Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Чудотворные иконы пресвятой богородицы из рильского, троянского и бачковского монастырей. Болгарские иконы

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие искусства иконописи в Болгарии в течение веков, типичной для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях Болгарии.

Иконы в Болгарии пишут на плоских досках липового или кипарисового дерева. Доски покрывают клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона - это объект культа. Икона создана, чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты. Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей эпохи Второго болгарского царства, находящихся около Преслава. В XIII веке строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками, приобретают мягкие формы и объем. Османское нашествие в Болгарии препятствовало творению христианских религиозных произведений.

В XV и XVI веке в болгарской иконописи ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Каноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованным до мельчайших подробностей. Появляются различные иконописные школы Болгарии: Самоковская, Тревненская школа и Байская.

Болгарские иконы XIX века написаны мастерски, умело, но они - неодухотворенные. С развитием техники иконописи в Болгарии иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.В других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу - каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

Болгария – страна с многовековой историей. Ежегодно тысячи туристов посещают эту страну, для того, чтобы не только приобщиться к ее истории, а также совершить паломничество к святым местам Болгарии. Меня эта страна заинтересовала с религиозной стороны, поскольку основной религией здесь является – христианство. Я давно хотел посетить церкви Болгарии, а так же посмотреть ее иконы. Все иконы Болгарии здесь выполнены в особом стиле на листах кипарисового или липового дерева, основное покрытие на них – гипс или клей, иногда для верхнего покрытия используют алебастр. Лики Христа и Матери Божьей, наиболее популярные персонажи икон. Болгарские церкви носят названия своих главных икон.

Иконы Болгарии, творящие чудеса

Коренные жители Болгарии утверждают, что в их стране есть несколько икон, творящих чудеса. Рассмотрим некоторые из них. Самой популярной среди паломников считается икона Святая Богородица Бачковского монастыря. Именно ей приписывается много чудес, например, она покровительствует больным и обездоленным, дарует детей парам, уже отчаявшимся завести потомство. Так же об избавлении от недугов следует просить икону святого мученика Авраамия Болгарского. Еще при жизни Авраамий помогал странникам, а также нищим. Святые Болгарии помогают всем, кто их об этом попросит, однако людям с нечистыми помыслами иконы Болгарии не помогут никогда, поскольку святые лики, изображенные на них когда- то пострадали за свою веру, но так и не отреклись от нее.

Золотые пески небогаты на достопримечательности, но кое-чего есть и тут. Если вам надоест лежать на пляже, а никуда далеко ехать не хочется, можно прогуляться в недействующий скальный монастырь Аладжа. Он вполне досягаем даже пешком, нужно пройти несколько километров. Но в горку.
1. Кроме самого монастыря интерес представляет и коллекция старых болгарских икон, выполненных в духе провинциального примитивизма.

Что интересно настоящее христианское название монастыря неизвестно, так как не было обнаружено ни одного письменного источника, в котором бы данный монастырь упоминался! В конце XIX века было записано лишь одно предание, в котором утверждалось, что монастырь носил имя «Святого Спаса».
Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы.
2.

"С IV века в этой местности в катакомбах, высеченных в известковой отвесной скале обитали христианские отшельники. Как скальная монашеская обитель монастырь окончательно оформился в XII веке. В конце XIV века после завоевания Болгарии Османской империей монастырь был разрушен, но отшельники продолжали населять пещеры до XVIII века. " Так написано в Википедии. Только мне вот непонятно, как данная информация соотносится с тем, что монастырь не упоминался в письменных источниках. Откуда тогда информация о дате возникновения?
3. По лестнице можно подняться на несколько уровней. Проход по уровням идет по таким вот деревянным настилам.

В монастырский комплекс входили: кафоликон во имя Святой Троицы, 2 часовни, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, 20 келий и хозяйственных помещений.
4.

Все данные помещения были расположены в естественных пещерах на двух ярусах сорокаметровой известняковой скалы.
5.

6. Закопченный потолок

7. Келья игумена

9. Трапезная и кухня.

10. Захоронение братии. Зачем то на могилы кидают монетки

Монастырские помещения были украшены фресками. Фресковый цикл частично сохранился лишь в монастырской часовне на стене и потолке.
12.

На потолке можно наблюдать фрагменты фрески «Вознесение Господне», созданной в XIII-XIV веках.
13.

14. Часовню совсем деньгами завалили. Ну зачем??

15. Администрация музея настойчиво предупреждает желающих не совать записки в трещины скалы.

16. Вот сюда их и толкают. Устроили тут стену плача, понимаешь.

17. Модель, как раньше выглядел монастырь

18. При монастыре есть небольшой музей, в котором есть коллекция болгарских икон.

19. Иконы выполнены в довольно примитивной провинциальной манере и вызывают добрую улыбку:).

20. Овцы прямо как у Пиросмани:)

21. Почему грудь так непропорционально высоко нарисована?

24. Улыбка коня прекрасна:)

25. Есть тут остатки мозаики римского периода

Катакомбы комплекса Аладжа расположены примерно в 800-х метрах на северо-запад от монастыря.
29. Копать здесь!

Они представляют собой пещеры в трёх уровнях. Наиболее хорошо сохранился второй ярус, состоящий из одного просторного помещения, предназначение которого установлено не было, и помещения меньшего размера с пятью могильными камерами - склепа. На стенах обоих помещений были обнаружены вырезанные в камне изображения крестов раннехристианской эпохи с буквами Α (альфа) и Ω (омега), смысл которых истолковывается как: «Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец».
30.

На внешней площадке этого же уровня есть ещё один вход в помещение для захоронений, но он завален сползшей вниз скальной массой. Нижний и верхний, менее сохранившиеся уровни, также представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи. В нижнем уровне предположительно располагались храм и монашеские кельи, в верхнем - часовня.
31.

32. Сейчас вход в катакомбы закрыт решетками

33. Но в щели между ними можно и сфотографировать, что там внутри

Склеп, вырезанные кресты и другие находки (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого) дают основание полагать, что катакомбы были обитаемы в IV-VI вв. Недалеко от монастыря также были обнаружены развалины раннехристианской базилики, небольшого украпления и нескольких поселений, относящиеся к этому же периоду. Возможно это был один из ранних христианских центров Черноморья, упоминаемых в хрониках Константина Багрянородного.
34.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Александра Карамихалева Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей Слава чудотворных икон Богородицы из болгарских монастырей распространилась далеко за пределы края, ибо святыни подают исцеление идущим к ним с верой: больные излечиваются, прокаженные очищаются, немые начинают говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогает Пресвятая Богородица в его бедах. Недавно три чудотворные иконы впервые были привезены из своих монастырей в столицу Болгарии Софию и выставлены на поклонение

Икона Божией Матери «Одигитрия» из Рильского монастыря

Это старинная чудотворная икона с тридцатью двумя четырехугольными перегородками с мощами святых. В ее верхней части есть надпись «Одигитрия» («Путеводительница»). Есть основания полагать, что первоначально икона принадлежала знатному роду или монастырю. Согласно древнему преданию, она была подарена Рильскому монастырю женой турецкого султана Мурада I (1319–1389) и сестрой царя Ивана Шишмана, которую в народе звали «Мара – белая болгарка».

Икона находится в специальном иконостасе при третьей колонне большого монастырского храма. Будучи ценным сокровищем Рильской обители, она постоянно находится под замком. Только по большим праздникам, когда в храме много прихожан, после Божественной литургии с участием иконы совершается торжественная лития. Шествие начинается у Дупницких ворот, проходит вдоль юго-восточной стороны монастыря и опять входит в него через Самоковские ворота. В церковном притворе игумен служит водосвятный молебен. Прихожане подходят поклониться иконе, после чего ее снова убирают и запирают.

Местное население почитает ее как исцелительницу от тяжелых болезней и охранительницу от эпидемий. Священник в епитрахили, монах, прислужник и вооруженная охрана приносят тогда икону в дом больного или обходят с нею зараженную местность, освящают воду, кропят ею и возвращаются назад.

Еще жива память об эпидемиях чумы и холеры, от которых страдал весь край. По просьбам населения два иеромонаха и один дьякон после всенощного бдения и молебна с литией вынесли чудотворный образ из монастыря. Повсюду икону встречали с почтением, священники святили воду и обходили дома, окропляя людей и животных. С благодатной помощью Божией Матери страшный мор прекратился.

Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря

По преданию, икона эта со Святой Горы. Для православных Болгарии она – явленная болгарскому народу в тяжелые годы порабощения милость Божия. В монастырской летописи много рассказывается о чудотворной иконе Богородицы Троеручицы Троянской.

Некогда один из монахов Святой Горы отправился в валашские земли. Он нес с собой чудотворную икону Богородицы – дар близким. живущим в валашской земле. Услышав, что в Троянских горах с недавнего времени подвизается благочестивый отшельник со своим послушником, святогорец пришел к нему, и они провели вмести в постнических подвигах много времени. К ним отовсюду стекались люди, чтобы поклониться святой иконе, явившей немало чудес в троянском крае. И еще много лет после все добрым словом вспоминали святогорского монаха. Когда же пришло время продолжать ему свой путь в валашские земли, он оседлал коня, перекрестился и отправился в дорогу. Но не успел он выехать со двора, как конь споткнулся и упал. В этом монах увидел Божий знак, отложил путешествие и вернулся с иконой к отшельнику. Через какое-то время он снова тронулся в путь, но на том же самом месте его конь опять упал. Так понял он: это происходит потому, что икона не хочет покидать этого места. Тогда он решил оставить икону, с глубоким поклоном и слезами умиления он простился с ней и с Богом в сердце отправился дальше один.

Троянский отшельник вскоре пригласил еще нескольких братьев, они построили для чудотворной Богородичной иконы маленькую деревянную церковку и стали служить в ней. Постепенно число братии росло, были выстроены келии и странноприимница для паломников. Так и возник Троянский монастырь.

Слава чудотворной иконы Богородицы Троеручицы распространилась далеко за пределы края, ибо святыня подавала исцеление идущим к ней с верой: больные излечивались, прокаженные очищались, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогала икона в его бедах, и не только христиан, но даже турок не оставляла в беде, когда они к ней прибегали с верой в ее помощь. Она спасла местное население от землетрясения и от чумы 1837 года.

Эпидемия охватила весь край, от нее страдали все: и христиане, и евреи, и турки. Люди бежали из городов и сел в виноградники, чтобы в них найти укрыться от болезни, но и там умирали. Жители городов Лов и Сопот искали спасения под покровом Божией Матери, в Троянской обители. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. Местные старейшины советовали игумену закрыть ворота и не пускать на праздник паломников, чтобы пришлые больные не заразили здоровых. Но игумен отвечал: «Не могу, чада, этого сделать, потому что и эти наши братья-христиане в нужде своей приходят в монастырь, чтобы исповедоваться, причаститься. Как же можно их не пустить? Но вы не бойтесь, веруйте в Матерь Божию, она нас обережет и сохранит от чумы».

Некоторые остались в монастыре, но большинство – среди них и часть монахов – разбежались по горным деревням.Игумен и оставшаяся братия отслужили всенощной бдение, Божественную литургию, и Пресвятая Богородица оберегла их от болезни. Те же, что убежал в леса, умерли.

«Великое чудо явила Пресвятая Богородица! – восхищается летописец. – Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, служили им, но никто не умер. Матерь Божия их оберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице».

Искусные мастера создали гравюры и списки с иконы; церковные живописцы расписали новую церковь. И прославили Богородицу Милующую. И тот, кто приходит в монастырь с верой, получает благодатную помощь Троянской Богородицы Троеручицы.

Это самая главная святыня Бачковского монастыря. Со своего места в соборной церкви, где она хранится под особой искусной драпировкой, исполненной благодарными руками, она с умилением благословляет паломников. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Лики Богородицы и Младенца глядят на верующих с особенной с теплотой. На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды.

Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен.

В Клувии, на месте «приземления» образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Сильная вера ведет пожилых женщин и матерей с детьми подниматься по крутой лестнице и ставить свечи перед Богородицей. Об этом рассказывают много чудесных историй.

Раз одна девочка упала с крутой лестницы, но родители нашли ее целой и невредимой, играющей на траве у ручья. В другой раз кормящая мать, стоя на самой верхней ступеньке лестницы, выронила из рук младенца. В ужасе она сбежала вниз и увидела свое дитя спокойно спящим на полянке. Благодарная мать сняла с шеи ожерелье из золотых монет и повесила его на икону Пресвятой Богородицы.

В водах целебного источника у монастыря люди, страдающие от болезней и недугов, получают исцеление. Тысячи верующих круглый год, особенно на Богородичные праздники, посещают монастырь, с верой рассказывают перед иконой Богородицы Бачковской о своих болях и страданиях и возвращаются домой духовно окрыленными.

Использован материал портала Двери.Бг и журнала"Църковен вестник" № 9/2007

Александра Карамихалева

Перевод с болгарского Федора Калайдова