Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Философия зоологии. Избранные произведения. В двух томах

К несчастью для прогресса наших знаний, мы почти всегда впадаем в крайности, как в своих суждениях, так и в поступках и слишком часто разрушаем одно заблуждение, чтобы тотчас впасть в другое, противоположное.

Жан Батист де Ламарк «Философия зоологии» 1959, т. 2. с. 523.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

A.I. Shatalkin. «Zoological philosophy» of Jean-Baptiste de Lamarck: sight from XXI century. Moscow: KMK Scientific Press Ltd. 2009.606 p., ref. 1128,40 figs.

In the book the new understanding of Lamarck evolutionary doctrine is stated. Up to the middle of XIX century concept of heredity was not in language of a science. Instead of this the concept of the nature was used. Generic and specific attributes since times of scholasticism were considered as essential and, hence, as the true attributes describing the nature of an organism. The nature was opposed to changeable intraspecific attributes which can be classified, whether they are transmitted from parents to children or not. The concept of a heredity as the description of inherited variability has been used by Darwin in his theory of natural selection. Lamarckian and Darwinian models of evolution, hence, have different domains of definition. By the end of XIX century the concept of the nature of an organism has disappeared from language of a science. As the result, «key» for satisfactory understanding of ideas of Lamarck have been lost. The Lamarckian approach corresponds to positions of the physiological concept of the heredity which are in use on boundary XIX-XX of centuries and nowadays received development in ideas epigenetics and a new direction “Evo-Devo”.

Предисловие

Интеллектуальный багаж, доставшийся нам из Прошлого, время от времени следует пересматривать. Творцы нового научного знания, уловив поступательный дух своей эпохи, часто выступают с идеями, время которых еще не пришло. Удел таких идей если и не их частичное забвение, то искаженное восприятие, которое далее превращается в традицию. Возвращаясь к деяниям лучших представителей прошлого, следует в первую очередь выяснить, нет ли в их творениях каких-то скрытых смыслов, которые не могли быть в полной мере восприняты современниками, а с изменением научной картины мира (научного контекста идей) и последующими поколениями. Необходимо время и новые научные обстоятельства, чтобы сделать такие идеи явными.

Двести лет тому назад Жан Батист де Ламарк издал книгу «Философия зоологии». Выдающееся творение французского гения пережило все: и начальное неприятие, и последующее искажение ключевых идей, и свой временный триумф, и, наконец, новое забвение. Так сложились обстоятельства, что Ламарк и его последователи, когда-то задававшие тон в биологии, по существу были отодвинуты на обочину интеллектуального прогресса. Судьба не всегда была благосклонной и к самому Ламарку. И сейчас, если и отдают должное личности Ламарка, то делают это скорее по формальным соображением. Какое еще может быть отношение к человеку, проигравшему в глазах научного сообщества «интеллектуальную борьбу» Ч. Дарвину (1809-1882).

Но если имя Ламарка еще как-то упоминается, то в отношении его последователей установилась завеса молчания. Поэтому мы сочли необходимым отразить в данной книге научный вклад ламаркистов в развитие эволюционных идей. Без знания исторического и научного контекста трудно понять, как шло становление и развитие эволюционных идей, и чем они мотивировались. Так, в исторических обзорах раннего развития представлений о наследственных единицах обычно ограничиваются упоминанием двух-трех имен. На самом деле концепция живого вещества и наследственных единиц обсуждалась многими. Предлагались самые разные решения, которые по мере появления новых данных корректировались и, наконец, вылились в концепцию гена. Не последнюю роль в этом процессе становления новых понятий играли ламаркисты. Представления о наследственных единицах того же Г. Спенсера и Э. Геккеля, убежденных ламаркистов, живо обсуждались и сопоставлялись с другими концепциями научным сообществом во второй половине XIX века.

Идеи Ламарка обычно оценивают через призму вейсмановского деления на наследуемые и ненаследуемые признаки. Соответственно этому были скорректированы ключевые положения ламарковской доктрины, в том числе знаменитый 2-й закон Ламарка, из которого в английском и немецком переводах Философия зоологии просто выпало понятие «природы», скорее всего как ненужное метафизическое усложнение. В книге мы обсуждаем ламарковское деление характеристик организма на природные (существенные) и индивидуальные (случайные) и пытаемся уяснить, как эта его доктрина соотносится с современным уровнем знаний.

Автор посвящает книгу памяти своего учителя руководителя кафедры энтомологии Московского университета профессора Евгения Сергеевича Смирнова (1898-1977). Е.С. Смирнов до конца своих дней оставался горячим приверженцем эволюционного учения Ламарка. В начале своей научной деятельности Е.С. Смирнов совместно с Ю.М. Вермелем и Б.С. Кузиным издали «Очерки по теории эволюции» (1924), в которых изложили свое понимание эволюционных проблем. Позже в 50-х годах Е.С. Смирнов со своими учениками С.И. Келейни-ковой, Г.В. Самохваловой и З.Ф. Чувахиной провели серию работ по изучению изменения признаков у оранжерейной тли (Neomyzus circumflexus) при разведении ее на разных кормовых растениях (Смирнов, Келейникова, 1950; Смирнов, Чувахина, 1952; Смирнов, Самохвалова, 1955; Смирнов, 1957, 1961). В этих опытах изучались длительные модификации. Их обычно не связывают с наследственностью. Но если не с наследственностью, то с чем их можно связать, какой круг явлений они отражают? Этот вопрос остался без ответа, и здесь мы попытаемся на него ответить. Ленинградский ученый Георгий Христофорович Шапошников (1915-1997) продвинулся намного дальше в своих опытах по адаптации тлей к новым кормовым растениям, но его результаты (1961, 1965; см. также Шишкин, 1988; Раутиан, 1993), как и результаты Е.С. Смирнова, не могли получить должной оценки в рамках существовавшей в то время генетической парадигмы.

В бытность свою студентом на кафедре энтомологии Московского университета я под руководством профессора Е.С. Смирнова также провел несколько серий опытов на оранжерейной тле с целью изучения длительных модификаций. Мои опыты не были чистым повторением аналогичных исследований первой половины XX века. Новое время дало импульс новым идеям. Поэтому в этих опытах меня заинтересовали проблемы межгенерационной регуляции, и я серьезно занялся изучением теории автоматического регулирования, проблем управления и других кибернетических подходов. К сожалению, время для таких исследований было неподходящим, и я, как когда-то и сам Е.С. Смирнов, ушел в область систематики. Но этот мой ранний интерес к проблемам наследственности теперь поддерживался нуждами моей новой специальности.

Дело в том, что традиционная систематика (типология), занимавшаяся поиском регулярностей в структуре биологического разнообразия, во многом исчерпала свои возможности на доступной ей морфологической базе. Исторически основные свои усилия она направляла на поиск и вычленение «главных» групп в противовес второстепенным, не укладывающимся в общую канву зависимостей. Так, деление на первичноротых и вторичноротых является, конечно, типологическим упрощением. В свое время, однако, это было важным научным достижением, и систематика отметила эти два типа (чистые формы – Valentine, 1997), как заслуживающие внимания. Отношение к уклоняющимся вариантам у типологии было как к явлению второстепенному. Понятна причина этого: в морфологическом плане аберрантные группы были неинформативны и поэтому их положение в рамках найденных типологических закономерностей оставалось неопределенным.

Философия зоологии (Philosophie zoologique) - один из основополагающих трудов по зоологии, написанный Жаном Батистом Ламарком и опубликованный им в 1809 году. Работа также рассматривается как первое выражение эволюционной теории, вошедшее в историю как ламаркизм.

«Эволюционная» теория

  • Ламарк называет свой труд философией, поскольку он излагает «общую сводку правил и принципов». Сам Ламарк не использует слово эволюция, однако он допускает, что природа создавала тела последовательно - начиная от простейших форм и заканчивая наиболее сложными. Наиболее оспариваемым тезисом эволюционизма Ламарка является именно эта концепция «прогрессивного совершенствования». К подобному эволюционизму (отрицанию неизменности видов) его подтолкнуло обнаружение промежуточных форм живых существ, например, утконоса и ехидны.
  • Ламарк выступает решительным противником катастрофизма, признавая природе постепенность развития. Он также признает «самопроизвольные зарождения» наиболее примитивных форм (инфузорий), которые развиваются посредством «упражнения органов», закрепляемых последующимим поколениями (эта идея впоследствии была заимствована Дарвином: см. 5 главу «Происхождения видов »). Ламарк признает возможность происхождения одних видов существ от других более примитивных. Так он полагает, что рептилии произошли от рыб.
  • Движущими силами эволюции являются изменения окружающей среды, которые влияют на потребности.
  • Ламарк не отрицает существования Бога, трактуя его в духе деизма.

Зоология

Из чисто биологических заслуг Ламарка следует выделить особый интерес к простейшим формам жизни. Так он впервые делит всех животных на позвоночных и беспозвоночных (ранее базовым критерием различия животных было наличие или отсутствие крови), а также выделяет паукообразных из насекомых. Определяя животных Ламарк настаивает на такой их существенной черте как раздражимость , считая способность к передвижению не существенной, поскольку устрицы и полипы неподвижны. Всего Ламарк выделяет 14 классов животных от инфузорий до млекопитающих. Любопытно, что он еще не выделяет земноводных в отдельный класс, а амфибиями называет ластоногих.

14 классов животных

  1. Инфузории
  1. Лучистые (Морские звёзды)
  1. Насекомые
  1. Ракообразные
  1. Усоногие
  1. Птицы

Москва: Издательство академии наук СССР, 1955 (Т.1), 1959 (Т.2).- 968 с. + 896 с.

Серия Классики науки
DjVu 16,5 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Первый том издания содержит «Вступительные лекции к курсу зоологии» (1800-1806), «Философию зоологии» (1809) и несколько небольших работ Ламарка, а также комментарии к ним.
Во второй том включены «Введение» к «Естественной истории беспозвоночных животных» (1815), три статьи из «Нового словаря естественной истории» Детервилля (1817) и последний труд Ламарка, носящий итоговый, синтетический характер,- «Аналитическая система положительных знаний человека» (1820). Все эти труды Ламарка имеют огромное значение для понимания его эволюционного учения, а также его философских, общебиологических и психофизиологических концепций. «Введение» и статья «Привычка» впервые издаются на русском языке.
Во второй том включены две нигде и никогда ранее не издававшиеся работы Ламарка, которые впервые увидят свет на русском языке: «Аналитический обзор», относящийся, по-видимому, к 1810- 1814 гг., и «Вступительная лекция к курсу зоологии 1816 г.».

Содержание

ТОМ I

Первая часть

  • Глава первая. Об искусственных приемах в применении к созданиям природы
  • Глава вторая. Значение изучения отношений
  • Глава третья. О виде среди живых тел и о понятии, которое мы должны вкладывать в это слово
  • Глава четвертая. Общие соображения, касающиеся животных. 244 Глава пятая О современном состоянии распределения и классификации животных
  • Глава шестая. О деградации и упрощении организации от одного конца цепи животных до другого, при переходе от самого сложного к самому простому
  • Глава седьмая. О влиянии обстоятельств на действия и привычки животных и о влиянии действий и привычек этих живых тел как причин, изменяющих их организацию и их части
  • Глава восьмая. О естественном порядке животных и о том расположении, какое следует давать их общему распределению, чтобы сделать последнее согласным с порядком самой природы
  • Дополнения к седьмой и восьмой главам первой части

Вторая часть

  • Глава первая. Сравнение неорганических тел с живыми телами, с последующим сопоставлением животных и растений
  • Глава вторая. О жизни, о том, что ее составляет, и об условиях, необходимых для ее существования в теле
  • Глава третья. О причине, являющейся возбудителем органических движений
  • Глава четвертая. Об оргазме и раздражимости
  • Глава пятая. О клеточной ткани как среде, в которой образовалась организация всех живых тел
  • Глава шестая. О непосредственных, или самопроизвольных, зарождениях
  • Глава седьмая. О непосредственных результатах существования жизни в теле
  • Глава восьмая, О способностях, присущих всем живым телам. 553 Глава девятая. О способностях, присущих лишь некоторым живым телам

Третья часть

  • Глава первая. О нервной системе, ее образовании и о различных функциях, которые ока может выполнять
  • Глава вторая. О нервном флюиде
  • Глава третья. О физической чувствительности и о механизме оглушений
  • Глава четвертая. О внутреннем чувстве, его эмоциях и о приобретаемой им благодаря этим эмоциям способности производить действия
  • Глава пятая. О силе, обусловливающей действия животных, и о некоторых особых фактах, вытекающих из пользования этой силой
  • Глава шестая. О воле
  • Глава седьмая. Об уме, его происхождении и о происхождении представлений
  • Глава восьмая. О главных умственных актах, или актах первого порядка, от которых происходят все остальные


ДОПОЛНЕНИЯ

  • Вид (Species) (1786)
  • Классы растений (Classes plantarum) (1786)
  • Письмо м-ру Пилу Ламарка и Жоффруа Сент-Илера (1796)
  • Об ископаемых (1801)
  • Гидрогеология, отрывки из третьей главы (1802)
  • Естественное и методическое распределение растений, отрывки из второго тома «Естественной истории растений» (1803)


ПРИЛОЖЕНИЯ

  • И. М. Поляков. Примечания к « Вступительным лекциям к курсу зоологии»
  • И. М. Поляков. Примечания к «Философии зоологии» (часть первая)
  • И. М. Поляков. Примечания к «Философии зоологии» (часть вторая)
  • С. Г. Геллерштейн. Примечания к «Философии зоологии» (часть третья
  • Л. М. Поляков. Примечания к «Дополнениям» (статьям Ламарка и отрывкам из его произведений)


ТОМ 2

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. ВВЕДЕНИЕ (1815)

  • Первая часть. О существенных признаках животных и о сравнении этих признаков с признаками других тел нашей планеты
  • Вторая часть. О существовании постепенного усложнения организации животных, об увеличении числа и возрастании совершенства их способностей, обусловленном этим усложнением
  • Третья часть. О средствах, которыми природа пользуется для установления жизни в теле животного, для последующего постепенного усложнения организации различных животных и для образования у них разных специальных органов, которые наделяют их способностями в соответствии с этими органами
  • Четвертая часть. О наблюдаемых у животных способностях, рассматриваемых как явления исключительно органические
  • Пятая часть. О склонностях животных, обладающих способностью чувствовать, и склонностях самого человека, рассматриваемых под углом зрения их происхождения и как явления, обусловленные организацией этих существ
  • Шестая часть. О природе, или действенном начале, в некотором роде механическом, обусловившем существование животных и сделавшем их по необходимости такими, какими мы их видим
  • Седьмая часть. Об общем распределении животных, о его подразделениях и о принципах, которые должны быть положены в их основу
  • Дополнение к общему распределению животных («Введение», стр. 258), в котором рассматривается действительный порядок образования этих существ


СТАТЬИ ИЗ "НОВОГО СЛОВАРЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ" ДЕТЕРВИЛЛЯ (1817)

  • Способность
  • Привычка


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКИ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ (1820)
Первая часть. О предметах внешнего мира, познаваемых человеком при помощи наблюдения

  • Первый раздел. О предметах, бесспорно сотворенных
  • Второй раздел. О предметах, несомненно созданных [природой]

Вторая часть. О человеке и о некоторых наблюдаемых у него системах органов, обусловливающих выполнение его действий

  • Первый раздел. Об ощущении
  • Второй раздел. О внутреннем чувстве и о важнейших обусловленных им явлениях
  • Третий раздел. Об уме, его средствах и тех явлениях, которые он обусловливает


ДОПОЛНЕНИЯ
[впервые публикуемые работы Ламарка]
Вступительная лекция к курсу [зоологии]. (1816)
Аналитический обзор человеческих знаний, с подразделениями и рассуждениями, направленными на выявление степени их достоверности, их источника, их главных ветвей (1810-1814)
Аналитическое подразделение человеческих знаний
Аналитическое деление человеческих знаний [варианты плана труда]

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • И. М. Поляков. Эволюционное учение Ламарка, его философские и общебиологические предпосылки
  • С. Г. Геллерштейн. Ламарк как психофизиолог
  • И. М. Поляков. Примечания к «Введению» в «Естественную историю беспозвоночных животных»
  • И. М. Поляков. Примечания к статьям из «Нового словаря естественной истории» Детервилля
  • И. М. Поляков. Примечания к «Аналитической системе» (часть первая)
  • С. Г. Геллерштейн. Примечания к «Аналитической системе» (часть вторая)
  • И. М. Поляков. Примечания к «Дополнениям» (впервые публикуемым работам Ламарка)
  • И.М. Поляков. Важнейшие даты жизни и творчества Жана-Батиста Ламарка
  • Библиография работ Жана-Батиста Ламарка (составила А. В. Юдина)

Указатель имен

Полное название книги: «Философия зоологии или изложение мыслей, относящихся к естественной истории животных; к разнообразию организации этих живых тел и их способностей; к физическим причинам жизни и органическому движению; к причинам чувств и разума».

В книге «…он осмелился без туманных намёков прямо объявить о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян вроде шимпанзе под влиянием окружающей природы».

Ларичев В.Е., Сад Эдема, М., «Политиздат», 1980 г., с. 13.

Главное историческое и научное значение этой книги – изложение новых эволюционных идей

А вот что Ж.-Б. Ламарк написал в книге о нервной системе:

«Я не ограничился в этом труде рассмотрением условий, необходимых для существования жизни в телах простейшей организации, и указанием причин, обусловивших постепенное усложнение организации, начиная с самых несовершенных животных и кончая наиболее совершенными из них. Считая возможным открыть физические причины способности чувствовать - этой способности, присущей столь многим животным, я, не колеблясь, занялся и этим вопросом. В самом деле, будучи убежден, что материя, какова бы она ни была, не может обладать способностью чувствовать, и, понимая, что чувство является не чем иным, как продуктом определенной системы органов, способной его произвести, я стремился найти тот органический механизм, который мог обусловить это удивительное явление, и мне кажется, что я нашёл его.

Собрав наиболее достоверные наблюдения в данной области, я имел возможность убедиться, что для того, чтобы животные могли обладать способностью чувствовать, требуется уже весьма значительная сложность нервной системы, и ещё большая - для того, чтобы обусловить у них акты мышления.

Эти же наблюдения убедили меня в том, что нервная система в той её наиболее несовершенной форме, в какой она представлена у тех из низших животных, у которых она впервые появляется, способна только возбуждать мышечные движения, но не может ещё произвести явление чувствования. В этом состоянии она представляет лишь ряд нервных узелков с отходящими от них волокнами и не образует не узловатого продольного, ни спинного, ни головного мозга. На более высокой ступени своего развития нервная система состоит из головной мозговой массы удлиненной формы, представленной либо узловатым продольным, либо спинным мозгом, передний конец которого образует головной мозг, являющийся очагом ощущений и исходной точкой для нервов специальных органов ощущений, по крайней мере некоторых из них. Животные, имеющие такую нервную систему, обладают способностью чувствовать.

Далее я пытался выяснить механизм, при посредстве которого осуществляется ощущение, и показал, что у индивидуума, лишённого органа ума, ощущение производит только восприятие, но не может вызвать у него никаких представлений, и что даже там, где существует упомянутый специальный орган, ощущение производит опять-таки только восприятие во всех случаях, когда оно остаётся незамеченным.

Правда, я не сделал определённого вывода относительно того, осуществляется ли ощущение в этом механизме благодаря истечению нервного флюида из подвергшейся воздействию точки или же путём простои передачи движения в самой этой флюиде. Однако соответствие между длительностью известных ощущений и длительностью воздействий, которыми они были вызваны, заставляет меня склониться в пользу последнего допущения.

Мои наблюдения не внесли бы никакой ясности в затронутые вопросы, если бы мне не удалось установить и доказать, что способность чувствовать и раздражимость - весьма различные явления органической природы и что они отнюдь не проистекают из общего источника, как это принято было думать; наконец, что первое из этих явлений представляет собой способность, присущую лишь некоторым животным и требующую специальной системы органов, тогда как второе не нуждается для своего проявления в какой-либо особой системе органов, будучи свойством, присущим любой животной организации».

Ламарк, Философия зоологии, цитируется по: Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания / Сост.: С.П. Капица, М., «Наука», 1973 г., с. 285-286.