Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что установить на хелкат. Самоходная установка М18 Хеллкэт. Снаряжение для M18 Hellcat

17-01-2017, 23:03

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сейчас мы поговорим об очень комфортной и сильной машине, любимом танке многих игроков, американской ПТ-САУ шестого уровня – это M18 Hellcat гайд .

Когда-то давно данный аппарат был лютой имбой, его обожали все, однако, в далеком патче 0.9.3 нашу представительницу семейства кошачьих понерфили, но M18 Hellcat World of Tanks все равно осталась очень достойной самоходкой, ее характеристики достойны уважения, так давайте же рассмотрим их подробно.

ТТХ M18 Hellcat

Как обычно, начнем знакомство с данным аппаратом с того, что в нашем распоряжении имеет слабенький запас прочности, что типично для класса ПТ-САУ, и несказанно радует то, что мы имеем отличный базовый обзор в 370 метров.

Своей живучестью эта самоходка никогда не могла похвастаться и главным недостатком можно считать тот факт, что у M18 Hellcat характеристики бронирования совсем скромные. Если рассматривать корпус, то в любой проекции нас будет пробивать каждый встречный, а фугасы зачастую наносят полноценный урон.

Что касается башни, этот элемент танка более защищен. Во лбу у M18 Hellcat WoT есть большая маска орудия, иногда она может рикошетить, но в большинстве случаев даже этот участок пробивается довольно легко. Борта же у башни тоже картонные и в целом можно сделать очевидный вывод о том, что эта самоходка очень уязвима.

Да, кстати, касательно брони в 127 миллиметров, указанной на колижн модели, такая толщина у нас есть только сзади, в корме башни. Зачем и почему – неизвестно.

Но помимо слабого бронирования танк M18 Hellcat World of Tanks имеет неоспоримое преимущество – машина обладает невероятной подвижностью для своего класса. В нашем распоряжении впечатляющая максималка, потрясающая динамика, но маневренность тут слабая.

Орудие

Несмотря на нерф вооружения в патче 0.9.3, который главным образом повлиял на показатели нашей огневой мощи, ведь нас сильно урезали разовый урон и стабилизацию, пушка по сей день остается сильной стороной этой самоходки.

Начнем с того, что M18 Hellcat орудие имеет средний по меркам одноклассников альфастрайк, но вот скорострельность у нас не очень высокая, из-за чего мы можем наносить всего около 1700 единиц урона в минуту, что довольно посредственно.

Касательно параметров пробития, все довольно неплохо. Вверху списка пробивает всех, с семерками также чувствуем себя уверенно, а для боев против восьмых уровней есть отличная голда. Но стоит заметить, что боекомплект у нас очень скромный, так что стрелять нужно прицельно.

Еще одним преимуществом будет отличная точность нашего орудия. ПТ-САУ M18 Hellcat World of Tanks получила комфортный разброс, очень быстрое сведение, а благодаря вращающейся башне, проблемы со стабилизацией при ведении огня с места не так уж заметны.

Кроме того, на нашей стороне M18 Hellcat WoT отличные углы вертикальной наводки, пушка гнется вниз на 10 градусов, а наличие все той же вращающейся башни полностью решает вопрос с углами горизонтальной наводки.

Преимущества и недостатки

Как видно из всего вышесказанного, у нашей американки есть очень внушительное количество преимуществ, большинство из них действительно значимые, но и недостатков она не лишена. Для того чтобы вам было проще ориентироваться, давайте выделим главные сильные и слабые стороны M18 Hellcat World of Tanks отдельно.
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Хорошая маскировка;
Великолепная подвижность;
Достойное пробитие;
Хорошая точность;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Полностью вращающаяся башня.
Минусы:
Очень слабое бронирование;
Посредственная маневренность;
Маленький урон в минуту;
Маленький боекомплект.

Оборудование для M18 Hellcat

Чтобы подобрать для танка оптимальные дополнительные модули, которые принесут максимум пользы, необходимо посмотреть на список преимуществ и недостатков. Главным образом в нашем случае следует преумножать уже имеющиеся сильные стороны, но и среди слабостей есть очень существенный нюанс, так что на M18 Hellcat оборудование ставим следующее:
1. – очень важный модуль для этой ПТ-САУ, так как ее показатель урона в минуту, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
2. – этого будет вполне достаточно, ведь в нашем распоряжении уже имеется отличный базовый обзор.
3. – да, пушка у этой самоходки и так сводится быстро, но при прочих равных такой выбор выглядит наиболее эффективным.

Однако третьему пункту все же есть достойная замена и это . Дело в том, что при хорошем сведении третий пункт не так уж важен, а улучшение маскировки повысит нашу выживаемость и позволит наносить урон с меньшим риском быть обнаруженными.

Обучение экипажа

Несомненно, важнейшим нюансом при игре на любой машине в World of Tanks был и остается выбор умений для членов экипажа. Однако в нашем случае приоритет будет довольно типичным, в понимании ПТ-САУ и для M18 Hellcat перки лучше учить таким образом:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M18 Hellcat

С покупкой расходников все тоже более чем привычно. Для тех, кому приходится экономить, есть демократичный набор, в который входит , , . В противном случае мы рекомендуем возить на M18 Hellcat снаряжение из , , , что позволит вам выбрать даже из сложной ситуации. Но огнетушитель можно заменить на , так как горим мы редко, а прибавка к характеристикам никогда не помешает.

Тактика игры на M18 Hellcat

В нашем распоряжении машина с отличными ходовыми характеристиками, хорошим обзором, точным орудием, вращающейся башне и комфортными углами вертикальной наводки. Существенным минусом является только слабое бронирование и по этой причине на M18 Hellcat тактика ведения сводится к стрельбе на дальних дистанциях.

Благодаря шикарной мобильности мы в числе первых занимаем выгодные позиции, так что ищем густой куст, становимся в него и ждем разведданных от союзных светляков. Как только противник покажется на горизонте, M18 Hellcat танк уже должен быть готов к выстрелу и можно начинать наносить урон.

При этом нам даже не нужно двигать и подолгу пересводиться, маскировка активна все время и мы можем стрелять без засвета. Но помните, стоять на одном месте слишком долго тоже опасно, так что ПТ-САУ M18 Hellcat WoT должна использовать свою подвижность не только для занятия позиции, мы можем очень быстро переезжать, менять фланги и возвращаться назад для защиты базы.

Помимо всего сказанного, не допускайте того, чтобы враг подъезжал слишком близко. Конечно, обнаружить нас тяжело, но в таком случае, чтобы сохранить незаметность, придется на время забыть о стрельбе. Чтобы этого не произошло, играя на M18 Hellcat World of Tanks постоянно следите за мини-картой и если направление прорвано, покинуть насиженное место лучше заранее.

Касательно ближнего боя, подобные крайности допускать нельзя. Конечно, закрутить американский танк M18 Hellcat тяжело, мы не только вертимся на месте, но также имеет вращающуюся башню. Однако возможности сдержать урон у нас нет, ввиду уже упомянутого недостатка в слабом бронировании. Особенно нужно опасаться артиллерии и мощных фугасниц, тот же КВ-2 может унести нас в ангар с одного выстрела.

(Хеллкет, Ведьма) – противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ), истребитель танков США времён Второй мировой войны. В компьютерной игре World of Tanks является американским танком 6 уровня. Отличительная черта машины – внушительная максимальная скорость в 72 км/ч.

В прошлый раз мы с вами рассматривали , сегодня поговорим о тактике и стратегии. Но так как для каждого танка характерна своя тактика ведения боя, я расскажу именно про M18 Hellcat. На сегодняшний день мною проведено на “ведьмочке” более 1 000 боёв с общем уровнем эффективности 52%. Это, конечно, не 10 000, но и уже не 300, после которых я начал писать обзорные статьи о Мире танков для Ругамеса.

Основные характеристики танка, историю создания, улучшения, дополнительное оборудование, специализацию экипажа, плюсы и минусы, и многое-многое другое рассматривать очень подробно не буду. Всё это можно найти, банально, в Википедии или опробовать на собственном опыте. Перейду сразу к сути.

Стратегия и тактика игры на M18 Hellcat

Танк идеален для стрельбы из укрытий и быстрой смены позиции. Вращающаяся башня позволяет нам вести стрельбу по различным целям, не двигаясь при этом и, соответственно, не рискуя раскрыть свою позицию. К тому же у нас имеется довольно мощная пушка с неплохой пробиваемостью.

У Ведьмы изначально хороший показатель маскировки, поэтому самое первое умение, которое необходимо прокачать всем членам экипажа – “маскировка”. Всем, кроме командира. Ему первым делом качаем “шестое чувство” или, как его ещё называют танкисты, “лампочку Ильича”. Это умение облегчает игру в несколько раз! Нам больше не нужно гадать, заметил ли нас противник или просто так крутит своим дулом туда-сюда. Даже если вражеского танка мы не видим, лампочка всегда предупредит нас о приближающейся опасности.

Остальные умения подбираются индивидуально. Из оборудования нам понадобятся:

  1. Стереотруба (+25% к радиусу обзора из неподвижного танка).
  2. Маскировочная сеть (-25% к заметности неподвижного танка).
  3. Досылатель (уменьшает время перезарядки орудия на 10%).

Затем идёт снаряжение:

  1. Ремкомплект (починка одного поврежденного модуля или двух повреждённых гусениц).
  2. Аптечка (лечит одного выведенного из строя танкиста).
  3. Огнетушитель (если будете успевать его использовать).

Бытует мнение, что у M18 очень маленький боекомплект. И это действительно так, если стрелять по всему, что движется. На самом деле снаряды, зачастую, остаются до самого конца битвы. Ещё некоторые думают (видимо, покатавшись на средних танках) будто Hellcat должен в самом начале боя светить или мчаться на передовую, уничтожая всех на своём пути. Это очередное заблуждение. С картонной бронёй вы не продержитесь на передовой и минуты. А что же делать?

M18 Hellcat – стреляющий куст или средний танк?

Хеллкет – это не артиллерия, не светляк и даже не средний танк. Это быстрый, точный и скрытный “критовик”. Для начала я бы настоятельно рекомендовал вам изучить, по возможности, все имеющиеся в арсенале WoT карты. Ведь успех при игре на Ведьме зависит, в большинстве случаев, от того, как быстро вы сможете перепрятаться.

В самом начале боя мы едем в такое место на карте, чтобы:

  • Рядом было естественное укрытие от артиллерии (дом, камень, гора).
  • Видеть противника во время света.
  • Видеть противника после того, как до него доезжают ваши средние и тяжёлые танки.
  • Было несколько потенциальных мест для отступления.
  • Противник, после ликвидации вражеского света (в этом, кстати, вы должны принимать непосредственное участие), вас не видел.

На большинстве карт таких идеальных условий не дождёшься, поэтому основная стратегия игры заключается в следующем. Находим куст возле дома или камня, отстреливаем вражеский свет, палимся. Перебираемся в соседнее укрытие или отъезжаем от первоначального, делаем выстрел и возвращаемся. Уничтожаем врагов до тех пор, пока опять над головой не засветится лампочка (ну или пока они не кончатся в радиусе обзора). Перебираемся в следующее укрытие.

Имея солидную скорость, в конце боя можно успешно сбивать захват. Или, например, на карте Химмельсдорф – молниеносно захватить флаг, пока остальное стадо толкашится на горе.

Но самое главное для успешного танкиста, управляющего M18 Hellcat, по мнению большинства игроков WoT – это всё-таки осторожность.

История создания американской самоходной артиллерийской установки M18 «Хеллкэт» тесно связана с развитием целого ряда других американских бронированных машин, которые промышленность США создала для своих вооружённых сил.

Всё началось с конкурса, проведённого в августе 1941 года, по созданию лёгкого авиадесантного танка, габариты которого позволяли бы перевозить его внутри самолёта или на его внешней подвеске. Конкурс был объявлен Управлением артиллерийско-технической службы Армии США (далее – Управление) среди производителей бронированной техники. Танк должен был поступить на вооружение американской морской пехоты и воздушно-десантных войск. Свои разработки предложили корпорация Дженерал Моторс (GMC), компания Мармон-Херрингтон (Marmon-Herrington Company, Inc.) и корпорация США Вил Трэк Лэйер (U.S. Wheel Track Layer Corporation), возглавляемая известным американским конструктором Джоном Уолтером Кристи. Победил проект компании Мармон-Херрингтон, и на свет появился проект танка Т9 - будущий М22 Locust.

Однако менеджеры корпорации решили дважды продать военным один и тот же товар, подав десантным войскам США идею заказать у них лёгкую противотанковую САУ, под видом которой предложили тот же, слегка видоизменённый, танк Т9.

Танк Т9, послуживший первым прототипом для САУ М18 «Хеллкэт»
Источник - aviarmor.net

Однако в Управлении отказались от идеи лёгкой авиадесантной САУ, ничем не отличающейся от такого же танка. Однако САУ были нужны американской армии для борьбы с танками вероятных противников, каковыми в обозримом будущем должны были стать армии стран Оси. Поэтому Мармон-Херрингтон получил заказ на модернизацию проекта САУ. Она должна была получить более вместительный корпус, так как теперь исчезали ограничения, существовавшие ранее в связи с требованиями авиаперевозки. Кроме того, на самоходке, в отличие от танка Т9, должна была устанавливаться подвеска «Кристи», широко использовавшаяся в то время на советских танках БТ всех модификаций и танках Т-34. Двигатель оставался прежним - 6-цилиндровый Лайкоминг, стоявший и на танке Т9.

Основной идеей проекта было получить быстроходную САУ, способную поражать противника и мгновенно исчезать с поля боя на скорости 80 км/ч. К январю 1942 года проект был завершён и получил обозначение Т42. Сборку опытных образцов Управление доверило не выполнившей проектные работы компании Мармон-Херрингтон, которая никак не могла собрать опытные образцы танка Т9, а подразделению «Бьюик» корпорации Дженерал Моторс.

1 апреля того же года Управление внесло требование заменить 37-мм орудие прототипа на британскую 57-мм 6-фунтовую скорострельную пушку (QF 6-pounder 7 cwt, в американском обозначении - 57 mm Gun M1), так как события на Восточном фронте и в Северной Африке показали, что 37-мм противотанковые орудия безнадёжно устарели. Исходя из этого, вносились коррективы и в лимит веса будущей САУ, который установили на уровне 12 тонн. Бронирование корпуса и башни должно было составлять 22,2 мм (7/8 дюйма), днища и крыши башни – 9,5 мм (3/8 дюйма). Силовую установку было решено заменить на 165-сильный двигатель «Бьюик» объёмом 330 куб. дюймов (5408 см3). К 18 апреля проект был изменён, и «Бьюик» получил заказ на производство двух прототипов Т49 - такой индекс был присвоен новому проекту.


Прототип М18 - самоходная артиллерийская установка T49 GMC (Gun Motor Carriage)
Источник - wwiivehicles.com

В июле 1942 года был изготовлен первый экземпляр Т49, который проходил испытания на полигоне концерна Дженерал Моторс. После первых прогонов стало понятно, что получившаяся бронемашина может развивать скорость не более 60 км/ч, что было значительно меньше заданной, а значит, возникала необходимость заменить силовую установку. В остальном САУ устраивала заказчиков, так как обладала хорошей манёвренностью и надёжной ходовой частью.

В то же время было принято решение заменить 57-мм пушку Gun M1 на более мощную 75-мм M34A1 L/37,5. Эта пушка устанавливалась на танках М4 Sherman и без труда пробивала броню лёгких и средних немецких танков. Новый прототип получил индекс Т67.

Для решения задач, поставленных Управлением, инженеры Дженерал Моторс пошли по самому простому пути. Они решили установить на уже имеющуюся у них ходовую часть башню проекта Т35 (прототипа САУ М10). Благодаря такому решению первый экземпляр Т67 удалось получить в крайне сжатые сроки - к октябрю 1942 года. Немного был изменён и корпус – от курсового пулемёта в корпусе САУ отказались, толщину брони увеличили до 25 мм. К имевшемуся двигателю «Бьюик» серии 60 был добавлен второй, отчего общая мощность силовой установки САУ выросла до 330 л.с.


Самоходка Т35E1 - прототип САУ М10. Её башня была использована при создании Т67
Источник - henk.fox3000.com

Новая САУ была отправлена для испытаний на Абердинский испытательный полигон. Там выяснилось, что Т67 может развивать заданную скорость, сохраняя манёвренность предыдущего прототипа. Самоходке Т67 уже были готовы присваивать рабочее обозначение и принимать её на вооружение, но военные опять потребовали внести изменения в конструкцию.


Т67 с башней от Т35E1 и 75-мм орудием
Источник - panzerchronique.fr

Управление указало на необходимость замены 75-мм орудия на 76-мм пушку М1, которая в тот момент уже устанавливалась на танки Шерман и показывала значительно лучшие результаты, чем 75-мм М1. Эта замена была произведена. Орудие прикрыли литой маской, крепившейся на открытой, сваренной из катаной гомогенной брони башне САУ. Размеры башни увеличили, что позволило сверху установить на неё станковый пулемёт Браунинг M2 калибра 12,7 мм (Cal. 50), а также разместить больший боекомплект и трёх членов экипажа из пяти, что было невозможно в предыдущем варианте башни. Из-за особенностей крепления орудия слева на башне САУ появился выступ. В ходе последующих конструктивных изменений орудие перенесли правее и этот выступ убрали.


Башня САУ М18 «Хеллкэт» – вид сверху
Источник - trucktrend.com

Два двигателя «Бьюик» серии 60 заменили на один 9-цилиндровый радиальный 450-сильный двигатель «Райт Континентал» R-975 объёмом 975 куб. дюймов (16 литров). Устаревшую к 1943 году подвеску Кристи заменили на индивидуальную торсионную.


САУ T70 GMC – вид сверху
Источник - wwiivehicles.com

Кардинально поменялась и компоновка машины – двигатель и трансмиссию 900T Torqmatic перенесли в её переднюю часть. Для удобства ремонта их закрепили на специальных полозьях, по которым двигатель и трансмиссия выкатывались из танка ремонтниками. Передний и задний катки получили амортизаторы. Для сохранения натяжения траков ведущие и направляющие катки снабдили компенсаторами. Позже компенсаторы сохранятся только на передних ведущих катках.


САУ T70 GMC на полигоне, 23 декабря 1943 года
Источник - us-militaria.com

Корпус САУ также делался сварным. Третьему прототипу САУ присвоили обозначение Т70. Его вес в боевом снаряжении достигал 17,7 тонны. Экипаж, как и в предыдущих прототипах, составлял 5 человек: командир экипажа, наводчик, механик-водитель, радист и заряжающий. Средняя крейсерская скорость САУ достигала 70 км/ч, а максимальная – 89 км/ч (по некоторым свидетельствам – 95 км/ч).


САУ T70 GMC
Источник - wwiivehicles.com

В апреле 1943 года была произведена первая САУ Т70. В конце 1943 года первую партию машин отправили на полевые испытания в Италию, где они отлично показали себя. Не дожидаясь окончания испытаний, 7 января 1944 года Управление заказало «Дженерал Моторс» первую партию в 1000 САУ. В марте 1944 года, когда уже было изготовлено около 200 единиц техники, новую САУ под индексом М18 приняли на вооружение. В компании «Бьюик» она получила прозвище «Хеллкэт», что с английского переводится как «ведьма».


Самоходная артиллерийская установка М18 «Хеллкэт» в движении (вид сзади)
Источник - trucktrend.com

САУ «Хеллкэт» успели поучаствовать в боях, ещё имея индекс Т70 – то есть, до того, как были официально приняты на вооружение армией США. В рамках испытаний первая экспериментальная партия этих машин использовалась в Италии, во время Анцио-Неттунской десантной операции, проведённой союзными войсками 22 января 1944 года недалеко от Рима, в районе города-порта Анцио. Десанту удалось занять на побережье плацдарм глубиной 11 км, и новые САУ помогли его войскам отразить массированные контратаки частей немецкой Группы армий «С». В результате союзникам удалось удержать плацдарм, а в мае 1944 года нанести поражение группировке немецких войск под Монте-Кассино.

Но наиболее упорные бои ждали М18 во Франции. 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии и их стремительное продвижение на юг и восток страны.


Американская САУ M18 «Хеллкэт» 827-го батальона истребителей танков из состава
12-й танковой дивизии США в Сарребурге, Франция
Источник - waralbum.ru

19 сентября 1944 года во время сражения за Нанси на плацдарме возле города Арракур (Лотарингия) 704-й батальон истребителей танков армии США (в составе 4-й танковой дивизии союзников) принял участие в танковом сражении, названном битвой при Арракуре. Командир взвода САУ М18 лейтенант Эдвин Лейпер (Edwin Leiper) привёл свои машины к деревушке Решикур-ла-Птит. Здесь САУ заняли оборону. Американцам благоприятствовала погода – на землю опустился густой туман, скрывший их позиции. Кроме того, в условиях тумана звук передаётся значительно лучше, поэтому американские самоходчики заблаговременно услышали гул приближавшихся немецких танков. Как только стали видны немецкие боевые машины, САУ открыли шквальный огонь. За первые пять минут боя 5 немецких танков были уничтожены, за что истребители танков заплатили потерей одной САУ М18. Взвод продолжал вести огонь и уничтожил ещё 10 танков, потеряв при этом две свои машины. Один из экипажей «хеллкэтов» под командованием сержанта Генри Р. Хартмана уничтожил 6 немецких танков, большая часть которых была новыми средними танками Pz.V Panther («Пантера»), которых американские танкисты очень боялись. Дело в том, что их бронебойные снаряды не пробивали «Пантеру» в лоб, а могли поразить ее только в борт или корму.


Американская 76-мм САУ M18 «Хеллкэт» из состава 603-го батальона истребителей танков
на улице французского города Люневиль
Источник - waralbum.ru

История создания и использования САУ M18 «Хеллкэт» – это постоянная гонка за эффективностью её орудия. Первоначально на этих самоходках устанавливалась 76-мм пушка М1А1 без дульного тормоза. К концу 1944 года на М18 начали устанавливать другие модификации этого орудия – М1А1С и М1А2. Они были почти идентичны, отличаясь только шагом калибров – 40 у первых двух, и 38 у второго. Кроме того, у М1А1С под дульный тормоз нарезалась резьба, а у М1А2 – вытачивалось посадочное место. В случае отсутствия дульного тормоза на обоих орудиях навинчивалось защитное кольцо. Скорострельность этих орудий составляла 20 выстрелов в минуту.

После «знакомства» с новейшей немецкой бронетехникой американское командование осознало недостаточность бронебойности снарядов САУ М18. Они не пробивали броню «Тигров», а у «Пантер» справлялись лишь с бортовой или кормовой броней. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, в 1944 году в американскую армию начали поставлять вольфрамовые подкалиберные снаряды HVAP (High Velicity Armor Piercing), обладавшие хорошей бронебойностью. Но этих снарядов не хватало, к тому же, они давали значительное рассеивание при стрельбе на большие дистанции.

К концу 1944 года почти вся территория Франции была освобождена, но 16 декабря немецкие войска начали масштабную Арденнскую наступательную операцию (кодовое название «Стража на Рейне»), которая в США называется «Битва за выступ» («Battle of the Bulge»).

19-20 декабря 1944 года первому батальону 506-го парашютно-пехотного полка было приказано оказать поддержку танковой десантной группе генерала Десобри (численностью до батальона) 10-й танковой дивизии США, оборонявшей бельгийский городок Новилль. Там шло сражение, которое осталось в историографии под названием «Осада Бастони». 506-му батальону были приданы только четыре М18 «Хеллкэт» из 705-го батальона истребителей танков, которым предстояло вести бой с противником, имевшим многократное численное превосходство. Группу генерала Десобри атаковали танки 2-й танковой дивизии Вермахта, целью которых было прорваться к Бастони, оседлать основные дороги, ведущие к городу с северо-востока и захватить топливные склады.


Американская САУ M18 «Хеллкэт» и полугусеничный бронетранспортер M15A1 CGMC
с 37-мм зенитной установкой, подбитые огнем немецкой артиллерии в районе Бастони, Бельгия
Источник - waralbum.ru

В этой непростой ситуации пригодилась высокая скорость М18. «Хеллкэты» с десантниками быстро выдвинулись в заданный район и ударили во фланг немецким войскам, атаковавшим городок. В этом бою американские самоходчики уничтожили не менее 30 немецких танков, убили и ранили от 500 до 1000 солдат противника, в результате чего атака немцев была сорвана.


M18 поддерживает 2-й батальон 397-го пехотного полка при штурме города Вислох.
Германия, 1 апреля 1945 года
Источник – wwiivehicles.com

Скорость М18 «Хеллкэт» позволяла американским танкистам с успехом использовать тактику «shoot and scoot» – «стреляй и беги». Эти САУ были позитивно восприняты в войсках, ведших боевые действия в Европе, и впоследствии использовались в боях на территории Германии.


Американская 76-мм САУ M18 «Хеллкэт» на улице чешского города
Источник - waralbum.ru

На Тихоокеанском театре боевых действий «хеллкэты» использовались меньше. Часть этих САУ был передана войска Гоминьдана для борьбы с японской бронетехникой, однако китайцы чаще использовали их для подавления пехотных укреплений противника.


Американская САУ M18 «Хеллкэт» ведет огонь по укрепленным позициям японцев на линии Сюри
Источник - waralbum.ru

За время серийного производства (с июля 1943 года по октябрь 1944 года) подразделением «Бьюик» корпорации Дженерал Моторс было выпущено 2 507 САУ M18. Весной и летом 1944 года для замены 3-скоростных коробок передач на 4-скоростные на предприятия «Бьюика» было возвращено 685 машин М18. Однако только 45 из них вернулись обратно в свои части. Остальные же 640 «хеллкэтов» были переделаны в новые бронетранспортёры Т41. Дело в том, что скорость САУ М18 была настолько большой, что за ними не могла угнаться сопровождающая техника. Поэтому армии понадобились бронетранспортёры-тягачи, обладающие такой же высокой скоростью.

После окончания войны САУ М18 «Хеллкэт» были сняты с вооружения Армии США и распроданы в различные страны мира. Часть из них часть оказалась в Венесуэле (75 машин), часть – в Югославии, часть – в Южной Корее. Небольшая партия М18 даже была поставлена в СССР, но в боевых действиях участия эти САУ не принимали, а сохранялись в качестве резерва.

Ещё до того, как в марте 1944 года САУ М18 «Хеллкэт» была официально принята на вооружение, было произведено более 1000 этих машин. Одновременно с производством САУ велись работы по приданию ей плавучести. Американским войскам предстояло участие в целом ряде морских десантов в Италии, Нормандии, Французской Ривьере, на Тихоокеанском театре военных действий. Для таких военных операций была необходима бронетехника, достаточно лёгкая, чтобы доплыть от десантного корабля до берега, и обладающая достаточно мощным вооружением, чтобы оказать эффективную огневую поддержку морской пехоте.

В декабре 1943 года Исследовательский Совет Национальной Обороны начал работу над проектом, названным «Проект Ричи». К концу месяца компания «Бьюик» изготовила понтонную систему, которая крепилась к САУ, держала её на плаву и отцеплялась, когда «Хеллкэт» достигал берега. По воде САУ передвигалась посредством вращения гусениц и развивала скорость, вполне приемлемую для десантирования – 6,8 км/ч. За счёт устойчивости понтонов и гидростабилизаторов корпуса самоходка даже могла вести огонь с воды. Система САУ с понтонами называлась «Ричи» Т7 или M18 BB Device. Было заказано 250 комплектов понтонов, однако об их использовании в боевых действиях автору ничего не известно.


Испытания системы «Ричи» Т7

Параллельно с созданием понтонов нью-йоркская компания «Спаркман и Стефенс» проектировала САУ-амфибию на базе М18, которая была изготовлена компанией «Бьюик» в двух вариантах – Т86 и Т86Е1. Был увеличен объем корпуса машины, за счёт чего значительно повысилась её плавучесть. Первый вариант амфибии перемещался посредством вращения гусениц, а на второй были установлены гребные винты. САУ Т86 GMC была изготовлена в июне 1944 года, весила 21 тонну и на воде развивала скорость до 8,5 км/ч. Она была на метр выше, чем М18 (что было неизбежно при увеличении объема корпуса), но при этом сохранила первоначальную толщину брони.


САУ-амфибия T86 GMC, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»
Источник - ww2photo.se

Первый экземпляр Т86Е1 попал на испытательный полигон в ноябре 1944 года. Эта модификация выглядела иначе, нежели Т86, отличаясь менее угловатыми формами. У механика-водителя появился перископ, позволявший ему не высовываться из люка во время управления машиной. Эта САУ была более быстроходной, развивая на воде скорость до 11,5 км/ч, на суше же её скорость была почти такой же, как и у М18. Вес САУ T86E1 GMC составлял 23 тонны.


T86E1 GMC, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»
Источник - jedsite.info

В конце 1944 года испытывался ещё один вариант САУ-амфибии – Т87, также созданный на базе САУ «Хеллкэт». Эта модель стала уже второй «производной» М18. Первой же был проект Т88 – на «Хеллкэт» установили 105-мм гаубицу Т12, которая могла вести огонь не только прямой наводкой, но и по навесной траектории. Эту САУ-амфибию управление заказало «Бьюику» в августе 1944 года – после того, как сражения на европейских фронтах доказали необходимость наличия такой машины в действующей армии. Уже в сентябре было готово два проекта – Т88 и Т88Е1. Они отличались лишь орудиями, будучи оснащены 105-мм гаубицей М4 от танка «Шерман» M4A4(105) HVSS и 105-мм авиационным перспективным орудием Т12 соответственно. Для установки гаубицы на САУ Т88 сконструировали специальную башню, позволявшую наводить орудие по вертикали на необходимые углы.


105-мм самоходная гаубица T88
Источник - s624.photobucket.com

Для САУ Т88 было изготовлено две башни. Одну установили на ходовую базу М18 и отправили на полигон для прохождения испытаний, а вторую установили на корпус амфибии проекта Т87


105-мм самоходная гаубица-амфибия T87, созданная на базе САУ М18 «Хеллкэт»
Источник - ww2photo.se


САУ проекта Т88 проходит испытания с использованием понтонов проекта «Ричи» Т7
Источник - alternathistory.org.ua

Кроме того, во время Второй мировой войны велись работы по установке в башне М18 «Хеллкэт» мощной 90-мм противотанковой пушки, способной пробивать броню новейших тяжёлых танков. В июне 1945 года конструкторы получили заказ на создание САУ на шасси М18, вооружённой 90-мм пушкой М3. Американские конструкторы пошли по уже привычному для них пути и установили на ходовую «Хеллкэт» готовую башню от 90-мм САУ М36 «Джексон» или «Слаггер» – это оказалось несложной задачей, так как погон башен обеих САУ совпадал. Проект назвали «Суперхеллкэт».


М18 «Суперхеллкэт» с 90-мм орудием М3 и башней от М36 «Джексон»
Источник - topwar.ru

При разработке модификаций на базе М18 «Хеллкэт» конструкторы столкнулись с проблемой отдачи, которая при выстреле по курсу заставляла САУ откатываться более чем на полметра, а при выстреле под углом – подбрасывала её, угрожая опрокидыванием. Пока конструкторы увеличивали дульный тормоз орудия и ширину гусениц САУ, война закончилась, и проект был свёрнут. Та же судьба постигла и проекты Т86, Т86Е1, Т87, Т88, Т88Е1.

Более продолжительная жизнь сложилась у другого проекта бронетехники на базе М18. После создания «Хеллкэта» американское командование столкнулось с проблемой его высокой скорости – остальная бронетехника американцев попросту не успевала за новыми САУ. Исходя из этого, было принято решение создать новые бронетранспортёры на базе шасси М18. С САУ сняли башню и изменили планировку боевого отсека. Спереди на получившемся бронетранспортёре установили станковый 12,7-мм пулемёт М2 «Браунинг». Бронетранспортёр мог буксировать трёхдюймовую пушку М6, перевозить снаряды для М18 «Хеллкэт» или пехоту численностью до 11 человек. Кроме того, была создана разведывательная версия бронетранспортёра Т41Е1, на которую установили две радиостанции. В целом же данный проект получил индекс Т41. Первые два экземпляра новой машины были изготовлены в мае 1944 года.


Проект Т4 – будущий бронетранспортёр М39
Источник - alternathistory.org.ua

Бронетранспортёр оказался настолько удачным, что использовался армией США не только во время Второй мировой войны, но и в Корейской войне (как в качестве бронетранспортёра, так и в качестве артиллерийского тягача), и был снят с вооружения только в 1957 году.


Бронетранспортёр М39
Источник - jedsite.info

Кроме того, во время войны в Корее часть бронетранспортёров М39 была переделана в огнемётные танки (проект получил очередной индекс Т65). Было изготовлено два прототипа, оснащённых огнемётными установками, позволявшими наводиться по вертикали от +25° до -15°, но, в конце концов, огнемётный вариант в серию не пошёл, так как для 1950-х годов его броня была уже слишком слабой.


Огнемётный танк T65, созданный на базе САУ М18 «Хеллкэт»
Источник - wwiivehicles.com

Хотя производство М18 «Хеллкэт» было прекращено ещё в 1945 году, отдельные экземпляры этой САУ продолжали воевать даже через полвека после этого. Во время гражданской войны в Югославии «Хеллкэты» оказались в руках всех трёх противоборствующих сторон. Ходовая часть машин к тому времени была полностью изношена, поэтому они быстро ломались и выходили из строя. Однако нашлось применение и оставшимся от них башням. Например, армия Сербской Краины установила несколько башен на свой бронепоезд «Крајина Експрес», принимавший участие в боевых действиях в Хорватии и в Боснии и Герцеговине. 4 августа 1995 года экипаж окруженного бронепоезда, оказавшись в безвыходной ситуации, подорвал его, чтобы тот не достался хорватским войскам.


Бронепоезд «Крајина Експрес»
Источник - media.desura.com

В свою очередь, Югославская народная армия использовала модернизированные САУ SO 76 M18. Эти «Хеллкэты» получили новый дизельный двигатель, из-за чего в задней части каждой такой машины появилась характерная решётка радиатора, по которой эту модификацию М18 проще всего отличить от остальных.


САУ SO 76 M18 в ряду другой техники. Хорошо видна специфическая решётка радиатора
Источник -topwar.ru


Подбитая САУ SO 76 M18

Боснийская компания TRZ Hadžići также внесла свою лепту в увеличение числа модификаций М18, создав свой вариант – М18А2, очевидно на базе югославской САУ SO 76 M18. Машина была снабжена автоматической трансмиссией, системой контроля огня, а также дизельным двигателем, замена которого могла быть проведена за 45 минут (скорее всего, благодаря использованию полозьев, спроектированных ещё в 1943 году).


Хорватская модификация M18А2
Источник - minitracks.forumpersos.com

Выработка ресурса двигателей и ходовой части самоходок привела к тому, что в бронетанковых войсках Югославии появился гибрид – шасси советского танка Т-55, поставлявшегося в Югославию в 60-е годы Советским Союзом, и башня САУ М18 «Хеллкэт», поставлявшейся в Югославию американцами в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Ни количество таких машин, ни причина потери югославскими танками Т-55 своих башен нам не известны. Известно лишь то, что создавались такие «гибриды» в 1995-97 годах, и что как минимум один такой танк попал в руки хорватских военных.


Симбиоз башни M18 «Хеллкэт» и шасси Т-55
Источник - jedsite.info

Ещё один вариант гибрида с использованием частей САУ М18 создали тайванцы. В 1975 году ими была сконструирована гибридная САУ Type 64, собранная из башен М18 «Хеллкэт», приобретённых в 1953 году, и шасси зенитной спаренной 40-мм самоходной установки M42 «Дастер». Всего на Тайване было произведено более 50-ти таких машин.


Тайваньский вариант гибрида М18 «Хеллкэт» - Type 64
Источник - jedsite.info

76-мм самоходная пушка M18, "Хеллкет" -
76 mm Gun Motor Carriage M18, Hellcat.

Самоходная артиллерийская установка выпускалась на заводах фирмы "Бьюик" с 1943 года. Для нее было разработано специальное шасси с ходовой частью, аналогичной ходовой части танка М24 . Установка выполнена по следующей компоновочной схеме: силовая установка расположена сзади, боевое отделение - посередине, а отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - спереди. В боевом отделении установлена открытая сверху башня кругового вращения со смонтированным в ней вооружением: 76,2-мм пушкой М1А1 и 12,7-мм зенитным пулеметом. При этом обеспечивался угол возвышения орудия +20 градусов и угол склонения -9. Пушка не имела дульного тормоза, ее скорострельность составляла 4 выстрела в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 686 м/с, а подкалиберного - 1035 м/с.

Для поворота башни использовался электрогидравлический привод. На самоходной установке монтировался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения "Континенталь", который вместе с агрегатами силовой передачи устанавливался на специальной раме, что позволяло выкатывать его из самоходной установки через кормовой люк. Агрегаты силовой передачи таким же образом выкатывались через люк в лобовом броневом листе. Это значительно упрощало ремонт установки в полевых условиях. Установка считалась стандартным противотанковым средством и состояла на вооружении отдельных танкоистребительных батальонов и истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время войны было изготовлено 2500 таких установок.

Истоки самоходной пушки М18 и ее модификаций на том же шасси лежат в принятом АТС в декабре 1941 г. решении о создании быстроходного истребителя танков с 37-мм пушкой, подвеской Кристи и двигателем "Райт Континенталь" R-975. Из двух заказанных опытных машин первую, получившую обозначение самоходная пушка Т49, построили в середине 1942 г., но с 57-мм орудием М1 (в связи с необходимостью повышения бронепробиваемости, выявленной в ходе боев в Западной пустыне) и торсионной подвеской вместо пружинной типа Кристи. В июле 1942 г. Т49 прошла испытания, но Танко-истребительное командование к тому времени нуждалось в более мощном орудии и просило АТС установить на вторую опытную модель 75-мм пушку М3 со среднего танка М4.

Таким образом, от проекта Т49 отказались в пользу сильнее вооруженной модификации, а вторая построенная опытная машина получила обозначение самоходная пушка Т67. Она имела коническую открытую сверху башню, аналогичную той, что изготовили для самоходной пушки Т35. Самоходная артиллерийская установка выдержала испытание и, благодаря своей небольшой массе в 20 "коротких" американских тонн (907,2 кг) и высокой удельной мощности двигателя, рекомендовалась к принятию на вооружение.

Однако в феврале 1943 г. Танко-истребительное командование снова изменило требования, сориентировавшись на 76-мм пушку М1, разработанную для танка М4. Построили еще шесть опытных машин, аналогичных Т67, но с 76-мм орудием, получивших обозначение самоходная пушка Т70. По результатам испытаний в конструкцию ввели ряд изменений, включая модифицированную лобовую часть корпуса и новую башню с кормовой нишей в качестве противовеса и ящиком для укладки ЗИП. Производство Т70 началось в июле 1943 г. на заводе фирмы "Бьюик". В феврале 1944 г. машину приняли на вооружение под обозначением самоходная пушка М18, позднее широко известная под кличкой "Хеллкэт" ("ведьма"). Построили 2507 САУ М18, прекратив производство в октябре 1944 г.

М18 была одним из лучших истребителей танков Второй мировой войны, а благодаря высокой удельной мощности еще и одной из наиболее быстроходных. Имелся и ряд других достоинств: низкий силуэт, рациональная форма бронирования, высокая надежность, прочная ходовая часть, что делало машину любимой экипажами. Самоходная артиллерийская установка "Хеллкэт" использовались американскими танко-истребительными батальонами в Италии и Северо-Западной Европе в 1944-45 гг., а высокая подвижность позволяла им добиваться больших успехов в поражении танков противника при сравнительно небольших собственных потерях.

Модификации 76-мм самоходная пушка M18, "Хеллкет"

  • 105-мм самоходная гаубица Т88 . Вследствие успешного применения М18 АТС в августе 1944 г. предложила разработать такую же машину со 105-мм гаубицей Т12. В декабре 1944 г. построили опытную машину, в целом аналогичную М18, за исключением вооружения и прицельных приспособлений. Разработку машины, обозначенной Т88, прекратили в связи с окончанием боевых действий в августе 1945 г.
  • Бронемашина общего назначения Т41 (М39) . В июне 1944 г. предложили использовать высокую скорость и низкий силуэт М18 для создания бронемашины общего назначения, которая могла бы использоваться в качестве тягача 3" (76-мм) ПТП М6 (на колесном ходу), разведывательной машины и БТР Две М18 переделали, сняв башни и изменив внутреннюю компоновку. В качестве бронированного тягача машина обозначалась Т41, а разведывательной машины - Т41Е1. В передней части боевого отделения устанавливалась турель с зенитным пулеметом "Браунинг" калибра 12,7 мм. Характеристики были аналогичны М18, исключая массу и высоту. Экипаж состоял из 2 человек, 7 человек орудийного расчета или пехотинцев. Машина, заказанная в июне 1944 г. в небольшом количестве, в начале 1945 г. получила обозначение М39.
  • Плавающие 76-мм САУ Т86, Т86Е1 и самоходная гаубица Т87 . Опыт боев на тихоокеанских островах привел к ряду предложений по приданию плавучести американской БТТ. В январе 1944 г. были предложены две опытные плавающие модификации М18 с большим легким водоизмещающим корпусом. Первая машина - САУ Т86 - двигалась на плаву за счет перематывания гусениц, а вторая Т86Е1 - с помощью двух гребных винтов. Выбрали первый вариант, и машина Т87 получила модифицированные траки гусениц вместе с некоторыми изменениями корпуса. Т87 появилась в декабре 1944 г. и испытывалась до конца войны, после чего проект остановили. Т87 вооружалась 105-мм гаубицей по типу Т88, в то время как Т86/Т86Е1 - 76-мм пушку по типу М18. Корпус Т87 был несколько укорочен. Три прототипа оказались удачными, показали хорошие мореходные качества и возможность выхода на берег в прибой. Однако обзор в передней сфере сильно ограничивался измененным корпусом. Кроме того, сочли необходимым установить в корме водяной руль.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 17 т
Размеры:
длина
6 лет назад Комментарии: 20


Ведьма (именно так переводится с английского M18 Hellcat) в реальности была одним из наиболее успешных проектов американского танкостроения времен Второй мировой войны. И в игре эта ПТ-САУ способна многое, например, заработать на ней медаль «Воин», то есть убить в одном бою минимум шесть танков противника, не так уж и сложно. Ведьму можно назвать одним из наиболее фановых танков в игре.

Итак, Hellcat находится на шестом уровне и является довольно своеобразной американской ПТ-САУ с башней, вращающейся на 360 градусов. Тем не менее, скорость поворота башни (как , так и топовой) небольшая и составляет всего 16 градусов, так что не нужно пытаться перекрутить противника в ближнем бою.

Ближний бой на Hellcat


В ближний бой вступать не следует и из-за практически полного отсутствия брони: она составляет для корпуса со всех сторон всего 13 мм! Это означает, что пробить Ведьму могут танки даже первого уровня, а попасть она может и к восьмым, которые уничтожат ее за пару выстрелов. Башня бронирована заметно лучше, во лбу – 76 мм плюс маска орудия, но и ее подставлять под выстрелы высокоуровневых противников не следует.

Следует сказать, что у Ведьмы есть аналог, это М36 Jаckson.
По сути, это очень похожие ПТ-САУ, у них одинаковые орудия, даже внешне они очень похожи. Отличает Джексон только лобовая броня, которая составляет 114 мм под наклоном. Казалось бы, это большое преимущество перед Ведьмой, ведь если ставить Джексон ромбом, то от одноуровневой техники велик шанс .

Но за такую броню Джексон расплачивается посредственной динамикой. А у «картонной» (если не сказать «бумажной») Ведьмы максимальная скорость составляет целых 72 км/ч, причем набирает она ее быстро, так что можно уходить из-под огня противника благодаря прекрасной динамике. В целом, выбирать лучше Ведьму, а не Джексона: 114 мм (даже под наклоном) для высокоуровневых противников не представляет проблемы, а вот попасть по динамичной ПТ-САУ сложно.

Орудие M18 Hellcat - основное преимущество

Что касается орудия Ведьмы, то оно просто прекрасное для своего уровня: 160 среднего пробития , 240 среднего урона, разброс 0.35 и быстрое сведение (всего 1.7 секунды). В совокупности это позволяет и эффективно поражать цели на дальних дистанциях, и быстро стрелять из-за угла, а потом скрываться за укрытием. Топовое орудие делает M18 Hellcat универсальным танком , который может отыгрывать роль не только ПТ-САУ, но и полноценного среднего танка (с учетом отсутствия бронирования, конечно).

Также стоит отметить прекрасные углы вертикальной наводки, что отличает большую часть американской техники. Орудие Ведьмы может опускаться вниз на десять градусов, что позволяет эффективно использовать холмы и показывать для выстрела только крепкую маску орудия.

Ошибки при игре на Хелкате


Несмотря на такие достоинства, многие игроки не умеют играть на Хелкате и быстро умирают в начале боя, совершая так называемый « » или «ололо-свет». В большинстве случаев это происходит из-за того, что неопытный игрок несется на врага в первых рядах (а высокая скорость Ведьмы это позволяет), попадает в засвет и уничтожается сфокусированным огнем, так как эта ПТ-САУ в рандомных боях имеет грозную славу.

Другой ошибкой является попытка играть весь бой на Ведьме, как на обычной ПТ-САУ, но только с башней. Лучше, конечно, не умереть в первые минуты, а простоять в кустах и нанести хоть какой-то урон противнику, но предназначение Ведьмы все-таки другое. Игра на ней предполагает довольно агрессивную тактику, сами американцы называли ее «Hit and run» , что переводится как «Бей и беги» .

Какую тактику предполагает танк M18?

В начале боя на Хелкат не стоит занимать стандартные для ПТ-САУ позиции. Наоборот, нужно максимально быстро выдвигаться на ключевые точки, с которых можно (прекрасный для ПТ-САУ обзор в 370 метров это позволяет сделать без труда) и произвести несколько выстрелов. Как только противник вас заметил, обратил внимание, надо сразу разворачиваться и отступать.

Вообще не нужно устраивать перестрелки с противником, идти на размен, даже если вы играете с пятыми-шестыми уровнями. Следует отступить, нанести урон и опять отступить. Стоять на месте нельзя вообще, движение и убережет вас от огня противника, и позволит оказываться на таких позициях, с которых вы сможете наносить максимальный урон.

Во многих случаях желательно разворачиваться к противнику кормой для максимально быстрого отступления: стоять лбом к противнику бесполезно из-за практически полного отсутствия брони.

Как быть, если рандом закинул вниз списка

Ведьму отличает от множества танков то, что она прекрасно чувствует себя внизу списка. Можно настрелять большое количество урона (и, следовательно, получить много опыта и серебра) даже в боях с восьмыми уровнями. Нужно только правильно выбирать момент для выстрела, ни в коем случае не атаковать в лоб, а заходить с фланга. Для поражения противника восьмого уровня в борт среднего пробития в 160 мм будет достаточно. В высокоуровневых боях можно выполнять роль светляка, но все-таки для Hellcat это не очень подходящая функция.

Отдельно стоит сказать о маскировке.


Сильно полагаться на нее не стоит, это не Т49, который мог поражать отдельных подслеповатых противников со средних дистанций из-за кустов, оставаясь не замеченным. Светится Хэлкат довольно сильно, этому способствует и сравнительно высокий силуэт, и дульный тормоз топового орудия.

Тем не менее, маскировочная сеть и прокачанная маскировка у всего экипажа сильно улучшат ситуацию. Полностью вращающаяся башня позволяет не поворачивать корпусом вслед за противником, когда вы затаились в кустах и стреляете по чужому засвету. Башня вращается медленно, но поддаваться искушению довернуть корпусом не стоит: лучше потерять лишнюю секунду, чем засветиться. Для засадной тактики незаменимо будет шестое чувство , прокачанное у командира. Не забывайте только, что действуют оно с задержкой в три секунды, так что если противник целится в вас, уходите, не ждите загорания лампочки.

Выбираем оборудование для шустрой ведьмы

  • Итак, из оборудования стоит первой брать маскировочную сеть, ведь стоит она дешево.
  • Вторым следует остановить досылатель, это актуально практически для любого танка.
  • С третьим слотом не все так очевидно: большинство улучшают обзор с помощью просветленной оптики или стереотрубы. Первая подходит для агрессивной тактики, вторая предполагает классическую засадную.
Ставить усиленные приводы наводки особого смысла нет, сведение и так составляет 1.7 секунды, хотя решать, конечно, вам. Набор снаряжения стандартный: ремкомплект, аптечка, огнетушитель. Стоит сказать, что критуется и горит Ведьма довольно часто , так что экономить на снаряжении не стоит.

В заключение стоит сказать, что Ведьма не зря считается одной из самых фановых машин: великолепная динамика, вращающаяся башня и прекрасное орудие делают эту ПТ-САУ универсальной машиной, на которой можно и нужно совмещать различные тактики. Но в этом и состоит сложность: достичь настоящего мастерства на Ведьме очень сложно, многих отпугивает практически полное отсутствие брони.