Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Григорий трофимчук биография. Союз журналистов россиисаратовское отделение

Моше Кацав родился 5 декабря 1945 года в городе Язд в Иране. В Израиль приехал с родителями в 1951 году, семья обосновалась в городе Кирьят-Малахи. С 1964 года проходил военную службу в войсках связи, дослужился до звания капрала. В 1968 году был президентом молодежной организации еврейского ордена "Бнэй-Брит".

С 1968 года Кацав учился в Еврейском университете в Иерусалиме, где возглавил студенческую организацию партии "Гахал", позднее вошедшей в состав партии "Ликуд". Он работал репортером в газете "Йедиот Ахронот" с 1966 по 1968 год, по другим данным – в студенческие годы. Во время учебы Кацав преподавал в средней школе историю и математику. В 1971 году он окончил университет со степенью бакалавра по экономике и истории, также окончил педагогический факультет.

В 1969 году Кацав был избран мэром Кирьят-Малахи от коалиции "Гахал" и Национальной религиозной партии. Спустя два месяца партия Кацава потерпела поражение во втором туре выборов, но он был вновь избран мэром в 1974 году, на этот раз от партии "Ликуд", и занимал этот пост до 1981 года.

В 1977 году Кацав был избран членом Кнессета от "Ликуда". С 1981 года он занимал посты в правительстве: с 1981 по 1984 год был заместителем министра строительства и жилищного фонда, с 1984 по 1988 год – министром труда и социального обеспечения, с 1988 по 1992 год – министром транспорта, с 1996 по 1999 год – заместителем премьер-министра, министром туризма, а также министром по делам арабского населения. В Кнессете 13-го созыва (1992–1996) возглавлял парламентскую фракцию "Ликуд".

В 2000 году, после отставки президента Эзера Вайцмана, Кацав баллотировался на освободившийся пост. В борьбе за президентское кресло противостоял Шимону Пересу, и 31 июля получил 63 из 120 голосов депутатов Кнессета.

Летом 2006 года против Кацава было начато расследование: несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах, принуждении к сожительству и даже изнасиловании. 23 января 2007 года стало известно, что юридический советник правительства Израиля Менахем Мазуз намерен предъявить Кацаву обвинения в изнасиловании и ряде других преступлений.

24 января 2007 года Кацав попросил Кнессет о временном сложении с себя президентских полномочий. Премьер-министр Эхуд Ольмерт призвал Кацава добровольно уйти в отставку, однако президент заявил, что сделает это лишь в случае официального предъявления ему обвинений. Свою виновность он категорически отрицал и называл происходящее "охотой на ведьм". 25 января Кнессет удовлетворил просьбу Кацава, который формально ушел в отпуск и на три месяца был отстранен от исполнения своих президентских обязанностей. В его отсутствие полномочия президента были переданы спикеру Кнессета Далии Итцик.

18 апреля 2007 года Кацав попросил Кнессет продлить срок его временной недееспособности на посту президента Израиля. 23 апреля 2007 года истекал его отпуск, при этом продолжалось следствие по обвинениям в изнасилованиях и препятствии правосудию, а дело так и не было передано в суд. 22 апреля 2007 года депутаты израильского парламента продлили срок временной недееспособности Кацава вплоть до окончания его президентских полномочий. Через несколько дней адвокаты Кацава потребовали, чтобы парламентская комиссия по внутренним делам изменила формулировку своего решения по поводу просьбы их клиента. Оказалось, что Кацав собирался сложить полномочия "до следующего извещения", но парламентская комиссия изменила формулировку на "до окончания срока президентский полномочий". В ответ на требования адвокатов Кацава юридический советник Кнессета Нурит Эльштейн заявил, что парламентская комиссия имела право не только утвердить или отклонить решение о сложении полномочий, но и установить срок временной недееспособности президента.

Юридический советник правительства Мазуз не принял официального решения о передаче дела в суд, но, согласно регламенту, предоставил Кацаву возможность провести досудебное слушание и представить аргументы в пользу своей невиновности. 2 мая 2007 года в канцелярии Мазуза прошли первые предварительные слушания по делу Кацава. Адвокатам президента не хватило трех часов для того, чтобы представить юридическому советнику все собранные материалы. 6 мая 2007 года стало известно, что вторые предварительные слушания по делу Кацава были назначены на 15 мая 2007 года.

Дело о президенте-насильнике тянулось очень долго и началось, в сущности, с дела о шантаже : бывшая подчиненная Кацава позвонила ему с целью получить от него некую сумму денег в обмен на то, что она не пойдет в полицию с жалобой по поводу его сексуальных отношений с ней в период совместной работы. Причем с того момента прошло довольно много времени, и дама довольно быстро продвигалась по служебной лестнице, следуя "в фарватере" Кацава.

По утверждениям служителей Фемиды, в данном случае нельзя было говорить ни об изнасиловании, ни о вымогательстве – по крайней мере, в том виде, как его понимает закон. Вымогательство не подразумевает того, что вымогатель угрожает правоохранительными органами. Тем не менее дело Кацава началось с того, что он пожаловался в полицию на вымогательницу и предоставил запись телефонного разговора с нею. Итогом ознакомления правоохранительных органов с этой записью стало открытие против Кацава дела об изнасиловании.

Дело экс-президента раскручивалось прессой все активнее, и пострадавших в нем появлялось все больше. Но в итоговых материалах дела фигурируют всего два доказанных случая насилия; кроме них, бывший президент осужден за непристойное поведение, сексуальные домогательства и препятствование суду.

Во время заседания суда Моше Кацав несколько раз выкрикивал, что все обвинения ложны и что ему не дали представить суду собственных свидетелей, а также требовал обнародовать все материалы дела. К этому требованию присоединились его адвокаты, заявив, что намерены добиваться публикации всех следственных материалов. Якобы, из-за того что эти материалы не были доступны общественности, СМИ вместе со свидетелями обвинения успешно сформировали в массовом сознании образ Кацава как серийного насильника и развратника.

Летом 2007 года истекали полномочия Кацава, выборы нового президента Израиля должны были пройти не позднее 14 июня 2007 года. 13 июня 2007 года президентом Израиля был избран вице-премьер Перес.

В конце июня 2007 года Кацав пошел на сделку со следствием, согласившись признать себя виновным по трем незначительным пунктам обвинения в обмен на снятие с него тяжелых обвинений (включая изнасилование). Эта сделка была утверждена в феврале 2008 года Верховным судом Израиля. Однако 8 апреля того же года стало известно, что Кацав отказался от сделки со следствием, рассчитывая доказать свою невиновность. Спустя почти год, 19 марта 2009 года, против Кацава были снова выдвинуты обвинения в двух изнасилованиях и действиях насильственного характера.

Моше Кацав женат, у него пять детей.

За что расплачивается Моше Кацав...

Если бывший президент Моше Кацав и его жена Гила ломают головы, пытаясь понять, за что выпали на их долю такие страдания и такая несправедливость, то они могут перечитать письмо, которое было им направлено до того, как на них начали сыпаться беды и несчастья.

Автор письма - Мирьям Баумель, мать Захарии Баумеля, одного из танкистов, пропавших в бою у Султан Якуба 10 июня 1982 г. Письмо было написано 28 января 2004 г., когда Кацав был еще на вершине славы и мог использовать свое положение для добра. Однако он этой возможностью не воспользовался.

Сегодня, на следующий день после смерти отца пропавшего солдата, Йоны Баумеля, о которой государственные СМИ даже не упоминают, письмо, как и другие документы, было поднято из архивов институтом ИМРА.

Свое открытое письмо, которое было опубликовано в виде платного объявления в газете «Джерузалем пост», Мирьям Баумель адресовала жене президента, Гиле Кацав. Вот что она написала:

«Уважаемая г-жа Кацав!
Вы не знаете меня, да и Ваш муж со мной не знаком. Я мать Захарии Баумеля, одного из израильских солдат, пропавших без вести в бою у Султан Якуба в июне 1982 г.

Как мать матери, г-жа Кацав, если бы Вы были на моем месте, что бы Вы хотели, чтобы Ваш муж сделал для моего пропавшего без вести сына? Не забывайте, ведь никогда не было доказано, что этот сын убит. Как бы Вы себя чувствовали, если бы Ваш муж забывал упомянуть Вашего пропавшего сына при своих поездках за границу? Разве Вам не было бы больно слышать, как он упоминает в СМИ имена других пропавших и встречается с их семьями, игнорируя Вашего сына? Что бы Вы сказали, если бы он отказался обсуждать с Вами пути помощи Вашему сыну и возвращения его к его семье?

Вы, конечно, понимаете, что в рамках своих рабочих обязанностей в должности президента государства Израиль Ваш муж встречается с дипломатами и членами правительств многих стран. Израиль послал моего сына во время Ливанской войны в опасное место, и считается, что в Израиле есть традиция никогда не бросать своих сыновей на поле боя.
Матери Цви Фельдмана и Йегуды Каца чувствуют себя точно так же, как я – преданными и брошенными. Более того, наши сыновья отчаянно нуждаются в помощи, они живы и находятся в руках врага.

Вместе с многими нашими друзьями я чувствуют, что сейчас необходимо много больше: просто жалость, сочувствие и слова сейчас недостаточны. Действия, а не просто слова, требуются сейчас для их спасения.

Пожалуйста, г-же Кацав, я молю Вас: поймите мое горе и спросите своего мужа, почему он отказывается встретиться со мной. Постарайтесь понять меня. Подумайте, что бы Вы сделали и/или должны были бы сделать в этой ситуации. А также благодарите Всевышнего, что это не случилось с Вами.

Искренне Ваша,
Мирьям Баумель»

Это письмо осталось без ответа, как и письма жены Йонатана Полларда и его адвокатов с просьбой о встрече и о действиях для освобождения израильского агента, как и просьба личного раввина Полларда, р. Мордехая Элиягу к Кацаву взять его с собой и представить президенту Бушу, чтобы он мог лично попросить о милосердии к Полларду.

Кацав переступил через всех и пошел, как он предполагал, к светлому и безоблачному будущему. Забыв один из кардинальных принципов иудаизма: "Не стой на крови ближнего своего".

Элеонора Шифрин

Биография

Моше Кацав родился в Йезде. Семья переехала в Тегеран, когда он был младенцем.

В августе 1951, вся семья эмигрировала в Израиль. Вначале семью поселили в палаточном лагере «Шаар Ха-Алия» около Хайфы, затем Кацавы переехали в палаточный лагерь на перекрёстке Кастина , где впоследствии вырос город Кирьят-Малахи. Среднее образование Моше Кацав получал в молодёжной деревне Бен-Шемен и в школе «Бэер Товия». Военную службу проходил в войсках связи, где дослужился до капрала. Во время службы получал многочисленные отпуска, чтобы помогать семье.

После окончания службы в Цахал Моше Кацав работал служащим в банке Ха-Поалим, затем в НИИ сельского хозяйства. Также был корреспондентом газеты «Едиот Ахоронот» c 1966-1968 гг. и возглавлял организацию «Цаирей Бней Брит», где познакомился со своей будущей женой Гилой Парадни.

В 1969 начал учёбу в Еврейском университете в Иерусалиме на факультетах истории и экономики. Возглавлял студенческую ячейку правой организации «Гахал». Моше Кацав также является почётным доктором гуманитарных наук Университета Небраска.

В том же 1969 году, в 24 года Моше Кацав стал самым молодым мэром в истории Израиля, возглавив муниципалитет Кирьят-Малахи. Однако, спустя несколько месяцев, Кацав покинул этот пост. Позже он возглавлял этот муниципалитет с 1974-1981.

Моше Кацав участвовал в Шестидневной войне.

22 марта 2011 года Суд в Израиле приговорил бывшего президента страны Моше Кацава, признанного виновным в совершении двух изнасилований и ряда сексуальных домогательств, к семи годам тюрьмы; свою вину не признал. Семилетний срок заключения экс-президент начнёт отбывать в тюрьме израильского города Рамле "Маасиягу".

Работа в кнессете и правительстве

  • 1977-1981 гг. - избран в кнессет от правой партии «Ликуд».
  • 1978-1979 гг. лично организовал репатриацию иранских евреев в Израиль.
  • 1981-1984 гг. - министр строительства в правительствах Менахема Бегина и Ицхака Шамира.
  • 1984-1988 гг. - министр труда в правительстве национального единства.
  • 1988-1992 гг. - министр транспорта в правительстве Ицхака Шамира.
  • 1992-1996 гг. - руководитель оппозиционного блока Ликуд в парламенте.

В 1993 году претендовал на пост лидера партии Ликуд, но на общепартийных выборах потерпел поражение, набрав лишь 6,5 процентов голосов.

  • 1996-1999 гг. - заместитель премьер-министра и министр туризма в правительстве Биньямина Нетаньяху.

В 2000 был выдвинут от партии «Ликуд» кандидатом на пост президента Израиля.

  • 2000-2007 гг. - президент Израиля, выиграв у Шимона Переса.

Моше Кацав стал первым кандидатом правых сил, избранным на почётный пост президента.

Сексуальный скандал

В июле 2006 года одна из бывших сотрудниц канцелярии президента Израиля выдвинула в адрес Кацава обвинение в якобы имевшихся в прошлом сексуальных домогательствах. Кацав в качестве ответной меры подал встречный иск, обвинив женщину в клевете. Вместе с тем, согласно сообщениям СМИ Израиля, правоохранительные органы страны имеют в своем распоряжении заявления ещё нескольких женщин, некогда работавших с Кацавом и также обвиняющих президента в преследованиях на сексуальной почве. Все обвинения, по некоторым данным, относятся к периоду работы Кацава в правительстве Нетаньяху.

Помимо этого, израильская полиция располагает также некоторой информацией, позволяющей обвинить Кацава в нарушении закона, касающегося запрета на прослушивание телефонных переговоров, а также мошенничестве и превышении полномочий в том, что относится к вопросам помилования осуждённых судебными органами страны.

Кацав, занимая пост президента, обладал неприкосновенностью, однако, в случае вынесения ему со стороны кнессета импичмента, мог бы предстать перед судебной властью в качестве ответчика по инкриминируемым ему нарушениям закона. Случай с Кацавом является первым в истории Израиля чрезвычайным происшествием с участием главы государства, когда полиция рекомендовала предать действующего президента суду. Перед генеральным прокурором страны стоял вопрос о том, предъявлять ли эти обвинения. Юридический советник правительства на заседании комиссии 25 января 2007 г. приостановил полномочия президента. 28 июня 2007 г. юридический советник правительства Мени Мазуз объявил о достижении несудебной договорённости. Моше Кацав признал обвинения в сексуальных домогательствах и в превышении своих полномочий, обвинения в попытке изнасилования были сняты. 29 июня 2007 г. Кацав официально объявил о своей отставке. К этому времени уже был избран его преемник - Шимон Перес, который вступил в должность 15 июля (до этого обязанности президента исполняла спикер Кнессета Далия Ицик, а во время её поездки за границу - Маджали Ваххаби). Кацав отказался от сделки с обвинением в день начала суда над ним, 8 апреля 2008 г., и заявил о намерении доказать свою невиновность.

8 марта 2009 года юридический советник правительства Мени Мазуз объявил о намерении предъявить обвинение, по которому наказание может составить 16 лет лишения свободы. Важным препятствием для обвинения станет заявление того же самого Мени Мазуза полтора года назад о недостаточности имеющихся доказательств при тех же материалах дела.

30 декабря 2010 года окружной суд Тель-Авива признал Моше Кацава виновным в двух случаях изнасилования и одном случае развратных действий, совершённых с применением силы.

10 ноября 2011 года Верховный суд Израиля в Иерусалиме отклонил аппеляцию Кацава и оставил приговор тель-авивского окружного суда в силе. Осуждённый получил отсрочку исполнения наказания до 7 декабря 2011 года, когда он самостоятельно прибыл в тюрьму «Маасиягу» в Рамле.

Инцидент с Владимиром Путиным

19 октября 2006 года президент Российской Федерации Владимир Путин сказал израильскому премьеру Ольмерту: «Передайте привет вашему президенту, он нас по-настоящему удивил. Я с ним встречался, и мне не показалось, что он способен иметь дело с десятью женщинами!» Ольмерт ответил «Сейчас ему не позавидуешь».

Путин не отрицал своих слов, сказав позже «С чем это связано? Это связано, на мой взгляд, и многие эксперты со мной согласятся, с тем, что значительная часть израильского общества не удовлетворена действиями своего руководства в ливанском конфликте. Многие рассматривают происшедшие события как поражение. И сразу начались атаки и на президента, и на премьер-министра, и на начальника генерального штаба».

По мнению Путина, речь тут идёт об использовании темы защиты прав женщин в политических целях. «На мой взгляд, - подчеркнул он, - использовать такие инструменты, как защита прав женщин, для решения политических вопросов, не имеющих к этому никакого отношения, абсолютно недопустимо. Потому что это само по себе дискредитирует важную задачу борьбы за права женщин».

Семья

Моше Кацав в совершенстве владеет персидским. Отец пятерых детей. Семья постоянно проживает в Кирьят-Малахи.

[ литературная версия ]

МОШЕ КАЦАВ:

«Израильская действительность заставляет наше молодое поколение взрослеть очень рано…»

Родился 5 декабря 1945 г. в Иране.
В 1952 г. репатриировался с семьей в Израиль.
Закончил Еврейский университет в Иерусалиме по специальности экономика и история.
С 1977 г. член парламента от правой партии «Ликуд».
С 1996 г. по 1999 г. - заместитель премьер!министра.
31 июля 2000 г. избран восьмым президентом Государства Израиль.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

В 1952 году бедная семья Кацав (родители, четыре брата и две сестры) эмигрировала из Ирана в Израиль. Глава семейства был убежденным сионистом. (Сионизм - идеология, направленная на возрождение еврейского самосознания, что проявлялось в поощрении иммиграции евреев в Палестину с целью создания там еврейского государства. Сионизм возник в конце Х1Х века. После 1948 года ориентировался на всемерную поддержку Израиля. Сионистским движением, в котором участвуют более 60 стран, руководит Всемирная сионистская организация).

Моше Кацав, как и все израильтяне, служил в армии. Но армейскую карьеру не сделал. Его «высший» чин - сержант.

С 1969 года Кацав - мэр небольшого городка Кирьят-Малахи. На этот пост он избирался неоднократно. Став президентом, Кацав по-прежнему проживает в родном городе.
С 1975 по 1977 год будущий президент занимался преподавательской деятельностью и журналистикой, был корреспондентом известной израильской газеты «Едиот ахронот».
С 1977 года беспрерывно избирался в Кнессет (парламент) Израиля от правой партии «Ликуд». Считают, что он являлся «самым воспитанным парламентарием» в истории Израиля.
С 1984 года, когда «Ликуд» находилась у власти. входил в состав правительства. Занимал посты министра труда и социальных дел, транспорта. С 1996 по 1999 год Моше Кацав был заместителем премьер-министра и министром туризма в правительстве Биньямина Нетаньяху.
В 1993 году Кацав пытался претендовать на пост лидера партии «Ликуд», но потерпел сокрушительное поражение - за него проголосовало всего 6,5 процента членов этой правой партии. Спустя семь лет, 31 июля 2000 года, в ходе тайного голосования был избран Кнессетом восьмым президентом Израиля на семилетний срок, опередив по числу полученных голосов (63 против 57) явного фаворита - известного политического и государственного деятеля страны, лауреата Нобелевской премии мира (вместе с Арафатом), бывшего премьер-министра Шимона Переса.

На церемонии инаугурации новоявленный президент произнес странную фразу:
«Я хочу поблагодарить и тех депутатов, которые не оказали мне поддержку. Обещаю, что с Божьей помощью, преподнесу им сюрприз».

Моше Кацав, как и его соратники по партии, рассматривает основные договоренности с палестинцами как ошибку и трагедию для Израиля. И все же однажды президент заявил, что ради достижения мира на Ближнем Востоке готов на встречу с Ясиром Арафатом при условии, что правительство даст на это согласие.

Моше Кацав решительно отверг критику в адрес Израиля и призыв к международным санкциям против еврейского государства, прозвучавшие на Форуме по правам человека в Дурбане. «Многие из тех, кто кричал на конференции в Дурбане в ЮАР, должны склонить свои головы перед Государством Израиль за ту пунктуальность, с которой его институты относятся к правам человека», - заявил он.

Кацав уже в своей первой президентской речи обещал попытаться сплотить израильское общество, смягчив разногласия между левым и правым крылом израильского истеблишмента, между ашкенази и сефардами, между религиозными и светскими евреями и, наконец, между евреями и арабами. Этой линии он придерживается всегда. Выступая на траурной церемонии, посвященной памяти Ицхака Рабина, Моше Кацав призвал израильтян к национальному единству и примирению. «Слова могут убивать», - сказал он, напомнив, что кампания, развязанная против политики Рабина и его самого, привела к тому, что ослепленный ненавистью религиозный фанатик Игаль Амир убил премьер_министра.

Президент Израиля Моше Кацав заявляет: «Евреи должны перестать жить в диаспоре. Израиль не может больше оправдывать проживание евреев за его пределами», полагая, что к 2020 году все евреи мира переедут в Израиль.

Кацав дважды посещал Россию. В марте 1998 года в качестве министра туризма и в январе 2001года в качестве Президента Государства Израиль.

«Россия была и остается великой державой, играющей важную роль в международных делах, в том числе на Ближнем Востоке. Россия имеет весьма большое влияние... Конечно, я не могу и не буду говорить, как ей следует поступать в нынешней обстановке. Но это влияние следует использовать. За последние 10 лет между Израилем и Россией сложились тесные отношения», - такими словами Моше Кацав подвел итоги своих встреч с Президентом России Владимиром Путиным. В дни визита главы государств ели кошерную пищу, которая готовилась под личным наблюдением главного раввина России Берл Лазара. Свой тост Владимир Путин закончил словом «Лехаим!», что в переводе с иврита означает «За жизнь!».

По мнению Кацава, Россия не находится в числе тех государств, где антисемитизм поднимает голову и которые включены Израилем в список «антисемитских государств».

Израильский президент - человек консервативных взглядов. Будучи министром туризма, Моше Кацав не разрешил в 1998 году проведение в стране первого международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». Между тем, израильская певица-транссексуал Дана Интернэшнл, победившая в том же году на конкурсе «Евровидение», по возвращении в Израиль была принята Кацавом вопреки протестам религиозных кругов.

Моше Кацав написал биографическую книгу под названием «От олимовских бараков до правительственного городка». Сегодня в название можно внести правку - «до правительственного дворца».

Свободно говорит на фарси. Владеет английским языком. Очень начитан. Хобби президента - археология и филателия.
Моше Кацав много путешествует по стране, любит в неформальной обстановке общаться с простыми людьми.

Во время визита в Грузию Моше Кацав был награжден «Орденом чести».

Государство Израиль находится на стыке Европы, Азии и Африки.
Протяженность с севера на юг 480 километров, с востока на запад в самом широком месте - 150 километров.

Половину небольшой территории страны занимает засушливая зона - пустыня Негев и долина Арава. В Израиле живут шесть с половиной миллионов человек, собравшихся из ста стран мира, говорящие на 70 языках. Государственные языки - иврит и арабский.

При такой многоликости как не быть разногласиям - между «правыми» и «левыми», светскими и религиозными, старожилами и новыми репатриантами, малоимущими и элитой. Но есть нечто, что объединяет всех: понятие «любовь к родине» для них не абстракция, а вполне конкретное учащенное биение сердца.

Моше Кацав: Здесь невозможно построить фундамент дома, не затронув археологических пластов! Четыре тысячелетия еврейской истории, две тысячи лет христианской истории и тысяча четыреста лет истории Ислама оставили свой отпечаток на этой земле.

В Израиле понятие вечности становится почти осязаемым. По преданию, ночное вознесение пророка Мухаммеда в рай произошло на Храмовой горе в Иерусалиме. Иисус Христос пришел на празднование еврейской Пасхи в тот самый Храм, что был построен царем Соломоном, правителем Израильского царства, в новой столице Иерусалиме три тысячи лет назад. Храм был сожжен вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до н.э., позже был восстановлен и

вновь сожжен, на этот раз римским полководцем Титом. Примечательно, что это случилось ровно - день в день - 657 лет спустя. Некоторые усмотрели в этом волю Господа.

Осталась лишь западная стена Храмовой горы - Стена плача - святыня всех иудеев, место, куда они приходят помолиться вот уже который век подряд.

Ветхий завет сохранил для мира полумифическую историю еврейского народа, историю рабства, изгнания, скитаний и неугасающей мечты о новом обретении древней Родины.

М.К.: Молитвенники поддерживали народ Израиля на протяжении тех тысячелетий, когда он жил в диаспоре в эпоху инквизиции, во времена преследований и изгнаний.

Эти сборники еврейских молитв заряжали людей неудержимым стремлением к святым для иудаизма местам. Иерусалим, Цфат, Тверия, Бет-Лехем, Хеврон - это священные города иудаизма. И поэтому, желая быть ближе к Стене Плача, моя семья репатриировалась в Израиль.

Михаил ГУСМАН: Вы приехали сюда, насколько я знаю, из Персии, нынешнего Ирана.

М.К.: Да, мои предки жили там почти две с половиной тысячи лет. В результате разрушения первого Храма и изгнания евреев они оказались в этом регионе, и с тех пор жили там. Я родился в городе Ириаз, там же, где родился президент Ирана Хатами. Это город, который «производит президентов», по всей видимости.

М.Г.: Чем запомнилось вам детство, проведенное в Иране, где ваши предки жили века?

М.К.: Мои воспоминания об этом периоде, в основном, связаны с Тегераном. Там мы ожидали репатриации в 1951 году, это было после создания государства Израиль. Я помню церемонию коронации персидского шаха, которую я наблюдал на улицах Тегерана вместе с моими родителями. Оба они тогда еще были очень молоды. Отец посадил меня на плечи, чтобы я мог внимательно наблюдать за церемонией коронации.

За четыре года до этого происходит событие, определившее во многом судьбу маленького Моше Кацава: в ноябре 1947 года ООН принимает резолюцию о создании в Палестине арабского и еврейского государств, а 14 мая 1948 года Давид Бен!Гурион провозглашает Государство Израиль.

К этому времени еврейские поселения в Палестине насчитывают 600 тысяч человек. Первые поселенцы приехали еще в конце XIX века, увлеченные идеями сионизма. Именно тогда сионизм оформляется как идеология, а его теоретик Теодор Герцль впервые употребляет термин «еврейское государство». Главным устремлением сионизма заявлено «создание для еврейского народа правоохраняемого убежища в Палестине».

Первая, вторая, третья алия, так здесь называют крупномасштабную иммиграцию, приезжают из России. Четвертая - из Польши, пятая из Германии. Это случилось в середине тридцатых годов. Тысячи романтиков и энтузиастов обживают пустынные земли Палестины, осушают болота, строят первые школы, заводы, фермы, первые города и отстаивают право на самостоятельность.

14 мая 1948 года создается Государство Израиль, а на следующий день пять соседних арабских стран, не признав Израиль, начинают войну, которая, то затихая, то разгораясь вновь, по сей день тлеет в этом регионе. И несмотря на это, за первые четыре года своего существования Израиль принимает новых поселенцев больше, чем все его население.

М.Г.: Становление государства Израиль совпало с вашим личным становлением.

Как прошли эти годы вашей жизни?

М.К.: Можно сказать, что я рос вместе с государством Израиль. Я репатриировался в возрасте семи лет, а Государству Израиль было тогда четыре года. Туда направлялись все волны массовой репатриации из мусульманских стран: около миллиона евреев в то время получили в Израиле приют.

Судьба президента, как и судьба каждого из живущих на этой древней земле, - часть истории молодого государства. Как яркая, многоцветная мозаика творится эта история на глазах современников.

1951 год - пущен первый автобус из Тель-Авива в Эйлат, корпорация электричества просит жителей не использовать электроприборы от 16:30 до 20:00 в связи с перегрузкой сети в это время.

Вновь прибывших размещают в транзитных палаточных лагерях. Зима 1952 года выдалась трудной, над страной пронесся ураган, и 23 из 136 лагерей пришлось срочно эвакуировать. Один из них - Кистин, в нем жил маленький Моше с семьей.

В стране карточная система - дневной рацион на одного человека скуден: 100 граммов мяса, 150 граммов масла, 56 граммов шоколада. Дети до 12 лет получают дополнительно 250 граммов риса. Рис получал и Моше, ему ведь тогда исполнилось только семь лет.

М.К.: Первые годы были очень сложными, но, несмотря на это, мои родители принимали все с любовью, потому что жить здесь было мечтой евреев на протяжении многих поколений.

Лично они, конечно, заплатили достаточно высокую цену, потому что были тогда очень молоды и, возможно, не реализовали свой собственный потенциал. Если бы мои родители остались в Иране, скорее всего, они смогли бы реализовать его более полноценно. Но они дали мне очень хорошую возможность развиваться и, в конечном итоге, подняться до должности президента Израиля.

Первые годы отец Моше работает сторожем, не имея возможности устроиться по специальности. Ведь семья принадлежит к сефардам, их общине в тот момент живется в Израиле куда тяжелее, чем ашкеназской - традиционно привилегированной.

Поясним, сефарды и ашкенази - это две основные субэтнические группы евреев. Сефарды - потомки выходцев с Пиренейского полуострова, жившие в странах Азии и Северной Африки. Ашкенази - потомки выходцев из Центральной и Восточной Европы.

Итак, в городке-новостройке Кирьят-Малахи, куда переезжает семья Кацава, Моше идет в школу и учится на одни пятерки. Сефарду нельзя расслабляться, если он хочет добиться в жизни высокого положения.

М.К.: Я рос вместе с городом, который был только что основан, впоследствии я стал его мэром. Оттуда я уходил в армию, в университет, в студенческое политическое и муниципальное движение. Оттуда я вышел на всеизраильскую политическую арену. В израильской политике я уже около двадцати пяти лет.

Мэром своего родного городка Моше Кацав стал в 24 года. В столь юном возрасте ему пришлось брать на себя решение многих проблем. Но он в них неплохо разбирался, ведь большинство жителей Кирьят-Малахи повторяли путь его родителей двадцатилетней давности.

М.Г.: Трудно ли было вам, такому молодому человеку, возглавлять общину?

М.К.: В то время население моего города практически целиком состояло из новых репатриантов, прибывших из мусульманских стран, и они должны были создать для себя совершенно новую жизненную реальность. Они бросили всю свою собственность, они продолжали жить по своим многовековым традициям, в соответствии со своим менталитетом. И было очень трудно осуществить качественный прыжок на тот уровень, на котором находилось государство Израиль.

1969 год. Действительно, страна уже стала другой.
К тому времени с севера на юг протянулся уникальный - всеизраильский водовод длиной в 130 километров - сложная система каналов, резервуаров, насосов. Воды озера Кинерет потекли в пустыню Негев.
Объем орошаемых земель вырос с 30 тысяч гектаров до 200. Теперь израильтяне не только кормят себя сами, но и экспортируют продовольствие.

Тель-Авив отметил свое пятидесятилетие, и каждая третья семья участвовала в торжествах, сидя дома у телевизора.

Менялась и общественная жизнь. В конце шестидесятых годов, многие дети иммигрантов-сефардов стали, как и Моше Кацав, общественными деятелями, мэрами городов, что положило начало их серьезной политической карьере.

М.Г.: Насколько я знаю, вы - первый президент-сефард среди президентов Государства Израиль. Думаю, это уже само по себе свидетельство той роли, которую занимает сефардская община в жизни Израиля. А как складываются отношения между ашкенази и сефардами сейчас?

М.К.: Фактически я - второй президент сефардского происхождения, но первый президент, который репатриировался после создания государства Израиль. Сам факт моего избрания является доказательством того, что статус сефардского населения повысился в последние годы. Но это также свидетельствует и о том, что представители ашкеназской общины могли позволить себе выбрать президента, относящегося к сефардской общине. И представители левого политического спектра также проголосовали за меня, хотя я отношусь к правому крылу.

Да, совсем недавно такое вряд ли было возможно.
Еще один повод для разногласий в этой маленькой, но столь многоликой стране - политические споры «правых» и «левых».

М.К.: В нашем Парламенте — 120 мест, и они принадлежат семнадцати партиям. В мире нет другого такого парламента, в котором различия были бы так велики. Но это знак того, что мы всегда были страной, принимающей репатриацию, которая не может быть едина. В ней множество разногласий, мировоззрений, культур. И все хотят быть представленными в духовном возрождении страны.

Формирование новой культуры идет и через общий для всех язык - иврит. Древний язык евреев, чудом сохраненный одной еврейской семьей. Он как бы олицетворяет ту видимую часть связи времен, что живет в душе израильтян.

Если речь идет о поездке в Иерусалим, например, то на иврите нельзя сказать «еду» или «иду», возможен лишь один глагол - «подниматься». Каждый раз подниматься в Священный город - это духовное восхождение. А дни недели в дословном переводе звучат так - «день первый», «день второй», «день третий»...

М.Г.: Господин президент, ваши предшественники немного скептически относились к должности президента. Президент Навон, я знаю, говорил, что должность президента сродни золотой клетке. И президент Вейцман высказался в том же духе: «Слава Богу, что у меня есть носовой платок, это единственное место, куда я могу засунуть свой нос». Насколько вы разделяете такое мнение ваших коллег?

М.К.: Именно потому, что израильское общество так неоднородно и в нем так много разногласий, исключительно важно наличие некоторой государственной фигуры, которая была бы выше всех политических разногласий, к которой испытывают доверие, уважение все граждане Израиля. Следует понимать, что даже в отношении государственного гимна и флага Израиля существуют какие_то разногласия, например, со стороны арабских граждан Израиля.

Современный Израиль - одна из 20 стран мира с самым высоким доходом на душу населения. В промышленности доля высоких технологий составляет 70%, а благодаря сверхэффективности сельского хозяйства 4% фермеров кормят Израиль и экспортируют свою продукцию. Значительно пополняет казну и доход от туристического бизнеса.

Правда, в наш приезд туристов на улицах Иерусалима было непривычно мало, люди боятся приезжать. Здесь опасно. Все пятьдесят с лишним лет строительство государства сопровождается войнами, терактами на границах и в городах.

Мы же хотим приоткрыть вам другую, менее известную сторону жизни этой страны, ту, ради которой израильтяне берут в руки оружие.
Совсем юные мальчики и девочки с автоматами в руках - обычное явление на улицах израильских городов.

М.Г.: Известно, что все ваши четверо детей прошли военную службу, а один из них даже выбрал военную карьеру. Чем является военная служба для сегодняшних молодых израильтян?

М.К.: К моему большому сожалению, израильская действительность заставляет наше молодое поколение взрослеть очень рано. Двадцатилетний израильтянин - это человек, у которого за спиной уже несколько лет командования группой солдат. Он вел их в бой, действовал так, чтобы спасти жизнь другим, занимался решением очень сложных вопросов - вопросов жизни и смерти.

Первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион заявил с трибуны Кнессета, что есть незаконные приказы. Все мы знаем о том, что наша армии строится по принципу железной дисциплины, абсолютной дисциплины, без компромиссов. А тут премьер-министр говорит израильскому солдату, что он имеет право в отдельных случаях не подчиняться, потому что есть незаконные приказы! И солдат должен определить в самом разгаре боевых действий, какой приказ законен, а какой нет. Это, несомненно, трудная задача, но это также демонстрация доверия к тому нравственному уровню, который мы воспитываем в наших молодых военнослужащих.

Однажды я увидел по телевидению, как вооруженный израильский солдат убегает от палестинского подростка, бросающего в него камни. Какие крики раздавались тогда в обществе - как это так, израильский солдат позволяет арабскому подростку швырять в себя камни и с оружием убегает от него. На мой же взгляд, это демонстрация высокой морали.

И мне бы хотелось, чтобы израильская молодежь могла жить и развиваться точно так же, как ее сверстники в Европе или США: без необходимости принимать решения в таких экстремальных вопросах, как вопросы жизни и смерти, открывать огонь или нет.

Главное, чего мы не можем простить арабам, - это то, что они навязали нам дилеммы такого рода.

М.Г.: Ужасы терроризма Израиль испытывает на себе уже многие годы. Нам, россиянам, сегодня, к сожалению, эта проблема близка. В чем, на ваш взгляд, причины мирового терроризма, в том числе и терроризма, который сотрясает Израиль?

М.К.: Я думаю, причина в следующем. Мир рассматривал израильско-палестинский конфликт как некую местную проблему. Международное сообщество не разграничивало политические разногласия по поводу этого конфликта, существующие в Европе, и проблему международного терроризма. А я считаю, эти два вопроса нужно разделять.

У Европы могут быть разногласия с Израилем по государственным вопросам. Европа, как и весь мир, может потребовать от нас дать Палестине право на самоопределение или дать Палестине полную независимость и т.д.

Но когда дело касается терроризма, когда бомбы закладываются на автобусных остановках, в торговых центрах, дискотеках - по этому поводу не должно быть никаких разногласий. Здесь необходима всеобщая мировая сплоченность.

Терроризму свойственна еще одна черта. Он никогда полностью не угасает, у него есть необозримая мощь и нет границ, нет милосердия и нет какого-то конкретного местонахождения. Сегодня это - Ближний Восток, завтра - Европа, послезавтра - Дальний Восток. Терроризм может вспыхнуть в Соединенных Штатах и в Африке.

Допустим, если существует какая-то эпидемия во всемирном масштабе, все специалисты, все врачи мира объединяются и сотрудничают, вне зависимости от взглядов. Израиль и Иран. Израиль и Палестина. Израиль и Европа - все участвуют в этом процессе, чтобы искоренить заболевание, угрожающее человечеству. Точно так же нужно относиться и к терроризму.

М.Г.: Какие вам видятся пути решения реально существующей палестинской проблемы?

М.К.: Я не рассматриваю палестинцев как врагов израильского государства. Решение проблемы, по моему мнению, может прийти только тогда, когда появится новое поколение палестинского руководства, осознающее необходимость мирного сосуществования, взаимного сотрудничества в оборонной и экономической сферах. Если завтра возникнет независимое палестинское государство, оно не сможет существовать без экономического и оборонного сотрудничества с Израилем. Это не угроза с моей стороны, это описание действительности, сложившейся на Ближнем Востоке. И палестинцы, и израильтяне живут настолько компактно, что невозможно провести границу между ними и нами.

Сегодня, как никогда, важно осознавать, что Храмовая гора - очень важное место для Ислама, и мы это признаем. Но она - священное место так же и для иудаизма. На ней были построены два Храма.

У нас нет имперских устремлений. Мы не собираемся захватывать арабские территории. Мы не собираемся изгонять арабов с их земель, лишать их имущества.
Есть некая реальность, которая навязывалась нам последние пятьдесят лет. А наши устремления - жить с палестинцами в мире.

М.Г.: Какой, на ваш взгляд, могла бы быть роль России в урегулировании ближневосточного кризиса?

М.К.: Я думаю, что президент Путин совершенно правильно воспринимает палестинско-израильский конфликт. Я отношусь с доверием к его позиции. Я также очень доволен его политикой по отношению к государству Израиль. Поскольку со стороны арабских стран также проявляется доверие к России, ее роль в процессе урегулирования ситуации могла бы быть более активной.

Я думаю, что у сотрудничества между Россией и Израилем есть очень большой потенциал, сложилась хорошая основа. Не забывайте о том, что 25 процентов населения Израиля составляют бывшие граждане России.

Последняя алия - это миллион выходцев из бывшего СССР. Они больше, чем другие, оторваны от еврейской традиции, они ворвались в израильское общество со всем многообразием своих достоинств и недостатков, со всеми своими талантами и умениями, обеспечив приток высококвалифицированных кадров. Им непросто адаптироваться, но для Израиля - обычное дело искать точки соприкосновения.

М.К.: Я думаю, что разногласия внутри израильского общества достаточно велики, и, тем не менее, то общее, что нас объединяет, намного более значимо, чем некоторые моменты, которые нас разделяют.

Семья президента М. Кацава - наглядный пример такого взаимопроникновения, слияния культур.

М.Г.: Известно, что ваша семейная жизнь сложилась счастливо У вас с женой, госпожой Гилой Парадни, пятеро детей, двое из которых близнецы. Могли бы вы рассказать о своей семье? Чем она для вас является?

М.К.: Для меня семья, семейная жизнь - закрытое, интимное место, где я всегда могу укрыться, и это прибежище я не хочу раскрывать. Я старался все годы, которые нахожусь в государственной политике, хранить эту часть своей жизни вдали от посторонних глаз.

В нашей семье смешалась кровь многих народов. Моя жена - украинского происхождения, ее мать родом из Польши, отец - с Украины. Я репатриировался из Ирана. Мы встретились здесь. Наши дети - израильтяне, они и не сефарды и не ашкенази.

Подобное слияние становится всё более распространенным в Израиле, хотя этот процесс идет, может быть, слишком медленными темпами.

Мы выбираем для себя все лучшее из того, что есть в традициях каждой общины, в каждом менталитете. Многие привычки мы почерпнули из европейского, ашкеназского, иранского менталитетов. Вся наша семья очень любит персидскую кухню.

М.Г.: А как у госпожи Гилы получается готовить персидские блюда?

М.К.: Многие из моих знакомых, выросших в Иране, пробовали блюда, которые готовит Гила. Они утверждают: у их собственной мамы в Иране блюда не получались такими вкусными.

М.Г.: Я завидую вашим домашним и вашим гостям.

М.К.: Я вас тоже приглашаю.

М.Г.: Спасибо, очень вам признателен. Но поговорим теперь о другом. Я слышал, что вы увлекаетесь археологией...

М.К.: Кто дал вам такую информацию - Моссад или КГБ?

М.Г.: Я работаю в одном из лучших информационных агентств мира, поэтому информации, которая есть у нас, позавидует и Моссад, и КГБ.

М.К.: Я с вами полностью согласен. Могу это подтвердить и как президент.

М.Г.: Но, тем не менее, мы знаем далеко не все. В частности, мы, например, не

знаем, каковы ваши самые ценные археологические находки?

М.К.: Я действительно очень увлекаюсь археологией. И когда выйду на пенсию, прекращу заниматься политической и общественной деятельностью, я все свое время посвящу раскопкам. И, может быть, найду что-нибудь такое, что прольет свет на те исторические события, которые происходили в этих краях две или три тысячи лет назад - в те времена, когда здесь не было евреев.

Удивительно, но с кем бы ты в Израиле ни разговаривал, каждый раз ловишь себя на мысли, что древняя история - это просто быт, составляющая повседневности... Вот и в беседе с президентом мы который уже раз заглядываем в глубь веков.

М.Г.: Чем для вас является религия? Какие силы вы в ней черпаете?

М.К.: Религия для меня - это личная вера. Даже со своими друзьями я не говорю о своих личных религиозных переживаниях. Я верю в существование Всевышнего. Я верю в существование какой-то Высшей силы. Я думаю, Господь не ищет только тех, кто молится ему каждый день, кто посещают церкви, синагоги или мечети. В то же время есть много нерелигиозных, светских людей, которые не молятся и, тем не менее, они угодны Богу. Я говорю о честных, искренних, милосердных людях, которые помогают слабым и нуждающимся.

М.Г.: И последний, традиционный для «Формулы власти», вопрос - какова она на вкус, эта штука под названием власть?

М.К.: Израильская действительность уникальна. Занимаясь президентской деятельностью, испытываешь огромное удовлетворение. В том числе и получая почести, с которыми связана эта должность.

Но быть президентом Израиля - это исключительно тяжелая работа. Я за последний год посетил сотни семей для того, чтобы высказать им слова соболезнования во время их семейного траура. Мне это приходилось делать, потому что это входит в мои обязанности. Разумеется, очень тяжело утешать скорбящих. Я выхожу от них разбитый, в угнетенном состоянии, и мне иногда требуется несколько часов, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Каждый вечер, после окончания рабочего дня, президент возвращается из Иерусалима в свой родной Кирьят-Малахи.
Многие в Израиле живут в одном городе, а работают в другом.

По прекрасным израильским дорогам на машине за час доберешься в любое место.Мимо проносятся цветущие мандариновые рощи, виноградники, зеленые леса. Трудно представить себе, что когда-то здесь были лишь камни.Камни дробили, смешивали с землей, привезенной из долины, смесью посыпали древние склоны и высаживали молодые деревца.Миллион посаженных людскими руками деревьев!