Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Какой президент во франции. Статус президента франции. "Разделяемые" полномочия президента Франции

Во Франции в понедельник, 8 мая, обнародованы окончательные результаты выборов президента. Независимый кандидат, глава движения "Вперед!" Эмманюэль Макрон получил поддержку 66,10 процента избирателей, уточнило министерство внутренних дел страны. За соперницу Макрона, лидера правых популистов Марин Ле Пен проголосовали 33,90 процента пришедших на выборы. "Открылась новая страница нашей истории, страница вновь появившейся надежды и доверия", - заявил Эмманюэль Макрон.

Ле Пен признала поражение

Марин Ле Пен признала поражение во втором туре президентских выборов. Она позвонила Макрону и поздравила его с избранием на высший государственный пост.

Выступая после выборов, Ле Пен назвала "историческим" свой результат в качестве кандидата от движения "Национальный фронт". Ее партия, от руководства которой она временно отказалась после первого тура, станет главной оппозиционной силой во время президентства Макрона, уверена она.

Премьер-министр Франции поздравил Макрона

Премьер-министр Франции Бернар Казнёв поздравил Макрона с избранием на пост президента республики. Его победа является победой всех французов, которые хотят, чтобы Франция была прогрессивной и успешной, говорится в официальном заявлении, которое глава французского правительства разместил на своей странице в Twitter.

"Уверенная победа Эмманюэля Макрона подтверждает, что большинство граждан страны поддерживают ценности Франции, а также являются приверженцами Европейского Союза и открытости страны по отношению к миру", - заявил уходящий президент Франсуа Олланд.

Контекст

Явка на выборах равнялась 75,4 процента. 9,4 процента бюллетеней на выборах признаны недействительными. Это самый высокий показатель на выборах с 1965 года.

Путин предлагает Макрону "преодолеть взаимное недоверие"

Президент России Владимир Путин направил Эмманюэлю Макрону поздравительную телеграмму. Об этом пресс-служба Кремля сообщила 8 мая - на следующий день после того, как стало ясно, что лидер движения "Вперед!" выиграл борьбу за пост главы государства. Для сравнения: президент США Дональд Трамп и премьер-министр Канады Джастин Трюдо отреагировали спустя всего несколько часов после подведения МВД Франции первых официальных итогов голосования.

В телеграмме Макрону Путин высказал мнение, что в двусторонних отношениях "важно преодолеть взаимное недоверие". Между тем разоблачительный сайт WikiLeaks еще 7 мая сообщил, что нашел имя сотрудника российской компании в файлах, имеющих отношение к переписке предвыборного штаба Макрона, доступ к которой получили хакеры.

Чего ждать от Макрона?

Эмманюэль Макрон - независимый технократ, либерал, поборник ЕС и еврозоны. Он выступает за свободный рынок, говорит о выгодах глобализации и поддерживает идею по укреплению внешних границ Евросоюза без ущерба для свободы внутреннего перемещения. Макрон высказывал намерение создать парламент еврозоны, министерство финансов и отдельный бюджет, а также повысить тарифы в рамках еврозоны для защиты европейской промышленности от нечестной конкуренции, в частности, со стороны Китая.

Политик - за культурное многообразие, он, в частности, предлагает налоговые послабления компаниям, нанимающим на работу молодых сотрудников из "проблемных" городских районов, преимущественно населенных мигрантами. Перед выборами он обещал также ускорить процесс обработки заявок на получение убежища.

Макрон занимает четкую антикремлевскую позицию, он, вероятно, продолжит линию политического давления на Москву с ее политикой в отношении Украины и президента Сирии Башара Асада.

Смотрите также:

  • Франция между "добром и злом"

    За пост президента Франции боролись кандидаты с диаметрально противоположными избирательными программами: независимый технократ Эмманюэль Макрон и глава правопопулистского движения "Народный фронт" Марин Ле Пен. В СМИ их схватку прозвали "битвой добра и зла".

  • "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Макрон проголосовал на курорте Ле-Туке

    Явным фаворитом гонки считался Эмманюэль Макрон. Он набрал, согласно эксит-поллам, свыше 65 процентов голосов и опередил свою соперницу более чем на 30 процентов. На элегантном курорте Ле-Туке на севере Франции, где голосовал Макрон, у него и его жены загородный дом.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    У Ле Пен были шансы на победу

    Марин Ле Пен вбросила свой бюллетень в урну на избирательном участке в коммуне Энен-Бомон региона Нор-Па-де-Кале, где у нее традиционно много сторонников. Хотя Макрон, по прогнозам, лидировал, у Ле Пен до последнего оставались шансы на победу.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Явка ниже обычной

    Явка избирателей во втором туре президентских выборов во Франции на 17.00 составила 65,3 процента избирателей. Это ниже, чем на президентских выборах 2012 и 2007 годов.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Беспрецедентные меры безопасности

    В связи с угрозой терактов выборы во Франции проходили в условиях усиленных мер безопасности. По всей стране за порядком следили более 50 000 полицейских и тысячи солдат.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Где Ле Пен, там и Femen

    В Энен-Бомоне, где голосовала Ле Пен, устроили акцию участницы движения Femen. Они перелезли через церковное ограждение и развернули плакат с надписью: "Власть Марин - отчаяние Марианны", подразумевая символ Французской республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    На площади у Лувра прошла эвакуация

    Полиция эвакуировала людей с площади перед Лувром, обнаружив там подозрительную сумку. После проверки площадь, где Макрон планировал праздновать свою победу, вновь открыли. В сумке оказались аккумуляторы от камеры.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Макрон - президент!"

    А так сторонники Эмманюэля Макрона праздновали победу своего кандидата в Марселе - сразу после объявления результатов эксит-поллов. Макрон в свои 39 лет стал самым молодым президентом в истории республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Новая глава в истории"

    Праздновать победу Макрона в центр Парижа на площадь перед Лувром пришли тысячи его сторонников. Сам новоизбранный глава Франции считает, что его победа открывает новую главу в истории страны, "главу надежды и вновь обретенного доверия".

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов - лидер движения "На марше" Эмманюэль Макрон или председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен - одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации "сосуществования".

Нынешние выборы президента - одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент - Франсуа Олланд - отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды - в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания - в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два "внесистемных кандидата". Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" - еще одной системообразующей политической силы во Франции - также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной - президентско-парламентской - формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, - коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил - одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. "Это - независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе", - заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание - нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала "малые партии" шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку "Национальный фронт" на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение "На марше", созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики "сосуществования" представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

Уверенную победу одержал Эммануэль Макрон. Еще ночью, как только начали приходить первые результаты голосования, его поздравила соперница, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Парадоксально: несмотря на поражение, она сегодня тоже празднует. Обозреватель НТВ Вадим Глускер узнал, почему.

Финальный отсчет на гигантском экране — у пирамиды Лувра: 3, 2, 1 — новый президент франции. Эммануэлю Макрону французы отдали 65% голосов. Впервые в истории в стране — 39-летний президент, и главное — не принадлежащий никакой партии, ни республиканцам, ни социалистам.

Кто мог себе представить еще полгода назад, что Эммануэль Макрон будет избран президентом, да три года назад о нем вообще ничего не было известно. Кроме того, что он успешный финансист, а супруга старше его на 24 года.

Жительница Парижа : «Это очень важно для нас, победить Марин Ле Пен. И получить молодого динамичного президента. Это надежда для Франции и французов».

Житель Парижа : «Это новая молодая Франция, в отличие от тех политиков, которые нами управляли до этого. Конечно, победить Марин Ле Пен важно, но в первую очередь — это возможность построить новую Францию, Францию будущего».

Для торжеств Эммануэль Макрон выбрал площадь перед Лувром. Идеальное место для проведения гигантской дискотеки. Знаменитая пирамида, построенная в 80-х, минувшей ночью своими гранями создавала атмосферу президентского танцпола. Резкая смена музыкального сопровождения: начинает звучать европейский гимн ода «К радости» Бетховена. Под нее только что избранный президент Франции идет по многочисленным галереям бывшего дворца королей Франции.

Эммануэль Макрон , избранный президент Франции: «Сегодня вечером вы победили, Франция победила. У того, что мы сделали за столько месяцев, нет ни прецедента, ни аналога. Все говорили нам, что это было невозможно. Спасибо за ваше доверие. Это доверие обязывает меня, и отныне я являюсь его хранителем, чтобы не разочаровать вас и соответствовать ему».

Затем к Макрону присоединилась его жена, и под ее зорким взглядом он обратился к избирателям, которые предпочли ему Марин Ле Пен.

Эммануэль Макрон : «Сегодня они выразили гнев, смятение, порой убеждения. Я их уважаю. Но я сделаю все в предстоящие пять лет, чтобы у них больше не было ни единой причины голосовать за крайние позиции».

Сама Марин Ле Пен, признав свое поражение, отметила, что несмотря на то, что «Национальный фронт» показал феноменальный результат — 11 миллионов человек проголосовали за идеи национал-популизма, и главное, стал первой оппозиционной силой страны, — настало время радикальных перемен.

Марин Ле Пен
: «„Национальный фронт“ должен серьезно поменяться, чтобы не упустить эту историческую возможность и оправдать надежды французского народа, которые люди выразили в ходе второго тура. Я предложу начать глубокую трансформацию нашего движения, чтобы стать новой политической силой, на которую надеются многие французы и которая необходима более чем когда-либо» .

После этого Марин Ле Пен пустилась в пляс, и было отчего. Сразу после оглашения результатов второго тура появились данные соцопросов на тему того, как собираются голосовать французы на парламентских выборах через месяц. Согласно этим данным, движение Эммануэля Макрона может рассчитывать в парламенте лишь на 25% депутатского корпуса, партия Марин Ле Пен — на 22%. И это при том, что на сегодняшний день у «Национального фронта» лишь два депутата в национальной ассамблее.

В любом случае, чтобы полноценно руководить и исполнить все предвыборные обещания, Макрону нужна коалиция. А с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Впрочем, пока об этом он старается не думать. Он сделал главное: стал президентом из ниоткуда.

Président de la République Française ; часто сокращается как президент республики , чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) - избираемый французами глава государства .

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес , где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления , которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Напишите отзыв о статье "Президент Франции"

Ссылки

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Президент Франции

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.

Франция считается одним из немногих государств мира, где впервые была введена высшая гражданская должность – пост президента страны. При этом статус французских президентов всегда отличался полнотой исполнительной власти и широтой государственных полномочий, которые были закреплены в Конституции Французской Республики.

Предыстория начала президентского правления

Сильная президентская власть во Франции сложилась исторически, унаследовав большинство рычагов государственного управления и полномочий от французских монархов. Франция практически всегда имела политический вес на мировой арене, входя в число ведущих мировых держав. Этому в немалой степени способствовал сильный государственный аппарат, отлаженная система перераспределения властных полномочий в стране. Париж успешно справлялся не только с управлением в самой метрополии. Власть французских монархов, императоров и президентов Французской Республики распространялась на обширные заморские территории и колонии в Африке, в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Однако, несмотря на эффективность государственной машины, на определенном этапе в стране сложились социальные и политические условия, кардинально изменившие впоследствии всю систему государственного управления. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная монархия, конец которой в 1792 году положила Великая Французская революция. С этого момента в стране начинается эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика просуществовала недолго — всего 7 лет — именно в тот период был заложен фундамент новой системы государственного устройства. Государственная власть в стране претерпела существенные изменения, с которыми пришлось впоследствии считаться французским императорам и королям, находившимся в определенный момент французской истории на вершине государственной власти.

Период Империи Наполеона (1804-1815 гг.) стал для Франции зенитом славы. В это время государственная власть в стране была сосредоточена в одних руках. Несмотря на то, что Наполеон потерпел поражение, и Франция снова на короткий период стала королевством, именно первому императору Франции Наполеону Бонапарту приписывают главную роль в построении стройной государственной системы управления. В конечном итоге полномочия и статус императора явились прологом к учреждению в стране высшей государственной должности — поста президента Франции.

Рождение президентской формы правления во Франции

Период президентского правления во Франции тесно связан с историческими событиями, которые потрясали страну в течение всего XIX века. Для Первой Республики была характерна чехарда в высших эшелонах власти. На смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория, которая породила Наполеона, будущего французского императора. После военного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю) в стране формально сохранилась республиканская форма правления, однако вся верховная власть во Франции теперь находилась в руках трех консулов — Сийеса, Роже Дюко — и генерала Наполеона Бонапарта, являющихся временным правительством.

С ликвидацией Директории закончилась Великая Французская революция. Первая Республика еще просуществует в течение последующих пяти лет. Ее конец наступит в 1804 году с провозглашением Наполеона Бонапарта императором всех французов. Великая Французская революция и время существования империи Наполеона по праву считаются самыми драматичными периодами в истории французского государства.

Последующие события стали не менее трагичными и драматичными, однако они изменили государственное устройство Франции. Сначала очередная французская революция 1848 года положила конец июльской монархии, дав начало новой, Второй республике в истории Франции. На волне революционного подъема, и воспользовавшись сложной военно-политической обстановкой, царившей в высшем истеблишменте французской политики, первым президентом Второй республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I.

В итоге на первых в истории Франции прямых выборах главы государства Луи Наполеон сумел одержать убедительную победу, получив 75% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. В дальнейшем система прямых выборов во Франции была упразднена, возродившись только в 1965 году во времена Пятой республики.

Инаугурация первого президента Франции состоялась 20 декабря 1848 года, в ходе которой Луи-Наполеон Бонапарт принес присягу на тексте Конституции. Самому первому президенту французского государства на момент избрания было всего 40 лет, что являлось долгое время абсолютным рекордом.

Ныне занимающий президентский кабинет в Елисейском дворце Эмманюэль Макрон является самым молодым президентом в истории Франции.

Президентство Луи-Наполеона Бонапарта — противоречивый период во французской истории. При первом президенте Франция становится экономически мощной державой, соревнуется с Британской Империей за право лидерства на европейском континенте и в мире. С помощью французских войск идет процесс объединения Италии. Однако, несмотря на достигнутые успехи на внешней арене, внутренний политический климат во Франции при первом президенте не отличался стабильностью.

Заговоры и попытки государственного переворота следовали один за другими. На волне борьбы с внутренней контрреволюцией Луи-Наполеон сам стал инициатором переворота 1851 года. В результате в стране были упразднены все демократические институты, установился полицейский режим, во главе которого стоял первый президент и его политические марионетки. В 1852 году было объявлено об установлении в стране Второй империи – Вторая республика канула в лету.

Концом правления императора Наполеона III стало жестокое поражение французов во франко-прусской войне 1870 года. Разгром французской армии под Верденом и пленение немцами 2 сентября 1870 года императора Наполеона III поставили точку в истории Второй империи. Последовавшая за этими событиями очередная революция дала жизнь очередной уже Третьей республике. С этого момента все последующие президенты страны будут непосредственно связаны с судьбой трех республик. Соответственно исчисляется и периодизация президентского правления. Только теперь можно четко проследить годы правления каждого из президентов, принадлежность его к определенной политической силе и связать роль каждой персоны с событиями французской истории.

Все президенты Франции времен Третьей республики

Начиная анализ деятельности всех последующих президентов французского государства, следует отметить, что объем их функций и полномочий теперь жестко регулировался в Конституции страны. Каждая из последующих редакций Основного Закона определяла взаимоотношения президентской ветви власти с правительством. Отдельного внимания заслуживает и способ избрания президента страны, практикуемый во Франции в течение последующего периода истории.

Со времен падения Второй республики на высший государственный пост во Франции избиралось лицо, кандидатура которого получала больше голосов в Национальном собрании. Таким способом 31 августа 1871 года был избран второй президент страны — Адольф Тьер. Несмотря на то, что срок правления второго президента был определен в три года, через полтора года, в мае 1873 года, Тьер подал в отставку. В стране были назначены выборы нового главы государства.

Третьим президентом Третьей республики стал генерал Патрис де Мак-Магон, носивший графский титул. Годы правления Патриса де Мак-Магон 1873 — 1879. Это при нем во Франции в 1875 году были приняты новые Конституционные законы, которые определяли статус президента Франции, устанавливали способ избрания главы государства и определяли продолжительность президентского срока в 7 лет. Впервые на законодательном уровне было зафиксировано право главы государства быть переизбранным на второй срок. Третий президент Франции запомнился в истории своим ярым монархизмом. Во время своего пребывания у власти Мак-Магон старался свернуть все революционные завоевания, устроив период политической реакции. Только благодаря прочной позиции демократических сил в Национальном собрании Франции, в стране удалось сохранить республиканскую форму правления и демократический строй. Под давлением политических оппонентов Мак-Магон в январе 1879 года досрочно оставил свой пост.

В период с 1879 года по 1940 на посту президента Франции побывало 19 персон, среди которых пятеро временно находились на высшем посту. Список президентов для этой эпохи Третьей республики выглядит следующим образом:

  • президент Франсуа-Поль-Жюль Греви, занимавший пост дважды — в 1879-1986 гг. и в 1886-87 годы;
  • Мари-Франсуа-Сади Карно, занимавший высокий пост президента страны в 1837-1894;
  • Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье, июнь 1894 — январь 1895;
  • Феликс-Франсуа Фор, годы правления с 1895 по 1899 год;
  • Эмиль-Франсуа Лубе, годы правления 1899-1906;
  • Клеман-Арман Фальер, занимавший пост президента страны 7 лет — с 1906 года по 1913;
  • Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре, годы правления 1913-1920;
  • Поль-Эжен-Луи Дешанель, занимавший пост президента Франции в течение 8 месяцев 1920 года;
  • Этьен-Александр Мильеран, получивший пост главы государства в 1920 году и занимавший его в течение 1920-1924 гг.;
  • Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг, годы правления 1924-1931;
  • Жозеф-Атаназ-Поль Думер, занимавший пост главы государства в течение 11 месяцев, с июня 1931 года по май 1932 года;
  • Альбер-Франсуа Лебрен занимавший пост президента страны в 1932 – 1940 годах.

Судя по перечню, не все французские президенты занимали высокий пост в течение семи лет, отведенных Конституцией. Во французской политике довольно частым явлением считается добровольная отставка политиков самого высокого ранга, и президенты не являются в данном случае исключением. Этим объясняется количество временно исполняющих обязанности президента, которых был пятеро. Как правило, такая персона назначалась на переходный период до следующих выборов президента. Временно исполняющие обязанности президента были в январе 1879 года, в декабре 1887 года, в 1893, в 1895 и в 1899 году. В XX веке и.о. президента Франции были всего две персоны: Франсуа-Марсаль, Фредерик, исполнявший обязанности президента в 1924 году, и Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё, занимавший высокий пост в 1932 году.

В конце XIX века во французскую политику приходят партии и союзы. До этого президенты Франции являлись политически независимыми персонами. Начиная с президентства Эмиля-Франсуа Лубе, представлявшего Республиканский Демократический альянс, все последующие президенты были представителями той или иной политической силы. Только двое из этого длинного списка занимали президентский пост дважды: Франсуа-Поль-Жюль Греви и Альбер-Франсуа Лебрен.

Из перечисленных персон Третья республика может по праву гордится многими. Так при президенте Раймоне-Николя-Ландри Пуанкаре Франция вступила в Первую мировую войну и вышла из этой колоссальной бойни в числе стран-победительниц. В течение первой трети XX века французские президенты довольно активно принимали участие во многих аспектах мировой политики, высоко подняв политический престиж Франции. Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война вскоре положила конец Третьей республике. После разгрома Франции немецко-фашистскими войсками и подписанной 11 июля 1940 года капитуляцией президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранен от власти. Третья республика де-факто прекратила свое существование, уступив место политическому режиму Виши, который возглавлял маршал Анри-Филипп Петен.

Президентская власть при Четвертой и Пятой республиках

После завершения Второй мировой войны вновь собранное Учредительное собрание приняло новый проект Конституции, который 13 октября 1946 года был вынесен на всенародный референдум. Формально это означало установления во Франции парламентско-президентской республики, в которой полномочия президента страны носили декларативный, представительский характер. Первым послевоенным президентом страны в 1947 году стал Жюль-Венсан Ориоль, представляющий французскую социалистическую партию.

Через семь лет, в 1954 году на пост президента избирается Жюль-Гюстав-Рене Коти — представитель мелкой буржуазии и независимых крестьянских демократов. При нем на ведущие роли во французской политике выдвигается герой и ветеран Второй мировой войны, лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль. В 1958 году возглавляемое им правительство выставило на очередной референдум проект новой Конституции, в которой президентская ветвь власти становилась во Франции главной. С принятием новой конституции закончилась Четвертая республика, наступила эпоха Пятой республики.

В соответствии с новым Основным Законом, французский парламент был существенно ограничен в своих полномочиях, поэтому повышается статус президента. Глава государства становится полновластным главой исполнительной власти в стране. Распоряжения президента имеют силу законодательных актов. В обязанности президента страны входит формирование кабинета Министров, который затем рассматривается и утверждается французским парламентом.

Президент председательствует на заседании Кабинета Министров, принимает указы, подписывает правительственные ордонансы и декреты, осуществляет назначение на государственные должности. Как верховный главнокомандующий, президент Франции несет на себе всю ответственность за суверенитет французского государства и боеспособность вооруженных сил Французской Республики. При де Голле меняется принцип избрания президента. Его теперь избирают не в стенах парламента. Эту функцию выполняла коллегия выборщиков, представлявших все департаменты страны.

18-й президент страны генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль — самая яркая персона этого периода — занимал высокий пост в 1959 — 1969 годах. Это ему первому из всех послевоенных президентов удалось действительно сделать президентскую ветвь власти в стране по-настоящему сильной и прочной. Франция вышла из круга негласной международной изоляции, в которой страна оказалась после Второй мировой войны. В число заслуг президента де Голля можно занести начало деколонизации. Франция окончательно переходит от имперской системы управления к франкофонному сообществу наций. Алжир, Вьетнам и Камбоджа получают независимость. В июне 1962 года в стране действует новое избирательное законодательство, по которому главу государства избирают на всенародном прямом голосовании.

При де Голле меняется внешнеполитический курс Франции. С началом агрессивных действий США в Индокитае Франция выходит из НАТО. На период президентского правления Шарля де Голля приходится период нормализации политических отношений с Федеративной Республикой Германии и с Советским Союзом. Однако реформы на внутренней политической арене заканчиваются полным крахом, многие цели в социально-экономической отрасли оказываются не достигнутыми. Акции гражданского неповиновения в Париже, вспыхнувшие в мае 1968 года, привели к добровольной отставке де Голля с поста президента страны.

В результате всенародного прямого голосования в 1969 году на пост президента Франции избирается Жорж-Жан-Раймон Помпиду, годы правления 1969 – 1974 годы. На период Пятой республики приходится правление 8 президентов. Вслед за Жоржем Помпиду на высший государственный пост избираются:

  • Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен, представитель федерации независимых республиканцев, годы правления 1974-82 гг.;
  • Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран, представляющий французских социалистов. Франсуа Миттеран находился у власти два президентских срока с 1981 года по 1995 год;
  • Жак-Рене Ширак, годы правления 1995-2007 годы;
  • Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча, занимавший Елисейский дворец в 2007-2012 годах;
  • Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд стал 24-м президентом Франции, занимая высокий пост в период 2012-17 годы.

В 2018 году в стране состоялись новые выборы, на которых победил Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон, став 25-м президентом Французской Республики и одновременно с этим, самым молодым политиком, занявшим этот высокий пост. Следует отметить, что начиная с 2002 года, президентский срок сократили до 5 лет, оставив за Главой государства право быть переизбранным на второй срок.

Резиденция президента Франции

Начиная с 1848 года, после избрания на высший государственный пост Луи-Наполеона Бонапарта, Елисейский дворец становится официальной резиденцией президента Республики. Дворец представляет собой комплекс сооружений, расположенный в VII округе французской столицы. Основное здание было построено в 1722 году и считалось одним из самых фешенебельных строений Парижа XVIII.

Во времена правления Наполеона I в здании сначала размещались правительственные структуры, а после установлении Империи Елисейский дворец стал официальной резиденцией французского императора.

На территории дворцового комплекса находятся не только жилые апартаменты главы государства. В Елисейском дворце находится приемная президента, где глава Пятой республики принимает высокопоставленных иностранных гостей, зарубежные делегации. Дворец является официальным местом заседаний Кабинета Министров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них