Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Атака эсминца дональд кук. Истерика вокруг эсминца "дональд кук". На безымянной частоте

14 апреля в ходе "прямой линии" президент России Владимир Путин напомнил, что "от тайги до британских морей наша армия всех сильней", а гособоронзаказ .

В этот же день в Улан-Баторе российский министр иностранных дел Сергей Лавров : "Мы наблюдаем беспрецедентное с окончания холодной войны наращивание военной активности, присутствие НАТО на так называемом Восточном фланге альянса с целью оказания военно-политического давления на Россию для сдерживания. Все это сопровождается агрессивной пропагандистской кампанией по демонизации России". Российские политики не раз критиковали усиление военной активности НАТО в Европе.

В США заявили, что Су-24 пролетел менее чем в 10 метрах от эсминца Командование США ранее обвинило российских пилотов в симуляции атаки на эсминец Donald Cook в Балтийском море. Моряки заявили, что самолеты несколько раз пролетали ниже командного мостика военного корабля.

14 апреля Пентагон обвинил российских летчиков в имитации атак на эсминец Donald Cook в Балтийском море. По наблюдениям американских моряков, самолеты Су-24М несколько раз пролетали ниже командного мостика и в 9 метрах от корабля. При этом Donald Cook находился в международных водах.

13 апреля пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест отметил : "Этот инцидент… совершенно несовместим с профессиональными нормами вооруженных сил, действующих в непосредственной близости друг от друга в международных водах и международном воздушном пространстве. Любая военная активность в мирное время должна осуществляться в рамках международных законов и норм, выполняться с должным уважением к правам других стран и безопасности других самолетов и судов". Американцы вспомнили даже советско-американское соглашение 1970-х годов о предотвращении инцидентов в открытом море.

В ответ официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил, что летчики ВКС в Балтийском море с соблюдением всех мер безопасности.

Кто же более агрессивен в Европе вообще и на Балтике в частности — РФ или США?

Сопротивление России пропорционально угрозам

В Минобороны не согласны с заявлением США об опасном пролете Су-24 Увидев корабль, летчики отвернули в сторону, как и предписывают правила, пояснил представитель Минобороны Игорь Конашенков. В ведомстве обратили внимание, что инцидент произошел недалеко от российской военной базы.

Пентагон опубликовал видео, чтобы доказать опасность действий боевой авиации РФ в Балтийском море, где 11 и 12 апреля фронтовые бомбардировщики Су-24М более 20 раз пролетели над эсминцем ВМС США Donald Cook. Европейское командование США (EUCOM) заявило, что подобные действия могут вызвать ошибку в расчетах и привести к инциденту с серьезными ранениями или гибелью.

И все же неясно, чем реально угрожали американцам Су-24М без бомб и ракет на подвесках или вертолет Ка-27, который вел фотосъемку? В такой ситуации можно погибнуть только от страха.

Если вблизи территориальных вод России маневрирует иностранный эсминец с крылатыми ракетами "Томагавк" на борту (от 56 до 96 единиц в обычном и ядерном оснащении), в составе корабельной группировки НАТО, это, безусловно, вызов. Появление российской авиации в районе учений вполне закономерно. Возможны иные (надводные и подводные) варианты реагирования ВКС и ВМФ России, ведь подобную угрозу невозможно не заметить.

Два дня облетов выглядят как программа исследований потенциальных возможностей оружия (ПВО) эсминца Donald Cook — на разных высотах и курсовых углах. Судя по нервной реакции Пентагона, российские летчики действовали вполне профессионально, а экипаж эсминца — не очень.

Возможно, мирное сопровождение эсминца бомбардировщиком Су-24М кому-то показалось . За это американским морякам надо лишь благодарить российских летчиков, ведь маневры без противодействия потенциального противника (обычная практика НАТО) — жалкое подобие реальной боевой обстановки, имитация боеготовности.

Между тем, ничего необычного в небе над Балтикой не произошло. В годы холодной войны подобные ситуации возникали регулярно. И американские самолеты аналогичным образом летали над советскими кораблями. Просто за годы российского непротивления злу насилием военные моряки США немного расслабились. Есть шанс теперь привыкнуть к нормальным условиям и нагрузкам. Ведь это американский эсминец проводит учения в непосредственной близости от России, а не Су-24М маневрирует над Мексиканским заливом.

В конгрессе предложили усилить флот США в Европе Расширение активности американских военно-морских сил должно стать ответом на угрозу, которую представляет собой международное поведение России, заявил парламентарий Рэнди Форбс.

ВКС России имеют полное право контролировать прилегающие морские акватории. И чем ближе подойдут к границам РФ боевые корабли США, тем ниже будут летать над их палубами Су-24М, тем жестче будет реакция России. И предложение американского конгресса об усилении ВМС США в Европе может привести лишь к усилению противодействия.

Неосторожная решимость

Американский эсминец зашел в Польшу, чтобы продемонстрировать приверженность ВМС США повышению общих навыков работы на море, и 11 апреля покинул порт Гдыня для участия в маневрах на Балтике Atlantic Resolve (Атлантическая решимость). Однако вблизи российских границ решимость следует проявлять очень аккуратно и взвешенно. Все же USS Donald Cook — эскадренный миноносец четвертого поколения, главным оружием которого являются крылатые ракеты "Томагавк" с дальностью полета до 2500 километров.

Если "Атлантическая решимость" проецируется на такую глубину, то Россия проявила величайшую сдержанность (с учетом югославского и ливийского сценариев боевого применения крылатых ракет "Томагавк").

USS Donald Cook относится к 22-й эскадре Командования сил флота США и приписан к базе "Рота" в Испании. Впервые появился у российских берегов весной 2014 года, когда недовольные присоединением Крыма к России американцы решили продемонстрировать свой флаг близ крымского побережья. И 12 апреля 2014 года в Черном море Су-24М несколько раз облетел американский эсминец. Сообщалось, что система радиоэлектронного подавления "Хибины" на борту Су-24М произвела неизгладимое впечатление на экипаж эсминца Donald Cook.

Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24М (по классификации НАТО — Fencer — "Фехтовальщик") предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включая высокоточные и ядерные боеприпасы. С 2008 года бомбардировщик оснащается вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест", которая позволяет эффективнее находить и уничтожать цели. Су-24М способен летать на малой высоте с огибанием рельефа местности, действовать в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Максимальная скорость полета у поверхности земли — 1250 км/час.

На вооружении ВВС России находятся более 200 модернизированных Су-24М/М2 и 79 Су-24МР (разведчик), которые постепенно заменяют на фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34. Однако не количество и характеристики оружия определяют регулярные недружественные встречи российского Су-24М и американского эсминца Donald Cook в морях, омывающих РФ.

Судя по всему, руководство США любыми способами пытается оправдать свое чрезмерное военное присутствие в Европе, а НАТО — настойчивыми поисками врага — маскирует бессмысленность своего существования.

Фото Reuters

Вчера стали известны подробности инцидента в Балтийском море. По заявлению Пентагона, подкрепленного фото- и видеоматериалами, российские бомбардировщики Су-24 в компании с палубным вертолетом Ка-27 в течение двух дней, опасно маневрируя на предельно малых высотах и периодически имитируя выходы в атаку, совершали облеты американского эсминца «Дональд Кук», принимающего участие в маневрах вместе с польскими Военно-морскими силами. Европейское командование уже выказало глубокую озабоченность «непрофессиональными маневрами российских самолетов». Обеспокоенность по поводу инцидента выразили и в Белом доме. При этом отмечается, что попытки связаться с пилотами на английском и русском языках оказались безуспешными.

Зато оперативно отреагировало Минобороны России. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков дал понять, что очень удивлен «болезненной реакцией американских коллег». По его словам, облетая находящийся в нейтральных водах американский миноносец, экипажи российских бомбардировщиков действовали с максимальной предосторожностью. «Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, - уточнил генерал, – летчики совершили от него отворот с соблюдением всех мер безопасности».

В общем, между двумя великими ядерными державами состоялся очередной обмен любезностями, характерный для наступившего ледникового периода холодной войны. Но если объективно, наши летали вокруг «Дональда Кука» действительно лихо, при этом высота полетов составляла не более 30 м. Однажды Су-24 прошел даже ниже корабельных надстроек – настолько, что от реактивных струй поднялось волнение, утверждает американский наблюдатель.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу российская авиация наконец-то стала регулярно подниматься в воздух, а после присоединения Крыма – как бы к этому историческому эпизоду ни относились! – обозначилась и некоторая государственная воля. Кстати, у эсминца «Дональд Кук» уже была возможность почувствовать ее на своей металлической шкуре.

В советские времена американский флот очень редко – все случаи можно пересчитать по пальцам – решался заглядывать в Черное море. А вот с появлением независимой Украины вообще перестал вылезать из этих вод, весьма значимых в оборонном смысле для России. Во-первых, появилось больше правовых оснований для постоянного присутствия. Во-вторых, считалось, что у Москвы нет военных аргументов, чтобы серьезно возражать.

По крайней мере экипаж все того же эскадренного миноносца «Дональд Кук», объявившегося ровно два года назад (10 апреля 2014 года) в нейтральных водах Черного моря, чувствовал себя хозяином положения. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», позволяющая одновременно сопровождать сотни целей, и почти сотня крылатых ракет «Томагавк» в ядерном и обычном снаряжении, с дальностью пуска до 2500 км – это был, безусловно, сильнейший аргумент. Поэтому появление невооруженного Су-24 поначалу не произвело особого впечатления. Но ровно до того момента, пока экипаж бомбардировщика не включил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины»: «Дональд Кук» тут же ослеп и оглох – проще говоря, превратился в кусок плавающего железа, с которым можно было сделать все что угодно. А Су-24 сымитировал 12 заходов в атаку и лег на обратный курс.

Как потом стало известно, в результате встречи с российским Су-24 весь экипаж «Дональда Кука» был деморализован, а 27 американских моряков сразу же написали рапорты на увольнение с флота. Естественно, с берегов Потомака в адрес России моментально последовало обвинение в «нарушении собственных традиций и международных договоров». Но вот что примечательно: прежде на все настоятельные просьбы Москвы «не превращать Черное море в очередной натовский полигон» американцы ровным счетом никак не реагировали, а вот «Хибины» почему-то подействовали сразу же...

Но уроки, видимо, надо еще и закреплять. В ответ на протесты американской стороны в связи с последним инцидентом на Балтике генерал Игорь Конашенков отметил, что эсминец ВМС США «Дональд Кук» находился хоть и в нейтральных водах, но все-таки в 70 км от главной военно-морской базы Балтийского флота (г. Балтийск) – то есть на дальности применения бортового оружия. Причем с огромным запасом. Так что наша реакция не была столь уж необоснованной. К тому же «принцип свободы судоходства эсминца США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов», – отметил официальный представитель Министерства обороны России.

Кстати, совсем недавно в том же районе, над Балтикой, нашим Су-27 пришлось отгонять натовские истребители, пристроившиеся к самолету Сергея Шойгу, на борту которого находилась одна из ядерных кнопок, положенных министру обороны по должности. Тогда все обошлось. И все-таки военным лучше держаться друг от друга подальше. От международных контактов с применением кораблей и боевой авиации ничего хорошего не предвидится.

Госдепартамент США признал, что экипаж американского эсминца "Дональд Кук" оказался деморализован после встречи с русским бомбардировщиком Су-24, не имевшим на борту бомб и ракет. Мы узнали, почему так произошло и что еще у России есть вдохновляющего.

На безымянной частоте

10 апреля в Черное море вошел американский эсминец "Дональд Кук". 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля, после рядового в общем-то инцидента - самолеты наши не очень регулярно сближаются с кораблями вероятного противника в нейтральных водах, - Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в нарушении собственных традиций и международных договоров. Упомянуто было, что экипаж "Дональда Кука" после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца?

"Дональд Кук" - это вам не ржавая подлодка "Запорожье", а эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. Это самый массовый послевоенный корабль водоизмещением более 5000 тонн: с 1988 года построено 62 штуки, запланировано еще 13. Главным оружием "Кука" являются крылатые ракеты "Томагавк" с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно.

380 человек, составляющие экипаж корабля, надежно защищены. Боевые посты "Дональда Кука" окружены кевларом - на каждый корабль идет 130 тонн этого дорогого, но прочного материала. Небольшая надстройка покрыта материалом, поглощающим радиолокационное излучение. Ниже ватерлинии эсминец защищен броней из высокопрочных магниево-алюминиевых сплавов. Для снижения подводной шумности к кромкам гребных винтов подается воздух. В результате образуется облако пузырьков, искажающее и сглаживающее гидроакустический "портрет" корабля.

Наконец, "Дональд Кук" оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой "Иджис" - помимо прочего, она объединяет средства ПВО всех кораблей, на которых установлена, в общую сеть, позволяя одновременно сопровождать и обстреливать сотни целей. На гранях надстройки эсминца размещены четыре огромные антенны универсального радара, заменяющего несколько обычных РЛС. Вместе с "Томагавками" в универсальных пусковых установках на носу и на корме ждут своего часа полсотни зенитных управляемых ракет разных классов.

Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только не с той стороны. Прилетевший к "Дональду Куку" российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы "Хибины". Сблизившись с эсминцем, "Хибины" выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных - короче, выключили весь "Иджис", как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. Потом еще одну и еще - всего 12 раз.

Когда бомбардировщик улетел, "Дональд Кук" поспешно направился в румынский порт приводить нервы в порядок. Больше он к российским водам не приближался. Американцы привыкли издалека, находясь в полной безопасности, перемалывать ракетами плохо вооруженные отряды каких-нибудь пустынных партизан. А если так не получается, они не играют.

Бойцы невидимого фронта

Чем сложнее радиоэлектронная система, тем легче нарушить ее работу методами и средствами радиоэлектронной борьбы. - рассказал начальник научно-исследовательского центра РЭБ и оценки эффективности снижения заметности военно-воздушной академии Владимир Балыбин. - Чтобы победить в современной войне, мало добиться господства в воздухе. Необходимо обеспечить еще и информационное превосходство.

Помимо "Хибин", отечественный ВПК выпускает много разных устройств, способных обескуражить как регулярные части противника, так и бандитов с террористами. ВДВ начали получать комплексы "Инфауна". Установленный на бронетранспортере или другой боевой технике, комплекс находит и глушит вражескую радиосвязь в КВ- и УКВ-диапазонах, "усыпляет" дистанционно управляемые фугасы. Они непременно взорвутся - но после того, как колонна российских военных пройдет над ними и удалится на безопасное расстояние.

Есть у "Инфауны" еще одна функция - размещенные по бортам машины оптические датчики засекают вспышки выстрелов и дают команду на постановку дымовой завесы, укрывающей колонну от огня. Комплекс защиты информации "Дзюдоист", помимо прочего, находит и обезвреживает электронные устройства, несанкционированно подключившиеся к каналам передачи данных.

Изделие "Лесочек" выполняет те же функции, что и "Инфауна", но гораздо более компактно - его можно носить в рюкзаке или чемоданчике. С таким кейсом удобно ходить на важные деловые переговоры - подслушать их не удастся самой продвинутой службе безопасности. Для бизнесменов есть гражданский вариант "Лесочка" - его можно смонтировать в багажнике "Мерседеса".

Если бы в УАЗике генерала Романова в 1995 году в Грозном работало изделие "Лесочек", подрыва машины командующего внутренними войсками могло и не случиться, - сказал Балыбин.

Основу радиоэлектронной защиты тактических соединений армии России составляет комплекс "Борисоглебск-2". В него входят автоматизированный пункт управления и четыре типа станций помех - в едином алгоритме они находят источники вражеской активности в эфире и глушат их.

Устройство "Житель" находит и блокирует спутниковые и сотовые телефоны, абонентские комплексы GPS-навигации. Свою эффективность оно доказало во время конфликта в Южной Осетии, дезориентируя грузинские беспилотники. В Чечне начальник факультета РЭБ воронежской военно-воздушной академии Владимир Хроликов боролся с террористами:

По всей территории у нас стояли станции слежения. Как только возникала активность в эфире, мы делали засечку и передавали ее артиллеристам. Джохара Дудаева, как вы знаете, уничтожила ракета, наведенная на сигнал его спутникового телефона. В Грозном специалисты РЭБ обезвреживали закатанные в асфальт радиоуправляемые фугасы.

Переоснащение стратегических ядерных сил России на новейшие средства РЭБ идет ускоренными темпами, заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. Если армия и флот в целом к 2020 году будут переоснащены на 70 процентов, то РЭБ стратегического потенциала обновят на все 100.

Средства РЭБ - это то, что позволяет нашему умному оружию действовать, а чужому умному оружию - заснуть. И это правильно, - заметил вице-премьер.

Вооружение

Ракетно-торпедное вооружение

  • 90 (1x61+1x29) - ПУ Mk 41 ;
  • КР Tomahawk RGM-109 ;
  • ЗУР Standard SM-2MR ;
  • ПЛУР ASROC RUM-139 ;
  • 2x4 - ПУ ПКР Harpoon RGM-84 ;
  • 2x3 - 324-мм ТА Mk 32 .

Артиллерийское вооружение

  • 1x1 - 127-мм/54 АУ Mk 45 ;
  • 2x1 - 25-мм/75 АУ Mk 38 ;
  • 2x6 - 20-мм/76 АУ Mk 15 ;
  • 4 (2x2) - 12,7-мм пулемёта.

Однотипные корабли

Arleigh Burke, Barry и др. - всего 62 ед.

Общие сведения

К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренным миноносцем УРО «Donald Cook», относятся:

  • Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.
  • Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.

Второстепенными задачами корабля являются:

  • Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;
  • Обеспечение морской блокады тех или иных районов;
  • Артиллерийская поддержка десантных операций;
  • Слежение за кораблями противника;
  • Участие в поисково-спасательных операциях.

Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренный миноносец «Donald Cook» способен вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.

По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История создания

Ракетный эсминец USS «Donald Cook» (DDG-75) - эсминец УРО типа «Арли Бёрк» («Arleigh Burke»). Построен на верфи судостроительной компании Bath Iron Works, расположенной на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн.

Закладка киля состоялась 09 июля 1996 года, 03 мая 1997 года спущен на воду, введен в эксплуатацию 21 августа 1998 года, введен в состав 04 декабря 1998 года. Был приписан к военно-морской базе Норфолк, штат Виргиния. Входит в состав 22-й эскадры Атлантического флота США.

Особенности конструкции

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготавливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты.

К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).

Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс». Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев. Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработавших газов.

Недостатки

Одним из недостатков эсминцев типа «Арли Берк» является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется 8 устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует, а ВМС сосредоточены на выполнении задач в рамках глобальной войны с террором. Сейчас ведется разработка ракеты Naval Strike Missile (Норвегия) и противокорабельной ракеты большой дальности компании Lockheed Martin, на которые возлагается немало надежд в противокорабельной борьбе будущего.

Энергетическая установка

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцt «Дональд Кук» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива. Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля). Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. На корабле имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на котором корабль способен передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминца «Дональд Кук» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Максимальная дальность плавания эскадренного миноносца «Дональд Кук» ,на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность плавания корабля была повышена до 4890 миль (9056 км). Дальность плавания миноносца на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность плавания эсминца «Дональд Кук» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев ВМС США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.

Модернизации и переоборудования

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии повышена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, была улучшена эффективность расходования топлива за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна.

Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровня кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих. С целью увеличения боевой живучести в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

История службы

Участвовали в нанесении ракетных ударов по Ираку с первого дня операции,операция «Свобода Ираку» 2003 году. В настоящее время эсминец «Дональд Кук» активно эксплуатируются в ходе дальних океанских походов и ежегодных учений ВМС США, а также в службе в Персидском заливе.

08 апреля 2014 года «Donald Cook» был направлен в Черное море. Как было сообщено, чтобы продемонстрировать поддержку союзникам Восточной Европы из-за событий на Украине, которые обеспокоены тем, что Россия наращивает свои войска на границах с Украиной.

10 апреля 2014 года, пройдя через турецкие проливы, эсминец вошел в Черное море. 12 апреля 2014 года над ракетным эсминцем 12 раз пролетел российский бомбардировщик СУ-24, который не был вооружен. 14 апреля 2014 года ракетный эсминец зашел в порт Констанца, Румыния, где его посетил президент Румынии Траян Бэсеску.

17 апреля 2014 года ракетный эсминец закончил визит в Румынию и покинул румынский порт. В настоящее время он находится в международных водах Черного моря. 24 апреля 2014 года покинул Черное море и взял курс на Средиземное море.

26 июня 2014 года прибыл в Дуррес, Албания. 07 декабря прибыл с визитом в порт Хайфа, Израиль.

26 декабря 2014 года во второй раз вошел в акваторию Черного моря. 28 декабря «Donald Cook» принял участие в совместных упражнениях с военно-морскими силами Турции, в которых принял участие фрегат TCG «Fatih» (F-242) класса «Yavuv» ВМС Турции. 30 декабря ракетный эсминец прибыл с визитом в порт Констанца, Румыния.

“Они внаглую припёрлись к нам в прихожую. Естественно, мы вежливо отреагировали: ребята, вас сюда никто не звал”.

Об инциденте с эсминцем США В Балтийском море и заявлении Керри по этому поводу говорят:

– директор Агентства аналитической информации “Русь Православная” Константин Душенов;
– военный журналист, писатель, полковник в отставке, член Общественных советов при Минобороны России и Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Баранец.

Полёт Су-24 над американским эсминцем

На днях американские СМИ сообщили, что 12 апреля в Балтийском море российские военные самолеты пролетели в непосредственной близости от корабля ВМС США, ракетного эсминца «Дональд Кук», на борту которого готовился к тренировочному полету польский вертолет. “Во вторник пара российских боевых Су-24, предположительно без вооружения, облетели вокруг “Кука” 11 раз. В один момент российский самолет находился в 30 футах (9,14 метра) от корабля” , – заявила представитель Пентагона полковник-лейтенант Мишель Болданза.

На российских самолетах не было вооружения. На американском корабле не отреагировали на инцидент.

Спустя несколько дней, в ночь на пятницу, 15 апреля, госсекретарь США Джон Керри заявил, что американская сторона “осуждает такое поведение” . “Это безрассудно, провокационно, это опасно. В соответствии с правилами ведения боевых действий, они (российские самолеты) могли быть сбиты” , - сказал дипломат в интервью телеканалу CNN Espanol. По его словам США не позволят «запугивать себя в открытом море».

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков в свою очередь отметил, что экипажи самолетов Су-24 при облете американского эсминца в нейтральных водах Балтийского моря соблюдали все меры безопасности. Он также указал, что маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США USS Donald Cook, примерно в 70 км от российской военно-морской базы.

Экспертные оценки:

Виктор Баранец

Заявление Керри всецело построено на эмоциях. Он не апеллирует ни к одному закону, ни к одной резолюции ООН. Керри совершенно не понимает смысла поведения кораблей и самолётов в международных водах. Его слова больше рассчитаны на амбиции, нежели на реальное понимание дела. Первое и главное правило – самолёты не должны облетать любое судно так, чтобы это привело к катастрофе или чрезвычайному происшествию. Было это? Не было. Всё остальное – близко, высоко, низко, на большой скорости, на малой скорости, пошла или нет волна – чисто американские эмоции, мыльные пузыри. Это явная попытка раздуть скандал из ничего, чтобы ещё раз дополнить образ агрессора, который они тщательно рисуют из России.

Заявление Керри о том, что американский эсминец мог открыть огонь и сбить Су-24 – безмозглое заявление. Потому что если бы эсминец открыл огонь по нашему самолёту, то второй самолёт уничтожил бы эсминец. И был бы абсолютно прав. Российские лётчики ни на йоту не нарушили ни одного международного правила. А если Керри знает такие правила, то пусть их покажет. Но их нет и быть не может. На какой высоте летает самолёт – это наше право, расстояние к эсминцу – тоже наше право. Лётчик выбирает курс, чтобы полёт был безопасным. Было нарушено хоть одно из разумных международных требований? Ни одного не было нарушено. Так что пусть Керри помолчит. Мы как летали, так и будем летать.

Теперь посмотрим на другие аспекты этого вопроса. Эсминец «Дональд Кук» уже приходил к нам весной 2014 года в Чёрное море. Известно, какой там позор случился, когда безоружный Су-24 обработал его системы электронной борьбы. Это стало национальным позором США, но им показалось мало. Теперь «Дональд Кук» пришёл на разведку в Балтийский регион… Да, он не залезал в территориальные воды России, но подходил к кромке российских территориальных вод, чтобы взять кое-какие разведывательные данные. Мы показали, что он под колпаком, что мы за ним следим, не слишком гуляй.

Мы несли вахту. По направлению к нам шёл корабль. Каждый раз когда корабль идёт по направлению к территориальным водам России, поднимается дежурное звено, которое должно вскрыть объект и контролировать его до тех пор, пока он не отойдёт на безопасное расстояние, не уйдёт в международные воды. Это нормальное боевое дежурство. Мы показываем американцам: всё, что вы здесь делаете, находится у нас под контролем. Эта единственная задача была прекрасно выполнена российскими лётчиками. Мы не собирались ни ломать радары, ни выпускать шасси, не разворачивать реактивную струю так, чтобы всех сдуло с палубы. Мы просто полетали вокруг «Кука» и будем летать впредь.

Когда мы идём в Атлантике и Тихом океане и пролетают американские самолёты, мы не паникуем, не трубим на весь мир, что нас обидели. Мы спокойно принимаем, что на нас прилетели посмотреть, идёт боевая учёба. За четверть века американцы выработали симптом вседозволенности: мы идём по морю-океану, все расступитесь, потому что мы – американцы! Ни хрена, американцы, мы с вами не будем считаться! Будете приходить, мы будем летать ещё ближе и ещё ниже, чтобы они знали, что на море все равны. Американцев надо приучить к тому, что стоит подчиняться международным правилам. Если что – будем и уничтожать корабли, но строго по существующим правилам. Залезет на 20 метров в наши территориальные воды, сразу и ракету, и торпеду получит в бок.

Константин Душенов

В ноябре 1983 года я был командиром ракетно-торпедной группы на нашей атомной подводной лодке с тактическим номером К- 324, которая, потерпев аварию неподалёку от берегов США, оказалась в достаточно сложной ситуации. Про нас некоторое время назад даже фильм сделали – «Загадка Чёрного принца». Мы столкнулись с американским эсминцем, намотали на винты их гидроакустическую систему военного назначения, оказались без хода, пришлось всплыть. Американцы нас всячески обложили, облетали и слева направо, и справа налево, и вертолётами, и самолётами. И это при том, что на тот момент, разгара «холодной войны», были договорённости на государственном уровне, что при встрече в Мировом океане наши корабли, самолёты не имитируют боевых манёвров. Боевое маневрирование было запрещено, потому что все находились с полным боекомплектом вооружения. Так, на нашей подлодке в моём заведовании находилось две торпеды больших с ядерными боеприпасами, две оперативно тактические ракеты с ядерными боеприпасами. Тогда американцы наплевали на договорённости и делали что хотели. Но сейчас и такой договорённости у нас нет. Штаты в своё время решили, что Россия слабая, нет никакого смысла продлевать подобные договорённости. Так чего они теперь плачут-то? Как хотим, так и летаем.

В конце концов, это американцы к нам припёрлись! Это же было в 30 милях от Балтийска, главной военно-морской базы нашей на Балтике. Их звал кто-нибудь? Я бы посмотрел, как американцы отреагировали, если бы атомный крейсер «Пётр Великий» оказался бы на расстоянии в 30 миль от баз у Джексонвилля. Или, например, вошёл бы в 30-мильную зону острова Гуам, который является главной боевой базой США в Тихом океане. Или подошёл бы к острову Диего-Гарсия, который является стратегической опорной точкой США в Индийском океане. Они внаглую припёрлись к нам в прихожую. Естественно, мы вежливо отреагировали: ребята, вас сюда никто не звал.

Так правильно реагировать мы стали после Крыма, с 2014 года. Первая подобная акция произошла с тем же самым «Дональдом Куком», когда он припёрся в Чёрное море. А самый известный случай такого рода произошёл в 1986 году, когда американцы решили нас проверить на вшивость. Американский корабль вошёл в Чёрное море и стал приближаться к Крыму. Тогда наши военные корабли были подняты по тревоге, и сторожевой корабль, по приказанию командования, совершил навал на американский крейсер. Если пользоваться автомобильными терминами, то подрезал его. Причём подрезал так, что произошло столкновение, на крейсере начался пожар и он вынужден был сбежать. Кстати, командир крейсера был подвержен взысканию в Штатах, за то, что он не выполнил боевого задания. И это не были наши территориальные воды, там бы крейсер просто уничтожили. Но, по мнению командования, американцы слишком близко подошли к нашим территориальным водам. За что поплатились.

И сегодня Россия ненавязчиво пытается американцам объяснить: вы за последние двадцать лет сильно расслабились, отвыкайте, учитесь стучаться, прежде чем входить, согласовывать свои планы с нашими, а если не хотите, то, как говорится, кто не спрятался, я не виноват.