Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Церковь рождества богородицы на стрелке кулишках. Описание церкви рождества пресвятой богородицы на кулишках. Фото и описание

Чудное такое название – Солянка! Откуда же оно взялось?

Церковь Кира и Иоанна на Солянке

До начала 19-го века Москва не знала скульптурных памятников. Но, тем не менее, памятники были – это были памятники-храмы или часовни. По тому или иному знаменательному событию: победа русского оружия, посажение на стол великого князя, царская свадьба или венчание на царство. В день Кира и Иоанна состоялось венчание на царство Екатерины-II. Отсюда и название несохранившейся церкви, она была разрушена в 1934 году.

Хотя почему – не сохранившейся? Один маленький кусочек всё же сохранился! И сейчас я вам его покажу.
1.

Это все что осталось от церкви – один пилон её ограды. Улица Солянка, дом 6. Если посмотреть вправо от этой таблички, то это и есть вмурованный в стену столб ограды церкви Кира и Иоанна. Это всё, что от неё осталось.

Здание фельдъегерской службы. Возведено в брежневские времена. Местные жители его в шутку называют «Дом с кологотками». Почему? Ну очевидно, по виду фасада. Серьезное учреждение – когда крутые иномарки с гос. номерами подъезжают к воротам, то пассажиры выходят, водитель отрывает багажник для досмотра.

Соляной двор

Мы с вами находимся на территории бывшего соляного двора.

Еще в 17-м веке возле Яузовской дороги, неподалеку от площади Варварских ворот был устроен соляной двор. Современные здания были построены с 1911 по 1915-й годы в два этапа. Первый корпус (справа на фотке) был построен в мирное время, второй после начала первой мировой войны. Качество постройки второго здания было хуже, поэтому балконы еще в 80-е годы начали разрушаться. И долгое время, около 20-ти лет дом простоял без балконов. А восстановлены они совсем недавно, в ходе ремонта прошлого года.

Балконы в стиле модерн
6.


7.

Дом и его подвалы окутаны легендами. Правда, это не те, соляные подвалы, а новые, которые вырыли при строительстве зданий. Подвалы двухэтажные, а в некоторых местах даже и трехэтажные – предназначены изначально для хранения товаров. Это были склады с широкими проездами – могли разъехаться две подводы, ну или позже – два автомобиля. Конечно, есть и въезд. В 90-е годы коммерсанты оборудовали там автомойку.

Интересно, что во время рытья котлована под будущий дом был найден клад:


В 1913 году во дворе строившегося дома Московского купеческого общества на глубине свыше 2 метров был найден клад в глиняном горшке (13 фунтов 81 золотник - приблизительно это составляет 9 тысяч экземпляров копеек времени Ивана IV, Фёдора Ивановича, Бориса Фёдоровича). Клад был осмотрен Археологической комиссией и возвращён находчику.

Подвалы подвергаются набегам сквоттеров. Они там даже вешают таблички, обозначают «улицы». Раз в три-четыре года сквоттеров выпиливает полиция и пожарные, затем они проделывают новый проход и просачиваются на облюбованное место.

Во время Великой Отечественной войны подвалы использовались как бомбоубежище.
«Дом под ангелами» – второе название Соляного двора.
Две рельефные фигуры мифологических богинь Славы – в аттике корпуса, обращенного фасадом на Солянку (см. фотку в самом начале экскурсии).

Элементы рельефных украшений
9.

Анфилада арок сети проходных дворов – являлась местом съемки эпизода фильма Брат. Именно здесь герой Виктора Сухорукова расстреливает большой черный джип из пулемета Максим.
Еще есть замечательный фильм советской эпохи «Через тернии к звездам», в подвалах этого дома снимали эпизоды гибнущей планеты.

Въезд во двор перегорожен вот такой решеткой с серпом и молотом.
10.

Кстати, лихолетье начала XX века не обошло стороной и жильцов этого престижного дома - 45 из них в 1937-1938 годах были расстреляны.

А мы с вами идем до стрелки с Подколокольным переулком.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на стрелке

Дополнение к названию говорит само за себя - церковь расположена на стрелке, образованной Подколокольным переулком и Солянкой. По всей видимости, Подколокольный переулок получил своё название по колокольне, от которой он начинается и идёт в сторону Хитровской площади.

Сейчас здесь находится Аланское подворье, службы ведутся и на осетинском языке. Поэтому памятник Жертвам Беслана установлен именно здесь. Правда с нарушением норм, поскольку памятники в охранной зоне объекта культурного наследия устанавливать нельзя. В народе этот памятник прозвали «Жертвам Церетели». Автором памятника является Зураб Константинович, это, видимо и является ответом на вопрос об особенности месторасположения.

Воспитательный дом

Мы с вами стоим в воротах Воспитательного дома.

Императорский Воспитательный дом построен во времена императрицы Екатерины-II, архитектором Карлом Бланком как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Сюда же их и подкидывали.

Два корпуса: для мальчиков и девочек. Мальчиков учили какому-нибудь ремеслу, девочек вышивать и разные там кружева плести. Плюс здесь существовала система приданного: целый ряд меценатов давали деньги на приданное выпускницам. Понятно, что всех было обеспечить невозможно, поэтому каждый год устраивали что-то типа лотереи.

Парадный въезд, на пилонах ворот – две скульптуры. У скульптур есть название - Милосердие (та, которая без руки) и Воспитание. Скульптор Иван Витали. Здесь стоят копии, а подлинники находятся в музее архитектуры на территории Донского монастыря.

Если посмотреть на старинные фотки, то можно заметить вот что. Первоначально в поднятой вверх руке «Милосердия» было сердце. Потом сердце оказалось утраченным, и вся скульптурная композиция стала выглядеть так, будто женщина пытается нашлепать по попе ребенка, который возле неё стоит.

Но видимо она так преуспела в этом, что руку-то и сломала.

В советские годы в Воспитательном доме располагалась военная академия РВСН им. Дзержинского, сейчас она носит имя Петра Великого.

Здание опекунского совета – административный орган Воспитательного дома. Не только Воспитательного, но и целого ряда благотворительных учреждений по всей территории Российской империи: приюты, богадельни, странноприимные дома и прочие больницы. Всем этим огромным хозяйством как раз Опекунский совет и управлял.

Совет был наделен правами осуществлять расчетно-ссудные операции. Здесь в 1842 открылась первая сберкасса. Именно поэтому современный Сбербанк ведет отсчет своей истории с 1842 года.

Обратите внимание на рельефные изображения древнегреческих богинь. Чуть раньше мы точно такие же изображения видели на фронтоне дома в Соляном дворе.

Восьмиколонный портик увенчан фризом работы скульптора И.П. Витали

Сюда приезжали помещики, закладывали свои поместья. Особенно активно они этим стали заниматься после реформы 1861 года по освобождению крестьян. А в начале 30-х годов сюда приехал Александр Сергеевич Пушкин заложить свою нижегородское имение – ему было необходимо поправить свой семейный бюджет.

Дополнительная статья дохода – совет имел привилегию печатать игральные карты. Плюс торговля изделиями из кожи, фаянса и фарфора. Вся полученная прибыль шла на поддержание сети благотворительных учреждений.

А мы тем временем уже вышли на яузскую площадь. Дом с колоннами, принадлежал купцам Смирновым.

Папа был купец, а сын у него был – профессор права московского университета. Помните был такой советский фильм «Прохиндиада или бег на месте»? Там был такой Сан Саныч, который всех знал и мог каждому помочь. Ну вот профессор Смирнов примерно таким «Сан Санычем» был, только в начале 19-го века. Он был знаком со многими сильными мира сего и охотно ходатайствовал по всевозможным запутанным делам. Естественно, основные свои капиталы она заработал не на преподавании криминалистики в стенах московского университета, а вот как раз на ниве хождения по различным вельможным и чиновничьим кабинетам.

По соседству – городская усадьба Гончаровых-Филиповых .

Усадьба была основана прапрадедом Натальи Гончаровой Афанасием Гончаровым, владельцем полотняного завода под Калугой. Позднее уже её дед, Афанасий Николаевич Гончаров построил главный дом усадьбы в стиле классицизма (по проекту ученика М.Ф. Казакова архитектора И.В. Еготова), который М. Казаков включил в альбомы лучших московских зданий начала XIX в.

Дед Натальи Николаевны, был человек эм.. ну скажем прямо, загульный. Очень любил кутить, обожал играть в карты. В результате проиграл практически все свою многомиллионное состояние, поэтому всё, что можно было продать, было продано. Четверть века спустя Пушкин нашел Наталью Николаевну совершенно в другом месте – на Большой Никитской улице.

Чаеторговец Филиппов размещает здесь чаеразвесочную фабрику. После 17-го года фабрика была, естественно, национализирована, затем тут были коммуналки, и последние жильцы выехали отсюда относительно недавно, в середине 90-х годов.

В наши дни было принято решение комплекс этих зданий отреставрировать. Были использованы альбомы Казакова (Матфей Федорович не только свои творенья фиксировал, но и творенья своих современников, понравившиеся ему), благодаря этому дом был восстановлен у том виде, какой он был до пожара 1812 года. Здесь медная крыша, здесь медные водосточные трубы, отреставрирована изразцовая печь и своды, паркетные полы. Сейчас там различные дома моды и прочие конторы. А еще в 90-е годы на крыше главного дома, тогда одноэтажного, на протяжении двух или трех лет в летнее время устраивались очень пафосные дискотеки. «Новые русские» сюда приезжали на шестисотых мерседесах, музыка гремела на всю округу.

Жильцы боролись долго. Года три они писали письма в различные инстанции, наконец все-таки эта дискотека была закрыта.

Храм Троицы в Серебрянниках

Уголок этого храма виден на предыдущей фотке. Давайте рассмотрим его получше.

Сам Серебряннический переулок – это память о слободе денежных мастеров, В старину, в 18-м веке здесь проживали серебряных дел мастера денежного Серебряного двора, изготавливавшие также серебряную посуду для царского двора, оклады для икон, нательные кресты и серебряные украшения - серьги, кольца. Был небольшой монетный двор, где изготавливались заголовки для медных денег.

Колокольня церкви Троицы построена на деньги Афанасия Гончарова вероятнее всего по проекту Карла Бланка.

Заходящее солнце подсвечивает колокольню желтым цветом

Это довольно уже архаичная постройка для тех времен, для начала 70-х годов, такой неожиданный возврат к барокко. Ну, исследователи полагают, что сам Афанасий Гончаров – человек эпохи барокко. А кто платит, ведь тот, как известно, и заказывает музыку.
Очень часто эта церковь включается в путеводители типа «Московские масоны». Сложно судить, насколько этот храм связан с масонами, поскольку нельзя сказать, что символика уникальна именно для вольных каменщиков.

А мы с вами сейчас пройдем в подворотню, напротив этого храма, и я покажу вам кое-что интересное!

Продолжение следует..

Храм Рождества? Пресвятой Богородицы на Кули?шках (на Стре?лке) - православный храм Покровского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Таганский, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы; приделы в честь святого апостола Иоанна Богослова, в честь святого великомученика Димитрия Солунского.

С 1996 года является Патриаршим Аланским подворьем. Служба в храме совершается на церковнославянском и осетинском языках.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое болотистое место, и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Церковь расположена на стрелке, образованной Подколокольным переулком и Солянкой. По всей видимости, Подколокольный переулок получил своё название по колокольне, от которой он начинается и идёт в сторону Хитровской площади.

В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) - на развилке двух древних дорог - в Заяузье (Улица Солянка; бывшая Большая Коломенская дорога, доходящая до Коломны на Оке и далее идущая в Рязанское княжество), и в великокняжеское село Воронцово на Воронцовом поле (Подколокольный переулок).

В связи с расположением здания церкви у места сбора общерусского войска на Васильевском лугу перед походом на Куликово поле и посвящением главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы, известный историк и архивист начала XIX века А. Ф. Малиновский в своём фундаментальном рукописном труде «Обозрение Москвы» связывал первоначальную постройку деревянного храма на этом месте с увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище 8 сентября 1380 года. Поскольку его труд впервые был опубликован лишь в 1992 году, эта важная информация оставалась совершенно не замеченной почти 170 лет.

В 1600 году на месте деревянной церкви была построена кирпичная.

Нынешнее здание Рождественского храма в стиле зрелого классицизма построено по проекту архитектора Д. Балашова (по другим сведениям - братом В. И. Баженова - Дмитрием Баженовым) в 1803-1804 годах на месте старого, при колокольне и трапезной, отстроенных в 1801-1802 годы.

Храм сильно пострадал во время пожара 1812 года: огонь уничтожил ротонду, были похищены серебряные оклады икон, венцы, лампады, одежды, антиминсы.

Ризница церкви построена в 1880 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева.

Храм был закрыт в 1935 году, обезглавлен, но устоял. В советское время в здании церкви размещались: скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгено-радиологический институт, медицинские учреждения, салон красоты.

В 1991 году был возвращён Русской Православной Церкви, возобновлено богослужение.

В 1996 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках был передан московской осетинской общине и стал известен как Аланское подворье.

В 2007 году настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках стал игумен Георгий (Бестаев). Он приехал в Москву из подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где последние 8 лет служил скитоначальником в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в посёлке Лоза.

Зимой 2008 года храм и колокольня покрылись лесами - начались ремонтно-восстановительные работы.

В 2009 году было восстановлено золочёное завершение колокольни и установлен крест.

Паломнические поездки к Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Адрес: ул. Солянка, 5/2

Как добраться до церкви Рождества Богородицы на Стрелке: ст. метро Китай-город

Самая первая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке (Кулишках) была построена в 1547 году в Белом городе на развилке (стрелке) крупных дорог, одна из которых вела в Заяузье, а вторая - в великокняжеское село Воронцово. Сейчас это развилка улицы Солянки и Подколокольного переулка в Таганском районе Москвы. Местность эта в старину называлась Кулишками, или кулижками - по одной из версий, толкующих это слово, кулижками называли поляны, расчищенные от леса. Район Кулишки в прошлом находился в месте впадения Яузы в Москву-реку, а сейчас - это Солянка, примыкающие к ней переулки вплоть до Яузского бульвара и набережной, а также участок, на котором расположен бывший Воспитательный дом.

В 1600 году деревянное здание церкви заменили кирпичным. Главный престол храма освящен в честь Рождества Богородицы. Первый придел Рождественского храма устроен в честь апостола Иоанна Богослова (1722 г.), а второй в честь Дмитрия Ростовского (1763-1858). В 1858 году придел Дмитрия Ростовского был переосвящен в честь великомученика Дмитрия Солунского.

В 1800 - 1802 годах по проекту архитектора Д. Балашова была пристроена трапезная с колокольней. А в 1803-1804 этот же архитектор (по другой версии - Дмитрий Баженов), вместо старой церкви выстроил новое, в стиле зрелого классицизма, которое сохранилось до наших дней. Церковь Рождества Богородицы на Стрелке значительно пострадала во время московского пожара 1812 года, поэтому в 1821 году была частично перестроена. В 1880 году у Рождественской церкви появилась ризница, которую построили по проекту архитектор В. Карнеева.

В отличие от многих церквей, храм Рождества Богородицы на Стрелке действовал еще долгое время после революции 1917 года. Лишь в 1935 году церковь закрыли и обезглавили, но само здание не разрушили. В течение нескольких десятилетий здесь размещались различные учреждения, среди которых: скульптурная мастерская, Леспроект, рентгено-радиологический институт и даже салон красоты. За это время внутренняя часть церкви была полностью перестроена.

В 1991 году храм возвратили Русской Православной Церкви, а в праздник Рождества Христова в 1992 году после долгого перерыва здесь состоялось первое богослужение, которое проводилось на церковно-славянском и аланском (осетинском) языках (церковь находится в пользовании осетинской диаспоры в Москве).

В начале 2008 года была осуществлена реставрация церкви и колокольни церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке.


Историческая справка:


1547 г. - построена первая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке (Кулишках)
1600 г. - деревянное здание церкви заменили кирпичным
1722 г. – обустроен придел в честь апостола Иоанна Богослова
1763 г. – обустроен придел в честь Дмитрия Ростовского
1800 – 1802 г.г. - по проекту архитектора Д. Балашова была пристроена трапезная с колокольней
1821 г. – церковь Рождества на Стрелке была частично перестроена
1858 г. - придел Дмитрия Ростовского был переосвящен в честь великомученика Дмитрия Солунского
1880 г. - к Рождественской церкви пристроили ризницу по проекту архитектор В. Карнеева
1935 г. - церковь закрыли и обезглавили
1991 г. - храм возвратили Русской Православной Церкви
1992 г. - после долгого перерыва здесь состоялось первое богослужение

Фото: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Фото и описание

Первая деревянная церковь на месте нынешнего храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках была известна с первой половины XVI века. Церковь была построена в том месте, где собиралось русское войско перед тем, как под началом князя Дмитрия Донского выйти на Куликовскую битву с войском ордынского темника Мамая.

Эта местность называлась Кулишками, так как, видимо, в то время представляла собой оставшуюся после порубок леса землю, предназначавшуюся под пашню. Кулишки находились в месте слияния двух рек – Москвы и Яузы, а сейчас здесь проходит улица Солянка, на которой и стоит храм. Все московские улицы, названия которых произошли от слова «соль», получили их из-за близости к Соляному рыбному двору, построенному в XVI-XVII столетиях. Кроме этого, храм стоял у слияния двух дорог – на Воронцово и в Заяузье.

За свою историю храм дважды горел по-крупному. Впервые это произошло в 1547 году, и после того пожара к началу XVII века здание храма было вновь отстроено в кирпиче. Второй пожар произошел во время Отечественной войны 1812 года, но перед пожаром в нем похозяйничали наполеоновские солдаты, вынесшие всю утварь и ценности. Здание храма, построенное совсем недавно, в начале XIX века, пострадало тогда частично – сгорела его ротонда.

В 30-е годы прошлого столетия церковь была закрыта. После сноса глав здания в нем размещались учреждения самого разного профиля: от мастерской скульптора до салона красоты. В 90-е годы богослужения в храме возобновились, и он был передан осетинской общине – так храм стал Аланским подворьем, и богослужения в нем проводятся также на осетинском языке. В начале нынешнего века в здании проводились восстановительные работы, а в 2010 году возле храма Рождества Богородицы был установлен монумент работы Зураба Церетели «В память о жертвах Беслана». Здание храма является объектом культурного наследия РФ.