Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Фома Неверующий. Мои запутанные отношения с религией и верой. Святой Апостол Фома. Путешествие Хомы Брута к хуторам и встреча с ведьмой

АПОСТОЛ ФОМА

Апостол Фома. Новгородская школа 60-е гг. XIV в.

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме.
Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».
В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.
В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.
Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается Христос воскресе.
С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, праздновался особо, составлял как бы замену Пасхи, оттого и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления. Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою. Церковь придает этому событию особое значение.

Родился Фома 2 апреля 7 г. до н.э. в северной Индии, его родители занимались скотоводством и имели огромную семью - 15 человек (Фома был четвёртым ребёнком). Внешне Фома очень сильно отличался от других учеников - тёмные курчавые волосы, чёрные глаза, кожа смуглого цвета. Среди апостолов Фома ощущал себя чужаком, поэтому мало с кем из них общался, стараясь как можно больше находиться в одиночестве. Благодаря евангельским рассказам стало нарицательным выражение «Фома неверующий». Фома действительно критически смотрел на окружающий мир, стараясь не доверять первому впечатлению, всё уточнял, перепроверял. Но убедившись в истинности произошедшего, верил окончательно и бесповоротно.
Фома - единственный из учеников, который никогда не был женат. Он покинул родительский дом в 12-летнем возрасте и отправился путешествовать по миру.
Иисус прошел по восточному побережью Индии вдоль Бенгальского залива от реки Ганг до реки Кришна. Вблизи современного города Хайдерабада Иисус встретил будущего апостола Фому. Фома, увлечённый проповедями Иисуса, стал его учеником и последователем. Иисус и Фома пересекли Индию с востока на запад и прибыли в город Бомбей. Отсюда они направились в Иудею.
Самым первым учеником Иисуса на самом деле оказался индиец Фома. Он примкнул к учителю в Индии и с тех пор с ним не расставался - вместе с Иисусом пришёл в Иудею и сопровождал его во всех странствиях.

Только один апостол не видел воскресшего Христа - Фома. Другие ученики сказали ему:
- Мы видели Господа. Но он ответил им:
- Пока не увижу на руках его ран, и не вложу палец свой, и не вложу руки своей в ребра его, не поверю. Сказав ученикам, чтобы они отправлялись в Галилею, сам Иисус пошел в Вифанию к Лазарю и встретил там свою мать.
Тем временем по приказу Каиафы был арестован Иосиф Аримафейский. Иосифа продержали под арестом три дня и отпустили, потому что не знали, в чем конкретно можно его обвинить.
Каиафа считал, что слухи о воскрешении Христа ложные. Какое отношение к этим слухам имел Иосиф, непонятно. Иосифа поэтому отпустили, но на всякий случай установили за ним слежку. Но так как подозреваемый ни с кем не встречался и никто к нему в дом не приходил, то вскоре слежку сняли. Иисусу было опасно находиться в Иерусалиме. Он отправился в Галилею, на родину, чтобы там увидеть всех своих.


Уверение святого Фомы (картина Караваджо, 1601-1602 годы). На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа.

Второе явление ученикам
Фома неверующий

В целях безопасности передвигаться можно было только ночью. В дороге Иисуса должны были сопровождать два молодых человека. Один - сын Иосифа Аримафейского, второй - его племянник, сын старшего брата. Оба мальчика очень любили Иисуса.
Иисус шёл один, а двое мальчиков следовали за ним на расстоянии, чтобы большая группа людей не привлекала внимания на ночной дороге. Иисус трое суток добирался до своих друзей в Галилею. Здесь он находился около недели - отдыхал. Затем Учитель снова явился людям, чтобы увидеть мать свою, семью. Во второй раз Иисус явился ученикам спустя восемь дней после первого. Теперь вместе с ними был и Фома - неверующий. Иисус сказал Фоме:
- Подай палец свой сюда и посмотри на мои руки, подай руку свою и вложи в рёбра мои и не будь неверующим, но стань верующим.
Фома сказал ему в ответ:
- Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему:
- Ты поверил, потому что увидел меня. Счастливы будут те, кто не видел, но поверил.

Своим ученикам он сказал:
- Я скоро уйду. Я вознесусь на Небеса, и вы меня больше не увидите.
Он опять обвинил их в маловерии. В том, что они никогда не были ему по-настоящему преданными. Но всё равно он благодарен им за урок, который от них получил. Ученики стояли перед ним растерянные и смущённые. Им было неудобно и стыдно.
Иисус произнёс:
- Если я принял такую мученическую смерть, то и вы каждый примете точно такую же смерть. Потому что когда мы были единым стадом и я был вашим пастухом, мы могли бы победить волка. А теперь, когда мы остались каждый сам по себе, вы примете такую же мученическую смерть, как и я.
Оставаться вам далее в Иудее нельзя, потому что на вас будут сильные гонения. Бросьте жребий, кому куда идти, в какую сторону нести Слово Божие. Апостолы сделали так, как советовал им Иисус, - кинули жребий, чтобы определить, кто в какую страну отправится. Богоматерь Мария тоже приняла участие в жеребьёвке, и ей досталась Грузия. Но в последний момент к Богоматери явился Иисус и сказал, что не стоит идти в Грузию. Мария должна будет отправиться в Галлию (Францию). Иосиф Аримафейский и Никодим готовились покинуть Иудею и навсегда уехать в далёкую Галлию.


Рембрандт. Фома неверующий

После распятия и воскрешения Иисуса Христа апостол вернулся на родину, проповедовал в Южной Индии. Построил дворец Гондоферу. Царь провинции, в которой Фома остановился, был очень прогрессивный, любил беседовать с учеником Иисуса, многое ему нравилось в этом человеке, особенно его рассказы, похожие на сказку.
Но Фома вёл беседы не только с царем, он проповедовал, и успешно, многим нравились его проповеди, особенно бедным.
За проповеди Фому посадили в тюрьму. Но пока он сидел, царю было видение. К нему пришла его умершая мать и сказала: «Отпусти человека, сидящего у тебя в подземелье, и окажи ему почести, прими его веру, иначе ты потеряешь самое дорогое, что у тебя есть».
Царь в сказанном даже сомневаться не стал, так как в подземелье находился только один человек - Фома, а самое дорогое, что было у царя, - его единственный сын. Три дочери были не в счёт. Ну а в том, что ему явилась мать, он тем более не сомневался, так как с детства любому, даже ребёнку, было известно о жизни после смерти и просьба умершего для живущих была законом, перечить которому было невозможно.
Фому отпустили в этот же вечер. Через две недели царь покрестился. А в честь апостола Фомы через год построил дворец наподобие церкви. Здесь ученик Иисуса Христа написал своё Евангелие, но ему хотелось донести веру Иисуса Христа до тех, кто лишил его жизни, хотел, чтобы все поняли, что мир имел и что потерял.
В 34 году он отправляется в Рим, чтобы передать Евангелие римским священникам. В Риме об Иисусе и его учениках уже знали, так как приходили сообщения то из одного, то из другого места об их деяниях, Риму это страшно не нравилось, поэтому они подвергались гонениям.
Не понравилось им и содержание того, что передал Фома, его преследовали, и он был вынужден уйти из Рима снова в Индию через Малую Азию, Сирию и Персию.
Евангелие осталось в Риме до 325 года. Фома в Индии путешествовал по многим царствам, проповедуя и исцеляя, почти отовсюду гонимый.

Согласно преданию, основоположник христианства в Индии, проповедуя в городе Мелиапор (Малипур), расположенном на восточном берегу полуострова Индостан, был обвинён одним языческим жрецом, убившем своего сына, в смерти юноши. Толпа схватила святого Фому, как убийцу, и требовала наказания. Апостол Фома попросил разрешить ему поговорить с убитым. По молитве апостола юноша ожил и свидетельствовал о том, что убийство совершил его отец. После проповеди Евангелия 6 февраля 52 года Фома принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура - был проткнут пятью копьями.

Где же находилась первая гробница апостола Фомы?

Во многих документах говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (т.е. апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени (до литургической реформы память апостола Фомы приходилась на 21 декабря) упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен.
Каламин – более позднее название города Мелипур. Город был известен римским торговцам с I века по Р. Х. как центр торговли жемчугом и специями.
Когда португальцы в 1517 году появились в этом далеком портовом городе, большая часть древних руин его уже ушла под воду. И все же местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, но только кресты. Вокруг церкви было много погребений и памятников. В 1523 году португальцы предприняли раскопки и обнаружили, что место погребения святого апостола находилось гораздо ниже уровня церковного придела. Это означало, что церковное здание была построена позже самой гробницы. В те времена было невозможно определить возраст построек. Это смогли сделать только в 1945 году: археологи определили время возведения гробницы – вторая половина I века после Рождества Христова.
В далеком 1523 году португальцы, обнаружив разрушенную церковь на месте погребения святого апостола Фомы, восстановили ее в несколько уменьшенном размере. В таком виде церковь простояла до конца XIX века, когда в 1893 году мелипурский епископ Энрик Хосе Реад Де Сильва отдал распоряжение разобрать церковь и построить на ее месте собор, стоящий и до сих пор. Собор построен таким образом, что место погребения апостола Фомы находится в самом центре здания, а самая маленькая его башенка – как раз над гробницей святого.
Местность, в которой находится гробница святого апостола Фомы, считается «священной землей». 26 декабря 2004 года, когда цунами обрушилось на юго-восточное побережье Азии, эта местность была одной из пострадавших. Хотя собор святого апостола Фомы находится почти на побережье, он не был затронут стихией, так что тысячи людей смогли найти здесь свое спасение. Не было ни одного погибшего и из числа жителей, что проживают в хижинах вокруг собора. Воды океана проникли далеко вглубь территории, но даже не дотронулись до храмового комплекса. То, что зона, прилегающая вплотную к собору, нисколько не пострадала, можно объяснить только заступничеством святого апостола Фомы. На побережье с незапамятных времен между морем и местом погребения апостола стоит шест. По преданию, этот шест установил когда-то сам апостол Господень как знак того, что «море не перейдет эту границу».
Из Индии святые мощи апостола Фомы были перенесены в иное место. Сирийский текст «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae») сообщает следующее: «Один из братьев втайне взял мощи и перенес их на Запад»; в греческом же тексте имеется уточнение, что мощи были перенесены в Месопотамию. «Чудеса апостола Фомы» («De miraculis b.Thomae apostoli») определяют местность уже точнее и называют город Эдессу. «Житие апостола Фомы» («Passio S.Thomae») географически и исторически еще более ясно: «Возвращаясь с победой над персами, а именно – над персидским царем Серсом, император Север Александр встречает посланников сирийцев, которые умоляют его послать кого-нибудь к индийским князьям, которые согласны передать мощи святого апостола Фомы жителям Эдессы. И так случилось, что святое тело было перенесено из Индии в город Эдесса в серебряной урне, подвешенной на серебряных же цепях». Не вызывающее сомнений свидетельство святого Ефрема Сирина сохранило для нас имя человека, перенесшего мощи святого апостола – Кабин, о котором известно, что он был эдесским купцом, часто ездил в Индию и в одно из своих путешествий имел возможность поклониться гробнице святого апостола Фомы. Тогда и зародилась у него мысль о перенесении святых мощей. Зная год победы императора Александра Севера над персами (230 год), можно определить дату первого перенесения мощей апостола – 3 июля 230 года.

В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. Событие это упоминается в «Эдесских хрониках».
С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город завоевывают сначала арабы, персы, потом отвоевывает Византия, вновь завоевывают турки. Во время первого крестового похода граф Балдуин при содействии жителей легко овладел Эдессой и сделал ее главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро. Но в 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Известно, какая судьба его могла ожидать: разграбление и разрушение храмов и домов, убийство христиан и крестоносцев, осквернение святынь.
Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место. Почему выбор пал на остров Хиос, можно лишь предполагать, дата же перенесения мощей крестоносцами известна – 6 октября 1144 года. Один из рукописных документов, написанных спустя 113 лет, сообщает, что на Хиос «тело святого апостола Фомы было перенесено с почтением».
Остров Хиос упоминается еще в Деяниях святых апостолов (см.: Деян 20: 15): там в 58 году побывал апостол Павел. Известно также, что в середине III века на острове претерпел мученическую смерть святой Исидор, и там же в V веке была основана епископская кафедра, так что под «Актами» Халкедонского Собора (451 г.), Собора в Константинополе (680 г.) и Никейского Собора (787 г.) стоят подписи епископа Хиоса.
Однако остров не был спокойным местом: за владение им спорили между собой Генуя и Венеция. Венецианцы даже попытались выкрасть святые мощи, правда, неудачно: тревога, поднятая жителями Хиоса, заставила их спасаться бегством, так что им удалось унести только серебряную урну.
В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Манфреди, сын императора Федерико II Свевского, отправил на подмогу венецианцам свой флот, в состав которого входили и три ортонских галеры под командованием капитана Леона. Победу в битве одержали венецианцы, получив права на близлежащие острова в Эгейском море, в том числе и на остров Хиос, куда пристали ортонские галеры.
По обычаю того времени, после победы над соперником победитель забирал себе не только материальные ценности, но и святыни. Ортонские моряки вместе со святыми мощами апостола Фомы забрали и могильный камень из халкедонского мрамора.

Перенесение свв. мощей апостола Фомы в Ортону с острова Хиос

6 сентября 1258 года, как следует из древнего пергамента, три галеры под командованием капитана Леона пристали к берегу Ортоны со «святым сокровищем» на борту. Год спустя, 22 сентября 1259 года, нотариус Никола Барийский объединил в официальном акте под клятвой все свидетельства о том факте, что в действительности ортонцы перенесли в свой город святые мощи апостола Фомы с острова Хиос. Перенесение мощей в Ортону было знаменательным событием: город приобрел небесного покровителя.
С тех самых пор и по сей день мощи святого апостола Фомы хранятся в соборе города Ортоны, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения святыне.


Ортонский собор во имя святого апостола Фомы

Ортонский собор во имя святого апостола Фомы был воздвигнут на месте языческого капища, как это часто случалось в Европе, в знак торжества христианства над язычеством. Во время Второй мировой войны собор сильно пострадал, но после войны был восстановлен в прежнем величии. Внутри храм украшен прекрасными произведениями искусства, среди которых особо выделяются холст Базилио Кашелла, изображающий встречу сомневающегося апостола Фомы с воскресшим Господом, а также подкупольные фрески, исполненные Лучано Бартоли в ходе последней реконструкции. В помещениях храма устроен епархиальный музей, хранящий многочисленные сокровища, связанные с почитанием апостола Фомы.
Мощи святого апостола Божия хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. И по сей день каждый год в первое воскресенье мая праздник Прощения оживляет улицы древнего города. Тогда процессия («Крестный ход с ключами») с участием гражданских властей, торжественно несущих серебряные ключи, направляется в собор, хранящий под своими сводами святые мощи апостола. В соборе процессию уже ожидают представители церковной власти. Приняв серебряные ключи от гражданских властей и соединив их с ключами, хранящимися в соборе, при большом стечении жителей города они открывают придел, где находится рака в виде бюста апостола Фомы, которую проносят по улицам Ортоны.

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье - Фомина неделя (или Антипасха).
В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.
Фоме приписывается гностический апокриф «Евангелие от Фомы».

С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).


Богоматерь Арапетская (Аравийская)

Апостола Фому просят когда неверие беспокоит душу .

Молитва Апостолу Фоме

Тропарь, глас 2-й:
Мученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4-й:
Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Молитва

О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков.
Аминь. Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Неделя следующая за «Светлой Седмицей», называется «Неделя о Фоме». Происходит её название из Евангельского события, которое всем нам хорошо знакомо. Даже в нашей обыденной речи мы часто к человеку не верящему на слово относим обращение «Фома неверующий». Не будем сейчас вдаваться в исследование вопроса о происхождении этого словосочетания и его «права на жизнь». Как не будем впрочем особо и рассматривать события изложенные в Евангелии, ведь его объяснению посвящен не один труд святых отцов, богословов и экзегетов. Зададимся другим вопросом: «В чем схожесть и разность современного православного христианина с личностью святого апостола Фомы?».

Вспоминая о неверии Фомы, многие из нас признаться вспоминают это событие с иронией. И даже где то внутри мы возможно чувствуем какую «детскость» и «наивность», проявляемые святым апостолом. Мы привыкли порой как бы невзначай, порой побеждаемые гордостью присваивать себя веру более глубокую и осознанную чем у предшествующих нам поколений христиан. Сейчас практически при каждом храме существуют детские и взрослые воскресные школы, а иногда и катехизаторские курсы. И люди стремятся туда, подчас после работы, уставшие, превозмогая себя.

Мне довелось не один год преподавать на подобных курсах «Ветхий Завет» и «Четвероевангелие». Сразу скажу, что достойны уважения как стремление так и труд людей посещающих данные курсы. Среди недели после напряженного рабочего дня они систематически посещают занятия. Также из воскресенья в воскресенье они после службы задерживаются в храме, для того чтобы приобщиться к знаниям во время посещения взрослой воскресной школы. И конечно если рассматривать это «явление» в цифрах и статистике отправляемой образовательными отделами в канцелярии епархии и патриархии, то вполне может показаться, что некоторый «костяк» на приходах составляют исключительно образованные люди. На деле к сожалению всё оказывается не так радужно.

Оказывается наш современный мир настолько взрастил в нашей голове лукавство и недоверие, что иной раз нам проще поверить заблуждению, распространяемому народной молвой. Труднее заставить себя понять ложность и абсурдность укорененного в нас неразумия. И вот когда человек начинает посещать образовательные курсы и чтения о которых я уже упомянул, то внутри него подчас начинается жесткая борьба. Душа, наполненная скорее более обрядоверием нежели верой, сталкивается вдруг с Истиной.

Начинается противостояние внутри человека, многие его убеждения оказываются либо ложными, либо надуманными. Разговоры стареньки бабушек о вере вдруг оказываются не «светочем», а скорее отблеском, к тому же очень искаженным и принявшим уродливые очертания «пародии на истину». Многие люди не хотят ввязываться в такие испытания и просто напросто отступают. И порой это приводит к странным последствиям, начиная от того, что их вера сводится лишь к поверхностному: «отстоял службу», «правильно поставил свечку» и т. д. Материальная составляющая тогда превалирует в духовной жизни человека. И его мироощущение внутри православия можно определить фразой: «поверю лишь тогда когда не просто увижу, но и смогу осязать». Да, здесь, на первый взгляд, есть нечто общее с евангельскими словами и воззрениями апостола Фомы, но в том только случае если мы допустим, что такой человек впоследствии когда либо скажем так «поднимется выше» только лишь «осязательного православия».

А иногда все имеет более неприятные последствия. Иерархическая оценка духовных идеалов у человека разрушается и переставая подчиняться каким либо уставам или канонам вырождается в «свое православие». И уже не просто появляется «неверие Фомино», которое можно выразить словами: «пока не увижу - не поверю!». Здесь уже царствует внутренняя убежденность человека в его правоте, сплетенная с необразованностью и гордостью. Словно толстая веревка, пороки человека становятся удобным оружием диавола, в его стремлении затащить и привязать к себе душу человека. И страшнее всего то, что для такого человека никакие свидетельства Церкви уже не являются авторитетом, он уже и на чудо будет смотреть сквозь свои «тусклые очки заблуждения».

Простите, что начал, может быть, в некоторой степени с утрированных примеров. В заключении хотелось бы поговорить о фактах более часто встречающихся, не столь ужасающих, но к сожалению имеющих гораздо большое распространение. Начну пожалуй с такого понятия, которое позвольте назвать «святой вандализм». Как часто «ревность не по разуму» начинает превалировать в нашем рассудке и стремление к осязанию и обладанию хотя бы частичкой объекта веры становиться просто навязчивой идеей. И нашими руками, очень быстро, эти идеи что называется «притворяются в жизнь». Вы не можете представить сколько православных и обще-христианских святынь пострадало от рук «ретивых паломников», от наших с вами рук. Сколько святынь было буквально растерзано и растащено «по домам» людей носящих имя «православного христианина».
В свое время имея благословение читать «Псалтырь по усопшим», приходя в дома и квартиру часто встречал среди прочих вопросы, которые можно объединить в один: «Куда девать непонятного происхождения земельку, частицы истлевшего дерева, какое-то маслице, или водичку и подобные им предметы хранящиеся у покойного рядом с иконостасом, либо книгами религиозного содержания?». В свое время видимо этому человеку это все досталось либо из своих «паломнических поездок», либо «удружили» заботящееся о нем православные «братья и сестры». Что же делать? С чем мы сталкиваемся? Может это такое же «неверие Фомы», вызвало к жизни подобное явление? Нет, скорее всего, въевшуюся в нас привычку возводить материальное на пьедестал, «во главу угла», мы перенесли и на духовную нашу жизнь.

Давайте, пребывая в пасхальной радости, остановимся на миг и станем не только в это время, но и всегда тщательнее вслушиваться в богослужение нашей Церкви. Будем разумны, образованы и последовательны в отношении той драгоценности, которую мы имеем. Станем беречь и грамотно охранять свою веру. Воскреснем от нашего невежества и глупости, которые мы принесли с собой в храм. И взглянем совсем по другому на Евангельские события, давшие название второй неделе следующей за празднованием великого праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения. Не будем отныне смотреть на апостола Фому с снисхождением. Тогда возможно яснее и отчетливее прозвучат для нас слова Спасителя: «Блаженны не видевшие и уверовавшие»(Ин.20, 29).

НЕВЕРИЕ ФОМЫ

(Иоанн, 20:19-29)

(19) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (20) Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. (21) Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. (22) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (23) Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (24) Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. (25) Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (26) После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (27) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (28) Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (29) Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

(Ин. 20:19-29)

В своем Евангелии Иоанн прослеживает, с одной стороны, развитие неверия, которое достигло своей кульминации в распятии Христа, а с другой стороны, возрастание веры, которая достигает апогея в уверовании Фомы. Фома не поверил тому, что ему говорили другие ученики. Ему нужны были зримые и осязаемые доказательства воскресения Христа. И эти доказательства были ему предъявлены Самим Христом. При этом Христос явил несколько чудес (помимо того главного, что Он был воскресшим): Он предстал среди Апостолов, несмотря на запертые двери дома, где они собрались; Он знал о неверии Фомы, как знал ранее - в эпизоде со статиром (см. ЧУДО СО СТАТИРОМ ) - о теме разговора Петра со сборщиком подати на храм.

Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным во многих языках. Но был ли Фома действительно более неверующим, нежели другие Апостолы? Апостолы не поверили Марии Магдалине; когда она пришла сказать им, что Христос жив и она видела Его. Они не поверили Св.Женам, пришедшим от гроба и возвестившим им о воскресении Христа, - слова их показались Апостолам «пустыми», и они «не поверили им» (Лк. 24:11). Они не поверили двум из тех, кто был с Ним, когда те пришли из Эммауса и сказали, что видели Его. Христос Сам упрекал Апостолов, принимавших с Ним участие в Тайной Вечери, «(14) за неверие и жестокосердие, что видившим Его воскрес шего не поверили» (Мк. 15:14). Здесь важно обратить внимание на то, что если в остальных случаях евангелисты, как правило, конкретно называют тех, кто возвестил о воскресении Христа, но не называют по имени тех, кто поверил, то в случае с Фомой ситуация противоположная: не говорится, кто именно сообщил молодому ученику о воскресении Христа (просто: «другие ученики»), но неповеривший назван - это Фома. Этим можно, по-видимому, объяснить то, что Фома стал олицетворением поначалу неверия, а затем, кстати, веры особенно крепкой. «Ответ Фомы: «Господь мой и Бог мой!» - не много имеет себе равных в Евангелии по эмоциональной силе, - отмечает профессор Джон А. Блум. - Вот был человек сомневающийся, но, получив доказательство воскресения Христа, он от всего сердца провозгласил, что Галилеянин по имени Иисус есть Бог, пришедший на землю во плоти» (Блум Дж. А . Толкование четырех Евангелий..., с. 363).

По-арамейски «Фома» означает «близнец». У Иоанна встречается греческое имя «Дидим», что тоже значит «близнец». Прозвище «Близнец» породило позднее толкование, будто бы Фома был братом-близнецом Христа. В раннем христианском искусстве Фома изображался молодым и без бороды. Таким он предстает на палестинской ампуле из Иерусалима (хранится в Монце): воскрес­ший Христос явился Апостолам, и Фома вкладывает пальцы в Его рану; надпись воспроизводит слова Фомы: «Господь мой и Бог мой». Изображение Фомы молодым встречается и в эпоху Возрождения. Яркий пример - скульп­турная группа Христос и Фома (Неверие Фомы) Андреа дель Верроккио (Верроккио ): Христос открывает рану на груди, а Фома намеревается вложить в нее пальцы.

Андреа дель Верроккио. Неверие Фомы (1476-1483).

Флоренция. Церковь Ор Сан Микеле.

В искусстве Контрреформации Фома, как правило, предстает мужчиной зрелого возраста и с бородой. Шедевром западноевропейского искусства на эту тему является картина Рембрандта (Рембрандт ).

Рембрандт. Неверие Фомы (1634). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина


Поразительную гамму оттенков изумления передает художник, изображая реакцию не только Фомы, но и других Апостолов на предъявляемые Христом доказательства. В московской картине естьфигуры иллюстрирующие слова Евангелия (например, отвернувшийсяи молитвенно сложивший руки человек справа напоминает нам о тех, кто не видел воскресшего Спасителя, ноуверовал). Ноесть и отклонения от евангельского текста – так, на картине изображены две женщины (очевидно, Дева Мария и Мария Магдалина), а на первом плане – спящий ученик, возможнно, апостол Иоанн.

"Парадокс: Фома не верит потому, что очень хочет поверить, не «принять на веру», а всем своим существом узнать истину.
И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры.
Стремление человека к вере, уверению - не может остаться без ответа. Бог всегда откликнется"
Владимир Легойда

Именно об этом апостоле Церковь поет на богослужении в Неделю Антипасхи замечательные песнопения, раскрывающие промыслительное значение его неверия, послуживщего через уверение укреплению веры в других христианах и проповеди Воскресения Христова:

"Учеником сомнящимся, / во осмый день предста Спас, идеже бяху собрани, / и мир дав, Фоме возопи: / прииди апостоле, / осяжи длани, в нихже гвоздия вонзоша. / О доброе неверие Фомино, / верных сердца в познание приведе, / и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе".

Апостол Фома, называемый Близнец

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию - на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26-27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.

Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.

Караваджо Уверение Фомы . 1600-1602 итал. Incredulità di San Tommaso холст, масло. 107 × 146 см Дворец Сан-Суси , Потсдам , Германия Изображения на Викискладе

Сюжет

События картины отсылают к заключительным стихам 20 главы Евангелия от Иоанна , в которых говорится о том, что апостол Фома , не присутствовавший при предшествовавших явлениях Христа, выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников Иисуса и заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил возможность проверить истинность слов других апостолов и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Эти события описываются так:

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Композиция этого горизонтально ориентированного полотна организуется противостоянием хорошо освещённой фигуры Христа в левой части и склонившимися в сходной позе фигурами трёх апостолов в правой. Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

Признание

Картина имела успех у современников и её упомянули в своих свидетельствах Беллори , Зандрарт , Мальвазия , Сканелли. Для своей галереи полотно приобрел маркиз Винченцо Джустиниани . Караваджо создал также авторскую копию «Неверия апостола Фомы». Полотно вызывало интерес и других художников, которые неоднократно копировали произведение Караваджо в 17 веке. В 1816 году коллекция Джустиниани была распродана, и картину Караваджо приобрели для дворца Сан-Суси в Потсдаме (Германия).