Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей. Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке». Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Никурашина Татьяна

Цель:

Формировать у детей представления о необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе, учить беречь свои органы чувств. Развивать у детей обоняние, вкусовой анализатор, слух, мышление, внимание, память. Способствовать развитию речи детей. Расширять их кругозор.

Игра содержит 4 секции: «Свет», «Запах», «Вкус», «Звук». Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя. Например, изучая овощи и фрукты, я использовала «Запах», «Вкус».

Первая секция «Свет»

Здесь собраны предметы для игры со светом. Это зеркала (для игры с солнечным зайчиком) , «разноцветные стеклышки» (вырезала из плотных, прозрачных листов для брошюрования, для удобства разложила в конвертики по цветам) , разноцветные очки для солнца.


Также сделала по количеству детей "разноцветные стеклышки" с ручками. Наблюдаем через "разноцветные стеклышки", как меняется окружающий мир (становится темнее, светлее, ярче) . Затем обсуждаем, делимся впечатлениями.




Вторая секция «Запах»

Состоит из контейнеров для различных запахов (сделала из «яиц киндер-сюрпризов»: с одной стороны яйца, при помощи нагретой иголочки сделала маленькие дырочки) , а также различных ароматических масел. Кладем вещества, предметы (лимон, чеснок, лук и др.) в контейнер и закрываем, если это ароматическое масло (мята, пихта, персик и др.) , то капаем немного на ватный тампон и кладем в контейнер. Конечно, «пахучие» вещества, предметы мы готовим непосредственно перед игрой.


Варианты заданий: «Узнай по запаху», «Найди такой же запах».




Третья секция «Вкус»

Здесь собраны вещества с различными вкусовыми качествами: соль, сахар, мука, лимонная кислота. Также, конечно, использую свежие продукты (овощи, фрукты и др.)


Варианты заданий: «Узнай на вкус», «Угадай, какой вкус?» (кислый, соленый, сладкий, горький) . «Что, каким бывает?» (кислый – лимон, клюква; сладкий – конфета, сахар и т. д.)





Четвертая секция «Звук»

Содержит «шумелки»: баночки с различными крупами (горох, рис и др.) , мелкими предметами (бусинки, пуговички, кнопочки и др.) . В общем, баночки, создающие различный шум, когда их трясешь.



Варианты заданий: «Какой звук» (громкий, тихий, звонкий, глухой) , «Найди такой же», «Найди все громкие (тихие) », «Найди самый звонкий (тихий) ».


Дидактическая игра « Узнай на вкус».

(вторая младшая группа)

Дидактические задачи:

Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим

Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида),нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты, кастрюлька.

Предварительная работа: игры «Что где растет?», беседа с детьми,что из чего готовят, пробы на вкус овощей и фруктов, чтение Ю.Тувим « Овощи».

Ход игры:

Воспитатель: С добрым утром, ребятишки:

И девчонки и мальчишки!.

Кукла в гости к нам пришла

Значит ждет нас всех игра.

Кукла Катя: Здравствуйте, ребятки! Как хорошо, что вы оказались в группе. На своем огороде я вырастила хороший урожай овощей, а в саду собрала урожай фруктов (показывает корзинки). Вот собралась сварить вам суп и компот.

Воспитатель заглядывает в кастрюльку:

Ой, Катюша, что же ты такое готовишь, у тебя и яблоки и картошка, и свекла, и груши, и капуста- вместе овощи и фрукты варятся. Ребята, разве можно из яблок сварить суп?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно ведь яблоки это одним словом?

Д.: фрукты.

В.: Давайте вспомним какие ещё бывают фрукты?

Д.: яблоки, груши, вишни, персик, абрикос..

В. Давайте поможем Кате вспомнить, что можно приготовить из фруктов.

Д.: компот, варенье, кисель.

В. : Молодцы! Правильно! А суп, Катюша, мы сварим из овощей. Давайте, ребята, расскажем Катюше, какие овощи мы знаем.

Дети перечисляют овощи.

Кукла Катя: Спасибо вам ребятишки, что напомнили мне. Вы такие умные. Понимаете, ко мне приходила кукла Маша мы поговорили с ней и я совсем забыла, какие овощи и фрукты я нарезала на дощечке (плачет).

В.: Не расстраивайся, Катя, (дети жалеют куклу) Наши ребята тебе всегда помогут. Правда, ребята, мы даже с закрытыми глазами умеем определять овощи и фрукты на вкус?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель обходит каждого (ребенок закрывает глаза) и дает попробовать нарезанные кусочками овощи и фрукты с дощечки. Задача ребенка определить вкус, что это овощ или фрукт, куда положить в суп или компот.

В.: Вы большие молодцы, у вас очень здорово все получилось. Я, думаю, что мы сегодня очень помогли нашей Кате.

Кукла Катя: Спасибо вам друзья. Я больше никогда не буду путать овощи с фруктами и приготовлю вам очень вкусное угощенье, пока вы погуляете на улице.

В. : Всем давно известно,

Что овощи полезны:

И капуста,и лучок, и чеснок, и кабачок,

И картошечка и репка,

Витамины дарят деткам!

Все вместе: Любим овощи и фрукты- витаминные продукты,

Вырастаем, подрастаем,

И друзьям всем помогаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

Дидактическая игра "Узнй игру по мячу" предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб...

С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....

От того, как ребёнок видит, слышит, осязает окружающий мир, зависит успешность его умственного, физического и эстетического развития.

Лето - самое время, чтобы изучать цвета, вкусы, запахи. Ведь именно в это время года вокруг нас сочная трава, зелень, яркие цветы. На столе - разнообразие овощей, фруктов, в том числе экзотических.

В этой статье я предлагаю несколько простых игр на развитие обоняния, вкуса и зрения, которые можно без труда включать в повседневные дела с дошкольником.

Во время приёмов пищи обращайте внимание на то, что у каждого ингредиента блюда есть уникальный запах и вкус: сладкий, горький, кислый или солёный.

Игра «Фрукт, ягода или овощ» (зрение, обоняние, вкус)

Порежьте овощи, ягоды и фрукты кубиками, каждый проткните зубочисткой, положите на поднос. Ребёнок с закрытыми глазами должен понять по запаху, фрукт это, ягода или овощ. А на вкус он должен определить, что именно он съел из ягод, фруктов или овощей.

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень приятная игра, в которую не отказывается играть ни один малыш.

Когда один из родителей занимается приготовлением ужина, предложите устроить игру-соревнование «Самый догадливый» . Попросите ребёнка перечислить все продукты (блюда), которые он унюхал, но пока ещё не видел. Тот, кто угадает больше блюд, может выбрать десерт к чаю.

Игра «Съедобное-несъедобное» (обоняние)

В одноразовые стаканчики положите небольшие продукты питания и предметы из окружающей обстановки. Завяжите ребёнку непрозрачной тканью глаза и поочерёдно давайте нюхать каждый стаканчик. Направо пусть откладывает стаканчики с запахом съедобных продуктов, а налево - с запахом несъедобных. После того, как все стаканчики будут распределены, пусть откроет глаза и проверит, верно ли им была произведена сортировка.

Игра «Загадочный силуэт» (зрение)

Разровняйте поверхность на пляже/площадке. Выложите с помощью камушков контуры знакомых предметов (зонт, гриб, машина, радуга, бантик, лист, морковь, яблоко и так далее).

iconmonstr-quote-5 (1)

Побеждает тот, кто быстрее поймёт, силуэт какого предмета вы хотите создать.

Игра «Гениальный сыщик» (зрение)

Заранее спрячьте в помещении/на площадке 10 предметов одного цвета. Задача ребёнка - найти их и принести вам.

«Живая вода» (вкус)

Возьмите 8 ёмкостей (одноразовых стаканчиков или баночек из-под питания). В каждую пару ёмкостей налейте воду, добавив в них: сок лимона, яблочный сок, соль, сахар. Задача ребёнка: сделать небольшой глоток из каждой ёмкости и найти пары с одинаковым вкусом.

Такая игра поможет родителям тех детей, которые отказываются пить даже в жаркий день.

Игра «Опиши словами» (обоняние)

В этой игре взрослый называет словосочетания с уникальным запахом, а ребёнок - описывает, какой это запах, с помощью слов. Например, еловая ветка, спелая дыня, скошенная трава, сгоревшая спичка, летний дождь, мамин шампунь, папин одеколон, любимая конфета.

Игра «Ароматные баночки» (обоняние)

Возьмите пять баночек из-под детского питания/яиц/киндер-сюрприза. Оставьте в них на ночь: головку чеснока, кусочек солёного огурца, зёрна кофе, дольку лимона, кусочек бородинского хлеба.

Перед игрой уберите все продукты из ёмкостей, оставив их пустыми. Поочерёдно давайте ребёнку нюхать каждую баночку. Пусть определит по запаху, какие продукты-невидимки в них находятся.

iconmonstr-quote-5 (1)

А затем скажет, что из них кислое, что сладкое, что горькое, что солёное на вкус.

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Света Почтарева
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»

УЗНАЙ НА ВКУС и ЗАПАХ

Дидактическая задача :

Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов ;

Активизировать речь детей;

Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза) , определять его вкус , по запаху ; правильно называть вкус словом , отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям : помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих . К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах ,а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них .

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях : нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.