Из воспоминаний алексея костерина. Краткая биография: Костерин Алексей Евграфович. Из дневника Нины Костериной
Рассказ Максима Горького, знаменитого русского писателя, "Воробьишко" был написан в 1912 году. Известно, что писатель сочинил его для своего сына. "Воробьишко" относится к жанру "рассказы о животных" и адресован детской аудитории.
В этой статье мы приведем краткое содержание "Воробьишки" Горького и перечислим основных героев.
О чем рассказ?
В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они - существа, населяющие его?
Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого - вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: "Смотри, не упади!"
Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди - существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя - ведь в воздухе лучше, чем на земле.
Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.
Отметим в кратком содержании "Воробьишки" Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:
Лети, - кричит, - Пудик, прочь! Скорей!
Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: "Ну и что ж, всему сразу не научишься!"
Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.
И вот каким может быть краткое содержание "Воробьишки" Горького для читательского дневника:
"Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся".
Кто такой воробей?
Это хорошо нам всем известная обычная птица. Воробьи живут и в лесах, и поблизости от человека - в городах и поселках. Это довольно мелкая, с непритязательным серо-пестрым оперением пичуга, шустрая, суетливая, вороватая, любопытная.
Питаются воробьи семенами растений, хлебными крошками, червячками, мелкими букашками. В теплые края, когда приходит зима, они не улетают, зимуют рядом с нами.
Воробей в русском народном творчестве
Даже в кратком содержании "Воробьишки" Горького видно, что эта птаха у писателя словно олицетворяет собой человека - активного, веселого, но с хитрецой. Он весь открыт, всегда на виду, но если рядом с тобой такой, не зевай - не успеешь оглянуться, стянет какую-нибудь мелочь из-под носа и упорхнет.
Множество пословиц и поговорок сложено в народе об этих маленьких птичках. И неслучайно, ведь "у воробьев все так же, как и у людей" - говорит Горький.
Вот какие поговорки известны нам про них:
Где просо, там и воробей.
Старого воробья на мякине не проведешь.
И воробей не живет без людей.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
И воробей на кошку чирикает.
Одним камнем двух воробьев не убьешь.
Есть и русские народные сказки про этих птиц.
Персонажи и их речевые характеристики
Действующих лиц в рассказе совсем немного: желторотик Пудик, его родители-воробьи - папа и мама, кошка и проходящий по двору мужик.
Только по словам, которые произносят персонажи, уже понятно, кто это говорит. С помощью речи персонажей автор раскрывает нам их образы. Так, в словах воробьев преобладает буква "ч" - почему? Потому что птица эта в природе издает звуки, похожие на сочетания "чик-чирик" или "чив-чив". Отсюда и появились в рассказе такие реплики:
Чересчур черна, чересчур! - восклицает воробьишко, глядя на землю.
А вот так предостерегает от падения на землю неразумного сыночка его мать:
Чадо, чадо, смотри - чебурахнешься!
Чив ли я? - а это спрашивает хвастливый папаша, принеся добычу в гнездо.
А как сожалеет об упущенной птичке кошка? Вспомним, что эти животные мяукают.
Мяа-аконький такой воробушек, - тянет дворовая хищница, - словно мы-ышка… мя-увы…
Таков талант писателя - мы словно видим и этих воробьев, и кошку.
Мы привели краткое содержание рассказа Горького "Воробьишко".
Максим Горький
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь – живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?
– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
– Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
– Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
– Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!”. И все высовывался из гнезда, все разглядывал.
– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!
– Чем, чем? – спрашивал Пудик.
– Да не чем, а упадешь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.
Так все и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:
– Что, что?
– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять все по-своему.
– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик,- одни косточки остались!
– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.
– Почему?
– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
– Зачем?
– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне! Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
– Что, что?
– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зеленые глаза и сожалительно мяукает:
– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
- У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь...
- Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
- Кот выступает символом злобы, обмана, хитрости и тьмы. Средневековые люди были глубоко убеждены в том, что кот ловит мышей так же, как и сатана –...
- ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
- Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
- В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над...
- Немецкий язык богат самыми разными пословицами и поговорками. Главным отличием пословицы от поговорки является то, что пословица всегда представляет собой законченное, самостоятельное, зачастую рифмованное предложение...
- Мама. Кто это? Почему это слово вызывает у нас такие эмоции? Почему при виде этого человека на душе становится тепло? Я очень долго думал об...
- Глава 1 Никогда не разговаривайте с неизвестными “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Моск-ве, на Патриарших прудах, появились два гражданина”. “Первый был не...
- Л. Н. Толстой Утро помещика Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один...
- К. Г. Паустовский Повесть о жизни Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала....
- Дж. Ф. Страпарола Приятные ночи Епископ небольшого города Аоди после смерти родственника, миланского герцога Франческо Сфорца, становится одним из претендентов на герцогский престол. Однако превратности...
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали - чудо!". И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Чем, чем? - спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
Что, что?
Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них - рыжая, зеленые глаза и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Продолжаем серию материалов, посвященных политзаключенным и / или людям, преследовавшимся советской властью. На этот раз речь об одной их героических фигур отечественной истории XX века – Алексее Евграфовиче Костерине (1896-1968). Здесь воспроизводим очерк украинского историка Гульнары Бекировой из портала «Крым. Реалии».
На снимке: Алексей Костерин. После лагеря на Колыме, 1946-47 г.
Из украинского портала «Крым. Реалии»:
Г оворят, смерть – то единственное, что объединяет всех. Но далеко не все проводы в последний путь превращаются в общественно значимое явление. Однако события, которые случились 46 лет назад в Москве, и сегодня достойны нашей памяти.
Гульнара Бекирова, историк
10 ноября 1968 года умер Алексей Евграфович Костерин – человек, который одним из первых возвысил свой голос в защиту «малых и забытых» – репрессированных Сталиным народов. 14 ноября состоялись его похороны, которые превратились в настоящий политический митинг.
Фигура Костерина – сегодня в значительной степени забытая – заслуживает внимания.
Алексей Евграфович Костерин родился 17 марта 1896 года в селе Нижняя Бахметьевка Саратовской губернии в семье рабочего-металлиста. После окончания реального училища работал журналистом. В январе 1917 он был арестован по обвинению в принадлежности к партии большевиков, освобожден из заключения после Февральской революции. С 1917 по 1922 жил на Северном Кавказе и в Закавказье. Член партии большевиков, участник Гражданской войны. В начале 1920-х Костерин – военный комиссар Чечни, затем секретарь Кабардинского обкома РКП (б). С 1922 по 1936 жил в Москве, занимался художественной литературой и журналистикой.
6 мая 1938 года Костерин был арестован как «социально-опасный элемент» и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на Колыме. В 1953-м вернулся в Москву. Спустя два года реабилитирован Верховным судом СССР, затем
В середине 1960-х в Москве вокруг Костерина и его друга, старого большевика Сергея Петровича Писарева, сформировался кружок инакомыслящей молодежи, противопоставлявшей современную советскую действительность «ленинским заветам». В 1966 к кружку присоединился генерал Петр Григоренко, называвший Костерина своим «другом и учителем». По признанию Григоренко, именно Костерин познакомил его с проблемами «наказанных народов».
В середине 1960-х в поле зрения Костерина попадают проблемы репрессированных народов – немцев и крымских татар. В 1967 году им была написана получившая широкое хождение в самиздате и среди крымских татар статья «О малых и забытых".
В конце февраля 1968 у Костерина произошел инфаркт, после которого ему уже не суждено было поправиться. Несмотря на болезнь, он по-прежнему активно занимался правозащитной деятельностью, за что в октябре партком Московского отделения Союза писателей исключил его из партии. Спустя неделю он написал письмо в Политбюро ЦК КПСС с протестом против нарушений Устава КПСС и сообщил о выходе из партии, приложив свой партбилет. 30 октября Костерин был исключен из Союза писателей СССР, а спустя несколько дней – 10 ноября 1968 года – скончался.
Незадолго до 110-летнего юбилея Алексея Евграфовича Костерина мне посчастливилось пообщаться с его внуком – правозащитником Алексеем Смирновым-Костериным . Вот как вспоминал деда Алексей Олегович: «Дед крепко «вбил» в меня и уважение к другим народам, и к своей стране, в которой чувствовал себя хозяином. Он считал себя лично ответственным за окружающее, за свою землю и все, что на ней есть... К нам часто приходили дедовские друзья-чеченцы еще с гражданской войны. Тогда же большевики были восприняты как освободители от реального царского империализма. Поэтому их и приняли как своих. И я однажды спросил дедушку, как же так, почему те же чеченцы уже сейчас не могут полностью воспользоваться ленинским «правом наций на самоопределение» и немедленно уйти из СССР? На это дед ответил, что «тут диалектика – надо посмотреть, кто именно хочет такого, какие классы? Для пролетариата же не нужно куда-то уходить!»… При всей такой диалектике, не заведомо злой или обманной, была одновременно и такая мгновенная реакция на зло. При этом дед и ожидал и требовал такого же от наших партийных вождей. Он считал их молодыми, он САМ делал эту революцию, эту новую страну. А что были ошибки и преступления, то, вот, сейчас их и поправим, все вместе, группой товарищей».
Первым, кто отказался от «ленинских» посылок среди активистов крымскотатарского национального движения, вспоминает Смирнов-Костерин, «был, пожалуй, Мустафа Джемилев, молодой да ранний, уже начитавшийся самиздата, наобщавшийся с московской продвинутой интеллигенцией».
О высоком же авторитете Алексея Евграфовича Костерина, благодарности, которую испытывали к нему крымские татары, свидетельствует целый ряд фактов. Такие, например: Алексей Евграфович хранил письма от крымских татар с просьбой выслать статью «О малых и забытых» и с благодарностью за нее, в том числе от 19 школьников, которым автор написал: «Мою статью... поспрошайте у старших. Вы ее легко найдете». А банкет в честь его 72-летия, устроенный весной 1968 г. крымскими татарами в ресторане московской гостиницы «Алтай» – это и вовсе легендарное событие в истории правозащитного движения СССР. Болезнь помешала Костерину присутствовать на банкете. Его друг Петр Григоренко произнес там речь, которая была встречена овацией.
Передо мной ветхий документ более чем 40-летней давности, сохранившийся в моем домашнем архиве, – «приложение к информации №65» крымскотатарского движения, в которой изложена речь представителя крымских татар, присутствовавшего на вечере. В ней говорится: «Олицетворением совести России является Костерин и его единомышленники-демократы. Их помощь нашему народу вносит в наше национальное движение новый момент, который значительно облегчит нашу борьбу и ускорит время торжества прогресса. Я уверен, что величие России будет определяться именно количеством таких людей, как А.Е.Костерин».
Исследователь Геннадий Кузовкин проанализировал документы Алексея Костерина о проблеме крымских татар в архиве Московского «Мемориала», и вот некоторые его выводы.
До1967 г. в документах, где явно обозначено или несомненно установлено авторство самого Костерина, каких-либо развернутых упоминаний крымсокотатарской проблемы не встречается. Наиболее ранним документом, поднимающим эту проблему, в фонде Костерина оказывается письмо С.П. Писарева к Л.И. Брежневу, датированное январем1965 г. Другой любопытный документ на эту тему, написанный приблизительно в это же время, – письмо Председателю Совета Министров СССР А.Косыгину. Оно более резко по тону и является реакцией на заявление Косыгина, сказавшего в Париже, что все нации в нашей стране имеют равные права. Автор указывает Косыгину на проблему крымских татар, в отношении которых справедливость до сих пор не восстановлена. По утверждению исследователя, С.П. Писарев был одним из авторов и этого обращения, а соавтором или человеком, которому, возможно, предлагали поставить под этим документом свою подпись, был А.Е. Костерин.
Последний год жизни Костерина – 1968 – год бурных событий в истории демократического движения в СССР. Увы, смерть прервала правозащитную активность Костерина, однако даже его похороны стали значимым общественным событием. Православный писатель и диссидент Анатолий Левитин-Краснов написал в своей книге «Родной простор»: «Похороны Алексея Костерина вылились в волнующую демонстрацию… Власти всячески пытались предотвратить прощание... Во время похорон я в Москве не был, слушал отчет о похоронах в Пскове по радио из Лондона… Когда я вернулся в Москву, все мои друзья были под впечатлением проводов Алексея Костерина. Из уст в уста передавались сообщения о речи Петра Григорьевича Григоренко. Особенно запечатлелись у всех в памяти заключительные слова его речи: «Прощаясь с покойником, обычно говорят: «Спи спокойно, дорогой товарищ». Я этого не скажу. Во-первых, потому, что он меня не послушает. Он все равно будет воевать. Во-вторых, мне без тебя, Алеша, никак нельзя. Ты во мне сидишь. И оставайся там. Мне без тебя не жить. Поэтому не спи, Алешка! Воюй, Алешка Костерин, костери всякую мерзопакость, которая хочет вечно крутить ту проклятую машину, с которой ты боролся всю жизнь! Мы, твои друзья, не отстанем от тебя. Свобода будет! Демократия будет! Твой прах в Крыму будет!».
Его похороны превратились в манифестацию всенародной дружбы, братства народов, продолжает А.Левитин-Краснов. Здесь были и крымские татары, и чеченцы, и ингуши… «Их общая скорбь, общие слезы скрепили братство народов больше, чем все на свете декларации и документы. Речь Григоренко, тотчас из стен крематория стала известной всей Москве, перешла через границы, потрясла весь мир. И русский народ побратался с крымцами, протянув им руку в лице лучших своих сынов – недавно умершего писателя Алексея Костерина и генерала Петра Григоренко, которые отдали столько сил за возвращение крымцев в родные места». Костерин и Григоренко спасли честь русского народа, заключает автор.
Александр Даниэль , сын легендарных диссидентов Ларисы Богораз и Юлия Даниэля, также был в тот день на похоронах Костерина: «Помню толпу, заполнившую небольшой церемониальный зал. Помню крымского татарина, взошедшего на трибуну по мусульманскому обычаю, с покрытой головой, и произнесшего слова благодарности покойному от имени своего народа. Благодарность диссиденту от народа. Это звучало необычно. Помню Григоренко, пообещавшего Алексею Евграфовичу, что его прах в Крыму будет... И помню головокружительное чувство оттого, что впервые публично произносятся слова, которые можно услышать только в четырех стенах или прочесть в самиздатской машинописи. Траурная церемония превращалась в праздник свободы. Впрочем, хотя крымские татары уже вернулись на родину, но республика их так и не восстановлена. И могилы Алексея Костерина в Крыму до сих пор нет».
Могилы Алексея Костерина действительно нет в Крыму, хотя есть улица в Симферополе, названная его именем. И очень бы хотелось, чтобы память о нем жила не только и не столько среди крымских татар, но и среди его соотечественников. Ведь прав был великий Лао-Цзы: «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен».
Гульнара Бекирова , крымский историк, член Украинского ПЭН-клуба
См. ранее на Когита.ру:
(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)
Говорят, смерть – то единственное, что объединяет всех. Но далеко не все проводы в последний путь превращаются в общественно значимое явление. Однако события, которые случились 46 лет назад в Москве, и сегодня достойны нашей памяти.
10 ноября 1968 года умер Алексей Евграфович Костерин – человек, который одним из первых возвысил свой голос в защиту «малых и забытых» – репрессированных Сталиным народов. 14 ноября состоялись его похороны, которые превратились в настоящий политический митинг.
Фигура Костерина – сегодня в значительной степени забытая – заслуживает внимания.
Алексей Евграфович Костерин родился 17 марта 1896 года в селе Нижняя Бахметьевка Саратовской губернии в семье рабочего-металлиста. После окончания реального училища работал журналистом. В январе 1917 он был арестован по обвинению в принадлежности к партии большевиков, освобожден из заключения после Февральской революции. С 1917 по 1922 жил на Северном Кавказе и в Закавказье. Член партии большевиков, участник Гражданской войны. В начале 1920-х Костерин – военный комиссар Чечни, затем секретарь Кабардинского обкома РКП (б). С 1922 по 1936 жил в Москве, занимался художественной литературой и журналистикой.
6 мая 1938 года Костерин был арестован как «социально-опасный элемент» и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на Колыме. В 1953-м вернулся в Москву. Спустя два года реабилитирован Верховным судом СССР, затем восстановлен в Союзе писателей и в партии.
В середине 1960-х в Москве вокруг Костерина и его друга, старого большевика Сергея Петровича Писарева, сформировался кружок инакомыслящей молодежи, противопоставлявшей современную советскую действительность «ленинским заветам». В 1966 к кружку присоединился генерал Петр Григоренко, называвший Костерина своим «другом и учителем». По признанию Григоренко, именно Костерин познакомил его с проблемами «наказанных народов».
В середине 1960-х в поле зрения Костерина попадают проблемы репрессированных народов – немцев и крымских татар. В 1967 году им была написана получившая широкое хождение в самиздате и среди крымских татар статья «О малых и забытых".
В конце февраля 1968 у Костерина произошел инфаркт, после которого ему уже не суждено было поправиться. Несмотря на болезнь, он по-прежнему активно занимался правозащитной деятельностью, за что в октябре партком Московского отделения Союза писателей исключил его из партии. Спустя неделю он написал письмо в Политбюро ЦК КПСС с протестом против нарушений Устава КПСС и сообщил о выходе из партии, приложив свой партбилет. 30 октября Костерин был исключен из Союза писателей СССР, а спустя несколько дней – 10 ноября 1968 года – скончался.
Незадолго до 110-летнего юбилея Алексея Евграфовича Костерина мне посчастливилось пообщаться с его внуком – правозащитником Алексеем Смирновым-Костериным . Вот как вспоминал деда Алексей Олегович: «Дед крепко «вбил» в меня и уважение к другим народам, и к своей стране, в которой чувствовал себя хозяином. Он считал себя лично ответственным за окружающее, за свою землю и все, что на ней есть... К нам часто приходили дедовские друзья-чеченцы еще с гражданской войны. Тогда же большевики были восприняты как освободители от реального царского империализма. Поэтому их и приняли как своих. И я однажды спросил дедушку, как же так, почему те же чеченцы уже сейчас не могут полностью воспользоваться ленинским «правом наций на самоопределение» и немедленно уйти из СССР? На это дед ответил, что «тут диалектика – надо посмотреть, кто именно хочет такого, какие классы? Для пролетариата же не нужно куда-то уходить!»… При всей такой диалектике, не заведомо злой или обманной, была одновременно и такая мгновенная реакция на зло. При этом дед и ожидал и требовал такого же от наших партийных вождей. Он считал их молодыми, он САМ делал эту революцию, эту новую страну. А что были ошибки и преступления, то, вот, сейчас их и поправим, все вместе, группой товарищей».
Первым, кто отказался от «ленинских» посылок среди активистов крымскотатарского национального движения, вспоминает Смирнов-Костерин, «был, пожалуй, Мустафа Джемилев, молодой да ранний, уже начитавшийся самиздата, наобщавшийся с московской продвинутой интеллигенцией».
О высоком же авторитете Алексея Евграфовича Костерина, благодарности, которую испытывали к нему крымские татары, свидетельствует целый ряд фактов. Такие, например: Алексей Евграфович хранил письма от крымских татар с просьбой выслать статью «О малых и забытых» и с благодарностью за нее, в том числе от 19 школьников, которым автор написал: «Мою статью... поспрошайте у старших. Вы ее легко найдете». А банкет в честь его 72-летия, устроенный весной 1968 г. крымскими татарами в ресторане московской гостиницы «Алтай» – это и вовсе легендарное событие в истории правозащитного движения СССР. Болезнь помешала Костерину присутствовать на банкете. Его друг Петр Григоренко произнес там речь, которая была встречена овацией.
Передо мной ветхий документ более чем 40-летней давности, сохранившийся в моем домашнем архиве, – «приложение к информации №65» крымскотатарского движения, в которой изложена речь представителя крымских татар, присутствовавшего на вечере. В ней говорится: «Олицетворением совести России является Костерин и его единомышленники-демократы. Их помощь нашему народу вносит в наше национальное движение новый момент, который значительно облегчит нашу борьбу и ускорит время торжества прогресса. Я уверен, что величие России будет определяться именно количеством таких людей, как А.Е.Костерин».
Исследователь Геннадий Кузовкин проанализировал документы Алексея Костерина о проблеме крымских татар в архиве Московского «Мемориала», и вот некоторые его выводы.
До 1967 г. в документах, где явно обозначено или несомненно установлено авторство самого Костерина, каких-либо развернутых упоминаний крымсокотатарской проблемы не встречается. Наиболее ранним документом, поднимающим эту проблему, в фонде Костерина оказывается письмо С.П. Писарева к Л.И. Брежневу, датированное январем 1965 г. Другой любопытный документ на эту тему, написанный приблизительно в это же время, – письмо Председателю Совета Министров СССР А.Косыгину. Оно более резко по тону и является реакцией на заявление Косыгина, сказавшего в Париже, что все нации в нашей стране имеют равные права. Автор указывает Косыгину на проблему крымских татар, в отношении которых справедливость до сих пор не восстановлена. По утверждению исследователя, С.П. Писарев был одним из авторов и этого обращения, а соавтором или человеком, которому, возможно, предлагали поставить под этим документом свою подпись, был А.Е. Костерин.
Последний год жизни Костерина – 1968 – год бурных событий в истории демократического движения в СССР. Увы, смерть прервала правозащитную активность Костерина, однако даже его похороны стали значимым общественным событием. Православный писатель и диссидент Анатолий Левитин-Краснов написал в своей книге «Родной простор»: «Похороны Алексея Костерина вылились в волнующую демонстрацию… Власти всячески пытались предотвратить прощание... Во время похорон я в Москве не был, слушал отчет о похоронах в Пскове по радио из Лондона… Когда я вернулся в Москву, все мои друзья были под впечатлением проводов Алексея Костерина. Из уст в уста передавались сообщения о речи Петра Григорьевича Григоренко. Особенно запечатлелись у всех в памяти заключительные слова его речи: «Прощаясь с покойником, обычно говорят: «Спи спокойно, дорогой товарищ». Я этого не скажу. Во-первых, потому, что он меня не послушает. Он все равно будет воевать. Во-вторых, мне без тебя, Алеша, никак нельзя. Ты во мне сидишь. И оставайся там. Мне без тебя не жить. Поэтому не спи, Алешка! Воюй, Алешка Костерин, костери всякую мерзопакость, которая хочет вечно крутить ту проклятую машину, с которой ты боролся всю жизнь! Мы, твои друзья, не отстанем от тебя. Свобода будет! Демократия будет! Твой прах в Крыму будет!».
Его похороны превратились в манифестацию всенародной дружбы, братства народов, продолжает А.Левитин-Краснов. Здесь были и крымские татары, и чеченцы, и ингуши… «Их общая скорбь, общие слезы скрепили братство народов больше, чем все на свете декларации и документы. Речь Григоренко, тотчас из стен крематория стала известной всей Москве, перешла через границы, потрясла весь мир. И русский народ побратался с крымцами, протянув им руку в лице лучших своих сынов – недавно умершего писателя Алексея Костерина и генерала Петра Григоренко, которые отдали столько сил за возвращение крымцев в родные места». Костерин и Григоренко спасли честь русского народа, заключает автор.
Александр Даниэль , сын легендарных диссидентов Ларисы Богораз и Юлия Даниэля, также был в тот день на похоронах Костерина: «Помню толпу, заполнившую небольшой церемониальный зал. Помню крымского татарина, взошедшего на трибуну по мусульманскому обычаю, с покрытой головой, и произнесшего слова благодарности покойному от имени своего народа. Благодарность диссиденту от народа. Это звучало необычно. Помню Григоренко, пообещавшего Алексею Евграфовичу, что его прах в Крыму будет... И помню головокружительное чувство оттого, что впервые публично произносятся слова, которые можно услышать только в четырех стенах или прочесть в самиздатской машинописи. Траурная церемония превращалась в праздник свободы. Впрочем, хотя крымские татары уже вернулись на родину, но республика их так и не восстановлена. И могилы Алексея Костерина в Крыму до сих пор нет».
Могилы Алексея Костерина действительно нет в Крыму, хотя есть улица в Симферополе, названная его именем. И очень бы хотелось, чтобы память о нем жила не только и не столько среди крымских татар, но и среди его соотечественников. Ведь прав был великий Лао-Цзы: «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен».
Гульнара Бекирова , крымский историк, член Украинского ПЭН-клуба