Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Из климатино в курбу с историей вместе - мир путешествий. Заброшенная церковь в Курбе: барокко и ярославское зодчество

Октябрьская погода не постоянна, и чем севернее, тем больше - солнце на ярославском небе часто проигрывает снегу и дождю. Такими выдались предыдущие выходные, отмерявшие осени ровно середину.
Сегодня мы с вами отправимся в село Курба, что недалеко от Ярославля.
В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский, был ближайшим сподвижником Ивана Грозного, пока в 1564 году не перебежал к польскому королю из страха перед царской опалой. После бегства Курбского, село было передано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
Чем же еще, кроме земляка-предателя, знаменито село и какие там настроения, я предлагаю узнать в фоторепортаже

Мы в самом центре села, пронизывающий ветер шевелит ветвями деревьев, уже сбросивших почти всю листву, а в Курбе, бывшей некогда одним из самых больших ярославских сёл тишина. Такая, что закладывает уши. Складывается ощущение, что время здесь остановилось

Встречаются и старинные дома, но вместо торжественности перед времением смотрятся они сонно и мрачно

То ли мы так попали, то ли в Курбе всё, куда можно зайти, закрыто. Отделение связи...

Ремонт обуви в бывшей церкви..

И даже пункт приёма стеклотары

Я думал, что первое мрачное впечатление скрасится посещением "визитной карточки" села - уникальной огромной круглой Казанской церкви 1770 года, видно которую за несколько вёрст в округе

Однако, ошибся. Зияющая чёрными дырами-окнами среди серого неба архитектурная громадина только дополняет печали в общий пейзаж. Храм уникальный, круглый в плане, с возвышающимся "островком" куполов

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.
В 1929 - 1930 годах Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти уничтожили. Бесследно исчезла и чудотворная Казанская икона Богоматери. После закрытия церкви здесь разместили тракторную станцию

Рядом стоит величественная колокольня, построенная в конце позапрошлого века. Честное слово, смотрится как в Калязине , будто спустили воду Угличского моря. Мой отчёт про Калязин - . Такой колокольней запросто можно было украсить даже губернский город

Картину царящей повсюду депрессии наравне с осенней погодой дополняют стаи ворон, кружащих над куполами Казанской церкви и колокольней и постоянно каркающих. Кажется, таким образом Природа ставит окончательную точку в процветании Курбы, отдавая село, словно павшего на поле брани воина, на растерзание птицам

Войдём внутрь Казанского храма

Что поражает, так это количество сохранившихся росписей. Храм был расписан в самом конце 18го века, и что называется - на века

Позже часть росписей была осквернена, но величие и качество работ мастеров от этого никуда не пропало.
Надписи 1975го года.. Тоже, если можно так говорить, "качественно" сделаны - "красуются" уже 35 лет

По описанию современников, до советской власти в храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско... "
Сейчас от былого остались лишь только следы

Здание, напоминающее ныне тюрьму - вторая курбская церковь, Никольская. Про неё пару слов скажем ниже

Птицы чувствуют себя хозяевами не только среди куполов церкви, а и внутри. Под ногами, нужно сказать, отличный слой помёта, от которого шаги делаются неслышными, а идти очень мягко

Единственное действующее культовое сооружение Курбы - кирпичная часовня

На месте часовни когда-то стояла деревянная Пятницкая церковь, в замен которой построили Никольскую, только чуть-чуть не на том же месте

Пройдём к Никольской церкви, любуясь еще раз колокольней..

И снаружи. Что ни здание или деталь здания - то вылитая тюрьма

Воскресенско-Никольская церковь начала 18го века ныне обезглавлена - 5 её глав пали жертвой "лихих" событий прошлого века

Храм построен о начале XVIII в, закрыт в 1929-1930 гг. В советский период здесь находился Дом культуры.

Скорее всего, Дом культуры ныне мёртв. Антенна на крыше и не работающий "Ремонт обуви" достались нам в наследство от советского времени

Теперь просто посмотрим еще раз на Казанскую церковь

Долгого пребывания в Курбе я не выдержал. Карканье ворон и гуляющий в куполах ветер наводят на довольно печальные мысли. Хочется побыстрее покинуть величие погубленной Империи, скорее всего, уже никогда не восстановленных

Второй раз звать никого не пришлось, мы покидаем Курбу

После прогулки по Курбе, хочется сказать и пару слов о князе Андрее Михайловиче Курбском, который "прославил" или в прямом смысле слова -прославил село в истории. Кому как нравится.

Род Курбских выделился из ветви ярославских князей, потомков Рюрика, в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Курбские проявляли в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, гибли и под Казанью и на войне с Крымским Ханством.

Андрей Михайлович - самый известный из рода - участвовал в походе на Казань. Позже разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и вместе с младшим братом проявил выдающуюся храбрость. Через два года он стал боярином.


Павел Рыженко «Князь Курбский».

Андрей Курбский активно участвовал в деятельности правительства, руководившего страной при молодом Иване Грозном. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей.

К началу Ливонской войны командовал сторожевым полком. Позже - всем русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, в 1563 он был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев Юрьев. После ряда неудачных боёв, опасаясь царского гнева, Курбский бежал в Литву. Польский король с распростертыми объятьями встретил столь знатного беглеца, пожаловал ему богатую волость в Польше. Находясь на службе у литовского князя, а затем у польского короля, Курбский участвует в военных походах, в т. ч. и против России, продолжая участвовать уже на вражеской стороне в сражениях и битвах Ливонской войны. В это же время пишет Ивану Грозному обличительные письма


"Обличительное письмо" Андрея Курбского царю Ивану Грозному"

Судя по многочисленным процессам, акты которых сохранились до настоящего времени, Курбский быстро ассимилировался с польско-литовскими магнатами, воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами». В Польше Андрей Михайлович создал новую семью, бросив на родине жену и детей. Позже польский род Курбских. перешедших в католичество, пресёкся.

Основной целью нашей поездки было более детальное изучение Ярославской области.

В селе Курба вроде бы сохранилась интересная заброшенная церковь. Кто бы мог подумать, что именно это село, мимо которого мы чуть не проехали, оставит самое сильное впечатление от поездки, пишет east_travel .



А ведь мы, дейст вительно, рисковали проехать мимо. Все дело в том, что мой навигатор обладает удивительной особенностью: искать трудности там, где их нет и быть не может. К месту нашей ночевки в Ярославле он повез нас через частный сектор и дачные участки. Пришлось даже вброд переезжать небольшую речушку. На самом деле, туда параллельно всему этому безобразию шла отличная асфальтированная дорога.

Так и в этот раз. Вместо того, чтобы провезти нас по основным магистралям, навигатор вновь стал чудить. В результате мы выезжали из Ярославля гораздо дольше запланированного времени. Плутание по подворотням рабочих кварталов энтузиазма совсем не добавляло.

Плюс ко всему, когда мы выехали на западную объездную дорогу, навигатор просто отказался принимать сигнал. Ну что ж? Пришлось ехать, ориентируясь по солнцу. Я не шучу. Впервые за несколько лет я ехал, ориентируясь не по карте, а по солнцу. 10 км по проселочной дороге, еще 10 км.

В уме держу мысль о том, что чем дальше едем вперед, тем дольше потом возвращаться. По пути не попадается ни одной деревни, ни одной стоячей машины. Хотя сама дорога не выглядит совсем уж заброшенной. Так мы и проехали бы нашу Курбу, если бы на развилке не пришлось останавливаться из-за проезжающего автобуса.

Осмотревшись по сторонам, ближе к горизонту мы увидели шпиль совсем не сельской пятиярусной колокольни. Ура! Церковь найдена. Можно ехать!

На самом деле, если ехать правильно, то найти Курбу совсем не сложно: 20 км к юго-западу от Ярославля на правом берегу речки Курбицы.

На восток от Курбы идет дорога до станции Козьмодемьянск, где она пересекает железку до Ярославля и у деревни Кормильцино впадает в Ярославку М-8.

Также через Курбу идет дорога на Тутаев. Так что, надеюсь, что не заблудитесь.

Подъехав к Казанской церкви мы просто обомлели. Здание церкви имеет совершенно необычную архитектурную форму для церквей того времени: оно круглое. Вы когда нибудь видели круглые церкви в российской провинции? А тут, в селе, стоит такое архитектурное сокровище.


У церкви очень интересное и необычное навершие. Как такового нет барабана. Зато есть богато декорированные четыре главы, украшенными внизу мелкими кокошниками .


Церковь в бывшей вотчине того самого Курбского, который сбежал от Ивана Грозного, была построена в 1770 году.

Построена она была на средства рода Нарышкиных - тогдашних владельцев уезда. Ведь после бегства Курбского уезд перешел в государственную собственность и позже, довольно часто меняя хозяев, в середине 18 века был передан Нарышкиным, которые и заказали строительство церкви.

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.

Рядом с Казанской церковью находится поражающая своими размерами колокольня. Пять ярусов, высота более 60 метров. Со временем появился сильный наклон, напоминающий силуэты Пизанской башни или старой колокольни в селе Федосьино Ленинградской области.

Да такой колокольней не села, а столицу украшать можно. Разве это похоже на другиезаброшенные церкви Ярославской области?

Но когда мы вошли внутрь, то просто потеряли дар речи. Вся, повторюсь, вся церковь от пола до потолка расписана фресками на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Причем сохранились не ошметки былого величия, а именно сюжеты. Их до сих пор можно читать. Хотя некоторые, конечно, не выдержали вмешательства времени и человека.

А в начале 18 века фрески не просто были яркими и насыщенными. Они были украшены серебреными и позолоченными ризами. А иконостас, который до нас, к великому сожалению, не дошел, был полностью вызолочен и богато декорирован. Наслаждайтесь, ибо есть чему.

Естественно, что причиной последовательного обветшания церкви явились 20-30 годы прошлого века. Сначала здесь был устроен клуб, в котором со времени замазали и соскоблили фрески. Затем, во время войны, стоянка тракторов.

Все это привело к тому, что мы и увидели.

С одной стороны, такие объекты, безусловно, притягивают внимание, дарят атмосферу, заставляют прочувствовать былое величие. С другой - лишний раз напоминает о том государстве, в котором мы жили и живем. И которое позволило превратиться такому прекрасному памятнику в пока еще стоящую развалину.

И время в данном случае не лечит. Церковь не внесена в Список охраняемых государством объектов, поэтому обречена на постепенное разрушение.

Если, конечно, не найдутся энтузиасты и спонсоры.

Но пока вы еще можете увидеть это сокровище, не упустите свой шанс!

Как добраться:

1. На авто ехать либо по М-8 и в деревни Кормильцино уйти на Козьмодемьянск. Либо у деревни Шопша по той же М-8 уходить на север в сторону Тутаева.

2. На автобусе из Ярославля от автовокзала, либо от железнодорожного вокзала.

Сейчас зимой, в начале февраля, я пересматриваю летние фотографии и мысленно переношусь в те дни, когда в середине июля 13-го и 14-го числа я вместе с pupovjim , Алексеем Устюговым и Алексеем Яшиным сходил в давно задуманный и очень запоминающийся двухдневный поход по Ярославской области. Именно о нем я и собираюсь сейчас рассказать.


Как же все начиналось...

Когда-то давно, несколько лет тому назад, рассматривая перед сном атлас Ярославской области, я невольно обратил внимание на очень интересный район на стыке Ростовского, Борисоглебского, Гаврилоямского и Ярославского районов. Обширные леса, полузабытые деревни, полуразрушенные храмы в вымирающих селах и удаленных урочищах - все это не могло не привлечь моего внимания.
Время шло - дни сменялись днями, недели неделями, месяцы месяцами, а мысль устроить летом двухдневный поход в те края не покидала мою голову. Я читал форумы и отчеты, рассматривал фотографии, изучал спутниковые снимки и продумывал различные варианты маршрута - начиная от экстремальных с 50 километровыми переходами по исчезающим дорогам среди заболоченных лесов, и заканчивая вполне себе прогулочными с небольшими переходами и хорошими дорожками.
В какой-то момент, вроде как летом 2012 года, я уже было собрался устроить этот поход, подготовил анонс, продумал маршрут, создал встречу - но то ли слишком поздно я все задумал, то ли погода подвела, но в итоге никто не собрался, и идея была отложена на лучшее время.
И возможно эта идея, как и многие другие, так бы и осталась в моих мыслях, не реши я по весне с pupovjim устроить летом поход в Ярославскую область в любом случае, даже если нас будет двое.

Март постепенно сменился апрелем, а апрель маем. Весна постепенно подходила к концу, и маршрут начал обрастать подробностями. Я решил приехать ночным поездом в Ярославль, ранним утром добраться на автобусе до старинного села Курба, а уже оттуда пройтись до дер. Раменье, по пути осматривая полуразрушенные храмы в окрестным селах. На второй же день рассматривалось несколько вариантов маршрута в зависимости от настроения, погоды и вообще ситуации. Поход решил устроить 13 - 14 июля, как раз в последние выходные перед моим отпуском, который я собирался провести в Архангельской и Вологодской области.

Время шло, и к моменту отъезда нас уже было четверо - я, pupovjim , Алексей Устюгов и Алексей Яшин.

Как же все было....

Суббота, 13 июля, 00 часов 10 минут. Мы встречаемся вчетвером на перроне Ярославского вокзала у поезда Москва - Хабаровск. До отправления поезда остается около 25 минут, но нас пока в вагон не пускают - у нас электронная регистрация, а списка пассажиров у проводника все еще нет. А пока стоим на улице, обсуждаем предстоящий поход, сравниваем, кто что взял и у кого сколько вещей. Время летит незаметно, и вскоре списки приносят, и мы занимаем свои места в вагоне.
Ехать нам не долго, чуть больше 4 часов, так что ранним утром, в 4-43 утра мы, не выспавшиеся, вылезаем из поезда на вокзале в Ярославле. До автобуса в Курбу немногим больше часа, на автостанцию идти очень рано, поэтому, несмотря на раннее утро, решаем перед отъездом позавтракать в Макдональдсе, расположенном рядом с вокзалом.

Сам ресторан в такую рань, конечно, еще закрыт, но окошко МакАвто открыто до 5 утра (далее технический часовой перерыв), так что в последние минуты перед закрытием успеваем себе купить завтрак, и тут же располагаемся на столиках на улице. Время летит незаметно - завтракаем, общаемся, и вдруг в какой-то момент кто-то замечает, что вроде как, когда уезжали из Москвы, у Алексея Яшина с собой был рюкзак и коврик, а сейчас рюкзак как бы есть, а коврика не видно. Минутная пауза на обдумывание и с пугающей очевидностью становится ясно, что пока мы тут едим, коврик в поезде и уже по пути в Хабаровск. Но поезд уже не догонишь, магазина спортивного в такое время тоже не найдешь - значит придется выкручиваться без коврика - в итоге, забегая вперед, скажу, что его роль ночью выполняли выложенные в ряд сидушки, несколько курток и прочих вещей.

Завтрак бесконечно продолжаться не может и в какой-то момент все оказывается съеденным, и мы, одев на себя рюкзаки, неспешно направляемся в сторону автовокзала. Придя же на автовокзал, покупаем билеты на ближайший автобус в Курбу на шесть утра.

Вскоре подъезжает ПАЗик и, заняв свои места, мы отправляемся к начальной точке нашего маршрута. Сначала едем по трассе в сторону Москвы, проезжаем вдоль огромного нефтеперерабатывающего завода, а потом сворачиваем на северо-запад, на Козьмодемьянск, на узкую, постоянно петляющую дорогу. В какой-то момент асфальт заканчивается, и некоторое время автобус ползет по напрочь разбитому грейдеру. Но потом асфальт возобновляется, и вскоре мы приезжаем на автостанцию в селе Курба.

Курба - старинное село Ярославской области. Его история уходит в XV столетие, именно тогда здесь была родовая вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Но время шло, и в 1564 году князь Андрей Михайлович Курбский, ближайший сподвижник Ивана IV, перебегает к польскому королю, опасаясь царской опалы. После бегства князя село было отписано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
В середине XVIII столетия владельцами части Курбы становятся Нарышкины. Именно при них в центре села в 1770 году возводится огромный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. Позже, уже в конце XIX столетия в 1880-1890 годах, рядом с храмом возводится отдельностоящая пятиярусная колокольня.

Именно с осмотра храмового комплекса мы и начинаем осмотр села.


На этом автобусе мы приехали из Ярославля.


Храмовый комплекс в Курбе. Казанский храм и пятиярусная колокольня.

Колокольня в Курбе.


Казанский храм.


Часовня.

Устроив небольшую фотосессию, мы доходим до колокольни и по узкой лесенке забираемся на первый уровень, чтобы оттуда поснимать окрестные виды.


Виды с колокольни.

Засняв виды с колокольни и убедившись, что выше уже подняться не реально, мы спускаемся вниз и направляемся в полузаброшенный Казанский храм.


Роспись Казанского храма.

Осмотрев храмовый комплекс, продолжаем наш путь и решаем прогуляться в село Васильевское, расположенное по соседству с Курбой на противоположном берегу реки Курбица.


Река Курбица.


Окрестные виды.

В бывшем погосте Васильевское (ныне с. Васильевское) на вершине холма возвышаются два храма. Более ранний храм - церковь Всемилостивого Спаса была выстроена в 1745 году. Рядом же расположилась пятиглавая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная на рубеже XVIII и XIX столетия в 1793-1804 годах.


Село Васильевское. Церковь Спаса Всемилостивого (справа на фотографии) и церковь Смоленской иконы Божией Матери (слева на фотографии).


Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1793 - 1804).


Церковь Спаса Всемилостивого (1745).

Устроив небольшую фотосессию, мы спускаемся к реке Курбица и, перейдя её по узкому железному мостику, а потом, пройдя по тропинке сквозь траву, мокрую от утренней росы, снова возвращаемся в Курбу.


Вид на храмовый комплекс в Курбе с противоположного берега реки.


На мосту через Курбицу.


По дороге в Курбу.

К моменту нашего возвращения на улицах становится уже более многолюдно, и наше появление не остается не замеченным. Один из местных жителей сначала интересуется нашим маршрутом, а потом вспоминает про то, что недалеко от села около реки Курбица располагается крайне живописный косогор, который мы не можем не увидеть. Сначала он объясняет нам дорогу, но буквально через минуту, решает нас сам туда проводить.
Пройдя через село, мы продолжаем наш путь и направляемся по дороге на северо-запад. Перейдя трассу Тутаев-Гаврилов Ям, мы еще некоторое время идем по грейдеру, но, немного не доходя моста через р. Курбица, сворачиваем направо на полевую дорогу. Еще немного поплутав, мы выходим к высокому берегу реки.


Окрестные виды.


Долина реки Курбица.

Погуляв вдоль реки и полазив по косогорам и распрощавшись с нашим проводником, мы вскоре продолжаем наш путь и по полевой дороге выходим на шоссе, ведущее в с. Ширинье. Но по трассе мы идем недолго и вскоре останавливаемся у моста через Кубрицу.


По дороге сквозь поля.


Трасса на Ширинье.


Река Кубрица у моста.

Купаться в реке желающих не нашлось, так что, немного погуляв и пофотографировав, мы вскоре снова забираемся на мост и продолжаем наш путь в с. Ширинье. Через пару минут мимо проносится рейсовый автобус в Ширинье и с полной очевидностью становится ясно, что следующие 8 км вдоль трассы нам предстоит пройти пешком. Время от времени мы, правда, останавливаемся, фотографируем окрестные луга и поля, а потом снова идем.


По дороге в Ширинье.


Дорога, уходящая вдаль.


Одинокая автобусная остановка.


Окрестные виды.

В 1772 году в селе Ширинье была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже в 1836 году храм перестраивается и к существующему зданию пристраивается зимняя церковь. А еще спустя 15 лет в 1851 году рядом возводится ярусная колокольня.

Именно с осмотра храма мы и начали прогулку по селу.


Колокольня.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Окрестные виды.

Погуляв около храма, мы продолжаем наш путь. Но прежде, пополнив запасы воды в магазине, устраиваем небольшой перекус.

Прямой дороги от с. Ширинье до дер. Раменье нет - старые дороги заросли, заболотились и стали вконец непроходимыми. Пройти же проще всего в обход - сначала по хорошей дороге, ведущей через дер. Соловарово, надо дойти до ур. Трухино, потом по зарастающим колеям, где мало кто ездит, мимо заброшенных деревень Ревякино и Тчаново, надо добраться до дер. Супорганово, откуда уже хорошая дорога ведет в дер. Ревякино. По дороге мы еще собрались зайти в с. Дмитриевское, чтобы осмотреть полузаброшенный храм, а если время позволит, то пройтись еще в Спас-Раменье.

Что же получилось в итоге я сейчас и расскажу...

Перекусив и поднабравшись сил, мы продолжаем наш путь и, возвратившись немного назад, сворачиваем на север, на узкую асфальтированную дорогу, ведущую через луга и поля в дер. Соловарово.


Окрестные виды.

Деревня Соловарово остается справа, а дорога продолжается, постепенно заворачивая на запад. Поля и луга постепенно перемежаются с лесными участками. Появляются и слепни, которых не было поначалу. В какой-то момент асфальт заканчивается, уступая место грейдеру.


Дорога, уходящая вдаль.


Асфальт закончился, далее грейдер.


Окрестные виды.

Время летит незаметно, и где-то через полтора часа мы добрались до поворота на с. Дмитриевское, куда не преминули свернуть.


По дороге в с. Дмитриевское.


Впереди за деревьями уже виднеется купол полузаброшенного храма Димитрия Солунского, построенного в 1797 году.


Храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское (1797).


Фрагмент росписи.

Осмотрев храм, мы решаем устроить поблизости обед, перекусить сублимированной едой и немного отдохнуть. В лесу из-за слепней останавливаться не хотелось, поэтому, за неимением лучшего, решили устроиться под деревом в зарослях бурьяна, недалеко от храма. Рядом с храмом было частное хозяйство, где я поинтересовался, есть ли здесь какой-нибудь родник или колодец, чтобы набрать воды. Сначала мне объясняли, что родник есть поблизости, где-то рядом с рекой, но потом, подумав, засомневались, что в такую жару там нормальная вода и дали нам канистру с водой. Так, что вскипятив на горелке воду, мы засыпали сублимированную еду и приступили к обеду.

Перекусив же и отдохнув в тени пару часов, мы продолжили наш путь, вернувшись обратно на грейдер, с которого мы свернули к с. Дмитриевское.


Живописное место рядом с дорогой. Скорее всего, раньше здесь был песчаный карьер.

Вскоре же, дойдя до ур. Трухино, мы покидаем хорошую дорогу (которая через несколько сотен метров обрывается) и сворачиваем налево, на полузаросшую тракторную колею, ведущую через поле. Где-то впереди, недалеко отсюда, граница районов, и полузаросшие тракторные колеи, изредка кем-нибудь используемые, являются единственными дорогами в этих краях.


Ур. Трухино.


Идем по заросшей дороге.

Вскоре проселок, описав петлю, выводит нас к р. Пахма, изрядно обмелевшей и легко перешагиваемой в это время года. А за рекой небольшой лес, а потом зарастающие поля.


Окрестные виды.


Идем через поля.

Долго ли, коротко ли, но уже вечером, где-то в полдевятого за бывшей деревней Тчаново, мы наконец-то вышли на нормальную дорогу. Немного отдохнув и перекусив после трудного пути, мы в полной мере осознали, что в Спас-Раменье мы уже не успеваем и поэтому отправились по дороге в дер. Раменье.


Дер. Супорганово.


Заболоченный ручей.


По дороге в дер. Раменье.

В Раменье мы уже пришли достаточно поздно вечером, а, придя и узнав, что автобус в Борисоглебский, на котором мы собирались завтра с утра поехать, будет около семи утра, набрали воды в колодце и начали думать, где бы устроиться на ночлег недалеко от деревни. Осложнялось все тем, что в основном кругом были открытые луга и поля. В итоге, не найдя лучшей альтернативы, разбили лагерь в молоденьких березках недалеко от дороги в нескольких сотнях метрах от села.

Поужинав же и собрав палатки, мы постепенно устроились на ночлег, чтобы встать на следующий день поутру. Но об этом я расскажу во второй части отчета.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.


Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба - уникальное по своей архитектуре религиозное сооружение. Построенный в 1770 году круглый храм сочетает в себе элементы барокко и традиционного ярославского зодчества: такой симбиоз не встречается больше нигде в регионе.

В 1930-х гг. храм был закрыт, а ценные иконы - уничтожены. Ныне церковь заброшена: под ногами - мусор и грязь. Рассматривать украшенные мелкими декоративными элементами арки, пилоны и ярусы, а также живописные формы сводов приходится под слоями пыли. Это 16-лепестковое сооружение не имеет внутри традиционного алтаря - он устроен у западной стены храма.

Особый интерес представляют фрески: над росписью стен ярославские мастера трудились в течение трех лет - с 1796 по 1799 гг. Красочные сюжеты Ветхого и Нового завета переданы в точной последовательности и напоминают классические образцы русского барокко. Некоторые фрески сохранились очень хорошо. Не благодаря, а вопреки: в советские годы в храме была устроена тракторная станция. От дыма стены и своды закоптились; это уничтожило большую часть росписей.

Внутреннее убранство церкви в Курбе и в XXI веке продолжает уничтожаться. Ветрами, дождями, снегами и вандалами: в храм, зияющий черными дырами, вход открыт всем желающим.








Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери расположена заброшенная пятиярусная колокольня. Помимо этого, в селе Курба можно посмотреть Воскресенско-Никольскую церковь, построенную в начале XVIII века, а также храмовый комплекс в погосте Васильевское (вторая половина XVIII века).

Туристов в Курбе бывает немного, поэтому, отправляясь осматривать заброшенные церкви, захватите с собой еду и воду, а в летнее время - головной убор от солнца и средства от насекомых. В селе есть несколько продуктовых магазинов.

Как добраться

Удобнее всего добираться до Курбы через , расположенный в 30 километрах от села. Автобусы курсируют ежедневно. Время в пути - около полутора часов: маршруты пролегают через соседние села - Шопша, Никульское и Козьмодемьянск. Из Ярославля автобусы отправляются с 5:10 до 19:00, в зависимости от дня неделя. Из Курбы - с 6:45 до 20:20. Расписание лучше уточнять заранее: в межсезонье нередко случаются отмены рейсов.

Отправляясь в путешествие на автомобиле, помните: дороги в Ярославской области местами очень плохие. На подъезде к Курбе есть грунтовые участки, поэтому важно соблюдать скоростной режим. Лучше всего ехать со стороны Козьмодемьянска, где качество дорог чуть лучше, чем на других подъездах.

Расположение

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится в селе Курба, в , в центральном регионе .

В сегодняшнем отчёте речь пойдёт о двух интересностях Ярославской земли, а точнее об одной интересности — усадьбе Климатино, что недалеко от Ростова, и одной достопримечательности — храмовом комплексе села Курбы, что неподалёку от Ярославля. Курбский ансамбль довольно-таки известный и давно уж признанный памятник архитектуры, в отличии от очень и очень скромной климатинской усадьбы, которая в силу своей простоты не имеет какой-либо исторической и архитектурной значимости, а если и имеет, то она не велика. Но мы, как любители именно таких непопулярных, практически неизвестных кусочков старины, не могли не посетить данное место. Поэтому во время одного из путешествий заглянули на южную сторону озера Неро, где спрятался незамысловатый барский дом.
Post Scriptum. Поскольку я достаточно долго не писал краеведческих постов, сегодня уделил исторической части особое внимание.


Помнится, поездка состоялась в конце марта: снег ещё не сошёл, а зелень и не думала просыпаться. Погода в тот день выдалась переменчивая: то набегали тучи и порою кружилась метель, то выглядывало солнце и небо становилось по-весеннему чистым и ясным. Рассказ свой начну с неизвестной (разве что местные краеведы знают) усадьбы Климатино. Ввиду того, что ярославский край обладает богатой древней историей, Климатино не стало исключением. Так, рядом расположенное село Козохово (в прошлом Богородское) известно со времён Ю. Долгорукова. В XIII-XV вв. среди наиболее именитых владельцев Богородского были князь Андрей Суздальский, он же Аника-Воин, и Иван Калита; а к концу XVII века владельцем стал Я.Ф. Долгорукий, у которого здесь гостил молодой Пётр I.

Из Козохова-Богородского дорога ведёт в Климатино. Проходим мимо д. Караваево, возле которой в так называемых "Рябинных-Полосах" и в лесу "Невёдрево" находится группа курганов монгольского периода. Чуть в стороне оставляем д. Звягино, названную так по имени жившего в ней в 970 -1000 гг. князя Доброслава Звяги, и чуть погодя упираемся в парк села Климатино, где среди густых ветвей стоит небольших размеров храм, чей приход и составляли вышеупомянутые деревни.

Внутри церкви так же пусто и скучно, как и снаружи.

Гораздо привлекательнее её история. Сия Спасская церковь была построена в 1780 г. тщанием княжны-помещицы Анастасии Алексеевны Голицыной. До возведения каменного храма на этом месте стояла деревянная церковь во имя св. Леонтия Ростовского.

Занимательна история из жизни прихода, поведанная священником М.Смирновым в 1890 г.: «Нынешним летом, 23 июля в Климатинском приходе... в деревне Звягине утром вспыхнул пожар. Загорелось с конца и, так как был сильный ветер на деревню, огонь быстро распространился по посаду, буквально пожирая убогия крестьянские хижины. Спасти хотя некоторыя из них не было никакой возможности. Пожарных труб наехало много, но воды в самой деревне не было... Понятно, что при всеобщей пожарной сумятице не успевали подвозить воду и посад сгорел. Но вот что удивительно. Среди сгоревшаго посада стояла небольшая хижина, уже покосившаяся от дряхлости, принадлежащая одной бедной вдовице. Эта то бедная старая хижина, покрытая соломой, несмотря на то, что была окружена на время пожара со всех сторон огнем, все таки уцелела... Все единодушно признали в этом удивительном случае особенное действие Промысла Божия, призирающаго на нища и убога и осушающаго слезы вдовиц... Много она вытерпела горя в жизни, но всегда переносила несчастия безропотно, в полной надежде на Бога, за что Он видимо и наградил ее, спасши ея хижину целу и невредиму в пламени огненном».

Ну, а мы, осмотрев церквушку, следуем дальше и, пройдя парковой тропинкой пару сотен метров, выходим к усадебному дому.

Да-да! Этот, более чем простой, скромный и в чём-то даже убогий дом, по мнению историков-краеведов, и есть главный усадебный дом. Если не знать, что искать, то определённо, будучи вне ведении мы прошли бы мимо, даже не остановившись. Ведь сложно признать в этой одноэтажной вытянутой деревянной постройке господский дом. Конечно же он претерпел изменения. Главный фасад, наверняка, украшал портик или веранда (сейчас лишь там небольшой выступ), да и крыша была определённо другая, возможно, с небольшой светёлкой или мезонином. Несмотря на мнение экспертов, мы до последнего сомневались, что это и есть барский дом. Сомнения отпали сразу, как только попали внутрь.

С обратной стороны "особняк" некрашен и ещё более невзрачен. Хотя именно серость и старина придают ему свой колорит.

Прежде чем зайти, а точнее проникнуть, ибо он основательно заперт, немного о его прошлом. Первое упоминание о «господском доме деревянном... о саде с 200 яблонями и прочими фруктами и оранжереями» относится к 1856 году. В это время здешние земли, как дача, числились за княгиней Анной Ивановной Голицыной. Но последними владельцами Климатино был уже купеческий род Кайдаловых. Очень известный род купцов в Ростове. В 1907 г. Климатино упоминается за почётной потомственной гражданкой Варварой Кайдаловой и её сыновьями. А из газеты «Голос» за 1909 г. мы узнаём, что в усадьбе В.В. Кайдалова сгорел сарай с сеном и скотный двор. Убыток до 1000 рублей.

А теперь пройдём внутрь, т.е. пролезем через окно. Как видно, до недавнего времени домик был обитаем. Хотя правильнее сказать приспособлен под хранилище всяких хозматериалов. Из старины тут сохранились лишь потолочные лепные карнизы и старинные усадебные печи, при чём каждая печь (а их оказалось немало) была облицована глазурированным печным изразцом.

Парадная гостиная. С типичной планировкой и с двумя крупными угловыми печами. Изразцы с фасадов печей, очевидно, для собственных нужд отковыряли местные. Как и следовало ожидать производителем белых керамических плиточек (изразцов) оказался вездесущий товарищ, т.е. купец, Аксёнов. Исходя из отображённых на клейме двух медальках, изразцы датируются не позднее конца XIX века, т.к. потом клеймо имело уже три медали. Гостиную некий жилец приспособил в наши дни под складирование пчелиных сот. Недалеко от усадьбы видели пасеку. Поэтому мой напарник Катерина каждую минуту ждала возвращения пасечника.

Надо отдать должное историкам-краеведам, которые не обходят стороной даже такие малозначительные места. Поэтому, посидев пару дней в поисках инфы, я сумел-таки накопать здешних историй. Так вот, изначально Климатино именовалось как Клеменьтино (Климантино, Климатино). П оэтому мнение, что название Климатино произошло от слова климат ошибочно. Вообще это частое заблуждение, когда пытаясь толковать названия, приписывают им современные понятия. Поскольку, как правило, изначальные названия поселений писались и произносились совсем иначе, лишь со временем трансформируясь в привычные нам имена.

В этой комнате, видимо, обитал последнее время тот самый пасечник. Даже вон постельное бельишко цело. А для тепла оборудовал импровизированную печь.

Последним мы заглянули на кухню. Здесь в отличии от всего дома печь иной конструкции.

По преданию на месте села Климатина, среди дремучей вековой дубравы, стоял когда-то терем сказочной княжны Лизихи, дочери Ростовского князя Шустика. Эту Лизиху прозвали Царь-Девицей. Она закопала под тремя дубами сокровища своего мужа, но какой-то западный витязь или царь Елвус, узнавши-де об этих сокровищах и отыскивая их в этой местности, велел Царь-Девицу разорвать конями, за что братья княжны, Запруд и Трислав, убили Елвуса "до смерти". Впоследствии Климатино принадлежало князю Немому. Сын его построил тут церковь, над могилой какой-то древней княжны; затем он отдал его в приданое за дочерью своею Соломониею, выданной им за князя Бахтиарова-Немого; а сын последнего передал село в род князей Долгоруких. Из примечательного я бы отметил, что в 1717 -1730 гг. Климатиным владел князь А.Г. Долгорукий — сенатор, член Верховного Тайного Совета. В приданое за своей женою князь Алексей Григорьевич кроме Климатино получил и подмосковное село Горенки (та самая известная усадьба).

Фотография из архива ГУК ЯО “Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея”. Называется «Первые комсомольцы села Климатино» . Среди этой молодёжи присутствует Надежда Мартыновна Капустина - будущий директор детского дома № 90, который находился в Угличе и был детдомом специального назначения для детей-ленинградцев.

Чуть было не забыл! В нашем бывшем господском доме в советское время также размещался Детский дом.

Мы же, покинув сие местечко, держим путь за 70 км в другое старинное село. По дороге распогодилось, чем не приминули воспользоваться и засняли машинку.

Однако недолго радовало нас солнце и по приезду в пункт назначения опять набежали хмурые тучи. Село Курба. Вот мы где. Здесь перед нами, почти что в центре села, предстал необычной архитектуры храм. Хоть место популярное и туристическое, но всё-таки заслуживает внимания. Не так часто попадаются круглые здания церквей. Тем более таких размеров. С одной стороны храм своеобразен и неординарен, а с другой весьма неказист: обширный нижний двухсветный объём с непропорционально маленьким восьмериком на нём, с плотно поставленными на куполе глухими барабанами. Но опять же, именно его самобытность и привлекает.

Кроме круглой Казанской церкви на площади расположена часовня, колокольня и обезглавленная Воскресенская церковь неизвестного года постройки (приблизительно начало XVIII века). В 1851 г. к ней был пристроен тёплый придел.

Заглянем же внутрь прямоугольного объёма этой Воскресенской церкви.

В советское время здесь размещался Дом Культуры. Перед нами актовый зал, он же концертный и кинозал. Кроме того внутри церкви-ДК ещё много помещений, но они не представляют никакого интереса.

Кстати, в 1976 г. в окрестностях Курбы были проведены археологические раскопки. Экспедиция Ярославского госуниверситета обнаружила здесь следы защитных сооружений городища Копок, которое существовало примерно с IV-III веков до н.э. до Х века н.э. Вообще с лово «курба» происходит из языка угро-финских племён, проживавших здесь в конце 1-го тысячелетия и, предположительно, обозначает «чаща», «дремучий лес» .
А покамест заглянем в мастерскую.

Возможно, какое-то время (в недавнем прошлом) здесь работал православный сапожных дел мастер. Поскольку картина с Иисусом весьма свежих годов.

Архивная фоточка начала XX столетия. Как видно, Казанская церковь имела наружную роспись.

Историческую известность Курба приобретает с 1426 г., когда становится вотчиной князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода — Андрей Михайлович Курбский — ближайший сподвижник Ивана IV, пока в 1564 г. из страха перед царской опалой не перебежал к польскому королю. После бегства Курбского в Литву его вотчину Иван Грозный пожаловал татарским мурзам, служившим русскому царю. Из Ярославских писцовых книг 1-й пол.XVII века известно, что Курбской волостью в разное время владели Алей-Мурза Туганов сын Шейдяков; Салтанай, Китой и Биакой, дети Котлановы; князь Василий Якшатов сын Мамаев и др. Как пример, от 1646 г.: «В Ярославском же уезде в Закоторожском стану село Курба.... Да в том же селе в Курбе двор вотчинников Богдана Камынина... да мурз и татарские дворы: двор Тенекей-мурзины жены Шейдякова вдовы Ахтутай» .

Конечно же нельзя обойти вниманием, не побоюсь этого слова, величественную колокольню.
Выполнено данное архитектурное творение в 1880-1890-х годах.

Высота её превышает 60 метров.

В 1722 г. часть Курбы переходит во владения известного кораблестроителя времён Петра I поручика морского флота Г.А. Меньшикова. Через год после смерти которого, в 1743 г., село переходит в род Нарышкиных. Другая часть Курбской вотчины принадлежала помещику Камынину. Наследники Нарышкиных и Камыниных владели Курбой до 1861 г. Однако сами здесь не проживали и усадеб тут не имели. В середине XIX столетия село Курба считалось одним из самых больших и богатых сёл Ярославской губернии. На 1899 г. здесь насчитывалось до 1200 жителей, земское училище, библиотека и больничка (правда, всего на шесть коек); более 20 торговых точек (магазинов, ларьков), а к 1910 г. имелось 5 трактиров. Проходили многочисленные базары и ярмарки.

Подходим наконец-то к главной достопримечательности, к Казанской церкви 1770 года постройки.

Пространство храма не может не впечатлять.

Для масштабности я засвидетельствовал себя почти что в центре этого колоссальных размеров кирпичного объёма.

Ещё немного из истории села. Советская власть установилась в Курбе относительно спокойно. Несмотря на закрытие двух храмов на центральной площади, на окраине находился Васильевский погост с ещё двумя церквями, одна из которых, Спасская, никогда не закрывалась. В здании же Казанской церкви, где мы сейчас, разместилась машино-тракторная станция (МТС). Сельское хозяйство после Гражданской войны начало получать от госудаpства технику, благодаpя котоpой во много pаз улучшилась экономика села. Сpеди тpактоpов славились «Фоpдзоны» пpоизводства Ленингpадского Путиловского завода. Впеpвые такой «Фоpдзон» появился в Куpбе в 1934 г. К 1936 в Яpославском pайоне pаботали две МТС, одна из котоpых действовала в Куpбе и обслуживала сельхозтехникой до половины колхозов области.

Интересна история, связанная со Спасской церковью (мы её не фотографировали, т.к. она действует и по ныне). Так вот, в газете «Северное слово» от 1909 г. размещена заметка "Помогите!", в которой описывается пожар, случившийся в доме священника этой церкви И.П. Приорова. У дьякона с горел дом и скотный двор. Успели спастись сам поп, его мать и прислуга, а также пятеро детей «мал мала меньше» . Пишут, что положение его ужасное, нужна помощь, нужны деньги, что приход бедный и средств нет . А общее число детей у "товарища" Приорова аж 12-ть... Видимо, из-за того что в селе было сразу 4 храма, данный приход не мог помочь священнику. Далее вычитываем, что пожар постигает злополучную семью уже во второй раз. А в конце статьи трогательные и просящие слова: «Помогите, в ком есть искра сострадания и живо ещё в душе братское чувство милосердия и взаимопомощи. Пожертвования, как бы они скромны ни были, направляйте прямо в село Курбу... ». Удивительно, что священнику столь богатого села приходится таким образом собирать деньгу.

Безусловно церковь отличается своеобразным архитектурным решением. Но сохранившаяся роспись совсем не впечатляет. По началу кажется как богато исписан фресками каждый метр , однако при ближайшем рассмотрении становится видно, что иконописная школа была не столь одарена. Кстати, т рудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 года. От иконостаса до наших дней уцелели лишь обломки верхних ярусов, а когда-то: «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско…».

Из примечательного становления советской власти я бы отметил, что в 1923 г. комсомольцы Куpбской школы, pуководимые преподавателем физики Бещевым, устpоили местное «чудо» - собpали детектоpный пpиемник, заpаботавший в школе. Антенну пpотянули на цеpковную колокольню (ту самую красивую высокую). Вскоре они же сделали дpугой pадио-пpиёмник, котоpый установили в Наpодном Доме. В том же году в Куpбе была постpоена электpостанция, оборудованная нефтяным двигателем и электpогенеpатоpом. Электpичество пpовели во все дома Куpбы. Даже на колокольне (на той самой красивой и высокой) установили мощный пpожектоp.

Безусловно, в истории села было ещё много значимых и важных моментов, но в рамках одного поста все их описать не возможно. Поэтому на сим я закончу. Скажу лишь, что в тот день мы посетили ещё несколько ярославских сёл, примечательных своим прошлым, речь о которых пойдёт в последующих постах.

При создании поста использован материал следующих книг и сайтов:
- А.А. Титов "Историко-археологическое статистическое описание. Ростовский уезд, Ярославской губ." 1885 г.
- Б.Ясюнас "Старинные парки Ярославской области" 2007 г.
- Т.П. Федотова "Вокруг Ростова Великого" 1987 г.
- "Прибавления к церковным ведомостям" 1890 г.
- "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии" 1908 г.
- архив ГУК ЯО “Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей”