Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

5 августа церковный. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почаевской иконы Божией Матери

«НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕМУ ЗАВИДУЕШЬ…» Елена Кучеренко Когда я только пришла в храм, я смотрела на православные семьи, особенно многодетные, любовалась ими и втайне завидовала. Больше всех мне нравились Игорь с Дашей и их пятеро детей. Тихие, улыбчивые и очень счастливые... Я не была тогда с ними знакома, но мне всегда хотелось подойти и «погреться» рядом. Есть такие люди. Вроде бы ничего необычного не делают, но от них исходит любовь. Не к кому-то конкретно, а просто «безотносительная» любовь, которая живет у них в сердце. Даже не вспомню, что они делали. Но рядом с ними всем было уютно и хорошо. Старшие дети у них были уже не маленькие, лет 13-14, но сами Игорь с Дашей вели себя как молодожены – они друг за другом ухаживали. Тихо, неярко, но как-то очень трепетно. Однажды я случайно подглядела, как Игорь сорвал ромашку и протянул Даше. А она расцвела, засветилась вся. Они всегда были внимательны друг к другу. Только Даша поднимает ребёнка на руки, Игорь сразу подхватывает, сам берет, чтобы ей не было тяжело. А она: «Я подержу, ты же устал. Отдохни». Они никогда не ругались и, казалось, были всем всегда довольны. Глядя на них, я вспоминала слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». То, что они всегда радовались – это точно. Не знаю, непрестанно ли молились… Но не просто пребывали на службе, как я. Они стояли перед Богом. И это было заметно. Мне казалось тогда, что у таких семей просто не может быть не то что бед, но даже проблем. У них всё всегда хорошо. Было, есть и будет. То, что они верующие, воцерковленные люди, добавляло мне этой уверенности. И я хотела быть такой же. А вместо этого стояла на службе беременная первой дочкой, злая и токсикозная. А кругом у меня действительно были одни беды и проблемы. Кто-то не уступил место, а мне же так плохо – что, не видно?… Кто-то случайно толкнул – непонятно что ли, что я и так еле стою… Потом на исповеди я стояла и ныла батюшке: «Да, грешна. Но никто меня не понимает. Носки… Чашки… А вот Игорь с Дашей… У них все хорошо». «Носки, говоришь, да – это серьезно, – грустно улыбнулся отец Евгений. – Игорь с Дашей… Ты с ними не знакома? Ничего, когда-нибудь познакомишься. Не знаешь, чему завидуешь!» Прошло время, и я действительно с ними познакомилась. Для Игоря и Даши это второй брак. Игорь и его первая жена Ирина поженились ещё на втором курсе института и очень любили друг друга. Иру вообще все любили. Маленькая, тоненькая, смешливая, она всегда была готова всем помочь и была душой компании. Знаете, есть такие люди, которые созданы для жизни. Из которых она бьет ключом… Потом родился сын Илюшка и казалось, счастью не будет конца. Но вдруг все закончилось. Иру насмерть сбил пьяный водитель, когда она шла за сынишкой в детский сад. Прямо на пешеходном переходе. В тот день у мальчика был день рождения, и дома его ждали подарки, гости и угощение. А вместо праздника к ним пришли горе и смерть. Все разделилось на «до» и «после»… Игорь остался с маленьким сыном на руках. И в какой-то жуткой, непролазной темноте. Не спасало даже то, что он был верующим человеком. Один раз он едва не покончил с собой – хотел прыгнуть с моста. Но как специально, мимо проходил какой-то старик, – рассказывал Игорь потом. – Наверное, по моему лицу все понял и сказал: «Не делай этого!» Игорь решил, что будет жить ради сына. И все у них будет хорошо! Но когда вечерами Илюшка – копия Иры, ложась спать, плакал и спрашивал: «Где мама?», – он не выдерживал и пил ночами на кухне водку. И часто ходил на кладбище. Рыдал и все спрашивал: «Что мне ему отвечать?!» Даша тоже часто ходила на кладбище. Уставшая девушка с огромными, грустными глазами. Она приходила сюда к мужу Юре. Иногда приводила с собой их с Юрой детей – мальчишек-двойняшек. И вместе они ухаживали за могилкой. Простой работяга, Юра при жизни был добряком и весельчаком. Как и Ира у Игоря. В Дашку Юра влюбился чуть ли не в пятом классе. А она, красавица и зазнайка, не обращала на него никакого внимания. Пока в 17 лет она не заболела гриппом – тяжело, долго, с осложнениями. Тогда-то Даша и разглядела Юрку, который, как рассказали врачи, «таскался в больницу каждый день и все выспрашивал – как она». Единственный из всех ухажёров. Через год они поженились. Юра с Даши буквально пылинки сдувал. И то, что у них уже пять лет не было детей, ничуть его не смущало. «Все у нас получится, вот увидишь!» – повторял он с улыбкой. Радостное известие о долгожданной беременности пришло почти одновременно с другим – страшным. У Юрки рак желудка. Даша до последнего ухаживала за мужем. А он до последнего улыбался, говорил, что все будет хорошо, и гладил её долгожданный живот. Двойняшки Вася и Ваня родились уже без него. И для Даши, и для Игоря все тогда закончилось. Они кое-как существовали только ради своих детей. Странно, даже как-то неестественно, но их новая жизнь, которую они не ждали, началась на том кладбище. Как будто смерть дала свежие, живые ростки. Именно там познакомились их мальчишки – Илюшка, Вася и Ваня. Дети есть дети. Им везде хочется дружить, играть, жить. И познакомили родителей. «Папа, это тётя Даша, она угостила меня конфетой», – потянул Илюша к ней Игоря. Домой шли вместе. Делились друг с другом своим горем. А впереди бежали их сыновья. Игорь помог Даше донести сумки, а она пригласила их на чай. И говорили… говорили… Со временем из дружбы и желания поддержать друг друга, прислониться, чтобы не упасть, согреться, чтобы не заледенеть, возникло нечто большее. Не сразу – нет, конечно. Им ещё многое предстояло пережить. Даша помогла Игорю бросить пить. После смерти Иры у него случались запои. У него были срывы – страшные. Он мог пропасть на несколько дней. И тогда Даша забирала Илюшу к себе. Раньше это делала мама Игоря, но она умерла. Два раза Даша лежала в неврологической клинике. Первый – ещё давно, после смерти Юры. Второй – после очередного запоя Игоря. Она уже понимала, что любит, и боялась потерять. Тогда Игорь взял к себе её двойняшек. А потом пришёл в храм к отцу Евгению и, плача, пообещал ему и Богу, что пить больше не будет. Он тоже уже многое понял. Где-то через год отец Евгений их обвенчал. И сейчас у Илюшки и двойняшек Васи и Вани, есть еще две сестренки – Наденька и Полина… Кто бы мог подумать, глядя на них, светлых, окружённых толпой радостных детишек, через что им пришлось пройти. А скольким людям мы завидуем, не догадываясь, как и чем они живут…. Я не знаю, зачем Господь посылает такие страшные испытания. Это известно только Ему. Но теперь я понимаю, почему Игорь и Даша такие счастливые. Потому что счастье зыбко и может закончиться прямо сейчас. И нужно ловить каждую его секунду. Они это знают. Я понимаю, почему рядом с ними хочется согреться. Они спешат дарить тепло человеку, потому что завтра этого человека может не быть. Они это пережили. Они не раздражаются, как я по мелочам, и не мчатся куда-то в бессмысленной суете. Потому что, пройдя боль, страх и ужас, они познали, что настоящую цену в этой жизни имеют только любовь и вера. И они действительно стоят перед Богом. Потому что как никто знают, что всё в Его руках…

5 августа церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери, которая является одной из самых важных святынь в православии. Ее знают практически все славянские народы: русские, болгары, сербы и др. Однако иконе поклоняются и христиане других исповеданий.

Почаевская икона Божией Матери – значимая святыня для всех славянских стран. Уже практически 4 века она находится в Почаевской Лавре. Этот образ является чудотворным.

В монастырских книгах описано множество случаев, когда верующие, обратившиеся с молитвой об избавлении от болезней, освобождении из плена или наставлении грешника на путь истинный, получали желаемое.

По старому стилю праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери выпадал на 23 июля. Он был установлен в честь спасения Успенской Почаевской Лавры от осады татар в 1675 году, когда длилась Збаражская война.

Чудо иконы, почитаемой православными 5 августа

В 17 веке Польшей правил король Ян Собесский. Татарское войско, возглавляемое ханом Нурредином, через Вишневец подошло к Почаевской обители со всех сторон. Не удивительно, что от подобного нашествия у обители не было защиты, да и сами здания не могли надежно укрыть осаждаемых.

Не имея никакой надежды на избавление, игумен Иосиф Добромирский предложил всем, кто находился в обители, обратиться за защитой к небесам. Были вознесены молитвы Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

Когда турки совещались по поводу окончательного штурма, осажденные стали петь акафист Божией Матери. Как только они произнесли слова «Взбранной Воеводе», над храмом появилась Пречистая Богородица в окружении ангелов небесных с обнаженными мечами. Рядом с ней был преподобный Иов, который постоянно молился о защите обители.

Татары приняли увиденное за появление привидений и стали отстреливаться. Однако стрелы летели в них же самих. Ужас охватил людей, и они обратились в паническое бегство, бездумно убивая друг друга. Защитники организовали погоню и взяли много пленных. Некоторые из татар позднее сами стали христианами и до конца жизни остались в обители.

5 августа православная церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери

На этом бурная история Почаева не заканчивается. В 1721 году его заняли униаты. И все же в таких условиях православная святыня продолжала творить чудеса.

В то время случилась одна история. Николай Потоцкий, граф-униат, обвинил своего кучера в том, что по его вине взбесились лошади и перевернули коляску. Наказанием за такой проступок была смерть. Граф нацелил пистолет на несчастного, а кучер обратился за защитой к иконе Почаевской Божией Матери.

Несколько раз униат нажимал на курок, однако была осечка. Граф был так этим впечатлен, что все свое имущество отдал на устройство обители. В результате появился Успенский собор и братский корпус.

Когда Почаев вновь стал православным, случилось еще одно чудо: прозрела слепая девочка Анна Акимчукова, которую к святыне привела 70-летняя бабушка. Они жили в Каменец-Подольском, который был в 200 верстах.

Представляем праздники 5 августа в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты пятого августовского дня последнего месяца лета. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 5 августа, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом летнем дне.

Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах августа месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.

Праздник - это определенный отрезок времени (обычно 1 день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).

Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:

Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;

Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;

Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее).

Праздники 5 августа - даты и события

День Почаевской иконы Божией Матери

День Трофима Бессонника

Международный день светофора

День разглядывания горизонта

День распрямившегося штопора

День пьяного курсанта

Именины - у Трофима, Феофила

Трофим Бессонник

Тринадцать мучеников, погибших за преданность христианской вере на рубеже 3-4 веков, чествуют в этот день, но назван праздник лишь в честь двух из них – святых Трофима Феофила.

Те гонения случились, когда правил Диоклетиан. Тринадцать христиан не стали отрекаться, по требованию языческого суда, от своей веры и отказались приносить жертвы идолам, за что их подвергли множеству мук, в завершение всего перебили им ноги и решили сжечь в огне, из которого они, к ужасу и удивлению своих мучителей не только вышли на здоровых ногах, но и нисколько не тронутые пламенем. Тогда их казнили проще – отсечением головы.

Народное название дня – Бессонник – возникло по той причине, что земледельцы в эти предосенние дни, почти не отдыхая, работали, почему и сложили такие поговорки-пословицы: «Идет работа - спать неохота», «В страду одна забота - не стояла бы работа», «Хорошему хозяину и день мал», «Жать - не дремать».

Правда, возникали возможности и подсластить труды – налились спелостью малина да калина, потому иное название дня - Калинники-Малинники, говаривали: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

Калину любили по трем причинам – медонос, идет в пищу, целебна. Кора ее шла в настой, который народная медицина считала средством, способным остановить кровотечение, судороги и лечить нервные заболевания.

Чтобы укрепить силы, победить авитаминоз, помочь желудку – следовало употреблять ягоды калины. Они же были хорошим мочегонным. Цветы калины собирали, чтобы приготовить лечебный настой для лечения заболеваний кожи.

Хозяйки же любили калину и потому, что мармелад и пастилу готовили именно с ее соком (желирующее вещество).

Конечно, калина несколько уступала другой ягоде – душистой малине, богатой витаминами и прочими полезными веществами. Ею лечили простуду, пили с ее листиками чай, прибавляли в вино, готовили замечательное варенье да компот вкуснейший.

Трофим - бессонник, пора усиленных работ, страды.

На Трофима - калинники-малинники. С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь.

Пора усиленных работ - страда. «Хорошему хозяину день мал». «Долго спать - добра не видать». Заканчивается уборка озимой ржи. 5-10 августа - прищипка помидоры. Для лучшего созревания ее опрыскивают марганцовкой.

В страду одна забота - не стояла бы работа. Если идет работа - спать неохота.

Праздники 5 августа церковные - Почаевской иконы Божией Матери

Русская православная церковь имеет немного самых знаменитых и почитаемых икон. Почаевская икона Божьей Матери - именно такая. Ее почитают не только в России, но и за границей, и не только православные христиане, но и сторонники других ветвей.

Почаевская обитель является древним оплотом православия. Икона обладает чудотворными свойствами. От нее зафиксировано множество чудес - излечения недугов, освобождение от плена, покаянии грешников и обращении в истинную веру.

Во время войны с турками в 1675 году только молитвы и обращения к иконе помогли выстоять – турки не решились на штурм Лавры, хотя обитель никем не охранялась. Остановило их видение Божией Матери с небесными ангелами, хотя татары приняли его за привидение.

Но факты таковы – стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их выпускал. Некоторых татар даже взяли в плен - впоследствии они обратились в христианскую веру и остались в обители.

Праздники 5 августа - Международный день светофора

Дата для праздника выбрана неслучайно. Именно 5 августа 1914 года в американском городе Кливленд появился предшественник современного светофора. У него были красные и зеленые фонари, а при переключении такой «светофор» издавал звуковой сигнал.

Правда, стоит сказать, что самый первый светофор был изобретен в XIX веке британцем по имени Джей Найт. Изобретенный аппарат был установлен в 1868 году около здания парламента в Лондоне. Но стоит сказать, что через 3 года такой «светофор» взорвался, в результате чего был ранен полицейский. Естественно, устройство использовать после этого запретили.

пустя 50 лет, в 1910 году, было разработано и запатентовано светофорное устройство, в котором находились два цветных фонаря. А вот, трехцветный светофор появился только в 1920 году в Детройте. С течением времени светофоры стали приобретать популярность в других американских городах, а уже потом распространились в Европе.

Что касается России, то здесь светофор появился в январе 1930 года. Его установили В Санкт-Петербурге на углу Литейного и Невского проспектов. Затем в декабре на углу Кузнецкого моста и Петровки в Москве установили еще один светофор.

И третьим городом, в котором появился светофор, стал Ростов-на-Дону. Интересно, что в 2010 году в Перми открыли памятник светофору. Кстати, данное событие было приурочено к Международному Дню светофора.

Праздники августа - народные приметы, поговорки, суеверия...

Макринин день. Макриды. Смотри осень по Макридам. Макрида мокра - и осень мокра, суха - и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются. "Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму".

День Макриды считается важным и для будущего года. "Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь".

Илья Пророк. Ильин день. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

Перестают купаться в реке. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос, начинается жатва.

День Онисима. День Семена-Летопроводца. Это был день, когда постепенно начинали прощаться с летом. Крестьяне 3 августа сеяли озимые, собирали яблоки в садах. Были и приметы, характерные для этого дня!

Гроза на Семена – осень будет долгой Громко кричат сороки. 3 августа – будет очень теплая погода зимой Большие кучи на муравейниках – ожидай холодной зимы.

Сильные росы 3 августа – будет плохой урожай льна.
Если человек родился 3 августа, то его талисманом является подсолнух.
Говорят, что такие люди, по приметам, всегда стремятся идти по солнцу точно так же, как и указанный цветок.

Мария Магдалина. "Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марию вынимают цветочные луковицы". Есть у этого дня еще одно название - Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.

День Трофима-Бессонника. Говорили: «Хорошему хозяину и день мал». Не принято было спать допоздна в этот день. Тем более что ночи к 5 августа и так становились длиннее – важно было успеть выполнить все работы о наступления сумерек.

Именно 5 августа обычно начиналась страда – работы у крестьян было более чем достаточно. К тому же, в лесу к 5 августа поспевали ягоды, и отправлялись их собирать.

Если человек родился 5 августа, то ему покровительствует тополь. Говорили, что в трудную минуту нужно подойти к своему дереву-талисману и обнять его. Это поможет успокоиться и найти правильное решение конкретной проблемы Нельзя сегодня долго спать – примета к тому, что не успеешь закончить все работы.

Борис и Глеб Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб".

Какой будет погода 6 августа, если день выпадает на Полнолуние – такой, по приметам, она и будет всю вторую половину августа.

Чайки часто на воду садятся – жди дождя.

На поле 6 августа выезжать нельзя – приметы говорят, что пожар будет. Говорили, что молний в этот день много, и они могут поджечь стога.

Анна Холодница, зимоуказательница. Если утренник холодный, и зима холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда - такова зима после декабря.

Светло и тепло 7 августа – примета к тому, что зима будет без большого количества снегопадов, и наоборот.

День Ермолая. Крестьяне 8 августа начинали ранний сбор яблок, но есть их еще нельзя, поскольку принято было дожидаться Яблочного Спаса.

Кроме того, к 8 августа поспевал ранний картофель, из которого готовили оладьи, котлеты, винегрет, окрошку – такие блюда украшали крестьянский стол в жаркий день. Подавали 8 августа картофель говядиной и даже селедкой с сухарями. Мухи 8 августа кусаются и становятся назойливыми – нужно ждать дождя.

Пантелеймон Целитель. Пантелеймон Зажнивный, предосенний сбор лекарственных трав. Никола Кочанский - вилки в кочан завиваются.

День памяти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. День апостола Прохора. Прохоры и Пармены - не затевай мены. Выкапывают луковицы тюльпанов. Начинает увядать картофельная ботва.

Калинник. Крестьяне в северных губерниях говорят: "Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом". Мрачное туманное время неблагоприятно для пчел. Пасечники замечают: "В мороки пчеле ходу нет".

День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых - рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно. "Святой Сила прибавит мужику силы". "На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба)".

Евдоким. Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный". В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.

Первый Спас. Первые проводы лета. Медовый Спас - заламывают (подрезают) соты. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края ласточек и стрижей".

На первый Спас и нищий медику попробует". "Ласточки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)". "Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки".

Степан Сеновал. К этому времени в лугах отрасла отава - "второе сено". Начинают косьбу: "И отавка сену прибавка". "Отава - осеннее сено, летнее прибережет". "Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь". По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь-январь.

Исаакий и Антон Вихровей. Каков Вихровей, таков и октябрь. Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон - будет злющая зима с толстым снегом на дома. "Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)".

Евдокия. Авдотья Малиновка. Авдотья Огуречница. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Авдотья Сеногнойка - дожди губят сено. "Семь отроков семь дождей несут".

День Дорофея. В народе примечали, что в это время начинает цвести овсяница, сон-трава, которую также называли прострелом. Хорошая погода на день Дорофея – будет хороший урожай зерна. Ветер дует в этот день августа с восточной стороны – лето будет ветреным и дождливым.

Преображение. Второй Спас. Большой крестьянский праздник. Яблочный Спас - массовое созревание яблок. Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. "Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)".

День Марины-Пимены. После Марии-Пимены в лес за малиной больше не ходят. В народе 20 августа отмечали наступление осени и постепенное завершение лета. 20 августа на столе обязательно были пироги с малиновой начинкой – этим отмечали завершение лета.

Аисты уже готовятся улетать на зимовку – осень, по приметам, будет холодной. Утренний туман после восхода солнца 20 августа рассеивается достаточно быстро.

Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь".

День Матвея (Матфия). Говорили, что на Матвея вода в реках и озерах остывает – в воздухе уже начинает чувствоваться осень. Нужно посмотреть на воду в полдень 22 августа. Если она тихая, то осень тоже будет спокойной, а зимой вьюг практически не будет.

День Лаврентия. Воды стынут. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима - без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень.

День Евпла. Евпатия Коловрата. Замечали, что в этот день с деревьев постепенно начинают осыпаться листья. В народе день Евпла, 24 августа, считался одним из самых страшных. В народе говорили, что в этот день по болотам скачет конь, который пытается отыскать своего всадника, погибшего и выпавшего из седла.

День памяти мучеников Фотия, Аникиты и других. Это был день уборки на поветях - это помещение под навесом в крестьянском дворе для хранения хозяйственного инвентаря.

В этот день говорили: «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает - на поветь зовет», - а там все хозяйское сокровище запрятано. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону, нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».

День памяти святителя Тихона. В этот день прибирались в сараях и погребах - все должно быть готово к хранению нового урожая. Считалось, что святитель Тихон Задонский, покровитель этого дня - помощник при избавлении от «всякого уныния».

В этот день обходили дом с иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец», именуемой также «Страстная».

Михей. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет - то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде.

"Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". "На Михея дуют ветры-тиховеи - к ведренной осени".

Успение, важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени.

День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай".

Третий Спас. Спожинки. Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. После третьего Спаса улетают последние ласточки. "Хорош третий Спас - зимой будет квас".

День памяти Мирона. В это время начинаются листопады, а птицы улетают в теплые края. Опадают 30 августа листья с березы, вяза, черемухи, липы. Последний журавль улетел 30 августа – значит, на праздник Покрова будет достаточно холодно.

День Фрола и Лавра, покровители лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты - год будет урожайным.

"На Фрола и Лавра лошадиный праздник". "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра". Последний срок озимого посева. Начинаются вечерние "засидки" (бабьи работы в избах при огне).

Праздники 5 августа 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов... - церковные и государственные, знаменательные даты и памятные события, приметы...

Праздники 5 августа 2015 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2016 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2017 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2018 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2019 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2020 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2021 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2022 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2023 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2024 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2025 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2026 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2027 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2028 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2029 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2030 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2031 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2032 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2033 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2034 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2035 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2036 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2037 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2038 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2039 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2040 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2041 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 5 августа 2042 - церковные, события, даты, какой день

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Православной Церкви, и празднуется

Эта икона известна везде и ее почитают в Украине, России, Боснии, Сербии, Болгарии и др. Поклоняются этой иконе и христиане других вероисповеданий.

В Почаевской Лавре , древнем оплоте Православия, чудотворная икона находится около 400 лет. Чудеса, исходящие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых болезней, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады в 1675 году.

Летом в 1675 году во время Збаражской войны с турками, во время царствования польского короля Яна Собесского, полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредини подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для врага. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, а игумен велел петь акафист Божией Матери . С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица ,с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери , кланялся Ей и молился о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова , но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил врага. В паническом бегстве они убивали друг друга. Защитники монастыря пустились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

* День победы и отечественной благодарности в Хорватии (Праздники Хорватии).

* Фестиваль искусств «Фриндж» в Эдинбурге (Праздники Великобритании).

  • Церковные православные праздники 8 октября
  • Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
  • Сергей Капустник
  • Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

8 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 8 октября

Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской

Праздник двух святых Евфросиний. Одна из них была родом из г. Александрии и жила в V веке. 38 лет провела в мужском монастыре под именем Измарагд. Вторая (имя при крещении – Феодулия) вела подвижницкую жизнь в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери. Жила в XIII веке.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийские и витийские, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись:

«Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении, и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила, не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:

«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен:

«Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь».

Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала:

«Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!».

Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:

«Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Евфросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

Сергей Капустник

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

День чествования величайшего подвижника (игумена) земли Русской, основателя Троицкого монастыря под Москвой и других храмов. Сергий Радонежский считается преобразователем монашества в Северной Руси.

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы.

«Если враги хотят от нас чести и славы, - сказал ему Преподобный, - дадим им; если хотят злата и серебра - дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить».

Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие ко смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

Вспоминание церковью события по перенесению святых мощей Казанского архиепископа Германа из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Это произошло в 1592 году.

Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок.

Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещеваниями. -

«Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором.

Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.