку другой картинки, описанной в моей книге: Русские Народные Картинки (Спб. 1881 г.) под № 526, и представляющей Царей Иоанна и Петра и Царевича Алексея Петровича, поклоняющихся новородившемуся Спасителю.

19 и 20. Портрет Петра I в рост, в Московском наряде, в каком гравировали его Файторн, Голе и Вайт (в 1699 г.) ; издание Боннара. Снимок с находящегося в собр. П. Я. Дашкова перетиска (contre-épreuve), в котором фон нарисован красным карандашом. В настоящем издании приложено два отпечатка, перетиск и отпечаток в настоящую сторону.


Во II веке, в царствование императора Адриана, в Риме жила благоче- стивая вдова по имени София. Своих дочерей София воспитывала в любви ко Христу и дала им имена в честь главных христианских добродетелей - Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа, а вдова и ее дочери не скрывали своей веры. Слух об их семействе дошел до императора, и тот велел привести их к нему. Понимая, куда и зачем их ведут, мать и дочери горячо молились Господу, прося его дать им силы не устрашиться предстоящих мук. И когда святые предстали перед императором, всех присутствовавших изумило их спокойствие - как будто они явились на светлое торжество, а не на истязания.

Царь-язычник по очереди призывал дочерей Софии и настойчиво требовал принести жертву богине. И хотя дочери были совсем юными (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет), они оставались непреклонны. Тогда император приказал подвергнуть дочерей Софии жестоким истязаниям, после которых их умертвили. Софию ждала другая страшная пытка: она должна была смотреть на страдания и казнь своих дочерей. Но мать не проявляла ожидаемых палачами эмоций, она подбадривала своих дочерей так, что те терпеливо приняли свои мучения.

Чтобы продлить душевные страдания матери, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и похоронила за городом на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей, а затем скончалась. Верующие погребли ее тело на том же месте.

Мощи святой Софии и ее дочерей с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).

Другие известные святые с именем София:

Мученица София Египетская

Му­че­ни­ца Со­фия бы­ла обез­глав­ле­на по­сле ис­тя­за­ний за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста в III в. пра­ви­те­лем Егип­та Клав­ди­ем. Ее мо­щи пе­ре­не­сены Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким в Ца­рьград.

Праведная София Слуцкая

Свя­тая пра­вед­ная Со­фия, княж­на, а затем кня­ги­ня Слуц­кая, про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го ро­да Олель­ко­ви­чей, княжив­ших в го­ро­де Слуц­ке, од­ном из древ­ней­ших го­ро­дов Се­ве­ро-За­пад­ной Ру­си. Княгиня родилась 1 мая 1585 года. Ее супругом стал несвиж­ско­ий кня­зь Яну­ш Рад­зи­вил­ла, католик по вероисповеданию. Главным условием их свадьбы со стороны невесты было сохранение ею Православной веры. Уже будучи замужем она прославилась как защитница православной веры в условиях церков­ной унии с Римом, объ­яв­лен­ной в за­пад­но­рус­ских землях, и последовавшим за ней жестоким преследованием православного населения.

Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония)

Преподобная София, до монашества – Соломония, была великой княгиню, дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году она была выдана замуж за наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Их брак не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Спустя 20 лет брака, чтобы иметь наследника, Василий Иоаннович решил вступить во второй брак (с Еленой Глинской, которая родила ему сына – будущего Иоанна Грозного) и велел постричь Соломонию в монахини. Ее насильно постригли с именем София и сослали под стражу в Суздальский Покровский монастырь. Став монахиней святая победила в себе обиду и всецело посвятила себя Богу.

Преподобномученица София (Селиверстова)

Родилась в 1871 году Саратовской губернии в семье крестьянина. После смерти матери десятилетнюю девочку отдали в приют, который существовал при женской общине, а затем был преобразован в монастырь. Там София прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, стала обучаться рисованию и одновременно работать прислугой. В возрасте 27 лет София стала послушницей в Страстном монастыре в Москве и учила монахинь рисованию. В 20-е годы XX века монастырь закрыли, и София с тремя монахинями еще около десяти лет жила в подвальном помещении на Тихвинской улице. В ноябре 1937 года сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома. 22 февраля 1938 года арестовали и ее. На следующий день Софию допросили, через два дня приговорили к расстрелу за «контрреволюционную агитацию», а еще через три дня расстреляли. София Селиверстова погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 2001 году ее причислили к лику святых новомучеников Российских.

1. Интересно,что в русской традиции имя София, означающее «мудрость», так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

2. Мученица София Римская - самая почитаемая святая из прочих обладательниц этого имени. В честь Софии и ее дочерей построено множество храмов во всех христианских странах. Однако иногда святую Софию путают с Софией-Премудростью Божией, в честь которой построено множество православных храмов и которая означает саму Божию Премудрость и Силу, а не конкретную святую.

3. Имя София считалось традиционным княжеским именем. Так звали нескольких женщин из династии Романовых, среди них царевны Софья Михайловна и Софья Алексеевна.

4. Многие супруги русских правителей при вступлении в брак должны были изменить имя: в царское время - из соображений благозвучия, в период империи - при переходе из лютеранства в православие.
Так, например, имя Софии получила великая княгиня Московская София Палеолог, дочь Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии, которая от рождения носила имя Зоя.

Имя «София» было составной частью протестантских имен императриц Екатерины II, Марии, супруги императора Павла I и Марии, супруги императора Александра III, однако ни одной из них оно не было оставлено при переходе в православие.

Царевна Софья - запрещенная правительница

Она стала первой в истории нашей страны женщиной на троне. И расплатилась за это заточением в монастыре, одинокой смертью и долгим забвением. Летописцы и правители России на протяжении многих веков скрывали правду о ней. Поэтому лишь немногие знают, какой на самом деле была эта великая женщина – царевна Софья Алексеевна из рода Романовых.

Алексей Михайлович, отец царевны Софьи, получил прозвище Тишайший. Но вряд ли его дворец в подмосковном Коломенском, где появилась на свет Софья в сентябре 1657 года, можно было назвать тихим местом. Терем Алексея Михайловича стал настоящим детским царством – за время его правления сложно найти год, когда у супруги государя Марьи Ми-лославской не рождался бы ребенок. Правда, многие из них умирали в младенчестве. Выжили семеро – пять дочерей и двое сыновей, Федор и Иван.

На горе отцу, царевичи росли хилыми и малоумными, а их сестры – здоровыми и сильными. Но участь царевен в XVII веке была незавидной. Даже замуж их нельзя было выдать – ни боярские дети, ни иноземные принцы не считались подходящей партией для царских дочерей. Им предстояло провести всю жизнь под замком. Как писал германский посол Сигизмунд Герберштейн, на Руси «женщина считается честной только тогда, когда живет в доме взаперти и никуда не выходит». У тех, кто не хотел провести всю жизнь в тереме, куда мужчины могли заходить только раз в год, на Пасху, была только одна альтернатива – монастырь.

Софья росла крепкой, широкой в кости, порывистой в движениях. И при этом, оправдывая свое имя – София (Премудрость), очень любила читать.

Учить дочерей на Руси было не принято – многие царевны с трудом могли написать свое имя. Их образование сводилось к вышиванию, набору молитв и нянькиным сказкам. Но Тишайший согласился приставить к дочери педагога – Симеона Полоцкого, крупнейшего ученого своего времени и первого русского профессионального поэта.

Полоцкий учил Софью не только чтению и письму, но и иностранным языкам. Царевне особенно нравилась история, поэтому она знала и о византийской императрице Пульхерии, которая живьем заколотила в гроб пьяницу-мужа и стала править самостоятельно, и об английской королеве Елизавете, у которой и вовсе не было мужа.

Не исключено, что когда Софья видела перемены, происходившие в царском дворце, у нее постепенно появлялось желание подражать этим смелым женщинам. В 1669 году умерла Мария Милославская, а через два года Алексей Михайлович женился на двадцатилетней Наталье Нарышкиной. Год спустя та родила сына Петра – крепкого и смышленого, настоящего наследника. Софья сразу невзлюбила мачеху, которая была немногим ее старше. Нарышкина отвечала падчерице взаимностью. Софья все больше времени проводила в библиотеке. Среди собрания книг был и трактат итальянца Макиавелли о том, как завоевать власть. И вряд ли любознательная царевна оставила эту книгу без внимания.

В 1676 году Алексей Михайлович внезапно скончался. Новый царь, пятнадцатилетний Федор, постоянно болел – даже на похороны отца его принесли на носилках. При дворе сразу развернулась борьба за власть между родственниками жен Тишайшего – Милославскими и Нарышкиными, - в которую активно включилась и Софья.

Для начала она сумела вырваться из терема, получив разрешение находиться рядом с больным братом. Это дало царевне возможность общаться с боярами и воеводами. Каждому она умела сказать приятное, с каждым находила общий язык.

Ум, начитанность и благочестие Софьи изумляли не только обитателей Кремля, но и европейских послов. Слухи о добродетелях царевны проникли и в народ: с ней люди связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Царь Федор умер в апреле 1682 года. Вопреки обычаю, Софья присутствовала на его похоронах и шла за гробом ближе всех родственников. Но Боярская дума с подачи Нарышкиных объявила царем сына Алексея Михайловича от второй жены, Петра. Царевна однако не собиралась мириться с возвышением мачехи.

Союзником Софьи стал сорокалетний князь Василий Голицын, наследник старинного рода и поклонник Запада. Приезжавшие в Москву иностранцы приходили в восхищение от бесед с этим умным и начитанным вельможей, чей дом «блистал великолепием и вкусом». При Федоре Голицын был близок к трону и задумал широкую программу реформ, но из-за дворцовых распрей его положение оказалось под угрозой. Другим союзником Софьи стало 50-тысячное стрелецкое войско, недовольное притеснениями властей. По слухам, Нарышкины хотели запретить стрельцам не только беспошлинно торговать, но и жить с женами и детьми. На самом деле эти сведения распространяли агенты Софьи, льстиво называвшие стрельцов «царской опорой». Нужен был только повод для бунта, и он быстро нашелся. В мае сторонники царевны Софьи распустили слух о том, что Нарышкины убили «настоящего» царя Ивана. Под звон набата стрельцы ворвались в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела к ним живых и невредимых царевичей. Но жаждавшую крови толпу это не остановило. Нарышкиных прямо на глазах Петра и Ивана сбросили с крыльца на стрелецкие пики. Их сторонников искали по всему городу и рубили саблями, а изувеченные тела волокли по улицам с криками «Любо!» Убили даже лекаря-немца, у которого нашли сушеную змею, – говорили, что с помощью ее яда он хотел уморить царевича Ивана.

Софья в эти страшные дни отсиживалась в своих покоях и руководила действиями мятежников. Их вождей она уговаривала идти до конца, обещая в случае успеха каждому стрельцу по десять рублей – огромные по тем временам деньги. Испуганные бояре объявили царями обоих братьев, а правительницей, пока они не достигнут совершеннолетия, стала Софья. Для Ивана с Петром сделали двойной трон, который хранится сейчас в Оружейной палате. В золоченой спинке проделали окошко, через которое царевна подсказывала братьям их «царскую волю».

Впрочем, она не только советовала, но и действовала сама. Софья лично встретилась со стрельцами и объявила, что никто из них не будет наказан за участие в мятеже – если они немедленно прекратят бунтовать и вернутся к службе. Такой шаг требовал смелости – стрельцы к тому времени уже не хотели покоряться никому. Например, глава Стрелецкого приказа Иван Хованский утверждал, что царевна без него не делает и шагу. За что и поплатился – царские слуги выманили его из столицы и отрубили голову. Стрельцов успокоили денежными подачками, а самых активных отправили в дальние гарнизоны.

После подавления «хованщины» Софье пришлось столкнуться с новой угрозой. В Москву съехались раскольники, которые требовали возвращения «древнего благочестия». Царевна и тут проявила смелость – пришла к воинственно настроенным староверам и вступила в дискуссию с их вожаком Никитой Пустосвятом. Тот был настолько смущен ее богословской эрудицией, что согласился увести толпу бунтовщиков от Кремля. Скоро его схватили и казнили. Все ждали новых репрессий, но и здесь Софья проявила мудрость. Она не только помиловала бунтовщиков, но и смягчила вслед за этим наказания за другие преступления – например, жен, убивших мужа, теперь не закапывали живыми в землю, а «всего-навсего» обезглавливали. У русских женщин был и другой повод благодарить Софью: она освободила их из затворничества, позволив посещать всевозможные мероприятия.

По словам историка Василия Ключевского, царевна «вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих».

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. Не была она и поклонницей старины, защитницей «узорного терема», как писала ее поклонница Марина Цветаева. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невилль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

В другом месте своих «Записок о России» де Невилль отзывался о внешности царевны еще менее лестно: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере сорок лет». А ведь Софье было тогда едва за тридцать. Можно было бы списать это на неприязнь заносчивого иноземца к «русским варварам», но следует признать, что царевна действительно была некрасива.

Поэтому ряд историков считает, что ее союз с Голицыным был чисто политическим. Возможно – но только не для Софьи. Судя по ее письмам, царевна действительно была влюблена: «А мне, свет мой, веры не имеется, что ты к нам возвратишься; тогда веры пойму, когда увижу во объятиях своих тебя... Свет мой, батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь».

Нет, Софья любила Голицына всем сердцем. Труднее сказать, какие чувства испытывал к ней он. Тонкий ценитель красоты вряд ли мог плениться этой увядшей раньше времени женщиной, пусть даже умной и волевой. Кроме того, князь был счастлив со своей второй женой Евдокией Стрешневой, родившей ему четырех детей. Но и с Софьей расставаться он не хотел, чтобы не потерять своего положения главы Посольского приказа – фактически первого министра.

Положение осложнилось, когда влюбленная царевна потребовала, чтобы он развелся с женой. Голицын оказался на распутье. По словам того же де Невилля, князь «не мог решиться на удаление жены, во-первых, как человек благородный, во-вторых, как муж, имеющий за нею большие имения». Наконец Голицын начал уступать, да и любящая жена соглашалась уйти в монастырь, чтобы не погубить карьеру супруга.

Слухи о будущем браке просочились в московский «высший свет» и вызвали всеобщее осуждение. Говорили даже, что царевна с фаворитом хотят погубить Ивана и Петра, основать новую династию и обратиться в «латинскую веру», то есть католичество, – многим были подозрительны их симпатии к Западу. Тогда Софья решила отправить возлюбленного в поход против Крымского ханства. Вернувшись победителем, он мог завоевать симпатии общества и руку правительницы. Это решение стало роковым. Первый поход 1687 года оказался неудачным – татары подожгли степь, отравили колодцы, и войску, страдавшему от голода и жажды, пришлось отступить.

Второй поход весной 1689 года закончился таким же провалом. На этот раз стотысячная русская армия дошла до Перекопа, простояла там две недели и ни с чем вернулась обратно. Во всем винили Голицына, который якобы получил от крымского хана два сундука золотых монет, да и те оказались фальшивыми.

Вероятно, это ложь – просто дипломат оказался никуда не годным полководцем. В этих условиях Софья решила, что Василию Голицыну лучше на время уехать из столицы. Но чувства опять оказались сильнее царского долга. Она не захотела снова расставаться с любимым. Провал крымской кампании Софья пыталась превратить в победу, велев служить по всем церквям молебны в честь Голицына.

Юный царь Петр симпатий своей старшей сестры не разделял. Он отказался принять вернувшегося из похода Голицына – «негоже холоп службу справил». В скором времени Петр должен был достичь совершеннолетия и стать полновластным монархом. В этом случае жизнь Голицына – да и Софьи – оказалась бы под угрозой. Однако мягкий, нерешительный князь отказывался пойти на крайние меры. На помощь царевне пришел другой ее фаворит – окольничий Федор Шакловитый, новый командир стрельцов. Он не раз предлагал Софье извести «старую медведицу» – то есть Наталью Кирилловну, «а если сын станет заступаться, то и ему спускать нечего». Царевна не решилась пролить кровь брата, но верность Шакловитого оценила. Скоро он уже не только дневал, но и ночевал в ее покоях. Голицын терпел – быть может, даже втайне радовался передышке в надоевшем романе.

Развязка наступила в августе 1689 года, А пока обе стороны копили силы. Петр тренировал в Преображенском свои «потешные полки», ставшие к тому времени настоящим войском. Софья и ее сторонники уговаривали стрельцов снова подняться против Нарышкиных. При этом использовались изощренные провокации: какой-то родственник Шакловитого, одевшись как дядя Петра Лев Нарышкин, разъезжал по городу и избивал стрельцов, крича: «Это вы мою родню порешили, собаки!»

Однако поначалу все усилия были безрезультатными. Прошлый бунт не слишком улучшил положение стрельцов, да и правление Софьи с Голицыным не радовало – ни походов, ни военной добычи. Только когда из Преображенского стали доходить слухи, что «потешные» идут на Кремль, стрельцы начали готовиться к обороне.

Узнав об этом, семнадцатилетний Петр испугался – он хорошо помнил ужасы первого мятежа. Среди ночи, бросив мать и беременную жену, Петр в одной сорочке ускакал верхом в Троице-Сергиеву лавру. Там его взял под защиту патриарх Иоаким, который не любил Софью за прозападные симпатии (знал бы он, что учинит потом в России сам Петр). Постепенно в лавру съехались сторонники Нарышкиных, а также «потешные» с пушками и пищалями.

И пока Софья с Голицыным сидели сложа руки, Петр переманивал на свою сторону все новых приверженцев. Два стрелецких полка с развернутыми знаменами приехали в лавру и поклялись царю в верности.

Софья пыталась удержать остальных стрельцов, говоря им: «Если пойдете к Троице, здесь останутся ваши жены и дети». Но ни угрозы, ни щедрые обещания не действовали – полк за полком уходили к Петру. Оставшиеся в Москве стрельцы потребовали, чтобы царевна выдала им Шакловитого, и тут же казнили своего командира. На следующий день к Софье приехал боярин Троекуров с царским приказом: отказаться от власти и отбыть в Новодевичий монастырь на вечное жительство. Василия Голицына вместе с семьей сослали в далекий северный Каргополь, где он и умер в 1714 году. Перед тем, как он уехал, царевна смогла передать любимому деньги и последнее письмо, но увидеться с князем ей было больше не суждено. Софья не имела права покидать монастырь, но продожала жить по-царски, окруженная многочисленной свитой. Морить ее голодом младший брат явно не собирался. Ежедневно Софье присылали огромное количество еды: рыбу, пироги, баранки, даже пиво и водку.

Постепенно вокруг нее сплотились все недовольные нововведениями Петра. В том числе стрельцы, которых царь заставил сменить столичное приволье на опасную службу в пограничных городах.

Роль связных между ними и Софьей играли ее сестры – Марфа и Мария. Через них царевна передавала стрельцам грамоты с просьбами прийти к монастырю с оружием в руках, чтобы освободить ее, а потом вместе идти на Москву. Софье казалось, что власть Петра вот-вот падет, и она сможет въехать в Кремль уже полновластной царицей.

Летом 1698 года, когда царь путешествовал по Европе, стрельцы восстали под лозунгом «Софью на царство!» Действовали они не слишком решительно, и еще до приезда Петра мятеж был подавлен.

Вернувшись, царь первым делом пришел в келью к сестре, с которой не виделся долгих девять лет. В нем ничего не осталось от прежнего круглолицего мальчика – царь был больше похож на грозного демона в немецком кафтане.

Может быть, в этот миг Софья пожалела о том, что не держалась крепче за власть. Жалели об этом и те потомки, кто не поверили летописцам, клеветавшим на царевну. Кто знает – быть может, ее осторожные преобразования достигли бы своей цели, не нанеся России такого громадного урона, как кровавые реформы Петра Великого?

Брат долго требовал, чтобы Софья выдала ему зачинщиков мятежа, но та молчала. В конце концов Петр ушел – и больше уже ни разу не навещал сестру.

А в Москве тем временем вовсю шла расправа. На Красной площади рубили головы стрельцам, и сам царь охотно участвовал в кровавой потехе. В Новодевичьем монастыре восставших вешали на зубцах стен – для того, чтобы Софья могла увидеть смерть своих сторонников.

Узницу теперь день и ночь стерегли солдаты. Гостей к ней пускали редко, да и ходить было некому – сестер Марфу и Марию после подавления мятежа отправили в другие обители. Поэтому мы не знаем, как прошли последние годы Софьи. Быть может, она доверяла заветные мысли бумаге, но из ее записей не уцелело ни строчки. Петр хорошо знал силу печатного слова и позаботился, чтобы до потомков дошла лишь одна версия событий – его собственная.

Черница Сусанна – такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, – скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого – злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой – сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью – да так и не смогла.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Краткая форма имени Софья. Соня, Софьюшка, Софа, Сона, Сонечка, Сонюша, Софиянка, Софка, Сока, Сойя, Фике, Фи, Фия, Фип, Софитье, Софула, Фула, Софица, Фифи, Фика.
Синонимы имени Софья. София, Зофия, Софи, Зофи, Жофия, Суфия, Зофья, Суфие, Сохви, Софико.
Происхождение имени Софья. Имя Софья русское, православное, католическое, греческое.

Имя Софья (стар.София) в переводе с древнегреческого языка означает «мудрость», «премудрость», «мудрая». Существует вариант перевода «разумность», «наука».

На Русь имя Софья пришло вместе с принятием православия. Изначально употреблялось лишь в аристократических кругах. Так звали единственную дочь 2-го московского князя Юрия Даниловича (родилась между 1297–1316 годами), жену Великого князя Московского и Владимирского Василия I, жену Ивана III – Софью Палеолог. В дальнейшем это имя носили царевна Софья Алексеевна и две императрицы конца XVIII века, при крещении получившие иные имена, – Екатерина II и жена её сына Мария Фёдоровна (носили имена, соответственно, София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза).

Имя Софья использовалось преимущественно в дворянской среде. В XVIII–XIX веках это имя было пятым по счету в рейтинге имён фрейлин российского аристократического двора после имён Екатерина, Анна, Мария и Елизавета. К концу XIX века имя стало 20-м по популярности и употреблялось уже не только среди дворян, а также и в других сословиях. В советский период это имя было одним из самых непопулярных, вернулось оно в обиход лишь к началу 21 века. В 2008 году по данным ЗАГСов Москвы имя Софья стало 9-м в списке самых распространённых имён для новорождённых девочек, а в 2011 году стало самым популярным в Москве. В Хабаровском крае в 2009 году имя оказалось на 5-м месте по популярности.

На Украине в 2009 – 2010 годах и в Великобритании в 2010 году имя Софья заняло вторую позицию по популярности, а в Ирландии в 2010 году – первое место.

В христианстве София считается матерью трёх дочерей – Веры, Надежды и Любви, имена которых являют собой три основные добродетели христианина. Вера , Надежда , Любовь и мать их София – святые мученицы, казнённые в Риме во II веке н.э. Имена сестёр в православии переводились буквально, а имя их матери заимствовалось из греческого языка. В некоторых ранних переводах церковных книг с греческого языка на церковнославянский имя София переводилось как Премудрость. Но буквальный перевод имени София, в отличие от имён её дочерей, не прижился в народе, а трансформировался в более лёгкое произношение – Софья.

Уменьшительно-ласкательное обращение Соня стало самостоятельным именем.

Не нужно путать европейское имя София (Софья, Софи) с мусульманским именем Сафия , имеющего вариации произношения – Сафият, Сапият.

С юных лет Софья проявляет себя как активная и восприимчивая девочка. Она с удовольствием общается с другими людьми. У неё богатый внутренний мир. В то же время усвоение новых знаний Софье не всегда даётся просто. В семье её очень любят родители. Она очень подвижна. Обладательница этого имени с лёгкостью решает любые вопросы. С возрастом Софья становится всё более заметной и привлекательной, что притягивает противоположенный пол.

В жизни Софья стремится всё успеть и познать. Ей всегда хочется быть в центре внимания. В кругу друзей она откровенна, любит разговаривать по душам, умеет выслушать собеседника и при необходимости дать совет. В то же время девушка бывает безынициативной и даже слабовольной. В жизни у Софьи не раз может возникнуть необходимость подстраиваться под окружающих, а, следовательно, и меняться.

Софья всегда знает к чему стремиться, пытается воплотить задуманное в реальность. Ей будет сопутствовать везение и обязательно всё получится. Софье нужно научиться доверять другим людям. Она умеет искренне сочувствовать.

В отношениях с друзьями Софье очень важно, чтобы её умели выслушать. Она сама всегда готова помочь, рассудить любой спор. При необходимости она может резко ответить, зная, что обидит человека своими словами. Софья любит общаться с другими людьми, разговаривая об их проблемах. Благодаря этим качествам к ней всегда тянутся люди. Она быстро находит собеседников даже в малознакомой компании. Девушка редко прислушивается к чужим советам. Она основывается на собственной интуиции и логике. Эта девушка умна и умеет всё делать самостоятельно.

По своим нравственным качествам Софья способна на героические поступки. С годами она начинает видеть в людях их слабости. В то же время в ней проявляется уверенность и твёрдость. Она долго может расстраиваться из-за своих ошибок. Чужие проблемы Софья всегда решает с лёгкостью. Старается не вступать в конфликты.

В личной жизни девушка темпераментна. От своего мужчины Софья всегда ждёт полной отдачи. От партнёра хочет слышать как можно чаще признания в любви. Для счастья Софье необходимо давать возможность проявлять себя с женской стороны во всех смыслах этого слова. В личной жизни ей необходимо чувствовать любовь. Выйдя замуж, она проводит много времени в заботах по дому. В этом, несомненно, девушке помогает её врождённое трудолюбие. Нередко в Софье просыпается решительность, которая очень помогает ей по жизни. В семье она не любит быть лидером, хотя имеет для этого все необходимые качества. Мужчина чувствует в своей избраннице что-то особенное. Муж и дети для неё всегда на первом месте.

Софья любит приглашать гостей. Она прекрасно готовит и радует всех своими кулинарными шедеврами.

Обладательница имени достаточно общительна. Это её качество поможет ей реализоваться в работе. Софье прекрасно подойдёт профессия, которая будет связана с регулярными командировками. Она может стать прекрасным журналистом. Коллеги ценят в ней добросовестность. Софья достаточно быстро продвигается по карьерной лестнице. Она никогда не рассчитывает на чью-либо помощь и старается достичь всего самостоятельно.

Именины Софии

Софья празднует именины 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Имя София уверенно удерживается в числе наиболее популярных женских имён в Европе уже на протяжении ста лет. Однако мало кто знает, что у этого прекрасного женского имени существует парное мужское. Оно настолько редкое и неизвестное, что употребляется лишь в некоторых странах и совсем не на слуху у большинства европейцев.

Оказывается, на севере Европы, в Дании, Швеции и Норвегии используется имя Софус, которое считают мужским вариантом имени София. В других странах данное имя и не встретишь, тем более как парный вариант к имени София. Возможно, по той причине, что имя Софус не присутствует в католическом календаре (аналоге православных святцев у католиков).

Известные люди с именем Софья

  • Софья Ковалевская ((1850 - 1891) урождённая - Корвин-Круковская; русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала). Автор повести «Нигилистка» (1884).)
  • Софья Романова ((1657 - 1704) царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване)
  • Мученица София (самая почитаемая из прочих святых обладательниц этого имени; мать Веры, Надежды и Любови)
  • Донья София Греческая и Датская ((род.1938) полное имя - София Маргарита Виктория Федерика Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург; испанская королева, супруга короля Испании Хуана Карлоса I)
  • София Палеолог, Зоя Палеологиня ((ок.1455 - 1503) великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.)
  • София Лорен ((род.1934) настоящее имя - София Виллани Шиколоне; итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий всех основных кинофестивалей - Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994). Лауреат пяти премий «Золотой глобус» (в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке (1961). Обладатель почётного «Оскара» (1991) с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу».)
  • София Ротару ((род.1947) полное имя - София Евдокименко-Ротару; советская, украинская эстрадная певица (контральто), актриса. Народная артистка СССР (1988) Народная артистка Украинской и Молдавской ССР. Герой Украины (2002). Репертуар Ротару насчитывает более 500 песен на русском, украинском, молдавском, румынском, болгарском, сербском, польском, немецком, итальянском, испанском и английском языках.)
  • София (Софиа) Коппола ((род.1971) американская актриса, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер)
  • София Губайдулина ((род.1931) российский композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов)
  • Софья Закревская ((1796/1797 - не ранее 1865) русская писательница)
  • Софья Перовская ((1853 - 1881) одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II)
  • Софья Ростопчина ((1799 - 1874) в браке - графиня де Сегюр; французская детская писательница русского происхождения)
  • Софья Блювштейн ((1846 - 1902) в девичестве - Соломониак); легендарная российская преступница-авантюристка еврейского происхождения, известная под прозвищем «Сонька Золотая Ручка»)
  • Софья Гиацинтова ((1895 - 1982) советская актриса и театральный режиссёр. Народная артистка СССР (1955). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).)
  • Софья Хвощинская ((1828 – 1865) псевдоним Иван Весеньев; писательница-романистка, переводчица, публиковалась в «Отечественных записках»)
  • Софья Закликовская ((1889 - 1975) русский советский живописец, график и прикладник, член Ленинградского Союза художников)
  • Софья Очигава ((род.1987) российская боксёрша, выступающая в категории до 60 кг. Двукратная чемпионка Европы, трёхкратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта России.)
  • Софья Полоцкая, София Владимировна ((ок.1140 - 1198) княжна минская, королева датская. София вышла замуж (23 октября 1157 года) за датского короля Вальдемара I; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика. София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Русскими летописями не упоминается - известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым - Суфия, Сифия. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София - дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста, также предполагали, что София - дочь Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар имел брак с племянницей.)
  • София Тайх ((род.1983) настоящее имя - Анна Баева; российская певица, солистка российской женской популярной группы «Лицей»)
  • Софья Шпунт (советский химик. Лауреат Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы третьей степени (1941) за разработку метода получения сульфата аммония и соды из мирабилита (совместно с другими учеными).)
  • Софья Гинсбург ((1863 - 1891) русская революционерка – народница)
  • Софья Маргарита Кнорринг ((1797 - 1848) шведская романистка, дочь шведского гофмаршала Целова, жена полковника Себастьяна фон Кнорринга. В 1834 анонимно опубликовала «Kusinerna», роман, произведший сенсацию. За ним последовали: «Vännerna» (1835), «Axel» (1836) и многие др. Принадлежа сама к высшему обществу, она чаще всего изображала его быт, легко и жизненно, с тонким даром наблюдательности, умея, однако, схватывать и характерные особенности народной жизни.)
  • Софья Певцова ((1768 – 1857) урождённая – Модерах; дочь пермского генерал-губернатора Карла Фёдоровича Модераха и жена Аггея Степановича Певцова, шефа Екатеринбургского мушкетёрского полка. Считалась одной из наиболее просвещённых женщин своего времени. С 1826 по 1852 год Софья Карловна возглавляла Московское училище ордена св. Екатерины.)
  • Софья Нартова-Бочавер ((род.1961) российский психолог. Автор более 160 публикаций, в том числе книг по детской и семейной психологии, а также дифференциальной психологии.)
  • Софья Вишневецкая ((1899 – 1962) советская театральная художница и сценарист, лауреат Сталинской премии второй степени (1951))
  • Софья Богатырева ((род.1932) урождённая - Бернштейн; историк литературы, публикатор, мемуарист)
  • София Нижарадзе ((род.1986) грузинская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла «Roméo & Juliette» (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на 55-м конкурсе «Евровидение» в Норвегии.)
  • София Глявоне ((1760 – 1822) в первом браке - Витт, во втором браке - Потоцкая, также известная как София де Челиче; константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумела стать польской аристократкой (титулованная графиня). Завсегдатайка европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками, как женщина исключительной красоты и обаяния, прозванная современниками «прекрасная фанариотка» или «прекрасная гречанка». Известна также блестящим интеллектом, хитростью, отсутствием угрызений совести и многочисленными романами, а также основанием парка Софиевка.)
  • Софья (Сюльтане) Майкапар ((1883 - 1956) профессиональная певица, успешно гастролировавшая в начале XX века в России и за рубежом под псевдонимом Нина Ормели. Софья Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте (аэроплане) в качестве пассажира. В начале XX века это явилось сенсацией.)
  • Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл ((1585 – 1612) последняя княгиня города Слуцка, святая, чтимая белорусской православной церковью)
  • София Юлиана Фридерика фон Денгоф ((1768 – 1834/1838) графиня из род Денгоф, морганатическая супруга короля Пруссии Фридриха Вильгельма II)
  • София Стеценко ((род.2003) украинская актриса кино и дубляжа)
  • Мария София фон Ларош ((1730 – 1807) урожденная - Гутерман фон Гутерсхофен; немецкая писательница эпохи Просвещения, писавшая сентиментальные романы. Хозяйка литературного салона.)
  • София Кузева-Чернева ((род.1967) болгарская актриса, известная русскоязычному зрителю по роли Кати в фильме «Искусство жить в Одессе»)
  • София Бекатору ((род.1977) греческая спортсменка, олимпийская чемпионка по парусному спорту 2004 года (в паре с Эмилией Цулфой) и бронзовый призер 2008 года)
  • SOPHIA, София (японская певица греческого происхождения, известная, прежде всего, участием в японской мело-дэт группе «Blood Stain Child». Помимо музыкальной карьеры, София является профессиональным переводчиком и моделью.)
  • Софья (Сонька) Гольшанская ((ок.1405 - 1461) княжна из рода Гольшанских, королева польская, с 1422 года четвёртая и последняя жена короля польского Владислава II Ягайло. Выступила инициатором первого перевода Библии на польский язык, известного как Библия королевы Софьи.)
  • София Мак-Дугалл ((род.1981) английский писатель, драматург и поэт, автор трилогии в жанре альтерантивной истории. Автор представляет мир, в котором Римская империя не пала в 476 году нашей эры, а сумела выжить и сохранилась до наших времен.)
  • София Маргарита Вергара ((род.1972) колумбийская актриса, модель, телеведущая)
  • София Бутелла ((роод.1982) алжирская танцовщица, лицо фирмы «Nike»)
  • София Вембо ((1910 – 1978) настоящее имя - Эфи Бембо; греческая певица и актриса, наиболее известная во время итало-греческой войны (1940 - 1941 гг.) исполнением патриотических песен, а впоследствии получила народное признание как «певица Победы»)
  • Софья Аржаковская (Щетинина) ((род.1987) российская артистка балета, американская актриса кино. Обладательница титула «Миссис мира 2006».)
  • Графиня София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин ((1868 - 1914) с 1907 года - титул светлейшей герцогини Гогенберг; морганатическая жена австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитая вместе с ним в Сараево накануне Первой мировой войны)
  • София Парнок ((1885 - 1933) русская поэтесса, переводчица)
  • София Селивёрстова ((1871 - 1938) святая Русской православной церкви, преподобномученица)
  • София Рудьева ((род.1990) российская модель, победительница конкурса «Мисс Россия» в 2009 году. Получила скандальную известность в связи с публикацией эротической фотосессии перед конкурсом «Мисс Вселенная».)
  • Софи Соломон ((род.1978) британская скрипачка, композитор и вокалист)
  • Софи Фергюсон ((род.1986) австралийская теннисистка. Победительница 9 турниров ITF.)
  • Софи Оконедо ((род.1969) британская актриса, номинантка на премию «Оскар»)
  • Софи, графиня Уэссекская, Дама Великого Креста ((род.1965) в девичестве - Рис-Джонс; супруга принца Эдварда, графа Уэссекского, младшего сына Елизаветы II и принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Вышла замуж в 1999 году. До 2002 года работала в сфере связи с общественностью, в настоящее время поддерживает мужа в королевских делах. Как член королевской семьи имеет собственный герб, объединённый с гербом мужа.)
  • Софи Даниэль Сильвия Марсо ((род.1966) фамилия при рождении – Мопю; французская киноактриса)
  • София Магдалена Шолль ((1921 - 1943) активистка Сопротивления нацистскому режиму в Германии. Вместе со своим старшим братом Гансом Шоллем и несколькими другими студентами Мюнхенского университета она создала группу «Белая роза», участники которой проводили мирные антинацистские акции (такие, как разбрасывание листовок). Софи и Ганс Шолль были арестованы по обвинению в государственной измене и казнены на гильотине. Примерно с 1970-х годов в Германии начался рост интереса к судьбе Софи и Ганса Шолль, сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму.)
  • София де Кондорсе ((1764 - 1822) более известная как мадам де Кондорсе, была выдающейся хозяйкой светских салонов с 1789 г. до времени установления террора, и снова с 1799 г. до своей смерти. Она была супругой, а позже вдовой математика и философа Никол де Кондорс, который умер во время террора. Несмотря на смерть супруга и ссылку родного брата маршала маркиза де Груши в период 1815-1821 гг., она сохраняла свою неповторимость, обладала влиятельными связями перед Французской Революцией, во время и после её. Как хозяйка светских салонов мадам де Кондорсе была популярна за своё доброе сердце, красоту и безразличие к классовому и социальному происхождению людей. Её салоны всегда включали других женщин, среди которых Олимпия де Гуж. Де Кондорсе была по праву также писательницей и переводчицей, высокообразованной для своего времени, с беглым знанием английского и итальянского языков. Она автор влиятельных переводов таких ученых, как Томас Пейн и Адам Смит.)
  • Софи Кармен Экхардт-Граматте ((1899 – 1974) урождённая - Софья Фридман-Кочевская, в 1922-1929 гг. использовала имя Соня Фридман-Граматте, в 1929-1936 гг. Соня Граматте; австрийско-канадский композитор)
  • Софи Уорд (английская актриса, дочь актёра Саймона Уорда («Молодой Уинстон», «Вокруг света за 80 дней» и т.д.))
  • Софи Калль ((род.1953) французская художница, писатель и фотограф, также занималась режиссёрской деятельностью. Работа Калле отличается использованием сугубо личных переживаний человека.)
  • Мадлен Софи Арну ((1740 - 1802) французская актриса и певица, считавшаяся лучшим сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур. В 1757 году дебютировала как оперная певица и выступала на сцене до 1778 г. Арну пользовалась значительным успехом как в операх французского репертуара (Люлли, Рамо, Монсиньи), так и в заглавной партии «Ифигении в Авлиде» Глюка (1774). По окончании сценической карьеры Арну осталась на авансцене парижской культурной жизни в роли хозяйки салона. Салон Софи Арну был открыт дважды в неделю, причём один из этих дней, четверг, был предназначен только для женщин. Остроумие и интеллект певицы сделали её салон излюбленным местом встречи виднейших французских интеллектуалов - Вольтера, Дидро, Лагарпа и в особенности Бомарше, с которым Арну находилась в приятельских отношениях. Арну принадлежит или приписывается ряд изящных афоризмов и bon mots. Среди афоризмов Арну: «Женщины отдаются богу, когда дьявол уже не желает иметь с ними дела». Жизни Софи Арну посвящены написанные от её лица писателем Ламот-Лангоном мемуары-мистификация (1837), документальная книга Эдмона де Гонкура (1893), опера Габриэля Пьерне (1927).)
  • Зофья Вильчиньская (польская актриса театра и кино)
  • Зофия (София) Венцкович-Лигети ((1901 – ок.1950/1959) российская революционерка польского происхождения, комиссар венгерского интернационального отряда, затем журналист и общественный деятель)
  • Суфия Курбангалеева (Сафиуллина) (башкирская артистка, преподаватель высшей школы. Служит в Башкирском академическом театра драмы имени Мажита Гафури. Народный артист Республики Башкортостан, заслуженный артист РФ и РБ.)

Дочь царя Алексея Михайловича Софья Романова родилась 27 сентября 1657 года. Она была шестым по счету ребенком в монаршей семье. Ее мать, Мария Милославская, являлась первой супругой Алексея и приходилась матерью царям Федору III и Ивану V. Волею обстоятельств Софья Романова, равно как и братья, стала правительницей - первой со времен княгини Ольги в X веке.

Личность

Воспитателем Софьи Алексеевны был богослов Симеон Полоцкий - один из образованнейших людей России той эпохи. Поэтому неудивительно, что современники считали царевну ярким и умным человеком.

В Московском государстве сложилась традиция, по которой дочери монархов вели крайне закрытый образ жизни. Очень часто царевны вообще не выходили замуж. Брак с соотечественников (даже с боярином) считался неподобающим, а свадьба с представителями европейских династий также была невозможна в силу религиозных различий. Софья Алексеевна также не имела супруга. Но, став политической фигурой, она нарушила сложившуюся отечественную традицию вытеснения женщин царских кровей с публичного поля.

Династический кризис

У Алексея Михайловича было много детей, но почти все они отличались слабым здоровьем. Царь пережил двух старших сыновей. Умирая в 1676 году, венценосец сделал своим наследником третьего отпрыска, Федора, ставшего Федором III. Этот юноша также был болезненным. Он скончался в 1682 году в возрасте 20 лет.

Уход из жизни молодого царя породил династический кризис. Встал вопрос о наследнике. Тогда-то на политической сцене и появилась Софья Романова. У Федора, помимо нескольких сестер, были два младших брата: Иван и Петр. Так как царь умирал бездетным, власть следовало передать кому-то из них.

Иван был старше, но его хрупкое здоровье вызывало множество вопросов. Младший, Петр, напротив, отличался энергичностью, хорошим самочувствием и недетским умом. Кроме того, царевичи были детьми разных жен Алексея. Матерью Ивана являлась Мария Милославская, матерью Петра - Наталья Нарышкина. За спинами наследников действовали их родственники из боярских семей.

Регентша

Как ни странно, но компромиссной фигурой для московской элиты оказалась Софья Романова, биография которой показывает, что она отличалась сильной волей и была способной к государственному управлению. В 1682 году, когда умер Федор III, в столице произошел бунт стрельцов - солдат, составлявших основу регулярной русской армии того времени.

Армия, подстрекаемая Милославскими, выступила против кандидатуры Петра. Стрельцы обвинили Нарышкиных в убийстве Ивана и атаковали царский дворец. Погибли многие бояре, стоявшие на стороне Петра, в том числе его «опекун» Артамон Матвеев. В результате этого вооруженного вмешательства враждовавшие аристократы сошлись на том, что оба брата будут править совместно.

Но даже этот компромисс не отменял их малолетства. Тогда бояре решили, что лучшим регентом будет Софья Романова. Биография дочери Алексея Михайловича устраивала всех представителей московской элиты и в июне 1682 года она стала государыней при своих младших братьях.

Правая рука Софьи

Перед Россией конца XVII столетия стояло несколько серьезных внутренних и внешних проблем. Они сопровождали все правление Софьи. Романова обладала значительными полномочиями, но принимала решения, исходя из советов своего фаворита. Ближайшим советником царевны был боярин и дипломат князь Василий Голицын. Официально он занимал должность главы (аналога Министерства иностранных дел).

«12 статей»

В наследство от отца Софье досталась проблема православного религиозного раскола. При царе Алексее и патриархе Никоне была проведена церковная реформа. Изменение некоторых традиционных догматов и обрядов привело к небывалому сопротивлению общества. Людей, не желавших принимать новшества, обвинили в ереси.

Софья Алексеевна Романова, правление которой было логическим продолжением правления ее отца, поддерживала прежнюю репрессивную политику против раскольников. В 1685 году царевна приняла так называемые «12 статей». В этом законе были систематизированы наказания по отношению к старообрядцам. Разрешались казни, пытки, заточения в стенах монастырей, конфискация имущества.

Принятие «12 статей» привело к массовому бегству раскольников из Москвы и других крупных городов Русского государства. Историк как и многие другие исследователи, полагал, что данный закон стал одним из жесточайших в истории отечественной государственной карательной политики. Любопытно, что в тот год Людовик XIV одновременно с Софьей отменил во Франции Нантский эдикт, отказавшись от веротерпимости по отношению к протестантам.

Вечный мир с Польшей

Еще при Алексее Михайловиче Россия вела войну с Польшей. Вооруженный конфликт закончился в 1667 году, однако многие территориальные споры так и не были завершены. Решением этой дипломатической проблемы и занялась Софья Алексеевна Романова. Годы правления регентши пришлись на время, когда обе страны были заинтересованы в урегулировании давних несогласий. На этом фоне в Москву приехали послы Речи Посполитой.

Яблоком раздора оставалась Гетманщина - земли казаков на Украине. Вокруг этого региона и разгорелись споры. После длительных переговоров в 1686 году все-таки был заключен Вечный мир. По нему Польша признавала за Россией Киев, всю Запорожье, Чернигов, Стародуб и Смоленск. В обмен на это Москва выплатила 146 тысяч рублей и дала свое согласие на участие в совместной европейской войне против Турции, угрожавшей Речи Посполитой с юга. Варшава сохранила за собой Волынь и Галичину, а также гарантировала соблюдение прав своих православных подданных.

Крымские походы

Прямым следствием Вечного мира с Польшей стала организация Россией направленных против Османской империи и ее вассала Крымского хана. Всего было две кампании. Обе возглавил Василий Голицын. Назначение главнокомандующего поддержала София Романова. Краткая биография дипломата казалась царевне самой подходящей.

В 1687 году 100-тысячная русская армия отправилась в путь. подожгли степь, значительно осложнив жизнь войску. В итоге основная армия Голицына потерпела поражение. Однако действовавший на правом фланге отряд военачальника Григория Косагова завладел Очаковым и разгромил Буджакскую орду.

Второй крымский поход начался в 1689 году. Голицын дошел до Перекопа, однако не взял его и повернул назад. Князь мотивировал свое решение отступить недостатком пресной воды. В итоге крымские походы не принесли России никакой ощутимой пользы. Тем не менее именно они повысили престиж Москвы в глазах Западной Европы, для которой Турция была главным противником, угрожавшим миру и порядку всей христианской цивилизации.

Отношения с Китаем

Дипломатия Софьи касалась не только европейских столиц, но и дальних восточных рубежей страны. Весь XVII век русские колонисты (в первую очередь казаки) следовали на восток, пока, наконец, не добрались до китайской границы. Долгое время отношения с империей Цин не регулировались ни одним документом.

Самая главная беда заключалась в том, что два государства официально не согласовали свои границы, из-за чего в смежных районах постоянно возникали конфликты. Русские, искавшие пригодные для земледелия земли, оседали в Приамурье, которое к тому же изобиловало пушниной. Однако этот регион находился в зоне влияния империи Цин. Апогеем споров с колонистами стала осада китайцами русского форпоста Албазин в 1685 году.

Для урегулирования отношений с восточным соседом в Забайкалье отправилось посольство, которое организовала Софья Алексеевна Романова. Итоги правления царевны были в целом положительными, но именно эпизод с Китаем стал неприятным штрихом в истории регентства. Империя Цин добилась подписания договора, крайне невыгодного для Москвы. Россия лишалась своих дальневосточных областей, Приамурья, а также крепости Албазин. Граница с Китаем проводилась по берегам Соответствующий документ был подписан в Нерчинске и стал известен как Нерченский договор. Его действие прекратилось только в середине XIX века.

Потеря власти

Сложившийся порядок регентства Софьи не мог быть вечным. Петр постепенно рос, и рано или поздно сестре пришлось бы отдать ему власть. Второй брат - слабовольный Иван, - несмотря на свой высокий статус никакой самостоятельной роли не играл. По традициям того времени Петр окончательно стал взрослым после того, как женился на дочери боярина Евдокии Лопухиной. Однако Софья Алексеевна Романова, краткая биография которой показывает ее как властолюбивую женщину, вовсе не торопилась уступать свое главенствующее положение младшему брату.

За несколько лет регентства царевна окружила себя верными людьми. Военачальники, в том числе из числа стрельцов, получили свои должности благодаря Софье и поддерживали только ее притязания. Петр продолжал жить в подмосковном селе Преображенском, а его отношения с Кремлем становились все враждебнее.

Единственной силой, на которую мог опереться будущий император, были его потешные войска. Эти полки формировались на протяжении нескольких лет. Поначалу царевич лишь развлекался воинскими игрищами, однако постепенно его армия стала грозной силой. В августе 1689 году сторонники сообщили Петру, что на него готовится покушение. Юноша укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Постепенно он, благодаря указам и грамотам, переманил на свою сторону стрельцов, а Софья осталась в Москве в изоляции.

Жизнь в монастыре

В сентябре 1689 года сестра царя была низложена и отправлена в Новодевичий монастырь. В стенах обители она жила в окружении стражи. В 1698 году в Москве в отсутствии царя вспыхнул был подавлен. Следствие пришло к выводу, что заговорщики собирались посадить на трон Софью. Ее отношения с братом и до того не отличались теплотой, а теперь Петр и вовсе распорядился постричь сестру в монахини. Софья Романова, фото портретов которой наглядно показывают ее тяжелое состояние в заточении, скончалась 14 июля 1704 года в Новодевичьем монастыре.