Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Какую икону можно ставить на могиле. Можно ли в году смерти матери выходить замуж? Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Количество записей: 69

Свекровь носит крест моего мужа, её сына, а ей уже 75 лет, а если она умрёт, то её похоронят с крестом и с её и сына, мы же не знаем какой крест её, а какой мужа, они одинаковые, не случится ли потом беда с мужем?

людмила

Не стоит спешить задавать такие вопросы при живом человеке. Можно похоронить и с одним, и с двумя, и с тремя крестами, это никак не повлияет на судьбу живых хозяев крестов: от этого не болеют и не умирают. Молитесь как следует о здравии свекрови и матери. В жизни с нами что-то случается не из-за крестиков в могилах, а только из-за наших грехов.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте батюшка, вопрос от рабы Божьей Лидии. Хоронили дальнего родственника. Отпевали заочно. Когда перед тем как закрыть гроб посыпали крест песком, то сделали его не правильно, и теперь меня это очень мучает. Скажите, является ли это грехом, и как мне быть, спасибо.

Лидия.

Нет, Лидия, это грехом не является, главное - что Вы это сделали. Обычно раньше вместо песка сыпалась земля, и не в гроб, как сейчас, а сверху гроба, в могилу: когда гроб опускали в могилу, то первым горсть земли брал священник и с пожеланием усопшему вечного покоя бросал ее в могилу. Бросал он эту землю не просто так, а естественным для священника образом, то есть крестообразно, да собственно, так и всем остальным следует ее бросать, однако, это просто традиция, обряд. Теперь, если отпевание совершается заочно, священник, так как он лично не будет присутствовать у могилы, просто делегирует это свое действие кому-то из молящихся людей.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Мой брат Николай утонул 22 августа, тело до сих пор не нашли... Подскажите, пожалуйста, как поступить с отпеванием, похоронами, ведь свидетельства о смерти нет, т. к. он числится пропавшим без вести. Спасибо!

Андрей

Андрей, если доподлинно уже известно, что человека нет в живых, надо обратиться к правящему архиерею Вашей епархии за благословением на отпевание, а затем отпеть заочно в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня есть вопрос, который тревожит меня уже два года. Два года назад я похоронила свою сестренку, и в тот момент, не знаю, почему я так поступила, я похоронила ее в одежде повседневной, в той, какой она ходила при жизни. Мне даже в голову тогда не пришло то, о чем я прочитала позже, что нужно было купить все новое... Теперь я много думаю об этом, не навредила ли я ей в ее другой жизни, и что можно исправить. Помогите, что я могу сделать?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Не беспокойтесь об одежде для тела, это не важно. Сейчас для Вашей сестры самое главное – это Ваша молитва за нее. Если она крещена, заказывайте за нее литургии об упокоении, панихиды. Молитесь и дома, подавайте милостыню. Это будет очень полезно для ее души.

иерей Владимир Шлыков

Свеча потухла в церкви при отпевании.

Вероника

Вероника, не нужно этому придавать никакого значения. Потухла, и ладно – зажгите заново. Бывает, попадаются некачественные свечи, только и всего.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вчера похоронили моего папочку. Перед похоронами его причесали расчесочкой дочки и оставили у него в кармане пиджака. Плохо ли это? Заранее спасибо за ответ!

Наталья

Нет, Наталья, ничего плохого быть не может. Все это - пустые страхи и суеверия.

игумен Никон (Головко)

У моей подруги умерла мама. Я не смогла прийти на похороны. Подруга очень на меня обиделась, и теперь мы не общаемся уже третий месяц. Как помириться? Как быть в такой ситуации?

Евгения

Здравствуйте, Евгения! Сделайте первый шаг – попросите у подруги прощения. Объясните причину, по которой не смогли прийти, и скажите, что молитесь за ее маму. Ваша подруга обиделась, потому что сильно переживала. А сейчас, когда эмоции улеглись, у Вас есть шанс спокойно поговорить с ней. Помоги Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что мне делать и что это означает? На кладбище, когда хоронили моего папу, я стояла возле гроба и у меня лопнул браслет с крестиком, купленный в храме. Крестик успела подхватить, а бусины рассыпались. Я их собрала, но что теперь делать со всем этим, не знаю...

Лариса

Лариса, не нужно обращать внимания на все эти вещи. Значит, это был некачественный браслет. Для нас самое главное - это наша душа. Нужно молиться Богу и жить по Заповедям Божиим. Если Вы купили браслет в храме, значит, он был освящен, а к святыне мы должны относиться с почтением, просто выбрасывать нельзя. Поэтому крестик оставьте у себя дома, положите рядом с иконами, а бусины закопайте в землю или бросьте в реку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго дня! Скажіть, будь-ласка, і заспокойте. Справа в тому, що ми з чоловіком плануємо вагітність, але нещодавно я була на похороні і, можливо, вагітна. Що тепер. Адже вагітним не можна ходити на похорони. Як заспокоїтись? Що робити?

Юлія

Шановна Юлія, повір"я, що вагітним не можна відвідувати кладовище або ходити на похорони, не має нічого спільного з Православ"ям. Що ж Вам робити? Заспокоїтися і намагатися якомога частіше відвідувати храм, молитися вдома, читати Євангеліє і духовну літературу і готуватися стати матір"ю. Бережи Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. В 2004 году умерла моя мама. Во время поxорон я взяла горсточку песка с её могилы, и до си пор xранила её дома. Оказывается, этого делать нельзя? И правда, с момента похорон мамы меня преследуют всяческие беды. С недавнего времени просто начала искать в квартире "несчастливую" вещь. Что мне делать с этой горсточкой, чтобы не обидеть память матери и не навредить себе неправильными действиями? На могилку вернуть землю проблематично - мама похоронена в другом городе. Заранее признательна Вам за ответ.

Галина

Галина, нет ничего плохого или духовно-опасного в том, что Вы держите дома горсточку земли с могилы матери, поэтому вкладывать какой-то мистический смысл в это и думать, что от этого Вас преследуют беды, не надо. Землю эту, если хотите, можете хранить и дальше. Если же нет желания, можете высыпать ее где-нибудь просто на кладбище или в любом достойном месте, в конце концов, вся наша земля, как говорится, одна большая могила.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. В апреле этого года умерла моя бабушка. Похоронили ее с нательным крестиком. Но остался образок Николая Чудотворца, который бабушка носила при жизни. Подскажите, пожалуйста, могу ли я носить на себе этот образок? Или этого делать не следует?

Екатерина

Екатерина, вещи близких усопших родственников конечно, можно носить. Также Вы можете носить и образ Святаго Николая Чудотворца, который остался от Вашей бабушки.

иеромонах Викторин (Асеев)

Похоронила своих трех родственников, по незнанию положила им свои крестики - папе, бабушке, дедушке. Может ли это влиять на мою жизнь?

Оксана

Здравствуйте, Оксана! На Вашу жизнь это никак не повлияет. Нательный крестик – это знак нашей принадлежности к православной вере, а не талисман или оберег.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшка! В Харьковской области во время пожара сгорела мать и трое ее детей - 6 месяцев, 6 лет и 7 лет. Похоронили их в двух гробах: мать с 6-месячным ребенком в одном гробу, и детей 6 и 7 лет - в другом гробу. И на кладбище вместо четырех могил всего две. Как церковь относится к таким случаям и допустимо ли такое вообще? Спаси Господь за ответ. Извините за беспокойство.

Наталия

Наталья, да, это возможно, здесь нет ничего предосудительного: вспомните, например, солдатские братские могилы, где похоронено множество людей, а над могилой - один большой памятник или крест. Более того, так было и с ранними христианскими мучениками - не всегда каждый из них был похоронен отдельно. Очень часто кости мучеников, сожженных в печи или растерзанных дикими зверями, язычники хоронили в одной могиле.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте, подскажите, что нужно делать с 12 свечами, которые держали родные при отпевание покойника? Куда их девают?

Елена

Здравствуйте, Елена! Если отпевание совершается в храме, то свечи можно поставить на подсвечник, чтобы догорели, можно возжигать их для молитвы дома или принести в храм, если не нужны.

иерей Владимир Шлыков

Умерла подруга, но мы с ней давно не общались, так сложились обстоятельства... Сейчас я живу далеко от нее, и не могу поехать на похороны. Как поступить? Обязательно ли нужно ехать?

Анастасия

Анастасия, если ехать далеко, то, как правило, в таких случаях приезжают только близкие родственники. Вы же день похорон сходите в церковь и помолитесь за Литургией. Не просто - «свечку поставить», а именно помолится и отстоять всю службу. Вот тогда Вы принесете гораздо большую пользу своей подруге, чем если приедете на похороны.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. В выходные были похороны моего дяди Сергея. В организации самих похорон я и моя мама участия не принимали, но когда приехали на кладбище, то ужаснулись тому, что могилу дяде выкопали на том же самом месте, где была могила его родного отца, умершего в 70-е годы. Кладбище сельское, и там уже с 90-х годов никого не хоронят. мы спросили у родственников, зачем они осквернили могилу деда, на что нам ответили, что деда похоронили давно и уже все сгнило. Вот так и схоронили дядю в могиле его родного отца, поставив на могилу два креста, дядин и деда, только развернули в разные стороны. скажите, разве такое допускается?

Вопрос: «Совсем недавно узнал, что желательно, чтобы на кресте была икона, а не фото умершего. Подскажите, так ли это и какую иконку Святого можно повесить?».


Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
- Нет. Я думаю, что эта информация не совсем верная. Сам по себе крест, уже есть указание на то, что здесь похоронен христианин. Совершенно нормально на кресте разместить фотографию умершего. Или, если Вы ставите памятник, то на нем тоже может быть изображен крест, а рядом небольшой портрет покойного.
Посмотрите на дореволюционные могилы, ведь до революции вся Россия была православная, по крайне мере соблюдались православные традиции, и в этом отношении дореволюционный подход в этом вопросе является определяющим. И на дореволюционных крестах могильных, очень часто можно увидеть фотографии. Я думаю, что это нормально, и даже более того это хорошо. Представьте себе: приходит священник служить панихиду на кладбище, и на кресте значится только имя: «Сахаров Александр» и вот священник молится о рабе Божьем Александре. Или же есть фотография покойного, тогда священник может представить его себе воочию, и ему легче молиться за такого человека. Поэтому никакой проблемы в том, чтобы на могильной плите или кресте была установлена фотография – нет.
- Если Вы делаете памятник покойному и хотите разместить на нем икону, возможно это? Возможно. Можете поместить икону Спасителя Иисуса Христа или икону Пресвятой Богородицы или икона ангела – хранителя, или икона того святого имя которого человек носит. Другие варианты возможны, но надо над ними думать. Можно одновременно поместить и икону Христа и Богородицы. Если это каменный памятник можно сделать в нем небольшую нишу, разместить там икону и ставить лампадку. Это греческая традиции, чтобы постоянно горела лампадка, когда Вы приходите на кладбище.
Некоторые спрашивают: можно ли чтобы соседствовали на памятнике звезда и крест? Говорят, вот мой отец был всю жизнь коммунистом, но верующим. В таком случае я не благословляю, не нужно такого соседства. Если человек был принципиальным коммунистом и всю жизнь боролся за светлое будущее и потомки хотят на его надгробие водрузить звезду, то можно это сделать. Я, как священник, буду молиться возле такой могилы, но я не скажу, что это христианская могила. Но, если меня спросят: какая могила Вам нравится? Я отвечу: что та могила, на которой нет звезды, но есть православный крест, или на которой есть икона. Ну, а в остальном, Вы вольны выбирать все, что хотите. На могиле допустимо устанавливать и крест, и надгробный памятник, на котором тоже можно начертать крест.
Если бы меня спросили: что бы я хотел, чтобы было установлено на моей могиле? Просто крест. Крест ставится в ногах, таким образом, чтобы он был обращен к лицу человека. Крест ставится на востоке, то есть человек хоронится ногами на восток, головой на запад. Потому что с востока будет второе пришествие Христово, и все мертвые должны быть лицом на восток обращены, чтобы встать, когда Господь воззовет их из могил. Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Строка поиска: иконы

Найдено записей : 572

Ответьте, пожалуйста, у каких икон надо ставить свечки за без вести пропавшего родственника (в моем случае - это дедушка, уже около 40 лет как ушел из дома). И как правильно его поминать?

Ольга

Я не слышал, чтобы существовали «специальные» иконы, перед которыми было нужно молиться о без вести пропавших. Молитесь Божией Матери, святому покровителю Вашего дедушки. Лет до 90 можно подавать о нем записки, как о живом (подписывая после имени: «без вести пропавший»), а после того, как ему исполнится 90, молиться о нем, как об усопшем.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, уважаемые батюшки. У меня 2 не связанных друг с другом вопроса: 1. Дайте, пожалуйста, совет. В конце прошлого года в сети мы со знакомой увидели объявление, что слепому юноше грустно, в нем просили, у кого есть возможность, с ним пообщаться. Он совсем для нас мальчик (ему 17-18 лет, инвалид по зрению - полностью слеп), мне - 28, знакомой 36. Мы встретились, прогулялись в парке втроем, пообщались насколько могли. Он верующий, мы даже там в парке заходили в церковь, я подводила его к тем иконам, к которым он просил. Обменялись номерами телефонов. Но у него, видимо, есть какие-то нарушения психические, не то, чтобы он душевнобольной, просто как-то... немного не знает, когда остановится. Ну, и понятно, что в силу своей проблемы, кругозор немного узковат. Мне он звонил несколько раз, весьма настойчиво, сейчас перестал. А знакомой звонит ОЧЕНЬ часто, говорить фактически не о чем, к тому же он говорит очень громко. Как правильно повести себя в такой ситуации? Ни она, ни я не можем взять на себя ответственность дружбы с этим парнем, именно в силу его некоторой небольшой надекватности, хотя, я думаю, это не очень правильно. Помогите понять, как следует ему сказать, чтобы он не звонил все время, что у каждого своя жизнь. Кстати, он не совсем одинок - есть мама (она много работает, чтобы его как-то обеспечить), у него есть друзья по учебе, с которыми он перезванивается. Сейчас он переехал в подмосковье, и гулять конечно ему особо там не с кем, как было и здесь. Сумбурно получилось описание, но я не знаю, что посоветовать знакомой, которой он очень надоедает звонками. Помогите как-то разобраться в ситуации, посоветуйте, пожалуйста. 2. Прочитала многое, но так и не поняла - можно ли целовать крест, иконы, пить святую воду и причащаться во время критических дней? Отвечают по-разному, кто-то говорит да, кто-то нет, кто-то, что как сама себя ощущаешь, если есть необходимость. Как быть? Мы не приучены, но ведь и в Новом Завете явных запретов на это, как я поняла нет.

Дарья

Здравствуйте, Дарья. Если не хотите человека ранить и для себя пользу потерять, общение с убогим надо поддерживать. Однако это общение надо ввести в упорядоченные рамки. Нет ничего кощунственного и зазорного в том, чтобы это прямо и без обиняков обсудить. Например, назначить такие встречи на первое и третье воскресенье месяца. И звонки так же определить временем. По второму вопросу: в православии нет правил ритуальной чистоты, это понятие ветхозаветное. Строго следуя православному богословию, никаких препятствий для участия в таинствах во время кровотечений мы не найдем. Но, богословие это теория, мало кто ее знает, и еще меньше тех, кто находит связь между теорией и жизнью. В практике сложился обычай воздерживаться от участия в таинствах из благочестивых соображений. Обычно приводится пример евангельской женщины страдавшей много лет от кровотечений, которая дерзнула приступить ко Христу, но не дотронулась до Него, а только до края одежды. Ее поведение ставят в пример «женской аскетики», но, касается это только Причащения, и только при обычном течении жизни, когда можно и подождать пару дней. Если ждать нельзя, есть опасность смерти, или кровотечения вызваны болезнью, а не естественным физиологическим циклом, надо причащаться без смущения. Понятно, что эта позиция компромисс между ревнителями ветхозаветных норм и поборниками легкого православия, но ведь и Господь заповедал идти средним путем.

Иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте!Моя дочь выходит замуж.Подскажите,пожалуйста,как следует родителям по православной традиции благословлять молодоженов и какой иконой?Какие молитвы можно читать матери за взрослую дочь и за молодую семью?Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Вы можете благословить молодых иконой Богоматери, а родители жениха – иконой Спасителя и тогда эти иконы можно будет использовать на Венчании. Молитесь святым Петру и Февронии, блаженной Ксении Петербуржской.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! 1) Пожалуйста поясните такую фразу из Евангелие «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» К сожалению даже прочитав пояснение не поняла полностью всей сути. 2)Скажите пожалуйста, можно ли подавать записки в Храме о маме (за упокой) или стоит за нее только дома молиться если она хоть и была крещеной, но заблудилась в жизни и умерла не покаявшись, и в Храм не ходила, и не причащалась, и к большому сожалению еще и увлекалась гаданиями и вскими практиками. А умирая мне передала разные атрибуты гаданий. Я тогда еще была далека от православия и тоже ни чего кроме Крещения в детстве не имела. Слава БОГУ за все! ГОСПОДЬ показал мне путь к спасению и я начинаю свой путь в православии. Но вот много возникает вопросов. Очень жалко что мама умерла в заблуждении. Хотя в ее вещах мы с папой нашли молитвослов и иконы разные. Может она все таки старалась что то понять. Но к сожалению не знаю как она этим пользовалась. Молилась ли или в гаданиях использовала. Пожалуйста подскажите как правильно будет. С благодарностью ко всем отвечающим.

Нина

Нина, 1) в этом отрывке текста Священного Писания говорится о том, что Господь предрасполагает сердце человека к принятию веры: Он видит готовность человека и посылает ему в жизни назидания, чтобы окончательно расположить к истине; 2) что касается Вашей мамы, то лично я думаю, что молиться о ней обязательно нужно: она - крещенная христианка, и сейчас сильно сожалеет о своем жизненном заблуждение, так помогите ей молитвой!

игумен Никон (Головко)

Подскажите, пожалуйста, почему иногда в церкви хочется плакать? Я в церкви бываю редко, но иногда, когда я ее посещаю (не каждый раз) - мне хочется плакать, и приходится сдерживаться. Сегодня я была на православной ярмарке, где было много икон - и возле двух очень хотелось плакать, и прямо чувствовалось, что от иконы идет чистая, сильная энергия. Я хочу сказать, что я человек не очень религиозный, даже молитв не знаю. На службы не хожу.

Я думаю, Ваша душа сильно истосковалась о Боге и иссохлась без благодати, и когда чувствует присутствие Своего Создателя и Небесного Отца, приходит в умиление. Вот Вы говорите, что человек нерелигиозный и на службу не ходите – что ж, неужели Вы не хотите жить с Богом, а предпочитаете блуждать между оккультизмом с его «энергиями» и полным неверием? Если душа Ваша плачет в присутствии Бога, думаю, что нет. Так ступайте тогда в храм, там для Вас и помощь, и спасение.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Подскажите, пожалуйста, по поводу оформления домашнего иконостаса. На стеночке, где у меня организовано место для молитвы, иконы расположены так: справа Спаситель, слева Матерь Божия, над ними посередине Троица, а еще повыше распятие. В самом нижнем ряду - святые. Но нигде не могу найти информацию, как располагать ангела хранителя. И на какой высоте лучше располагать иконы? Раньше, когда были только иконы Божией Матери и Спасителя, они располагались в один ряд на уровне глаз или, может, чуть выше. Когда появилась Троица, то вроде стало не очень удобно наверх смотреть. Решила переместить пониже. Вроде вся композиция попадает в поле зрения, и голову задирать не нужно. Но глаза Спасителя и Божией Матери оказались ниже уровня моих глаз. Вот и думаю - может, зря так сделала - может, лучше было поднимать глаза на Троицу? И почему нельзя иконы располагать в изножье детской кроватки - ведь так ребенку их хорошо видно, а в изголовье он их видеть не сможет. И еще в отдельном месте повесила иконы праздников. В один ряд, как в храме - место не позволяет, поэтому сделала так. Праздники, посвященные Божией Матери, расположила отдельно. А отдельно - в нижнем ряду - от Рождества Христова до Преображения плюс Воздвижение Креста, над ними - Вход Господень в Иерусалим, в центре композиции - Воскресение, справа - Вознесение. И выше всех в центре - Троица. В среднем ряду планирую дополнить еще воскрешением Лазаря и Сошествием Святого Духа на апостолов - чуть меньшие по размеру - слева и справа соответственно. Вопрос в следующем - стоит ли рядом с Троицей расположить Архангелов Михаила и Гавриила (в меньшем размере), или это уже перебор? И вообще, как их располагать? В храме-то они в деисусном чине. Могут ли они Троице предстоять на иконостасе? И вообще, какая у бесплотных сил "субординация"?

Ирина

Ирина, никаких правил относительно того, как располагать иконы дома, нет. Как сможете, как Вам нравится, так и располагайте. Разве что, предпочтительно, чтобы иконы находились в изголовье Никакой «субординации» у святых и ангелов нет. Они пребывают в Любви Христовой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! У меня вопрос, можно ли ставить иконы в шкаф закрытый, за стеклом, кроме икон в шкафу ничего нет. Спасибо.

Диана

Диана, иконы должны стоять где-то на виду, или висеть на стенке, но в любом случае – они должны не просто «быть в наличии», Вам необходимо молиться перед этими иконам. Если будете молиться, то можно и в шкафу за стеклом держать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, как правильно. Там, где я сплю, в ногах стоят небольшие открытые полки в четыре этажа. Получается, я сплю ногами к иконам. Правильно ли это?

Николай

Николай, ничего страшного в этом нет. Если нет возможности поставить иконы в изголовье, то пусть стоят так.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Батюшка, не могу понять, почему на иконах, например, Богородицы: на каждой иконе разный лик? Если Она была дева Мария одна, почему разная везде?

Евгения

Евгения, существуют определенные каноны, то есть правила, по которым пишутся иконы. Портретное сходство при написании иконы не является строго обязательным, ведь на иконе изображается не лицо, а лик. Тем более что оно не всегда возможно, ведь описания внешности Богородицы и древних святых даются словесные, а не фотографические.

иерей Владимир Шлыков

ЗДРАВСТВУЙТЕ! В каком углу нужно ставить иконы?

Инна

Традиционно, иконы вешают с восточной стороны, но если это по каким-то причинам затруднительно, то можно поместить иконы в любом удобном углу.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшки. Если у меня есть икона новозаветной Троицы, где Бог Отец изображен в виде старца, а между ними Дух Святой в виде голубя, то можно ли у этой иконы молиться? И зачем людям изображать Бога Отца, как изображают Его?

Екатерина

Екатерина, эта икона не является каноничной. Каноничной, то есть написанной по правилам, считается икона Святой Троицы, на которой изображены три Ангела (как у Рублева). Здесь же художник изобразил Троицу так, как захотелось лично ему, не следуя правилам иконописи. Молиться перед этой иконой можно, а рассуждать о воображении художника не вижу смысла, так как Церковь уже установила рамки для написания икон Святой Троицы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Знакомая привезла мне из поездки в Иерусалим платочек, который она приложила ко Гробу Господню. Что с ним делать и нужно ли что-то делать? Не язычество ли это? Или это святыня в какой-то степени, как икона, например? Простите и благословите.

Светлана

Здравствуйте, Светлана. К святыне прикладывают какие-то вещи, чтобы потом благоговейно хранить или привезти ближним как благословение. Можно постелить этот платочек на полочку под иконы. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, советом. Мы с мужем не венчались, просто регистрировались. Его родители и мои родители благословляли нас иконами. Сейчас мы развелись, а иконы остались у бывшего мужа дома... Я всегда за ними ухаживала, когда мне пришлось уйти, я очень хотела их забрать, но оставила, т.к. на тот момент мне казалось, что они будут оберегать тот дом и его. Сейчас мне очень неспокойно, что я их там оставила. Что мне делать - стоит их забрать? Или забрать только одну икону, какую? Или пусть остаются там, а себе купить новые? Я даже не знаю, ухаживает там кто за ними или нет... Что мне делать?

Елена

Елена, Вы можете поступить по своему усмотрению. Если бывшему мужу иконы не нужны, попробуйте их забрать. А можно и оставить все как есть.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня вопрос: сейчас в церкви продают много маленьких заламинированных бумажных иконочек, так вот, не знаете ли, как долго они "живут"? Может ли такая икона прожить век? Просто хочется, уж если есть иконы, то, чтобы они были одни и те же, а не менять в течение жизни из-за того, что они пришли в ветхость. Понятно, что надо проявлять должную заботу о них, но при ее наличии будут ли они все равно долговечны? И еще вопрос: не будет ли воровством - брать иконы из интернета и распечатывать их, и после освящать, ведь фото икон в интернете кто-то делал, кто-то те иконы писал, а я, получается, не спросив, взял фото иконы и для себя распечатал. Заранее спасибо за ответы.

Алексей

Здавствуйте, Алексей, о сроке службы ламината судить пока рано, слишком недавно его изобрели. Мне кажется, это долговечный материал. Скачивание материалов, лежащих в открытом доступе, воровством не является. Поэтому можно сделать иконы, как Вы собираетесь. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я недавно вышла замуж, и в дом мужа с собой принесла иконы, которые у меня дома были. Поставила иконы в нашей спальне на полочке, часто к ним обращаюсь, молюсь. А на днях мне свекровь сказала, чтобы я иконы из спальни убрала, мол, в спальне сексом занимаемся с мужем и перед святым ликом нельзя этим заниматься. Верно ли это? Следует убрать иконы? Я вот не хочу убирать. Считаю, что мы повенчались, и это не грех, потому как мы в браке.

Анна

«Сексом занимаются» приматы – они спариваются, у нормальных же людей это называется супружескими отношениями. Вы правы – иконы в спальне должны быть, никакого греха в этом нет. Бог, кстати, знает о нас все и прекрасно нас видит, и даже если мы уберем из спальни иконы, то это не сделает нашу жизнь тайной от Него. У одного святого монаха был такой пример в житие: блудница хотела его соблазнить тайно, а он пригласил ее на площадь для этого. Она сказала, что там люди, а монах ответил, что Бог везде. Поэтому надо жить честно и меньше грешить. В частности, держать свою супружескую жизнь в дали от людских глаз, а уж свекрови точно в ней нет места.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, у меня умер папа. Нашли его поздно, долгое время спустя. Как отсчитать 40 дней? Как попросить у него прощения? Можно ли относить на кладбище иконки Матроны и Ангела-Хранителя? Что сделать, чтобы его душа успокоилась? Что делать, если зеркала были открыты, пока он был в помещении?

Диана

Диана, сорок дней в таком случае считают от даты, указанной в медицинском заключении о смерти. На кладбище иконы носить не нужно – нет смысла, к тому же они там испортятся от непогоды. Иконы должны висеть дома, перед ними нужно молиться. Прощение попросите на могиле у него, как сможете. Нужно в церковь ходить, исповедоваться в своих грехах и причащаться. Нужно, в первую очередь, самой жить достойно и не грешить. Упокоение его души зависит от его прожитой жизни и от Вашей молитвы за него. А зеркала зачем закрывать? Какой в этом смысл? В церкви нет таких суеверий.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, после смерти мамы остались несколько бумажных иконок. На некоторых уже совсем не видно лика, выцвел от солнца. Как можно поступить с такими иконками?